Дидактические игры по декоративно – прикладному искусству
методическая разработка

Камянчина Анастасия Леонидовна

Дидактические игры по декоративно – прикладному искусству

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx14.9 КБ
Файл didakticheskie_igry2.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по декоративно – прикладному искусству 

ЦЕЛЬ: Формировать знания детей о видах художественных промыслов России. Закреплять умение различать их по элементам и правильно называть. Развивать внимание, логическое мышление. Воспитывать чувство гордости за родной край, край умельцев и мастеров.

«Назови правильно»

Цель. Закреплять знания детей о народных художественных росписях и их признаках. Умение найти нужный промысел среди других. Обосновать свой выбор.

2. «Угадай какая роспись»

Цель: Учить узнавать роспись по загадке. Называть элементы росписи. Находить картинку соответствующую отгадке. Воспитывать гордость за народных умельцев.

Сине-голубые

Розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре –

Синяя купель.

Это называется

Просто роспись… (гжель).

***

Коль на досточке девица, иль удалый молодец

Чудо конь, и чудо птица, это значит (городец)

Золотой цвет, черный, красный –

В росписи других нет красок.

В птицах и цветах посуда,

В землянике чаши, блюда.

Узнали роспись детвора?

Конечно это (Хохлома)

***

Чудо всем на удивленье –

Расписные медвежата,

Барыни, коньки утята,

Расписные даже хрюшки,

Царство… (дымковской игрушки)

***

Подходите, посмотрите,

На металле яркий цвет.

Сочный праздничный букет,

Эй, не зевай, прямо перед носом,

Дивные подносы.

Красок разноцветье, о весне, о лете. (Жостово

***

Словно солнышко горят,

В руках приятно подержать

Игрушки разрисованы

Они из (филимоново)

3. «Подбери узор к картине» (интерактивная игра)

Цель. Формировать знания о видах и элементах различных промыслов. Учить вносить в картину недостающие элементы. Развивать внимание, логическое мышление.

По каждой росписи 2 картинки. На одной картине есть элемент, который принадлежит этой росписи, но лишний для этой картинки, Пустые места обозначены цифрами, и дети ищут соответствующий цифре элемент. Если элемент поставлен неправильно, звучит автомобильный гудок.



Предварительный просмотр:

Дидактическая игра: «Найди лишнее»

         

  Дидактические задачи: Учить находить предметы определенного промысла среди предложенных; развивать внимание, наблюдательность, речь-доказательство; развивать мышление, эстетическое восприятие; воспитывать любовь и уважение к народным мастерам

Руководство: Выставляются 4-5 предметов. Следует найти лишний и объяснить почему, к какому предмету относится, что ему свойственно.

Дидактическая игра:  «Что изменилось»

Дидактические задачи: закрепить представление о какой-либо росписи; развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции; учить анализировать, находить отличия в узорах разных предметов и уметь объяснять.

Руководство: Воспитатель ставит перед детьми пять предметов, (карточек с изображением) различных росписей. Внимательно рассмотрев их, запомнив расположение, дети отворачиваются. Воспитатель меняет предметы (карточки) местами или убирает какой-либо. Дети должны угадать что изменилось.

Дидактическая игра:  «Художественный салон»

Дидактические задачи: учить устно, описывать выбранный предмет; развивать сосредоточенность, речь-описание

Руководство: Предметы выставлены на стеллажах. Выбирается продавец. Остальные – покупатели. Они выбирают предмет покупки и точно описывают его продавцу.

Дидактическая игра: «Тайна  волшебных колпачков»

 Дидактические задачи: закрепить знания детей об известных им видах декоративно – прикладного искусства; учить рассказывать о предмете, который обнаружен; развивать речь, мышление, внимания; воспитывать любовь и уважение к народным мастерам

  Руководство: Узнать, что под колпачком («раскрыть тайну» ), и получить поощрительный значок, в котором заключена оценка правильности решения задач.

Дидактическая игра: «Составь матрешку»

       

Дидактические задачи: закрепить знания детей о русской матрешке; учить сравнивать предметы один с другим; различать цветовые элементы росписи

Руководство: Найти соответственную половинку матрешки

Ход игры: На стол выставляются нижние половинки матрешек, а дети, держа верхние половинки, сравнивают по цвету, размеру, нужные соединяют. Кто быстрее восставил, тот и выиграл.

