Проект "Живая память России"
методическая разработка
Мы живём в эпоху инноваций, нововведений и изменений, как политических и экономических, так и социокультурных. Дети современного времени очень отличаются от времени их родителей и тем более от времени их бабушек и дедушек. Поэтому с раннего детства надо прививать уважение к истории своего Отечества, к людям, защищавшим родной край в тяжелые годы. В новых условиях жизни необходимо менять принципы воспитания и образования современных детей.
Одним из основных направлений в работе с детьми является патриотическое воспитание детей, воспитание в подрастающем поколении любви к родному краю, к своей родине, труду, к культуре родного народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект | 32.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор ГКУ СО МО
Семейного центра помощи семье и детям
«Преображение»
--------------------------Рычкова А.А.
----------------------------------------------
Министерство социального обслуживания Московской области
Государственного социального семейного центра помощи
семье и детям Московской области
«Преображение»
ПРОЕКТ «ЖИВАЯ ПАМЯТЬ РОССИИ».
Разработали: воспитатели- Карандашева И.В.
Зуева О.А.
Кознов К.М.
педагоги дополнительного образования- Климова Н.В.
Богатова В.Е.
2023
г.о. Егорьевск
Актуальность проекта: Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз ,с двором, где посадил первое деревце.
Мы живём в эпоху инноваций, нововведений и изменений, как политических и экономических, так и социокультурных. Дети современного времени очень отличаются от времени их родителей и тем более от времени их бабушек и дедушек. Поэтому с раннего детства надо прививать уважение к истории своего Отечества, к людям, защищавшим родной край в тяжелые годы. В новых условиях жизни необходимо менять принципы воспитания и образования современных детей.
Одним из основных направлений в работе с детьми является патриотическое воспитание детей, воспитание в подрастающем поколении любви к родному краю, к своей родине, труду, к культуре родного народа.
В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» констатируется, что воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма резко снизился, поэтому «патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества». Следовательно, духовное оздоровление всего народа связано, прежде всего, с патриотическим воспитанием подрастающих поколений.
Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.
Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания — проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
Реализация проекта «Живая память России» позволила задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и взрослые.
Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационный, творческий.
Тип проекта: детско-взрослый, ребенок-субъект проектирования,
открытый –центр «Преображение», г.о.Егорьевск.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Срок реализации проекта: с января по май.
Участники проекта: дети среднего, старшего дошкольного возраста, младшего школьного возраста.
Специалисты: воспитатели, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования.
Охватываемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество», «Социализация», «Физическая культура».
Актуальность темы: художественно-эстетическое развитие детей.
Цель проекта:
- Формирование у детей гражданской позиции, патриотических чувств, любви и уважения к историческому военному прошлому страны, к Родине.
- Формирование интереса к продуктивной, творческой, познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи проекта:
- Формировать личность, живущую по законам исторической преемственности поколений.
- Воспитать любовь и уважение к защитникам.
- Развивать продуктивную деятельность и творчество.
- Способствовать обогащению эмоциональной сферы.
Структура проекта.
Январь-Март «Моя родина – Россия!»
Апрель- Май «Священная война»
Июнь– «Детство без войны».
Образовательные области | Содержание |
Цикл «Моя родина – Россия!» | |
«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество», «Социализация», «Физическая культура» |
5. Открытое занятие « Будем в армии служить». 6. Познавательное занятие « Наша армия ». 7. Беседа «18 Марта-воссоединение Крыма с Россией». 8. Круглый стол «Россия -огромная страна». |
Цикл «Священная война» | |
«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество», «Социализация», «Физическая культура» |
|
Цикл «Детство без войны» | |
«Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество», «Социализация», «Физическая культура» |
|
Формы организации детей:
- Физкультурный досуг.
- Музыкальное занятие.
- Продуктивная деятельность.
- Работа в уголке творчества.
- Выставка фоторабот.
- Выставка детского рисунка.
- Конкурс чтецов.
- Конкурс детского творчества.
- Урок мужества.
- Групповое посещение выставок, кинотеатров, музеев.
