ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ
статья
Применение игровых технологий в профессиональной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_reva_pch-2024-_statya.docx | 22.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ
Рева Дарья Михайловна,
мастер производственного обучения
ГБПОУ «Курганский техникум сервиса и технологий»
Игра - осмысленная деятельность,
а радость игры - радость творческая,
радость победы
А. С. Макаренко
А. С. Макаренко писал: «Труд создает материальные и культурные ценности. Игра таких ценностей не создает. Однако игра имеет важное воспитательное значение: она приучает детей к тем физическим и психическим усилиям, которые нужны для работы. Следует так руководить игрой, чтобы в ходе - ее формировались качества - будущего работника и гражданина»
Не секрет, что сегодня на профессию «Оператор швейного оборудования» к нам приходят обучающиеся с низкой мотивацией к познавательной деятельности. Поэтому необходимо создавать условия, при которых в процессе обучения каждый обучающийся мог бы овладеть знаниями, навыками и умениями по выбранной профессии и в дальнейшем их совершенствовать.
На сегодняшний день в условиях рыночной экономики необходимы специалисты, мобильно реагирующие на освоение новых технологий, быстро адаптирующиеся в условиях производства, способные проявлять инициативу. В связи с этим возрастает значение использования в практическом обучении форм и методов деятельности приближенных к реальности на производстве.
Я постоянно изучаю что - то новое, современное и интересное, то, что может помочь моим студентам усвоить новые знания.
Из всего многообразия технологий и методов, по моему убеждению, игровая технология является наиболее эффективной и результативной при работе с обучающимися, которые не заинтересованы в получении новых знаний, имеющими проблемы в освоении теоретического материала.
Сейчас в педагогической литературе можно встретить мнение, что игра перестала быть инновационной технологией, потому что под инновацией, как правило, подразумевается что-то новое, ранее не использовавшееся, а игра в педагогике применяется очень давно. Однако, я считаю, что «инновация» - это не только «нововведение», но и активное переосмысление имеющегося опыта, применение его в новых обстоятельствах и условиях. Опираясь на такое понимание инновации, можно сказать, что игра не потеряла своей актуальности, а наоборот приобретает новый смысл в современных реалиях.
Попытки разгадать тайну происхождения игры предпринимались учеными разных научных направлений на протяжении не одной сотни лет.
В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.
По определению Большой психологической энциклопедии игра - это форма деятельности в условиях, ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта. Игра позволяет нам формировать компетентности обучающихся, то есть, является важным фактором в освоении профессий и специальностей.
Понятие «Игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
Игровую форму на своих уроках создаю при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности.
Я применяю игру на разных этапах учебного занятия: при изучении нового материала, закреплении, повторении, обобщении и контроле знаний. Например, на этапе закрепления практических умений и навыков на лабораторно - практических занятиях мы играем в «Теоретиков и практиков», где практики выполняют задания за швейным оборудованием, а теоретики контролируют выполнение по инструкционной карте. При изучении нового материала хорошо зарекомендовала себя ролевая игра, когда студенты погружаются в условия приближенные к производству. Так при изучении темы «Функции экспериментального, подготовительного и раскройного производств» я объявляю студентам, что сегодня мы находимся не в учебной аудитории, а перемещаемся на Курганскую швейную фабрику. Затем делю группу на три подгруппы: экспериментальное производство, подготовительное производство и раскройное производство. Задача каждой подгруппы выполнить функции одного из выше, перечисленных производств и представить результат своей работы группе. В результате такой игры обучающиеся самостоятельно знакомятся с каждым этапом создания готовой продукции примеряют на себя роль модельера - конструктора, раскладчика лекал, портного. И тем самым лучше усваивают новый материал. На этапе контроля знаний я организую такие игры как: «Самый умный», «Знатоки швейного дела», «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Своя игра», в которых студенты активно принимают участие. Также применяю игровые моменты не обучающего характера (спеть песню, или проговорить скороговорку и т. д.) для переключения внимания и снятия напряжения.
При подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к профессиональному чемпионату «Абилимпикс» игры как палочка - выручалочка. Ребятам тяжело на протяжении длительного времени выполнять монотонную работу, поэтому для смены вида деятельности мы играем в игры «Согласны ли вы?», «Верно - не верно», «Кто быстрее».
Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил. Поэтому необходима предварительная подготовка.
- При необходимости обсудить со студентами круг вопросов и форму проведения.
- Распределить роли.
- Подготовить необходимые атрибуты для игры.
- Оформить кабинет или мастерскую, при этом стараюсь организовать и создать новизну, эффект неожиданности, это способствует повышению эмоционального фона урока.
- Пригласить компетентное жюри (если игра соревновательная).
Планируя игру, не забываю основные принципы её организации:
- Отсутствие принуждения любой формы при вовлечении обучающихся в игру;
- Принцип развития игровой динамики;
- Принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств обучающихся);
- Принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; для меня важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт студентов;
- Принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам; логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил - от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания - к игровой инициативе, от локальных игр - к играм - комплексам, от возрастных игр - к без возрастным.
На моей странице в интернете можно познакомиться с методическими разработками занятий и внеурочных мероприятий с использованием игровых технологий.
Ссылка на сайт: https://nsportal.ru/reva-darya
Использование игровых технологий дает свои результаты: Студенты успешно проходят государственную итоговую аттестацию, в том числе в форме демонстрационного экзамена, а также занимают призовые места на профессиональных чемпионатах и конкурсах.
Таким образом, чтобы научить обучающихся самостоятельно мыслить, принимать решения, работать в команде, развивать коммуникативные, творческие способности, брать ответственность на себя, необходимо изучать и внедрять новые методики. И самый лучший вариант, на мой взгляд, это - игра, игра в профессионалов своего дела.
Список использованных источников:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игровых технологий в процессе обучения и воспитания учащихся начальной школы СКОШ VIII вида.
Доклад о роли игровых технологий в процессе обучения и воспитания учащихся начальной школы СКОШ 8 вида...
Методические рекомендации "Применение игровых технологий в процессе обучения английскому языку младших школьников".
Методические рекомендации по применению игровых технологий в процессе обучения английскому языку учащихся начальной школы. Рекомендации содержат подборку игр, апробированных на практике, хорошо себя з...
Игровые технологии в процессе обучения географии
Итоговый практико-значимый проект Игровые технологии в процессе обучения географии по курсу «Современные педагогические технологии в обучении географии»...
Использование игровых технологий в процессе обучения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.
Участие учащихся в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху. В играх совершенствуется мышление, речь, ученик приобретает навыки планирования и ...
Применение игровых технологий на процесс обучения воспитанников студии моды «Стиль»
Игровая форма занятий по «Дизайну одежды» создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. ...
Использование игровых технологий в процессе обучения английского языка.
Игры и физкультминутки для работы с начальной школой...
Доклад "Игровые технологии в профессиональном образовании"
Игра – вид деятельности в условиях ситуации, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением....