Проект " Технология управления методической работой в общеобразовательной организации".
проект

Дуганец Алина Сенгиевна

В проекте раскрыта технология управления методической работой  в общеобразвоательной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_proekt_duganets.docx66.55 КБ

Предварительный просмотр:

МИНПРОСВЕЩЕНИЯ Р О С С И И

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Омский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «ОмГПУ»)

Проект

«Технология управления методической работой в общеобразовательном учреждении»

Направление подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям)

Направленность (профиль) «Менеджмент в образовании»

Автор проекта:

Дуганец Алина Сенгиевна,

Магистрант 2 курса,

заочной формы обучения.

Руководитель проекта:

к.п.н., доцент

Фролова Полина Ивановна

Омск, 2022

Формулировка проблемы

Управление работой, осуществляемой в методических объединениях общеобразовательного учреждения в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта, является актуальной. Это предполагает увеличение выпуска специалистов в сфере управления методической работой, осуществление грамотного управления, совершенствование системы образования на всех уровнях: от школы до высших учебных заведений, разработку и реализацию программ обучения для различных возрастных категорий.

Подобные изменения обусловили необходимость создания условий для непрерывной, быстрой, гибкой и одновременно высококачественной подготовки кадров, а поскольку традиционные системы обучения не способны соответствовать данным потребностям, потребовался поиск альтернативных систем.

В современных условиях реформирование системы образования на основе элементов личностно-ориентированного, индивидуально-творческого подхода представляют особую ценность. Воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. Понятие «профессионализм» содержит не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей и убеждений.

На развитие всего перечисленного направлена методическая деятельность в общеобразовательном учреждении. Важно, чтобы в ходе этой деятельности педагог стал самым активным субъектом процесса совершенствования. Это требует не эпизодического, а комплексного подхода к многогранной научно-методической работе. По отношению к учителю методическая работа выполняет наиболее важные функции адаптации и социализации.

Понятие «методическая работа», «методическая служба», «методист» появились менее ста лет назад, – в начале ХХ века, хотя материалы о зарождении организационных форм методической деятельности можно найти еще в ХIХ веке.

Методическая работа в школе – это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях передового, педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого педагога. Этот комплекс ориентирован на повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете – на повышение качества и эффективности образовательного процесса: роста уровня образованности, воспитанности и развития учащихся.

По словам М.М. Поташника, методическая работа — это «целостная система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее развитие педагога».

Вопросы о том, что такое методическая работа, каковы ее функции, содержание и формы деятельности, каково вообще место методиста в школе, неоднократно и достаточно широко рассматривались как с теоретических, так и с научно-практических позиций в трудах В.И. Андреева, Ю.К. Бабанского, В.Н. Дружинина, В.П. Симонова, Н.В. Немовой.

Соответственно требуется выработка стратегий, механизмов, технологий управления методической работой в общеобразовательном учреждении в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

Проблема проекта состоит в следующем: какова технология управления методической работой в общеобразовательном учреждении в условиях реализации ФГОС.

 Цель работы: разработать технологию управления методической работой в общеобразовательном учреждении в условиях реализации ФГОС

Исходя из цели проекта можно выделить следующие задачи:

1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы выявить состояние проблемы управления методической работой образовательного учреждения.

2. Осуществить диагностику состояния проблемы управления методической работой образовательного учреждения.

3. Разработать технологию управления методической работой в общеобразовательном учреждении.

База исследования: МБОУ «СОШ № 8 г. Поронайска

Состояние методической работы в общеобразовательном учреждении

Основными задачами СОШ № 8 г. Поронайска являются:

  1. Повышение качества знаний обучающихся.
  2. Совершенствование учебного процесса, с использованием элементов новых педагогических технологий и методик.

3. Создание комплекса условий для реализации деятельности по внедрению федерального государственного образовательного стандарта.   

 По состоянию на 1 января 2022 года общая численность педагогического коллектива СОШ № 8 г. Поронайска составляет 26 человек, в том числе:

- административный персонал – 3 человека;

- педагогический персонал – 17 человек;

- педагогические работники – 3 человека;

- младший обслуживающий персонал – 3 человека.

 В таб. 1 представлен состав персонала по образовательному уровню.

Таблица 1 – Состав персонала СОШ № 8 г. Поронайска по образовательному уровню

Образовательный уровень

2021

Уд. вес, %

2022

Уд. вес, %

Отклонение

Чел.

(%)

Средне-специальное

1

5

1

4

0

100

Высшее

19

95

22

96

3

116

Итого

20

100

23

100

3

115

Наибольшая численность образовательного учреждения (96%) имеет высшее профессиональное образование. К этой численности относятся педагогические работники, работники учебно-воспитательного процесса, руководители и их заместители. Средне-специальное имеет учитель начальных классов. Важное значение для результативности использования трудовых ресурсов образовательного учреждения имеет уровень квалификации педагогических работников. В таблице 2 представлен уровень квалификации педагогических кадров СОШ № 8.

