Способности,одарённость и талант.
учебно-методический материал

Буймова Яна Владимировна

Методический доклад

Способности,одарённость и талант:взаимосвязь и различия в этих явлениях.

Выполнила: Буймова Я.В.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_.doklad_sposobnostiodarennost_i_talant.docx33.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской»

Способности, одарённость и талант: взаимосвязь и различия в этих явлениях

Выполнила :

педагог д /о

Буймова Я.В.

Новокузнецк ,2024 г

План

  1. Вступление: музыкальность- основа, сущность музыканта
  2. Способности ,их определение
  3. Одарённость -комплекс качеств, позволяющих достичь очень высоких результатов
  4. Одарённость или талант, талант или гений?
  5. Взаимосвязь и  различие в этих явлениях
  6. Гений-рассуждение об этом феномене
  7. Заключение

Рахманинов, Шопен,  Моцарт, Бетховен -знаменитые ,известные каждому имена .Кто избрал пути гениев? кто определил славу великих музыкантов? Может быть профессиональные качества передаются по наследству ,с генами? Может талантливость, гениальность - это дар свыше ,неподвластную земным законам? Думаю ,на эти вопросы нельзя ответить однозначно, потому что любое искусство , музыка в том числе, слишком тонкая сфера, где нельзя всё разложить по полочкам.  Хотя конечно феномен одарённости, гениальности изучается ,есть различные мнения ,суждения по этому поводу психологов ,самих музыкантов ,просто больших любителей музыки . Тема интересная, достойная обсуждения.

Педагоги, музыканты, пришли к мнению о том, что задатки музыкальной деятельности (т.е.  физиологические особенности строения организма, например, орган слуха или голосового аппарата)имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие «неразвивающаяся способность», по утверждению специалистов в области исследования проблем музыкальности ,само по себе является абсурдным. Считается доказанным, что если до музыкального развития ребёнка с самого рождения ,а  то и до него, созданы необходимое условия, то это даёт значительный эффект в развитии и формировании его музыкальности. Природа щедра наградила человека .Она дала ему всё для того, чтобы видеть, ощущать ,чувствовать окружающий мир, слышать всё многообразие  существующих вокруг него звуков .Прислушиваясь слушаешь  собственному голосу, голосу птиц и животных, к шороху листьев и завыванию ветра, люди учились различать  интонацию ,высоту ,длительность. Из необходимости умения слышать и слушать рождалась музыкальность - одно из свойств данное природой человека. В принципе ,достаточно банально утверждать, что сущность музыканта является музыкальность. Это термин специалисты определяют как комплекс способностей, позволяющих человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности; способность «музыкального »восприятия и видения мира ,когда все впечатления от окружающей действительности имеет тенденцию к переживанию в форме музыкальных образов ;способность чувствовать и переживать язык музыкальных звуков .

Понятно, что подобное восприятие музыки,  жизни связано с наличием у человека определённых специфических способностей:

 звуковысотный  слух, музыкальная память, способность чувствовать эмоциональную выразительность музыки, её ритма и умение точно воспроизводить . Обычно, говоря о музыкальности человека, подразумевается наличие у него музыкального слуха, связанного с более или менее тонким различием звуков по высоте . Однако известны случаи, когда острая слуховое восприятие оказывается не связанным с эмоциональной отзывчивостью на музыку. Человек  с практически абсолютно слухом, но сама музыка не затрагивает никаких струн в  его душе, остаётся пустым звуком. Либо наоборот, человек не может чисто спеть три ноты, но глубоко любит музыку и чувствует её .Думаю, всё же последний вариант встречается  чаще и гораздо более предпочтительным для музыкантов, поскольку всё остальное (ритм ,слух ,память) можно воспитывать и развивать в процессе общения и занятий  музыкой, а вот дефицит эмоций и чувств восполнить сложнее ,хотя это и возможно .

Способности- одарённость- талант- гений .