Дидактическая игра: «Угадай игрушку»

Дидактические задачи: закрепить знания детей о трех видах игрушки; учить группировать, обобщать, анализировать; развивать мышление, эстетическое восприятие; воспитывать любовь и уважение к народным мастерам

Руководство: 1.Предложить детям выбрать картинки с изображением (дымковской, каргопольской, филимоновской) игрушек.

2.Предложить разложить картинки на три группы по видам.

        

        Дидактическая игра: Лото «Подбери узор к игрушке»

Дидактические задачи: учить детей правильно находить элементы дымковской росписи и подбирать их для нарядов; исключить лишнее не характерное для данной игрушки.

Руководство: Разложить фишки так, чтобы они соответствовали наряду определенной игрушки.

Дидактическая игра: «Как мы знаем народные промыслы»

 

Дидактические задачи: Дать оценку знаниям детей о народных промыслах.

Руководство: Ребенок закрывает глаза и пальчиком непроизвольно указывает на картинку, открыв глаза, называет вид игрушки, из каково материала сделана, описывает, называет цвет, форму.

        

Дидактическая игра: «Составь картинку»

(В игре участвует подгруппа из двух-четырех детей)

Дидактические задачи: уметь составлять целое изображение из частей; уточнить представление о народных игрушках, их особенностях.

Материал: Конверты с разрезными картинками.

Руководство: Взрослый раздает подгруппе детей конверты с разрезными картинками и дает задание собрать целое изображение. Проигрывают ребята, не сумевшие выполнить задание. При выигрыше ребенку предлагается (по его желанию) другой конверт с новыми разрезными картинками.

Дидактическая игра: «Узнай по силуэту»

Дидактические задачи: закрепить знания детей о народной игрушке, о трех ее видах (дымковской, филимоновской, каргопольской); учить узнавать игрушки по силуэту; развивать внимание, воспитывать любовь к народным игрушкам.

Руководство: Узнать игрушку по силуэту, и подобрать фишки с соответствующим элементами.

                                   

                                         Дидактическая игра: «Найди вторую половину»

Дидактические задачи: Упражнять в умении замечать и называть различное в цвете, узоре, форме; развивать цветовое восприятие формы, узора, цвета.

Руководство: 1.Учить правильно, составлять узор. 2.Подбирать половинки узора так, чтобы изображение носило цельный характер.    

Дидактическая игра: «Собери сервиз из Гжели»

Дидактические задачи: закрепить знания детей о гжельской росписи; уметь составлять целое изображение из частей; развивать внимание, наблюдательность, речь; воспитывать любовь к народным  промыслам

Руководство: Собрать из частей мозаики целое изображение – Гжельский сервиз. Выразить свое отношение к полученной картинке.

        

Дидактическая игра: «Волшебные стрелочки»

Дидактические задачи: закрепить знания детей о видах декоративно-прикладного искусства. Дать оценку знаниям детей о народных промыслах.

Руководство: Водящий ставит стрелки часов на картинку с определенным видом народного искусства, а остальные играющие дети должны назвать промысел, из какого материала изготавливают, описать, назвать основные цвета, элементы узора и образы, характерные для данного вида.

        

        Дидактическая игра: «Разложи картинки»        

Дидактическая задача: различать и называть образцы изделий русского декоративно-прикладного искусства, определять материалы, из которых они сделаны; классифицировать в зависимости от принадлежности к русским промыслам.                                                                                                       

Материал: 2 бумажные объемные куклы-девочки (выполненные на основе бумажных конусов) в русской и белорусской национальной одежде; набор карточек с изображением изделий белорусских и русских мастеров (20-26 штук): глиняные игрушки, матрешки, шкатулки, деревянные ложки, декоративные тарелки, куклы из соломы и льна, вышитые изделия и др.

Первый вариант (на выявление представлений о декоративно-прикладном искусстве России).                    

В игре принимают участие двое детей. Перед одним из них раскладываются куклы, а другой получает набор карточек. Один ребенок показывает карточку, а второй должен сказать, что на ней изображено и из какого материала сделано, а затем положить карточку возле одной из кукол.         Взрослый фиксирует результат и предлагает детям поменяться ролями. Игра продолжается, в конце педагог подводит ее итог.

