Проект "Дороги, которые мы выбираем".
проект

Социально - педагогический проект направлен на создание условий для эффективного функционирования системы профилактики правонарyшениŭ, безнадзорности и употребления ПАВ несовершеннолетними, обеспечение единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности, правонарyшениŭ и употребления ПАВ несовершеннолетними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dorogi_kotorye_my_vybiraem.docx788.18 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

1.

Наименование программы

«Профилактика употребления ПАВ и правонарушений среди        несовершеннолетних        «Дороги,        которые        мы

выбираем»

2.

Авторы проекта

Л.Ш. Гусенова, M.В. Ганзвинт – учителя русского языка и литературы, C. Ю. Петунина – учитель начальных

классов

3.

Наименование учреждения

Казенное        общеобразовательное        учреждение        Ханты- Мансийского        автономного        округа        –                Югры

«Радужнинская        школа        для        обучающихся        с

ограниченными возможностями здоровья»

4.

Юридический адрес учреждения Телефон, факс, электронная почта

Тюменская обл., Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Радужный, 1 микрорайон, д.29

Тел./ факс 8(34668)39724

эл. почта;Radschool@mail.ru

5.

Тип проекта

Социально-педагогический

6.

Цель проекта

Создание        условий                         для        эффективного функционирования                        системы профилактики правонарушений, безнадзорности и употребления ПАВ несовершеннолетними,                обеспечение        единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности, правонарушений        и                        употребления                ПАВ несовершеннолетними

7.

Участники проекта

Обучающиеся 1-11 классов, родители (законные представители), педагогические работники, совместная работа с правоохранительными, медицинскими и другими заинтересованными органами по профилактике зависимости в подростковой среде

8.

Задачи проекта

  • предупреждать возникновение у обучающихся установки на желание попробовать наркотики, алкоголь, табак;
  • обеспечивать условия для организации и проведения мероприятий, направленных на формирование у обучающихся стремления к ведению здорового образа жизни;
  • повышать значимость здорового образа жизни, престижности здорового поведения через систему воспитательных мероприятий;
  • создавать информационные поля по профилактике ПАВ;
  • развивать коммуникативные и организаторские способности обучающихся, способности противостоять негативному влиянию со стороны;
  • формировать знания об опасности различных форм зависимостей, негативного отношения к ним посредством просветительской и профилактической деятельности с обучающимися;
  • осуществлять мониторинг и оценки эффективности программной профилактической деятельности

9.

Ожидаемые результаты

  • уменьшение факторов риска употребления ПАВ;
  • повышение процента занятости обучающихся, активно участвующих в общественной деятельности школы, развития ученического самоуправления;
  • увеличение        процента        самостоятельности обучающихся в роли организатора собственной деятельности в активно-положительном использовании досуга;
  • повышение уровня воспитанности обучающихся, социальной адаптации и предотвращение дезадаптации подростков;
  • увеличение процента обучающихся с положительной мотивацией на здоровый образ жизни;
  • установление более прочных социальных связей с органами системы профилактики употребления ПАВ.

10.

Основные законодательные и нормативно- правовые акты

по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолет них

  • Конвенция о правах ребенка;
  • Конституция Российской Федерации;
  • Семейный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, кодекс об административные правонарушения РФ;
  • Законы Российской Федерации:
  • «Об        образовании        в        Российской        Федерации»        с внесенными изменениями и дополнениями;
  • «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. №124-ФЗ;

  • «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999

№ 120-ФЗ;

  • «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 07.07.2003 № 111-ФЗ

11.

Сроки реализации

2018-2023 гг.

Пояснительная записка

Вот они вечные истины эти: поздно заметили... мимо прошли... нет! Не рождаются «трудными» дети!

Прoсmo им вовремя не помогли!

Hеm факта более сложного, чем человеческий поступок.

Hеm явления более непостижимого, чем человеческое поведение.

«Hеm работы более изнурительной для сердца, чем работа педагога»

(А.А. Сухомлинский).

В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков. Ослабевает воспитательный и нравственный потенциал семьи, снижается ответственность родителей (законных представителей) за содержание и воспитание детей. Растет количество безнадзорных подростков. Основными причинами непосещения школы являются: бродяжничество, нежелание учиться. Безусловно, таким детям необходима педагогическая реабилитация.

Перед каждым образовательным учреждением стоит задача организации действенной системы мер по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков – профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления психоактивных (далее – ПАВ) веществ несовершеннолетними.

В последнее десятилетие для России злоупотребление несовершеннолетними психоактивных веществ, а также безнадзорность и правонарушения в подростковой среде превратились в актуальную проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.

Детская безнадзорность и беспризорность – следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:

  • рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
  • массовые нарушение прав детей;
  • рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведëт к увеличению числа преступлений, совершенных несовершеннолетними;
  • омоложение преступности;
  • увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.

Подростковый возраст характеризуется бурными процессами физического развития, полового созревания и формирования личности. Подросток начинает осознавать себя личностью, сравнивает себя с окружающими, сверстниками, что стимулирует его к самовоспитанию. В это время формируется и даже может резко измениться характер. Подросткам нравятся острые ощущения, они любопытны, не могут прогнозировать будущее, стремятся к независимости. Но есть определенная категория подростков, у которых перечисленные качества проявляются резче, что приводит их к противостоянию с окружающими, к конфликтам с ними и даже к противоправным действиям.