В чём отличия между ними? Из чего исходить разграничивая одно с другим ?  Что касается способностей, то здесь всё более понятно  . Речь может идти от определённых  качествах  человека (о них мы говорили выше ),отвечающих специфическим требованиям деятельности создающих необходимые предпосылки для достижения хороших результатов в ней.

Одарённость само слово говорит за себя .В этом слове корень «дар». Можно говорить о несоизмеримо более высоком уровне достижений одарённого человека по сравнению с уровнем рядового «среднестатистического» музыканта (будем говорить о них, хотя можно говорить о любом виде искусства ,о науке), в принципе обладающего способностями.

Ярче всего феномен музыкальной одарённости проявляется в музыкальной памяти .Юный, Моцарт прослушав в Ватикане всего два раза сложное  хоровое сочинение («Мeizurera» итальянского композитора Грегори Аллегри), через два дня выучил написанную по памяти рукопись этого произведения папе главе Римской католической церкви. Знаменитый итальянский дирижёр Артуро Тосканини  почти весь свой огромный репертуар дирижировал наизусть. Ференц Лист мог выучить  очень сложное произведение по пути на концерт ,сидя в дилижансе  и внимательно изучая  это произведение глазами. Подобных примеров можно было бы перечислить множество . И это лишь один из показателей музыкальной одарённости, таланта, гения: способность добиваться наивысших результатов за короткий срок и затем долго сохранять в сознании однажды уже достигнутый результат, воспроизведя его когда надо, во всём блеске и совершенстве.

Вот здесь хочется сделать небольшое отступление. Упомянув столь великие имена говоря одарённости, о ком же тогда писать, говоря о таланте ,гении .Можно ли чётко разграничивать эти понятия, так тесно переплетающиеся между собой, как составляющие части единого целого? Даже читая книги людей специально изучающих природу этих феноменов, я поняла, что в принципе, чёткой градация между ними нет. Кто-то ставит знак равенства между одарённостью и талантом ,кто-то говорит о таланте и  гениальности как об одном и том же .Другие считают , что гений не просто талант в абсолютной степени  :  «тут нечто другое» (Д.Шафран). По мнению многих великих музыкантов, гений в творчестве мыслит  принципиально другими категориями, выходя за рамки традиционных представлений, осуществляет прорывы в художественные сферы, которые недоступны, как правило, даже самым крупным талантам.

Шопенгауэр писал: " Талант попадает в цели, в которые обычные люди попасть не могут. Гений попадают в цели, которые обычные  люди и не видят».

 Думаю, что могу здесь привести лишь общеизвестную истину- « всё в этом мире относительно». Ведь кто-то может больше любить музыку Моцарта а не Бетховена ,но Бетховен от этого менее гениальным и великим не станет .

Далее, если говорить о таланте в искусстве, это не просто умелая и ловкое выполнение чего-либо, не  просто «техничность», то есть высокая развитость профессиональных умений и  навыков. Талант неразрывно связан с такими характеристиками как «новое», «оригинальное»  , «творчески созидательное». Теоретически с этим все соглашаются ,на практике же часто путают профессиональную умелость подлинным дарованием, техническую подготовленность ,    «продвинутость»  - с истинной  талантливостью. Впрочем ,в дальнейшем жизнь всё ставит на свои места. Иначе говоря ,ещё один важнейших параметров, по которым можно судить о масштабах таланта это устойчивость и стабильность общественного признания. Слава, говорил Ф.Бэкон, что река: предметы пустые и лёгкие лишь скользят по поверхности ,быстро исчезая из виду ;зато тяжёлые и массивные ходят на глубину, прочно оседают на своих местах.

Тут, к слову, ещё один важный момент. Понравиться публике, приглянуться ей - этого мало. Надо увлечь, встряхнуть, всецело захватить , «заразить» других своими чувствами ,ощущениями ,душевным состоянием. Музыканты-исполнители добавляют к этому ,что артистический талант - это счастливый дар увлекаться и увлекать ,находясь на сцене. Талантлив в искусстве тот ,кому верят. Можно подтвердить эту мысль афоризмом Пикассо: « Одни рисуют жёлтое пятно , а люди верят что это солнце. Другие же рисуют солнце, а люди видят лишь жёлтое пятно».

