Дополнительное образование учащихся сельской школы как ресурс развития одарённости
статья

Больбат Наталья Ярославовна

Дополнительное образование учащихся сельской школы как ресурс развития одарённости

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительное образование учащихся сельской школы как ресурс

развития одарённости

В нашем селе, как и в районе, и во всей стране большая часть одаренных детей традиционно обучалась и обучается в обычной общеобразовательной школе. Одаренные учащиеся обучаются в классах вместе с другими  категориями обучающихся. (дети с ОВЗ, с низкой мотивацией).  Это позволяет создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся.

В майском 2018 года  Указе президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024года» определены приоритетные направления развития Российского образования, и одной из задач обозначено

- формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.

Региональная программа «Одаренный учитель-одаренный ребенок», муниципальная программа по поддержке одаренных и высокомотивированных детей также определяют задачи выявления и развития талантливых детей как приоритетные.

На базе МБОУ СОШ с. Таежное Хабаровского муниципального района реализуется программа «Создание образовательного пространства для развития детской одаренности в  сельской общеобразовательной школе».

Созданы ли в нашей школе условия для выявления и сопровождения талантливых детей, стимулирования их достижений? В целом, да.

Для этого были определены основные направления деятельности в работе с одаренными детьми:

- Выявление и составление банка данных таких детей, диагностика с помощью психолога (предпочтительные виды деятельности, творческое мышление, уровень самооценки, толерантность);

- Вовлечение этих детей в исследовательскую деятельность, в работу над учебными проектами;

- Вовлечение этих детей в конкурсы, олимпиады;

- Вовлечение этих детей к участию в предметных неделях;

 Необходимые  условия для творческого самовыражения обучающихся, выбор  форм и методов обучения, воспитания и развития отражены в программе «Одаренные дети»,  цель  которойсоздание условий  для выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения для удовлетворения социального заказа родителей.

         Показателями результативности программы явилось увеличение не только количества, но и качества участников Всероссийской олимпиады школьников.    

Отмечается устойчивая тенденция роста количества участников школьного тура Всероссийской олимпиады школьников (ВОШ). В  2019-2020 учебном году в школьном туре предметных олимпиад ВОШ приняло 225 учащихся, из них 74 победителей и призеров.

В муниципальном этапе ВОШ в этом году приняло участие 82 обучающихся 7-11х классов по 14 предметам  количество победителей и призеров – 25 ( 31% качества). С 2019 года школа прочно удерживает 1 место в рейтинге образовательных организаций района.

Региональный этап ВОШ - приняли участие  7 человек. Ученица 11 класса Нигай Елизавета стала призером по литературе. Ученика 8б класса Шубина Сергея можно смело назвать одарённым ребёнком, впервые участвуя в 7 классе в муниципальном этапе ВОШ он стал победителем по физике и призёром по математике и был зачислен в числе учащихся старших классов Краевую физико-математическую школу. Результаты его учебной деятельности привели его к зачислению в  заочную физико-техническую школу при Московском государственном физико-техническом университете. В эту же школу с этого учебного года зачислен ученик 8 класса Больбат Дмитрий, участник и победитель метапредметных конкурсов и многопрофильных олимпиад на всероссийском уровне (победитель -Всероссийский конкурс молодежных проектов «Если бы я был Президентом», победитель Всероссийской онлайн-олимпиды «Юный предприниматель», победитель краевой дистанционной олимпиады «Математика без границ».)

        До 40%учащихся школы принимают активное участие в   интеллектуальных конкурсах.

Большие возможности для  развития творческого потенциала одарённых детей существуют в сфере дополнительного образования. 

Учитывая разнообразные интересы детей и подростков в возрасте 7-16 лет, в школе организована работа детских объединений по направлениям:

 

 Военно — патриотическое (Церемониальный Отряд «Сыны Отечества»),   по соглашению с воинской части 30632-Б на базе школы создано Всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия». С этого учебного года в образовательном учреждении впервые будет открыт кадетский класс.

Социально — педагогическое («Социальное проектирование»

Учащиеся школы являются активными участниками конкурсов, рекомендованных Министерством образования и науки Хабаровского края, на портале Прообраз-27 – в конкурсах среди учащихся ОО на знание государственной символики, в краевом конкурсе среди обучающихся ОО на знание конституционного законодательства РФ; в краевом конкурсе на знание основ избирательного прав и занимали призовые места. ежегодно принимают участие в районном и краевом этапе Всероссийской акции социальных проектов «Я гражданин России.  В 2019 году команда учащихся школы представляла Хабаровский край с социальным проектом «Дорога добра» на заключительном этапе акции в Москве.

