Классный час "Большие сердца"
план-конспект занятия (5 класс)

Попонина Наталия Андреевна

В рамках итогового педагогического проекта по КПП "Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений" мною был разработан и проведен открытый урок-классный час "Большие сердца" в 5А классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_klassnogo_chasa.docx31.42 КБ
Файл pasport_pedproekta.docx14.3 КБ
Файл klassnyy_chas_bolshie_serdtsa.pptx2.76 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Большие сердца» в 5 «А» классе

Цель: способствовать развитию у ребёнка умения различать нравственную сторону жизненных явлений и поступков.

Задачи:

  • формировать представления о доброте как важнейшей нравственной ценности;
  • формировать позитивные установки к различным видам творчества и труда;
  • воспитывать стремление совершать добрые дела и хорошие поступки;
  • развивать доброе, уважительное отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни;
  • развивать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий;
  • развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, сочувствие, содействие другим участникам социального взаимодействия.

Планируемые результаты:

  • уметь объяснять, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие, и прогнозировать их последствия;
  • уметь анализировать и оценивать жизненные ситуации (поступки людей, в т.ч. собственные) с точки зрения нравственных норм и ценностей;
  • уметь мыслить творчески, нестандартно, находить наиболее оптимальные решения поставленных задач;
  • уметь работать в команде, учитывать мнение других участников, стремиться к достижению согласованного видения проблем и их решений.

Форма проведения: дискуссионная, групповая.

Материально-техническое оснащение: презентация «Большие сердца» (+ видео «Притча о гвоздях»), бумажные куклы (4 шт.), трафареты «Цветок», «Дом», «Смайлик» и «Книга» (4 шт.), набор для творчества, плакат с изображением сердца и сердечки-стикеры 3-х цветов (красные, зеленые и синие).

Ход занятия

1. Организационный момент.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс,

И для меня уже награда,

Внимание ваших умных глаз.

- Порадуйтесь наступившему дню. Улыбнитесь друг другу. Подарите улыбку нашим гостям.

2.Актуализация знаний.

- Послушайте загадку (слайд 2):

День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук.

- О чём эта загадка?

- Верно. Это сердце (слайд 3). А что такое «сердце»? (ответы детей)  

- Сердце - это орган человека, очень важный орган, «мотор» организма. Сердце – это бесценный дар, поэтому его нужно беречь!

- В одной из песен есть такие слова «Услышать сердце человека возможно только в тишине». Давайте послушаем биение сердца (слайд 3, «значок»).

- Сердце мы можем не только услышать, но и почувствовать. Каким образом? На запястье есть небольшая ямочка, прикоснувшись к которой можно почувствовать пульс. Нащупайте свой пульс.

- Но сердце – это не только «мотор» организма, но и часть нашей души, которая отвечает за наши поступки. Предположите,  о чём пойдёт сегодня речь? (ответы детей)

3. Самоопределение к деятельности.

- Посмотрите на экран и прочтите выражения (слайд 4). Что это? (Фразеологизмы). Что такое «фразеологизм»? Давайте объясним их значения.

«Принять близко к сердцу» - переживать, волноваться о ком-либо, о чём-либо.

 «От чистого сердца» - искренне, от всей души.

«Сердце кровью обливается» - чувствовать сострадание, печаль.

«Большое (золотое) сердце»  - о добром, отзывчивом человеке.

«В сердцах» - делать что-то, сильно рассердившись, в гневе.

«Разбить сердце» - сделать несчастным кого-либо.

«Брать за сердце» - волновать, производить сильное впечатление.

«Каменное сердце (сердце изо льда)», «бессердечный» - о бездушном, черством и жестоком человеке.

«Скрепя сердце» - неохотно, без особого желания.

- Молодцы, справились с задачей. А теперь скажите, какие фразеологизмы имеют положительное значение? Отрицательное значение?

- Действительно, жизнь такова, что бывают жизненные ситуации, когда мы невольно используем такие выражения как разбить сердце, скрепя сердце, сердце изо льда.

- Но мне хочется пожелать нам всем, чтобы в нашей жизни как можно чаще мы слышали такие выражения как большое сердце, от чистого сердца, золотое сердце.

