Рабочая программа кружка "Поиск"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Управление образования
Администрации Советского муниципального района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Зеленокумска Советского района»
Ставропольского края
| Утверждаю МОУ «СОШ №2 г. Зеленокумска» Директор школы ________Е.Ю. Васильченко приказ № ____ от ____________2021г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
«ПОИСК»
Срок реализации – 1 год
Возраст обучающихся 13-17 лет
Программа разработана
Учителем истории и обществознания
Киктевой Евгенией Вячеславовной
Программа принята
на методическом совете школы
Протокол № 1 от 31.08.2021г.
г. Зеленокумск
2021-2022 год
Пояснительная записка
Актуальность. Патриотизм имеет огромное значение во всех сферах становления и развития личности: социальной, политической, экономической и духовной. Он один из элементов формирующих мировоззрение человека и отношения к своей стране и ее истории. Только на основе патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности. Особенно важно учитывать это в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения.
Кружковая работа в общеобразовательном учреждении необходима, потому что каждый учащийся должен знать историю своей малой родины, своего рода. Знание жизни предков важно для того, чтобы дети не теряли свои корни, гордились своими предками, земляками. Данная работа воспитывает в учениках чувство родины, уважение к народу, его истории и культуре.
Реализация данной программы способствует патриотическому и нравственному воспитанию учащихся школы. Программа определяет основные пути развития деятельности музея, позволяющие формировать патриотическое сознание учащихся, гражданскую ответственность за судьбу страны, края, города. При этом учитываются опыт и достижения прошлых поколений, современные проблемы.
Программа кружка предназначена для дополнительного образования учащихся, интересующихся историей страны, родного края и музееведением.
Цель программы заключается в воспитании гражданственности и патриотизма у учащихся школы через разнообразные виды деятельности.
Основные направления работы: поисковое, лекторское, оформительское, исследовательское, просветительское; учебно-воспитательное, организационно-массовое.
Задачи программы:
- формирование у учащихся знаний по истории прошлого и настоящего страны, родного края, города;
- обучение учащихся методам и приемам поисковой и исследовательской работы;
- сбор исторического материала;
- пробуждение интереса к истории России и истории своей малой Родины;
- просветительская работа по истории России и родного края среди учащихся школы.
Работа в кружке осуществляется на базе школьного историко-краеведческого музея «Истоки».
Его материалы посвящены подвигу русского народа. Музей возник в 2001 г. на базе Зала Воинской Славы. Материалы музея собираются 309 лет. Начало было положено в 1990 году. В настоящее время в музее насчитывается 66 экспонатов, которые представлены как на стендах, так и в фондах.
В музее представлены следующие экспозиции:
- Дни воинской славы;
- Полководцы России;
- Я горжусь своими земляками (экспозиции «Боевой путь солдата»
о Федоре Дмитриевиче Макаренко, «У войны не женское лицо» о Кирьяковой Екатерине Валентиновне, «По волнам памяти» о Неделькиной Киме Николаевне, «Первый мэр города Зеленокумска» - о Фомине Владимире Георгиевиче, «Приказано выжить…» - о Григорян Семене Рубеновиче; «Кленов Н.Г. Выпуск 1941 года»);
- Награды России;
- Города воинской славы;
- Битва за Кавказ;
- 65 лет Великой Победы;
- Оружие победы;
- История школы.
Собран материал, посвященный:
- блокадникам г. Ленинграда (о Прутковой Евгении Николаевне),
- первому председателю колхоза имени Ленина Чернову Ивану Григорьевичу,
- заслуженному учителю Российской Федерации Мухиной Валентине Ивановне;
- героям афганцам – погибшим В.Семенову, А. Мандык, С. Алексеенко и ныне живущим Лапшину С.Н., Понедельникову И.С.
