Личностно-ориентированные техно-логии. И.С. Якиманская.
материал

Лужникова Наталья

1.Обсуждение направлений деятельности. Учащийся может работать на разных уровнях.

2. Осуществляется мотивация учащихся на познавательную деятельность.

3.Преподнесение теоретической информации и демонстрация практических навыков различных видов деятельности.

4. Анализ и оценка прохождения урока,  которые усвоились, проблемы, которые были рассмотрены и решены, достижение целей и задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_1.docx27.34 КБ

Предварительный просмотр:

Технология личностно-ориентированного обучения.

(И. С. Якиманская).

По мнению И. С. Якиманской, признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. Для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения она считает необходимым различать следующие понятия.

Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.

Дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.

Индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.

Субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ученика, её устойчивости, без чего невозможно говорить о познавательном стиле. В-третьих, нужен специально подготовленный учитель, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования.

Под личностно-ориентированным обучением понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность педагога выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения педагог-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.

Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. В качестве исходной необходимо принять посылку о том, что дополнительное образование ничего не должно формировать насильно; напротив, – оно создает условия для включения ребенка в естественные виды деятельности, создает питательную среду для его развития. Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. Принципиальным является то, что учреждение дополнительного образования не заставляет ребенка учиться, а создает условия для грамотного выбора каждым содержания изучаемого предмета и темпов его освоения. Ребенок приходит сюда сам, добровольно, в свое свободное время от основных занятий в школе, выбирает интересующий его предмет и понравившегося ему педагога. В её рамках не ребенок подстраивается под сложившийся обучающий стиль педагога, а педагог, обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приёмы и методы работы с познавательным стилем обучения ребёнка. Личностно — ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия " педагог — ученик". От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяется позиция ученика — от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что педагог должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся. В чём же различие личностно — ориентированного урока от традиционного?

1. Целеполагание. Цель — развитие учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии. На уроке постоянный диалог — учитель — ученик.

2. Деятельность педагога. Организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведёт самостоятельный поиск. Центральная фигура — ученик. Педагог же специально создаёт ситуацию успеха, сопереживает, поощряет.

3. Деятельность ученика. Ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идёт не от учителя, а от самого ребёнка. Используются методы проблемно — поискового и проектного обучения, развивающего характера.

4. Отношения «педагогученик». Субъектно — субъектные. Работая со всей группой, педагог фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.

При подготовке и проведении личностно ориентированного урока учитель должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план ученика, а затем деятельность, определяя собственную позицию.

Важно отметить, что практически все ныне существующие образовательные технологии являются внешне ориентированными по отношению к личностному опыту учащихся.

Образовательная модель строится на следующих принципах:

  • Целью обучения должно быть развитие личности. Педагог и ученики являются равноправными субъектами обучения.
  • Педагог прежде всего является партнером, координатором и советчиком в процессе обучения, а лишь затем лидером, образцом и хранителем «эталона».
  • Обучение должно основываться на уже имеющемся личностном опыте ребенка.
  • Прежде чем обучать детей конкретным знаниям, умениям и навыкам, необходимо развить их способы и стратегии познания.
  • Познавательные стратегии учащихся должны быть зеркально отражены в образовательных технологиях.
  • В процессе обучения ученики должны обучаться тому, как эффективно учиться.
  • В процессе познавательной деятельности важно учитывать личностные смыслы (семантику), которыми пользуется конкретный ученик для собственного осмысления, понимания и применения знаний.
  • В процессе познания приоритетным должны быть эвристические способы познания.
  • «Вектор направленности» воспитательных технологий должен исходить от личности к коллективу.
  • Личностно ориентированный подход в обучении немыслим без выявления субъектного опыта каждого ученика, то есть его способностей и умений в учебной деятельности. Но ведь дети, как известно, разные, опыт каждого из них сугубо индивидуален и имеет самые разные особенности. Учителю при подготовке и проведении личностно ориентированного урока надо знать характеристики субъектного опыта учащихся, это поможет ему выбрать рациональные приёмы, средства, методы и формы работы индивидуально для каждого.

Педагогика, ориентированная на личность ученика, должна выявлять его субъектный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов. При этом оцениваются не только результаты, но и процесс их достижения.

