ПолнаяПрограммаПлавание
презентация к уроку (7 класс)
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО ГО «ВОРКУТА»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ» Г. ВОРКУТЫ
РЕКОМЕНДОВАНО Методическим советом МУДО «ДТДиМ» г. Воркуты Протокол № «__»_____ 2020 г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МУДО «ДТДиМ» г. Воркуты от 2020 г. № ___________Е. Н. Прокопчик |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Плавание»
Физкультурно-спортивная направленность
Адресат программы: дети 7 лет
Уровень освоения программы: стартовый (ознакомительный)
Срок реализации программы: 1 год
ФИО, должность разработчика программы:
Дубасене Анна Сергеевна
педагог дополнительного образования
Шелудько Ольга Владимировна
педагог дополнительного образования
г. Воркута
2020 г.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка
Направленность программы: физкультурно-спортивная
Актуальность программы
Умение плавать – жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Однажды приобретённый навык плавания сохраняется у человека на всю жизнь.
Плавание представляет собой циклические движения руками и ногами с четко согласованным ритмом дыхания и равномерным участием больших групп мышц. Плавание – олимпийский вид спорта, включенный в программу практически всех спартакиад.
В плавании существуют 4 способа рациональных движений (техника): кроль на груди, кроль на спине, брасс и баттерфляй. Каждый способ на соревнованиях представляется отдельной программой. Кроме того, существуют прикладные способы плавания, они применяются, чаще всего, для спасения и транспортировки утопающих. Занятия плаванием способствуют воспитанию личностных качеств, таких как: трудолюбие, упорство, дисциплинированность, ответственность и др. Плавание может быть как индивидуальным, так и командным видом спорта, что помогает воспитанникам самореализоваться.
Данная программа направлена на наиболее полную реализацию двигательной потребности ребёнка с сохранением его индивидуальности, физического и психического здоровья.
Актуальность программы объясняется тем, что необходимо своевременно научить навыкам плавания детей младшего школьного возраста, сформировать устойчивый интерес к систематическим занятиям плаванием и здоровому образу жизни, создать условия для достижения спортивных результатов. В условиях Крайнего севера это имеет особое значение, так как, дети лишены возможности заниматься плаванием в естественных водоемах из-за суровых климатических условий. В процессе реализации программы учащиеся должны овладеть всеми способами спортивного и прикладного плавания.
Отличительной особенностью и новизной этой программы является то, что учащиеся принимаются в объединение независимо от уровня своей физической подготовки и антропометрических данных. Кроме того, в курс данной программы включен блок овладения навыками прикладного плавания.
Предлагаемая программа имеет физкультурно-спортивную направленность:
- способствует развитию таких качеств, как сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость;
- оказывает оздоровительное воздействие на детский организм. Плавание является прекрасным средством закаливания и повышения стойкости организма к воздействию низких температур, простудным заболеваниям и другим изменениям внешней среды.
- способствует укреплению опорно-двигательного аппарата, развитию координации движений, своевременному формированию «мышечного корсета», предупреждая искривления позвоночника, снижению возбудимости и раздражительности;
- создает условия для тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем, и как следствие, роста спортивного результата.
Программа направлена на развитие самостоятельной творческой деятельности учащихся по созданию макетов и моделей несложных объектов, познавательного процесса у младших школьников, формирование политехнических знаний и умений. Начальное техническое моделирование – это путь к овладению техническими специальностями в жизни человека, развитие интереса к технике, конструкторской мысли. Занятия дают возможность учащимся участвовать в полном цикле познавательного процесса от приобретения, преобразования знаний до их практического применения. Помимо средства занятости свободного времени учащихся они еще и помогают адаптироваться к новым экономическим условиям современной жизни. (обосновать, чему ребенок научится и как знания пригодятся)
Дополнительная образовательная программа «Плавание» разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепцией развития дополнительного образования (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
Приказом Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных-дополнительных общеразвивающих программ в Республике Коми (Письмо Министерства образования и молодежной политики Республики Коми № 07-27/45 от 27.01.2016г.).
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015г. «О направлении информации»;
Рекомендациями «Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и модульные программы) (приложение к информационному письму Министерства образования и молодежной политики Республики Коми от 19.09.2019г. № 07-13/631).
В основу программы легли концептуальные идеи основоположников теории и методики спортивного плавания:
- Булгаковой Н.Ж., Попова О.И. и Распоповой Е.А. (Теория и методика плавания)
- Терри Лафлина (Как рыба в воде);
- Козлова А.В. (Плавание: методические рекомендации)
Программа содержит следующие предметные области:
- теория и методика физической культуры и спорта;
- общая и специальная физическая подготовка;
- спортивное плавание;
- прикладное плавание;
- подвижные игры.
Характеристика программы
Программа имеет физкультурно-спортивную направленность по цели и содержанию.
Классификация:
По виду: модифицированная;
По цели обучения: спортивно-оздоровительная;
По форме организации, содержанию, процессу обучения: комплексная.
Адресат программы
Группы комплектуются из числа мальчиков и девочек младшего школьного возраста (7 лет), с любым уровнем физической подготовки и желающим заниматься плаванием.
