Конспект логопедического занятия в 5 классе (ЗПР) "Образование слов при помощи приставок"
план-конспект занятия (5 класс)
Конспект логопедического занятия в школе VIIвида 5 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_zanyatie_v_5_klasse_obrazovanie_slov_pri_pomoshchi_pristavok.doc | 120.5 КБ |
Образование слов с помощью приставок | 454 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия для 5 классов на тему
«Образование слов при помощи приставок»
Цели и задачи:
. познакомить детей с приставками, их значением и написанием в словах;
. развивать у детей умение образовывать слова префиксальным способом;
. тренировать в подборе различных приставок к словам, обозначающим действия предметов;
. учить соотносить приставки с их схематичным изображением;
. учить детей образовывать относительные прилагательные, работать с антонимами;
. развивать у детей временные и пространственные отношения;
. развивать слуховое внимание, мышление, зрительное восприятие, быстроту реакции.
Оборудование: схемы для обозначения слов и приставок (на доске), карточки с приставками; 2 стакана, один из которых с водой (или картинки с аналогичным изображением действий); карточки для индивидуальной работы; предметные картинки (девочка приставка и медвежонок Торопыжка); деформированные предложения; сюжетные картинки (по выбору логопеда).
Ход занятия
I.Организационный момент
1.Развитие зрительного восприятия.
Игры: «Найди отличия», «Чем отличаются?», «Что изменилось?», «Что пропало?».
II. Основная часть
1.Знакомство детей с темой занятия.
Логопед: Посмотрите на мои действия и скажите, что я делаю.
Логопед:
- наливает воду в стакан;
- выливает воду из стакана;
- переливает из стакана в стакан;
- разливает воду по стаканам;
- доливает воду в стакан;
- поливает водой цветы.
Логопед: Перечислите действия, которые я совершала. Чем похожи эти слова? Что стоит в словах впереди корня?
2. Сформулировать тему занятия и записать её на доске.
3. Припоминание роли приставки, её места в слове и роли в словообразовании.
Логопед: Посмотрите, кто к нам сегодня пришёл? Логопед выставляет весёлое пособие «Приставка» и демонстрирует графическое изображение приставки. (Приложение)
Логопед: Чётко прочитайте слова, которые принесла нам девочка Приставка в таком порядке: слово, которое находится между столбиками слов; слова левого столбика; слова правого столбика:
напишу допишу
запишу подпишу
выпишу пишу надпишу
спишу припишу
впишу перепишу
Логопед: Сравните со словом «пишу» по написанию слова левого столбика; затем – правого столбика.
Чем отличаются слова левого и правого столбиков от слова «пишу»?
Какие приставки принесла для них девочка? Запишите их. Назовите и отметьте значком ту часть слова, которая находится перед общей частью. Меняет ли она значение слова?
Объясните значение каждого слова, и составь с ними словосочетания:
Образец: напишу письмо; …
Логопед: Рассмотрите внимательно схему: ( На плакате 2 круга: маленький круг входит в большой. В маленьком круге – глагол в неопределённой форме (например, ходить). Вокруг него в большом круге приставки: у-, по-, об-, в-, пере, за-, при-, про-, под-, на-, ис-, от-, с-, вы). (Приложение 1)
Что ты видишь во внутреннем круге? Подумай и скажи, что нужно сделать.
Присоединяй буквы и сочетания букв к началу слова ходить.
(1-й ученик, начиная с приставки у-, работает с левой стороны круга; 2-й, начиная с буквы в-, - с правой стороной круга.)
Что происходит со словом? Запиши вновь образованные слова и выдели значком ту часть слова, которая изменяет его значение.
Устно составь предложения со словами, начинающимися с сочетания букв по-, за-, при-, про-.
4. Работа со словами-антонимами.
Логопед: У девочки Приставки новые приставки, но она не может понять, какому слову какая приставка подходит.
Помогите приставкам встать на своё место так, чтобы получились пары слов с противоположным значением. Образец: приклеить – отклеить.
принести - … вползти - … привязать - …
вскочить - … привезти - … впустить -…
вогнуть - … впорхнуть - …
5. Работа на уровне словосочетания. Образование относительных прилагательных.