Второй вариант (на закрепление и формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве России).                                                                                                                                                                            

 В игре могут принимать участие двое или больше детей. Карточки перемешиваются и раскладываются на столе лицевой стороной вверх. По сигналу (словесному, музыкальному или др.) дети должны быстро подобрать куклам соответствующие предметы. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее справится с заданием.

Третий вариант (на закрепление и формирование знаний, представлений).                                                          

Играют 6-8 детей (2 команды по 2-4 человека). Куклы расставляются на некотором расстоянии одна от другой. Карточки перемешаны и разложены на столе лицевой стороной вниз. Дети из первой команды берут карточку, рассматривают ее и, не показывая, описывают изображенный на ней предмет. Дети из второй команды по описанию должны догадаться, что изображено на карточке, и решить, которой из кукол этот предмет надо отдать. Рассмотренную карточку они кладут возле выбранной ими куклы. Следующую карточку описывают дети из другой команды. После того, как рассмотрены и разложены возле кукол все карточки, детям предлагается все проверить. Выигрывает та команда, дети которой правильно описали карточки и разложили их возле каждой куклы.

Дидактическая игра «Продолжи ряд

Дидактические задачивыявить представления детей о характере белорусского и русского (дымковская и хохломская роспись) узоров, умения в изображении элементов росписи.   Материал: набор карточек (всем участникам по одной), каждая из которых разделена на 3 полосы. В верхней части каждой полосы изображены по два декоративных элемента: на одной - белорусские, на другой - дымковские, на третьей - хохломские; разноцветные карандаши или фломастеры; 2-4 куклы в белорусском и русском костюмах.                                                                

Примечание. При необходимости допускается перед началом упражнения уточнение узоров, к которым принадлежат изображенные на карточках элементы; задание можно усложнить - предложить 2-3 играющим посоревноваться, кто вспомнит и нарисует больше элементов белорусского и русского узоров. При выполнении игрового задания дети должны сидеть так, чтобы не видеть работы друг друга.

Дидактическая игра «Найди такой узор»

Дидактическая задача: узнавать и называть элементы декоративного узора, находить их и фрагменты одинаковых узоров разных предметов. Способствовать активизации имеющихся в опыте детей представлений.                                                                                                                    

Материал7 карточек, на которых изображены образцы узоров с элементами декоративного орнамента; 14 силуэтных изображений предметов, из которых каждые два (разные по форме) имеют одинаковые узоры, соответствующие одному из образцов (рис. 3).

Первый вариант (принимают участие один или несколько детей).                                                                          

На столе раскладываются карточки лицевой стороной вниз. Разрисованные узорами силуэты предметов расставляются на полке стенда лицевой стороной к детям. Ребенку предлагается взять одну из карточек, внимательно рассмотреть на ней узоры и выбрать из расставленных на полке силуэтов предметы, на которых есть такой же узор.

Второй вариант (участвуют несколько детей).                                                                                              

Ребенок выбирает одну из карточек и, не показывая ее остальным детям, описывает узор, изображенный на одной из полосок карточки. Другой (другие) участник(и) игры должен быстро отыскать один или два силуэтных предмета, украшенных описанным узором, и положить карточку рядом с ним.

Третий вариант (участвуют две команды).                                                                                                              

 Карточки расставляются на полках стенда на большом расстоянии одна от другой. Силуэты предметов раздаются поровну каждой команде. Один ребенок из какой-нибудь команды вслух описывает любой из узоров на карточке, дети второй команды должны рассмотреть свои силуэты. Те, у кого оказался такой же узор на предметах, быстро ставят свои силуэты предметов рядом с описанной карточкой.                                                                                                                                                      

 Если все сделано верно, карточку надо повернуть обратной стороной к детям (чтобы они повторно не описывали один и тот же узор). Следующим описывает карточку ребенок из второй ко-манды, и игра проходит в описанном выше порядке до тех пор, пока у детей не закончатся карточки. Выигрывает та команда, дети которой быстрее и правильнее выполнили задание.

Примечание. При организации дидактической игры с элементами соревнования можно отмечать каждый правильный ответ, правильное выполнение задания фишкой и предложить детям в конце игры самим подсчитать их.

