Родительское собрание "Причины снижения успеваемости у подростков"
материал (7 класс)

Павленко Наталья Владимировна

Данную разработку можно использовать при проведении родительского собрания. Материал ориентирован на проблемы подросткового возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_snizheniya_uspevaemosti.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема родительского собрания

« Причины снижения успеваемости»

А причина, побудившая  провести данное родительское собрание - понижение  мотивации учения, снизившаяся успеваемость, отсутствие интереса, непониание, безразличие к изучаемым предметам.  

За все эти  годы школа перенесла немало ударов исторических стихий. Школу лихорадили новые реформы, новшества в преподавании и в программах. Введение дистанционного обучения в связи с обстановкой в стране, не на всех учащихся повлияла положительно.

Легко ли быть учеником? Ответы детей

Что значит хорошо учиться по мнению учеников? (презентация)

И очень часто мы с вами произносим фразу: Он не умеет учиться, он не желает учиться?

Плохая успеваемость — очень серьезная и распространенная проблема детей подросткового возраста. Подростки, которые плохо учатся в школе, не всегда похожи друг на друга. Кто-то постоянно сидит на последней парте, надеясь, что его не вызовут отвечать. Кто-то приучает учителей к мысли, что его вообще нельзя трогать — для этого он угрюмо и враждебно молчит, когда его вызывают к доске. Кто-то превращается в настоящего клоуна для всего класса и несет какую-то чушь, когда вдруг становится совсем тихо. Кто-то списывает у друзей или сдает на контрольных пустые листки. Кому-то от волнения на уроке становится плохо, и он испытывает приступы тошноты или теряет сознание от страха. Кто-то опаздывает на уроки, прогуливает и вообще не приходит на занятия.

Несмотря на непохожее поведение и совершенно разную реакцию, все эти подростки страдают от одной и той же проблемы — снижение успеваемости в школе. Ребёнок может не любить школу, плохо вести себя на уроке и ничего не запоминать… Неуспеваемость способна испортить его самооценку. Пугает то, что многие ребята остаются совершенно безучастны и даже входят во вкус своей роли пассивного наблюдателя.

 А что такое неуспеваемость? Много есть определений, но я остановлюсь на одном, более понятным, в первую очередь Вам, уважаемые родители.

Отставание – процесс накапливания невыполнений требований.

Неуспеваемость - несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого – либо значительного отрезка процесса обучения – цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года.

Как реагируют родители на складывающуюся ситуацию? Таких реакций, как правило, две. Первая - это искреннее возмущение. Все условия ребенку созданы. А он не желает ничего делать. Вторая реакция – отчаяние, возникающее из понимания безвыходности положения. Они или ругают, наказывают, или пытаются «договориться по-человечески». Иногда у родителей вдруг просыпается надежда на чудо: кто-то же знает такое слово, после которого ребенок поймет и на глазах переродится.

В подростковом возрасте происходит смена ведущего вида деятельности с учебы на общение. В школу подростки ходят не учиться, а общаться.

Часто мы слышим «учебная мотивация». Учебный мотив – желание учиться. Оно стойкое у тех, кто имеет четкую цель.

Ребенок знает, зачем надо учиться: получить специальность, хорошо зарабатывать. Но в подростковом возрасте далекая мотивация практически не влияет на поведение человека. Отсроченный результат, который наступит через несколько лет, не привлекает ребенка. Короткая мотивация - близкий результат - вот то, что определяет его поведение.

Наша задача — показать ребенку, зачем ему изучать и запоминать все то, что ему предлагает школа, рассказать ему, что эти знания принесут пользу в дальнейшем. Это достаточно трудно объяснить школьнику, знания которого постоянно оценивают. Ребенок ждет от работы немедленного результата: оценки, которую ему поставят за то, что он знает. Научите его смотреть дальше, предвидя свои будущие достижения, под несколькими углами: • то, что он выучит сегодня, позволит ему достичь больших успехов в старших классах; • он сможет перейти на новый уровень обучения; • он сможет поддерживать беседу с умными и образованными людьми, а значит, у него будет больше интересных друзей;

Можно выделить следующие причины неуспеваемости:

1. Отсутствие интереса к учёбе силы воли.