Формы организации обучения:
- музейные уроки,
- урок-беседа,
- урок-экскурсия,
- урок-лекция,
- урок беседа с элементами творческо-поисковых заданий,
- урок-игра,
- практическое занятие,
- практические занятия в библиотеках, местном музее, архиве.
Требования к уровню усвоения содержания:
знать:
- знать основные даты исторических событий России, края, города
- знать особенности культуры жителей края и города;
- знать письменные и вещественные источники.
Уметь:
- работать с научной, публицистической литературой, справочниками, документами;
- использовать в работе воспоминания старожилов, свидетелей исторических событий;
- писать доклады на исторические темы, выступать с ними на занятиях кружка, перед своими одноклассниками и учащимися других классов;
- оформлять выставки, уголки, стенды музея;
- анализировать систематизировать, сравнивать, классифицировать, обобщать информацию.
Владеть:
- методами поисковой и исследовательской работы по сбору достоверных сведений по истории государства, края, города;
- методами научно-исследовательской деятельности.
Кроме того, развиваются творческие способности, гражданская позиция и активность, возможность пополнить портфолио своими достижениями.
Формы подведения итогов реализации программы:
Полученные на музейных занятиях знания, умения и навыки поисково-исследовательской, фондовой, экспозиционно-оформительской, экскурсионной и другой работы получают практическое применение в ходе организации, подготовки и проведения групповых занятий, массовых мероприятий историко-краеведческого и гражданско-патриотического направления в школе, городе, районе и крае в соответствии с планом работы музея.
Техническое обеспечение: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Данная программа предназначена для учащихся в возрасте от 14 лет до 17 лет.
Курс рассчитан на один год обучения в объёме 68 часов, занятия проходят 2 раза в неделю.
РАЗДЕЛ II
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Введение в образовательную программу | 3 | 3 | |
2. | Музей – хранитель исторической и социальной памяти | 8 | 5 | 3 |
3. | Я поведу тебя в музей | 4 | 3 | 1 |
4. | Экскурсия – одна из форм работы музея | 5 | 4 | 1 |
5. | Фонды музея | 5 | 4 | 1 |
6. | Школьный музей «Истоки» - как источник изучения истории | 17 | 2 | 15 |
8. | Научно-исследовательская работа | 8 | 2 | 6 |
Итого | 68 | 25 | 43 |
РАЗДЕЛ III
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1 Введение в образовательную программу
Вводное занятие. Ознакомление с планом работы кружка: цели, задачи, направления деятельности. Ознакомление с музейными терминами.
Раздел 2. Музей – хранитель исторической и социальной памяти
Понятие «музея». Функции музея. Профили музеев. Национальные музей. Музеи Ставропольского края. Задачи школьного музея.
Раздел 3. Я поведу тебя в музей
Организационная структура музея. Виды музейной деятельности. Музейные профессии. Формы работы музея.
Раздел 4. Экскурсия – одна из форм работы музея
Понятие «экскурсии», «экскурсовод», «экспонат». Цель экскурсии. Знакомство с работой экскурсовода. Виды экскурсий. Составление текста экскурсий
Раздел 5. Фонды музея
Фонды музея. Вещественные экспонаты. Письменные источники. Фотоэкспонаты. Учет фондов. Архив. Составление и оформление текстов для музейных экспозиций.
Раздел 6. Школьный музей «Истоки» - как источник изучения истории
История школы. История создания музея. Ознакомление с фондами и экспонатами. Исследовательская работа: поиск информации об истории школы. Исследовательская работа: поиск информации об учениках школы – героях ВОВ, Афганской войны. Исследовательская работа: поиск информации об учителях школы – труженики тыла, ветераны труда. Работа над рефератами, презентациями об истории школы. Защита рефератов, презентаций. Составление текстов обзорной экскурсии по школьному музею
Раздел 7. Историческое краеведение
Историческое краеведение как наука. Научно- исследовательская работа: история Ставропольского края, история Кавказских Минеральных Вод, история города Зеленокумска, история края и города в годы Первой мировой войны, история края и города в годы Гражданской войны, история края и города в годы Великой Отечественной войны. Ставропольский край сегодня: происхождение названий улиц, история памятников.