Таблица 2  – Уровень квалификации педагогических кадров СОШ № 8.

Образовательный уровень

2021

Уд. вес, %

2022

Уд. вес, %

Отклонение

Чел.

(%)

Высшая

3

15

5

22

2

167

Первая

3

15

4

17

1

133

Вторая

6

30

6

26

0

100

Без категории, в том числе

8

40

8

35

0

100

- молодые специалисты

4

20

3

13

-1

75

Итого

20

100

23

100

3

115

Как видно из таблицы 2 большая часть педагогических работников не имеет квалификацию, что способствует снижению образовательного уровня педагогов и качества преподавания в образовательном учреждении. За анализируемый период наблюдается рост численности педагогических работников со второй (26%) и с высшей категорией (22%).

Анализ содержания методической работы в СОШ № 8 г. Поронайска позволяет утверждать о традиционности подходов к ее организации (методический совет, методические объединения учителей-предметников). Методическая работа на современном уровне должна быть восприимчива к инновациям, адаптироваться к меняющимся потребностям коллектива. В связи с этим возрастает необходимость пересмотра ее содержания и форм с учетом приоритетных направлений в образовании.

В СОШ № 8 г. Поронайска сформированы методические объединения педагогов (гуманитарных наук, английского языка, математики и информатики, учителей начальных классов). Каждое методическое объединение планирует свою работу, организует семинары, собрания.

Администрация СОШ № 8 г. Поронайска в методической работе использует следующие формы работы:

- изучение организационно- методических материалов;

- ознакомление педагогов с новинками методической литературы;

- посещение уроков;

- обучение педагогов пользованию ПК.  

Следовательно, в СОШ № 8 г. Поронайска существует «традиционная» система руководства научно-методической работой. Эта система предполагает повышение профессионального уровня учителя посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приемах, технологиях и умений за счет копирования их в своей деятельности.

Основные виды научно-методической деятельности педагогов СОШ № 8 г. Поронайска являются:

- самообразование;

- методическое исследование;

- описание и обобщение передового опыта;

- создание методической продукции;

- творческая переработка накопленного педагогического опыта;

- совершенствование сложившегося опыта работы на основе введения инноваций.

Для молодых педагогов, которые не имеют стажа работы должны быть наставники, но фактически система наставничества не применяется в связи с чем самообразование, мотивация педагога снижается, следовательно, эффективность управления методической работой снижается.

В ходе исследования для оценки управления методической работой предложена оценочная шкала, состоящая из рейтинговых оценок. При определении рейтинга педагогов СОШ № 8 г. Поронайска учитываются:

1. Результативность учебной деятельности (Ry).

2. Результативность методической деятельности учителя (Rm).

3. Общественная работа (Ro).

4. Классное руководство (Rk).

По результатам оценки деятельности педагогического состава СОШ № 8 г. Поронайска следует, что молодые специалисты обладают минимальным опытом, поэтому не выступают на педагогических советах, не имеют минимальные успехи в учебной деятельности, а также общественной и классной работе. В тоже время, педагоги без категории, имеющие стаж работы не активно принимают участие в методической работе, уделяют недостаточное количество времени педагогической работе, что снижает их качество преподавания, отсутствует интерес саморазвития и самореализации.

Это связанно с тем, что педагоги, имеющие опыт работ, не желают повышать свою квалификацию, не заинтересованы работой, а другие педагоги не имеют опыта работы, поэтому не могут повышать свою квалификацию на данном этапе.  

В таб. 3 представлены виды методической работы, применяемой в СОШ № 8

Таблица 3 – Виды методической работы, применяемой в СОШ № 8

Виды методической работы

Функции

Состав участников

Основные формы

Характер и виды педагогической продукции

дивидуальная

(Самообразование):

- обязательная

специализация по

одной из общешкольных проблем;

- добровольное

проведение открытых

уроков

Обеспечение

индивидуального

непрерывного

самообразования и роста профессиональной

компетентности

Все учителя школы

независимо от стажа,

возраста

Самостоятельная

разработка методических

материалов для

собственной работы для

коллег и учащихся.

Изучение методической

литературы.

Постоянное

отслеживание новых

программ и

методических пособий

по предмету, смежным

областям знаний

Конспекты открытых

уроков; Творческий

отчет

Индивидуальная

(Методическая папка)

Повышение

методической

квалификации

учителей

Все учителя школы

независимо от стажа,

опыта, квалификации

Самостоятельная

разработка методических

материалов для

собственной работы, для

коллег и учащихся

Методическая папка

Коллективная работа

Научно-методический

семинар (проводится

ежемесячно)

обеспечение единства

подходов при

организации учебной,

инновационной,

исследовательской

деятельности

Все учителя школы

независимо от стажа,

опыта, квалификации

Лекции, доклады,

выступления,

дискуссии, круглые

столы, организационно-

деятельностей игры

Общие рекомендации

об использовании тех или иных разработок

Коллективная работа: предметные и

межпредметные

методические

объединения

(работа носит

постоянный характер)

Обеспечение освоения

каждым учителем

федеральных государственных

образовательных

стандартов по предмету,

овладения

обязательными

стандартами и

нормативами

педагогической

деятельности

Взаимные посещения,

анализ и оценка уроков.