Девиантное поведение, то есть противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, проявляется в конфликтности, агрессивности, склонности к бродяжничеству, воровству, попрошайничеству, гиперсексуальности, ранней алкоголизации, токсикомании. Обучающиеся с проблемами в развитии из неблагополучных семей, имея незрелую социальную позицию, часто становятся на путь совершения правонарушений или сами становятся жертвами преступлений. Как правило, дети с таким поведением попадают в поле зрения правоохранительных органов и требуют особого внимания со стороны образовательных учреждений.

Для более успешной социально-профилактической работы с данными подростками необходимо помнить о причинах, порождающих различные формы отклонений, такие, как:

  • социально-педагогическая запущенность, когда подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений и навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;
  • глубокий психический дискомфорт подростка, вызванный неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками, не правильным (несправедливым, грубым, жестким) отношением к нему со стороны родителей, друзей, учителей:
  • отклонения психического и физического состояния здоровья, возрастные кризисы;
  • отсутствие условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; занятости полезными видами деятельности, позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов.

Молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышли различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей. По данным отчёта Детского фонда ООH за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни. Своевременная психолого- педагогическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.

Основная часть

Специфические особенности социализации обучающихся с ОВЗ позволяют включить данную категорию детей в так называемую группу социального риска. Поэтому, проблемы развития различных форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми у подобных обучающихся, овладения ими коммуникативными умениями и навыками приобретают особую значимость.

Обучающийся с ОВЗ не в состоянии сам выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме.

Работа с обучающимися с ОВЗ имеет свою специфику. Данная категория обучающихся по причине нарушения высших психических процессов (эмоционально- волевой сферы, мышления) склонна к асоциальным поступкам, в большей степени, чем их нормально развивающиеся сверстники.

Индивидуальная профилактика и коррекция поведения обучающихся «группы риска» включает в себя комплекс мер, направленных на выявление детей, склонных к девиациям и оказание коррекционно-профилактического воздействия с целью устранить отрицательное влияние неблагоприятных условий для успешного формирования личности ребенка.

Школа готовит обучающихся к самостоятельной жизни и дает им не только определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса, а также необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме.

Поэтому процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности ребенка с ОВЗ, коррекцию недостатков развития, в конечном счете, создает предпосылки социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

ИЗ вышесказанного следует, что одной из главных целей проекта является: создание условий для эффективного функционирования системы профилактики правонарyшениŭ, безнадзорности и употребления ПАВ несовершеннолетними, обеспечение единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности, правонарyшениŭ и употребления ПАВ несовершеннолетними.

Для достижения указанной цели необходимо решать следующие задачи:

  • предупреждать возникновение у обучающихся установки на желание попробовать наркотики, алкоголь, табак;
  • обеспечивать условия для организации и проведения мероприятий, направленных на формирование у обучающихся стремления к ведению здорового образа жизни;
  • повышать значимость здорового образа жизни, престижности здорового поведения через систему воспитательных мероприятий;
  • создавать информационные поля по профилактике ПАВ;
  • развивать коммуникативные и организаторские способности обучающихся, способности противостоять негативному влиянию со стороны;
  • формировать знания об опасности различных форм зависимостей, негативного отношения к ним посредством просветительской и профилактической деятельности с обучающимися;
  • осуществлять мониторинг и оценку эффективности программной профилактической деятельности.

Профилактика безнадзорности и правонарушений – это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.

Для реализации этих задач необходима системная, комплексная работа всего коллектива.

Глоссарий проекта

Несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.

Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно- воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними проявляющими признаки дезадаптации, девиантного поведения.

Правонарушение – родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.

Психоактивное вещество – любое химическое вещество, способное при однократном приеме изменять настроение, физическое состояние, самоощущение и восприятие окружающего, поведение либо другие, желательные с точки зрения

потребителя, психофизические эффекты, а при систематическом приеме -психическую и физическую зависимость.

Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).

Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.

Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально – психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.

Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана еë реализации.

Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.

Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.

Принципы реализации проекта:

Дифференцированность: учёт возрастных особенностей и специфики работы с детьми группы риска.

Аксиологичность: формирование у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку и т.д., которые являются регуляторами их поведения, что является одним из основных морально-эстетических барьеров формирования асоциальных форм поведения.

Многоаспектность: сочетание различных направлений целевой профилактической работы, где ведущими аспектами такой деятельности являются образовательный, воспитательный, социальный, психологический.

Последовательность (этапность). Преемственность.

Законность: первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка в области безопасности, здоровья и законодательства.

Партнерство: консолидация возможностей социальных групп, общественных и межведомственных организаций.

Целостность: единство стратегии скоординированного развития всех частей программы, что может быть достигнуто на основе баланса интересов участников программы.

Саморазвитие: уровень самодостаточности программы, наличие внутренних источников совершенствования, способных адаптировать ее к изменениям в обществе.

Доступность: дети и их родители получают консультативную и отчасти лечебную помощь педагогов, психологов, врачей бесплатно;

Анонимность: любые виды помощи оказываются без фиксирования обратившихся, а тем более без оповещения каких-либо третьих лиц; Опосредованность: работа по профилактике и преодолению зависимостей ведется без использования прямых мер по противодействию им.