С точки зрения психологии, младший школьный возраст является сензитивным периодом для творческого развития. Это обусловлено чрезвычайной детской любознательностью и огромным стремлением познавать окружающий мир. Передача знаний и вовлечение детей в различные виды деятельности способствуют расширению и обогащению детского опыта. Все это есть ничто иное как предпосылки для творческого развития ребенка и начала его творческой деятельности.
Запись в группы осуществляется в начале учебного года на основании заявления родителей, добровольного волеизъявления ребенка, на основании медицинского заключения о состоянии физического здоровья. Данная программа предоставляет возможность зачисления мальчиков и девочек на любом этапе обучения с проведением входной диагностики ребенка и разработкой индивидуальной траектории обучения.
Уровень освоения программы
Программа имеет стартовый уровень (ознакомительный) сложности.
На стартовом уровне осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вида спорта. Основное содержание этого уровня составляет обучение технике спортивного плавания с использованием максимально возможного числа подводящих, подготовительных и специальных упражнений с упором на игровые методы обучения.
Преимущественной направленностью тренировочного процесса являются обучение навыкам прикладного плавания, плавания спортивными способами, развитие общей выносливости (на базе совершенствования аэробных возможностей), гибкости и быстроты движений, выполнение контрольных нормативов для зачисления на следующий этап подготовки.
Срок освоения программы и режим занятий
Объем программы рассчитан на 108 часов в расчете на 36 учебных недель. Срок освоения программы составляет 1 год
Форма обучения: очная
Рекомендованный режим занятий
Возраст учащихся | Продолжительность занятий | Периодичность в неделю | Кол-во часов в год | Требования по физической, технической и спортивной подготовке на конец спортивного года |
7 лет | 1 по 45 мин. | 3 | 108 | Выполнение нормативов по ОФП и технической подготовке |
Особенности организации образовательного процесса:
Особенности организации образовательного процесса: состав групп постоянный.
Виды занятий по организационной структуре: коллективные, групповые.
Цель и задачи программы
Цель программы - формирование у учащихся интереса к регулярным занятиям плаванием, овладение основами техники плавания, укрепление их здоровья, развитие физических качеств и приобщение к здоровому образу жизни.
Обучающие задачи:
формировать общие представления о виде спорта плавании;
обучить основам техники плавания, стартов, поворотов;
обучить основам прикладного плавания;
обучить использованию в своей речи спортивной терминологии.
Развивающие задачи:
развивать физические качества: координация, гибкость, сила, двигательных навыков;
развивать восприятие, мышление, внимание, память;
развить коммуникативную компетенцию: умение общаться и взаимодействовать со сверстниками и с другими людьми;
развить информационную компетенцию: умение воспринимать новую информацию, анализировать и применять ее в деятельности;
развивать компетенцию эмоционального интеллекта: уметь контролировать и управлять своими эмоциями.
Воспитательные задачи:
воспитывать морально-волевые качества как смелость и решительность;
воспитать активного гражданина, культурного и грамотного человека;
воспитывать самостоятельность и организованность;
формировать здоровьесберегающую компетенцию: привить потребность в здоровом образе жизни; формировать знания о правилах личной гигиены, заботы о личной безопасности;
воспитывать положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культуры;
воспитывать чувства уверенности в себе;
формировать адаптивную компетенцию: уметь ориентироваться в незнакомой обстановке, в рамках соревновательной деятельности;
формировать компетенцию командной работы: умение эффективно взаимодействовать с ребятами для достижения победы.
Содержание программы
Учебный план
Название раздела | Количество часов | Форма контроля/аттестации | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1.Теоретическая подготовка Введение в образовательную программу «Плавание». | 2 | 1,5 | 0,5 | Опрос, тестирование |
2. Плавательная подготовка | 106 | |||
2.1. Изучение техники способов плавания | 83 | 0,2 | 82,8 | Практическое задание |
2.2. Изучение стартов и поворотов | 8 | 0,2 | 7,8 | Практическое задание |
2.3. Прикладное плавание | 5 | 0,2 | 4,8 | Практическое задание |
2.4. Иры на воде | 8 | 0,2 | 7,8 | Практическое задание |
2.5. Соревнования и контрольные испытания | 2 | 0,2 | 1,8 | Контрольные нормативы |
Итого | 108 | 2,5 | 105,5 |
Содержание модуля 1
108 часов (2,5 часа - теория, 105,5 часов - практика)
Образовательная задача: освоение основных навыков плавания, развитие психофизических качеств учащихся для данного вида спорта.
Учебные задачи:
- знакомить детей с водой, ее свойствами (плотность, вязкость, прозрачность);
- формировать у детей умения и навыки, помогающие чувствовать себя в воде уверенно;
- учить держаться на поверхности воды;
- обучать плаванию определенным способом, сохраняя согласованность рук, ног и дыхания;
- обучение способам спортивного плавания;
- обучение основам дыхательных упражнений при физических нагрузках;
Тематические рабочие группы и форматы: организация обучения в фронтальной и групповой форме работы.
Тематические рабочие группы формируются для игровых заданий, выполнения практической работы.