Многие ученые, исследующие психологию подросткового возраста, обращают внимание на преобладание у несовершеннолетних эмоциональной сферы над волей, что проявляется, например, в эмоциональной неустойчивости, раздражительности и даже агрессивности. Поскольку жизненный опыт подростков недостаточен, то им свойственно стремление к самоутверждению, к показу своей самостоятельности. В кругу своих сверстников они часто стремятся утвердить свое положение, показать себя людьми, знающими жизнь. Такое утверждение связано зачастую с подражанием асоциальным формам поведения (неприятие воспитательных мероприятий).

У детей этого возраста ярко выражено стремление подбирать аргументы в пользу эмоционально более привлекательного поведения за счет поведения необходимого, требуемого. Иначе говоря, у подростков сильные эмоции гораздо чаще, чем у взрослых, блокируют разумное решение.

Понятие воли, как известно, имеет в психологии много значений. Будем считать, что воля - это способность человека достигать сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. Волевое поведение предполагает целенаправленность, самоконтроль поведения, возможность воздерживаться в случае необходимости от тех или иных действий, т. е. овладение собственным поведением.

В подростковом возрасте, как отмечает А.И. Высоцкий, происходит коренная перестройка структуры волевой активности. В отличие от школьников младших классов подростки чаще регулируют свое поведение на основе внутренней стимуляции (самостимуляции). В то же время волевая сфера подростков противоречива. Это связано с тем, что при значительно возросшей общей активности подростка механизмы его волевой активности еще недостаточно сформированы.. Подростки недостаточно организованны, легко пасуют перед трудностями, легко поддаются чужому влиянию, часто ведут себя вопреки усвоенным, казалось бы, требованиям и правилам поведения.  Снижается дисциплинированность, усиливается проявление упрямства, отчасти это связано с тем что вследствие утверждения своего «Я», права на собственное мнение, на свою точку зрения советы взрослых воспринимаются критически. Настойчивость проявляется только в интересной работе.

В подростковом возрасте и учебная деятельность ребенка, и положение его среди окружающих существенно меняются. Учение (как и все другие виды деятельности, в том числе общественная и трудовая) становится более сложным, требующим значительно больших усилий, большей самостоятельности и ответственности. Отношение взрослых к подростку также меняется: они ждут от подростка более зрелого, более «взрослого» поведения, предполагающего проявления волевых качеств личности. И это понятно: ведь подросток становится и более разумным, и более сильным, и более развитым физически.

В семье повышение требований к подростку в значительной степени обусловлено реальной нуждой родителей в его помощи. В домашнем обиходе часто действительно бывает востребована физическая сила подростка, его знания и умения. Тут, конечно, требуется значительно больше организованности, ответственности, самостоятельности.

Огромное значение для подростка имеет то положение, которое он занимает в коллективе сверстников. Конечно, и тогда, когда он учился в младших классах, коллектив в его жизни присутствовал, но ни отношения в нем, ни «общественное мнение» еще не имели для ребенка того решающего значения, которое они приобретают теперь. Раньше во всем главенствовал взрослый, дети хотели получить прежде всего его одобрение, подражали ему в своем поведении. А для подростка законы именно коллективной жизни являются теми нравственными правилами, подчиняться которым они всячески стремятся. Но так как требования сверстников и взрослых часто расходятся, то приходится делать выбор, а всякий выбор, как известно, важнейшая составляющая волевого поведения.

И на все это накладываются возможности и потребности самого подростка. У подростков много новых разнообразных интересов, выходящих далеко за пределы школы и учения. У них возникает интерес к другому полу, тяга к развлечениям, к времяпрепровождению в компании сверстников. Все это в какой-то степени отвлекает подростков от выполнения их основных обязанностей и создает дополнительные трудности в смысле управления

2. Конфликты с педагогами. Не понижать авторитет преподавателя в глазах ребёнка, быть осторожным при осуждении его действий. Ещё сильнее «опустив» педагога в глазах ребёнка, вы рискуете тем, что у него ваш сын или дочь уже совсем ничему не научится. Более того, ребёнок может привыкнуть списывать свои собственные неудачи на учителей и в дальнейшем.

