Буллинг "Педагог-ученик" (Педагогическое насилие)
материал
В школе дети часто сталкиваются с проявлениями агрессии, травлей и издевательствами. Чаще всего инициатива исходит от таких же школьников — причины могут быть самые разные: внешний вид, поведение, непохожесть на других. Однако так называемый «буллинг» встречается не только среди учащихся, ребенок может подвергаться школьному насилию и со стороны педагогов.
Так что же такое педагогическое насилие? Рассмотрим подробнее с примерами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped.sovet_antibulling_pedagog-uchenik.docx | 20.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Буллинг «Педагог-ученик» (Педагогическое насилие)
В школе дети часто сталкиваются с проявлениями агрессии, травлей и издевательствами. Чаще всего инициатива исходит от таких же школьников — причины могут быть самые разные: внешний вид, поведение, непохожесть на других. Однако так называемый «буллинг» встречается не только среди учащихся, ребенок может подвергаться школьному насилию и со стороны педагогов.
Личность педагога играет огромную роль в жизни ребенка – после родителей это второй по значимости авторитет в его жизни.
От учителя зависит многое:
- Он ставит оценки – а это основной показатель «труда» ребенка, предмет его гордости или стыда/вины перед родителями или другими учениками
- Он формирует отношение ребенка к определенному предмету или учебе в целом, влияет на его мотивацию
- Отношение учителя влияет на самооценку ребенка
- Отношение и поведение учителя задает рамки допустимого в отношении ребенка и для других учеников
Словом, учитель наделен немалой властью – и, к сожалению, далеко не всегда педагоги используют ее во благо ученикам. Бывают случаи, когда педагоги применяют в своей практике различные методы насилия.
Так что же такое педагогическое насилие?
Педагогическое насилие – это пренебрежение потребностями учеников, нарушение их личных границ, применение психологического и физического насилия к ребенку со стороны педагога.
Рассмотрим, почему это может возникать.
Основные причины и цели педагогического насилия:
- Достижение быстрых образовательных результатов. Применение насилия как попытка повысить успеваемость учеников, улучшить рабочие показатели.
Я чрезмерно строг к ученикам, но зато успеваемость класса повысилась!
- Укрепление авторитета. Насилие как способ быстро укрепить свой авторитет в глазах учеников.
На моих уроках образцовая дисциплина, дети меня боятся!
- Личные проблемы. Насилие как следствие низкого уровня эмпатии, недостаточного уровня самосознания и эмоционального самоконтроля со стороны педагога, проявление личных психологических травм и нарушений, результат чрезмерной рабочей нагрузки.
Я срываюсь на детей, потому что не могу себя контролировать, у меня накопились проблемы в работе и/или частной жизни.
Основные признаки и проявления:
- Крик
В нашей нейробиологии заложено внимательное отношение к громкости и тембру голоса – ведь, используя эти инструменты, окружающие подают нам сигнал тревоги, опасности. Уровень адреналина возрастает, сердцебиение ускоряется. Мы боимся!
Учитель может использовать этот инструмент в благих целях – например, при реальной угрозе жизни и здоровью учеников.
Если же крики становятся постоянной частью учебного процесса – с одной стороны, ребенок проводит школьное время в постоянном стрессе, с другой – постепенно теряет чувствительность к этим сигналам авторитетного человека и может проигнорировать их при реальной опасности.
- Невербальное насилие
Мимика, жесты и позы могут стать таким же сигналом опасности, как и голос.
Постоянно агрессивное выражение лица, сцепленные руки, резкие движения, давящие «нависающие» позы учителя – все это тоже становится фактором стресса.
- Некорректная критика − оскорбления личности
Это происходит, когда вместо оценки действий ученика педагог переносит внимание на саму его личность:
Нормально – Ты здесь сделал ошибку!
Ненормально – Вот бестолковый! Растяпа! Ты что, совсем дурак? Вот вы безмозглые!
Вместо установки на анализ и исправление ошибки ребенок получает совсем другой посыл – «Я глупый/плохой!». Его самооценка снижается, страх перед новыми оплошностями увеличивается. Ученик становится более замкнутым и тревожным, что влияет на его учебную мотивацию и успеваемость.
- Прилюдное унижение, сравнение, обесценивание
Чтобы усилить воздействие на ученика, педагог может вызывать у него чувство вины и стыда при помощи прилюдного унижения, сравнения, обесценивая его труда:
Вы только посмотрите на него!
Наш Ваня опять все позабыл!
Ваня, ну вот как так можно? Бери пример с Андрея!
И это ты называешь хорошей работой? Посмотри, что сделали другие!
Помимо подавления самооценки, грубое и предвзятое отношение к одному из учеников может стать пусковым механизмом для травли этого ребенка классом.
- Оценка внешности
Разрушать самооценку и провоцировать травлю в классе также может обсуждение учителем внешних особенностей ребенка:
· Черты лица и конституция тела
· Качество и внешний вид одежды
· Цвет волос и прическа
· Макияж, аксессуары и другие формы самовыражения
Ребенок приходит в школу для получения знаний. На его успеваемость напрямую влияет концентрация внимания на предмете, мотивация к учебе, атмосфера образовательного процесса, ощущение комфорта и безопасности. А акцент на его внешнем виде заставляет ребенка чувствовать себя тревожно, испытывать вину, стыд, неуверенность в себе, терпеть насмешки окружающих.