Тематическая программа модуля
№ п/п | Виды учебных занятий, учебных работ | Содержание | Количество часов |
Теоретическая подготовка | |||
Тема 1.1. Введение в образовательную программу. | Беседа, опрос (1,5 ч.), игра, практическое задание(0,5 ч.) | Теория (1,5 часа): Основы безопасности на воде, правила поведения в бассейне ДТДиМ. Знакомство учащихся с образовательной программой, правилами работы в учебной группе. Понятие о виде спорта – плавание, сведения о влиянии занятий плавания на организм человека, как закаливающего организм фактора, как прикладного вида спорта, значение воды как естественной силы природы. Понятие о личной гигиене, о гигиене одежды и обуви. Практика (0,5часа): Закрепление правил техники безопасности. Игры на внимание. | 2 час |
Плавательная подготовка | |||
2.1. Изучение техники способов плавания | Беседа (0,2 ч.) практическое задание (82,8 ч.) | Теория (0,2 часа): Техника упражнений. Теоретические знания по выполнению упражнений. Основные понятия о дыхании в плавании. Практика (82,8 часа): Упражнения знакомящие со свойствами воды, сопротивлением воду. Упражнения на погружение в воду. Упражнения помогающие открывать глаза в воде и овладевать выдохом в воду. Упражнения на лежание и скольжение на воде. Упражнения для освоения техники способов плавания (кроль на спине, кроль на груди, брасс, баттерфляй). Упражнения для освоения дыхания при проплывании спортивными способами. | 83 часа |
2.2. Изучение стартов и поворотов | Беседа (0,2 ч.) практическое задание (7,8 ч) | Теория (0,2 часа): основные стартовые положения, виды поворотов Практика (7,8 часа): Упражнения для разучивания прыжков в воду. Упражнения для разучивания поворотов. | 8 часов |
2.3. Прикладное плавание | Беседа (0,2 ч.) практическое задание (4,8 ч) | Теория (0,2 часа): основные понятия прикладного плавания, виды прикладного плавания. Практика (4,8 часа): разучивание упражнений прикладного плавания. | 5 часов |
2.4. Игры | Беседа (0,2ч.), практическое задание (7,8ч.) | Теория (0,1 часа): Правила игр, задачи. Техника безопасности во время игр. Практика (27,9 часов): Игры для развития дыхательных навыков. Игры для разучивания погружения в воду. Игры со скольжением. Игры для изучения элементов плавания. | часов |
2.5.Соревнования | Беседа (0,2ч.), практическое задание (0,8ч.) | Теория (0,1 часа): Правила соревнований. Правила выполнения старта. Правила выполнения поворота. Практика (0,9 часа): Участия в соревнованиях. Проплывание дистанции 25 и 50 метров. | 2 часа |
Этапы освоения программы
I этап
Сентябрь месяц - Знакомство с водой, ее свойствами. Освоение в водной среде (безбоязненное и уверенное передвигаться по бассейну с помощью и самостоятельно, совершать простейшие действия, бегать, брызгаться, играть). Выявление плавательных способностей. Входная диагностика.
II этап
Октябрь, ноябрь, декабрь – Закрепление умений и навыков, которые помогают чувствовать себя в воде достаточно надежно (всплывать, лежать, скользить, самостоятельно выполнять вдох-выдох в воду). Формировать навыки плавания и скольжения при выполнение специальных упражнений. Закрепить навыки скольжения с сочетанием вдоха и выдоха в воду, работу ног стилем «кроль» без опоры на спине и груди. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к процессу выполнения плавательных движений. Обучение плаванию способом на спине и на груди (согласованность движений рук, ног, дыхания) и прыжкам в воду. Промежуточная аттестация.
III этап
Январь, февраль, март - Закрепить умение входить в воду прыжком с бортика, передвигаться и ориентироваться под водой, плавать стилем «кроль» на груди и спине в полной координации (без опоры). Закрепление техники способа плавания, простых поворотов, элементарных прыжков в воду, сочетания дыхания с движением рук и ног стилем «кроль» на спине и груди.
IV этап
Апрель, май – совершенствование техники способа плавания, простых поворотов, элементарных прыжков в воду, сочетания дыхания с движением рук и ног стилем «кроль» на спине и груди. Закрепление техники способа плавания баттерфляй. Участвовать в учебных соревнованиях. Итоговая диагностика.
Планируемые результаты программы
Предметные результаты
Программа предполагает, что учащийся будет знать:
- общие сведения о виде спорта;
- основы выполнения физических упражнений;
- основы техники плавания (кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй);
- основы выполнения стартов и поворотов;
- основы прикладного плавания;
- о факторах, благоприятно действующих на здоровье;
- о необходимости заботы о своем здоровье;
- правила безопасного поведения во время занятия;
- правила выполнения базовых комплексов ОРУ;
- правила личной гигиены во время посещения занятий;
- основы спортивной терминологии.
Программа предполагает, что учащийся будет уметь:
- владеть всеми спортивными способами плавания;
- владеть дыханием во время проплывания спортивными способами;
- владеть техникой стартов и поворотов, передачей эстафет;
- соблюдать правила безопасности и принципы тренировки;
- использовать спортивный инвентарь по назначению.
Личностные результаты
Формирование здоровьесберегающей компетентности
- сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности, здоровом образе жизни.