Если иметь в виду талант музыканта - исполнителя ,либо певца, актёра -то это ещё и некоторые «конституционные » особенности человека, его, как говорится ,физические данные. Фигура для балерины, внешность для актёра, строение руки для пианиста - всему этому принадлежит далеко не последняя роль в комплексе называемая природной одарённостью.

Можно вспомнить , что Г. Нейгауз, к примеру, не раз сетовал на свой природный - пианистический «аппарат» : небольшая рука , суховатая ,лишенная природной гибкости ,небольшая растяжка .Для пианиста это конечно создаёт массу неудобств при игре некоторых произведений, которых у музыканта с «хорошими» руками просто не возникает. Но тем  и отличается большой артист от обычного, что может преодолевать огромные препятствия ,которые разжигают и увеличивают силу их дарования. Прекрасными пианистами стали А.Есипова, Л.Годовский, наделённые природой «плохими» маленькими руками .Два других пианиста –Геза Зичи и Пауль Витгенштейн были однорукими. Препятствия внешнего плана - будь то неблагоприятные внешние данные ,либо плохие обстоятельства -только усиливают стремление к достижению цели. Гораздо более важной проблемой для художника оказывается наличие внутренних препятствий в виде сомнений и страхов перед творческой проблемой. К.С. Станиславский говорил: «Если вы перед препятствиями жизни останавливаетесь в  страхе  и  сомнениях, вы почти всегда будете подтверждены ».Поэтому в достижении большого  художественного результата для художника имеет важнейшее значение творческая воля, т.е. достигать воплощения своего замысла несмотря ни на какие препятствия. Тот, кто может на виду у публики, в  экстремальных условиях сцены показать лучшее на что он способен – тот рождён артистом. И - наоборот. Ещё один аспект, его можно выразить словами опять же К.С.Станиславского : «Всё в искусстве построено на труде ».Доказательств в истории искусства этому очень много .Ф.И.Шаляпин ,по свидетельству современников, проводил за работой дни и  ночи ,ложась  спать только поутру.  « Я решительно и сурово изгнал из моего рабочего обихода тлетворное русское слово «авось»  и полагался только на сознательное творческое усиление- говорил он .Я вообще не верю в одну спасительную силу таланта, без упорной работы. Выдохнется без неё самый большой талант, как заглохнет в пустыни родник, не пробивая себе дороги через пески».

Знаменитый пианист и  педагог XIX века М.Клементи ежедневно посещал игре на инструменте по 8 часов ,а случалось и по 12-14 .Примерно также описывают «рабочий день» и  Антона Рубинштейна. Можно перечислять массу примеров. Всё это говорит о громадном и внутреннем ощущении чувства ответственности больших музыкантов перед своим талантом ,о филигранной работе над постоянным его совершенствованием.

Требовательность к  себе больших музыкантов не знала  границ. По воспоминаниям Жорж Санд ,Шопен неделями бился над отдельными пассажами своих сочинениях, рыдая как ребёнок от того ,что у него не получается задуманное .Умирающий Бетховен говорил, что он находится только на пороге знания того ,как надо писать музыку .Эти примеры говорят о том, что великий художники имели очень высокий уровень требовательности к уровню своего мастерства ,к своим творческим результатом. Успехи и похвалы со стороны публики и критики, мало что для них значили, если только они сами не осознавали совершенство  и законченность своих произведений. Но в том то и дело ,что страдали великие люди от чувства  неудовлетворённости своими творениями ,идеал совершенства всю жизнь преследовал их. Шаляпин, уже завоевавший мировое признание, писал : «К  цели я не переставал двигаться всю жизнь ,и очень искренне думаю, что она так же далека от меня теперь ,как была тогда ».Вот что отличает ещё истинный талант :требовательность  к себе намного превышает оценку своих успехов.  Ещё один интересный вопрос наследуется ли талант, передаётся ли из поколения в поколение ? Обычно в пользу этого приводится пример творческие династии Бахов и  Штраусов , Доменико Скарлатти был сыном знаменитого Алессандро Скарлатти. Существует и другое мнение ,что множество выдающихся людей вышло из семей, никакими особыми талантами не блиставших .Что касается мнений самих великих музыкантов ,то они больше или в меньшей степени склоняются в пользу теории наследования способностей .Однако делают акцент на другом ,подчёркивают в первую очередь роль воспитания, полученного ими  в детстве ,влияние окружающей их музыкальной среды: их рано начали водить в театры и  на концерты, их умело ,со сознанием дела обучали. Всё это , безусловно имеет  очень большое значение .