В отличие от яркой футболки и броского макияжа, эти стресс-факторы действительно мешают ребенку эффективно учиться.
- Оценка достатка ученика
Педагог может использовать публичный акцент на благосостоянии семьи ребенка в качестве опосредованной психологической манипуляции.
Учитель не хочет или не может напрямую обратиться к родителям ребенка для решения финансовых вопросов. Поэтому он допускает шутливые или саркастические замечания, или же прямое публичное унижение в адрес ребенка. Ребенок обращается к родителям за помощью, они хотят защитить ребенка от нападок − и выполняют финансовые требования учителя:
Сколько можно ждать от тебя взнос в фонд класса?! Все уже внесли, один ты, как всегда, остался!
Все уже пользуются новыми пособиями, а у тебя все еще нет! Как ты будешь успевать за ребятами?
Снова нет ручки? Ну, как обычно…
Давайте скинемся Ване на тетрадку!
В особо тяжелых случаях дело доходит до попыток сегрегации ученика:
Все пользуются новыми шкафчиками! А ты клади свои вещи, куда найдешь!
Все заплатили за новые парты, а ты сиди за старой!
Переходи в другую школу, раз «не тянешь» нашу!
Ребенок никак не может повлиять на благосостояние своей семьи, он вынужденная жертва обстоятельств. И регулярные нападки учителя лишь усугубляют его психологическое состояние, делают его мишенью для травли.
- Нарушение приватности
Это посягательство учителя на приватность частной жизни ученика, личные данные и вещи.
Вербальные нарушения:
Давай, расскажи нам, чем это ты занималась с другим учеником на перемене?
Покажи, с кем это ты там переписываешься? Сейчас почитаем все вместе!
Что это за фотографии в твоих социальных сетях? Дети, вы только посмотрите!
А знаете, что Ваня говорил обо мне/о нашей школе? Сейчас я вам расскажу!
Физические нарушения:
А ну давай сюда рюкзак! Сейчас посмотрим, что у тебя там!
Выворачивай карманы, что ты там прячешь?!
- Игнорирование физических потребностей, прямое насилие
Это наиболее тяжелая и разрушительная форма насилия со стороны педагога.
Игнорирование потребностей:
Нет, ты не пойдешь в туалет! Терпи до перемены, у тебя было время до урока!
На перемене попьешь!
Не притворяйся! Если так плохо − сходишь в медпункт на перемене!
Прямое физическое насилие: толчки, шлепки, подзатыльники, удары, тряска ученика.
За 2023 год зарегистрировано более 50 000 случаев насилия над детьми в России. Это только официальные данные, и реальная цифра может быть гораздо выше, так как многие случаи остаются незарегистрированными или не доходят до правоохранительных органов. Подавляющее большинство жертв насилия — дети до 14 лет, и в большинстве случаев насильники — близкие родственники или знакомые детей.
Статистика также показывает, что насилие над детьми имеет разные формы и проявления. Физическое насилие — самая распространенная форма, и она зарегистрирована в 70% случаев. Психологическое насилие и сексуальное насилие также остаются серьезной проблемой, составляя 25% и 5% соответственно.
Насилие над детьми имеет долгосрочные последствия, оказывая негативное влияние на физическое и психологическое здоровье детей. Они страдают от стресса, тревоги, депрессии и имеют проблемы с социализацией. Поэтому борьба с насилием над детьми должна стать приоритетной задачей для общества и государства.
За совершение актов педагогического насилия предусмотрена административная, уголовная и гражданская ответственность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление "Насилие над детьми"
Выступление перед родителями о предупреждении насилия над детьми....
РОДИТЕЛИ И ДЕТИ. НЕТ НАСИЛИЮ В СЕМЬЕ.
материал для классного собрания...
педсовет насилие среди детей
может кому-то пригодится материал для пед. совета...
Профилактическое мероприятие для обучающихся 6-9 классов в рамках программы "Школа без насилия" - "Психологическое и физическое насилие в школе"
Данная методическая разработка знакомит обучающихся с социально-рсихологическим особенностями подросткового возраста, с понятиями "Буллинг", "психологическое насилие", "физическое насилие". А также со...
программа профилактики жестокого обращения и насилия над детьми и несовершеннолетними в семье, среди сверстников «Жизнь без насилия»,
Программа профилактики жестокого обращения и насилия над детьми и несовершеннолетними в семье, среди сверстников «Жизнь без насилия», создана с целью соблюдения прав и законных интересов н...
Региональный, программа профилактики жестокого обращения и насилия над деть-ми и несовершеннолетними в семье, среди сверстников «Жизнь без насилия»
Программа профилактики жестокого обращения и насилия над детьми и несовершеннолетними в семье, среди сверстников «Жизнь без насилия», создана с целью соблюдения прав и законных интересов н...