(Слайд 5)

- А теперь проведём небольшой эксперимент. Сейчас я  разрешу вам, скрепя сердце, делать то, что никогда не разрешала раньше. Каждой группе я даю бумажную куклу (учитель показывает куклу, вырезанную из бумаги). Вспомните, как вы обижаете друг друга, когда злитесь, как вас обижали. Будем говорить кукле обидные слова (можно вслух; кто стесняется – про себя) и каждый раз при этом загибать край бумаги. (Ученики выполняют предложенное задание, и куклу передают друг другу).

- Посмотрите на свою куклу, изменилась ли она?  Что в ней изменилось? (ответы детей)

- Ребята, вы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (Ученики предлагают пожалеть куклу, сказать что-то приятное).

- Попробуйте сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те складки, которые мы оставили.

- А сейчас посмотрите на куклу, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была сначала? Нет. Почему? (дети говорят)

Вывод: Боль от сказанных слов остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты не могут ее разгладить. (слайд 6)

Стихотворение В. Шефнера (читает Вика Дроздова)

Много слов на земле.

Есть дневные слова –

 В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днем

Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-

 С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

 Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить…

- Как вы понимаете фразу «Словом можно убить»? (Обидеть). В толковом словаре Ожегова  мы можем найти значение слова обида (слайд 7). Как или чем чаще обижают вас одноклассники, взрослые? (оскорбляют, обзывают, дают прозвища, неприятно шутят). Какие другие эмоции вызывает обида? (Гнев, злость, печаль, тревога).

- А что значит «Словом можно спасти»? (слайд 8) Дети говорят (Словом можно поддержать, приободрить, поднять настроение).

4. Работа над произведением

- Сегодня  я хочу познакомить вас с одной, очень интересной притчей (слайд 9). А что такое притча? (ответы детей) Притчи - рассказы для души, «поучение в примере». Можно ли, опираясь на название притчи, угадать её смысл? (Дети смотрят видео «Притча о гвоздях», слайд 9)

Беседа по содержанию (слайд 10):

  1. Для чего отец дал своему сыну мешочек гвоздей?
  2. Сколько гвоздей оказалось в столбе за первый день?
  3. Что подумал молодой человек?
  4. Что сказал отец, когда сын научился контролировать себя?
  5. С чем отец сравнил дыры в столбе?
  6. Кому молодой человек мог сказать грубые слова?
  7. Какова главная идея притчи? (Всё оставляет свой след)        

- В своей жизни мы говорили своим близким грубые слова и этим самым оставляем шрамы. Нужно беречь свое сердце и сердца родных, близких людей и тех людей, которые нас окружают (слайд 11).

 - Каким сердцем обладает человек, который старается делать людям добро? (Большим, добрым, золотым)

- Какая заповедь учит вас добру? («Возлюби ближнего своего»)

- А есть ли в нашем классе дети с добрым сердцем? (Да)

-У вас ещё вся жизнь впереди и ваши сердца тоже могут стать золотыми, если вы будете соблюдать главное правило: «Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе».

-А легко ли живётся людям с горячими, добрыми сердцами? (ответы детей)

-Людям с горячими сердцами жить сложно. Делая добро, человек словно раздаёт своё сердце по крупицам другим людям ... И не всегда добро возвращается добром, от чего в сердце точно образуются шрамы и дыры…

(Слайд 12)

- Специально, чтобы выделить людей, делающих добрые дела, учреждена ежегодная Всероссийская общественно-государственная инициатива «Горячее сердце». Инициатива направлена на выявление примеров героических и отважных поступков, неравнодушного отношения к людям, нуждающимся в помощи и поддержке, мужественного преодоления трудных жизненных ситуаций, способности и готовности бескорыстно прийти на помощь.

- Человек, обладающий большим сердцем, делает мир лучше (слайд 13). Горячие сердца – это и сердца наших родителей, которые любят нас и о нас заботятся; наших друзей и подруг, наших одноклассников, которые делают мир светлее и радостнее; врачи, которые нас лечат; учителя, которые занимаются вашим воспитанием и образованием; и многие-многие другие.