Формирование компетентности эмоционального интеллекта
- любознательный, активный;
- эмоционально отзывчивый.
Формирование информационной компетенции:
- владеет универсальными предпосылками учебной деятельности;
- владеет необходимыми умениями и навыками.
Формирование коммуникативной компетентности
- владеет вербальными и невербальными средствами общения со взрослыми и сверстниками;
- способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
- умеет работать в команде;
- умеет ориентироваться в незнакомой обстановке, в рамках соревновательной деятельности ;
- будет иметь первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
Метапредметные результаты
Учащийся научится универсальным учебным действиям:
Формирование информационной компетенции:
- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
- умение управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
- умение находить ошибки и исправлять их;
- развито умение осуществлять поиск информации, анализировать и применять ее в деятельности.
Формирование коммуникативной компетентности
-умение адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстника.
Формирование здоровьесберегающей компетентности
- соблюдать в процессе занятий правила безопасности;
- быть ответственным к собственному здоровью и негативно относиться к факторам риска;
- сформированы нравственно-волевые качества для становления спортивного характера.
Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1. Календарный учебный график программы
№ п\п | Название раздела, темы | Всего часов | В том числе | Дата проведения (число, месяц, год) | Дата проведения (по факту) | |
теория | практика | |||||
1. | Вводное занятие. Теория: инструктаж по технике безопасности в воде, в раздевалках, в душе; правила поведения во время занятий на воде и в сухом зале. Понятие о виде спорта – плавание, сведения о влиянии занятий плавания на организм человека. Основы техники безопасности, понятия о личной гигиене, предупреждение травматизма. Влияние физических упражнений на организм человека. Плавательная подготовка: знакомство с водой, ее свойствами. Игра «Цаплята и лягушки» Входная диагностика | 1 | 0,4 | 0,6 | 11.09.20 | |
2 | Плавательная подготовка. Разные виды ходьбы по периметру бассейна. Многократные выдохи в виду. Игра «Насос» | 1 | 0,2 | 0,8 | 13.09.20 | |
3 | Теоретическая подготовка. Закрепить знания о технике безопасности во время занятий на воде, в зале. Плавательная подготовка Ходьба в разных направлениях с движениями рук. Развивать умение делать выдох в воду с задержкой дыхания. Игры «Самый быстрый мячик» | 1 | 0,2 | 0,8 | 16.09.20 | |
4 | Закреплять ходьбу в разных направлениях с работой руками. Закреплять многократные выдохи в воду. Игра «Водолазы» | 1 | 1 | 18.09.20 | ||
5 | Совершенствовать различные передвижения в воде. Закреплять многократные выдохи в воду на задержке дыхания. Учить всплывать и лежать на воде «Звездочка» Элементы прикладного плавания. | 1 | 1 | 20.09.20 | ||
6 | Закреплять технику работы ног кролем. Совершенствовать погружение в воду с глубоким выдохом и открыванием глаз. Закреплять всплывание и лежание на воде у неподвижной опоры «звездочка», «поплавок», «медуза». Игра «Кто выше» | 1 | 0,2 | 0,8 | 23.09.20 | |
7 | Совершенствовать технику работы ног кролем. Совершенствовать всплывание и лежание на воде у неподвижной опоры. Совершенствовать навык открывания глаз в воде. Игры «водолазы», достань игрушку», ныряние в обруч, проплывание под водой. | 1 | 1 | 25.09.20 | ||
8 | Всплывание и лежание на воде у неподвижной опоры (плавательная доска, мяч). Игра «Полоскание белья» | 1 | 1 | 27.09.20 | ||
9 | Лежание на воде у неподвижной опоры с работой прямых ног на груди. Скольжение на груди «стрелочка» с толчком от бортика. Элементы прикладного плавания | 1 | 0,2 | 0,8 | 30.09.20 | |
10 | Закрепление скольжения на груди «стрелочка, с толчком от бортика. Закрепление лежания на воде у неподвижной опоры с работой прямых ног на груди. Игра «Переправа» | 1 | 1 | 02.10.20 | ||
11 | Совершенствование скольжения на груди «стрелочка, с толчком от бортика. Совершенствование лежания на воде у неподвижной опоры с работой прямых ног на груди. Игра «Лодочки» | 1 | 1 | 04.10.20 | ||
12 | Обучить лежанию на спине с работой ног способом «кроль» у неподвижной опоры. Игра «Карусель» | 1 | 0,4 | 0,6 | 07.10.20 | |
13 | Закрепить лежание на спине с работой ног способом «кроль» у неподвижной опоры. Учить скольжению на спине без работы ног толчком от бортика «стрелочка» Элементы прикладного плавания | 1 | 1 | 09.10.20 | ||