Подготовка, проведение

и анализ результатов

предметных олимпиад,

недель и других форм работы с учащимися

- контрольные

вопросы, задания,

тесты в

соответствии с

образовательными

стандартами;

- описание методики

уроков, отдельных

приемов, средств

обучения;

Как видно из таблицы в СОШ № 8 педагогическими работниками проводятся различные формы методической работы. Как такового, отдельно оборудованного методического кабинета в школе нет. Методические материалы расположены в соответствии с содержанием в учебных кабинетах и специализированном кабинете - учительской. Работа каждого учителя отражена в методической «копилке» школы. Все педагоги школы имеют свою методическую папку. По ней можно судить о профессиональном росте учителя. Каждый год папки пополняются разработками уроков, работами по темам самообразования, накопленным дидактическим материалом, создаются портфолио учителей. Администрация школы пополняет методический кабинет новинками методической литературы за счет субвенций областного бюджета, расширяет круг периодических изданий: «Классный руководитель», «Управление школой».

Следовательно, проведенный анализ управления методической работой образовательного учреждения позволил выявить как положительные, так и отрицательные аспекты, влияющие на комплексное предоставление образовательных услуг.

В настоящее время в аспекте управления методической  работой образовательного учреждения существуют определенные  проблемы, 32 % педагогического коллектива имеют средний уровень мотивационной готовности к педагогическому саморазвитию, 68 % низкий уровень мотивационной готовности к педагогическому саморазвитию, отсутствует желание повышать свою квалификацию и улучшать качество методической работы, большая часть педагогического коллектива не довольна заработной платой в образовательном учреждении.

 В основном, к указанной категории педагогических работников относится педагоги без категории и молодые специалисты.

1.2. Технология управления методической работой в общеобразовательной организации

В процессе осуществления методической работы комплексно решаются вопросы поддержания единства образовательного пространства учреждения, обеспечения педагогической целесообразности инноваций, повышения квалификации педагогических кадров, проектирования методического замысла образовательного процесса. Для реализации технологии управления методической работы формируются организационные механизмы и создаются управленческие и методические продукты (приказы, распоряжения, программы, учебные материалы, учебно-методические пособия), обеспечивающие педагогические и управленческие действия [7, с. 49].

Таким образом, значимость методической работы заключается в том, что она направлена на оказание реальной, действенной помощи каждому педагогу. Однако, как и любая деятельность, она не может протекать спонтанно и бессистемно. В основе должно лежат целенаправленное и тщательно продуманное управление осуществляемым процессом. Исходя из этого, изменяется ее сущность и содержание, она становится самостоятельной динамично развивающейся, управляемой и самоуправляемой целостностью [6, с. 11].

Процесс управления методической работой в образовательном учреждении ориентирован, прежде всего, на условия, которые способствуют становлению профессиональной компетентности, развитию педагогической культуры персонала. Он помогает индивидуализировать стиль деятельности педагогических работников в условиях конкретного образовательного учреждения.

Именно системная, целенаправленная, способствующая постоянному личностному и профессиональному развитию и саморазвитию методическая работа обеспечивает взаимосвязь психолого–педагогической науки с практикой, содержание ее работы ориентировано на основные приоритеты развития российского образования [15, с. 39].  

Важной задачей для образовательного учреждения становится не только обеспечение реализации новых приоритетов образовательной политики, но и оказание помощи педагогам в достижении высокого уровня профессиональной деятельности, методическое сопровождение инновационных процессов.  В связи с этим методическая работа в условиях инновационного развития образовательного учреждения представляет собой систему управленческих мер, направленных на создание или освоение новых способов педагогической деятельности, поиск качественно новых подходов к подготовке специалистов новой формации [2, с. 40 ].

Для постоянного роста профессионализма педагогических кадров, а также учета уровня их профессиональной готовности к решению методических задач требуется [15, с. 13]:  

- целостность, систематичность методической деятельности в образовательном учреждении;

-  учет опыта и уровня подготовленности педагога, определение перспектив его профессионального роста;

- согласованность и координация деятельности всех субъектов образовательного учреждения;

- выбор действенных форм и методов организации методической работы, обеспечивающей совершенствование профессиональных компетенций у педагогов и предусматривающей большую их самостоятельность и ответственность в решении профессиональных задач.

На основе изучения процесса управления методической работой в образовательном учреждении выявлено, что он предполагает реализацию следующих функций [15, с. 16]:

- предварительный анализ методической работы;

- прогнозирование и планирование методической работы;

- организация методической деятельности образовательного учреждения;

- стимулирование участия работников в методической деятельности.

На рис. 1.1 представлена технология управления методической работой образовательного учреждения [5, с. 10].

Рис.1.1 – Технология управления методической работой образовательного учреждения

Следовательно, основными этапами управления методической работой в образовательном процессе являются: диагностика, проектирование, реализация (оценка) и рефлексия.