Зеленокумск сегодня: происхождение названий улиц, история памятников.
Раздел 8. Научно-исследовательская работа
Рекомендации по подготовке научно-исследовательских работ. Подготовка научно-исследовательских работ. Защита научно-исследовательских работ. Итоговая Конференция.
РАЗДЕЛ IV
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов | Теория | Практика | Дата проведения | |
план | факт | |||||
1. | Введение в образовательную программу | 3 | 3 | |||
1.1. | Вводное занятие | 1 | 1 | |||
1.2 | Ознакомление с планом работы кружка | 1 | 1 | |||
1.3 | Ознакомление с музейными терминами | 1 | 1 | |||
2. | Музей – хранитель исторической и социальной памяти | 8 | 5 | 3 | ||
2.1 | Понятие «музея». Функции музея | 1 | 1 | |||
2.2 | Профили музеев | 1 | 1 | |||
2.3 | Национальные музеи | 2 | 1 | 1 | ||
2.4 | Музеи Ставропольского края | 2 | 1 | 1 | ||
2.5 | Задачи школьного музея | 2 | 1 | 1 | ||
3. | Я поведу тебя в музей | 4 | 3 | 1 | ||
3.1 | Организационная структура музея | 1 | 1 | |||
3.2 | Виды музейной деятельности. Музейные профессии | 2 | 1 | 1 | ||
3.3 | Формы работы музея | 1 | 1 | |||
4. | Экскурсия – одна из форм работы музея | 5 | 4 | 1 | ||
4.1 | Понятие «экскурсии», «экскурсовод», «экспонат» | 1 | 1 | |||
4.2 | Цель экскурсии. Знакомство с работой экскурсовода | 1 | 1 | |||
4.3 | Виды экскурсий | 1 | 1 | |||
4.4 | Составление текста экскурсий | 2 | 1 | 1 | ||
5. | Фонды музея | 5 | 4 | 1 | ||
5.1 | Фонды музея. Вещественные экспонаты | 1 | 1 | |||
5.2 | Письменные источники. Фотоэкспонаты | 1 | 1 | |||
5.3 | Учет фондов. Архив | 1 | 1 | |||
5.4 | Составление и оформление текстов для музейных экспозиций | 2 | 1 | 1 | ||
6. | Школьный музей «Истоки» - как источник изучения истории | 17 | 2 | 15 | ||
6.1 | История школы. История создания музея. | 1 | 1 | |||
6.2 | Ознакомление с фондами и экспонатами | 2 | 2 | |||
6.3 | Исследовательская работа: поиск информации об истории школы | 2 | 2 | |||
6.4 | Исследовательская работа: поиск информации об учениках школы – героях ВОВ, Афганской войны | 2 | 2 | |||
6.5 | Исследовательская работа: поиск информации об учителях школы – труженики тыла, ветераны труда | 2 | 2 | |||
6.6 | Работа над рефератами, презентациями об истории школы | 4 | 4 | |||
6.7 | Защита рефератов, презентаций | 2 | 2 | |||
6.8 | Составление текстов обзорной экскурсии по школьному музею | 2 | 1 | 1 | ||
7. | Историческое краеведение | 18 | 2 | 16 | ||
7.1 | Историческое краеведение как наука | 2 | 2 | |||
7.2 | История Ставропольского края. Научно- исследовательская работа | 2 | 2 | |||
7.3 | История Кавказских Минеральных Вод. Научно- исследовательская работа | 2 | 2 | |||
7.4 | История города Зеленокумска. Научно- исследовательская работа | 2 | 2 | |||
7.5 | История края и города в годы Первой мировой войны. Научно- исследовательская работа | 2 | 2 | |||
7.6 | История края и города в годы Гражданской войны. Научно- исследовательская работа | 2 | 2 | |||
7.7 | История края и города в годы Великой Отечественной войны | 2 | 2 | |||
7.8 | Ставропольский край сегодня: происхождение названий улиц, история памятников. Научно- исследовательская работа | 2 | 2 | |||
7.9 | Зеленокумск сегодня: происхождение названий улиц, история памятников. Научно- исследовательская работа | 2 | 2 | |||
8. | Научно-исследовательская работа | 8 | 2 | 6 | ||
8.1 | Рекомендации по подготовке научно-исследовательских работ | 2 | 2 | |||
8.2 | Подготовка научно-исследовательских работ | 4 | 4 | |||
8.3 | Защита научно-исследовательских работ. Итоговая Конференция | 2 | 2 | |||
ИТОГО | 68 | 25 | 43 |
Темы примерных научно-исследовательских работ
1. Жизнь ставропольских крестьян в начале XX века: (очерки хозяйства и быта).
