Икона
методическая разработка

Румянцева Ольга Валерьевна

Разработка урока ОРКСЭ по теме "Икона". Модуль "Основы православной культуры".

В разработку урока входят технологическая карта урока, рабочий лист и презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока №15

Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы православной культуры.

Класс

4

Тема урока

Икона

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

сформировать представление о том, что такое православная икона, особенностях изображения,  её значении в жизни христианина;  мотивировать на понимание взаимосвязи иконы и молитвы.

П.- актуализировать имеющиеся знания и представления; содействовать пробуждению познавательного интереса к изучаемой теме; расширить кругозор, развивать умения извлекать информацию из текстов,

на основе обобщения знаний делать выводы.

Р. - развивать умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

К. - развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание на основе поставленной задачи; оформлять свои мысли в устной речи, используя термины и понятия; работать в группе.

содействовать формированию мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; развивать положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока; воспитывать духовно-ценностное отношение к иконе; содействовать формированию духовно-нравственных качеств.

Цель урока

Создать условия для формирования представления о православных иконах.

Тип урока

Урок открытия нового знания

Основные понятия, изучаемые на уроке

 Икона, иконопись, иконописцы, лик, образа, оклад, темпера, чудотворная.

Средства ИКТ, используемые на уроке

Мультипроектор, экспозиционный экран, компьютер,  мультимедийная  презентация (приложение 1),

рабочий лист (приложение2), кейсы для практической работы (приложение 3).

учебник «Основы православной культуры» 4 класс Изд.»Просвещение»

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Изображения икон «Иисус Христос. Господь Вседержитель», «Владимирская Богоматерь», «Албазинская икона Божией Матери Слово плоть бысть», «Троица»;

Видеофильм «Албазинская икона Божией Матери Слово Плоть Бысть»  https://www.youtube.com/watch?v=NNBE4ekoG2A 

 Яндекс.Картинки.  Православные иконы https://yandex.ru/images/search? )

Организационная структура урока

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Формы, методы, приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Актуализация знаний.

Фронтальная. Словесный.

Беседа.

Наглядный.

Просмотр презентации.

Диагностика  и коррекция эмоционального состояния учащихся.  Проверка готовности учащихся к уроку.  

   

 - Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу тепло своей души.  Начнем урок!

   

- Как называется храм в нашем городе? (Храм Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа)

- Кому приходилось бывать в нашем Храме? Что вам особенно запомнилось

Ученики отвечают.

  1. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

- Прослушайте стихотворение.

Маленькое чудо                             И согреют душу

стоит в уголке.                               Взгляд и образ их.

Маленькое чудо                            Люди, обратитесь,

смотрит в тишине.                         Помолитесь им!

Не пройдешь ты мимо,                 И сойдет к вам милость

Не взглянув на них!                       Божья с небес,

Божьей матери с младенцем         И придаст вам силы

Добрый милый лик!                      И спасенья крест!

                                                               Гонышева О.В.

- О чем это стихотворение? ( об иконе)

- Где мы можем увидеть икону?

- Кого изображают на иконах?

- Определите тему урока.

- Правильно, тема урока «Икона»

Один ученик читает стихотворение наизусть.

Отвечают на вопрос

Записывают в РЛ

Отвечают на вопрос

Отвечают на вопрос

Готовят РЛ для работы

  1. Постановка учебной задачи

Словестный

Помогать нам на уроке будет Рабочий лист , он лежит у вас на столах.

- Прочитайте стихотворение еще раз и ответьте на вопрос, почему икону называют чудом?

- Что такое икона?

- Что такое оклад на иконе?

- Кто такой иконописец?

- Для чего нужны иконы?

- На все ли вопросы вы смогли ответить?

 

- Сформулируйте задачи урока.

Узнать:

что такое икона,

какое значение имеет икона для христианина,

как создается икона

чем отличается икона от картины.

Читают самостоятельно

Отвечают дают варианты ответов

Формулируют задачи

  1. Построение проекта выхода из затруднения

Фронтальная. Словесный.

Беседа.

Наглядный. Демонстация

Наглядный

Просмотр видеофильма об иконе

Словестный

Беседа

Работа с учебником. С 52.

- Прочитайте первую часть статьи , пользуясь приемом «Инсерт»

- Какая информация оказалась вам знакомой, о чем вы прочитали впервые?

- Итак, что же такое икона? 

       Издревле, церкви на Руси были деревянными, так как основным строительным  материалом были деревья, лесов на Руси много. Церкви украшали расписанными деревянными досками. Их называли иконами это картины, изображающие святых и эпизоды из Библии. А «Икона» в переводе с греческого обозначает «образ», «изображение». На Руси иконы так и называли – «образа».

-       А теперь, давайте обратимся к словарю и найдем в нем значение слова лик

     Лик -  изображение лица святого на иконе.

Возникает вопрос – как появилась первая икона?

 РАБОЧИЙ ЛИСТ. ( Как появилась первая икона)

 - Как вы думаете все иконы так создаются?

- Не все иконы были созданы нерукотворно, остальные написаны людьми.