На личностно-ориентированном уроке создается та учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. На таком уроке господствует эмоционально положительный настрой учащихся на работу, урок становится более интересным, привлекательным, результативным. Педагог не просто создает благожелательную творческую атмосферу, но и постоянно обращается к субъектному опыту детей, т.е. к опыту их собственной жизнедеятельности. И наконец, самое важное — он признает самобытность и уникальность каждого обучаемого.

Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.

В соответствии с данной технологией для каждого ученика составляется индивидуальная образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на характеристиках, присущих данному ученику, гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития.

В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.

Технология проведения учебного занятия в системе дифференцированного обучения предполагает несколько этапов:

  • Ориентационный этап (договорной). Педагог договаривается в детьми, о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, который выбирает самостоятельно.
  • Подготовительный этап. Дидактическая задача – обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения. Необходимо объяснить, почему это нужно научиться делать, где это пригодиться и почему без этого нельзя (иными словами, «завести мотор»). На этом этапе вводный контроль (тест, упражнение). Дидактическая задача – восстановить в памяти все то, на чем строиться занятие.
  • Основной этап – усвоение знаний и умений. Учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. Затем дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Основной принцип – каждый добывает знания сам.
  • Итоговый этап – оценка лучших работ, ответов, обобщение пройденного на занятии.

При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию обучения, что означает организацию учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения обусловлен индивидуальными особенностями детей.

Индивидуализация обучения – принципиальная характеристика дополнительного образования детей. В силу используемых в нем организационных форм и иной природы мотивации разнообразные личностно-ориентированные практики стали его родовой особенностью.

Особенности личностно-ориентированного занятия.

Конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на занятии.

Продумывание педагогом возможностей для самостоятельного проявления учеников. Предоставление им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.

Организация обмена мыслями, мнениями ,оценками. Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.

Использование субъектного опыта и опора на интуицию каждого ученика. Применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как области приложения знаний.

Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого.

Побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к занятию.

Продуманное чередование видов работ, типов заданий, что уменьшает утомляемость учащихся.

Проведение наблюдений за школьниками.

В системе личностно-ориентированного обучения педагог и ученик выступают как равноправные партне ры, носители разного, но необходимого опыта. Профессиональная позиция педагога состоит в том, чтобы знать и уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы.

Педагог должен продумать не только то, какой материал сообщать, но и предугадать, что из этого материала имеется в субъектном опыте учащихся, как результат их предшествующего обучения и собственной жизнедеятельности. При этом обсуждать детские «версии» не в жестко оценочной ситуации (правильно -неправильно), а в равноправном диалоге, обобщать эти «версии», выделять и поддерживать соответствующие теме урока, задачам и целям обучения.

В таких условиях ученики стремятся быть услышанными, активно высказываются по обсуждаемой теме, предлагают, не боясь ошибиться, свои варианты.Педагогу остается способствовать выражению учениками своих индивидуальных точек зрения. Обсуждая их на занятии, педагог формирует коллективное знание, а не просто добивается от группы воспроизведения готовых образцов, подготовленных им для усвоения.

Подбирая дидактический материал, педагог обязан не только учитывать его объективную сложность, но и индивидуальные предпочтения каждого ученика. На потбор такого материала следует гибко использовать в процессе занятия, без этого он не станет личностно-ориентированным в подлинном смысле этого слова. При подготовке к занятию надо заранее спроектировать все возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничества между учащимися.

Межличностное взаимодействие в процессе урока обеспечивается:

— использованием различных форм общения;

— учетом личностных особенностей, требований к межгрупповому взаимодействию (распределение по группам, парам и т.п.);

—предвосхищением возможных изменении в организации коллективной работы группы, коррекциях по ходу занятия.

Результативность занятия определяется обобщением полученных знаний и умений, оценкой их усвоения; анализом результатов групповой и индивидуальной работы; особым вниманием к процессу выполнения заданий, а не только к конечному результату; обсуждения в конце урока того, что «мы узнали», сколько того, что понравилось (не понравилось) и почему.

