«Диагностика речевых нарушений, обследование детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с заиканием»
методическая разработка

Лучкина Елена Валерьевна

Дифференциальная диагностика заикания направлена на постановку точного диагноза, исключая другие похожие диагнозы. Существует множество различных нарушений речи, поэтому важно четко определить, что у человека конкретно заикание, а не что-то другое. Сложностью дифференциальной диагностики заикания является то, что заикание может быть похожим на другие речевые диагнозы, и кроме того, заикание может сосуществовать с другими нарушениями речи.

   Важно точно провести диагностику особенности речевого нарушения. Помимо заикания у ребёнка могут быть следующие нарушения речи:

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Диагностика речевых нарушений, обследование детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с заиканием»

Подготовила:

Лучкина Е.В.

учитель-логопед

2019г

Дифференциальная диагностика заикания

   Дифференциальная диагностика заикания направлена на постановку точного диагноза, исключая другие похожие диагнозы. Существует множество различных нарушений речи, поэтому важно четко определить, что у человека конкретно заикание, а не что-то другое. Сложностью дифференциальной диагностики заикания является то, что заикание может быть похожим на другие речевые диагнозы, и кроме того, заикание может сосуществовать с другими нарушениями речи.

   Важно точно провести диагностику особенности речевого нарушения. Помимо заикания у ребёнка могут быть следующие нарушения речи:

  1. брадилалия - патологически замедленный темп речи из-за неправильной работы тех или иных областей мозга, вовлеченных в осуществление речи у детей. Замедляется также и скорость мыслей.
  2. тахилалия - патологически ускоренный темп речи, до 30 звуков в секунду, часто встречаемый у людей с СДВГ.
  3. дисфония - нарушение голосовой функции у детей, включающей такие характеристики речи, как сила, высота и тембр голоса.
  4. дислалия - нарушение артикуляции фонем, групп фонем у ребенка ввиду неправильного расположения фоноартикуляционных органов.
  5. дизартрия - нарушение артикуляции речи у ребенка, возникающее из-за мышечной слабости.
  6. алалия - полное отсутствие речи или ее недоразвитие у ребенка с нормальным слухом и интеллектом.
  7. афазия - повреждение участков мозга, ввиду которого в значительной степени нарушается речь у детей.



Очень важно провести правильную диагностику заикания у ребёнка, чтобы отличить заикание, например, от тахилалии:

Фактор

Тахилалия

заикание

Осознание нарушения

отсутствует

имеется

Речь при напряжении

лучше

хуже

Привлечение внимания к речи

улучшает речь

хуже

Речь, требующая конкретных слов

лучше

хуже

Чтение хорошо знакомого текста

хуже

лучше

Чтение незнакомого текста

лучше

хуже

Письменная речь

торопливый, неясный почерк

сжатое, напряженное

Отношение к собственной речи

безразличие, небрежность

логофобия

Академические способности

не достигают возможного уровня

хорошие и высокие

Желание лечиться

чаще отсутствует

большое

Психологические переживания

отставленные

опережающие



Заикание может сожительствовать с другими нарушениями речи. 
В первую очередь направляемся к неврологу или невропатологу для проведения анализов ЭЭГ, МРТ, ПЭТ, допплерографию мозга для исключения серьезных сопутствующих нарушений, таких как эпилепсия и т.д. Если сопутствующие нарушения работы мозга определяются, в первую очередь занимаемся лечением этих патологий. Если все хорошо, после этих исследований идем к логопеду, далее к психотерапевту или к психиатру для диагностики заикания и составления курса лечения.

Диагностику провести может и логопед-дефектолог, он же займется речью ребенка. Психотерапевт будет вести психотерапию невротических состояний ребенка, а психиатр назначит адекватную фармакотерапию.

Итак, комплексное лечение заикания включает в себя диагностику, логопедию, психотерапию, фармакотерапию.



Логопедическая диагностика заикания





Основы методики логопедического обследования заикающихся и способы регистрации его результатов можно представить следующей схемой:

Наследственность

  • Наличие алкоголизма у родителей.
  • Нервно-психические заболевания родителей.
  • Ускоренный темп речи у родителей или близких родственников.
  • Задержка речевого развития у родителей или близких родственников.
  • Заикание у родителей.
  • Заикание у сестер и братьев.
  • Заикание у деда или бабки по линии отца и матери.
  • Характерологические особенности отца и матери.
  • Обстановка в семье.

