Памятка по работе с текстом
методическая разработка
В материале представленна памятка по работе с текстом. Порядок действий, который поможет не только понять прочитанное, но и самостоятельно составить план и написать изложение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_po_rabote_s_tekstom.docx | 20.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА 1
Как работать с текстом
- Внимательно вслух прочитай текст.
- Подчеркни слова, значение которых тебе не знакомо.
- Найди их значение в словаре или спроси у взрослых.
- Составь план прочитанного. (Смотри памятку 2)
- В каждой части текста (абзаце) подчеркни опорные слова, которые помогут пересказать текст.
- Выпиши опорные слова.
- Прочитай текст еще раз. Представь себе то, о чем читаешь.
- Определи основную мысль текста. (То, что хотел сказать автор)
- Составь опорный конспект. (Смотри памятку 3).
ПАМЯТКА 2
Как составить план текста
- Прочитай текст, обдумай прочитанное.
- Раздели текст на смысловые части, отметив начало и конец каждой.
- Прочитай первую часть, выделяя в ней главное.
- Озаглавь эту часть: запиши главное одним предложением, которое выражает законченную мысль.
- Ту же работу проделай и по другим частям.
- Прочитай план, посмотри текст. Проверь не повторяются ли заголовки, помогут ли они вспомнить текст.
ПАМЯТКА 3
Как составить опорный конспект
- Внимательно прочитай текст.
- Раздели текст на части.
- Прочитай первую часть, подчеркни слова и предложения, передающие в ней главное.
- Вырази главное 2-3 предложениями. Запиши их.
- Ту же работу проделай и по другим частям.
- Прочитай конспект-опору, посмотри текст: убедись, отражает ли конспект самое главное, поможет ли он вспомнить текст и воспроизвести его содержание кратко или подробно, устно или письменно (по заданию учителя).
ДОМИК НА БЕРЕЗЕ
Весной у моего окна на березе начали строить гнездо мухоловки. Это серые, неприметные на вид птицы. В полете они были похожи на крохотные вертолеты. Они на минуту-другую повисали в воздухе, трепетали крыльями, отыскивали на дворе пушинки, сухой лист, солому и сразу несли их к своему домику на березе. Затем будущий отец семейства присаживался на ветку и принимался петь. Правда, песня у него была немудреная, но довольно бойкая.
Я спустился с крыльца, сел на лавочку у забора и стал наблюдать за работой птиц. Сколько в ней легкости, согласия, азарта!
Внезапно над моей головой каркнула ворона, громко хлопнула крыльями и с важностью, по-хозяйски уселась на вершину березы. Стала воровато поглядывать по сторонам.
Птицы почуяли недоброе, бросились к незваной гостье и принялись кружить над ней, тревожно покрикивать. Вскоре на помощь им подоспели синицы и горихвостка. Серая разбойница не выдержала натиска малых птах и предпочла поскорей удалиться.
(По А. Баркову)
1.3.Неприметные - такой, который трудно, невозможно заметить, увидеть.
Крохотные- совсем маленький; крошечный.
Немудреная – простой.
Бойкая – решительная, смелая.
Азарт – возбуждение, вызванное увлеченностью чем-либо.
Воровато – опасливо, осторожно.
Недоброе – что-либо мрачное, предвещающее беду, несчастье.
Натиск - сильное, напряженное действие, направленное на кого-либо или что-либо.
1.4. План:
1. Домик на березе.
2. Наблюдение за птицами.
3. Появление вороны.
4. Освобождение территории.
1.6.Опорные слова:
Мухоловки; были похожи; трепетали; отыскивали и несли; отец семейства; принимался петь.
Спустился и стал наблюдать.
Внезапно каркнула; громко хлопнула; уселась; стала поглядывать.
Птицы почуяли, бросились и принялись кружить; синицы и горихвостка; не выдержала и предпочла удалиться.
1.8 Основная мысль текста. Рассказ о том, как маленькие, но очень смелые птицы отстояли свое гнездо.
1.9 Опорный конспект.
Весной маленькие мухоловки из пушинок, сухой листвы и соломы строили гнездо на березе. Сидя на ветка, отец семейства пел свою простую, но решительную песню.
Автор сел на лавочку и стал наблюдать за работой птиц.
Внезапно над его головой каркнула ворона, громко хлопнула крыльями и уселась на вершину березы. Она опасливо смотрела по сторонам.
Мухоловки стали кружить над ней и тревожно покрикивать. На помощь им прилетели синицы и горихвостка. Ворона не выдержала и решила улететь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для работы с текстом
Эта памятка поможет ребятам вдумчиво, плодотворно прочитать любой текст. Может быть использована для занятий по любому предмету....
памятка по работе с учебным текстом
памятка содержит алгоритм работы с текстом для формирования информационной компетенции обучающихся...
Памятка преподавателю "Этапы работы с текстом и формирование различных технологий извлечения информации из текста"
Памятка преподавателю "Этапы работы с текстом и формирование различных технологий извлечения информации из текста"....
Памятка "Приёмы работы с текстом"
В памятке представлены некоторые интересные, на наш взгляд, приёмы работы с текстом на уроках русского языка и литературы....
памятка " Правильно работаем с текстом"
памятка дляучащихся о том,как правильно работать с текстом...
Памятка "Последовательность работы при восприятии текста на слух"
Памятка помогает выпускнику лучше уяснить приёмы сжатия текста и этапы работы с ним...
Памятка для обучающихся "Алгоритм работы с текстом"
Памятка для обучающихся "Алгоритм работы с текстом"...