Следует подчеркнуть, что в адаптивной школе учитель занимает новую, не привычную для него пока профессиональную позицию — одновременно и педагога и психолога, умеющего осуществлять комплексное наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального (возрастного) развития, личностного становления.

Применение технологии личностно-ориентированного обучения

на уроках основы социальной жизни.

Успех меняет человека.
Он делает человека уверенным в себе,

придает ему достоинство, и человек обнаруживает
в себе качества, о которых не подозревал раньше.
Джой Бразерс

Главная цель современной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности ребенка, раскрывать его творческие возможности, обеспечивать условия для проявления индивидуальности учащихся с учетом их возрастных особенностей. Это – личностно-ориентированное образование. Перед современным учителем сегодня встают сложные задачи: как сделать урок одновременно эффективным и интересным; как не только передать знания, но и воспитать у школьника потребность в самообразовании; как работать на уроке со всеми вместе и с каждым в отдельности. Немаловажно суметь увлечь ученика, привить интерес к своему предмету.

Все эти вопросы призвано решить дифференцированное обучение. Дифференциация – это такая форма организации учебной деятельности, в процессе которой учитываются индивидуальные особенности учащихся как личности, – их склонности, интересы, природные задатки, способности. При индивидуально-дифференцированном подходе учащиеся учатся принимать решения, приобретают навыки самостоятельно добывать необходимые знания.

В работе с детьми огромное значение имеет знание учителя индивидуальных особенностей своих учеников. Учитель основ социальной жизни должен хорошо знать состояние здоровья, физическое развитие каждого учащегося. Для этого я знакомлюсь с данными об учащемся и результатами медицинского осмотра. Также, много информации можно получить при личном контакте с родителями. Всё это дополняется внимательным наблюдением за детьми в процессе всей учебно-воспитательной работы. При индивидуальной работе с учениками на уроках физической культуры необходимо учитывать психологический тип школьника.

Все учащиеся имеют различную подготовку. Поэтому, правильно рассчитанная– важное условие для воспитания в детях уверенности, положительного психологического настроя, необходимого для достижения успеха. Слабо подготовленные дети часто стесняются своих товарищей, поэтому неохотно занимаются или избегают выполнения упражнений. В таких случаях учитель должен быть особенно внимательным, иногда облегчая условия выполнения заданий, стремиться вселить уверенность в ребенка. Для таких учащихся не следует создавать особую обстановку, не заострять на них внимания, но работать с ними индивидуально.

В индивидуальном подходе и особом внимании, не меньше других, нуждаются и дети, имеющие хорошую учебную подготовку. Для них задания могут показаться слишком легкими и, поэтому, некоторые ребята выполняют их небрежно и неохотно. К таким ученикам необходимо предъявлять повышенные требования и усложнять задания, а также, поручать оказывать помощь товарищам и привлекать их к показу и демонстрации упражнений на уроках.

Нередко встречаются учащиеся, которые неуверенно выполняют те или иные задания. Это объясняется отсутствием уверенности в своих силах, боязнью неудачи. Чтобы устранить это – нужно предложить выполнить упражнения в облегченных условиях.

И, наконец, иногда встречаются дети, которые не проявляют интереса к предмету «Основы социальной жизни», неохотно занимаются на уроках, хотя в умственном развитии не отличаются от большинства одноклассников. В таких случаях бывает полезно дать ученику поручение по учебной или внеклассной работе

Для решения этих задач на своих уроках я применяю технологии личностно-ориентированного подхода, используя следующие эффективные методы:

Фронтальный метод – когда учащиеся одновременно выполняют упражнения или команду учителя. Его преимущества – охват упражнениями всех занимающихся, высокая плотность урока. Этот способ я использую при обучении большинству упражнений школьной программы.

Поточный метод – учащиеся одно и то же упражнение выполняют по очереди, один за другим, беспрерывным потоком. Преимущество этого метода – возможность наблюдать за индивидуальным выполнением заданий. Поточный способ использую при выполнении индивидуальных заданий.

Посменный метод – состоит в том, что все учащиеся на уроке распределяются на смены, для выполнения заданий . Во время занятий одной смены остальные наблюдают за своими товарищами.