1 этап. 

На этапе диагностики профессионального уровня педагогических кадров проводят оценку его состава по возрасту, квалификации, стажу работы, категориям.

Методическая работа в образовательном учреждении - это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на обеспечение профессионального роста учителя, развитие его творческого потенциала, и, в конечном итоге, на повышение качества и результативности учебно-воспитательного процесса, рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранения здоровья учащихся [12, с. 23 ].

На этапе диагностики выявляется образовательный уровень педагогических кадров.

На рис. 1.2 представлены этапы осуществления входной диагностики педагогических кадров [14, с. 11].

Рис. 1.2 – Этапы осуществления входной диагностики педагогических кадров

Опираясь на отечественный и зарубежный опыт организации повышения квалификации, исходя из имеющихся условий в общеобразовательном учреждении, фундаментом в управлении научно-методической работой должны стать следующие основные принципы:  

1. Приоритет самостоятельного обучения.

2. Принцип совместной деятельности.

3. Принцип индивидуализации.

4. Принцип направленности на проблемные вопросы практики.

5. Принцип демократичности взаимоотношений администрации и педагогов.

6. Создание условий для деятельности педагога [13, с. 14].

 На этапе диагностики определяется творческий потенциал педагогов, формирование у педагогов мотивации к диагностике профессиональных затруднений.

2 этап.

При проектировании технологии управления методической работой следует отметить, что для образовательного учреждения приоритетным становится:

- смещение акцента в организации методической работы на стимулирование педагогов к постоянному самообразованию в процессе профессиональной деятельности;

- поиск действенных форматов работы над профессиональными дефицитами педагогического коллектива;

- привлечение педагогов к экспериментальной деятельности [14, с. 13].

На основе мониторинга профессиональных затруднений у педагогов, и их потребности в самообразовании разрабатываются маршруты самообразования. Основная задача данного этапа – формирование мотивации к активному самообразованию, развитию творческого потенциала и активному обмену опытом профессиональной деятельности [2].

3 этап. Реализационный (оценка) 

Основной задачей этого блока становится оценка результативности как педагогической деятельности в условиях методической работы, так и непосредственно осуществляемого процесса управления.

На данном этапе осуществляется анализ самообразования, определение удовлетворенности включения педагогов в коллективное самообразование, а также мотивации к рефлексии самообразования; диагностика профессиональных затруднений [12, с. 38].

В рамках данного исследования объектами оценивания становятся: оценка кадровых ресурсов, оценка результативности методической работы, оценка управленческого процесса.

Оценка кадровых ресурсов опирается на выявление у педагогов потребности в саморазвитии и самореализации в профессиональной деятельности, а также заинтересованности в сотрудничестве в профессиональном плане (потребность в профессионально-ориентированном общении).

Оценка результативности методической работы осуществляет на основе таких критериев, как направленность методической работы на повышение профессиональной компетентности педагогических кадров и готовность педагогов участвовать в творческо-инновационной деятельности.

Оценка процесса управления выстраивается через анализ степени вовлечения педагогического коллектива в работу мобильных групп по улучшению образовательного процесса и делегирование им полномочий для принятия совместных решений, а также соблюдение организационно-педагогических условий вовлечения педагогических кадров в методическую работу.

С учетом обозначенных критериев и выбранных показателей в дальнейшем будет сформирован диагностический инструментарий, позволяющий отслеживать происходящие изменения по каждому направлению, оценивать результативность осуществляемой деятельности [6]. Также на данном этапе происходит реализация программы корпоративного обучения. Методист организует консультирование как индивидуальные, так и групповые по графику реализации программы обучения. В течение всего времени реализации программы методист проводит интерактивные занятия в форме обучающих семинаров, тренингов, лекций и др. Данная форма повышения квалификации, позволяет без отрыва от работы развивать и улучшать профессиональные навыки преподавателей в педагогической деятельности. 

Технология управления методической работой образовательного учреждения заключается в осуществлении взаимодействия между управляющей и управляемой системами, которое предполагает:  

- целенаправленность и непрерывность внутрикорпоративного методического сопровождения и поддержки педагогов в условиях образовательного учреждения, организовать работу так, чтобы каждый учитель постоянно оттачивал свои педагогические компетентности;

- приоритетность активной субъект-субъектной позиции во взаимодействии между учителями в процессе совместной деятельности в рамках методической работы;

- перераспределение ролевых позиций в микрогруппах (командах) при решении профессиональных задач [12].  

4 этап.

Рефлексивный подход к управлению в сфере образования связан с определенными факторами, влияющими на развитие образовательного процесса в целом и личности педагога, при которых осознается смысл действий, осознается потребность целенаправленной преобразующей деятельности. Специфика данного подхода состоит в том, что «оно побуждает собственную активность и самостоятельность управляемых в ходе выполнения какой-либо деятельности» [14].