Беременность и роды у матери

  • От какой беременности родился обследуемый
  • Чем закончились предыдущие и последующие беременности матери.
  • Особенности внутриутробного развития.
  • Токсикоз в 1-й, 2-й половине беременности; физические травмы в 1-й, 2-й половине беременности; другие заболевания.
  • Особенности течения родов (срочные, преждевременные, со стимуляцией и пр.).
  • Особенности течения послеродового периода (закричал сразу или не сразу, асфиксия синяя — белая, родовые травмы).
  • Когда приложен к груди.
  • На грудном (искусственном) вскармливании до скольки лет

Период до 1-го года

  • Семейные условия.
  • Сон, аппетит.
  • Инфекционные заболевания.
  • Соматические заболевания.
  • Мозговые заболевания.
  • Мозговые травмы.
  • Спокойный, беспокойный.



Также для диагностики логоневроза важно знать время формирования моторных навыков: сидение, стояние, ходьба.

Период дошкольного возраста

  • Семейные условия.
  • Инфекционные заболевания.
  • Соматические заболевания.
  • Мозговые заболевания.
  • Мозговые травмы.
  • Моторное развитие: отставание, норма, опережение.
  • Время выделения ведущей руки, наличие переучивания.
  • Адаптация в яслях, саду.
  • Основные черты характера (спокойный — возбужденный, подвижный — замедленный, уравновешенный — капризный и т.д.).
  • Основные черты поведения (капризность, слезливость, тревожность, негативизм, истощаемость, расторможенность, трудность переключения).

Речевой анамнез при диагностике заикания

  • Время появления гуления и лепета.
  • Особенности гуления и лепета (активность, многообразие звуковых комплексов, характеристика голосовых реакций).
  • Время появления первых слов.
  • Время появления простой фразы.
  • Время появления развернутой фразовой речи. Какие наблюдались затруднения при переходе к фразовой речи.
  • Наличие и выраженность итераций.

Условия воспитания ребенка - важные данные для диагностики заикания

  • Социальная среда (где ребенок воспитывался — в доме ребенка, детских яслях или детском саду с дневным или круглосуточным пребыванием, дома с матерью, бабушкой).
  • Особенности речевой среды: контакты с заикающимися или лицами с другой речевой патологией; при наличии двуязычия — какой язык преобладает в общении.
  • Особенности речевого общения с ребенком, недостаточность речевого общения, стимуляция речевого развития ребенка (в каком объеме читалась детская литература, соответствовала ли она возрасту; с какого возраста разучивались стихи, песни; насколько быстро запоминал, в каком объеме).

Для диагностики заикания важно знать особенности развития заикания

  • Возраст, в котором появилось заикание.
  • Предполагаемые причины и характер возникновения заикания (остро, психогенно, без видимой причины и пр.).
  • Наличие периода мутизма.
  • Как протекает заикание: постоянно присутствует в речи или нет.
  • В каких условиях облегчается — ухудшается речь.
  • Изменилось ли поведение ребенка с момента появления заикания и в чем это выразилось (состояние аппетита, сна, настроения, появление капризов, негативизма, страхов, энуреза и пр.).
  • Отношение ребенка к своему речевому дефекту.
  • Какие меры принимались для устранения речевого дефекта (лечение у врача, посещение логопедических занятий, пребывание в специальных учреждениях системы здравоохранения или системы народного образования — детский сад, школа). — Продолжительность и результативность лечения и обучения.

Психологический климат в семье и особенности взаимоотношений тоже важны в диагностике заикания

  • Имеют ли место частые конфликты в семье — чрезмерное заласкивание и, наоборот, излишняя строгость, неровность в обращении с ребенком; перегрузки впечатлениями (посещение кино, театра, цирка, разрешается ли подолгу смотреть телевизионные передачи и пр.).
  • Отношение членов семьи к речевому дефекту заикающегося (безразличие, сопереживание, постоянная фиксация внимания окружающих на заикании, предъявление повышенных требований к речи заикающегося и др.).