Физкультурно — спортивное направление  в системе допобразования охватывает  72% обучающихся школы , это представлено легкой атлетикой, баскетболом, подвижными играми, волейболом. Спортивные команды школы всегда  добиваются побед на соревнованиях районного уровня. Сдача норм ГТО представлена следующими показателями, в этом году участвовало 60 человек, из них золотые значки- 2 чел (3%); серебро- 24 чел (40%), бронза- 8 чел (13%).

«Дорога к лидерству» (учитель Башмакова Марина Игоревна), 30 человек, две возрастные группы.  Это направление открыло удивительные возможности для  участия наших детей в КВН- движении - синтезе многих жанров.  Оно  дает возможность развиваться комплексно, то есть в различных его видах: музыке, актерском мастерстве, художественном слове, танцах.

Школьная команда «Таёжный роман»  за три  года существования завоевала множество призов и наград.  В этом году команда стала 2х кратным Чемпионом Лиги КВН Хабаровского муниципального района, 2 кратным чемпион Открытого кубка КВН Главы района имени Лазо, три года подряд становились призерами всероссийской Юниор – лиги регионального представительства в г.Хабаровске. на протяжении 2х лет наши ребята входят в состав  команды КВН «Школьная сборная  г. Хабаровска  и защищают честь региона в других городах. В 2018 году стали Чемпионами Всероссийской Юниор - лиги в г. Москва. Все участники команды становились неоднократными обладателями звания «Лучшая актриса» и «Лучший актер»

Художественно — эстетическое  (вокально-хоровое объединение «Радость»   , 56 человек , (учитель высшей квалификационной категории Синельник Наталья Валентиновна) хорошо знают в Хабаровском муниципальном районе, потому что без него не проходит ни одно значимое событие района. В этом году стали победителями международного молодежного вокально-хорового конкурса «Весенние голоса-2020 в городе

Интеллектуально — познавательное.

         На базе  программы создано и работает школьное научное общество «Сириус», предоставляющее учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете, поддерживающее олимпиадное движение

школьников.

         Результатами творческой деятельности НОУ являются: презентации, рефераты, проекты, выступления на школьных конференциях, районных семинарах, конкурсах. Ребята представляют свои проекты на ежегодной школьной открытой научно-практической конференции проектных и исследовательских работ учащихся «Шаг в будущее», краевой заочной – «Будущее Хабаровского края в надёжных руках» в конкурсе творческих работ «Юнис».

На протяжении последних 3х лет мы также участвуем в олимпиадах, рекомендованных Министерством образования и науки РФ – Кутафинской олимпиаде по праву на базе ХГУЭП, Многопрофильной инженерной олимпиаде «Звезда» на базе ТОГУ- в этом году приняло участие 129 обучающихся, 32 из них вышли на заключительный этап, просветительском фестивале по финансовой грамотности приняли командное  участие на базе РАНХиГСа.

В соответствии с вышеперечисленным условиями успешной работы с одарёнными детьми в нашем ОУ являются:

1. Осознание важности этой работы каждым членом педколлектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению, дополнительному образованию..

2.Постоянное совершенствование школьной методической системы работы с одарёнными детьми.

3. Включение в работу с одаренными детьми в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами (ответственность, компетентность, состоятельность, интеллектуальность).

          Программа творческого объединения «Азбука журналистики», 12 человек, (руководитель Больбат Н.Я.) является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспонденты учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нём.                                        

 Ребята с удовольствием участвовали в районных конкурсах : Медиа Старт –, где заняли призовые места, в смотре-конкурсе школьных печатных изданий «Это наша с тобой история» к 100-летию образования комсомола, заняв I  место по 6 разных номинациям. Приняли участие в краевом конкурсе детских печатных изданий «Значимый символ XX столетия», посвященный 100 летию революции, где три призовых места. В международном конкурсе «школа диалога культур России»

Юные журналисты оттачивают свои умения, писательское мастерство, принимая участие в различных дистанционных конкурсах разных уровней:

Всероссийский конкурс школьных сочинений и эссе по литературе «Свои владения покидает осень»12 участников из них 4 победителя и призера, « последняя глава осени» (Целыковская Анна, 9кл.,1 место). принимают активное участие в дистанционных олимпиадах по русскому языку «Мудрый филин», «Творческая мастерская филолога»

Экологическое направление реализует программа кружка «Юный эколог» (руководитель Маргарян Наира Аветисовна ).