- Как называют человека , который пишет иконы? Если этот вопрос вызывает у вас затруднения, то обратимся к рабочему листу.  

РАБОЧИЙ ЛИСТ. (статья «Как писали древние иконы»)

- Как называют человека , который пишет иконы?

- Какие краски используют для написания икон?

- Какое значение имеет цвет на иконе? Ответ в РЛ.

- Обратимся еще раз к стихотворению.

- Кто такая Божия Матерь? (типы икон на слайдах)

- Как ее называют по-другому?

- Совершенно, верно. Дева Мария, Пресвятая Богородица, Царица Небесная – земная мать Иисуса Христа.

- На Руси очень любили образ Богоматери. В каждом храме есть иконы Богородицы. Существует множество разнообразных икон Божией Матери, они имеют свои имена: Смоленская, Казанская, Владимирская и другие. У каждой своя история. Люди почитают Богоматерь как Девы и Матери, как Заступницы и Молитвенницы за род человеческий.    

-  А знаете ли вы, что в православии насчитывается около 400 икон с изображением Богородицы?

-Одна из них  у нас  в Амурской области. Это очень почитаемая икона Божией Матери–  икона Албазинской Божией Матери Слово плоть бысть. Своё название она получила от крепости Албазин (ныне — село Албазино) на Амуре, основанной в 1650 году Ерофеем Хабаровым.  Второй частью названия служат слова из Евангелия от Иоанна «И слово плоть бысть» («И слово стало плотью»).

Просмотр видеофильма

- Как вы думаете, чем сверху закрыта икона Албазинской Божией Матери?

- Это оклад. Христиане верят, что оклад — это не простая декоративная деталь на иконе, а важнейший символ веры, очищения души, благодати. Все в иконе имеет свою символику. Например, золото — символизирует сияние Бога, Божественное свечение, а иконная доска символизирует крест, на котором был распят Иисус Христос

   

- БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ считается чудотворной иконой

1395 год.  Миновало всего 15 лет с Куликовской битвы, Русь была сильно ослаблена сражениями и междоусобными войнами. Но перед вратами Москвы уже стоял еще один серьезный враг – жестокий Тимур Тамерлан. Москвичи слезно упросили перенести чудотворящую икону в осажденный город. Образ Марии встречали как единственную надежду на спасение, преисполнившись благочестия и покаяния. А в ночь прославленный завоеватель увидел сон, в котором ему явилась прекрасная дева в окружении ангелов, приказавшая отступить от Москвы. Поутру хан призвал мудрецов, которые и объяснили ему, что это знамение Царицы Небесной и заступницы земли русской. Впечатленный и напуганный Тимур приказал отступить от Москвы.

- Считается, что эту икону написал евангелист Лука .

- Знаете ли вы имена русских иконописцев?

- Одним из великих русских иконописцев был Андрей Рублёв. Никому не известно точно, когда он родился. Условно считают в 1360 году, умер в 1430. Самая известная икона А. Рублёва «Троица». Давно это было: жил в монастыре монах Андрей. Иконы писал чудесные, что радостно было молиться перед ними Богу. И вот задумал он написать добрую и светлую икону: изобразить самого Бога в образе святой Троицы (Бог Отец, Сын Божий и Святой Дух).

 - Прочитайте о нем в рабочем листе

.

Отвечают на вопросы.

Читают статью

Отвечают на вопросы.

Читают о том, как пишут иконы, о цвете на иконах.

Отвечают на вопрос

Наблюдают, рассматривают изображение

Отвечают на вопрос

Просматривают видеофильм

Рассказ подготовленного ученика

Дают варианты ответов.

Читают в РЛ

Физкультминутка

Колокольня – это башня, где звонят колокола,

Нас зовя от дел домашних на духовные дела.

И в небо стая голубей взметается стрелой,

И крыльями меня обнял Ангел-хранитель мой.

Выполняют наклоны влево, вправо

Исследовательская работа

 - Ребята, как вы думаете , икона и картина – это одно и тоже или нет?

- Вам предстоит выполнить исследование и выяснить чем икона отличается от картины.

- Прочитайте стать. В учебнике на с 52-55 и заполните таблицу. У каждой группы своя таблица и слова -помощники. Из разбросанных слов составьте вывод.

Работа в группах.     4 группы                                                                                          

Каждая  группа составляет из разбросанных слов вывод:

  1. В иконе главное духовное состояние
  2. На иконе изображены лики святых
  3. Икона подчеркивает глаза
  4. Главное в иконе – свет

- Определите на слайдах, где икона, а где картина.

Работают со статьей в  учебнике, заполняют таблицу

КЕЙСЫ (приложение 3)

Ученики проговаривают вывод, он появляется на слайде.

Слайд

Определяют , говорят ответы

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Фронтальная. Словесный. Беседа

Итак, ребята, как бы вы теперь ответили на вопросы, поставленные в начале урока?

  • Что такое икона? Как по - другому можно назвать иконы?
  • Как называются краски для росписи икон?
  • В какой последовательности пишут иконы?
  • Все ли могут писать иконы?
  • Чем еще их украшают?
  • Существует ли связь иконы с молитвой?