В основе данного подхода лежит межсубъектное диалогическое взаимодействие, результатом которого выступает развитие способности к соуправлению и самоуправлению своей деятельностью. Таким образом, рефлексивное управление основывается на самоанализе и самооценке педагогом своей профессиональной деятельности. Именно конечные результаты свидетельствуют об результативности построения всей системы методической работы педагога [9].

Таким образом, тщательно продуманная и систематически организуемая методическая работа становится важнейшей составляющей функционирования образовательного учреждения. От результативности осуществляемого процесса управления методической работой во многом зависит повышение профессионализма педагогических кадров и рост качества образования обучающихся.

Средства решения проблемы. Для решения данных проблем, нам требуется разработать программу повышения квалификации педагогических кадров образовательного учреждения.

  Программа повышения квалификации учителей образовательного учреждения в процессе корпоративного обучения

 Пояснительная записка

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы общеобразовательного учреждения является методическая работа. Роль методической работы школы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитании.

В настоящее время основой действенного управления методической работой образовательного учреждения остается применение информационных технологий. Надо помнить, что цифровые образовательные ресурсы не цель, а всего лишь средство обучения. В целях продуктивного управления методической работы образовательного учреждения необходимо наладить работу по применению информационных технологий, так как они помогают вести обучение на новом качественном уровне.

Обновление образования требует и от педагогов, и от руководителей знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной обучающих систем и технологий; знания интерактивных форм и методов обучения; владения технологией целеполагания, проектирования, диагностирования, проектирования оптимальной методической системы; развитых дидактических, рефлексивных, проектировочных, диагностических умений; умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и результативность применяемых педагогических технологий и собственной инновационной, педагогической и методической деятельности в целом. В современной российской реальности оформляется новая концепция отношения к человеку – концепция «управления человеческими ресурсами». В отличие от прежней концепции «учета человеческого фактора», она предполагает раскрытие возможностей и закономерностей развития человека как целостного существа.

Все это требует от руководителя умений организовывать и совершенствовать инновационно-методическую и экспериментальную работу педагогов на основе дифференцированного и индивидуального подходов, постепенного приобщения учителей к выполнению посильных для них заданий и поручений.

Руководитель обязан вооружить педагогов комплексной методикой научного поиска, формировать умения и культуру педагогического исследования, научить отслеживать и описывать процесс и результаты эксперимента по освоению инноваций, умело их использовать в дальнейшей работе.

Внутришкольная методическая работа – одно из важнейших звеньев единой системы непрерывного образования педагогов, повышения их профессиональной квалификации.   Но как построить оптимальную систему общешкольной методической работы, способствующей повышению профессионального уровня развития педагогов без их перегрузки, «профессионального сгорания», различных «кризисов» и других проблем?  Как перевести систему методической работы из режима функционирования в режим развития?  

Чтобы ответить на эти вопросы руководителю нужно понять назначение методической службы в своем образовательном учреждении. Как известно, любое образовательное учреждение проходит три этапа своего восхождения:

  1. Становления (при создании новой школы или нового коллектива).
  2. Функционирование (учебно-воспитательный процесс организован на основе традиционных стабильных программ, педагогических технологий).
  3. Развитие (прежнее содержание образования, педагогические технологии обучения и воспитания приходят в противоречие с новыми целями, условиями школы, потребностями ученика и общества).

Развивающаяся школа, работающая в поисковом режиме, значительно отличается от тех школ, целью которых является стабильное традиционное поддержание раз и навсегда заведенного порядка функционирования. Эти отличия накладывают определенный отпечаток на всю целостную систему школьного управления.

Педагогические технологии, дающие положительные результаты при обычном режиме работы учебного заведения, не позволяют достичь новых желаемых целей при работе в инновационном режиме. Объектом управления в школе является не только учебно-воспитательный процесс, но и методический. В развивающейся школе его цели, содержания, методы и формы становятся предметом управления. Конструирование оптимальной методической системы образовательного учреждения требует знания руководителями реализации инновационных подходов в управлении, в первую очередь, внутришкольной методической работой.

В условиях изменения парадигмы образования методическую работу в школе нужно рассматривать как процесс изменения внутренних условий развития образовательного учреждения в соответствии с изменением внешних условий развития системы образования. Основная цель методической работы в этих условиях – постоянное обновление набора качественных услуг в зависимости от запроса государства, социума.

Следовательно, методическую работу можно представить, как деятельность, с помощью которой педагогический коллектив имеет возможность привести систему своих образовательных услуг в соответствии с запросами общества. Основополагающим в рамках темы исследования становится применение технологии управления методической работой образовательного учреждения в процессе корпоративного обучения. Для реализации данной технологии необходимо разработать программу повышения квалификации педагогических кадров в процессе корпоративного обучения.

Для решения целей и задач методической службы в школе руководителем должен быть создан ряд условий:

  1. Составление учебного плана, позволяющего заложить фундамент знаний по основным дисциплинам, обеспечить уровень усвоения стандарта образования.
  2. Создание структуры методической службы.
  3. Работа методических объединений по четким планам в соответствии с методической темой школы.
  4. Система работы по обеспечению здоровья и здорового образа жизни.
  5. Научно-методический и диагностический характер учебно-воспитательного процесса в школе.

