Хлеб - всему голова!
материал
Предварительный просмотр:
Классный час « ЗНАЙ ЦЕНУ ХЛЕБУ».
Цель: Закреплять знания о хлебе как одном из величайших богатств на земле, познакомить с «дорогой» хлеба от борозды до хлебного изделия.
Интеграция образовательных областей:
Социализация: Формировать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение общаться и взаимодействовать с взрослыми людьми.
Коммуникация: Обогащать словарь названиями хлебобулочных изделий, поощрять стремление высказывать свою точку зрения. Расширять и активизировать словарный запас.
Чтение художественной литературы: Упражнять в выразительном чтении стихотворений.
Познание: Рассказать, как на столах появляется хлеб, какой путь он проходит, прежде чем мы его съедаем. Закреплять знания о разнообразии хлебобулочных изделий, уточнять их названия.
Методы и приемы:
словесный – рассказ, чтение стихов, пословиц.
наглядный – рассматривание картин.
СЕГОДНЯ МЫ С ВАМИ ПОГОВОРИМ О САМОМ ПРОСТОМ И ОБЫДЕННОМ И ОДНОВРЕМЕННО О САМОМ ЦЕННОМ В НАШЕЙ ЖИЗНИ - О ХЛЕБЕ.
ТЕМА НАШЕГО КЛАССНОГО ЧАСА « ЗНАЙ ЦЕНУ ХЛЕБУ».
ЭПИГРАФ.
Думаю, что хоть однажды
все должны мы испытать
чувство голода и жажды,
чтобы черствыми не стать.
Станислав Дорохов.
ВСТУПЛЕНИЕ.
Учитель:
Через собственную взволнованную память приходит каждый из нас к пониманию непреходящей ценности простого куска хлеба. И дорог он не только как продукт питания. Он дорог как символ человеческой доброты, искренности, любви, дружбы и верности, человеческого благородства.
Когда есть хлеб, мы его не замечаем, недооцениваем. Так же мы дышим нужнейшим нам воздухом, почти не замечая его. Но попробуйте воздух у нас отобрать – тогда поневоле моментально заметим.
Так что же такое хлеб? Какова его цена? Именно об этом мы будем говорить сегодня ( СЛАЙД)- и не сразу стали ….
Ученик 1.
Представить жизнь современного человека, который может приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно. Хлеб – всему голова! Ученые утверждают, что хлебу не менее 15 тысяч лет! Уже в каменном веке первобытные племена стали селиться неподалеку от полей диких злаков. Чтобы земля давала хороший урожай, ее надо было вспахать. С того момента как зернышко попало в землю, оно стремится выбраться наружу. Накормить зернышко может мать – сыра земля. В ней находятся все питательные элементы для роста зерновых. Жатва – пора ответственная. Надо было точно определить время, когда ее начинать. Колосья срезали и вязали в снопы, которые сушили перед молотьбой. После обмолота зерно веяли – обычно стоя на ветру. Чтобы получить муку зерно нужно измельчить – перемолоть. Это был тяжелый труд, ситуация изменилась когда была сконструирована первая мельница. В давние времена хлеб пекли ежедневно. Рецепты были разные, но основными компонентами теста всегда оставались мука и вода. Готовое тесто отправляли в печь. Хлеб был кормильцем русского народа.
2. Что же мы знаем о хлебе? (викторина)
- Какой хлеб считают русским, национальным? (черный – ржаной)
- Каким хлебом на Руси весну встречали? (пряники, жаворонки)
- Как называют хлеб, которым угощают гостей? (пирог)
- Какой хлебный злак убирали с полей раньше других? (рожь, затем ячмень, пшеницу, горох, овес.)
- Какой хлеб пекут на Пасху?
3. Традиции и обряды. Учитель:
Хлеб в России пекли с куполами
Чтоб хватило, как неба, на всех
За широкими в доме столами
Крошку бросить считали за грех!
( слайд- блокадный хлеб)
4. Ученик 2. Хлеб не только продукт питания, он участвует в различных народных обрядах. Купец Садко проплывая по Волге приносил ей хлебную жертву: «Отрезал хлеба, сильно посолил, его в Волгу опустил. А тебе спасибо, матушка Волга – река».
А в каких обрядах хлеб принимает участие и как он называется?
