Классный час на тему «Безопасный интернет»
классный час (9 класс)

Чичинина Елена Ричардовна

Классный час на тему «Безопасный интернет»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час на тему «Безопасный интернет»

ЦЕЛЬ: Дать представления обучающимся о элементарных правилах кибербезопасности, углубить представление учащихся о влиянии компьютера на детей, воспитывать уважение к собственному здоровью.

ЗАДАЧИ: 

1. Познакомить обучающихся с методами защиты своих персональных данных от мошенников.       

2. Развивать умение противостоять психологическому давлению в интернете.

3. Воспитывать правильное поведение в киберпространстве.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:

        Введение. С каждым годом нас окружает все больше технических устройств, выполняющих различные бытовые, профессиональные, развлекательные функции. Среди них важнейшее место занимают компьютеры и другие устройства, обеспечивающие доступ к Интернету. Без них многим уже невозможно представить свою жизнь.

Во многом благодаря наличию персональных гаджетов, которые позволяют выходить в Сеть круглосуточно и практически из любого места, 15% российских школьников в 2012–2013 годах проводили в Интернете почти весь свой день. По данным исследования Фонда Развития Интернет, более 60% детей выходят в Сеть со своего компьютера или ноутбука, почти каждый второй имеет доступ в Интернет через мобильные телефоны и смартфоны, каждый десятый ребенок является счастливым обладателем планшета.

            Использование Интернета невозможно без обеспечения нормальной работы трех составляющих: «железа» (устройств, позволяющих выходить в Интернет), программного обеспечения для использования Интернета и непосредственно подключения к Сети.

Помимо большого разнообразия технических средств доступа в Интернет существует множество вариантов подключения этих устройств к мировой паутине. Технологии доступа к Интернету можно разделить на две основные группы: проводное соединение — данные передаются посредством кабеля, и беспроводное соединение — данные передаются радиоволнами

в определенном частотном диапазоне. Беспроводной доступ не требует специального кабеля, а позволяет подключаться к Интернету и передавать данные посредством радиоволн в определенном частотном диапазоне. Рассмотрим два основных способа беспроводного доступа: Wi-Fi и мобильный Интернет.

Рекомендации по безопасному использованию Wi-Fi от Google

        Обращайте внимание на адрес сайта: кажется, ли он подлинным? Удостоверьтесь, что он начинается с комбинации https:// — это значит, что ваше соединение с веб-сайтом зашифровано и злоумышленникам будет сложнее получить ваши личные данные. Кроме того, в некоторых браузерах рядом с обозначением протокола https:// отображается значок замка: это значит, что соединение защищено и более безопасно.

При подключении через общедоступную сеть Wi-Fi любой желающий может отследить информацию, которой обменивается ваш компьютер и точка доступа. Не пользуйтесь платежными системами и другими важными сервисами при работе с таким соединением.

При использовании Wi-Fi у себя дома обязательно защитите сеть паролем. Не используйте пароль, предлагаемый по умолчанию, он может быть известен злоумышленникам. Следуйте инструкциям интернет-провайдера и используйте собственную комбинацию символов. В настройках точки доступа выбирайте протокол WPA2 —на сегодняшний день он наиболее эффективен.

Рекомендации для надежности пароля

1. Надежный пароль — это важный элементы защиты, который позволяет значительно повысить безопасность онлайн-транзакций. Ключевые элементы надежности пароля — длина и сложность. Идеальный пароль — это длинная комбинация различных знаков, которая включает в себя буквы и цифры, а также знаки пунктуации и символы. Если это возможно, старайтесь использовать восемь и более знаков.

2. Не используйте один и тот же пароль везде. Злоумышленники крадут учетные данные на сайтах со слабой безопасностью, а затем пытаются использовать те же пароли и имена пользователя, чтобы получить доступ к более защищенным ресурсам, например, банковским сайтам.

3. Старайтесь регулярно менять свои пароли. Установите автоматическое напоминание, которое будет уведомлять вас о необходимости сменить пароли на используемых вами ресурсах.

