Сценарий сотрудничества педагога-наставника со студентами
материал
План встречи со студентами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_sotrudnichestva_so_studentami.docx | 19.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарный план встречи педагога-наставника со студентами
Цель: формирование у молодых педагогов профессиональнопедагогических компетенций (педагогических, общекультурных, социальнонравственных).
Задачи: развитие профессионального и творческого потенциала молодых специалистов, оказание помощи молодым педагогам в решении сложных педагогических задач, научить строить эффективное педагогическое общение, формирование компетентности молодых педагогов в основных сферах профессиональной деятельности: коммуникативной, креативной, технологической.
План проведения:
1. Приветствие студентов.
2. Визитная карточка – самопрезентация «Я – учитель».
3. Деловая игра.
4. Обмен мнениями об итогах встречи.
1. Когда-то великий Пушкин сказал о не менее великом Ломоносове, что тот И ритор, и механик, и стихотворец.
Он все испытал, и все проник.
Есть на земле еще один человек, которому можно присвоить множество титулов:
он титан, держащий связь времѐн;
Колумб, открывающий в беспечной стране детства ум, силу и талант будущего общества;
психолог, которому ведомы все движения человеческой души; мудрец, умеющий объяснять все сложное легко, просто и доступно.
Вы, конечно, догадались, что имя этого человека – учитель! Вот такую сложную и многогранную профессию, мои уважаемые молодые коллеги, вы для себя выбрали.
2. Визитные карточки «Я – учитель».
Цель нашего занятия – осознать, в чем заключаются особенности педагогического общения, как эффективно проводить учебные занятия, получать удовлетворение от собственной деятельности.
Любой специалист – представитель профессий типа "человек-человек", будь то врач или юрист, тренер или педагог, – приступив к самостоятельной работе, быстро обнаруживает, что для успеха мало только профессиональных знаний и умений. Требуется нечто большее: умение слушать собеседника и точно выражать собственные мысли, чувствовать эмоциональное состояние партнера по общению, вникать в мотивы его поведения, устанавливать доброжелательные отношения в межличностных контактах. Это педагогическое общение, которое в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого.
Представьтесь, расскажите, почему хотите стать учителем?
3. Деловая игра.
Сегодня мы проводим игру «Экология воспитания: что можно, я чего нельзя?» Наша задача – помочь молодым педагогам в выборе форм, методов, приемов в работе с детьми. Попробуем показать, что допустимо использовать в своей практике, а что запрещено.
Первое и, наверное, основное кредо педагога – любовь и уважение к ребенку. Но любовь, как известно, требует подготовленности: душевного тепла, заботливости, внимательности, непринужденности, нежности и мастерства. То есть всего того, чему в институтах не учат, но чему нужно учиться во что бы то ни стало, для того чтобы была школа. Иначе происходят никому не нужные конфликты и бесполезные ссоры, которые приводят к человеческим потерям. Но, что такое учительская любовь, никому точно не известно. Попробуем найти ее критерии сегодня.
Существует старинный спор: что важнее теория или практика? На него нельзя дать однозначный ответ. Сейчас вам предстоит решить несколько ситуаций, которые происходят в классе каждый день и найти практической ситуации теоретическое обоснование.
Задания для групп: прочитать ситуацию, разыграть ее и ответить на поставленный вопрос, другая группа (наставники) может дополнять. Педагогические ситуации.
1. Краешком глаза учитель заметил, что Лена передает однокласснице записку. Он вскочил с места и выхватил записку из рук девочки. Затем начал было читать ее вслух, но внезапно остановился; он наткнулся на свое имя, к которому прилагались отнюдь не лестные эпитеты. Лицо учителя побагровело – так он разъярился.
Ты, маленькая негодница! – заорал он на Лену. – Да как ты смела?!
Девочка расплакалась.
На этот раз крокодиловы слезы тебе не помогут. Хочу увидеться с твоими родителями и рассказать им, что за мерзкую девчонку они воспитали. Какие ошибки совершил учитель?
Комментарий: Записку нужно было уничтожить, не читая. Оказанное учителем «лечение» было опаснее самого «заболевания». Реакция учителя причинила ребенку больше вреда, чем обмен записками на уроке. Учитель оскорбил ученицу на глазах у всего класса. Брань вообще не уместна в речи учителя, он показал, что сам плохо воспитан.
Ситуация 2. Учитель задал задание классу. Оля не справилась в срок.