Логопед: Замените каждое словосочетание, словом с приставкой. Образец:
часы на стене – настенные часы.
час перед рассветом - … переход под землёй - …
повязка на руке -… камни под водой - …
шаг без шума - … совет без пользы - …
6. Физминутка. «Потопаем-похлопаем».
Развиваем внимание, быстроту реакции.
Описание. Логопед в сравнительно быстром темпе произносит фразы. Если дети согласны, то хлопают в ладоши, если не согласны – топают ногами. Материал для игры в приложении. (Приложение 2)
7. Развитие пространственных представлений и практическое употребление слов с пространственными приставками.
Логопед: (выставляется на доску картинки, изображающие девочку Приставку и медвежонка Торопыжку): Прочитай те диктант медвежонка Торопыжки (запись на доске) и помогите девочке Приставке исправить в нём ошибки.
Мальчик вышел в дом.
Птичка перелетела к гнезду.
Ученик списал на доске.
Оля вырисовала в альбоме льва.
Шофёр подвёл машину ключом.
Коля накрыл дверь ключом.
Мама закрыла на стол и вызвала всех обедать.
8. Работа по графическому оформлению предложений.
Логопед: Торопыжка очень рад тому, что вы помогли ему выполнить все задание. Теперь ему любое задание по плечу. А девочка Приставка хочет убедиться в прочности его знаний. Она даёт ему такое задание.
Прочитайте слова на карточках и попробуйте угадать, о чём может попросить Торопыжку Приставка?
Слова на карточках:
- Корма, птички, ослабнут, замёрзнут, без, и.
- Пасечник, кувшин, мёдом, с, подарил.
- Дедушка, в, рой, улей, поселил, молодой, пчёл.
- Пригодились, орехи, жёлуди, и, поделок, для.
- Беляк, прибежал, кору, в, лес, поглодать.
- Лес, отвели, в, малыши, маме, к, оленёнка.
- Громко, постучал, окно, незнакомец, в.
- Дни, хмурые, наступили, ненастные, и, вот.
- Автобус, около, остановился, остановки, рейсовый.
(Приставка просит составить из слов предложения и записать их.)
9. Работа на уровне текста (запись на карточках).
Логопед: Прочитайте текст. Найдите в тексте слова с приставками. К какой части речи относятся эти слова? Подберите к словам с приставками родственные слова.
5-й класс
В полях показалась земля. Наступила первая весна - полевая. На реках потрескался лёд. Река стала большой. Эта настала вторая весна – речная. Сошёл снег. Ожили поля и леса. Деревья оделись в зелёный наряд. Пришла третья весна – лесная.
5-й класс
Скатился Колобок с окошка на завалинку.
Покатился он по дорожке.
Пошли грибники по грибы, а напали на ягоды.
Повстречал Колобок лису.
Тут встретил Колобок волка.
Укатился Колобок от волка.
Потом встретил Колобок зайца.
От зайца быстро укатился Колобок. Сел Колобок лисе на нос, она его и съела.
Логопед: Какое предложение лишнее? Почему? Какой сказочный персонаж в предложениях не упомянут?
III. Итог занятия
Логопед: Назовите приставки, о которых вы узнали на занятии. Что они обозначают? Для чего нужны приставки?
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА « ПОТОПАЕМ – ПОХЛОПАЕМ»
развиваем внимание, быстроту реакции
Описание. Ведущий в сравнительно быстром темпе произносит фразы. Если дети согласны, то хлопают в ладоши, если не согласны – топают ногами.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИГРЫ
Вариант 1
. Береза – дерево с белой корой? (Да)
. На руке 5 пальцев? (Да)
. Теремок разрушил волк? (Нет, медведь.)
. Мухомор – съедобный гриб? (Нет)
. Земля – это планета? (Да)
. Ириска – тягучая конфета? (Да)
. Кит – самое большое животное в океане? (Да)
. Мама жеребёнка – лошадь? (Да)
. Сова ночью спит? (Нет)
. Кукушка подбрасывает яйца в чужие гнёзда? (Да)
. Барби – это кукла? (Да)
. Баба Яга летала на ковре-самолёте? (Нет, в ступе.)