И ,наконец ,талант в искусстве- это сама личность художника. И где тут грань ,отделяющая сугубо профессиональное от личных, духовных качеств человека ,от его души .Оно настолько проникает в другое, что особым преувеличением не будет если сказать что талант и  личность почти синонимы .И чем ярче талант, тем сильнее ,многограннее  проявление и воздействие личностных ,психических ,духовных и душевных качеств артиста. Это просто потоки духовной энергии ,которые ощущают буквально каждый слушатель  на концертах великих мастеров. Иначе как объяснить тогда тот вихрь  эмоций?

Во время генеральной репетиции «Бориса Годунова» в Париже, когда Шаляпин в роли царя Бориса, ещё без театрального костюма и грима , в ужасе произнёс:  «Что это?...Там!...В углу!...Колышется!...» -присутствующие в зале испуганно поднялись со своих мест ,некоторые даже взобрались на стулья ,напряжённо всматриваясь в  тот угол ,куда указывал артист. Такова была поистине гипнотическая мощь его искусства, его личности.

Шопен, Моцарт, Бетховен…продолжать можно ещё очень долго. Стихийно одарённые, талантливые , гениальные .Так ли уж  важно, каким словом назвать их дар. Главное, что были  и есть эти люди, а мы можем просто радоваться этому и наслаждаться их искусством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие интеллектуальных и творческих способностей одарённых учащихся в процессе преподавания математики»

Выявление и развитие способной молодежи, привлечение её  к творческому  труду – одна из основных задач школы на  современном этапе. Стране  крайне  необходимы творцы нового...

Статья «Развитие интеллектуальных и творческих способностей одарённых учащихся в процессе преподавания математики»

Выявление и развитие способной молодежи, привлечение её  к творческому  труду – одна из основных задач школы на  современном этапе...

Как поддержать развитие способностей одарённого ребенка в школьных условиях.

Статья "Как поддержать развитие способностей одарённого ребенка в школьных условиях" была написана для выступления на региональном семинаре по данной теме. С презентацией....

Статья на тему "Как поддержать развитие способностей одарённого ребенка в школьных условиях"

Статья и презентация были подготовлены к выступлению на региональной конференции по теме "Одарённые дети", содержит материал из практики учителя русского языка Анисимовой О.В. и учителя истории Фатян ...

Статья "Использование современных образовательных технологий в процессе подготовки обучающихся к олимпиадам и развитии творческих способностей одарённых детей".

В статье я делюсь напопленным пкдагогическим опытом подготовки обучающихся к олимпиадам и развитии  творческих способностей у одарённых детей. В работе представлены условия вониковения опыта, акт...

Статья "Использование современных образовательных технологий в процессе подготовки обучающихся к олимпиадам и развитии творческих способностей одарённых детей".

В статье я делюсь своим педагогическим опытом работы с олипиадниками и одарёнными детьми. Статья представляет собой несколько  разделов:  условия возникновения опыта, актуальность,теъническа...

Развитие способностей одарённых детей в республиканском лагере дневного пребывания "Шаг в будущее"

Лагерь организован с целью привлечения профессиональо ориентированных школьников, установления путей взаимодействия со школами республики, "Республиканского центра дополнительного образования детей", ...