Отвечают на вопросы

6. Рефлексия

Индивидуальный

Практическая работа в РЛ

Словестный

 -  А сейчас вы поработайте самостоятельно, прочитайте задание в РЛ. Установите соответствие определений с понятиями с помощью стрелок.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание, учитель в это время вывешивает на доске определения понятий.

        -  Выполнили? А теперь сравним с тем, что на доске.

-Кто допустил ошибки, исправьте.

- Какое значение имеет икона для православного христианина?

- Кому и о чем молятся православные, стоя перед иконой?

- Почему икона так необычна? Зачем изображают невидимое?

Выполняют задание в РЛ

Отвечают на вопросы

7. Итог урока

- Итак, ребята, все ли задачи урока мы решили?

- На все вопросы нашли ответы?

- Был ли вам полезен урок и чем?

     

.

Отвечают на вопросы



Предварительный просмотр:

Установи соответствие

Икона -

изображение лица святого на иконе

Темпера -

декорирование иконы способом накладывания металлического узора

поверх рисунка

Образа -

картины, изображающие святых и

эпизоды из Библии,  в переводе

с греческого обозначает «образ», «изображение»

Лик -

краска для написания икон,

эмульсия из воды и яичного желтка

Оклад -

церковное искусство написания икон

Иконопись -

так на Руси называли иконы

Иверская икона Божией Матери

Тема ……………………………………………………….



Предварительный просмотр:

            Как  появилась первая икона

    В древние времена тяжело заболел правитель одного из городов князь Авгар. Но ему открылось, что излечение произойдёт, если он увидит лицо Иисуса Христа. Он послал придворного живописца найти Христа и написать Его образ. Художник отыскал Иисуса, но выполнить портрет не смог по «причине сияющего блеска лица Его».

На помощь пришёл сам Господь. Он взял у художника кусок ткани и приложил к Своему Божественному лицу, отчего на ткани, силою Благодати, запечатлелся его Образ. Когда Авгар увидел этот Образ – первую, самим Господом Сотворённую икону, и с верою приложился к нему, то получил полное исцеление. Икона так и называется «Спас нерукотворный».

Цвет в иконе

Основной цвет в иконе золотой, он символизирует цвет царствия Божия, Божие присутсвие, свет вечности и благодати.

Следующий цвет — белый. Белый цвет — символ Божественного света, свечения.

Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира.

Красный — один из самых заметных и часто встречающихся цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, огня, животворной энергии.

Картинка 1 из 6861                       Картинка 1 из 9477                         

Казанская икона         Смоленская икона    Владимирская икона

 Божией Матери            Божией Матери        Божией Матери

Одним из великих русских иконописцев был Андрей Рублёв. Никому не известно точно, когда он родился. Условно считают в 1360 году, умер в 1430.

                                                                                                                             «Троица»                  

                             Как  писали древние иконы

   Их писали на деревянных досках. Из всех пород дерева предпочитали липу и сосну. Доску сушили и выравнивали. Мастер-иконописец наклеивал холстину (ткань) ПАВОЛОКУ на доску, поверх накладывали грунт (ЛЕВКАС) из рыбьего клея и толчёного мела, а потом полировали до блеска. Краски делали из травы, цветов и полудрагоценных камней, растёртых в порошок, который смешивали с квасом и добавляли яичный желток. Краска называлась ТЕМПЕРА. А потом плавили янтарь и покрывали икону. Получалась плёнка, которая держится веками.

Перед началом работы иконописец долго постился, накануне ходил в баню, облачался в чистую рубаху, возносил молитву Богу, спрашивая у него благодати за свои труды.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТАЙНА ДРЕВНИХ ИКОН

ТАЙНА ДРЕВНИХ ИКОН...

Тайна древних икон (часть 2)

В предыдущем файле "Тайна древних икон"  находятся репродукции, здесь - текстовый документ с презентацией....

Презентация по литературе по учебнику Коровиной В. Я. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" Житийная икона

Презентация по литературе для урока в 8 классе по теме "Повесть о Петре и Февронии Муромских". Житийная икона, которая отражает всю повесть; Она разбита на кадры, раскрывая их, читаем с учащимися "Пов...

7 кл. Литература. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" Комментарий к презентации "Житийная икона"

К уроку литературы в 7 классе по учебнику Коровиной В. Я. "Житийная икона" "Повесть о Петре и Февронии Муромских"...

Творческая мастерская "Икона в творчестве А.С.Пушкина"

Данная мастерская поможет учащимся увидеть в великом русском гении глубоко православного человека. На уроках литературы мы берем только основные мотивы творчества А.С.Пушкина, а в процессе мастерской ...

Как разговаривает икона

Урок поможет познакомить учащихся с изготовлением древнерусских икон, поможет постичь глубину духовного содержания иконы...

«Прообраз иконы Казанской Божьей матери в жизни женщин России»

Классный час проведен в 5-А классе перед праздником "4 ноября- День Единства и Согласия"...