- хлеба свадебные (каравай)
- великопостные (кресты)
- весенние (жаворонки, колобки)
- пасхальные (куличи, просфоры)
- масляничные (блины)
- ПРАЗДНИЧНЫЕ (ПИРОГ, КАРАВАЙ) –
КАРАВАЙ, ОБЫЧНО, ВРУЧАЛИ ГОСТЯМ. ВРУЧЕНИЕ ХЛЕБА ГОСТЯМ (СЛОВА ГОСТЯМ ) - Ученик 3. КАЗАНЦЕВА –СЛОВА.
- Учитель: Народная мудрость о хлебе многогранна. Очень много пословиц и поговорок создано о нем.
Пословицы и поговорки о хлебе: ( ЧИТАТЬ ПО ОЧЕРЕДИ)
- хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
- хлебушко – калачу дедушка.
- худ обед, коли хлеба - нет.
- без соли - невкусно, а без хлеба – несытно.
- пока есть хлеб, да вода – не беда.
- не трудиться – хлеба не добиться.
- черная гора, а всем мила.
- без печки – холодно, без хлеба – голодно.
- не уродится рожь – по миру пойдешь.
- калач приестся, а хлеб – никогда.
- посеешь в погоду – больше приплоду.
- не гляди в небо, там нет хлеба, а к земле ниже – к хлебу ближе.
- ждут летней порою, а жуют холодной зимою.
- хлеб – батюшка, водица – матушка.
- хлеб на столе, так и стол престол, а хлеба ни куска – и престол доска.
- хочешь, есть калачи – не сиди на печи.
- 100 раз поклониться надо земле, чтоб хлеб ежедневно был на столе
- Учитель: Какова цена хлеба сейчас? Задумываемся ли мы об этом?
Я от вас хочу лишь одного,
Чтобы к хлебу относились вы с любовью.
Ведь люди, чтоб имели вы его,
За хлеб платили собственною кровью.
Красноречиво об этом пишет Н. Суворов в своем стихотворении « Хлеб».
(ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ)
Ученик 4.
Воспоминанья о былом
Мы ворошим теперь все реже
И за обеденным столом
Не делим хлеб, а просто режем.
Притом, забыв про нож неострый,
Ворчим, что хлеб немного черствый,
А сами, может, в этот час
Черствей его во много раз.
Он предо мною на корню
Стоит пока что невысоко.
Да будет дождичек ко дню,
Да будет солнышко ко сроку.
Да будем мы всегда в ответе
В своем труде за нивы эти,
За хлеб, за вкус его и цвет
В круговороте наших лет.
Обращаясь к стихотворению Н.Суворова, вспоминаем строки другого известного поэта еще древности Омара Хайяма.
( слайд). КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ СМЫСЛ ЧЕТВЕРОСТИШЬЯ?
На заводе пекарь хлеб спечет с любовью. Скажет он ребятам: «Ешьте на здоровье!». Давайте поделим этот белый душистый хлеб всем поровну, по кусочку. Вкушая его, представьте, сколько труда вложено в эти 100 граммов хлеба, какой путь суждено проделать многим труженикам, чтобы сегодня мы ели его вдоволь. И помните об этом всегда. ( ЗВУЧИТ МУЗЫКА)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературе "Хлеб- всему голова!"
Данная разработка внеклассного мероприятия по литературе ориентирована на учащихся 5-7 классов. Основные цели мероприятия: познакомить с заповедями русского народа п...
Хлеб всему голова!
Классный час о хлебе....
"Хлеб - всему голова" Сценарий
Сценарий, посвященный Дню агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности. Праздник проходил в седьском Доме культуры....
Ил куәте- икмәктә.Хлеб- всему голова.
«Хлеб — это щедрый дар природы, это пища, которую ничем невозможно заменить... Он годится для любого времени суток, для людей любого возраста и любого темперамента. Он настолько приспособлен д...
Хлеб - всему голова
Концерт для тружеников села...
Конспект интегрированного занятия "Хлеб-всему голова" в подготовительной группе
В занятии пройден путь"Хлеба"( от подготовки поля, посева, сбора урожая, измельчения зерна до изготовления хлебобулочных изделий). Занятие развивает лексику, грамматику,зрительное и слуховое внимание,...
"Хлеб всему голова"- классный час, посвящённый Дню Победы.
100 граммов чёрного хлеба... Использованы воспоминания детей-войны о хлебе, который был разделён на маленькие кусочки в детском саду....