Дополнительное образование
материал

Людмила Александровна Ануфриева

Благодарственное письмо за подготовку победителя в краевом конкурсе экологических рисунков "Родные пейзажи" - 2024 г

Благодарственное письмо за подготовку призёра в краевом конкурсе экологических рисунков "Заповедные уголки родного края" - 2024 г

Скачать:


Предварительный просмотр:

       МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Красноярского края

Управление образования администрации Абанского района

МКОУ Никольская СОШ

РАССМОТРЕНО: на методическом  советом

Приказ №1

 от 28.08 2023 г.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

Белова А.А

От 28 августа  2023 г

УТВЕРЖДЕНО:

Директор МКОУ Никольская СОШ:

___________ Т.Е.Парфёнова

Приказ № 29/4 28.08.2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

                                   ХУДОЖЕСТВЕННОЙ  НАПРАВЛЕННОСТИ

«ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»

Уровень программы: разно-уровневая

 (стартовый, базовый)

Срок реализации программы:

1 год (36 часов)

Возрастная категория: 8-12 лет.

Автор-составитель:

педагог дополнительного образования:

Ануфриева Людмила Александровна.

2023-2024 уч.год

Пояснительная записка

             Рабочая программа дополнительного образования  «Волшебная кисточка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта НОО и ООО..  Разработана на основе  авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С.Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной. Программа курса рассчитана на один 1 год – с начинающего уровня (стартовый уровень) и до момента готовности обучающихся к изучению более сложных методов рисования(базовый уровень).

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная кисточка» (далее - Программа) поможет поддержать детскую инициативу в освоении интересного увлекательного мира изобразительного искусства. Программа разработана с учётом «Закона об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. №273 - ФЗ, письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06 -1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Актуальность

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная кисточка» (далее - программа).

Сегодня мы говорим, что каждый ребенок рождается с врожденными творческими способностями. Но творческими людьми вырастают только те дети, условия, воспитания которых позволили развить эти способности вовремя.

Творческий процесс заключает в себя освоение детьми окружающей действительности, при этом, усваивая общественный опыт, дети преломляют его через свое понимание мира, пропускают через собственный опыт, который для каждого ребенка неповторим и уникален. В рисунке повествовать значительно легче. Рисуя, ребенок отражает и упорядочивает свои знания о мире, осознает себя в нем. Нарисовав событие, ему легче потом рассказывать о нем. Таким образом, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать.

Человек, развитый искусством, тем и отличается от человека эстетически не развитого, что у него органы чувств более чуткие и «умные». Его глаза, в буквальном смысле, видят в вещах гораздо больше значимого, чем неразвитый глаз. В этом отношении искусство участвует не только в развитии художественных, но и универсальных способностей человека и, в частности, ребенка.

В современном подходе к развитию детского изобразительного творчества большое значение имеет приобщение детей к художественной культуре. Произведения искусства, обычаи способствуют формированию нравственно-эстетического опыта, опыта чувств и отношений.

Новизна заявленной программы в том, что содержание образовательной программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как к духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Программа направлена на приобретения первичных навыков изобразительной деятельности, призвана помочь реализовать потребность в самовыражении посредством изобразительной деятельности, развить в детях универсальную способность – воображение. Формируясь в художественно-изобразительной деятельности, воображение впоследствии проявится не только в каком-либо виде искусства, но в любой другой области жизни человека. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов, так и непосредственно художественную деятельность. Воспитывая чуткость к красоте, мы тем самым формируем у ребенка оценочные отношения к миру, деятельности. Обучающиеся совершенствуют свои графические навыки, развивают воображение, вкус, мелкую моторику рук. Дети становятся более самостоятельными. Они учатся анализировать и оценивать свою работу. Обладая базовыми знаниями, ребенок может самостоятельно создавать творческие композиции. Наши занятия в объединении «Волшебная кисточка» могут стать увлечением на всю жизнь.

В программе «Волшебная кисточка» реализуется воспитательный проект «Как прекрасен этот мир», рассчитан на учащихся в возрасте 8-14 лет.

Цель программы :

Создание условий для становления эстетической культуры учащихся (восприятия, общения, выражения) средствами изобразительного искусства.

Задачи:

Обучающие:

  • обучать изобразительным и техническим умениям, навыкам в различных областях изобразительного творчества (рисование, декоративно-прикладное искусство, конструирование и т.д.);
  • способствовать формированию художественного восприятия, умения различать виды и жанры изобразительного искусства;
  • обучать представлению о форме предметов, их строении и цвете;
  • обучать представлению о выразительных возможностях художественных материалов.

 Развивающие:

  • развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус и понимание прекрасного;
  • развивать интерес к искусству;
  • развивать творческое воображение, способность к наблюдениям, пространственного и логического мышления;
  • развивать рефлексивные способности.

Воспитательные:

  • создать условия для становления культуры восприятия и выражения на примере объектов природы;
  • создать условия для становления культуры восприятия и выражения на примере продуктов деятельности человека;

создать условия для становления культуры восприятия и выражения на примере отношений между людьми.