Системность: системный подход к решению вопроса профилактики наркотической зависимости при взаимодействии с различными учреждениями системы профилактики

Принцип деятельности: обучающимся нужна активная, полезная и значимая деятельность, где они могли бы использовать знания, умения и навыки учебной деятельности, свои способности, таланты;

Принцип свободы выбора: обучающимся необходимо предоставлять возможность выбора задания или дела с учетом их возможностей, интересов, личных качеств;

Принцип успешности: каждому обучающемуся необходимо чувствовать собственную значимость и успешность.

Направления реализации проекта

Рис. 1. Направления реализации проекта

  • Организационная и методическая работа с педагогическим коллективом направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по своевременному выявлению, предупреждению и профилактике безнадзорности, правонарушений, курения, алкоголизма, наркомании, токсикомании среди учащихся, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся, склонных к проявлению дезадаптации, девиатного поведения.

  • Диагностическая работа предполагает создание банка данных об обучающихся, склонных к проявлению дезадаптации, девиатного поведения, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, сверстниками, окружающими.
  • Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками. Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, не склонной к правонарушениям личности. Задача индивидуальной работы с подростками состоит в содействии сознательному выбору обучающимся своего жизненного пути.
  • Работа с родителями (Законными представителями) предусматривает участие в проведении и организации родительских собраний школы, информационно-консультативной работе, привлечение к участию в тренинговых занятиях.
  • Совместная работа с правоохранительными, медицинскими и другими заинтересованными органами по профилактике зависимости в подростковой среде:
  • ведение        разъяснительно-просветительской        работы        с        подростками        и родителями (законными представителями);
  • проведение рейдов по выявлению каналов распространения и ПАВ;
  • организация занятий для подростков по профилактике употребления ПАВ.

Успешность реализации проекта определяется степенью заинтересованности всех его участников в положительных, лично значимых результатах (рис. 2).

Рис.2. Участники реализации проекта

Рис.3. Формы работы по реализации проекта Методы и приёмы профилактической работы

  1. Изучение физического и психического здоровья обучающихся, перегрузок, обучающихся в учебной деятельности и их влияния на здоровье.
  2. Тренинги по непрямой профилактике зависимостей, связанной с актуализацией основных жизненных ценностей и нахождением конструктивного выхода из конфликтных ситуаций как формы актуализации личности.
  3. Подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на педагогических советах и родительских собраниях.
  4. Работа в малых группах по отработке основных коммуникативных форм, норм общения, позволяющая найти свое новое положение в социуме.
  5. Просвещение обучающихся в области личной гигиены, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма.
  6. Вовлечение обучающихся в спортивно-оздоровительные объединения, кружки, секции, привитие навыков здорового образа жизни.

Основные положения проекта

начальная школа

Цель        первичной профилактики наркозависимости        в начальной школе:

-        адаптация

обучающихся к школе


Задачи:

  • налаживание взаимодействия школы и семьи;
  • оптимизация педагогических стилей учителей, работающих в начальной школе;
  • формирование традиций в каждом конкретном классе;
  • формирование у детей здорового образа жизни

средняя школа

Цель первичной профилактики наркозависимости в средней школе:

  • предотвращение употребления подростками ПАВ;
  • формирование у подростков здорового образа жизни.

Задачи:

  • формирование ответственности за свое поведение;
  • представление информации о влиянии вредных привычек на человека;
  • формирование умения четко формулировать аргумент против вредных привычек;
  • формирование умения противостоять давлению сверстников;
  • обсуждение влияния СМИ на приобщение к вредным привычкам;
  • формирование у подростков негативного отношения к наркотикам и их употреблению

старшая школа

Цель первичной профилактики наркозависимости в старшей школе:

  • предотвращение употребления ПАВ старшими подростками;
  • воспитание, формирование в старших подростках желания, умения, способности пропагандировать здоровый образ жизни в среде сверстников;
  • формирование представления о влиянии вредных привычек в различных сферах жизни взрослого человека

Задачи:

  • формирование позитивного отношения подростков к себе;
  • формирование ответственности за свое поведение;
  • формирование у подростков негативного отношении я к наркотикам и их употреблению

Рис.4. Основные положения проекта

Этапы реализации проекта

Рис.5. Этапы реализации проекта

Проект будет реализован в системе воспитательной работы с обучающимися с 1 по 11 класс. Он составлен на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитан на 5 лет. Структура и организация проекта построена с учётом различных возрастных категорий обучающихся, в связи со специфическими особенностями обучающихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности обучающихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно, степени их социализации.

Примерный план работы по реализации проекта

«Дороги, которые мы выбираем»

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Работа с педагогами

1.

Пополнение        нормативно- правовой базы, определяющей организационные                основы профилактической деятельности

В        течение года

Зам. директора         по        ВР, социальный педагог, общественный        инспектор ПДН

2.

Планирование работы по профилактике употребления ПАВ в школе и классных коллективах

Сентябрь

Зам.        директора                по        ВР, социальный педагог, общественный        инспектор ПДН

3.

Формирование социального паспорта школы, списков обучающихся «группы риска», подростков склонных к употреблению ПАВ

Сентябрь

Зам.        директора                по        ВР, социальный педагог, общественный        инспектор ОПДН

4.

