Научная статья "Укрепление традиций образовательной организации как способ совершенствования управленческой деятельности"
статья
Данная статья посвящена традициям в образовательных учреждениях и их влиянию на управленческую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_bazarova_l.ch_.docx | 22.9 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК
Укрепление традиций образовательной организации как способ совершенствования управленческой деятельности
Базарова Л.Ч.
Аннотация: Данная статья посвящена традициям в образовательных учреждениях и их влиянию на управленческую деятельность.
Ключевые слова: традиции школы, организационная культура, мероприятия, управленческая деятельность, коллектив
Введение: Школьные традиции сохраняют: преемственность поколений, любовь и уважение к истории родной школы, стремление усилить ее славу и имидж школы.Традиции являются важным средством воспитания в школе. Они не только формируют общие интересы, придают определенную прочность жизнедеятельности школы, но и придают школе, тот неповторимый колорит и образ, который отличает нашу школу от других и тем самым сплачивает школьный коллектив, обогащая его жизнь[3].
Методология:Исследования опираются на научную литературу, обобщенный педагогический опыт и практику работы управленческих структур системы образования, в которых рассматриваются проблемы традиций в образовательной системе (И.А. Блинков, М.В. Захарченко, Е.М. Колосова, Г.Б. Корнетов, О.Е. Кошелева, Т.К. Клименко)[1].
Цель и методы исследования:В настоящей статье предпринята попытка рассмотреть проблему влияния школьных традиций на совершенствование управленческой работы администрации.
Школьные традиции способствуют формированию воспитывающего уклада школьной жизни. Они помогают организовать работу по формированию у учащихся социальной ответственности и компетенций, нужных для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе.
Изучив толковые словари разных авторов, мы выясняем, что понятие «традиция» означает примерно одно и то же: исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, ритуалы, укоренившийся порядок и т.п. Школьные традиции следует рассматривать как «обычаи, порядки, правила поведения, прочно установившиеся в школе, оберегаемые коллективом, передаваемые от одного поколения учащихся к другому».
Школьные традиции – это обычаи, которые поддерживает весь коллектив. Мероприятие или праздник в школе может приобрести традиционный характер тогда, когда оно получит поддержку школьников, когда они будут беречь это явление, если учащиеся гордятся им, если оно носит не разовый, эпизодический характер, а приобрело свою определенную, установившуюся форму. Традиционным называется то мероприятие, которое либо периодически повторяется, либо носит повседневный характер. Любая традиция имеет свои корни, свою историю. Сохранить школьные традиции невозможно, если новые поколения школьников не поддерживают тех начинаний, которые осуществляли старшие учащиеся.
По словам К.И. Ушинского «воспитание, не проникнутое традицией, не может воспитать сильных характеров». Существуют различные типы традиций, в каждом из них заложены определенные воспитательные цели. Главные типы традиций - это общешкольные традиции и традиции первичного коллектива. Общешкольные традиции, которые отмечает вся школа, способствуют сплочению классных коллективов, исключают разобщенность учащихся разных классов, а также воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению.
В практической части мы рассмотрим традиции в МАОУ ФМШ №56, в школе, в которой я работаю.
Нашей школе недавно исполнилось 20 лет, вроде бы немного, но и немало. Школа имеет свой определенный авторитет среди школ города Улан-Удэ, ученики нашей школы выезжают на различные предметные олимпиады, соревнования, участвуют в «Великолепной пятерке» и т.д. Проводится много традиционных мероприятий, направленных на улучшение и сплочение коллектива учеников и учителей школы [5].
Мероприятий в школе проводится много, но хотелось бы отметить те мероприятия, которые являются уникальными, т.е. имеют место только в 56 школе.
Торгон Зам. Это ставший традиционным (проводится уже в 7 раз), конкурс песен на бурятском языке. Весь класс исполняет какую-либо бурятскую песню, продумывают внешний вид участников, костюмы, движения, некоторые даже придумают сценарий под свою песню. Это очень красивый и патриотичный конкурс! В качестве жюри приглашаются артисты бурятской эстрады. Также проводился Торгон Зам и для учителей, учителя школ города Улан-Удэ исполняли традиционные бурятские песни.
Неделя Ломоносова
Второй год в нашей школе проводится Неделя Ломоносова, это мероприятие, в котором принимают участие все методические объединения, придумывают конкурсы для всех классов, по математике, физике, химии, истории, английскому языку, химии, русскому языку и т.д. Дети узнают много нового о жизни Ломоносова, о его детстве, учебе, о том, чем увлекался Ломоносов и каким замечательным ученым он был! Его тяга к знаниям, не оставляет равнодушными детей, и он служит примером для подражания подрастающему поколению.
Трудовые мероприятия
Традиционным стало участие ребят и взрослых нашей школы в трудовых акциях: общешкольные субботники, посадка и уход за цветами, участие в трудовой летней практике, генеральные уборки классов в конце каждой четверти. Уже давней традицией нашей школы стал «Трудовой десант». Все классы школы организованно выходят на улицу, каждый получает какой-либо участок школьного двора и убирают свою территорию. Субботники приучают детей к труду, учат их уважать чужой труд.
День Победы – конкурс Красная гвоздика
В преддверии Дня Победы, в рамках конкурса «Красная гвоздика», каждый год ученики исполняют военные песни. Каждый класс готовит инсценировку под свою песню. Этим мероприятием мы сплачиваем детей, а также дети узнают новую информацию о Великой Отечественной войне, проникаются духом войны, приучаются к патриотизму [5].