4. Чем больше разнообразных символов вы используете в пароле, тем лучше. Тем

не менее, помните, что программы для подбора паролей автоматически проверяют их на замену распространенных комбинаций букв на символы, например «to»на «2».

5. Обеспечьте защиту для записанных паролей. Будьте внимательны к тому, где вы

храните или записываете пароли. Вместо того чтобы придумывать пароли, а тем

более их помнить, можно использовать автоматизированные средства генерации

и хранения паролей, например, Keepas (http://keepass.info/download.html/).

6. Будьте аккуратны с паролем к своему почтовому ящику. Именно он, как правило,

служит ключом для несанкционированного доступа к разным сайтам от имени

пользователя, поскольку через email производится регистрация практически

на любых сервисах.

Как защитить компьютер или другое устройство от вирусов: рекомендации от Google

•          Регулярно обновляйте браузер и операционную систему. Обычно операционные

системы и приложения сами сообщают вам о том, что их можно обновить. Не от-

кладывайте обновление на потом! Уязвимостями в устаревших версиях ПО могут

пользоваться злоумышленники, чтобы получить доступ к вашим данным. Браузер

Chrome автоматически обновляется до последней версии при каждом запуске,

обеспечивая надежную защиту без усилий со стороны пользователя.

•          Внимательно следите за тем, какие веб-сайты вы открываете и что загружаете.

Это относится к музыке, фильмам, файлам, плагинам и дополнениям для браузера и т. д.

•          Остерегайтесь всплывающих окон, которые предлагают вам установить ПО или

устранить неполадки. В таких сообщениях часто указано, что ваш компьютер заражен и предлагаемое ПО может исправить проблему. Не верьте этому. Закройте всплывающее окно и не нажимайте на ссылки в нем. Не открывайте файлы неизвестных типов и не нажимайте на подозрительные предупреждения в браузере, предлагающие открыть какие-либо файлы. Если вы все-таки перешли на предлагаемую страницу, иногда вредоносное ПО не дает покинуть ее (например, отображает запрос на загрузку снова и снова). В этом случае нужно закрыть браузер

в диспетчере задач или мониторе активности вашей операционной системы.

•          Мы рекомендуем добавить нужные вам сайты в закладки, переходить на них с помощью поисковой системы или вводить URL в адресную строку браузера. Убедитесь, что адрес веб-сайта начинается с https://. Это протокол зашифрованного подключения, которое обеспечивает более эффективную защиту данных.

•          Устанавливайте ПО только из надежных источников.

•          Какова репутация магазина? Пользуйтесь только авторитетными ресурсами, такими как встроенный магазин приложений или сайт разработчика, а не сторонними сайтами для загрузки ПО. Мы также рекомендуем изучить отзывы о разработчике. Попробуйте найти обзор интересующего вас приложения или комментарии пользователей. Если окажется, что оно многим не понравилось или вызывало технические проблемы, вряд ли стоит его загружать.

•          Обнаружив после загрузки любые подозрительные признаки (устройство медленно работает, появляются всплывающие окна или выполняются непонятные платежи), немедленно удалите ПО и проверьте систему с помощью последней версии антивирусной программы.

•          Многие браузеры предупреждают пользователя о том, что он пытается открыть

сайт, распространяющий вредоносное ПО.

Секреты поиска от Google

Ищите по точной фразе

Если вам нужно найти страницу с определенной фразой, заключите ее в кавычки. Например, «“сказки Пушкина”». При этом в результаты поиска могут не попасть сайты, содержащие другие варианты этого запроса, как-то: «сказки Александра Сергеевича Пушкина» или «сказки Александра Пушкина». Забыли слово в цитате? Возьмите всю цитату в кавычки, а вместо пропущенного слова поставьте звездочку *. Цитата найдется вместе с забытым словом. Например, «“ночь улица * аптека”». Исключайте лишнее. Если вам нужно исключить страницы с определенными словами из результатов поиска, поставьте перед ними знак минуса. Например, чтобы найти в Интернете информацию о Гае Юлии Цезаре (а не о салате «цезарь»), введите в поисковую строку: «цезарь -салат» (цезарь минус салат). Ищите любые из нескольких слов. Просто перечислите все подходящие варианты через вертикальный слеш: «|». Google будет искать документы с любым из этих слов. Например, «ананасы | рябчики | шампанское» или «дачные участки (Рублевское | киевское | минское) шоссе».