Для детей дошкольного возраста необходимы следующие дополнительные сведения в рамках диагностики заикания:

  • Имеются ли черты тревожности в характере заикающегося ребенка.
  • Отмечаются ли в поведении ребенка плаксивость, раздражительность, капризность (т.е. эмоциональная неустойчивость).
  • Есть ли у ребенка черты боязливости, пугливости.
  • Уровень развития игровой деятельности ребенка.
  • Склонность ребенка к определенным играм.
  • Комментирует ли ребенок свои действия в играх или играет молча.
  • Предпочитает играть в одиночестве или в коллективе детей.
  • Проявляется ли заикание в игре наедине с собой, со сверстниками.
  • Как протекает заикание (утяжеляется ли с возрастом или проявляется реже, чем раньше).





Для диагностики заикания у детей школьного возраста необходимы следующие дополнительные сведения:

  • Было ли утяжеление или рецидив заикания при поступлении в школу.
  • Адаптация в школе.
  • Как проявляется заикание в учебных ситуациях (ответ с места и у доски, переход на письменный ответ и т.п.). Какой из способов ответа на уроке предпочитается ребенком.
  • Успеваемость.
  • Характер контактов со сверстниками.
  • Характер взаимоотношений с родителями.
  • Наличие “трудных” звуков и страха перед речью.

Для диагностики заикания у взрослых в анамнестические сведения включаются дополнительно следующие пункты:

  • Наличие логофобии и возраст, в котором она появилась.
  • Какие меры принимались для коррекции заикания.
  • Какие приемы использовались в целях уменьшения речевых судорог и страха речи.



Психолого-педагогическая диагностика заикания

Анализируются общее развитие ребенка, особенности деятельности. Сведения ребенка о себе, понимание родственных связей, круг представлений об окружающем, их точность. Характеристика работоспособности и особенностей усвоения знаний (усидчивость, отношение к занятиям; добросовестно или нет выполняет задания логопеда и воспитателя, занимается с интересом, без интереса, не желает заниматься; справляется ли с программным материалом для данной возрастной группы по всем разделам “Программы воспитания в детском саду” (отмечаются ли трудности на музыкально-ритмических занятиях, на занятиях по развитию речи, развитию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности и конструированию, в чем они проявляются).

Для диагностики заикания важен характер трудовой и игровой деятельности (дружит в группе, добросовестно выполняет свои обязанности, дежурит неохотно, ленив, забывает об обязанностях дежурного); любимые игры (творчески организует игру, стереотипно манипулирует предметом), любимые игрушки (адекватность использования игрушек, долго играет одной игрушкой, бережно относится к игрушкам, игрушки быстро надоедают, часто ломает их, проявляет интерес только к новым); сопровождает игры речью (проявляется ли при этом заикание), играет молча.


В рамках диагностики логоневроза отмечаются также:

  • повышенная возбудимость, или, наоборот, вялость, заторможенность, утомляемость, истощаемость.
  • особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы (настроение ребенка: устойчивое, неустойчивое, легко меняется от незначительных причин; преобладает подавленное или хорошее, радостное настроение; волевые особенности: целеустремленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, слабость волевого напряжения и др.).

Характерологические особенности ребенка (спокойный, беспокойный; легко вступает в контакт со всеми, в незнакомой обстановке смущается; конфликтный: задирист, нападает на товарищей, отнимает игрушки; добрый, ласковый; аккуратный, неряшливый и др.).

При диагностике важно оценить состояние психических функций:

  • особенности восприятия (восприятия цвета, формы, пространственных отношений; наблюдательность ребенка);
  • характеристика внимания (устойчивость, переключаемость, распределяемость, рассеянность и др.);
  • особенности памяти: скорость и объем запоминания, точность воспроизведения;
  • особенности мышления (уровень развития логического мышления: умение выделять существенное в сюжетной картине, тексте, при определении понятий; при сравнении, при классификации предметов; понимание смысла загадок, пословиц; осмысление причинно-следственных отношений и др.). Для учащихся младших классов обязательно учитывается успеваемость, предпочтение тех или иных предметов, взаимоотношения с педагогами, характер ответов на уроках.



 Психолого-педагогическая характеристика подростка и взрослого составляется с участием психолога и/или психиатра. Это связано с тем, что хроническое течение заикания существенно меняет условия формирования личности.