 Планируемые результаты:

Предметные:

  • овладение изобразительными и техническими умениями, навыками в различных областях изобразительного творчества (рисование,        декоративно-прикладное

искусство, конструирование и т.д.);

  • формирование художественного восприятия, умения различать виды и жанры изобразительного искусства;
  • формирование творческого воображения, наблюдательности, пространственного мышления;
  • формирование представлений о форме предметов, их строении, цвете;
  • формирование представлений о выразительных возможностях художественных материалов.

Метапредметные:

  • развитие изобразительных способностей, художественного вкуса и понимания прекрасного;
  • развитие интереса к искусству;
  • развитие творческого воображения, способности к наблюдениям, пространственного и логического мышления;
  • развитие рефлексивных способностей.

Личностные:

  • созданы условия для становления культуры восприятия и выражения на примере объектов природы;
  • созданы условия для становления культуры восприятия и выражения на примере продуктов деятельности человека;
  • созданы условия для становления культуры восприятия и выражения на примере отношений между людьми.

Направленность: дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной  направленности «Волшебная кисточка» заключается в популяризации и развитии художественного творчества у учащихся, развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное, развитие колористического видения. Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя  и других.

 Уровень программы разно-уровневый (стартовый).  Состав каждой группы 10-12 человек.

 Форма обучения – очная.

 

Объём программы рассчитан на 1 год.

 Сроки реализации освоения программы определяются содержанием программы и обеспечивают достижение планируемых результатов при режиме занятий: 1 год , 1 раз в неделю, по 1 академическому часу в неделю, 36 недель в год.

Обоснованность комплектования учебных групп – ребята, имеющие склонности и заинтересованность к художественному творчеству, а также устойчивого желания заниматься изобразительным искусством в возрасте от 8 до 12 лет, включая детей с ОВЗ. Обучение производится в разновозрастных группах. Состав групп постоянен.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием художественного вкуса через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд приобщить учащихся к творчеству. Учащиеся получают представление о рисунке, живописи, тематической композиции. Также педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она отвечает потребностям общества и образовательным стандартам в формировании компетентной, творческой личности. Программа носит сбалансированный характер и направлена на развитие художественной культуры обучающихся. Содержание программы определяется с учётом особенностей обучающихся, широкими возможностями социализации в процессе общения.

Отличительная особенность: педагог может работать адресно с каждым ребенком, знакомить детей с нетрадиционными технологиями, приемами и методами изобразительной и продуктивной деятельности.

В ходе деятельности педагог помогает детям проявить и реализовать творческий замысел, подобрать материалы, средства и приемы выразительности, учит оформлять и презентовать работу

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

- занятия в свободное время;

- обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);

- учащимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.

Особенностью организации образовательного процесса является проведение занятий в групповой форме с ярко выраженным индивидуальным подходом, чтобы создать оптимальные условия для их личностного развития. При комплектовании групп учитывается подготовленность, возрастные и индивидуальные  особенности учащихся. Несложность оборудования, наличие и укомплектованность инструментами, приспособлениями, материалами, доступность работы позволяют заниматься по данной программе учащимся. Вид занятий определен содержанием программы и предусматривает практические и теоретические занятия, соревнования и другие виды учебных занятий и учебных работ. На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Обучаясь по программе, ребята проходят путь от простого к сложному. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами, на приобщение учащихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил у обучающихся развиваются творческие начала.

Основной идей программы «Волшебная кисточка» является индивидуально-групповое  образование – работа в группах проводится как с каждым конкретным ребёнком, так и  с ребёнком как частью групповое. Таким образом, уже с первых дней, учащиеся готовы работать к общему делу и к самостоятельной работе. Учащиеся стремятся вместе постичь основы изобразительного искусства, решать сложные задачи, которые им по одиночке были бы не под силу.

В связи со спецификой курса «Волшебная кисточка», перед преподавателем помимо образовательной задачи ставится задача создания хорошей психологической атмосферы в группе, а также психологической подготовки обучающихся к оценке своих возможностей, к построению линии поведения в нестандартных ситуациях. Очень важно сформировать адекватное отношение к своим первичным результатам,  а потому надо к ним относиться как к промежуточному этапу. Победа и участие  в конкурсах говорит о росте общего уровня ребят и возможности участия в более сложных номинациях. А проигрыш не даёт поводов для расстройства..


Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практи ка

1.

Организационное

1

1

педагогическое наблюдение

2.

Натюрморт        из        овощей        и

фруктов

2

1

1

анализ        продуктов

образовательной деятельности

3.

Загадки с грядки

1

1

анализ        продуктов

образовательной деятельности

4.

Композиция из осенних листьев «Летят листья»

2

2

анализ        продуктов

образовательной деятельности

5.

Орнамент в круге и овале

2

1

1

контрольное задание

6.

Геометрические формы

1

1

анализ        продуктов

образовательной деятельности

7.

Образы диких животных

2

2

контрольное задание

8.

Сказочный лес

2

2

анализ        продуктов

образовательной деятельности

9.

Беседы по искусству.

1

1

беседа

10.

Зимний пейзаж

2

2

контрольное задание

11.

Мастерская подарков

1

1

анализ        продуктов

образовательной деятельности

12.

Зимняя сказка

2

1

2

анализ        продуктов

образовательной деятельности

13.

Беседа по искусству.

1

1

беседа

14.