Совет отцов
С недавних пор в школе существует Совет Отцов, в котором родители сами организовывают для детей различные спортивные мероприятия, например: «Мама, папа, я – спортивная семья!», «Турнир по пионерболу в честь Дня Матери», «Лига 41» - турнир по футболу между классами. Детям очень нравятся такие спортивные мероприятия, ведь за занятые места они получают ценные призы и подарки от Совета Отцов.
Также традициями школы является ежегодное награждение лучших учеников, спортсменов, активистов «Виват, гордость школы!», праздник Масленицы, когда дети готовят блины и прочие масленичные блюда, и проводится ярмарка блинов. Каждый год, весной, учителя и учащиеся школы выезжают в театр, посмотреть на представление и повысить свой культурный уровень. За соблюдениями традиции школы стоит нелегкий труд завуча по воспитательной работе и директора школы.
Учителя также принимают участия в традиционных мероприятиях. В опросе, проведенным мной в стенах школы, большинство (90% учителей) ответили, что им нравятся традиции нашей школы.
За пройденные годы наша школа успешно проводила традиционные мероприятия, создавая положительный имидж. Создавая свою модель школы, мы стремимся придать школе особенный, неповторимый вид. Совершенствование школы начинается с руководства и педагогического коллектива. Наш коллектив обладает не только огромным профессиональным, но и колоссальным творческим потенциалом.
Результаты исследования и их обсуждение.
Изучив теоретический и практический материал по данной теме, мы можем сделать выводы:
- Школьные традиции необходимы для развития личности ребенка, так как они учат детей нравственности.
- Школьные традиции способствуют сплочению коллектива учителей, что положительно сказывается на управленческую деятельность образовательного учреждения.
- Воспитывать учащихся нужно на лучших традициях нашей Родины, семьи и школы. Традиции способствуют развитию у детей патриотизма, коллективизма, сплоченности, гордости за свою страну и школу.
По мнению многих людей, сильная школа – это школа с сильными традициями. Традиции придают школе положительный имидж и способствуют сплочению и единению коллектива учителей и учеников. Задача управленца в области образования: укрепить и сохранить старые традиции и, по возможности, ввести новые.
Список использованной литературы:
- Багина С.Н. Формирование школьных традиций как средство оптимизации управления образовательным учреждением: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Киров, 2005. 21 с.
- Меренкова Н. Традиции учебного заведения в развитии коллектива и личности // Народное образование. 2006. №2. С. 292-307.
- Михайлов Ф.И., Казакова Е.И. Школа - взгляд в мир. Л.: Лениздат, 1989. С. 105.
- Скопина И.Е. Формирование ценностных отношений как педагогическая проблема // Вопросы гуманитарных наук. 2007. №1. С. 231-234.
- http://maou-f.buryatschool.ru
Данные об авторе.
© Базарова Лилия Чингисовна,
Магистр Педагогического института, специальность «Педагогическое образование. Менеджмент в образовании»,
Бурятский государственный университет
Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 25.
Е-mail: liliana.tsog@mail.ru
THE STRENGTHENING OF TRADITIONS OF EDUCATIONAL ORGANIZATION IS THE WAY TO IMPROVE MANAGEMENT ACTIVITIES
LiliyaCh. Bazarova,
magistr of the Institute of Education, the Speciality “Pedagogical Education. Management in Education”
Buryat State University
25 Pushkin street, Ulan-Ude, 670000, Russia
Е-mail: liliana.tsog@mail.ru
The article is devoted to the traditions in the educational establishments and their influence on management activities.
Key words:school traditions, organizational culture, activities, management, team
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО В 5 КЛАССЕ ПО ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ОБЩЕСТВЕННО НАУЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2015-2016 УЧЕБНОМ ГОДУ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО В 5 КЛАССЕ ПО ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ОБЩЕСТВЕННО НАУЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2015-2016 УЧЕБ...
П Р И К А З 15.03.2018 №151 Об утверждении состава жюри заочного этапа Слета научных обществ обучающихся образовательных организаций общего и дополнительного образования города Нижневартовска в 2017-2018 учебном году
П Р И К А З15.03.2018...
состав жюри очного этапа Слета научных обществ обучающихся образовательных организаций общего и дополнительного образования города Нижневартовска в 2018-2019 учебном году
состав жюри очного этапа Слета научных обществ обучающихсяобразовательных организаций общего и дополнительного образования города Нижневартовскав 2018-2019 учебном году...
1. Итоги заочного этапа Слета научных обществ обучающихся образовательных организаций общего и дополнительного образования города Нижневартовска в 2018-2019 учебном году
Итоги заочного этапа Слета научных обществ обучающихся образовательных организаций общего и дополнительного образования города Нижневартовска в 2018-2019 учебном году...
1. Итоги заочного этапа Слета научных обществ обучающихся образовательных организаций общего и дополнительного образования города Нижневартовска в 2018-2019 учебном году
Итоги заочного этапа Слета научных обществ обучающихся образовательных организаций общего и дополнительного образования города Нижневартовска в 2018-2019 учебном году...
Слет научных обществ обучающихся образовательных организаций общего и дополнительного образования
Слет научных обществ обучающихся образовательных организаций общего и дополнительного образования...