Ищите слова в пределах одного предложения. Используйте знак с красивым названием «амперсанд» — &. Если соединить слова амперсандом, Google найдет документы, где эти слова стоят в одном предложении. Например, «памятник Пушкину & Псков».

Преобразовывайте единицы измерения С помощью Google вы можете быстро узнать, сколько километров в указанном количестве миль, сколько галлонов в нескольких литрах и т. д. Для этого достаточно ввести в поисковую строку число и указать единицы измерения.

Узнавайте время в разных городах мира. Чтобы узнать, сколько сейчас времени в какой-либо точке нашей планеты, напишите в строке поиска слово «время» и название интересующего вас города или страны. Узнавайте прогноз погоды. Чтобы быстро узнать прогноз погоды, введите в строку поиска слово погода и название любого города мира.

Узнавайте значения слов. Если вы не знаете значение какого-то слова, введите в строку поиска «что такое:» и нужное слово. Например, «что такое: аксолотль».

Достоверность информации

Несмотря на то, что современные школьники способны отыскать в Интернете все, что угодно.Как в Интернете отличить фэйк от правды?

Существует ряд приемов, с помощью которых можно идентифицировать фэйки, представленные даже в самом завуалированном виде. В первую очередь, новость, которая подается как правдивое сообщение, но при этом повествует о невероятных фактах и сомнительных событиях, скорее всего, является недостоверной. Часто в таких новостях используются ссылки даже на вызывающие доверие источники. В этом случае необходимо удостовериться в действительности ссылок. Если источником указан иностранный сайт, стоит ознакомиться с оригиналом. Очень часто в подобных новостях авторы ссылаются на неопределенные источники фактов: «по исследованиям ученых», «как сообщили конфиденциальные источники» и т. п. Ложное сообщение выдает и манера изложения. В текстах используются обобщения, преувеличения и наукообразные слова. Необходимо обращать внимание на любые логические неточности, очевидные несоответствия, эмоциональные высказывания. Особенно должны настораживать броские заголовки статей и баннеры, призывающие прочитать горячую новость. Такие заверения, как «Это не легенда!» или «Это не розыгрыш!», на деле могут означать прямо противоположное.

Коммуникация без границ

Возникновение новых технологий всегда резко меняло привычный способ общения: телефон начал разъединять людей, радио и телевидение стали воровать время, ранее отводившееся на общение. Стремительное распространение Интернета породило новый термин — виртуальное общение, а чуть позже — онлайн-общение, которое стало со временем противопоставляться общению в реальной жизни. В ХХI веке реальность и виртуальность уже не противопоставляются.

Общение в Интернете — это продолжение реального общения. Интернет — всего лишь инструмент для его осуществления. Скоро приставка «онлайн» может исчезнуть: Интернет уже сегодня стал неотъемлемой частью нашей реальной жизни.

Управляйте вашей цифровой репутацией!

•          Будьте внимательны к вашей цифровой репутации — подумайте дважды, прежде

чем публиковать что-то обидное, вредное или непозволительное: агрессия в Интернете так же неприятна, как и в реальной жизни.

•          Как и в реальном мире, вы можете управлять интернет-репутацией, помня о цифровом следе: внимательно относитесь к публикации информации о себе и других, не размещайте личную информацию или фотографии других людей, не спросив

их разрешения

•          Что делать публичным? Многие продукты Google позволяют пользователям обмениваться информацией, например, Gmail, YouTube и Google+. Настройки доступа помогают ограничивать круг лиц, которые могут просматривать ваши фотографии, блоги, информацию профиля и другие материалы, опубликованные вами в Интернете. Прежде чем делать пост или видео публичным, подумайте: действительно ли они предназначены для общего просмотра, или необходимо ограничить доступ к этой информации, опубликовав ее только для близких друзей или членов семьи?