Групповой метод, при котором каждая группа учащихся занимается самостоятельно, выполняя разные виды деятельности. Этот способ применяют, чтобы рационально использовать время и одновременно изучить тему интересно. Групповой способ применяется только после того, как дети будут достаточно подготовлены к самостоятельным занятиям. Этот метод использую на уроках по теме «Питание». Распределение учащихся по группам обычно произвожу в зависимости от их физической подготовленности.

На внеурочных мероприятиях делаю группы смешанными. Тогда менее подготовленные ребята равняются на лидеров и стремятся помочь своей команде победить.

Индивидуальный метод заключается в том, что учащимся предлагаются индивидуальные задания, которые выполняются самостоятельно. Этот метод я чаще всего применяю для учащихся, значительно отличающихся от других по своей подготовленности и способностям, а иногда по состоянию здоровья, а также – в контрольных и зачетных уроках. Он позволяет мне обращать внимание детей на лучшие выполнения упражнения, на недостатки и ошибки.

Игровой и соревновательный методы использую для повышения двигательной активности и достижения удовлетворенностью уроками.

Для большей эффективности урока ориентируюсь на создание ситуации успеха, на индивидуальный подход к учащимся, сравниваю детей не друг с другом, а с ним самим, использую метод поощрения для стимулирования деятельности учащихся, привлекаю ребят на уроках для судейства спортивных и подвижных игр.

Для объективной оценки достижений использую методы самооценивания и взаимооценивания. Самооценивание дает ученикам возможность соотносить свою деятельность с критериями оценивания, анализировать свои возможности и проблемы. При взаимооценивании учащиеся учатся признавать слабые и сильные стороны свои и других учеников и видеть свой прогресс или наоборот.

Важным составляющим моих уроках является рефлексия. Рефлексия помогает мне "держать руку на пульсе", видеть, что получилось на уроке, а что осталось на доработку, а также обеспечивает обратную связь. А учащимся – выстроить логическую цепочку, систематизировать полученные знания, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

В результате использования личностно-ориентированного подхода на уроках физической культуры мне удается:

- раскрыть потенциал учащихся;

- улучшить физические показатели;

- укрепить здоровье;

- повысить мотивацию к уроку;

- научить учащихся использовать полученные знания в повседневной жизни;

- повысить качество знаний учащихся.

Исходя из своего опыта, я пришла к выводу, что личностно-ориентированный подход является одним из важнейших условий обучения, где во главу угла ставится самобытность ребенка, его цели, психологический склад, т.е. ученик как личность. Учебный процесс становится эффективным только при условии учета индивидуальных особенностей занимающихся. Это способствует развитию физических качеств и интереса к предмету. Оценка не должна являться самоцелью, главное – научить правильному выполнению изучаемых движений и упражнений. Для каждого ребенка должна ставиться индивидуальная цель в соответствии с его физическими и психологическими возможностями.

Главной целью своей работы я считаю сохранение здоровья детей,их комфортное пребывание на уроке . Взаимодействие учителя и ученика должно приносить пользу как одному, так и другому. Слова Сократа: «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить», – стали моим кредо. Не навредить, а помочь раскрыться, вселить в каждого уверенность, помочь в преодолении трудностей – это моя основная задача учителя и наставника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированная технология обучения Якиманской.

В данной заметке приводится пример проведения мастер-класса для педагогов по знакомству с личностно-ориентированной технологией обучения.. Принципиальный момент в том, что технологию надо различать с ...

Личностно-ориентированного развивающее обучение И.С.Якиманская

  Наиболее продуктивной формой, способствующей формированию математической компетентности  и реализующей основные цели математического образования , я считаю, личностно-ориентированны...

Личностно-ориентированная технология (И.С. Якиманская)

Особенности методики- создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся.В этом аспекте мною используются приёмы и методы, направленн...

Якиманская И.С. "Личностно-ориентированное обучение в современной школе"

Как создать личностно-ориентированную систему обучения в современной школе? Каковы его технология, учебные программы и что значит построить личностно-ориентированную модель школы? Ответы на эти и друг...

Технология личностно-ориентированного подхода в обучении, И.С. Якиманская, Л.И. Божович.

Учёт личностных интересов школьников,  их индивидуальных особенностей,  создание предпосылки для большей результативности обучения учащихся....