5. Работа в группах (под песню «Четыре истины») (слайд 14)

- Попробуем и мы сделать частичку мира лучше. Мы начнём планировать добрые дела прямо сейчас. У вас на столах лежат трафареты (у 1й группы – цветок; у 2ой – дом; у 3ей – смайлик; у 4ой группы – книга). Обсудите в группе и запишите на трафарете, какие добрые поступки вы можете и действительно готовы совершить по отношению: 1 группа – к природе, 2 группа – к семье, 3 группа – к друзьям и одноклассникам, 4 группа – к школе. Для красивого оформления трафаретов есть всё необходимое: карандаши и фломастеры. Работаем командой, как единое целое, дружно, уважаем мнение друг друга. На выполнение задания отводится 10 минут. По истечению времени каждая группа должна представить свой проект перед остальными. Время пошло.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ №1.

1. Обсудите в группе, какие добрые  поступки вы можете совершить по отношению к природе  (к животным, растениям).

2. Каждый добрый поступок запишите кратко на трафарете цветка.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ №2.

1. Обсудите в группе, какие добрые  поступки вы можете совершить по отношению к членам своей семьи (к родителям, бабушке, дедушке, братьям, сёстрам)

2. Каждый добрый поступок запишите кратко на трафарете домика.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ №3.

1. Обсудите в группе, какие добрые  поступки вы можете совершить по отношению к своим друзьям (к одноклассникам, приятелям  во дворе)

2. Каждый добрый поступок запишите кратко на трафарете смайлика.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ №4.

1. Обсудите в группе, какие добрые  поступки вы можете совершить, находясь в школе.  

2. Каждый добрый поступок запишите кратко на трафарете книги.

Каждая группа презентует свой продукт.

- Справилась ли команда с заданием? Как похвалим команду за проделанную работу? (на слайде 14 появляются по очереди анимации)

6. Итог занятия.

- От ваших добрых дел мир стал прекрасней. У меня для вас есть несколько пожеланий на будущее.

Стихи читают: Бегларян Арина, Кириллова Карина, Хребтов Антон, Рябкова Алина.

1. Мечтайте, люди добрые, мечтайте,

О самом милом, светлом и родном,

И в жизни никогда не забывайте

Прощать, и за добро платить добром!

2. Любите рано утром просыпаться,

Цените все, что жизнью вам дано,

И людям не ленитесь улыбаться,

Учитесь отдавать свое тепло!

3. Не будьте лживы, мелочны, сварливы,

Не покидайте в суете друзей

Поверьте, все вернется с большей силой,

Все то, что вы отдали для людей!

 4. Есть истины, которых не отвергнешь,

Они верны, бессмертны и сильны.

О, Человек, когда же ты поверишь,

Что создаешь свой Мир лишь только ТЫ!

- Завершить наше занятие мне бы хотелось упражнением «Сердце настроения» (слайд 15). На доске вы видите чистое сердце. Наша задача – заполнить его. На столе есть маленькие сердца 3-х цветов: красного, зелёного и синего.

Красное сердце: Радость. Занятие было интересным и полезным для меня. Я готов(-а) пересмотреть своё отношение к окружающим.

Зелёное сердце: Интерес. Занятие было интересным и полезным, но у меня остались вопросы и я готов их озвучить.

Синее сердце: Сомнение. Занятие не было интересным и полезным для меня. Я не готов пересмотреть своё отношение к окружающим. Меня и так всё устраивает.

(Слайд 16)

- Спасибо вам большое за активную и дружную работу! Помните, пожалуйста, что человек, обладающий большим сердцем, делает этот мир лучше.



Предварительный просмотр:

Паспорт педагогического проекта

Автор проекта и название ОО

Попонина Наталия Андреевна, средняя школа № 12 г. Данилова Ярославской области

Куратор: Измайлова Елена Львовна

Название (тема) управленческого проекта создания ЛРОС в ОО

Создание личностно-развивающей творческой образовательной среды средней школы 12.

Направление педагогического проекта

СЭР, духовно-нравственное.

Название (тема) педагогического проекта

Регуляция эмоций и поведенческих проявлений при взаимодействии учащихся 5 «А» класса СШ № 12. Добрые и недобрые дела.

Решаемая ключевая проблема

Культура взаимоотношений учащихся 5 «А» класса.

Цель (-и) педагогического проекта

Способствовать развитию у ребёнка умения различать нравственную сторону жизненных явлений и поступков.

Целевая группа

Учащиеся 5 «А» класса.

Основная идея педагогического проекта

Повышение культуры взаимоотношений.

Человек с большим сердцем делает этот мир лучше.

2-3 тезиса, особенно ярко раскрывающие особенности педагогического проекта

Каждый участник образовательного процесса рассматривается, в первую очередь, как личность, активно создающая свой человеческий потенциал.