Инструктаж по охране труда

1

1

0

журнал инструктажа

15.

Памятная дата.

2

1

1

анализ        продуктов

образовательной деятельности

16.

Автопортрет.

2

2

анализ        продуктов

образовательной деятельности

17.

Плывет, плывет кораблик

1

1

анализ        продуктов

образовательной


деятельности

18.

Подарок маме

2

1

анализ        продуктов

образовательной деятельности

19.

Рисование        рыб        и        морских

обитателей

1

1

анализ        продуктов

образовательной деятельности

20.

Подводный мир

1

1

анализ        продуктов

образовательной деятельности

21.

Солнышко-нарядись

2

1

1

анализ        продуктов

образовательной деятельности

22.

Беседа по искусству.

1

1

беседа

23.

Выставочная деятельность

2

1

1

выставка

24.

Контрольное и итоговое занятие

1

1

контрольное задание

Итого

36

12

24

Сл

Содержание программы.

Организационное занятие (1 ч). Инструкции по охране труда.

Материалы входящей диагностики.

Натюрморт из овощей и фруктов (2 ч) Диагностика навыков работы детей. Использование цвета и света в живописи.

Загадки с грядки (1 ч) Освоение техники акварель по мокрой бумаге. Работа с шаблонами.

Композиция из осенних листьев «Летят листья» (2 ч) Работа с шаблонами осенних листьев. Аппликация.

Орнамент в круге и овале (2 ч) Использование шаблона. Дорисовка деталей. Определение цветовой гаммы.

Геометрические формы (1 ч) Карандашный набросок. Штриховка. Свет.

Сказочный лес (2 ч) Экспериментирование с различными техниками рисования. Развитие фантазии.

Беседы по искусству (1 ч) Виды, жанры изобразительного искусства

Зимний пейзаж (2 ч) Создание композиции. Совмещение акварели и восковых мелков.

Мастерская подарков (1 ч) Тонирование бумаги. Получение разных фактур.

Зимняя сказка (2 ч) Использование нетрадиционных техник. Прорисовка деревьев.

Беседа по искусству (1 ч) Пейзаж в живописи.

Инструктаж по охране труда (1 ч)

Памятная дата. (2 ч) экспериментирование с белой, черной и красной краской. Рисунки к 23 февраля.

Автопортрет. (2 ч) Построение формы лица с использованием линейки и простого карандаша. Штриховка.

Плывет, плывет кораблик (1 ч) Изображение поверхности воды. Рисование парусника.

Подарок маме (2 ч) Построение композиции натюрморта. Растушёвка.

Рисование        рыб        и        морских обитателей (1ч). Прозрачность воды. Использование акварели

Подводный мир (1 ч) Свободный выбор материала. Экспериментирование с различными техниками, красками.

Солнышко-нарядись (2 ч) Выполнение декоративной композиции, соединяя технику «пузырьковое выдувание» и «ватное папье-маше».

Беседа по искусству (1ч) Средства        художественной выразительности.

Выставочная деятельность (2 ч) Изготовление паспарту. Выбор лучших работ учащихся для выставки

Контрольное и итоговое занятие (1 ч) Итоговое тестирование по искусство

Условия реализации программы

Группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные. По программе предусмотрены групповые, подгрупповые, индивидуальные занятия.

Наполняемость учебной группы по годам обучения

  1. год обучения – не менее 12 человек;

Процесс обучения организован с группой приблизительно одного возраста и уровня развития, так как творческие способности детей очень разные и не всегда их можно подогнать под «жесткие» возрастные «рамки». В студии могут обучаться, как новички, так и дети, которые уже занимались по данному направлению. Большое значение имеет работа индивидуально с каждым ребенком. В результате полного освоения программы учащиеся могут продолжить свое обучение в других образовательных учреждениях по данному направлению, так как обладают достаточной художественной подготовкой.

Программа предполагает участие в конкурсах, выставках различного уровня, выезды на природу, творческие мастер-классы.

Материально-техническое обеспечение

  • столы (разной высоты, с учетом возраста учащихся)
  • стулья (разной высоты, с учетом возраста учащихся)
  • доска
  • мольберты (разной высоты, с учетом возраста учащихся)
  • стулья для красок
  • раковина для смены воды, стаканы для воды
  • столы для постановок
  • постановочный материал (предметы для натюрмортов)
  • шкафы для папок с иллюстративными материалами
  • шкаф для книг
  • стеллаж для хранения
  • компьютерное оборудование
  • держатели для бумаги
  • кисти беличьи (№№ 2, 3, 4, 5, 6)
  • кисти для клея
  • ножницы
  • палитры
  • линейки
  • кнопки
  • бумага для рисования (разного формата)
  • бумага для акварели (разного формата)
  • бумага для пастели (разного формата)
  • цветная бумага (разного формата)
  • цветной картон (разного формата)
  • бумага для набросков
  • бумага для оформления
  • карандаши простые
  • резинки стирательные
  • краски «гуашь»
  • краски «акварель»
  • гелиевые ручки
  • пастель, масляная пастель
  • мел
  • восковые мелки
  • фломастеры
  • цветные карандаши
  • губки
  • - обеспечить удобным местом для индивидуальной и групповой работы;
  • Учебная аудитория для проведения лекционных и практических занятий оснащенная мебелью.
  • Аппаратные средства:
  • - Компьютер; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает обучаемому мультимедиа-возможности: видеоизображение и звук.
  • - Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.
  • - Устройства для презентации: проектор, экран.