Анкетирование обучающихся с целью выявления их отношений к употреблению токсических        веществ, Здоровому образу жизни

В        течение года

Классные        руководители, социальный педагог, педагог-психолог

5.

Организация        и        проведение наркотестирования обучающихся на употребление психоактивных веществ

В        течение года

Классные        руководители, социальный педагог, Педагог-психолог

6.

Основной учёт посещаемости Занятий подростками «группы риска», вовлечение их в систему ДОП

В        течение года

Зам директора по ВР, классные руководители

7.

Семинар                «Профилактика вредных        привычек        и формирование                здорового образа жизни»

Согласно плану педсовета

Зам директора по ВР, педагог-психолог

Работа с родителями (законными представителями) и общественностью

8.

Выявление семей, оказывающих отрицательное влияние на детей (обследование данных семей)

В        течение года

Зам директора по ВР,

педагог-психолог, социальный педагог,        классные руководители,

общественный инспектор ОПДН

9.

Организация взаимодействия администрации школы с представителями ПДН, КДН, КСЦОН «Надежда»

В        течение года

Зам директора по ВР,

педагог-психолог, социальный педагог,        классные руководители, общественный инспектор ОПДН

10.

Советы        профилактики        с обучающимися        и        семьями

«группы риска»

В        течение года

Педагог-психолог, социальный                педагог, родители,        представители ОПДН, КДН

11.

Проведение классных и общешкольных родительских собраний        по вопросам профилактики и пропаганды Здорового образа жизни детей.

По        планам классных руководителей

Классные        руководители, социальный педагог, Зам директора по ВР

12.

Вовлечение родителей во внеурочную        деятельность, спортивные мероприятия и профилактические акции

В        течение года

Зам директора по ВР, классные руководители

Работа с обучающимися

13.

Оформление        уголков профилактики в соответствии с профилактическими акциями

В        течение года

Классные руководители

14.

Организация и проведение Дней Здоровья

В        течение года

Зам. директора по ВР, классные        руководители, учителя физической культуры

15.

Проведение классных часов, посвященных        теме профилактики зависимостей

В        течение года

Классные руководители

16.

Организация бесед с медицинскими работниками

2 раза в год

Мед.        сестра,        представители наркодиспансера

17.

Организация        и        проведение классных часов:

  • «Подросток и Закон»
  • «Школа без наркотиков»
  • Международный день отказа от курения
  • Всемирный день борьбы со СПИДом
  • Профилактика экстремизма

В        течение года

Зам. директора по ВР, классные руководители, социальный педагог.

18.

Акции:

  • «Лучше        конфета,        чем сигарета!»;
  • «Спасибо – нет!»
  • «Здоровым быть модно!»

В        течение года

Классные руководители

19.

Организация        внеурочной деятельности начальной школы.

В        течение года

Классные                руководители, Заместитель        директора        по

УВР

20.

Организация        досуга обучающихся во внеурочное и каникулярное время

В

соответствии с        планом общешкольных мероприятий

Зам.        директора        по        ВР, классные руководители.

21.

Марафон «Нет, вредным привычкам!»:

а) классные часы «Здоровый образ жизни» 1-9 кл.

б) просмотр видеофильмов об употреблении        ПАВ,        с последующим обсуждением 7-9 кл.

в) анкетирование «Здоровый образ жизни» 5- 11 кл.

В        течение года

Зам. директора по ВР, классные руководители

22.

Встреча с инспекторами КДH, ОПДH

Согласно плану

Зам. директора по УВР, классные        руководители, социальный педагог

23.

Конкурс плакатов «Здоровым быть Здорово!», «Скажи ПАВ – HEТ!»,        «Здорова        нация        – Здорова планета»;

В        течение года

Зам. директора по УВР, классные руководители

Ожидаемые результаты

  • уменьшение факторов риска употребления ПАВ;
  • повышение        процента        Занятости        обучающихся,        активно        участвующих        в общественной деятельности школы, развития ученического самоуправления;
  • увеличение процента самостоятельности обучающихся в роли организатора собственной деятельности в активно-положительном использовании досуга;
  • повышение уровня воспитанности обучающихся, социальной адаптации и предотвращение дезадаптации подростков;
  • увеличение процента обучающихся с положительной мотивацией на здоровый образ жизни;
  • установление        более        прочных        социальных        связей        с        органами        системы профилактики употребления ПАВ.

Ресурсное обеспечение проекта Информационное обеспечение

реализация проекта предполагает использование Интернет-ресурсов, психолого-педагогической, методической, специальной литературы, дидактических и наглядных средств обучения.

Материально-техническое обеспечение:

мультимедийное оборудование, подключение кабинетов к локальной школьной сети, обеспечение доступа в интернет.

Кадровое обеспечение:

педагогические работники школы, социальные партнеры.

Критерии и индикаторы

Оценки эффективности работы по реализации проекта

«Дороги, которые мы выбираем»

Направления

Показатели

Индикаторы

2018-

2019

2019-

2020

2020-

2021

2021-

2022

2022-

2023

Степень информированности обучающихся о вреде употребления ПАВ

Компетентность обучающихся        в отношении проблемы употребления ПАВ и

ее последствий.