Дидактическая игра «Чудо - птица»

Дидактическая задача: формировать знания о белорусском и русском декоративно-прикладном искусстве; группировать силуэтные изображения по принадлежности к белорусскому и русскому узорам.                                                                                                                                                          Материал: 3 силуэта птицы, у каждой разрисовано крыло белорусским, дымковским и хохломским узорами; на месте хвоста контуром обозначены перья (5-6 у каждой птицы); набор перьев, вырезанных из плотной бумаги (15-18 штук) и украшенных теми же узорами, которые украшают крылья каждой птицы.

Первый вариант (задание выполняет один ребенок).                                                                                

Ребенку предлагается вернуть любой из птиц перья хвоста, которые унес злой Ураган, и превратить ее опять в красивую чудо-птицу. Для этого ребенок должен выбрать те перья, которые по узору подходят к ее крылу, и разложить их на хвосте так, чтобы они совпали с формой и величиной нарисованных на хвосте контурных перьев, прокомментировать свой выбор.

Второй вариант (играет небольшая группа детей).                                                                                            

По словесному сигналу «Перышко» каждый из детей начинает выбирать перья для своей птицы и составлять из них хвост. Выигрывает тот, кто правильно подберет по узору перья и быстрее выполнит задание.

Дидактическая игра: «Магазин сувениров»

 Дидактическая задача: узнавать и называть знакомые элементы белорусского и русского узоров; упражнять в классификации предметов, изделий, изображенных на карточках, по принадлежности к белорусскому или русскому декоративно-прикладному искусству.                                         

 Материал: набор карточек с изображением изделий белорусских мастеров, выполненных из традиционных материалов (глина, солома, лен, нитки, дерево и др.)- 10-12 штук; набор карточек с изображением изделий, украшенных дымковской, хохломской и гжельской росписью, - 10-13 штук. Вместо карточек с изображением изделий по возможности следует использовать натуральные предметы; 4 столика, оборудованных в виде подиумов, застланных салфетками, набор кубиков и брусков разной величины - подставки для изделий (или 4 стенда с полочками, если игра будет проводиться с картинками); коробка-посылка с письмом и спрятанными в ней изделиями (или заменяющими их карточками).

Первый вариант                                                                                                                                                           

В этом случае можно уменьшить количество карточек или предметов.                                                        

 Ребенок (несколько детей) получает игровое задание: все изделия надо распределить для 4 витрин, т.е. на 4 группы, а по какому признаку их разделить, он должен догадаться сам. Если ребенок не справляется с заданием, педагог может оказать ребенку необходимую помощь.

Второй вариант (в игре-занятии может принять участие подгруппа детей).                                                    

После распределения изделий (картинок) детей делят на 4 подгруппы и предлагают им принять участие в рекламе изделий магазина сувениров. Каждая подгруппа оформляет свою витрину, используя определенные изделия (карточки), придумывает название витрины, зазывалки, выполняет эмблему, рекламу, используя специально приготовленные материалы (ножницы, бумагу, клей, фломастеры, маркеры, цветную бумагу, вырезки из старых журналов, открытки и др.).

После оформления витрин можно организовать рекламирование изделий с помощью русских песен, плясок, стихов, частушек.

                                                      Дидактическая игра «Бабочки»

Дидактическая задача: стимулировать проявление способности к самостоятельному анализу элементов белорусского и русского узоров и их композиции, дополнять образ недостающими частями по общему признаку - характеру узора.                                                                                          

Материал: 12 бабочек из плотной бумаги или картона, у которых разрисована узором только одна пара крылышек, расположенных с одной стороны; 26 крылышек, 12 из которых украшены такими же узорами, как и крылышки у бабочек; наборы фломастеров или карандашей.

Первый вариант (принимает участие один ребенок или небольшая группа детей).                                Создается игровая ситуация: злая волшебница заколдовала бабочек, и у каждой из них пропал узор на двух крылышках. Бабочкам можно помочь, если среди разложенных на столе крылышек найти такие же, как те, что остались у бабочек, и закрыть ими нераскрашенные части крылышек.

Второй вариант (принимают участие несколько детей).                                                                                      

Детям раздается по 2-3 бабочки каждому. Вводятся элементы соревнования: кто быстрее найдет крылышки своим бабочкам. Выигрывает тот, кто сделает это правильно и быстро.