Обследование речевой функции для диагностики заикания

  1. Анатомическое строение органов артикуляции (норма или патология; если патология — указать какая).
  2. Характеристика движений органов артикуляции.
  3. Характеристика звукопроизношения (искажение, отсутствие, замены, смешение звуков) и фонематического слуха, состояние слоговой структуры слова, анализа и синтеза звукового состава слова.
  4. Лексический строй речи — количественная и качественная характеристики словаря.
  5. Грамматическое оформление речи (типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов, их проявления; сформированность связной речи).
  6. Особенности речевого поведения. Анализируются контактность, речевая активность, включаемость в общение, сдержанность, импульсивность, характер реакции на изменение обстановки (динамичность и своевременность речевых процессов, переключаемость при изменении тематики общения), организованность речи.
  7. Темп речи (ускорен значительно; ускорен незначительно; умеренный; замедлен незначительно (или уловочно); замедлен значительно; неровный).
  8. Голос (громкий; тихий; модулированный; немодулированный; с носовым оттенком; хриплый и пр.).
  9. Дыхание (грудобрюшное, верхнегрудное; ритмичное, аритмичное; достаточное по глубине, поверхностное; напряженное и пр.).
  10. Выраженность заикания в различных видах речи:
  • в сопряженной речи;
  • в отраженной речи;
  • в шепотной речи;
  • в автоматизированных рядах;
  • при чтении стихов;
  • при чтении прозы;
  • в вопросно-ответной речи;
  • в рассказе по заданной теме;
  • при пересказе прочитанного;
  • в спонтанной речи.
  1. Наличие трудных звуков (звукофобия).
  2. Наличие эмоционально значимых речевых ситуаций (подробно перечислить данные ситуации).
  3. Наличие речевых уловок: (замены слов; перестановки слов; эмболофразии; произвольное ограничение речевого общения).
  4. Наличие насильственных содружественных движений и их характер.
  5. Субъективные ощущения, испытываемые заикающимся в момент речевых затруднений: напряжение в губах; напряжение в языке; напряжение в подбородке; напряжение в горле; напряжение в груди; напряжение в области диафрагмы; общее мышечное напряжение; скованность; трудности дыхания и т.п. (Эти данные выясняются только у подростков и взрослых.)
  6. Факторы, усиливающие заикание: волнение; утомление; беседы с незнакомыми; шум; самоконтроль и пр. (для взрослых — алкоголизация).
  7. Факторы, улучшающие речь: шум; самоконтроль; переключение внимания, сочетание речи с движением.
  8. Реакция на помощь собеседника: положительная; отрицательная; безразличная.
  9. Отношение к речевому дефекту: адекватное; неадекватное; сверхценное.
  10. Наличие страха речи: избирательно ситуационный; генерализованный и пр.
  11. Наличие периодов речи без заикания: регулярность, продолжительность.
  12. Влияние эмоционального состояния на проявление заикания.
  13. Течение заикания: прогредиентное; регредиентное; стационарное; волнообразное.
  14. Сопутствующие заиканию другие дефекты речи.
  15. Определение степени выраженности речевых судорог: легкая степень; средне-легкая; заикание средней степени тяжести; средне-тяжелая степень заикания; тяжелая степень заикания; речь практически невозможна из-за заикания.



Формы заикания

Основные формы проявления заикания зависят от множества факторов. Есть формы заикания, вызванные психогенными причинами. Другие формы логоневроза связаны с травмами и другими энцефалопатиями. Признаки того или иного заикания позволяют вести классификацию заикания при его диагностике.

Невротическая форма заикания

Возникает в результате сильного стресса, испуга, любых других психологических травм в детстве или в старшем возрасте. Чаще встречается у детей и характеризуется рецидивирующим течением в отсутсвие лечения. При появлении такого заикания важно провести полноценное клиническое обследование.

Неврозоподобная форма заикания



Возникает в результате поражения ткани нервной системы и является следствием различного рода энцефалопатий. Например, такое заикание может появиться вследствие осложнений во время родов, черепно-мозговых травм, перенесенных вирусных и инфекционных заболеваний, отравлений нейротоксичными веществами. Основные признаки такого заикания - наличие дополнительных речевых и моторных нарушений. Речь при неврозоподобном заикании сильно искажена, но даже при таком заикании возможна положительная динамика лечения, если это лечение будет комплексным.