Наличие        выявленных        случаев употребления        ПАВ                среди

обучающихся

Количество обучающихся, имеющих

отрицательное        отношение        к употреблению ПАВ

Вовлеченность участников образовательного процесса        в

профилактику употребления        ПАВ среди обучающихся

Количество педагогов, ведущих профилактическую работу среди обучающихся

Количество        обучающихся,

изучающих        программы

профилактики        ПАВ, правонарушений

Количество        родителей                (Законных представителей),        охваченных

деятельностью по профилактике

Доля участия:

  • Педагогического коллектива

  • Обучающихся

  • Родителей        (Законных представителей)

Создание условий для формирования у обучающихся мотивации к учебной

деятельности и организованному досугу

Занятость обучающихся        во внеурочное время

Количество        обучающихся посещающих кружки, секции в ОО

Количество        обучающихся

посещающих кружки, секции вне ОО

Количество        обучающих,

посещающих        детский оздоровительный лагерь при ОО, в каникулярное время

Количество обучающихся, имеющих достижения (грамоты, дипломы)

Занятость обучающихся        в урочное время

Количество        обучающихся        не

имеющих пропуски учебных Занятий без уважительной причины

Количество обучающихся имеющих пропуски        учебных        занятий        без

уважительной причины

Динамика, проведенной работы по        профилактике правонарушений несовершеннолетних

Количество                обучающихся, совершивших        правонарушения        и

преступления

Количество обучающихся, состоящих на учёте в КДН

Количество обучающихся, состоящих

на учёте в ОПДН

Формирование устойчивых ценностных ориентаций        у обучающихся

Количество        проведенных мероприятий, ориентированных на здоровый образ жизни

Количество        проведенных

мероприятий, ориентированных на семейные ценности

Количество                проведенных мероприятий        с                участием

учреждений системы профилактики

Количество        обучающихся, принявших участие в мероприятиях

Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса в области профилактики ПАВ

Курсовая подготовка педагогического состава        в        области профилактики ПАВ

Количество педагогов, прошедших курсовую подготовку

Создание        условий для стимулирования роста профессионального мастерства                в области профилактики употребления ПАВ и совершения правонарушений

обучающихся

Количество педагогов, получивших надбавки за качество работы в области        профилактики употребления ПАВ и совершения правонарушений обучающихся

Совершенствование научно- методической        базы школы

Количество педагогов, работающих по индивидуальным и совместным проектам в области:

  • формирования у обучающихся активной жизненной позиции

  • формирования у обучающихся здорового образа жизни

Распространение        и обобщение                опыта педагогических работников                         в области        снижения фактов                        риска потребления ПАВ и правонарушений         в детско-подростковой

среде

Количество:

проведенных        открытых        уроков, мероприятий

презентаций опыта

Публикаций        в        методических сборниках различного уровня

Список литературы

   1. Битенский В.C. и др. Наркомания подростков. Киев. 1989.

  1. Личко А.В., Битенский В.C. Подростковая наркология. Ленинград.1991.
  2. Белогуров C.Б. Популярно о правонарушениях подростков.  M., Изд-во

«БИНОН», 1999.

  1. Березина C.В. и др. Пути и методы предупреждения подросткового и юношеского алкоголизма и наркомании, Самара, 1999.
  2. Васильева Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных Заведений. – M.: Издательский центр

«Академия», 2002.

  1. Гончарова Н. M. Особенности воспитательной работы с «проблемными учащимися: планирование, мониторинг развития учащихся, разработки занятий с педагогами. Волгоград, 2007.
  2. Личко А.В., Битенский В.C. Подростковая наркология. Ленинград,1991.
  3. Личко А.В., Битенский В.C. Подростковая наркология. Ленинград,1991.
  4. Личко А.В., Битенский В.C. Подростковая наркология. Ленинград,1991.
  5. Ляпина E. Ю.        Профилактика социально        опасного        поведения школьников: система работы образовательных учреждений. Волгоград,2007.

Приложение 1

(анкетирование, тестирование)

Примеры методик

по реализации проекта «Дороги, которые мы выбираем»

Анкета для обучающихся (5-11кл.) с целью выявления их отношений к употреблению токсических веществ, здоровому образу жизни

Инструкция: Предложенная анкета не является «тестом», в ней нет «хороших» и «плохих» ответов. Важно, чтобы Вы выразили свое личное мнение. Вам предлагается ряд вопросов. Тот ответ, который Вы считаете наиболее приемлемым для себя, нужно подчеркнуть. Заранее благодарим вас за участие.

АНКEТА

  1. Что такое, на Ваш взгляд, «Здоровый образ жизни»? а) не пить, б) не курить, в) заниматься спортом,

б) не употреблять наркотики, д) полноценно питаться

  1. Считаете        ли        Вы        для        себя        необходимым        придерживаться        принципов здорового образа жизни?

а) да, частично, в) эта проблема меня пока не волнует, г) нет;

  1. Есть ли среди Ваших знакомых людей, употребляющие наркотические вещества?

а) да, б) нет;

  1. Если бы вы узнали, что Ваш друг (подруга) употребляет наркотики Вы: а) немедленно прекратили с ним (с ней) отношения,

б) продолжали бы дружить, не обращая внимания; в) постарались бы помочь излечиться;

г) попросили бы дать попробовать.