  • Информационное обеспечение:
  • - профессиональная и дополнительная литература для педагога, учащихся, родителей;
  • - наличие аудио-, видео-, фотоматериалов, интернет источников, плакатов, чертежей, технических рисунков.
  • Кадровое обеспечение. Успешную реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования, обладающий не только профессиональными знаниями, но и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности творческого объединения художественной направленности.

                              Календарно-учебный график:

  1. Дата начала и окончания учебного года: 01.09.2023 –    .05.2024.
  2. Продолжительность учебного года:

- 1 четверть:

- 2 четверть:

- 3 четверть:

- 4 четверть:

  1. Сроки и продолжительность каникул:

- осенние:

- зимние:

- весенние:

- летние:

  1. Сроки проведения промежуточной аттестации:

Методическое обеспечение программы

На занятиях используются различные методы обучения:

- Объяснительно-иллюстративные (рассказ, объяснение, демонстрации, и др.) – способствуют формированию у учащихся первоначальных сведений об основных элементах изобразительного искусства, материалах, технике, технологии, организации труда и трудовой деятельности человека.

- Репродуктивные (воспроизводящие) – содействуют развитию у учащихся умений и навыков.

- Проблемно-поисковые (проблемное изложение, частично – поисковые, исследовательские) – в совокупности с предыдущими служат развитию творческих способностей обучающихся.

- Пооперационный метод (презентации), метод проектов – необходимо сочетать репродуктивный и проблемно-поисковый методы, для этого используют наглядные динамические средства обучения.

Также в работе применяются разнообразные образовательные технологии – технология группового обучения, технология развивающего обучения, технология исследовательской деятельности, коммуникативная технология обучения, , проектная и здровьесберегающая технологии.

Основными формами работы в объединении «Волшебная кисточка» является учебно-практическая деятельность:

- 67% практических занятий,

- 33% теоретических занятий.

На занятиях используются различные формы работы:

- беседа, выставка, игра, профессиональный конкурс, мастер-класс, викторины, тестирование, наблюдение, открытое занятие, практическое занятие, презентация, творческая мастерская;

- индивидуальная (самостоятельное выполнение заданий); групповая, которая предполагает наличие системы «руководитель-группа-обучающийся»

Алгоритм учебного занятия:

– подготовительный этап (приветствие, подготовка учащихся к работе, организация начала занятия, создание психологического настроя, активизация внимания, объявление темы и цели занятия, проверка усвоения знаний предыдущего занятия)

- основной этап (подготовка к новому содержанию, обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности; усвоение новых знаний и способов действий, обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения; первичная проверка понимания изученного, установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция; применение пробных практических заданий; закрепление новых знаний-умений, способов действий и их применения, обобщение и систематизация знаний-умений; выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль, самокоррекция знаний-умений и способов действий)

- заключительный этап (анализ и оценка успешности достижения цели и задач, определение перспективы последующей работы; совместное подведение итогов занятия; рефлексия - самооценка учащимися своей работоспособности, психологического состояния, причин и способы устранения некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности работы).

Методические рекомендации. На первых занятиях следует продемонстрировать возможности всех художественных материалов, которые будут использоваться на занятиях. Детально проработать правила техники безопасности. Ознакомиться с известными техниками рисования и направлениями в художественном творчестве. Понимать значение художественного творчества в жизни людей. Понимать и обсуждать критерии оценивания творческой работы . Создавать творческие работы, уметь сравнивать и высказываться по поводу своей и работ других участников.

Работа в кружке расширяет круг знаний учащихся. Они способны фантазировать и создавать картины в различных техниках самостоятельно.

Обучение принципам совместной работы и обмена идеями, совместно обучаться в рамках одной группы. Работа над картиной и демонстрация ее на выставке или в своем коллективе..Становление самостоятельности: распределять обязанности в своей группе, проявлять творческий подход к созданию картины, создавать картины в различных техниках и нетрадиционными материалами, видеть реальный результат своей работы. Общение в устной форме с использованием специальных понятий. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения  детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки  воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

          Контрольно-измерительные материалы

Оценку образовательных результатов учащихся по программе следует проводить в виде:

- тестирование, демонстрация рисунка;

- викторины, конкурсы профессионального мастерства, смотры, открытые занятия, представление творческой работы;

- персональные выставки, выставки по итогам разделов, текущая и итоговая защита творческой работы.

Формы подведения итогов реализации программы. Главным результатом реализации программы является создание каждым ребёнком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результ  

 Это возможно при:

- Организации текущих выставок лучших творческих работ.

- Наблюдение за работой учащихся на занятиях, анализ проведённой работы, зачётная оценка по окончании занятия.

- Участие учащихся в проектной деятельности, выставках, конкурсах разного уровня.

- В конце года обучения ребята создают свои  собственные творческие работы (рисунки) и делают их презентацию  для родителей.
Способы и формы проверки результатов освоения программы.