В соответствии с целями и задачами методической службы в школе можно выделить следующие направления деятельности:

- повышение квалификации, педагогического мастерства и категорийности кадров;

- работа с молодыми и вновь прибывшими специалистами;

- введение системы наставничества;

- научно-исследовательская работа;

- методическая работа.

Организация деятельности методической службы по реализации Программы осуществляется по следующим направлениям:

1. Аналитическая деятельность (мониторинг профессиональных и информационных потребностей учителей; создание базы данных об учителях; выявление профессиональных затруднений педагогов; изучение, обобщение и распространение педагогического опыта).

2. Информационная деятельность (формирование банка педагогической информации, информирование педагогов о новых направлениях в развитии образования).

3. Организационно-методическая деятельность (изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи, содействие повышению профессиональной подготовки учителей, проведение семинаров, конференций, фестивалей, конкурсов).

4. Консультационная деятельность (организация консультационной работы для педагогов).

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Программа предполагает уровневую структуру методической работы школы:

1 уровень – индивидуальный,

2 уровень – творческих групп педагогов,

3 уровень – предметных, межпредметных, проблемных объединений учителей.

Актуальность разработки и реализации программы повышения квалификации педагогических кадров в процессе корпоративного обучения определена новыми требованиями к профессиональной деятельности педагогов, новых подходов к методической работе в условиях приоритетов инновационного режима развития экономики и социальной сферы России.

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ

1.1 Область применения Программы повышения квалификации учителей общеобразовательной школы «Программа профессионального роста педагогических работников общеобразовательного учреждения»

Программа повышения квалификации педагогических кадров «Программа профессионального роста педагогических работников общеобразовательного учреждения» – локальный акт, отражающий индивидуальный план действий и перечень мероприятий по развитию педагогического потенциала, технологии управления методической работой, повышению профессионализма работников образовательной системы.

Программа является частью плана работы СОШ № 4 на 2021/2022 уч. год.  

Общее руководство и ответственность за реализацию программы в соответствии с планируемыми сроками осуществляют руководитель методической службы СОШ № 8, заместитель директора по УВР школы.

Программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании на курсах переподготовки и повышения квалификации.  Данная программа актуальна для педагогов любых учебных дисциплин, так как формируемые умения и профессионально важные качества являются главными для специалиста образовательной организации, как субъекта собственной профессиональной деятельности.

1.2. Цели и задачи Программы – требования к результатам освоения Программы:  

Цель – развитие профессиональной компетентности педагогических кадров, обучение технологии управления методической работой.

Задачи:

1. Формирование представлений о структуре и содержании профессиональной компетентности педагогов в соответствие с требованиями Профессионального стандарта педагога.

2. Совершенствование методического уровня педагогов.

3. Обобщение и распространение передового педагогического опыта.

4. Совершенствование системы мониторинга развития педагогического коллектива.

5. Повышение качества всех документов по организации и учету методической работы школы.

6. Развитие способности к саморефлексии затруднений в профессиональной деятельности и планирование содержания профессионально-личностного саморазвития.

7. Вовлечение педагогов в различные формы и методы корпоративного обучения.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение Программы:

Максимальная учебная нагрузка обучающихся 100 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки педагогов 48 часа; самостоятельной работы педагогов 52 часа.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. Объем и виды учебной работы представлен в таблице 4

Таблица 4 – Объем и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

100

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе:

48

теоретические занятия  

8

практические занятия  

40

Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе:

52

заполнение анкет  

8

работа с учебной, справочной литературой и нормативными документами

8

подготовка исследовательских работ

24

подготовка методических материалов

12

2.2. Примерный тематический план и содержание Программы

Примерный тематический план Программы представлены в таблице 5.

Таблица 5 – Примерный тематический план и содержание Программы

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа педагогов

Объем часов

Раздел 1. Современные требования к педагогической деятельности

1.1. Профессиональная компетентность и профессиональный стандарт педагога

Цель внедрения профессионального стандарта педагога. Место Профессионального стандарта педагога в управлении методической работой: мотивация к профессиональному развитию, оценка профессиональной компетентности педагогов, обучение и развитие, организация методической работы

2

Практическое занятие 1: Профессиональный стандарт педагога как ресурс профессионального развития педагога

5

Самостоятельная работа педагогов: самодиагностика профессиональной компетентности. Обобщение результатов и их саморефлексия.

10

1.2. Реализация образовательных программ в соответствии с требованиями образовательного стандарта

Современные проблемы образования: совершенствование учебно-методических комплексов   в соответствие с требованиями   стандартов; владение педагогами современными педагогическими технологиями

1

Практическое занятие 2: Анализ учебно-методических комплексов  

5

Практическое занятие 3: Анализ видео учебных занятий для аттестации.