  1. Пробовали ли Вы наркотики? Какие?

  1. Хотели бы Вы попробовать наркотическое вещество? Какое?

  1. Наркотик стоит попробовать:

а) чтобы придать себе смелость и уверенность; б) чтобы легче общаться с другими людьми;

в) чтобы испытать чувство эйфории; г) из любопытства;

д) чтобы не быть «мокрой курицей» в компании друзей;

е) чтобы показать свою независимость родителям и учителям; ж) не стоит пробовать в любом случае.

  1. Талантливые        люди        принимают        наркотики,        чтобы        получить        приток вдохновения:

а) да, б) нет

  1. Наркотик делает человека свободным:

а) да, б) нет;

  1. Наркотик избавляет от обыденности жизни:

а) да, б) нет;

  1. Наркотики дают ни с чем не сравнимое ощущение удовольствия: а) да, б) нет;
  2. Наркотики бывают «легкими» и «тяжелыми»?

а) да, б) нет;

  1. Если наркотики не вводить в вену, привыкания не будет? а) да, б) нет;
  2. От очередного употребления наркотика всегда можно отказаться: а) да, б) нет; В) если есть сила воли, то да.
  3. Наркоманами становятся только слабые и безвольные: а) да, б) нет.
  4. Если бросать, то лучше бросать:

а) постепенно, б) сразу, в) бросить невозможно.

  1. В наше время существуют эффективные методы лечения наркомании, которые позволяют человеку снова вернуться к нормальной жизни, стать полноценным членом общества:

а) да, б) нет.

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!

Анализ результатов:

  1. Подростки, ответившие положительно на вопрос 5, вероятнее всего имеют опыт употребления наркотических веществ.
  2. Для подростков, выбравших вариант г вопроса 4 и вариант, а, б, в, г вопроса 6 характерно позитивное отношение к употреблению наркотиков.
  3. Подростки, ответившие отрицательно на вопрос 6 и вариант ж вопроса 7 имеют четко сформированное негативное отношение к употреблению наркотиков, положительные ответы на вопросы 9-17 свидетельствуют о недостаточной информированности подростков по проблеме наркомании. Об этом также говорит и крайне негативная позиция в отношении людей, страдающих наркотической зависимостью (выбор варианта, а вопроса 4) недооценка масштабов наркомании, низкая значимость здоровья (выбор варианта г, д вопроса 2) и отсутствие комплексного подхода к вопросам здоровья и здорового образа жизни в целом.

Тест «ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ…»

Обведите ваш вариант ответа на приведенные ниже вопросы.

  1. Насколько вы активны? Как часто занимаетесь физическими упражнениями? а) четыре раза в неделю;

б) два-три раза в неделю; в) раз в неделю;

г) менее одного раза в неделю.

  1. Какое расстояние вы проходите пешком в течение дня? а) более четырех километров;

б) около трех-четырех километров; в) менее полутора километров;

г) менее700метров.

  1. Отправляясь в училище или по магазинам, вы:

а) как правило, идете пешком; б) часть пути идете пешком;

в) иногда идете пешком, а иногда едете на транспорте; г) всегда добираетесь на транспорте.

  1. Если перед вами стоит выбор: идти по лестнице или ехать на лифте, вы:

а) всегда поднимаетесь по лестнице?

б) поднимаетесь по лестнице, за исключением тех случаев, когда у вас в руках тяжести?

в) иногда поднимаетесь по лестнице? г) всегда пользуетесь лифтом?

  1. По выходным вы:

а) по несколько часов можете работать по дому, или в саду?

б) как правило, целый день проводите в движении, но в течение дня не занимаетесь никаким физическим трудом?

в) совершаете несколько коротких прогулок?

г) большую часть выходных читаете, или смотрите телевизор?

Подсчитайте очки за ответы из расчета: а) 4 очка, б) 3 очка, в) 2 очка, г)1 очко.

Интерпретация результатов:

18 очков и больше: Вы очень активны и вполне здоровы физически.

12-18 очков: Вы в достаточной степени активны и придерживаетесь разумного подхода к вопросам сохранения физической формы.

8 очков и меньше. Вы ленивы и пассивны, физические упражнения вам просто необходимы.

Тест «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни и производительно работать?» А. Яссингера

Цель – диагностировать степень умения юношей и девушек вести здоровый образа ответа под соответствующим порядковым номером вопроса».

Текст опросника.

  1. Если утром вам надо встать пораньше, вы:

а) Заводите будильник;

б) доверяете внутреннему голосу; в) полагаетесь на случай.

  1. Проснувшись утром, вы:

а) сразу вскакиваете с постели и принимаетесь за дела;

б) встаете, не спеша, делаете легкую гимнастику и только потом начинаете собираться на работу;

в) увидев, что у вас в запасе еще несколько минут, продолжаете нежиться под одеялом.

  1. Из чего состоит ваш обычный завтрак:

а) из кофе или чая с бутербродами; б) из мясного блюда и кофе или чая;

в) вы, вообще, не завтракаете дома, а предпочитаете более плотный завтрак часов в десять.

  1. Какой вариант распорядка рабочего дня вы бы предпочли:

а) необходимость точного прихода на работу в одно и то же время; б) приход в диапазоне 30 минут;

в) гибкий график.