- Прослушивание и разучивание музыкальных произведений, песен.
- Выставка плакатов.
- Рассматривание альбома «Военная техника», плакатов, открыток.
- Музыкальная гостиная.
- Литературно-музыкальная композиция.
- Праздничный концерт.
- Конкурс рисунков на асфальте.
- Возложение цветов к памятнику.
- Праздники.
- Беседы.
Методы и приемы организованной образовательной деятельности:
- Игра.
- Наглядность (выставка репродукций картин известных художников, рассматривание фотоархива военных лет).
- Традиционные методы народной педагогики (подражание, подпевание, подхватывание, пение за педагогом, диалог, беды по картинам, «круглый стол»).
- Интерактивные выставки.
- Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов.
- Рекламно-информативная (художественно-литературное занятие, просмотр репродукций).
- Посещение памятных мест.
- Творческая активность детей (групповая и индивидуальная).
- Включение элементов творчества в занятия, игровую и самостоятельную деятельность.
Формы контроля:
- Беседы с детьми по тематике проводимых мероприятий, позволяющие выявить уровень сформированности высших чувств дошкольника и школьника, качество усвоения ребенком представлений о России, в родном городе.
- Наблюдение за детьми в ходе праздников, развлечений, постановок музыкальных сказок, занятий по изобразительной деятельности и на физкультурных досугах.
Предполагаемый результат: любознательность, активность; интерес к новым знаниям; проявление чувств гордости за стойкость и самоотверженность народа страны в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов; представления о фактах из жизни старших членов семьи (прадедушек и прабабушек, участников Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов), их фронтовых и трудовых подвигах; умение представить творческий продукт индивидуальной или коллективной деятельности; соотнесение воспринятой информации со своим опытом, чувствами и представлениями; интерес к историческому прошлому страны через произведения живописи и скульптуры, прослушивание музыкальных произведений; проявление активного интереса к народной музыке, традиционной песне и пляске, музыке военной тематике; творчески активны, воспроизводят музыкальные произведения, соответствующие тематике проекта.
Принципы проекта:
- Историзм: соблюдение хронологии описываемых явлений и дат.
- Гуманизация: ориентация на высшие человеческие ценности.
- Дифференциация: соблюдение оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов.
- Интегративность: сотрудничество с библиотеками, краеведческим музеем, сочетание разных видов деятельности.
- Наглядности: изготовление ряда пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе исторического материала, соблюдение требований к культуре показа презентаций.
Этапы работы над проектом.
Деятельность детей | Деятельность педагога |
Подготовительный этап (разработка проекта) Цель: самосовершенствование по теме Январь | |
Составление рассказов о войне, о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов. В самостоятельной творческой деятельности рисование на заданную тему. Прослушивание музыкальных произведений военных лет, исполнение песен о войне. | Диагностирование детей. Составление перспективного плана по реализации проекта. Изучение литературы, новых методик и технологий по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей. Индивидуальное консультирование родителей и привлечение их к сбору наглядного материала и необходимой литературы. Оформление выставки работ детей на военную тематику. Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблем. |
Этап: формулирование проблемы Цель: помочь детям осознать и личностно воспринять проблему. Февраль-Март | |
Осознание и личностное восприятие проблемы. Принятие задач проекта. | Формулирует проблему: дети практически ничего не знают о событиях Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов, о родственниках, участвовавших в боях, и их наградах. Цель: дать знания детям о событиях войны, оформить выставку работ, посвященную Дню Победы, прослушать музыкальные произведения военных лет, прочитать стихотворения, провести физкультурные игры на военную тематику. Формулирует задачи: - сформировать представление о времени начала и длительности Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов; - выбрать форму получения информации (занятие, экскурсия, беседа, творческая деятельность, просмотр слайдов и документальных фильмов); - определить наиболее интересные темы для детей. |
Этап: систематизация информации о событиях войны. Апрель-Май | |