 Ребята  с интересом занимаются  проблемами экологии городка, района, активно участвуя во Всероссийском конкурсе «Дети России за сохранность природы» ,  в районных конкурсах «Знать, чтобы сберечь», «Заповедный край Хабаровский»,      «Птицы вокруг нас», во Всероссийском экологической  акции «Сделаем вместе!»,  в краевой акции «Зеленая Весна 2017».

Дополнительным образованием в 2021/2022 году охвачено 236 учеников,52% всех учащихся школы. Считаем, что оно  даёт возможность для обретения и проявления своей собственной индивидуальности большинству ребят, они могут по-разному проявить себя, ощутить и познать свою способность быть разным.

 Достижения учащихся отмечаются на ежегодной школьной  церемонии награждения победителей олимпиад, конкурсов различных уровней «Звездный калейдоскоп»; самые активные ребята награждены путёвками в международный детский центр «Артек»,  во всероссийский центр «Океан», удостоена стипендии Губернатора Хабаровского края Шибанкова Елена, стипендии главы Хабаровского муниципального района Сатубалдин Руслан.

Учебные программы, школьная образовательная среда позволяют держать высокой планку медалистам школы :  в 2018/19 – 4медалиста, в 2019/2020 – 3 медалиста.

Это колоссальная работа не одного дня, а результат участия в метапредметных, многопрофильных дистанционных  олимпиадах краевого , общероссийского, международного уровней, слаженной и профессиональной работы педагогического коллектива.

Педагоги школы транслируют свой педагогический опыт через  публикации в сборниках различных уровней: учитель математики Бирюкова Наталья Владимировна (журнал «МИФ» краевое учебно-методическое пособие для учащихся), учитель информатики и ИКТ Больбат Наталья Ярославовна (в «Завуч. Инфо» статьи «Формирование информационной и коммуникативной компетентностей младших школьников через участие в сетевых проектах», «Информация в презентациях»), Башмакова Марина Игоревна, заместитель директора по ВР (ж. Наука и просвещение» статья «Особенности проявления межличностных отношений подростков с различными типами поселения»).

На базе школы прошёл районный семинар директоров школ «Создание образовательного пространства для развития детской одарённости в сельской общеобразовательной школе», на котором был представлен опыт работы нашей школы в данном направлении.

Если дети – национальное  достояние страны,  то одаренные дети – её интеллектуальный творческий  потенциал. Чем раньше учитель  обнаружит незаурядные  способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем  больше  надежд  на то, что  в будущем эти дети составят гордость и славу нашего отечества.

Завершить свое выступление мне хочется словами Василия Александровича Сухомлинского «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа инновационной площадки «Развитие интегративного и инклюзивного образования в сельской школе»

Настоящая программа определяет миссию школы как образовательного учреждения, предоставляющего каждому учащемуся сферу деятельности, необходимую для реализации своих индивидуальных способностей, мотиво...

«Дополнительное образование как средство выявления, поддержки и развития творческого потенциала одарённых детей»

В данной работе представлены принципы специализации образовательных программ дополнительного образования детей разного возраста, описаны основные направления, проблемы, принципы, формы и методы органи...

Этнокультурное образование в сельской школе как ресурс развития личности

Воспитание, организуемое в сельской школе, строится с учётом национальных традиций. Национальная школа – это не школа в котором происходит абсолютизация этнического принципа, а школа в котором вос...

Опыт возрождения народных ремёсел в учреждениях дополнительного образования в сельской местности

Представлен проект, который реализуется учреждением дополнительного образования и направлен на возрождение и сохранение уникальных видов вышивки и золотного шитья,воссоздание народных костюмов по подл...

О результатах проведения анкетирования по изучению мнения родителей (законных представителей) учащихся Муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей "Детская школа искусств"

О результатах проведения анкетирования по изучению мнения родителей (законных представителей) учащихся Муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей "Детская школа искус...

Условия развития центра дополнительного образования в рамках реализации Целевой модели развития дополнительного образования в Республике Адыгея.

Благодаря федеральному проекту "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование"  МБУ ДО "Майкопский центр развития творчества детей и взрослых" удалось до...