Примечание. После игры целесообразно раздать бабочек и предложить дорисовать узор на крылышках, повторив узор, изображенный на одной из половинок бабочки.

Дидактическая игра «Кто больше?»

Дидактическая задача: находить сходство и различие в несложных декоративных композициях, включающих элементы белорусского и русского узоров, упражнять в их воссоздании.                  

 Материал: 6-8 карточек с нарисованными в цвете декоративными композициями. На одной половине карточек изображены узоры, включающие элементы белорусского орнамента, на остальных карточках - узоры, включающие элементы русского узора (дымковская и хохломская росписи); листочки бумаги, наборы фломастеров или цветных карандашей.

Первый вариант (дети могут сидеть рядом).                                                                                      

Показываются две карточки с равными по композиции белорусскими узорами. Дети по очереди называют отличия узоров, затем их сходство (по использованию элементов, по их расположению, цвету и др.). Выигрывает тот, кто последним назовет какой-либо признак отличия или сходства.

Второй вариант (участвуют 2-4 детей).                                                                                                    

Каждому из детей дается по две карточки с вариативными узорами, включающими одинаковые и разные элементы. У одного ребенка на обеих карточках должен быть только белорусский или только русский узор. Предлагается рассмотреть свои карточки и нарисовать на листочках бумаги все элементы узора, которые не повторяются на карточках (или, наоборот, изобразить только те элементы, которые повторяются на двух карточках у ребенка).

                                      Дидактическая игра «Запомни народные промыслы»
                                                                                                                                                                           Дидактическая задача: приобщение дошкольников к видам народных промыслов, формирование внимания и памяти.                                                                                                                                                Ход игры. Необходимо 12 пар одинаковых карточек, которые перед началом игры ведущий перемешивает и выкладывает «рубашкой» вверх. Дети по очереди открывают по 2 карточки. Если обе карточки совпадают, то ребенок забирает их себе. Если одна из карточек не совпадает, то ребенок кладет обе карточки на прежнее место «рубашкой» вверх и право хода переходит к следующему участнику. Выигрывает тот, у кого в результате игры будет больше всех карточек.

                                            Дидактическая игра «Сосчитай предметы»
                                                                                                                                                                  Дидактическая задача:
 узнавание народных росписей по характерным признакам; согласование существительных и прилагательных с числительными; формирование восприятия, внимания и долговременной памяти.
Ход игры
:  Игрок получает карточку с изображенными предметами, считает их и называет вид росписи. Например, у меня три хохломские ложки и т.д. ; за правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает ребенок, у кого в конце игры больше всех фишек.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»
                                                                                                                                                                       Дидактическая задача:
 закрепление умения находить предметы различных народных промыслов, развитие восприятия, внимания, памяти, уметь доказывать свою точку зрения.
Материал: Карточки с изображением четырех предметов, выполненные различными народными росписями.                                                                                                                                            Руководство:
 Игроки внимательно рассматривают свои предметы, изображенные на карточках, находят лишний предмет и поясняют, почему он лишний, что характерно для этого вида росписи.

                               Дидактическая игра «Лото – народные промыслы»
                                                                                                                                                                           Дидактическая задача: узнавание народных росписей по характерным признакам (гжельская, городецкая, хохломская); формирование внимания, быстроты реакции.
Материал.
 Набор карточек (большие и маленькие) с изображением различных предметов с разными росписями (гжель, хохлома, городец) в произвольном порядке.
Ход игры.
 Раздаются по одной карте, на которой изображены различные предметы с росписями. Ведущий использует маленькие карточки с предметами с различными росписями. Побеждает тот игрок, кто первый заполнит свою карточку.

Дидактическая игра «Где расположен предмет с гжельской (дымковской, хохломской) росписью?»

Дидактическая задача: узнавание народных росписей по характерным признакам (гжельская, городецкая, дымковская, хохломская), формирование внимания и логического мышления.
Ход игры.
 Назвать, где расположен предмет с названной росписью (дымка, городец, хохлома, гжель).
Вариант:
 закрыть предмет с этой росписью фишкою. Выигрывает тот, у кого все картинки закрыты фишками.