Беседы о событиях войны. «Образ война- победителя в монументальной скульптуре». Коллективная лепка на военную тематику. Воспроизведение музыкальных произведений военных лет. Участие в творческих выставках рисунков и поделок. | Проведение бесед по теме проекта, организованной образовательной деятельности по художественному творчеству, музыкальному воспитанию и физическому развитию. Организация музыкальной гостиной, выставки детского творчества. Проведение конкурсов групповых и семейных фотоколлажей. |
Этап: практическая деятельность детей. В течении всего проекта | |
Выбор материалов для поделок. Совместное составление схемы последовательности выполнения работы, изготовление поделки по подгруппам соблюдением выбранной последовательности. Выбор движений и музыки для танца. Продумывание движений под музыку. Танец с имитацией слов песни. | Предоставляет различные изобразительные материалы и музыкальное сопровождение. Оказывает практическую помощь детям (по необходимости). Организует подгрупповую и индивидуальную работу. |
Оформление выставки работ, творческих уголков группы и зала. | Помогает в оформлении выставки творческих работ. |
Этап: реализация проекта в образовательную практику | |
Защита проекта, разучивание стихов, песен. Представление продукта деятельности: работ, выполненных по тематике проекта. | Разработка конспектов занятий, сценария досуга, праздника. Посещение деткой библиотеки, краеведческого музея, памятных мест в городе. Участие в конкурсах рисунков, посвященных Победе. Оформление альбома «Вечный огонь». Создание презентаций к тематическим занятиям и беседам. Диагностика детей. |
Заключительный этап Июнь | |
Творческий отчет (концерт, выставка, презентация). Анализ результатов проекта, оформление результатов проекта. Анкетирование и опрос детей Создание видеопрезентаций, видеороликов, мультимедийных презентаций. Обобщение работы и размещение ее в Интернете, издание в научно-педагогических издательствах. |
План работы по реализации проекта
Мероприятие, тема | Ответственный | Участники |
Цикл «Моя родина – Россия!» | ||
Тематическое занятие занятие «Наша Родина-Россия». | Воспитатели, педагоги ДОП образования. | Дети |
Выставка детского творчества- конкурс рисунков ко Дню Защитника Отечества». | Воспитатели, педагоги ДОП образования. | Дети |
Конкурс чтецов «Диалоги о Защитниках.». | Воспитатели, педагоги ДОП образования. | Дети |
Выставка детского творчества «Защитникам Отечества посвящается…» | Воспитатели, педагоги ДОП образования. | Дети |
Открытое занятие «Будем в Армии служить» | Воспитатели, педагоги ДОП образования. | Дети |
Познавательное занятие «Наша Армия». | Воспитатели, педагоги ДОП образования. | Дети |
Беседа «18 Марта-воссоединение Крыма с Россией». | Воспитатели, педагоги ДОП образования. | Дети |
Круглый стол «Россия-огромная страна». | Воспитатели, педагоги ДОП образования | Дети |
Цикл «Священная война» | ||
Круглый стол «Ордена и медали Великой Отечественной войны. Оружие Победы». | Воспитатели, педагоги ДОП образования. | Дети |
Тематическое занятие «Символы Победы». | Воспитатели, педагоги ДОП образования. | Дети |
Конкурс чтецов «Эх, война, война, что ж ты сделала?» | Воспитатели, педагоги ДОП образования. | Дети |
Групповое посещение выставки, посвященной Великой Победе в историко-художественном музее г.о. Егорьевска. | воспитатели, педагоги ДОП образования. | Дети |
Круглый стол «Города-герои». | Воспитатели. | Дети |
Оформление стенгазеты ко Дню Победы. | Воспитатели, педагоги ДОП образования. | Дети |
Практическое занятие «Фронтовой треугольник». | Воспитатели, педагоги ДОП образования. | Дети |
Возложение венков к могиле павших воинов во время Великой Отечественной войны. Поздравления ветеранов. | Воспитатели, педагоги ДОП образования. | Дети |
Интерактивная игра «Победа. Нам помнить и жить.» | Воспитатели, педагоги ДОП образования. | Дети |
Участие во Всероссийской акции «Связь поколений»-«Окна Победы». | Воспитатели, педагоги ДОП образования | Дети |
\ Цикл «Детство без войны» | ||
Рисунки на асфальте «Мы рисуем мир». | Воспитатели, , педагоги ДОП образования. | Дети |
Интегрированное занятие «12 Июня- День России». | воспитатели, педагоги ДОП образования. | Дети |
Выставка рисунков«Никто не забыт, ничто не забыто» | Воспитатели, , педагоги ДОП образования. | Дети |
Мероприятие, посвященное дню начала Великой Отечественной войны «День памяти и скорби». | Воспитатели, , педагоги ДОП образования. | Дети |
Мониторинг эффективности. Эффективность проекта оценивается в целом по результатам диагностических исследований:
- Интервьюирование детей на тему «»Что знаешь о Великой Отечественной войне?»