  1. Вы предпочли бы, чтобы продолжительность обеденного перерыва давала возможность:

а) успеть поесть в столовой;

б) поесть, не торопясь и еще спокойно выпить чашку кофе;

в) поесть, не торопясь и еще немного отдохнуть.

  1. Как часто в суете дел и обязанностей у вас выдается возможность немножко пошутить и посмеяться с друзьями:

а) каждый день; б) иногда;

в) редко.

  1. Если в учебном заведении или на работе вы оказываетесь вовлеченным в конфликтную ситуацию, как вы пытаетесь разрешить ее:

а) долгими дискуссиями, в которых упорно отстаиваете свою позицию; б) флегматичным отстранением от споров;

в) ясным изложением своей позиции и отказом от дальнейших споров.

  1. Надолго ли вы обычно задерживаетесь в учебном заведении или на работе после окончания рабочего дня:

а) не более чем на 20 минут; б) до 1 часа;

в) более 1 часа.

  1. Чему вы обычно посвящаете свое свободное время: а) встречам с друзьями, общественной работе;

б) хобби;

в) домашним делам.

  1. Что означает для вас встреча с друзьями и прием гостей: а) возможность встряхнуться и отвлечься от забот;

б) потерю времени и денег; в) неизбежное зло.

  1. Когда вы ложитесь спать:

а) всегда примерно в одно и то же время; б) по настроению;

в) по окончании всех дел.

  1. Как бы вы использовали свой отпуск:

а) весь сразу;

б) часть летом, а часть - зимой;

в) по два-три дня, когда накопится много домашних дел.

  1. Какое место занимает спорт в вашей жизни:

а) ограничиваетесь ролью болельщика; б) делаете зарядку на свежем воздухе;

в) находите повседневную рабочую и домашнюю физическую нагрузку вполне достаточной.

  1. За последние 14 дней, вы, хотя бы раз:

а) танцевали;

б) занимались физическим трудом или спортом; в) прошли пешком не менее 4 км.

  1. Как вы проводите летний отпуск:

жизни (модификация О.Б. Поляковой и M.Н. Паюшиной).

Инструкция: «Вашему вниманию предлагается ряд утверждений и вопросов, из которых Вам необходимо выбрать утверждение, а также вариант ответа на вопрос, под буквой «а», «б» или «в», которое наиболее характерно для Вас. Затем букву выбранного Вами утверждения или ответа занесите в предлагаемый Вам бланк.

Приложение 2

(тематические беседы, классные часы)

Профилактическая работа со школьниками: Тематика бесед с обучающимися:

  1. класс:

  1. Если ты один дома.
  2. Общение на улице с незнакомыми людьми.

  1. класс:

  1. Как не стать жертвой преступления.
  2. Незнакомые подозрительные предметы на улице.

  1. класс:

  1. C какого возраста наступает ответственность несовершеннолетнего.
  2. Пребывание школьника на улице в вечернее время.

  1. класс:

  1. Ответственность несовершеннолетнего за кражи и мелкие хищения.
  2. Правила поведения с незнакомыми людьми.

  1. класс:

  1. Мелкое хулиганство, ответственность.
  2. Ответственность за непосещение школы, пропуски уроков без уважительных причин.
  3. Драка, нецензурные выражения – наказуемые деяния.

  1. класс:

  1. Способность        несовершеннолетнего        осуществлять        свои        права        и        нести ответственность.
  2. Ответственность за нарушение правил поведения в школе и на уроке.
  3. Цивилизованно решаем конфликты.

  1. класс:

  1. Уголовная ответственность несовершеннолетнего.
  2. Ответственность за порчу имущества.
  3. Время пребывания на улице в вечерние часы подростков.

  1. класс:

  1. Административная ответственность несовершеннолетнего.
  2. Материальная ответственность подростка.
  3. Ответственность за прием ПАВ.

9-11 класс:

  1. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения в сфере общественной нравственности.
  2. Посещение дискотек и правопорядок.
  3. «Неформалы – кто они?».

Тематика бесед пo правовому всеобучу:

5 класс:

Права и обязанности школьника.

6 класс:

Правила учащихся школы.

7 класс:

Устав школы.

8 класс:

Я – гражданин России.

9-11 класс:

Конвенция ООH о правах ребёнка.

Тематика бесед пo профилактике употребления психoакmивных веществ:

  1. класс:

  1. Определение здорового образа жизни.
  2. Состав табачного дыма и его влияние на организм человека.

  1. класс:

  1. Влияние алкоголя на организм человека.
  2. Наркотики, психоактивные вещества и последствия их употребления.

  1. класс:

  1. Последствия употребления ПАВ.
  2. Сумею ли я отказаться …
  1. класс:

  1. Иногда достаточно одной рюмки.
  2. Как избавится от стресса, не прибегая к наркотику.
  3. Что сейчас модно: курение или Здоровый образ жизни?

  1. -11 класс:

  1. Современные требования к профессионалу. Кто нужен работодателю?
  2. Как контролировать своë эмоционально состояние?
  3. Роль силы воли в отказе от употребления ПАВ.

Тематика классных часов по профориентации

  1. класс:
  1. Что такое профессия? Как появились профессии?
  2. Сколько существует профессий?
  3. Как связаны между собой профессии и увлечения.