Виды контроля:

- вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для проверки знаний, умений и навыков по данному курсу;

- текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме.

Формы проверки результатов:

- наблюдение за учащимися в процессе работы;

- игры;

- индивидуальные и коллективные творческие работы.

Формы подведения итогов:

- выполнение практических работ;

- контрольное занятия.

Итоговая аттестация учащихся проводится по результатам подготовки и защиты творческой работы (по выбору учащегося)

Проверка усвоения учащимися программы производится в форме аттестации (входной контроль, текущая, промежуточная и итоговая), а также участием в выставках, конкурсах. Формы и критерии оценки результативности определяются самим педагогом и заносятся в протокол (бланк ниже), чтобы можно было отнести обучающихся к одному из трех уровней результативности: высокий, средний, низкий.

Оценочными критериями результативности обучения также являются:

- критерии оценки уровня теоретической подготовки обучающихся: соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; широта кругозора; свобода восприятия теоретической информации; развитость практических навыков работы со специальной литературой, осмысленность и свобода использования специальной терминологии;

- критерии оценки уровня практической подготовки обучающихся: соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требования; свобода владения специальным оборудованием и оснащением; качество выполнения практического задания; технологичность практической деятельности;

- критерии оценки уровня развития обучающихся детей: культура организации практической деятельности: культура поведения; творческое отношение к выполнению практического задания; аккуратность и ответственность при работе; развитость специальных способностей.

Мониторинг результатов обучения детей по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

технической направленности

«Волшебная кисточка»

за _2023____/_2024____ учебный год

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

% / кол-во

 чел.

Методы диагностики

1.Теоретическая подготовка детей:

1.1. Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

- минимальный уровень (овладели менее чем ½ объема знаний);

Собеседование,

Наблюдение,

Итоговая работа,

- средний уровень (объем освоенных знаний составляет более ½);

- максимальный уровень (дети освоили практически весь объем знаний, предусмотренных программой)

1.2. Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования

- минимальный уровень (избегают употреблять специальные термины);

Собеседование,

,

Опрос

- средний уровень (сочетают специальную терминологию с бытовой);

- максимальный уровень (термины употребляют осознанно и в полном соответствии с их содержанием)

2. Практическая подготовка детей:

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

 минимальный уровень (овладели менее чем ½ предусмотренных умений и навыков);

Наблюдения,

Итоговые работы

- средний уровень (объем освоенных умений и навыков составляет более ½);

- максимальный уровень (дети овладели практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой)

2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании

- минимальный уровень (испытывают серьезные затруднения при работе с оборудованием)

наблюдение

- средний уровень (работает с помощью педагога)

 - - максимальный уровень (работают самостоятельно)

2.3. Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

- начальный (элементарный, выполняют лишь простейшие практические задания)

Наблюдение,

Итоговые работы

- репродуктивный (выполняют задания на основе образца)

- творческий (выполняют практические задания с элементами творчества)

3. Общеучебные умения и навыки ребенка:

3.1. Учебно-интеллектуальные умения:

3.1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу

Самостоятельность в подборе и анализе литературы

 минимальный (испытывают серьезные затруднения, нуждаются в помощи и контроле педагога)

Наблюдение

- средний (работают с литературой с помощью педагога и родителей)

- максимальный (работают самостоятельно)

3.1.2.  Умение пользоваться компьютерными источниками информации

Самостоятельность в пользовании

Уровни по аналогии с п. 3.1.1.

- минимальный

Наблюдение,

Опрос

-средний

-максимальный

-средний

-максимальный

3.2. Учебно -

коммуникативные умения: 

3.2.1. Умение слушать и слышать педагога

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Уровни по аналогии с п. 3.1.1.

- минимальный

Наблюдения,

Опрос

-средний

-максимальный

3.2.2. Умение выступать перед аудиторией

Свобода владения и подачи подготовленной информации

Уровни по аналогии с п. 3.1.1.

- минимальный

наблюдения

-средний

-максимальный

3.3. Учебно-организационные умения и навыки:

3.3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место

Самостоятельно готовят и убирают рабочее место

Уровни по аналогии с п. 3.1.1.

- минимальный

наблюдение

-средний

-максимальный

3.3.2. Навыки соблюдения ТБ в процессе деятельности

Соответствие реальных навыков соблюдения ТБ программным требованиям

- минимальный уровень (овладели менее чем ½ объема навыков соблюдения ТБ);

наблюдение

- средний уровень (объем освоенных навыков составляет более ½);

- максимальный уровень (освоили практически весь объем навыков)

3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

- удовлетворительно

- хорошо

-отлично

Наблюдение,

Итоговые работы

Педагог дополнительного образования_____________________________

                                                                        (ФИО, подпись)

Нормативно-правовые документы

  • Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11 1989г
  • Конституция РФ
  • Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года
  • Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки Минобрнауки России от 11.12.2006т№06-1844//Примерные требования к программам дополнительного образования детей
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.20014№41 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.3172-14»
  • Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам»
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»



Методические материалы

Тема

Формы занятий

Приемы        и        методы

организации образовательного процесса

Учебные пособия.

Дидактический материал.

Информационные источники.

Техническое оснащение

Тема 1. Организационное

Беседа Педагогическая мастерская

Словесный

Инструкции по охране труда.