14 | Совершенствовать лежание на спине с работой ног способом «кроль». | 1 | 1 | 11.10.20 | ||
15 | Свободное плавание с повторением изученного материала. | 1 | 1 | 14.10.20 | ||
16 | Учить скольжению на груди с работой ног способом «кроль» с разным положением рук и тела в воде с плавательной доской. Учить делать выдох в воду при выполнении упражнений. Игра «Рыбы и сеть» | 1 | 0,4 | 0,6 | 16.10.20 | |
17 | Закрепить скольжение на груди с работой ног способом кроль с разным положением рук с плавательной доской и без. Игра «Караси и карпы» | 1 | 1 | 18.10.20 | ||
18 | Совершенствовать скольжение на груди с работой ног способом кроль с разным положением рук с плавательной доской и без. Игра «Хоровод» | 1 | 0,2 | 0,8 | 21.10.20 | |
19 | Скольжение на спине с работой ног способом кроль с разным положением рук с плавательной доской и без. | 1 | 1 | 23.10.20 | ||
20 | Закреплять умение всплывать и лежать на воде, на груди с фиксированной и подвижной опорой; выполнять скольжение на груди «стрелой». Игра «Морской бой». | 1 | 1 | 25.10.20 | ||
21 | Совершенствовать лежание на спине с работой ног способом «кроль» у неподвижной опоры. Закрепить скольжению на спине без работы ног толчком от бортика «стрелочка». Игра «Морской бой». | 1 | 1 | 28.10.20 | ||
22 | Учить скользить на спине с работой прямых ног без помощи рук. Свободное плавание. | 1 | 0,2 | 0,8 | 30.10.20 | |
23 | Совершенствовать скольжение на спине без работы ног толчком от бортика «стрелочка» Закрепить скольжение на спине с работой прямых ног без помощи рук. | 1 | 1 | 01.11.20 | ||
24 | Совершенствовать скольжение на груди и на спине с работой прямых ног способом «кроль» Свободное плавание | 1 | 1 | 04.11.20 | ||
25 | Продолжать совершенствовать скольжение на груди и на спине с работой прямых ног способом «кроль» | 1 | 1 | 06.11.20 | ||
26 | Закрепление скольжения на груди и на спине с работой ног способом «кроль» с толчком от бортика, от дна бассейна. Игра «Жучок-паучок» | 1 | 1 | 08.11.20 | ||
27 | Техника безопасности Совершенствование скольжения на груди и на спине с работой ног способом «кроль» с толчком от бортика, от дна бассейна | 1 | 0,4 | 0,6 | 11.11.20 | |
28 | Свободное плавание с элементами пройденного материала | 1 | 1 | 13.11.20 | ||
29 | Лежание на спине, держась за бортик бассейна. Скольжение на спине «стрелой», с толчком одной ноги от бортика бассейна и толчком двух ног со дна бассейна (с плавательной доской). Совершенствовать навык самостоятельного лежания и всплывания на воде и открывания глаз. Игра «Лягушата» | 1 | 0,2 | 0,8 | 15.11.20 | |
30 | Скольжение на спине с разным положением рук и тела в воде с доской и без. Закрепить плавание способом «кроль» на груди и на спине с работой ног Игра «Насос» | 1 | 1 | 18.11.20 | ||
31 | Совершенствовать плавание кролем на груди и на спине при помощи работы ног. Учить старт на груди, старт на спине. Совершенствовать многократные выдохи в воду. Игра «Спрячься под воду». | 1 | 1 | 20.11.20 | ||
32 | Работа рук способом «кроль», стоя на дне бассейна в наклоне, с продвижением. | 1 | 1 | 22.11.20 | ||
33 | Учить согласованной работе рук и ног при плавании кролем на груди. Элементы прикладного плавания. | 1 | 0,2 | 0,8 | 25.11.20 | |
34 | Продолжать учить согласованной работе рук и ног при плавании кролем на груди. | 1 | 1 | 27.11.20 | ||
35 | Учить плаванию облегченным кролем на груди с выносом рук из воды, на задержке дыхания Игра «Охотник и утки» | 1 | 0,4 | 0,6 | 29.11.20 | |
36 | Продолжать учить плаванию облегченным кролем на груди с выносом рук из воды, на задержке дыхания | 1 | 1 | 02.12.20 | ||
37 | Закрепить плавание облегченным кролем на груди с выносом рук из воды, на задержке дыхания | 1 | 1 | 04.12.20 | ||
38 | Продолжать закреплять плавание облегченным кролем на груди с выносом рук из воды, на задержке дыхания | 1 | 1 | 06.12.20 | ||
39 | Совершенствовать плавание облегченным кролем на груди с выносом рук из воды, на задержке дыхания Элементы прикладного плавания | 1 | 1 | 09.12.20 | ||
40 | Техника безопасности Продолжать совершенствовать плавание облегченным кролем на груди с выносом рук из воды, на задержке дыхания | 1 | 0,2 | 0,8 | 11.12.20 | |
41 | Закрепить правила поведения в бассейне во время занятий на воде и в зале. Учить согласованной работе рук и ног при плавании кролем на груди | 1 | 0,2 | 0,8 | 13.12.20 | |