Свобода каждого, как участника образовательного процесса, существует не за счет свободы других.

Отношения участников образовательного процесса строятся на принципах долгосрочного взаимодействия, уважения и четкого исполнения взаимных обязательств.

Используемые технологии/методики/приёмы/техники

Введение в занятие через «легенду» (загадка, работа с фразеологизмами);

Приёмы критического мышления (эксперимент с куклой, анализ видеоролика «Притча о гвоздях» с опорой на план);

«Парковка идей» (составление в группах планов добрых дел);

«Сердце настроения» (в качестве рефлексии в конце занятия);

Soft через Hard (на протяжении всего занятия учащиеся, выполняя задания, развивали «мягкие навыки»: умение договариваться, убеждать, слушать собеседников, быть ответственными, креативными, управлять временем, мыслить критически).

Значимые продукты педагогического проекта

Составление в группах планов добрых дел по отношению к природе, семье, друзьям/сверстникам, школе (оформление трафаретов).

Личный вклад педагога в изменения в ОО

Участие в работе ПОС, посещение уроков коллег, разработка сценария и проведение собственного занятия.

Каким образом планируется представить результаты педагогического проекта (выступление (-я), занятие (-я), публикация (-и)

Видео-урок (классный час «Большие сердца»).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

День и ночь стучит оно, Словно бы заведено. Будет плохо, если вдруг Прекратится этот стук.

Слайд 4

Принять близко к сердцу От чистого сердца Сердце кровью обливается Большое (золотое) сердце В сердцах Разбить сердце Брать за сердце Каменное сердце, сердце изо льда Скрепя сердце

Слайд 6

Много слов на земле. Есть дневные слова – В них весеннего неба сквозит синева. Есть ночные слова, о которых мы днём Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом. Есть слова – словно раны, слова – словно суд. С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить. Слово можно в разящий свинец перелить. (Вадим Шефнер )

Слайд 7

Обида – несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а также вызванное этим чувство. ( из толкового словаря С.И. Ожегова)

Слайд 8

Много слов на земле. Есть дневные слова – В них весеннего неба сквозит синева. Есть ночные слова, о которых мы днём Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом. Есть слова – словно раны, слова – словно суд. С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить. Слово можно в разящий свинец перелить. (Вадим Шефнер )

Слайд 9

«Притча о гвоздях» Притча – это «поучение в примере» (В.И. Даль)

Слайд 10

Для чего отец дал своему сыну мешочек гвоздей? Сколько гвоздей оказалось в столбе за первый день? Что подумал молодой человек? Что сказал отец, когда сын научился контролировать себя? С чем отец сравнил дыры в столбе? Кому молодой человек мог сказать грубые слова? Какова главная идея притчи?

Слайд 12

Всероссийская общественно-государственная инициатива «Горячее сердце» www.cordis.fondsci.ru

Слайд 13

Человек, обладающий большим сердцем, делает мир лучше.

Слайд 15

«Сердце настроения» Красное сердце: Радость. Занятие было интересным и полезным для меня. Я готов(-а) пересмотреть своё отношение к окружающим. Зелёное сердце: Интерес. Занятие было интересным и полезным, но у меня остались вопросы и я готов их озвучить. Синее сердце: Сомнение. Занятие не было интересным и полезным для меня. Я не готов пересмотреть своё отношение к окружающим. Меня и так всё устраивает.

Слайд 16

Человек, обладающий большим сердцем, делает мир лучше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 7-м классе "Не жалейте сердца… Добру откроются сердца"

Цель: воспитание потребности  в деятельности на пользу людям, стремление совершать добрые дела через формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоцио...

Презентация к классному часу "Сердце Матери".

Цель: воспитание любви и глубокого уважения к мамеЗадачи: сформировать у детей чувстчо любви, уважения, чуткости...

Классный час "Не жалейте сердца. Добру откроются сердца"

Классный час для обучающихся 7 класса по духовно- нравственному воспитанию...

Классный час "Сердцем прикоснись к памяти"

Классный час "Сердцем прикоснись к памяти"...

Классный час "Сердце матери нежное..."

Разработка внеклассного мероприятия ко дню матери...

классный час «Сердца солдатских матерей»

классный час «Сердца солдатских матерей»...