. Сено – это сухая трава? (Да)
. Прополка огорода – это удаление сорняков? (Да)
. Светофор регулирует движение на улицах? (Да)
Вариант 2
. Кактус имеет колючки? (Да)
. Солнце имеет форму шара? (Да)
. Чай станет вкуснее, если в него добавить жгучий перец ? (Нет)
. Листья появляются из почек? (Да)
. У сосны иголки короткие, а у ёлки длинные? (Нет, наоборот)
. Врач – это профессия? (Да)
. В овощах нет витаминов? (Есть)
. НЛО расшифровываются так: «неопознанный летающий объект»? (Да)
. Динозавры вымерли? (Да)
. Печень находится справа? (Да)
. Спасательный круг используют в самолётах? (Нет на водном транспорте.)
. Мотор можно назвать сердцем автомобиля? (Да)
. Существуют специальные шампуни для кошек и собак? (Да)
. Нельзя трогать выключатель и розетку мокрыми руками? (Да)
. Юла и волчок – это название одной и той же игрушки? (Да)
Вариант 3
.
В году 12 месяцев? (Да)
. В радуге 7 цветов? (Да)
. Наша стана – Россия? (Да)
. Сердце находится в правой части груди? (Нет, в левой.)
. Январь – первый зимний месяц? (Нет, второй.)
. Ель – лиственное дерево? (Нет, хвойное)
. Фарш приготовляют с помощью мясорубки? (Да)
. Илья Муромец – русский богатырь? (Да)
. Алиса – подруга Буратино? (Нет, подруга Кота Базилио.)
. «Наша Таня громко плачет», потому что потерялась? (Нет, «уронила в речку мячик».)
. У птиц четыре лапы? (Нет, две.)
. В бак автомобиля заливают бензин? (Да)
. Буратино получил от черепахи Тортилы серебряный ключик? (Нет, золотой.)
. Жёлуди растут на дубе? (Да)
. Крот живёт под землёй? (Да)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Приставка
Мальчик вышел в дом. Птичка перелетела к гнезду. Ученик списал на доске. Оля вырисовала в альбоме льва. Шофёр подвёл машину ключом. Коля накрыл дверь ключом. Мама закрыла на стол и вызвала всех обедать.
Слова на карточках: - Корма, птички, ослабнут, замёрзнут, без, и. - Пасечник, кувшин, мёдом, с, подарил. - Дедушка, в, рой, улей, поселил, молодой, пчёл. - Пригодились, орехи, жёлуди, и, поделок, для. - Беляк, прибежал, кору, в, лес, поглодать. - Лес, отвели, в, малыши, маме, к, оленёнка. - Громко, постучал, окно, незнакомец, в. - Дни, хмурые, наступили, ненастные, и, вот. - Автобус, около, остановился, остановки, рейсовый.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Практическое овладение образованием слов при помощи приставок.
Коррекция данных видов нарушений требует целенаправленной и кропотливой работы педагогов, логопеда, родителей. Чтобы этот процесс был интересным, познавательным и нескучным для обучающихся, необходимо...
Конспект логопедического занятия по теме "Предложение. Согласование слов в предложении"
Конспект логопедического занятия по теме "Предложение. Согласование слов в предложении" для учащихся 4 кл. , обучающихся по программе 7 вида. Урок-закрепление пройденного материала....
Образование слов при помощи приставок
Конспект логопедического занятия в группе учащихся 2-классов с нарушениями чтения и письма, обусловленными ОНР по теме: Образование слов при помощи приставок...
Конспект логопедического занятия по формированию слоговой структуры слова
Тема: Формирование и развитие слогового анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры.Лексическая тема: дикие животные....
Конспект логопедического занятия 1 класс (обучающиеся с ОВЗ, интеллектуальные нарушения, 1 вариант) Дифференциация букв У и И в словах и слогах.
Конспект логопедического занятия1 класс (обучающиеся с ОВЗ, интеллектуальные нарушения, 1 вариант) Дифференциация букв У и И в словах и слогах. Тема занятия: Дифференциация букв У и И в словах и ...