Организация подготовки к ГИА по русскому языку (из опыта работы)
опыты и эксперименты
Организация подготовки к ГИА по русскому языку
(из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_gia.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кромского района Орловской области
«Кривчиковская средняя общеобразовательная школа»
Организация подготовки к ГИА по русскому языку
(из опыта работы)
Подготовила выступление
учитель русского языка и литературы
Головкова Ольга Николаевна
с.Кривчиково
Знание только тогда становится знанием,
когда оно приобретено усилиями своей
мысли, а не памятью.
Л.Н.Толстой.
Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат.
В настоящее время педагогическое сообщество накопило определенный опыт проведения и подготовки к ОГЭ. Процесс этот трудоёмкий. Для успешной сдачи экзамена по русскому языку в новой форме недостаточно грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена.
Анализ работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации, проверяют все виды компетенций:
- лингвистическую;
- языковую;
- коммуникативную.
У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.
Из своего опыта я могу выделить следующие направления работы предметной подготовки учащихся к ОГЭ:
- развитие мотивации и целеполагания;
- формирование умения решать задания разного уровня;
- развитие самоконтроля;
- формирование уверенности и положительной самооценки;
Для себя я определила следующие задачи:
- вести постоянную психологическую работу с учащимися, поскольку даже отлично подготовленный в плане ЗУН ученик может показать недостаточно высокий результат, например, по причине тревожности, связанной с самой процедурой ОГЭ;
- правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;
- организовать системную продуманную работу с 5 по 9 класс в основной школе обучения предмету;
- работать в тесном контакте с родителями.
Подготовка к сдаче ОГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по русскому языку и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки.
Все эти направления и задачи тесно взаимосвязаны между собой и отсутствие хотя бы одного из них не может привести к положительному результату.
Чтобы решить перечисленные задачи, я начинаю вплотную подготовку к экзамену в 8 классе, т.е. 9 класс я начала готовить с 1 сентября прошлого учебного года.
Активно использую ИКТ (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет - ресурсы), которые эффективно помогают ученикам в подготовке как к урокам, так и к экзамену.
Применение новых ИТ позволяет разнообразить и комбинировать методы и средства работы по подготовке к итоговой аттестации учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения.
Я рекомендую учащимся и их родителям прежде всего официальные сайты ГИА-9, ФИПИ, «По уши в ГИА(ОГЭ) и ЕГЭ».
Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе. На уроке на пояснение каждой темы уходит 10- 15 минут, остальное время уделяю решению ключевых задач, таким образом, базовый уровень получает весь класс, затем перехожу к дифференцированному обучению.
Для этого использую дополнительный дидактический материал из КИМов ОГЭ-2019. Решив задания, учащиеся отмечают правильно выполненные, а те задания, с которыми они не смогли справиться, выполняем совместно, проговаривая алгоритм действия, что способствует лучшему усвоению темы.
Первым заданием ОГЭ по русскому языку является написание сжатого изложения.
Обучение написанию сжатого изложения начинаю с 5 класса, но более тщательная системная работа начинается в 8 классе. Сначала учимся выделять в тексте микротемы. Второй этап – отработка навыков сокращения текста тремя способами. Использую презентацию Егораевой, автора пособий по подготовке к ОГЭ по русскому языку. Оставляю презентацию на рабочем столе компьютера, и ученики имеют возможность скопировать ее на свои информационные носители и применять на практике.
За два учебных года мы написали не менее 10 сжатых изложений.
Подобная работа учит ребят слушать и слышать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст.
Второе задание в экзаменационной работе – это тест.
Использую тестовые технологии в разных классах с 5 по 11 на этапах изучения нового материала, закрепления, систематизации, обобщения и проверки знаний.
Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на понимание текста.
Учащимися приобретаются пособия, в которых тестовый материал не просто помогает проверить усвоение знаний по определенной теме, но и сформулирован в формате ОГЭ.
Так, учащиеся 9 класса используют пособия «Русский язык. ОГЭ-2019» , Н.А.Сенина, издательство «Легион», М.;
Третий вид задания в экзаменационной работе – сочинение –рассуждение.
Умение создавать собственное высказывание на заданную тему оказывается востребованным не только на экзамене в 9 классе, но и на ЕГЭ в 11классе. Более того, культура доказательного аргументированного рассуждения является показателем общей культуры человека.
Написание сочинения-рассуждения – это, пожалуй, одно из самых сложных заданий. Для того чтобы учащиеся осознанно выполняли задание, а результаты работы были бы очевидными для моих учеников и для меня, выстраиваю систему обучения написанию сочинения – рассуждения.
Подготовку девятиклассников провожу систематически, целенаправленно, в несколько этапов. Я стремлюсь к тому, чтобы каждый из учеников на экзамене чувствовал себя уверенно и успешно справился с этим видом работы.
В 15 задании дано на выбор: или сочинение на лингвистическую тему, или сочинение-рассуждение по цитате из текста, или сочинение-рассуждение на морально-этическую тему, с собственным формулированием тезиса. К середине 9 класса обучающиеся научились писать каждое из трех сочинений. Ребята справляются с ним неплохо, набирают достаточное количество баллов.
Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к ОГЭ по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний. Каждый педагог, творчески подходящий к процессу обучения, вырабатывает свою систему работы с учащимися по подготовке учащихся к ОГЭ, но всех нас объединяет одно: необходим результат.
И это не только успешная сдача выпускниками экзамена по русскому языку, но и воспитание личности, уважительно относящейся к родному языку, владеющей письменной и устной речью, личности компетентной. И, как мне кажется, самое главное в любой методике, в любой работе – это желание, осознание важности такой работы самим учащимся и кропотливая деятельность вместе с учителем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....
Использование информационно-коммуникативных технологий в подготовке к Единому государственному экзамену по русскому языку (из опыта работы)
Опыт работы с компьютером, наблюдения и знакомство с разнообразными программными продуктами привели к выводу: компьютер может помочь учителю сделать урок динамичным и результативным, но именно учитель...
Тестовые технологии на уроках русского языка (из опыта работы)
Тестовые технологии на уроках русского языка как форма текущего контроля знаний учащихся и подготовки к ГИА и ЕГЭ ...
Работа с одаренными детьми на уроках русского языка (из опыта работы)
Статья об эффективности индивидуальной работы с учащимися, имеющими незаурядные способности, цель которой - творческое и интеллектуальное развитие ребе...
Презентация "Работа с текстом на уроках русского языка"( Из опыта работы)
Презентация "Работа с текстом на уроках русского языка" является обобщением опыта учителя по данной теме. Преподаватель называет основные тенденции изучения русского языка, объясняет, зачем текст на у...
Организация работы в группах на уроках литературы и русского языка (из опыта работы).
Знакомство с некоторыми нестандартными формами и приемами организации групповой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы. Способствовать внедрению групповых форм работы на уроках ру...