2. Версии названия города, села (на отдельном примере).
3. Из истории возникновения города (на отдельном примере.)
4. Курорты Кавказских Минеральных Вод: история образования
4. Ставрополье в годы Первой мировой войны
5. История Гражданской войны на Ставрополье.
6. Установление Советской власти на Кавказе и проведение коренных революционных преобразований в регионе
7. Ставрополье в годы Великой Отечественной войны
8. «Битва за Кавказ» 1942-1943 гг.: историческое значение
9. Дорогами войны: войны – ставропольцы на фронтах Великой Отечественной войны.
10. Второй фронт - жизнь тыла в годы Великой Отечественной войны на Ставрополье
11. Вклад тружеников тыла Ставрополья в победу над гитлеровской Германией в период великой отечественной войны (1941-1945 гг.)
12. Возникновение самостоятельных сельских обществ, как одна из основных идей крестьянской реформы 1861 года.
13. Культурные традиции ставропольских крестьян.
14. Проблемы современного развития Ставрополья.
15. «Поколения, опалённые войной» - ставропольцы – участники конфликтов в Афганистане, Чечне, Абхазии, Южной Осетии.
16. Курортные места Кавказских Минеральных Вод
Список источников
- Абрамов А.В. Российский патриотизм: история и современность. М.: ИИУ МГОУ, 2016 г. – 184 с.
- Аджиева Е.М., Гребенкина Л.К., Еремкина О.В. и др. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Сластенина В.А.. – 7е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 160 с.
- Большой энциклопедический словарь электронная версия https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/196602
- Вансалова Е. Музейная педагогика// Воспитание школьников. 2000. №5 С 4-6
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493.
- Город креста. Исторический портал. Режим доступа: http://gorodkresta.ru/
- Клычников, Ю. Ю. Северокавказский узел: особенности конфликтного потенциала [Текст]: ист. очерки / Ю. Ю. Клычников, С. И. Линец ; Пятиг. гос. лингвист. ун-т, Науч. центр истории Сев. Кавказа. - Изд. 2-е, стер. - Пятигорск : РИА-КМВ, 2008. - 210 с.
- Короткова М. В. Музейная педагогика в сфере тенденций развития исторического образования XXI века // Наука и Школа № 2’2016. – С. 173-179 с.
- Нужны ли школьные музеи в современной России? Анализ государственных программ и стратеги Д. В. Шмуратко // Преподавание истории в школе. – 2015. – № 10. – С. 42–43.
- Официальный сайт Президента Российской Федерации www.kremlin.ru
- Официальный сайт Правительства Российской Федерации www.government.ru
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
- Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации http://edu.gov.ru
- Официальный сайт Государственного архива Ставропольского края. Режим доступа: http://www.stavarhiv.ru
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ.
- Шаболтай А.Ф., Маховский И.С. Направления, формы и методы патриотического воспитания в современной школе // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 13(24).
- Шляхтина Л. Основы музейного дела. Теория и практика. Учебное пособие. М., 2019 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...