Буллинг "Педагог-ученик" (Педагогическое насилие)
материал

В школе дети часто сталкиваются с проявлениями агрессии, травлей и издевательствами. Чаще всего инициатива исходит от таких же школьников — причины могут быть самые разные: внешний вид, поведение, непохожесть на других. Однако так называемый «буллинг» встречается не только среди учащихся, ребенок может подвергаться школьному насилию и со стороны педагогов.

Так что же такое педагогическое насилие? Рассмотрим подробнее с примерами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.sovet_antibulling_pedagog-uchenik.docx20.74 КБ

Предварительный просмотр:

Буллинг «Педагог-ученик» (Педагогическое насилие)

В школе дети часто сталкиваются с проявлениями агрессии, травлей и издевательствами. Чаще всего инициатива исходит от таких же школьников — причины могут быть самые разные: внешний вид, поведение, непохожесть на других. Однако так называемый «буллинг» встречается не только среди учащихся, ребенок может подвергаться школьному насилию и со стороны педагогов.

Личность педагога играет огромную роль в жизни ребенка – после родителей это второй по значимости авторитет в его жизни.

От учителя зависит многое:

  • Он ставит оценки – а это основной показатель «труда» ребенка, предмет его гордости или стыда/вины перед родителями или другими учениками
  • Он формирует отношение ребенка к определенному предмету или учебе в целом, влияет на его мотивацию
  • Отношение учителя влияет на самооценку ребенка
  • Отношение и поведение учителя задает рамки допустимого в отношении ребенка и для других учеников

Словом, учитель наделен немалой властью – и, к сожалению, далеко не всегда педагоги используют ее во благо ученикам. Бывают случаи, когда педагоги применяют в своей практике различные методы насилия.

Так что же такое педагогическое насилие?

Педагогическое насилие – это пренебрежение потребностями учеников, нарушение их личных границ, применение психологического и физического насилия к ребенку со стороны педагога.

Рассмотрим, почему это может возникать.

Основные причины и цели педагогического насилия:

  • Достижение быстрых образовательных результатов. Применение насилия как попытка повысить успеваемость учеников, улучшить рабочие показатели.

Я чрезмерно строг к ученикам, но зато успеваемость класса повысилась!

  • Укрепление авторитета. Насилие как способ быстро укрепить свой авторитет в глазах учеников.

На моих уроках образцовая дисциплина, дети меня боятся!

  • Личные проблемы. Насилие как следствие низкого уровня эмпатии, недостаточного уровня самосознания и эмоционального самоконтроля со стороны педагога, проявление личных психологических травм и нарушений, результат чрезмерной рабочей нагрузки.

Я срываюсь на детей, потому что не могу себя контролировать, у меня накопились проблемы в работе и/или частной жизни.

Основные признаки и проявления:

  • Крик

В нашей нейробиологии заложено внимательное отношение к громкости и тембру голоса – ведь, используя эти инструменты, окружающие подают нам сигнал тревоги, опасности. Уровень адреналина возрастает, сердцебиение ускоряется. Мы боимся!

Учитель может использовать этот инструмент в благих целях – например, при реальной угрозе жизни и здоровью учеников.

Если же крики становятся постоянной частью учебного процесса – с одной стороны, ребенок проводит школьное время в постоянном стрессе, с другой – постепенно теряет чувствительность к этим сигналам авторитетного человека и может проигнорировать их при реальной опасности.

  • Невербальное насилие

Мимика, жесты и позы могут стать таким же сигналом опасности, как и голос.

Постоянно агрессивное выражение лица, сцепленные руки, резкие движения, давящие «нависающие» позы учителя – все это тоже становится фактором стресса.

  • Некорректная критика − оскорбления личности

Это происходит, когда вместо оценки действий ученика педагог переносит внимание на саму его личность:

Нормально – Ты здесь сделал ошибку!

Ненормально – Вот бестолковый! Растяпа! Ты что, совсем дурак? Вот вы безмозглые!

Вместо установки на анализ и исправление ошибки ребенок получает совсем другой посыл – «Я глупый/плохой!». Его самооценка снижается, страх перед новыми оплошностями увеличивается. Ученик становится более замкнутым и тревожным, что влияет на его учебную мотивацию и успеваемость.

  • Прилюдное унижение, сравнение, обесценивание

Чтобы усилить воздействие на ученика, педагог может вызывать у него чувство вины и стыда при помощи прилюдного унижения, сравнения, обесценивая его труда:

Вы только посмотрите на него!

Наш Ваня опять все позабыл!

Ваня, ну вот как так можно? Бери пример с Андрея!

И это ты называешь хорошей работой? Посмотри, что сделали другие!

Помимо подавления самооценки, грубое и предвзятое отношение к одному из учеников может стать пусковым механизмом для травли этого ребенка классом.