4. Конфликты с родителями. Перед тем, как обвинять ребёнка, присмотритесь к себе. Помните простую истину: поведение детей – это зеркало нашего к ним отношения.

5. Пробелы в ранее усвоенных знаниях. Это серьёзное препятствие на пути овладения новым материалом. Посоветуйте ребёнку обратиться к ранее изученному.

6. Неумение организовать свою домашнюю работу. Попробуйте помочь ребёнку распределять время и силы. Пусть сначала он выполняет то задание, которое вызывает у него наибольшие трудности.

7. Отвлекающие факторы. Компьютер, телевизор и прочие развлечения должны знать своё место. Не позволяйте их электронным душам слишком долго находиться в центре внимания ребёнка, если он только не использует их для обучения.

8. Отсутствие мотивации к учебной деятельности. Мотивация — это своего рода двигатель, приводящий в движение деятельность. Почти любые действия начинаются и продолжаются благодаря мотивации. Когда у подростка она сильна, говорят, что он настойчив и добивается своих целей. Подростков, которым не хватает мотивации, часто называют «неудачниками». У них нет целей, которые бы заставляли их хорошо учиться, поэтому они не используют весь свой интеллектуальный потенциал.

9. Недостаточное умение учиться. Основной симптом этой проблемы проявляется тогда, когда выполнение домашнего задания становится источником постоянных конфликтовв семье.

Для начала спросите ребёнка о том, зачем он учится и попытайтесь объяснить, для кого он это делает.

10. Проблемы с развитием внимания и памяти. Начать исправлять можно уже сегодня. Надеюсь, легко найдёте подходящие способы. Затрудняетесь? Почему бы не посоветоваться со школьным психологом?

11.Личные проблемы. «Какие там такие проблемы могут быть в его-то возрасте. Одни фантазии!». Если вы можете согласиться с этим высказыванием, то, скорее всего, вашему ребёнку сильно не повезло – ему трудно будет поделиться с вами проблемой, ведь она для вас просто пустяк, а для него беда.

12. Ребёнок часто болеет. Постарайтесь укрепить его иммунитет и не давайте тратить драгоценное время впустую.

Таким образом, все причины плохой успеваемости в школе сводится к тому, что у ребёнка не развиты учебная мотивация и навыки эффективного обучения.  Это возможно только тогда, когда эффективно работает система семья – ученик – школа.

Позитивный настрой родителей, вера в способности ребёнка укрепит его собственную уверенность. Убеждайте ребёнка, что он способен справиться со сложными заданиями, подбадривайте и хвалите его. Хвалите за достижения, а не за природные качества. Уверенный в своей природной одарённости ребёнок может наоборот потерять интерес к учёбе, столкнувшись с первыми трудностями, особенно если в его характере не хватает упорства, целеустремлённости.

Здесь нужно учитывать индивидуальные особенности ребёнка: кто-то осилит и несколько кружков, а кто-то не больше одного. Нельзя впадать в другую крайность  совсем лишить ребёнка увлечений, от этого учёба не улучшится, а наоборотooxWord://word/media/image0.binooxWord://word/media/image1.binooxWord://word/media/image2.bin пострадает.

От эмоционального благополучия зависит и учебная мотивация и успеваемость.

Недостаток внимания, ссоры приводят к тому, что ребёнок начинает плохо учиться назло родителям, либо просто от того, что все его душевные силы растрачиваются в семье, и на школу не хватает энергии. Старайтесь сохранять благоприятный психологический климат в семье. Отмечайте успехи ребёнка в учёбе, беседуйте о важности обучения, получения образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Профилактика снижения мотивации к учебе и снижения успеваемости в детской школе искусств »

Постановление и пути решения проблемы: снижение мотивации к обучению и успеваемости у учеников 13-14 лет...