                                      Дидактическая игра «Назови, что изменилось»
                                                                                                                                                                 Дидактическая задачаузнавание народных росписей по характерным признакам (гжельская, городецкая, дымковская, хохломская) и развитие наблюдательности, долговременной памяти и быстроты реакции, умение объяснять изменения на рисунке.
Материал.
 Предметы разных промыслов.
Игровые правила.
 Ребенок, который первым заметил что изменилось на картинке, поднимает руку и поясняет свой ответ. За правильный ответ он получает фишку.
Ход игры. На рисунке 5 различных предметов с росписями. Ведущий показывает вторую картинку, где нет какого-либо предмета. Задача играющих догадаться, какого предмета нет на картинке и пояснить ответ.
Вариант.
 Предметы можно менять местами.

                                              Дидактическая игра «Найди вышивку»
                                                                                                                                                                                         Дидактическая задача: закрепление знаний о разнообразных вышивках (русская, украинская, молдавская), формирование внимания и логического мышления.
Ход игры. Необходимо заполнить все игровое поле разными картинками так, чтобы в каждом столбце, в каждой строке и в каждом квадрате 3x3 клетки картинки не повторялись.

Дидактическая игра «Парные картинки»

Дидактическая задача : Закрепление знаний о русских народных промыслах; развитие внимания и памяти.                                                                                                                                                              Руководство. Подберите по две картинки, которые изображают изделия каждого из представленных в игре народных промыслов - всего 14 карточек. Перемешайте картинки на столе, затем предложите ребенку подобрать пары похожих картинок. Когда пары подобраны, попросите вспомнить и назвать народные промыслы, изделия которых изображены на картинках. В такой игре можно играть с несколькими детьми – в этом случае подготавливаются несколько наборов пар картинок и побеждает тот, кто первым рассортирует свои картинки на пары.

Дидактическая игра  «Мемори»

Дидактическая задача Закрепление знаний о русских народных промыслах; развитие внимания и памяти.                                                                                                                                                                       Материалы. Подготовьте для игры маленькие карточки: сколько игроков - столько наборов карточек, перемешайте карточки и разложите на столе «рубашками» вверх, чтобы спрятать изображение (так же можно играть на полу, расположившись вокруг карточек в кружок). Взрослый объясняет детям суть игры и выдает по одной карточке-образцу (можно в качестве задания дать название промысла, но это сложнее).                                                                    

Руководство. Каждый из вас должен собрать свои картинки - всего 4 (или 5, 6, 7, 8), все изображения на которых относятся к одному из народных промыслов.  Чтобы собрать карточки, можно по очереди делать попытки - переворачивать одну из карточек и смотреть изображение на ней: если карточка подходит - игрок забирает ее себе, а если нет - снова кладет на место изображением вниз. Все игроки стараются запомнить, где какие карточки лежат. Затем следующий участник выбирает одну из карточек и т.д. В игре побеждает тот, кто первым соберет все свои карточки. Это самый внимательный игрок, он не просто пробует переворачивать и смотреть картинки, но запоминает месторасположение картинок, которые уже переворачивали и смотрели. Уровень сложности этой игры можно легко варьировать, изменяя количество карточек в игре. Например, поначалу можно предлагать игрокам собрать по 4 карточки, затем по 5-7.

Дидактическая игра  «Угадай по названию»

Дидактическая задача. Закрепление знаний о русских народных промыслах и их названиях.                Руководство. Положите перед ребенком 7 маленьких карточек, изображающих изделия разных народных промыслов. Предложите выбрать подходящую картинку по слову – названию.       ВзрослыйЯ буду называть народный промысел, а ты найди и покажи нужную картинку. Гжель. Правильно выбрал - молодец. Хохлома. Городецкая роспись. Верно - вот она. Каргопольская игрушка. Нет, это филимоновская игрушка, а вот - каргопольская. И т.д.

Дидактическая игра «Кто первый»

Дидактическая задача: 3акрепление знаний о русских народных промыслах; развитие внимания и быстроты реакции, в игре используются все карточки - количество изучаемых промыслов по количеству игроков.                                                                                                                                      

Руководство. В этой игре-соревновании побеждает тот, кто быстрее всех найдет и соберет все свои карточки, для этого все карточки перемешиваются и раскладываются на столе или на полу изображениями вверх. Старт игре даётся по сигналу взрослого. В конце игры ведущий просит игроков показать свои картинки, чтобы проверить правильность выполнения игрового задания и назвать вид народного промысла.