Материалы входящей диагностики.

Материалы педагогической мастерской «Золотое правило»

Натюрморт из овощей и фруктов. (2 ч)

Беседа Практическое занятие

Словесный

Наглядный

Практический

Элементы электронного и дистанционного обучения

Наглядные пособия, раздаточный материал, конспект занятия.

Предметы для постановочных натюрмортов. Муляжи фруктов, овощей.

Сокольникова Н.М. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством в начальной школе: Учебное пособие для студентов педвузов. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.

Ноутбук

Тема 3. Загадки с грядки

Беседа Практическое занятие

Словесный

Наглядный

Практический

Элементы электронного и дистанционного обучения

Кузин        В.С.        Изобразительное        искусство        и

методика его преподавания. - Учебное пособие для уч-ся пед. уч-щ. - М.: Просвещение, 1984. Наглядные пособия, раздаточный материал.

Предметы для постановочных натюрмортов. Муляжи фруктов, овощей.

Ноутбук Проектор Экран


конспект занятия

Сокольникова Н.М.        Наглядные пособия и

оборудование для занятий изобразительным искусством в начальной школе: Учебное пособие для студентов педвузов. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.

А.П. Панфилова «Игровое моделирование в деятельности педагога»: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / А.П. Панфилова; под общ. Ред. В.А. Сластѐнина, И.А. Колесниковой. – М.: «Издательский центр «Академия», 2006.

Тема 4. Композиция из осенних листьев «Летят листья». (2 ч)

Беседа Практическое занятие

Словесный

Наглядный

Иллюстративный

Элементы электронного и дистанционного обучения

Ростовцев        Н.Н.        Методика        преподавания

изобразительного искусства в школе. 3-е изд., доп. и перераб. - М.: АГАР, 2000.

Хохломская роспись// Искусство в школе. – 1992. - №3-4 – с.19-21

Наглядные        пособия:        «Составление

орнаментальных композиций» «Основы композиции»

Презентация: «Пейзаж»

Наглядные пособия, раздаточный материал, конспект занятия

Ноутбук Проектор Экран

Тема 5. Орнамент в круге или овале. (2 ч)

Беседа Практическое занятие

Словесный

Наглядный

Иллюстративный

Элементы электронного и дистанционного обучения

Наглядные пособия.

Предметы для постановочных натюрмортов. Муляжи фруктов. Презентация: «Декоративно- прикладное искусство». Наглядные пособия по теме.

Шпикалова Т. Я. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество. Учебно-методическое пособие.- М., 2000.

Ноутбук

Тема 6 Геометрические формы.

Беседа Практическое занятие

Словесный

Наглядный

Практический

Элементы электронного и

Гипсовые пособия: цилиндр, конус, куб, шар.

Презентация:        «Декоративно-прикладное

искусство». Наглядные пособия по теме.

Ноутбук


дистанционного обучения

Карточки:        «Геометрические        тела».        Ю.Ф.

Васильев        А.И.        Изобразительное        искусство

Рабочая тетрадь: 1 кл.: В 2 ч. Ч.2 - М.: Владос, 2000.

Тема 7. Образы диких животных (2 ч)

Беседа Практическое занятие Педагогическая мастерская

Словесный

Наглядный Иллюстративный Практический Диалогово-рефлексивный

Наглядные пособия, раздаточный материал, технологические карты

Карточки:        Животные.        Птицы.        Презентация:

«Анималистический жанр». Наглядные пособия по теме.

Наглядные пособия, раздаточный материал, конспект занятия

Борисова, Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие / Н.В. Борисова. – М., 2000.

Н.И.        Белова,        О.В.        Орлова        «Технология

педагогических        мастерских:        вхождение        в

ценности. – Москва: РУДН, 2019.

Ноутбук Проектор Экран

Тема 8.Сказочный лес (2 ч)

Беседа Практическое занятие

Словесный

Наглядный Иллюстративный Практический

Элементы электронного и дистанционного обучения

Наглядные пособия, раздаточный материал, технологические карты Презентация: «Пейзаж»

Ноутбук Проектор Экран

Тема        9.        Беседы        по

искусству. Виды, жанры изобразительного искусства

Беседа Практическое занятие

Словесный

Наглядный Иллюстративный Практический

Элементы электронного и дистанционного обучения

Репродукции музеев мира.

«Эрмитаж, Государственный Русский музей»

Тема 10. Зимний пейзаж. (2 ч)

Беседа Практическое занятие

Словесный

Наглядный Иллюстративный Практический

Элементы электронного и

Наглядные пособия, раздаточный материал, технологические карты Презентация: «Пейзаж».

Материалы промежуточной диагностики.

Ноутбук Проектор Экран


дистанционного обучения

Тема        11.        Мастерская

подарков.

Беседа Практическое занятие Педагогическая мастерская

Словесный

Наглядный Иллюстративный Практический Диалогово-рефлексивный

Картотека интернет сайтов для педагогов и учащихся.

Наглядные пособия, раздаточный материал, технологические карты

Н.И.        Белова,        О.В.        Орлова        «Технология

педагогических        мастерских:        вхождение        в

ценности. – Москва: РУДН, 2019.