5

Самостоятельная работа педагогов: Самоанализ и корректировка учебно-программной и индивидуальной учебно-планирующей документации преподавателя

10

Раздел 2. Применение технологии управления методической работой в школе

2.1. Обеспечение подготовки педагогов по применению технологии управления методической работы в педагогической деятельности и личностных результатов обучения

Технология управления методической работой в школе. Диагностика уровня освоения технологией методической работы. Применение в педагогической деятельности стажерской пары.

2

Практическое задание 4: Создание методических материалов, определение мотивационного подхода в организации методической работы

5

Самостоятельная работа педагогов: Самоанализ и корректировка учебно-программной и индивидуальной учебно-планирующей документации преподавателя

2

2.2. Внедрение технологии методической работы в профессиональную деятельность педагогического работника

Основы заполнение технологических карт уроков. Анализ уроков с точки зрения использования технологии методической работы. Основы создания методических папок. Общие рекомендации об использовании тех или иных методических разработок.

1

Практическое задание 5: Составление технологических карт уроков, создание методических папок

5

Самостоятельная работа педагогов: применение технологии методической работы  

10

Раздел 3. Корпоративное обучение в образовательной организации

3.1. Применение корпоративного обучения в целях внедрения технологии методической работы образовательного учреждения

Обучающаяся организация: основные признаки. Модели корпоративного обучения. Специфика и актуальной комплиментарной, вытесняющей модели. Цель, методы, результаты корпоративного обучения.

1

Практическое занятие 6: Развитие профессиональной компетентности педагогов в контексте комплиментарной, вытесняющей модели корпоративного обучения

5

Раздел 4. Методы корпоративного обучения и развитие профессиональной компетентности педагогов

4.1. Корпоративное обучение как способ развития профессиональной компетентности педагогического работника

Профессиональное консультирование. Супервизия. Коучинг. Метод PDCA

1

Практическое занятие 7: Коучинг и диагностика профессиональных затруднений.

5

Практическое занятие 8: Супервизия «В поиске решений профессиональных проблем».  Самостоятельная работа педагогов: Составление индивидуальной карты оптимальных методов и форм корпоративного обучения при решении профессиональных затруднений в педагогическом коллективе.

2

Самостоятельная работа педагогов: Составление индивидуальной карты профессиональных затруднений.

10

Практическое занятие 9: Метод PDCA: индивидуальный план развития профессиональной компетентности.

3

Самостоятельная работа педагогов: Составление индивидуальной программы саморазвития профессиональной компетентности.

10

ВСЕГО

100

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация Программы требует наличия учебного кабинета. Оборудование учебного кабинета: столы и стулья по количеству педагогов, интерактивная доска, шкафы для хранения наглядных пособий и учебно-методической документации. Технические средства обучения: компьютеры с лицензионным программным обеспечением, проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения  

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы.

  1. КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Итогом реализации программы должны стать следующие ожидаемые результаты:

  • качественный рост профессиональной активности педагогов;
  • развитие непрерывного образования педагогических кадров;
  • повышение квалификации педагогов по системному применению технологий деятельностного типа в предметном обучении и использованию их для формирования метапредметных и личностных результатов обучения;
  • использование информационных технологий для непрерывного профессионального образования педагогических кадров.

Результативность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:

  • организация тематических педсоветов, научно-методических и научно-практических семинаров в гимназии;
  • количество аттестовавшихся педагогов;
  • количество педагогов, владеющих современными образовательными технологиями, методами и формами обучения, систематически применяющих технологии деятельностного типа в предметном обучении, использующих их для формирования метапредметных и личностных результатов;
  • количество педагогов, принимающих участие в инновационной деятельности;
  • количество педагогов, представляющих свой опыт в форме открытых уроков, проводимых в технологиях деятельностного типа;
  • количество педагогов, представляющих свой опыт в форме выступлений на научно-практических семинарах и конференциях, публикаций в научно-практических изданиях, участвующих в профессиональных конкурсах.

Критерии:

- внешний критерий – достижения педагогов;

- внутренний критерий – динамика профессиональной компетентности педагогов.

Показатели: 

- Констатация актуального уровня развития профессиональной компетентности педагогов.

- Рефлексия педагогической деятельности, анализ профессиональных затруднений, возможностей, потребностей в обучении. Информационно-методический банк развития профессиональной компетентности.

- Презентации опыта педагогов.

- Педагогические продукты (сценарии, методические рекомендации, публикации и др.)

Динамика профессиональной компетентности педагогов. - Публикации. Педагогические продукты и проекты.

- Портфолио достижений педагога.  

Таким образом, деятельностный подход в методической работе определяет одну из основных идей – распространение педагогического опыта, показателем которой являются высокие результаты качества образовательных услуг.

Следовательно, Программа должна быть направлена на:

  1. Совершенствование механизма мотивации профессионального роста учителя: психологический (система вызовов; рейтинговая накопительная система оценки достижений) и экономический (бонусная система денежного вознаграждения).
  2. Развитие системы связей с другими образовательными учреждениями, центрами повышения квалификации и т.п.
  3. Внедрение в практику систему внутренних профильных мероприятий («Мастерская педагога», «День науки»).
  4. Применение в практике современных информационно-образовательных технологий (медиатехника и информационные технологии).
  5. Интерактивное сотрудничество учителей и родителей.
  6. Оказание помощи педагогам в работе по самообразованию.
  7. Осуществление научно-методической и психологической поддержки педагогических работников, готовящихся к аттестации.
  8. Введение системы наставничества для молодых специалистов.