Наследственная форма заикания

Предрасположенность к такому заиканию передается по наследству и связана с мутацией в генах GNPTAB , GNPTG и NAGPA.

Важно учитывать понятие предрасположенности к заиканию. Например, вследствие индивидуального статуса нервной системы, генетических или врожденных особенностей, перенесенных травм или неврологических патологий у человека может быть только предрасположенность к заиканию, без каких-либо явных нарушений речи. В таком случае заикание может проявиться только в определенных условиях, например после испуга или перенесённого стресса. Такое заикание будет сложно отнести отдельно к невротическому или неврозоподобному, поэтому этиологическая классификация является условной.



При истинно органическом (неврозоподобном) заикании в ряде случаев можно диагностировать различные неврологические патологии при помощи ЭЭГ, томографии МРТ, КТ и ПЭТ, а также рентгенограмме головного мозга. Во всех остальных случаях заикание можно считать психогенным, хотя даже серьезная диагностика не всегда дает точный ответ насчет этиологии заикания.

Виды заикания

Виды коррекции заикания у взрослых и детей зависят от классификации по типам, видам и формам речевых судорог, от всей диагностики заикания в целом. Так как заиканием занимаются кроме логопедов психологи, психотерапевты и психиатры, важно провести правильную диагностику этого нарушения речи. Диагностика заикания должна включать в себя данные про виды речевых судорог.


Виды судорог при заикании

Исследования показывают, что в момент заикания к определенным речевым мышцам поступают сигналы к сокращению и расслаблению одновременно. Это приводит к судорожному сокращению речевых мышц. Есть два вида судорожных сокращений - тоническое и клоническое, отсюда выделяют три вида заикания:

Тоническое заикание

Характеризуется продолжительным, статичным напряжением речевой мускулатуры при попытке произношения. Напряжение обычно захватывает несколько мышечных групп, в том числе дыхательные и голосовые. Это приводит к продолжительной паузе или к напряженному озвучиванию определенного звука. Человек словно зависает во время разговора, а из-за длительного сокращения дыхательных мышц может не хватать воздуха. Такие спазмы могут длиться десятки секунд.

Клоническое заикание

Характеризуется непроизвольным многократным ритмичным сокращением речевой мускулатуры, при этом человек повторяет отдельные звуки, слоги, а иногда и отдельные слова. При этом частота повторений может быть высокой или низкой. Стоит отметить, что это обычно происходит перед «сложными» звуками, на которых у человека обычно наблюдается тоническое заикание, так как в большинстве случаев заикание является смешанным тонико-клоническим.

Тонико-клоническое заикание

Наблюдается у большинства заикающихся, объединяет в себе явления клонического и тонического типов. С течением времени у одного и того же человека может чаще проявляться тот или иной тип судорожной активности речевой мускулатуры.

Степень тяжести заикания

Высокая степень

Заикание, охватывающее весь речевой аппарат, с нарушением дыхания и невротическими проявлениями, делающими речь малопонятной. При таком заикании наблюдается выраженная логофобия и избегание речевых ситуаций.

Наедине с самим собой наблюдается практически такое же сильное заикание, как при общении с людьми.

Умеренная степень

Заикание, делающее речь недостаточно внятной. Умеренным заиканием считается лишь задержка произношения, "спотыкание" в начале фразы, остальные слова небольшой фразы произносятся свободно или с небольшими задержками.

Наедине с самим собой заикание проявляется значительно меньше, чем при общении с людьми, либо отсутствует вовсе.

Легкая степень

Заикание легкой степени проявляется только в стрессовых ситуациях. Во всех остальных случаях, в спокойной и комфортной обстановке речь свободная. Такое заикание чаще всего незаметно для окружающих в спонтанном общении. Логофобия практически не влияет на поведение заикающегося.

Заикание почти не наблюдается либо отсутствует наедине с самим собой.


Степень выраженности заикания определяется путем динамического наблюдения за состоянием речевой функции в различных условиях и оценивается по ее состоянию в моменты наиболее выраженного проявления, например в стрессовых ситуациях. Степень заикания может меняться в зависимости от эмоционального состояния и многих других факторов.