Ноутбук Проектор Экран

Тема 12. Зимняя сказка. (2 ч)

Беседа Практическое занятие

Словесный

Наглядный Иллюстративный Практический

Элементы электронного и дистанционного обучения

А.Б. Драхлер «МХК», изд. центр Владос, 2002 Д.В. Волкова «История мировой культуры», Ростов-на-Дону, 2008.

Презентация: «Праздник»

Ноутбук Проектор Экран

Тема 13. Беседы по искусству.        Пейзаж        в

живописи.

Беседа Практическое занятие

Словесный

Наглядный

Практический

Элементы электронного и дистанционного обучения

Презентация: «Пейзаж»

Наглядные пособия, раздаточный материал.

Беседа Практическое занятие

Тема 14. Инструктаж по охране труда.

Беседа Практическое занятие

Словесный Наглядный Иллюстративный Практический

Инструкции по охране труда.

Ноутбук Проектор Экран

Тема 15. Памятная дата. (2 ч)

Беседа Практическое занятие Педагогическая мастерская

Словесный

Наглядный Иллюстративный Практический

Элементы электронного и дистанционного обучения

Д.В. Волкова «История мировой культуры», Ростов-на Дону, 2008.

Презентация: «Россия – наша Родина»

Наглядные пособия, раздаточный материал, конспект занятия, технологические карты

Н.И.        Белова,        О.В.        Орлова        «Технология

педагогических        мастерских:        вхождение        в

ценности. – Москва: РУДН, 2019.

Ноутбук Проектор Экран

Тема 16. Автопортрет.(2 ч)

Беседа

Практическое

Словесный

Наглядный

Сокольникова        Н.М.        Краткий        словарь

художественных терминов – Обн., 1996

Ноутбук


занятие

Иллюстративный

Практический

Элементы электронного и дистанционного обучения

Тематические папки по разделам программы Репродукции по теме.

Тема 17. Плывет, плывет кораблик.

Беседа Практическое занятие Педагогическая мастерская

Словесный Наглядный Иллюстративный Практический

Репродукции по теме. Раздаточный материал.

Сокольникова Н.М.        Наглядные пособия и

оборудование для занятий изобразительным искусством в начальной школе: Учебное пособие для студентов педвузов. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.

Н.И.        Белова,        О.В.        Орлова        «Технология

педагогических        мастерских:        вхождение        в

ценности. – Москва: РУДН, 2019.

Репродукции по теме: «Защитники отечества» Презентация: «Защитники отечества»

Ноутбук Проектор Экран

Тема 18. Подарок маме. (2 ч)

Беседа Практическое занятие

Словесный

Наглядный Иллюстративный Практический

Элементы электронного и дистанционного обучения

Наглядные пособия по теме.

Ноутбук

Тема 19. Рисование рыб и морских обитателей.

Беседа Практическое занятие

Словесный

Наглядный

Практический

Элементы электронного и дистанционного обучения

Карточки: Рыбы.

Презентация: «Анималистический жанр».

Наглядные пособия, раздаточный материал.

Хуторской А. В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. 1999. № 7

Ноутбук

Тема 20. Рисование на темы        и        иллюстрация.

Подводный мир.

Беседа Практическое занятие Педагогическая мастерская

Словесный Наглядный Практический

Карточки: Рыбы.

Презентация:        «Анималистический        жанр».

Наглядные пособия по теме.

Ноутбук

Тема        21.        Солнышко-

нарядись. (2 ч)

Беседа

Практическое

Словесный

Наглядный

Репродукции по теме. Раздаточный материал.

Сокольникова Н.М.        Наглядные пособия и

Ноутбук


занятие

Практический

Элементы электронного и дистанционного обучения

оборудование для занятий изобразительным искусством в начальной школе: Учебное пособие для студентов педвузов. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.

Тема        22.        Беседы        по

искусству.        Средства

художественной выразительности.

Беседа Практическое занятие

Словесный

Наглядный

Практический

Элементы электронного и дистанционного обучения

Презентация:        «Виды        изобразительного

искусства».

Кузин В.С. Изобразительное искусство 5 класс.

Раздел «Музеи».

Репродукции по теме: «Виды изобразительного искусства»

Наглядные пособия, раздаточный материал, конспект занятия, репродукции из музеев мира. «Эрмитаж, Государственный Русский музей»

Ноутбук Проектор Экран

Тема        23.        Выставочная

деятельность. (2 ч)

Беседа Практическое занятие Педагогическая мастерская

Словесный Наглядный Практический

Презентация: «Выставочная деятельность».

Наглядные пособия, раздаточный материал, конспект занятия

Хуторской А. В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования .

Н.И.        Белова,        О.В.        Орлова        «Технология

педагогических        мастерских:        вхождение        в

ценности. – Москва: РУДН, 2019.

Ноутбук

Тема 24. Контрольное и итоговое занятие.

Беседа Практическое занятие

Словесный

Наглядный

Практический

Элементы электронного и дистанционного обучения

Презентация: «Выставочная деятельность».

Материалы итоговой диагностики.

Ноутбук Проектор Экран


Оценочные материалы

Система отслеживания, контроля и оценки результатов обучения на всех годах обучения программы имеет основные составляющие: Входящий контроль проводится в начале учебного года и направлен на выявление уровня подготовки к освоению программы.