•          В Google+ можно сегментировать пользователей по тематическим кругам и публиковать информацию для выбранной аудитории.

•          Что публиковать? «Правило бабушки» является хорошим правилом для определения информации о себе, которую не стоит публиковать в Интернете. Прежде чем публиковать что-либо, представьте: что подумала бы ваша бабушка, если бы увидела этот контент? Действительно ли он должен быть доступен широкому кругу пользователей?

 Отношения с другими и отношение к другому

Общение в иртуальном мире психологически проще по сравнению с общением лицом к лицу.Доступ случайных интернет-знакомых к личной информации не единственная проблема. Когда общения в Сети становится недостаточно, многие хотят перенести его в реальную жизнь. Как показало исследование «Дети России онлайн», 47 % детей общались в Интернете с кем-либо, с кем они никогда не общались в реальной жизни, а каждый пятый (21 %) лично встречался с интернет-знакомыми. Девочки немного чаще, чем мальчики соглашаются на такие встречи. Причем по мере взросления таких встреч становится больше. При этом только у пятой части детей, ходивших на встречи с онлайн-знакомыми, родители знали об этом.

 Агрессия в Интернете: троллинг и кибербуллинг

 Другой вид коммуникационных рисков — это вероятность столкновения с агрессией в Сети. Иллюзия анонимности и безнаказанности приводит к тому, что некоторые пользователи дают выход

агрессии в Интернете, оскорбляя других пользователей или провоцируя их на конфликт.

Подобное поведение в Интернете называют «троллингом». Тролли публикуют провокационные сообщения, чтобы вызвать негативную реакцию пользователей и разжечь спор между участниками коммуникации. Троллинг может быть прямым (оскорбления участников, нарушение правил ресурса, подстрекание, ссоры) и замаскированным (сообщения не по теме, возвращение к другой

острой теме, завуалированные сообщения, на первый взгляд позитивные). Тролли хотят получить реакцию в виде прямого конфликта. В перепалке с таким пользователем очень легко потерять

над собой контроль и самому стать троллем.

Тролли могут стремиться вызвать раздражение участников коммуникации, но также их целью может быть унижение конкретного человека. В таком случае троллинг может переходить в целенаправленную травлю, или буллинг.

По определению Игоря Кона, под буллингом обычно понимается запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить человека себе. Во все времена это была одна из серьезных проблем

подростковой среды.

Развитие инфокоммуникационных технологий привело к распространению кибербуллинга — агрессивного, умышленного действия, совершаемого группой лиц или одним лицом с использованием электронных форм контакта, повторяющегося неоднократно и продолжительного во времени в отношении жертвы, которой трудно защитить себя. Виртуальная среда, в которой

происходит кибербуллинг, позволяет агрессорам чувствовать себя менее уязвимыми и менее ответственными за свои действия. Анонимность — основной фактор, отличающий кибербуллинг от обычного буллинга, осуществляемого в непосредственном контакте. Другие отличия проявляются в том, что кибербуллинг происходит вне школы, более скрыто и зачастую не позволяет видеть эмоциональные реакции жертвы.

 Риски интернет-шоппинга

Совершая покупки в Интернете, и подростки, и взрослые всегда должны помнить о том, что

существует риск столкновения с недобросовестными продавцами или мошенниками, готовыми

нарушить права потребителя, продать некачественный и даже запрещенный товар или

предоставить несуществующую услугу. Перечислим наиболее распространенные риски интернет-

шоппинга:

Потеря денег и личных данных. Покупая товар в неизвестном интернет-магазине, можно

легко стать жертвой мошенников и лишиться не только денег, но и персональной информации, например, данных кредитной карты. Аналогичные риски возникают, если пользователь попадает на поддельный сайт известного интернет-магазина, пройдя по фитиновой ссылке. Товар ненадлежащего качества. Учитывая, что все покупки в Интернете совершаются «за

глаза», у покупателя нет возможности проверить все характеристики покупки, а некоторые качества товара могут ухудшиться при неправильной транспортировке или хранении на складе. В соответствии с законом «О защите прав потребителя» покупатель имеет право на возмещение стоимости или замену товара ненадлежащего качества.