42 | Продолжать учить согласованной работе рук и ног при плавании кролем на груди. | 1 | 1 | 16.12.20 | ||
43 | Закрепить согласованную работу рук и ног при плавании кролем на груди. Свободное плавание с элементами ранее разученного материала. | 1 | 0,2 | 0,8 | 18.12.20 | |
44 | Промежуточная аттестация | 1 | 1 | 20.12.20 | ||
45 | Продолжить закреплять согласованную работу рук и ног при плавании кролем на груди. | 1 | 1 | 23.12.20 | ||
46 | Совершенствовать согласованную работу рук и ног при плавании кролем на груди. Прыжки в воду, старты на спине и на груди. | 1 | 0,2 | 0,8 | 25.12.20 | |
47 | Учить согласованной работе рук и ног на спине. | 1 | 1 | 27.12.20 | ||
48 | Продолжать совершенствовать согласованную работу рук и ног при плавании кролем на груди. | 1 | 1 | 30.12.20 | ||
49 | Продолжать учить согласованной работе рук и ног на спине. | 1 | 1 | 10.01.21 | ||
50 | Закрепить согласованную работу рук и ног на спине. | 1 | 1 | 13.01.21 | ||
51 | Продолжать закреплять согласованную работу рук и ног на спине. | 1 | 0,4 | 0,6 | 15.01.21 | |
52 | Совершенствовать согласованную работу рук и ног на спине. Прыжки в воду, старты на спине и на груди. | 1 | 1 | 17.01.21 | ||
53 | Учебные старты (соревнования) | 1 | 0,2 | 0,8 | 20.01.21 | |
54 | Свободное плавание с элементами пройденного материала. | 1 | 1 | 22.01.21 | ||
55 | Инструктаж по ТБ Совершенствовать скольжение на груди, на спине, на боку. Совершенствовать согласованную работу рук и ног на спине. Игра «Поезд в туннель». | 1 | 0,2 | 0,8 | 24.01.21 | |
56 | Продолжать совершенствовать согласованную работу рук и ног на спине. | 1 | 1 | 27.01.21 | ||
57 | Совершенствовать согласованную работу рук и ног на спине в ластах. Старты на спине, разучивание поворотов на груди. | 1 | 1 | 29.01.21 | ||
58 | Свободное плавание с элементами разученного материала. | 1 | 1 | 31.01.21 | ||
59 | Продолжать совершенствовать согласованную работу рук и ног, как при плавании кролем на груди и на спине. Учить ноги баттерфляй на груди с плавательной доской. Элементы прикладного плавания | 1 | 0,2 | 0,8 | 03.02.21 | |
60 | Закрепить умение плавать кролем на груди и на спине с работой рук и ног. Закрепить ноги баттерфляй на груди и на спине с плавательной доской. | 1 | 0,2 | 0,8 | 05.02.21 | |
61 | Совершенствовать умение плавать кролем на груди и на спине с работой рук и ног. Закрепить ноги баттерфляй на груди и на спине с плавательной доской. Игра «Винт». | 1 | 1 | 07.02.21 | ||
62 | Совершенствование технику плавания кролем на груди и на спине. Совершенствовать умение плавать ноги баттерфляй на груди на спине с плавательной доской и без. | 1 | 1 | 10.02.21 | ||
63 | Продолжать совершенствовать технику плавания кролем на груди и на спине. | 1 | 1 | 12.02.21 | ||
64 | Учить работе рук способом баттерфляй. Совершенствовать кроль на груди и на спине. | 1 | 0,2 | 0,8 | 14.02.21 | |
65 | Продолжать учить работе рук способом баттерфляй. | 1 | 1 | 17.02.21 | ||
66 | Закрепить работу рук способом баттерфляй на груди. Закрепить работу ног способом баттерфляем на груди и на спине. Совершенствовать кроль на груди и на спине. Элементы прикладного плавания. | 1 | 1 | 19.02.21 | ||
67 | Техника безопасности Продолжать закреплять работу рук способом баттерфляй на груди, а так же работу ног способом баттерфляем на груди и на спине. | 1 | 0,2 | 0,8 | 21.02.21 | |
68 | Продолжить закреплять работу рук способом баттерфляй на груди. Закрепить работу ног способом баттерфляем на груди и на спине. Игра «Слушай сигнал». | 1 | 1 | 24.02.21 | ||
69 | Закрепить работу рук в способе баттерфляй на груди. Учить согласованной работе рук и ног в способе баттерфляй на груди. Совершенствование кроль на спине с поворотом. | 1 | 1 | 26.02.21 | ||
70 | Продолжать учить согласованной работе рук и ног в способе баттерфляй на груди. | 1 | 0,2 | 0,8 | 28.02.21 | |
71 | Совершенствовать работу рук в способе баттерфляй на груди. Закрепить согласованную работу рук и ног в способе баттерфляй на груди. Совершенствование кроль на груди с поворотом. | 1 | 1 | 03.03.21 | ||
72 | Продолжать закреплять согласованную работу рук и ног в способе баттерфляй на груди. | 1 | 1 | 05.03.21 | ||
73 | Свободное плавание с элементами пройденного материала. | 1 | 1 | 07.03.21 | ||
74 | Продолжать закреплять согласованную работу рук и ног в способе баттерфляй на груди. Совершенствование кроль на груди с поворотом в ластах. | 1 | 1 | 10.03.21 | ||