  1. класс:

  1. Где можно почитать и посмотреть о профессиях?
  2. Память, внимание и профессиональная успешность.
  3. Многообразие мира профессий.

9-11 класс:

  1. Формирование образа «Я» и проблема выбора профессии.
  2. Как ориентироваться в мире профессий.
  3. Какие ошибки совершают люди при выборе профессии?
  4. Условия выбора профессии. Что значит выбрать себе профессию?

Тематика классных часов

по профилактике употребления алкоголя

  1. «Напитки: полезные и вредные для здоровья» (4класс.)

  1. Классные часы с просмотром фильмов «Чижик-Пыжик. Пьющие дети» (5класс)

  1. «Детки в пивной клетке» (6 класс.)

  1. «Давайте выпьем или алкоголь по-научному» (7класс)

  1. «Алкоголь и женщина» (8 класс)

  1. Диспут «Влияет ли алкоголизм на будущее?» (9 класс)

  1. Тренинг «Как противостоять групповому давлению и не употреблять психоактивные вещества» (10 класс)

  1. «Алкоголь и преступления» (11класс)

Тематика классных часов

по профилактике табакокурения

«Почему важно быть здоровым» (1класс)

«Умей организовать свой досуг» (2класс)

«Злой волшебник табак» (3 класс)

«Невидимые враги человека, которые мешают ему жить» (4 класс)

«Безвредного табака не бывает» (5 класс) Ролевая игра «Я против курения» (6 класс)

«Женщина и табак» (7 класс)

«Курильщик – сам себе «могильщик» (8 класс)

«Как бросить курить» (9-10 классы)

                                               

                                                     Тематика классных часов

по профилактике употребления наркотиков

«Прекрасное слово - жизнь!» 4 класс.

«Первая проба наркотика - начало полета, в конце которого – падение» 5класс

 Семинар-тренинг «Сумей сказать нет!» - 6 класс.

«Наркотики: употребление, злоупотребление, болезнь» 7 класс.

Тренинг «Профилактика наркомании в подростковой среде» 8 класс.

Круглый стол «Если друг оказался вдруг...» 9 класс.

Семинар - тренинг «Наркомания» 10 класс.

Семинар-тренинг «Моё решение» 11класс.

Тематика классных часов

по профилактике социально значимых инфекций (ВИЧ/СПИД)

СПИД/ВИЧ - мультфильм «История и гипотезы» 4 класс

Остров СПИД (5) - с просмотром видеофильма – 5 класс

В пределах Аута - с просмотром видеофильма – 7  

ВИЧ, СПИД, другие болезни поведения - 9 класс

Беседа «Они умерли от СПИДа» - 10 класс.

Император СПИД (11) - с просмотром видеофильма

                       Приложение 3

(родительские собрания)

Тематика родительских собраний по профилактике употребления ПАВ

«Роль семьи в формировании здорового образа жизни» - 1класс.

«Меры профилактики формирования компьютерной и гаджет-зависимости у ребенка» - 2 класс.

«Свободное время - для души и с пользой» - 3 класс.

«Вредные привычки - профилактика в раннем возрасте»- 4 класс. Просмотр и обсуждение фильма «Чижик-Пыжик. Пьющие дети» - 5класс.

«Спасем детей от дыма сигарет» - 6 класс

Тематическая        беседа        «Как        определить,        что        ребенок        начал употреблять наркотики?» - 7 класс.

«Как помочь ребенку сказать «нет» алкоголю и наркотикам» - 8 класс.

Беседа «Что делать, если вы подозреваете, что ваш ребенок употребляет наркотики?» - 9 класс.

«Подросток в мире вредных привычек» - 10 класс. Родительский всеобуч «СПИД- проблема XXI века» 11класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Дороги, которые мы выбираем…"

Ни я, ни кто другой не можетПройти эту дорогу за вас,Вы должны пройти ее сами.                      Уолт Уитмен...

Вики-проект "Дороги,которые мы выбираем" для 9 класса

Для эффективной работы по английскому языку учителя могут использовать ИКТ.Создание проекта трудоемкое дело, поэтому хочу поделиться опытом работы над стартовой презентацией, созданной учителями на ку...

Вики-проект "Дороги,которые мы выбираем" для 9 класса

Этот продукт  -двуязычный коммуникативный проект- создан учителями английского языка на курсах Intel- обучение для будущего. Так как создание проекта дело трудоемкое,хочется поделиться стартовой ...

Классный час "Пути, которые мы выбираем"

Классный час для 9 класса о нравственных ценностях, путях выбора жизненного пути подростков с использованием фрагментов беседы с патриархом  Алексием II....

Сценарий классного часа по теме "Дороги, которые мы выбираем" (материал подходит для проведения урока мужества)

Классный час по этому сценарию проводился во время  Публичного отчёта школы в рамках проекта "Созвездие воинской славы": "Памями Дмитрия Рябинкина посвящается" в 2008году...

Классный час "Дорога, которую мы выбираем"

Открытый классный час в 9б классе в рамках районного конкурса «Самый классный классный» - январь 2012 года...

Классный час для 11 класса "Профессии, которые мы выбираем"

Цели: познакомить учащихся с приоритетами интересов в получении профессий; формировать у старшеклассников культуру понимания выбора профессии....