Дидактическая игра «Сортировка»

Дидактическая задача: закрепление знаний о русских народных промыслах и их названиях.                           Руководство. Игра проводится с одним ребенком, На столе или на полу раскладываются карточки изображениями вверх, ребенку предлагают рассортировать картинки по промыслам - выложить рядами или кучками, Когда все картинки будут рассортированы, попросите ребенка назвать виды народных промыслов.                                                                                                                                                 Уровень сложности этой игры можно гибко варьировать, увеличивая или уменьшая количество карточек в игре, можно предложить ребенку рассортировать картинки, разложив их на большие карточки для лото. Такую игру можно проводить на скорость - использовать песочные часы или завести будильник на 2-5 минут.

Дидактическая игра «Волшебный ковер»

Дидактическая задача: Развивать у детей эстетический вкус, учить составлять простейшие узоры из различных декоративных элементов (цветов, листьев, бутонов, веточек и т.д.), развивать умение подбирать цветовую гамму узора.                                                                                                      

 Дидактический материал: картонные круги, квадраты, полоски разных размеров и цветов, вырезанные декоративные элементы.                                                                                                                        

Ход игры: ребенку предлагается выбрать основу, на которой он будет делать узор, и декоративные элементы для композиции.

Дидактическая игра «Украшение сервиза»

Дидактические задачи: приобщение к изобразительному искусству; развитие эстетического восприятия, образного представления, творческого воображения, художественного вкуса и чувства гармонии; содействие развитию самостоятельности и творческой активности детей; вызов радостного настроения, эмоционально-положительного состояния.                                                  

Материалы: Карточки с изображением чайного сервиза; отдельные картинки с чайником, сахарницей, блюдцами и чашками из одинаковых сервизов; картинки с силуэтом посуды из чайного сервиза; разные декоративные  украшения, вырезанные из бумаги и ткани; ножницы, цветная бумага или картон, ткань для самостоятельного создания элементов декора; фишки за правильные ответы.                                                                                                                      

Руководство. Дети украшают чайный сервиз, выкладывают орнамент по собственному замыслу, создавая оригинальные дизайнерские решения.

Дидактическая игра «Угадай и расскажи»

Дидактические задачи: Закрепить знания детей о народной игрушке, как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства ; узнавать игрушку по изображению, уметь объяснить свой выбор, выделять элементы росписи, её колорит и композицию узора на изделии. Развивать эстетический вкус .                                                                                                      

Ход игры : Ведущий показывает силуэт изделия народного творчества, а ребёнок подбирает предмет и объясняет почему он её выбрал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека авторских дидактических игр по декоративно-прикладному искусству

В данной статье для вашего внимания предлагаются дидактические игры по декоративно-прикладному искусству, для детей среднего и старшего дошкольного возраста....

Методика проведения урока изо по теме "Декоративное-прикладное искусство в жизни человека".Декоративное искусство Древней Греции.Военные доспехи грека.

В публикуемой методической разработке урока изо рассматривается мужской костюм Древней Греции, а именно военные доспехи грека....

Тема урока: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Витраж», раздел программы Б. М. Неменского: «Декоративное искусство в современном мире», тема по программе Б. М. Неменского: «Витраж в оформлении интерьера».

Наше время ставит перед современными технологами, дизайнерами, инженерами задачи, когда в начале работы уже надо представлять конечный продукт и его свойства. Для решения таких задач нужны практически...

Технологическая карта учебного занятия раздела «Декоративное искусство в современном мире» Тема: «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж» 5 класс

Учебник   «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева 5 класс. Учебное занятие раздела «Декоративное искусство в современном мире». Тема: «Ты сам – мастер декоративно-пр...

конспект урока изобразительного искусства на тему "«Современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»

В ходе урока учащиеся знакомятся с современными формами декоративно-прикладного искусства, с разнообразием матералови техник , учатся понимать отличие современного от искусства традиционного народного...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА «ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» (КОМПЛЕКСНАЯ) по учебным предметам «БУМАГОПЛАСТИКА» «АППЛИКАЦИЯ» «РАБОТА С МАТЕРИАЛОМ» «ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ И ТВОРЧЕСТВА»

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области декоративно-прикладного искусства,  комплексного учебного предмета «Декоративно-прикладное искусство» разработан...