Учительница сказала ей:
Ты ленива, легкомысленна и безответственна.
После урока Оля сказала учительнице:
Вы, очевидно, плохо меня знаете. Я не ленива и не легкомысленна. Я внимательно отношусь к своей учебе. Я очень стараюсь делать все как можно лучше. Я прихожу на ваш урок только на сорок минут, потому, возможно, вы не знаете меня так, как другие мои учителя.
На что учительница ответила:
Ты дерзкая юная леди, вот ты кто. У тебя слишком длинный язык. Скажи своей маме, чтоб пришла в школу поговорить со мной о своей слишком несдержанной дочери. Объясните, какие ошибки допустил учитель.
Комментарий: Брань – табу для педагога. Иначе он только научит ребенка браниться. Брань вызывает чувство обиды. Ребенок часто смотрит на себя глазами учителя. То, что учитель говорит о ребенке, имеет серьезные последствия. Необходимо выбирать слова, средства и приемы. Преступление и наказание – вовсе не антонимы. Напротив, одно порождает другое и даже усиливает наказание. Наказание не предотвращает провинности детей, а просто заставляет их быть осмотрительнее. Было бы лучше, если бы учитель поддержала положительную самооценку ученицы. Она могла бы сказать: «Спасибо тебе за то, что ты рассказала мне о своем внимательном отношении к учебе. Я, возможно, слишком поторопилась оценивать твои способности». Эти слова сохранили бы мир и пробудили энтузиазм ребенка. Еще одна ошибка учителя: нужно говорить о ситуации, но не о личности и ее характере – вот основной принцип взаимоотношений.
Ситуация 3. Шел сильный снег. Несколько детей смотрели на падающий снег через расписанные морозом стекла. Учитель разозлился: ―Что случилось? Вы что, никогда снег не видели? Вам все равно, что делать, лишь бы не заниматься. Если вы не перестанете смотреть, я вас выгоню. Последнее предупреждение! Вам понятно?‖
К чему может привести злость учителя? Как лучше поступить?
Комментарий: Не нужно подавлять любознательность детей. И помните:
поэзия победит любую прозу жизни. Наслаждайтесь красотой природы вместе с детьми!
Ситуация 4. Леня опоздал на занятия. Учитель спросил: ―Почему ты задержался на этот раз? ‖Лѐня рассказал забавную историю, как он встретился с человеком, который был выше Статуи Свободы. На что учитель ответил: ―Я не верю ни одному твоему слову. А опоздал ты, потому что лень было вовремя подняться. Я слишком хорошо помню твоего брата, он тоже был прирожденным лентяем. Если ты не задумаешься над своим поведением, то плохо кончишь‖. Какие принципы нарушил учитель? Как можно было поступить?
Комментарий: В течение какой-то минуты педагог умудрился нарушить несколько принципов, на которых основана методика успешного общения. Он успел навесить на мальчика ярлык, высказать свое недоверие и пристыдить в присутствии товарищей. Он задел честолюбие ребенка и честь его семьи, высказал мрачные предостережения насчет будущей жизни мальчика.
4. Обмен мнениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы педагога - наставника с молодым специалистом
План работы с молодым специалистом Урекиной С.А.II второй год "Самостоятельный творческий поиск"...
Лист самооценки профессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог-наставник»
Лист самооценкипрофессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог-наставник»...
Приказ - объединение педагогов-наставников Клуб "Наставник"
Приказ Клуб "Наставник"...
Приложение к приказу объединение педагогов-наставников Клуб "Наставник"
Приложение к приказу объединение педагогов-наставников Клуб "Наставник"...
Презентация "Деятельность педагога – наставника как условие профессионального становления молодых педагогов в форме наставничества «учитель-учитель».
Презентация содержит информацию о наставничестве как социально-экономическом тренде современной России, рассказывает о составляющих образа учителя-наставника (психологические аспекты), расскрывает эта...
Творческая мастерская «Мудрый педагог» Мастер-класс педагога – наставника «Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога»
Повышение профессионального мастерства, желание всегда идти вперед, достойно преодолевая трудности - главное в педагогической деятельности. Работа с молодыми специалистами, а также с вновь прибывшими ...
Мастер-класс педагога – наставника «Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога»
Мастер-класс направлен на демонстрацию практической значимости и особенностей работы педагога-наставника и молодого специалиста....