Локализация судорожной активности

При заикании непроизвольному сокращению могут подвергаться разные группы мышц речевого аппарата, непосредственно участвующие в формировании речи: голосовые, дыхательные и артикуляционные. Это тоже очень важный момент в диагностике логоневроза.

Артикуляционное заикание

  • Лицевое заикание - судорожному сокращению подвергаются чаще всего мышцы верхней или нижней губы, происходит оттягивание угла рта в разные стороны, судорожное открытие рта. В тяжелых случаях сюда же можно отнести судороги мышц всего лица.


  • Язычное заикание - кончик языка непроизвольно упирается между зубами и небом, но вариантов может быть много, в том числе самые тяжелые – подъязычная судорога, когда непроизвольно открывается рот в связи с напряжением мышц, находящихся под языком, а также изгоняющая судорога языка. Последний тип характеризуется непроизвольным выталкиванием языка наружу из ротовой полости, и может быть как тоническим – язык высунут в напряженном состоянии, так и клоническим – когда язык то выдвигается вперед, то втягивается обратно.
  • Носовое заикание связано с судорогами мягкого неба. В результате этих судорог проход в носовую полость из глотки то открывается, то закрывается, поэтому заикающийся говорит то через рот, то через нос.

Дыхательное заикание

  • Инспираторное заикание возникает на вдохе, характеризуется непроизвольным резким напряжением на вдохе во время произношения. Причем при клоническом заикании они могут следовать одна за другой с различной частотой. Со стороны такие речевые судороги чаще всего малозаметны, но всегда приводят к необоснованной паузе во время разговора.

  • Экспираторное заикание возникает на выдохе и более заметно, чем инспираторное. При разговоре человек непроизвольно совершает напряженный, продолжительный выдох, которому сопутствует сильное напряжение других мышц, не связанных с речевым аппаратом. При этом обычно наблюдается спазм всех групп речевых мышц, лицо в разной степени может быть искажено, а человеку не хватает воздуха. Экспираторные судороги обычно наблюдаются при тоническом заикании. Со стороны человек будто с большим трудом пытается выдавить из себя звук или слово. Продолжительность, как и степень выраженности может различаться от случая к случаю и меняться со временем.

Голосовое заикание

  • Дрожащее гортанное заикание – при таком заикании во время разговора голосовые складки непроизвольно смыкаются и размыкаются, что приводит к прерывистому, дрожащему звуку при полном отсутствии артикуляции. Рот обычно открыт, часто наблюдаются ритмичные движения нижней челюсти, языка, либо всей головы.
  • Смыкательное голосовое заикание – голосовые складки при попытке начать произношение смыкаются, в результате чего резко пропадает голос, что препятствует движению воздуха. Лицо обычно неподвижно или напряжено. Заикающийся при этом не двигается, ему не хватает воздуха. Такое заикание характеризуется ощущением комка или препятствия в области гортани.
  • Вокальное заикание возникает на гласных звуках в процессе речи, воспринимается как очень долгая продолжительность произношения гласного звука. Часто продолжительность этого настолько высока, что человеку не хватает воздуха, чтобы закончить произношение. Часто при этом спазмируются мышцы шеи, а голос приобретает неестественный, «фальшивый» характер. Может полностью отсутствовать артикуляция.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие исследовательских умений и навыков детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

В результате социально-экономических преобразований, качественных изменений ценностей и потребностей современного общества, изменения типа познавательного отношения к миру резко возросло значени...

Песни для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

В папку входят 14 песен для детей, набранные в программе "Sibelius 3". Мелодии песен в формате midi позволят вам прослушать мелодию, замедлять или ускорять темп, транспонировать ее, сочинит...

Развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов.

 Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить. Словесно- л...

Особенности формирования навыков полноценного чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста

Чтение- это один из общеучебных навыков, наряду с письмом и счетом. навык чтения формируется одним из первых с момента поступления ребенка в школу. и это не случайно, так как чтение можно считать осно...

Обобщение опыта "Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих нарушения речи"

Обобщены нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих нарушения речи. Данный материал предназначен для педагогов и родите...

Применение ПАК «БОСЛАБ-ЛОГО» в логопедической работе по коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ

Презентация опыта по применению инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью по теме:"Применение ПАК «БОСЛАБ-ЛОГО» в логопедической работе по коррекции нарушений р...