75 | Совершенствовать технику плавания кролем на груди и на спине без выноса рук | 1 | 0,2 | 0,8 | 12.03.21 | |
76 | Совершенствовать согласованную работу рук и ног в способе баттерфляй на груди в ластах. Совершенствовать технику плавания кролем на спине в ластах. Элементы прикладного плавания | 1 | 1 | 14.03.21 | ||
77 | Продолжать совершенствовать согласованную работу рук и ног в способе баттерфляй на груди в ластах. | 1 | 1 | 17.03.21 | ||
78 | Учить работе рук способом брасс у неподвижной опоры. Совершенствовать технику плавания на спине с поворотом. | 1 | 0,2 | 0,8 | 19.03.21 | |
79 | Продолжать учить работе рук способом брасс в движении. Учить работе ног способом брасс у неподвижной опоры. | 1 | 1 | 21.03.21 | ||
80 | Продолжать учить работе ног способом брасс в движении. | 1 | 1 | 24.03.21 | ||
81 | Учить согласованной работе рук со вдохом и выдохом в воду. | 1 | 0,2 | 0,8 | 26.03.21 | |
82 | Продолжать учить работе рук и ног способом брасс в движении. Учить согласованной работе рук со вдохом и выдохом в воду. | 1 | 1 | 28.03.21 | ||
83 | Закрепить работу рук способом брасс в движении. Закрепить согласованную работу рук со вдохом и выдохом в воду. | 1 | 1 | 31.03.21 | ||
84 | Продолжать закреплять работу рук способом брасс в движении, а так же согласованной работе рук со вдохом и выдохом в воду. | 1 | 1 | 02.04.21 | ||
85 | Эстафетное плавание. Игры «пятнашки с поплавком», прыжки в воду. | 1 | 0,2 | 0,8 | 04.04.21 | |
86 | Продолжать закреплять работу рук способом брасс. Учить работе ног способом брасс с плавательной доской. | 1 | 1 | 07.04.21 | ||
87 | Совершенствовать работу рук способом брасс. Закреплять работу ног способом брасс с плавательной доской. Элементы прикладного плавания | 1 | 1 | 09.04.21 | ||
88 | Совершенствовать работу рук способом брасс. Закреплять работу ног способом брасс с плавательной доской и без. | 1 | 1 | 11.04.21 | ||
89 | Учить поворот в способе брасс. Совершенствовать работу рук в способе брасс, совершенствовать работу ног в способе брасс. Игра «Делай кувырок». | 1 | 0,2 | 0,8 | 14.04.21 | |
90 | Учить согласованной работе рук и ног в способе брасс. Совершенствовать работу рук и ног с плавательной доской и без. Старты, повороты. | 1 | 1 | 16.04.21 | ||
91 | Свободное плавание с элементами ранее разученного материала | 1 | 1 | 18.04.21 | ||
92 | Продолжать учить согласованной работе рук и ног в способе брасс. Совершенствовать работу рук и ног в способе баттерфляй. | 1 | 1 | 21.04.21 | ||
93 | Проплывание дистанции способом кроль на груди и кроль на спине 25 м. Старты, повороты. | 1 | 0,2 | 0,8 | 23.04.21 | |
94 | Закреплять согласованную работу рук и ног в способе брасс. | 1 | 1 | 25.04.21 | ||
95 | Тестирование (теоретическая подготовка) Свободное плавание с элементами пройденного материала. | 1 | 0,2 | 0,8 | 28.04.21 | |
96 | Итоговая диагностика (практическая подготовка) | 1 | 1 | 30.04.21 | ||
97 | Продолжать закреплять согласованную работу рук и ног в способе брасс. Совершенствовать способы кроль на груди, кроль на спине, баттерфляй. | 1 | 1 | 02.05.21 | ||
98 | Разучить комплексное плавание (повороты) | 1 | 1 | 05.05.21 | ||
99 | Продолжать учить комплексное плавание (смена стилей) | 1 | 1 | 07.05.21 | ||
100 | Закрепить комплексное плавание (старты, повороты). | 1 | 1 | 09.05.21 | ||
101 | Продолжать закреплять комплексное плавание (старты, повороты) | 1205.21 | ||||
102 | Совершенствование комплексного плавания. | 1 | 0,2 | 0,8 | 14.05.21 | |
103 | Повторение стартов, поворотов в комплексном плавании через 50 метров | 1 | 1 | 16.05.21 | ||
104 | Совершенствование поворотов кроль-кроль, спина-спина, брасс-брасс, дельфин-дельфин | 1 | 1 | 19.05.21 | ||
105 | Свободное плавание | 1 | 1 | 20.05.21 | ||
106 | Участие в соревнованиях | 1 | 0,2 | 0,8 | 22.05.21 | |
107 | Эстафетное плавание всеми разученными способами (ноги с доской, в полной координации) | 1 | 1 | 24.05.21 | ||
108 | Свободное плавание | 1 | 1 | 27.05.21 | ||
ИТОГО: | 108 | 8 | 100 |
2.2. Условия реализации программы
1. Спортивная форма:
- для зала – спортивная форма (футболка, спортивный костюм, носки, спортивная обувь).
- для воды – плавательные принадлежности (мыло, мочалка, полотенце, обувь для бассейна, плавки, купальник, шапочка, очки).
2. Спортивные сооружения:
- спортивный зал, ванна бассейна.
3. Техническое оснащение:
- настенный секундомер;
- звуковой сигнал для подачи старта;
- музыкальный центр;
- фотоаппарат;
- видеокамера.