Результативность управления методической работой зависит от решения двух взаимосвязанных задач: формирования готовности педагогического коллектива к восприятию новых образовательных технологий и обучения умениям действовать в новых условиях. В связи с этим методическая поддержка и сопровождение педагогов представляет собой тщательно продуманную совместную последовательность действий.

Успешность управления методической работой предусматривает определение и создание оптимальных условий для творческого роста педагогов, обеспечение их личностного совершенствования и развития на основе профессиональных интересов и запросов с учетом потребностей современной системы образования в высококвалифицированных специалистах и как результат – повышение качества подготовки обучающихся.

Список литературы

  1. Галкина, Т.И., Сухенко Н.В. Организация и содержание методической работы в современной школе. – М.: Феникс, 2018. – 350 с.
  2. Давлятшина, О. В. Организация образовательного методического пространства школы, обеспечивающего профессионально-личностное развитие педагогов / О. В. Давлятшина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2015. – № 8. – С. 24-32.
  3. Дружинин, В. И. Методическая работа в образовательном учреждении / В. И. Дружинин. – Курган: ИРОСТ, 2011. – 138 с.
  4. Зайцева, Н. В. Организация методической работы в школе / Н. В. Зайцева // Управление современной школой. Завуч. – 2020. – № 3. – С. 39–97.
  5. Ивлев, С.А. Методическая работа в образовательном учреждении / С. А. Ивлев. – М.: Образование, 2019. – 148 с.
  6. Матрос, Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. – М.: Педагогическое общество, 2017. – 250 с.
  7. Методическая работа в школе // Научно-методический журнал – 2019. - № 1. – С. 67-69.
  8. Подымова, Л.С. Подготовка учителя к инновационной деятельности. Управление современной школой. – М. – Современные технологии, 2019. – 245 с.
  9. Сериков, В.В. Ориентация на личность как парадигма современного образования: учебник. – М.: Образование, 2018. – 355 с.

Дополнительные источники:

  1. Ермолова, Н. А. Проектирование образовательного пространства, направленного на реализацию новых результатов образования / Н. А. Ермолова, О. С. Новикова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2019. – № 4. – С. 17-21.
  2. Жуковский, И. В. Особенности создания педагогической команды / И. В. Жуковский // Образование в современной школе. –  2020. – № 3. – С.38-42.
  3. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. – М.: Управление современной школой. – 2019. – 175 с.
  4. Лорсанова, М. И. Современные формы сопровождения профессионально-педагогической деятельности в школе /М. И. Лорсанова // Перспективы науки. – 2018. – № 9 (84). – С. 64-67.  
  5. Мазурина, М. А. Подходы к исследованию методической работы педагогов / М. А. Мазурина, С. Н. Юревич // Международный студенческий научный вестник.  – 2019. – № 5 (2).
  6. Обласова, Л.С. Развитие профессиональной компетентности педагогов в условиях образовательного учреждения // Развитие инновационной деятельности в муниципальной системе образования в условиях государственного общественного управления: Материалы научно-практической конференции. – Омск: 2017. – С. 14 – 15.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы в общеобразовательных организациях по профилактике деструктивного и асоциального поведения обучающихся

Современная школа оказывает систематизированное и последовательное влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных...

Управленческий проект «Творческие союзы педагогов (ТСП) как элемент усовершенствования модели управления методической работой в школе в условиях реализации ФГОС»

Данный проект подготовлен для муниципального конкурса "Новая волна" (конкурс для молодых заместителей директора школы)...

Методические рекомендации для общеобразовательных организаций Республики Бурятия о преподавании учебного предмета «ИСТОРИЯ» в 2018/2019 уч.г.

Методические рекомендации для  общеобразовательных организаций Республики Бурятия  о преподавании  учебного предмета «ИСТОРИЯ»  в 2018/2019 уч.г....

Стандарт организации физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательных организациях города Муравленко при подготовке к сдаче норм ГТО

Целью школьного образования по физической культуре является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использоват...

ПАСПОРТ ПРОЕКТА по реализации проекта добровольческого (волонтерского) отряда на базе общеобразовательной организации

ПАСПОРТ ПРОЕКТА по реализации проекта добровольческого (волонтерского) отряда на базе общеобразовательной организации...

Актуальные вопросы организации воспитательной работы в общеобразовательной организации в рамках обновленных ФГОС

Актуальные вопросы организации воспитательной работы в общеобразовательной организации в рамках обновленных ФГОС...

Стандарт организации физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательных организациях города Муравленко при подготовке к сдаче норм ГТО

Стандарт организации физкультурно-оздоровительной работыв общеобразовательных организациях города Муравленкопри подготовке к сдаче норм ГТО...