- Индивидуальные беседы с детьми на тему «Защитники Отечества».
- Ситуации свободного выбора.
- Наблюдение за свободной самостоятельной деятельностью детей.
- Анализ продуктов деятельности (рисунки): «Поздравительная открытка к Дню защитника Отечества», поздравительная открытка «Салют Победы», поздравительная открытка «Войне мы скажем – НЕТ!».
Оборудование:
- Изобразительные материалы.
- Репродукции картин известных художников.
- Скульптуры малых форм.
- Диафильмы.
- Материалы для изготовления макетов.
- Настольные макеты-диорамы.
- Мольберты для творческой работы.
- Звуковоспроизводящая аппаратура.
- Развивающие игры по теме.
- Оборудование для показа презентаций.
- Детские презентации.
- Аудиозаписи песен военных лет.
- Компьютер и видеотехника, экран.
- Фотокомпозиции по темам праздников.
Литература.
- Алябьева Е.А. «Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
- Бородина Т.А. «Воспитание у детей любви к матери// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2007. № 4. С. 34-39.
- Государственная программа. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2002 гг.// Российская газета. 2001.
- День матери/ подгот. А.В. Герасимов// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2007. № 4. С. 33.
- Князева О.А., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000 г.
- Патриотическое воспитание дошкольников: Великая Отечественная война [проекты, конспекты занятий]// Ребенок в детском саду. 2007. № 2.
- С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)/ под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Наша память, как эхо, печальна, Наша память, как песня, горда
Краткая аннотацияИдеи патриотизма в истории России занимают одно из главных мест. Умы нынешнего поколения заполняются, во-первых, мощным потоком западных «ценностей», пропагандирующи...
«ПАМЯТЬ, ПАМЯТЬ, ЗА СОБОЮ ПОЗОВИ…»
15 февраля - день памяти воинов-интернационалистов. В этот день мы чтим ветеранов, прошедших горнило афганской и чеченской войн, с честью, достоинством и героизмом исполнивших свой воинский долг. Мы о...
сценарий "Память солдатская память"
разработка данного мероприятия,...
Классный час: "Светлая память героям России"
Разработку классного часа можно использовать в 6-8 классах образовательной школы. Данная разработка имеет большое воспитателное значение. Дети познакомятся с героями ВОВ, с их героическими поступками....
Положение о проведении муниципального фестиваля – конкурса детского творчества «Живая память» и выставки декоративно - прикладного творчества «Страницы войны», посвящённых Году памяти и славы в России
Положение определяет порядок организации и проведения муниципального фестиваля – конкурса детского творчества «Живая память» (далее фестиваль – конкурс) и муниципальной выставк...
Память сквозь года:теракты в России
Материал подготовлен для классных часов "Разговоры о важном" по антитеррористической тематике и в связи с ежегодным Днем памяти жертв терроризма. Освящаются теракты в Беслане в 2004 го...
Проект "Память-памятникам" - победитель конкурса первичных отделений партий "Единая Россия", 2023 г.
РЕЕСТ ЗАЯВОК ПОБЕДИТЕЛЕЙ КОНКУРСА ПРОЕКТОВ ПЕРВИЧНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ ПАРТИИ «ЕДИНАЯ РОССИЯ», 2023 г...