4. Инвентарь:
Для зала:
- гимнастические маты для упражнений;
- фитболы-8 шт.;
- бодибары – 25 шт.;
- гантели по 0,5 кг.;
- гантели по 1,0 кг.;
- набивные мячи;
- скакалки;
- шведская стенка;
- гимнастические скамейки;
- тележки;
- резины для рук.
- пьедестал почета.
Для воды:
- плавательные доски;
- колобашки;
- лопатки различных видов;
- ласты различных видов;
- игрушки, предметы, плавающие разных форм и размеров;
- игрушки и предметы, тонущие разных форм и размеров.
5. Кадровое обеспечение:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Плавание» реализуется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование по направлению «плавание», и отвечающими пункту 3.1 профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Или лицами, получающими высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» в случае рекомендации аттестационной комиссии и соблюдения требований, предусмотренных квалификационными справочниками.
Оборудование размещается в зале так, чтобы его удобно было использовать для занятий и только под присмотром педагога.
Непременным условием является хорошее освещение и температура в зале на уровне +18 градусов по С, температура воды +28 С.
2.3. Формы контроля
Контроль за образовательной деятельностью проводится в три этапа на протяжении всего курса обучения: вводная диагностика, промежуточная аттестация и итоговая диагностика.
Входная диагностика проводится на первых занятиях, позволяет определить уровень физического развития каждого ребенка, выявить его возможности и способности.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии с целью выявлений у учащихся уровня усвоения учебного материала по теме или целого раздела и фиксируется в журнале.
Промежуточная аттестация осуществляется по окончанию полугодия с целью выявления сложностей в усвоении материала и определении индивидуальной траектории. Промежуточный контроль проводится в виде сдачи контрольных тестов.
Итоговая диагностика проводится в конце учебного года в форме соревнований, проплывания дистанции 25 м кролем на груди или 25 м кролем на спине, и теста на проверку теоретических знаний. Результаты обучения, на основе которых выявляется уровень усвоения программного материала за учебный год, и фиксируются в диагностической карте.
Оценка знаний, умений, навыков в ходе контрольных мероприятий
Контроль проводится после прохождения определенной темы или целого раздела. При оценке учитывается уровень знаний теоретических вопросов; умения применять эти знания на практике в соответствии с контрольно-измерительными материалами. Результаты фиксируются в сводных диагностических картах (см. УМК).
Так же необходимо проводить 1 раз в год оценку метапредметных результатов обучения, а также развитие личностного и нравственного потенциала учащихся. Для этого используется метод наблюдений, метод решения проблемных ситуаций, игровой метод. Анализируя, полученные данные по каждому учащемуся педагог фиксирует их в диагностической карте формирования личностного потенциала учащихся, что позволяет в течение срока обучения отслеживать, корректировать, воспитывать и формировать положительные качества учащихся (см. УМК)
Технология определения учебных результатов по программе заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (теоретическая, практическая подготовка учащегося, общеучебные умения и навыки) оценивается по степени выраженности (от минимальной до максимальной). Показатели по личностному развитию оцениваются наоборот, от максимальной к минимальной выраженности качества. Для удобства выделенные уровни обозначаются соответствующими баллами. Формы контроля разработаны с учетом возрастных возможностей дошкольников. Проводятся в виде контрольных испытаний и соревнований, теоретических знаний.
Критерии оценки предметных результатов:
Оценка знаний, умений и навыков по разделам программы (срезы знаний) на занятии осуществляется по балльной системе (от 3 min до 5 max баллов), общая сумма баллов фиксируется в диагностической карте (см. УМК)
оптимальный уровень (5 баллов) - высокий темп учебной деятельности, устойчивый интерес, полное усвоение теоретического и практического материала, выполнение нормативов.
допустимый уровень (4 балла) - средний темп учебной деятельности, неустойчивый интерес, усвоение теоретического и практического материала с частичной помощью педагога, выполнение нормативов.
критический уровень (3 балла) - темп учебной деятельности ниже среднего, частичное усвоение теоретического и практического материала, через показ педагога, не выполнение нормативов.
Оценка знаний, умений и навыков по предметным результатам определяется с помощью выполнения физических упражнений в зале и на воде.
Результат оценивается с помощью секундомера, рулетки.
Критерии оценки теоретических знаний учащихся:
оптимальный уровень (5 баллов) – знания сформированы в полном объеме;
допустимый уровень (4 балла) – теорию знает частично;
критический уровень (3 балла) – не владеет теоретической подготовкой.
Для контроля теоретической подготовки дан тест из 10 вопросов. Учащиеся должны выбрать среди представленных ответов, один верный. Результаты заносятся в таблицу. (см. УМК). Тест проводится на промежуточной аттестации и итоговой диагностики.
Учащиеся успешно освоившие данную программу могут продолжить обучение плаванию по предпрофессиональной программе «Плавание» без предварительного отбора. Группы рекомендуется комплектовать примерно равного уровня подготовленности.
Виды контроля:
Контроль учебной деятельности проводится систематически:
- контроль педагога - по форме может быть индивидуальным, фронтальным, групповым;
- взаимоконтроль учащихся – целесообразен при проведении практических занятий, игр, итоговых занятий;
- самоконтроль (самооценка).