  • Оценка внешности

Разрушать самооценку и провоцировать травлю в классе также может обсуждение учителем внешних особенностей ребенка:

· Черты лица и конституция тела

· Качество и внешний вид одежды

· Цвет волос и прическа

· Макияж, аксессуары и другие формы самовыражения

Ребенок приходит в школу для получения знаний. На его успеваемость напрямую влияет концентрация внимания на предмете, мотивация к учебе, атмосфера образовательного процесса, ощущение комфорта и безопасности. А акцент на его внешнем виде заставляет ребенка чувствовать себя тревожно, испытывать вину, стыд, неуверенность в себе, терпеть насмешки окружающих.

В отличие от яркой футболки и броского макияжа, эти стресс-факторы действительно мешают ребенку эффективно учиться.

  • Оценка достатка ученика

Педагог может использовать публичный акцент на благосостоянии семьи ребенка в качестве опосредованной психологической манипуляции.

Учитель не хочет или не может напрямую обратиться к родителям ребенка для решения финансовых вопросов. Поэтому он допускает шутливые или саркастические замечания, или же прямое публичное унижение в адрес ребенка. Ребенок обращается к родителям за помощью, они хотят защитить ребенка от нападок − и выполняют финансовые требования учителя:

Сколько можно ждать от тебя взнос в фонд класса?! Все уже внесли, один ты, как всегда, остался!

Все уже пользуются новыми пособиями, а у тебя все еще нет! Как ты будешь успевать за ребятами?

Снова нет ручки? Ну, как обычно…

Давайте скинемся Ване на тетрадку!

В особо тяжелых случаях дело доходит до попыток сегрегации ученика:

Все пользуются новыми шкафчиками! А ты клади свои вещи, куда найдешь!

Все заплатили за новые парты, а ты сиди за старой!

Переходи в другую школу, раз «не тянешь» нашу!

Ребенок никак не может повлиять на благосостояние своей семьи, он вынужденная жертва обстоятельств. И регулярные нападки учителя лишь усугубляют его психологическое состояние, делают его мишенью для травли.

  • Нарушение приватности

Это посягательство учителя на приватность частной жизни ученика, личные данные и вещи.

Вербальные нарушения:

Давай, расскажи нам, чем это ты занималась с другим учеником на перемене?

Покажи, с кем это ты там переписываешься? Сейчас почитаем все вместе!

Что это за фотографии в твоих социальных сетях? Дети, вы только посмотрите!

А знаете, что Ваня говорил обо мне/о нашей школе? Сейчас я вам расскажу!

Физические нарушения:

А ну давай сюда рюкзак! Сейчас посмотрим, что у тебя там!

Выворачивай карманы, что ты там прячешь?!

  • Игнорирование физических потребностей, прямое насилие

Это наиболее тяжелая и разрушительная форма насилия со стороны педагога.

Игнорирование потребностей:

Нет, ты не пойдешь в туалет! Терпи до перемены, у тебя было время до урока!

На перемене попьешь!

Не притворяйся! Если так плохо − сходишь в медпункт на перемене!

Прямое физическое насилие: толчки, шлепки, подзатыльники, удары, тряска ученика.

За 2023 год зарегистрировано более 50 000 случаев насилия над детьми в России. Это только официальные данные, и реальная цифра может быть гораздо выше, так как многие случаи остаются незарегистрированными или не доходят до правоохранительных органов. Подавляющее большинство жертв насилия — дети до 14 лет, и в большинстве случаев насильники — близкие родственники или знакомые детей.

Статистика также показывает, что насилие над детьми имеет разные формы и проявления. Физическое насилие — самая распространенная форма, и она зарегистрирована в 70% случаев. Психологическое насилие и сексуальное насилие также остаются серьезной проблемой, составляя 25% и 5% соответственно.

Насилие над детьми имеет долгосрочные последствия, оказывая негативное влияние на физическое и психологическое здоровье детей. Они страдают от стресса, тревоги, депрессии и имеют проблемы с социализацией. Поэтому борьба с насилием над детьми должна стать приоритетной задачей для общества и государства.

За совершение актов педагогического насилия предусмотрена административная, уголовная и гражданская ответственность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Насилие над детьми"

Выступление перед родителями о предупреждении насилия над детьми....

РОДИТЕЛИ И ДЕТИ. НЕТ НАСИЛИЮ В СЕМЬЕ.

материал для классного собрания...

педсовет насилие среди детей

может кому-то пригодится материал для пед. совета...

Профилактическое мероприятие для обучающихся 6-9 классов в рамках программы "Школа без насилия" - "Психологическое и физическое насилие в школе"

Данная методическая разработка знакомит обучающихся с социально-рсихологическим особенностями подросткового возраста, с понятиями "Буллинг", "психологическое насилие", "физическое насилие". А также со...

программа профилактики жестокого обращения и насилия над детьми и несовершеннолетними в семье, среди сверстников «Жизнь без насилия»,

Программа профилактики жестокого обращения и насилия над детьми и несовершеннолетними в семье, среди сверстников «Жизнь без насилия», создана с целью соблюдения прав и законных интересов н...

Региональный, программа профилактики жестокого обращения и насилия над деть-ми и несовершеннолетними в семье, среди сверстников «Жизнь без насилия»

Программа профилактики жестокого обращения и насилия над детьми и несовершеннолетними в семье, среди сверстников «Жизнь без насилия», создана с целью соблюдения прав и законных интересов н...