Поддельный товар. Многие интернет-магазины предлагают товары известных брендов

по низким ценам. Особенно эта группа товаров популярна у подростков и молодежи. Однако может оказаться, что в некоторых случаях низкая цена может свидетельствовать не о сокращении торговых издержек, а о подделке. Выявить поддельный товар бывает довольно сложно, поэтому лучше всего заранее проверять сертификаты качества у продавца. Запрещенные товары. Путешествуя по просторам Интернета, подростки могут столкнуться с объявлениями о продаже запрещенных товаров и услуг. Хотя такие объявления отслеживаются правоохранительными органами и администрацией сайтов, риск приобретения подростками запрещенного товара в Интернете остается.

Нарушение прав потребителя. В соответствии с законодательством РФ потребитель имеет определенные права — независимо от того, где совершается покупка: в обычном магазине или в Интернете. Однако Интернет-торговля гораздо хуже поддается правовому регулированию по сравнению с традиционным рынком товаров и услуг. В связи с этим риск столкновения с недобросовестным продавцом, готовым нарушить права потребителей, в Интернете достаточно высок.

 Онлайновое пиратство 

Онлайновое пиратство – это незаконное копирование и распространение (как для деловых, так и для личных целей) материалов, защищенных авторским правом, например, музыки, фильмов, игр или программ без разрешения правообладателя.

 

Материалы нежелательного содержания

К материалам нежелательного содержания относятся: материалы порнографического, ненавистнического содержания, материалы суицидальной направленности, сектантские материалы, материалы с ненормативной лексикой.

Вопрос «Как этих опасностей избежать?» Работа в группах. Учащимся класса предлагается разработать памятку «Свод правил поведения в сети Интернет».

Возможные правила:

1.      Прекращайте любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки, никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете.

2.      Скачивайте файлы из надежных источников и обязательно читайте предупреждения об опасности, лицензионные соглашения и положения о конфиденциальности.

3.      Регулярно устанавливайте на компьютере последние обновления безопасности и антивирусные средства.

4.      Помните, что нельзя играть на деньги. Ведь в основном подобные развлечения используются создателями для получения прибыли.

5.      Используйте средства фильтрации нежелательного материала. Научитесь критически относиться к содержанию онлайновых материалов и не доверять им.

6.       

Плюсы использования Интернета

Минусы использования Интернета

-оперативность получения любой информации;

-общение;

-участие в конкурсах;

-получение дополнительного образования;

-обеспечение досуга;

-формирование информационной компетентности, включающей умение работать с информацией.

-беспорядочная недостоверная информация;

-ухудшение здоровья (потеря зрения, гиподинамия, искривление осанки, психические и интеллектуальные нарушения развития);

-вредная информация (религиозные секты, экстремистские сайты, нецензурная лексика);

-психологическое давление (маньяки, мошенники, подростковая агрессия).

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу по теме "Безопасный интернет"

Презентация к классному часу по теме "Безопасный интернет"...

Классный час на тему "Безопасный интернет"

ТЕМА: «БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ»ЦЕЛЬ: Дать представления обучающимся о элементарных правилах кибербезопасности.ЗАДАЧИ: 1. Познакомить обучающихся с методами защиты своих персональных данных от мошенников....

Классный час на тему "Безопасный Интернет"

Классный час в форме беседы на тему "Безопасный Интернет" был разработан для 5 класса....

Классный час на тему: "Безопасность Интернета"

Классный час "Безопасность Интернета" для учащихся 6 класса подготовлен согласно плана проведения классных часов....

Классный час на тему: «Безопасный Интернет»

Данный классный час можно провести в 5-9 классах в рамках недели безопасности в Интернете....

Классный час на тему" Безопасный интернет"

Презентация классного часа на тему" Безопасный интернет"...

Методическая разработка классного часа на тему: «БезОпасный Интернет»

Методическая разработкаклассного часа на тему:«БезОпасный Интернет»...