Промежуточный контроль проводится в середине учебного года и направлен на отслеживание динамики уровня освоения образовательной программы.

Итоговый контроль проводится в конце учебного года и направлен на выявление уровня освоения программы за год.

Успеваемость учащихся по программе «Волшебная кисточка» определяется по двум категориям:

  • Теоретические знания. Для оценки теоретических знаний, полученных при изучении тем, обучающимся дается контрольное задания с

вопросами по теме.

  • Практические умения. Оценка результатов обучения осуществляется согласно критериям, принятым в изобразительном, декоративно-

прикладном искусстве

Способы определения результативности:

  • Викторина
  • Анализ продуктов образовательной деятельности
  • Контрольное        задание
  • Выставка

Формой контроля при оценке предметных результатов является система контрольных заданий. Предполагается возможность проведения дистанционного контроля.

Каждое контрольное задание оценивается по количеству баллов за выполненное условие.

За каждое правильно выполненное условие даются баллы, определяющие уровень освоения предметного содержания по данной теме:

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Педагог анализирует продукты образовательной деятельности учащихся и заносит результаты входящего, промежуточного и итогового контроля в карту диагностики учащегося, определяет уровень освоения программы (высокий, средний, низкий) и фиксируются в ведомости (форма 10).

Оценка метапредметных результатов осуществляется по выбору педагога в следующих формах:

  1. в ходе выполнения учащимися контрольных заданий, одновременно с оценкой предметных результатов. В этом случае

педагогом для выбранного типа контрольного задания обозначается цель оценки метапредметного уровня (например, оценка регуляторных или коммуникативных УУД) и составляется форма фиксации (например, карта наблюдения или экспертной оценки).

  1. в процессе занятий по учебному плану, проводимых в специально-организованных педагогических формах (педагогических

технологиях), позволяющих оценивать уровень проявленности УУД определенного типа. В этом случае педагогом определяется тема занятия из учебного плана, педагогически целесообразная форма (или технология) проведения занятия, обозначается цель оценки метапредметного уровня (например, оценка компонентов познавательных, регуляторных или коммуникативных УУД)

  1. в процессе организации метапредметных проектов разного уровня:
  • в ходе реализации индивидуальных, групповых проектов внутри направления ДО;
  • внутриорганизационных проектов Китеж плюс, предполагающих применение метапредметных умений разного (или определенного) типа;
  • межорганизационных (социальных, социо-культурных и иных, в т.ч. сетевых, проектов, мероприятий, предполагающих применение метапредметных умений разного (или определенного) типа.

В данном случае педагогом определяется и предлагается на выбор учащимся тип и уровень метапредметного проекта (с учетом индивидуальных возможностей), обозначается цель оценки метапредметного уровня (оценка компонентов познавательных, регуляторных или коммуникативных УУД), составляется форма диагностики фиксации (карта наблюдения или экспертной оценки, интервью, анализ обратной связи, анализ продуктов образовательной деятельности, анализ портфолио)

Оценка личностных результатов осуществляется с учетом следующих общих требований оценки результатов данного уровня:

  • Процедура оценки и уровни интерпретации носят не персонифицированный характер;
  • Результаты по данному блоку (ЛР) используются в целях оптимизации качества образовательного процесса;
  • По согласованию может процедура оценивания осуществляется с привлечением специалистов учереждения, имеющих соответствующую профессиональную квалификацию и / или независимых экспертов.

Оценка личностных результатов осуществляется по выбору педагога в следующих формах:

  • в процессе участия учащихся в конкурсах, выставках различного уровня, творческих мастер-классах, выездов на тематические экскурсии, в музеи, на природу, историко-культурной и духовно-нравственной направленности личностно-ориентированной, предполагающих применение личностных качеств, социальных умений, отвечающим задачам становления духовно-нравственной личности.
  • в процессе организации метапредметных проектов и мероприятий социальной, духовно-нравственной направленности, в т.ч. сетевых, предполагающих применение личностных качеств, социальных умений, отвечающим задачам возрастосообразного личностного развития.

В данном случае педагогом определяется и предлагается на выбор учащимся тип мероприятия или уровень метапредметного проекта (с учетом индивидуальных возможностей), обозначается цель оценки личностных результатов (оценка компонентов личностного развития, отвечающих задачам становления духовно-нравственной личности), составляется форма диагностики фиксации (карта наблюдения или экспертной оценки, интервью, анализ обратной связи, анализ продуктов образовательной деятельности, анализ портфолио), обеспечиваются процедуры конфиденциальности.

Конкретизация форм оценки метапредметных и личностных результатов осуществляется каждым педагогом согласно учебным планам по годам обучения с учетом плана работы педагога.

Интегративная персональная оценка по динамике результативности и достижений освоения учащимися образовательных программ отслеживается по результатам итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов в течение 3 лет обучения.

Динамика личностных результатов (неперсонифицированных групповых) используется для интерпретации достижений предметного и метапредметного уровней с учетом контекстной информации в целях оптимизации качества образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Дополнительное образование детей в современной системе общего образования.Проблемы дополнительного образования.

В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформальн...