Классный час «Решать и действововать!»
классный час (7 класс)
Предварительный просмотр:
Классный час «Решать и действововать!»
Возраст детей – 13 – 14 лет (7 класс)
Оформление класса:
- Презентация.
- Запись песни Ю.Энтина «Дорогою добра».
- Анкетирование родителей и детей, таблица результатов.
- Деление класса на 3 группы.
- Распечатка памяток.
- Распределение ролей в диалоге.
- Лист ватмана, маркер.
Цели и задачи: Воспитывать у учащихся способность решать проблемы.
Учить самостоятельности, принимать решения и действовать.
- Формировать у учащихся потребность в принятии решения.
- Развивать навыки самостоятельной деятельности.
- Способствовать стремлению к действию
Предполагаемые результаты:
- Ученики узнают виды решений, научатся различать виды решений.
- Убедить учеников в необходимости действовать.
Этот классный час продолжает работу по формированию у учеников морально-этических качеств.
Ход занятия
I. Вступительное слово учителя
- Многие ваши ровесники считают, что только взрослые могут принимать решения. Правы ли они? А какие решения могут принимать дети?
- Послушайте песню, к которой мы не раз будем обращаться на уроке, и скажите, какой совет дают вам авторы песни?
(прослушивание 1-го куплета)
Учитель:
- Итак, тема сегодняшнего нашего разговора «Решать и действовать».
(слайд1)
- Работа по теме занятия.
Учитель: Ребята, скажите, как вы поступите в таких ситуациях:
- Встану я в автобусе, если для взрослого нет места, или останусь сидеть?
- Буду ли я смотреть фильм для взрослых или откажусь от него?
- Отдам ли я деньги, которые мне подарили, маме или оставлю себе?
- Сейчас вы принимали решение. А что же такое, по-вашему, решение?
(по словарю С. Ожегова: «Решение – заключение, вывод из чего-нибудь. Ответ к задаче, искомое выражение».) (слайд 2)
Вывод. Нельзя одновременно принимать два решения. Всегда выбирают одно. Это не всегда просто, т.к. часто не знаешь, чего больше хочешь.
Кроме того, решения имеют свои последствия.
Учитель: Посмотрите на доску, какие могут быть виды решений. Давайте разберёмся, что они обозначают.
(на экране высвечиваются виды решений. Названия открыты, объяснения закрыты – слайд3)
Логическое решение Собрал, проверил и проанализировал всю имеющуюся информацию и на этой основе
принял наиболее приемлемое решение.
Импульсивное решение Не особенно долго раздумывал, главное – принять решение и заняться
более важными вещами.
Эмоциональное решение Оно было основано на том, что в этот момент чувствовал, чего хотел, к чему влекло.
Интуитивное решение Его трудно объяснить, просто почувствовал, что именно так
будет правильно поступить.
Образцовое решение Знал, что на многих подействует пример, поэтому обдумал всё тщательно.
Принятое решение под влиянием других людей
Чужое решение
Поспешное решение
Запоздалое решение
Решение ничего не принимать Будь, что будет
(работа по группам- слайд4)
3.Учитель: Подумайте и приведите примеры, когда и где вам надо принимать решения.
(каждой группе даётся задание подобрать примеры на определённый вид решения)
- Время на подготовку – куплет песни «Дорогою добра».
(слайд 5)
- Каждый день вам приходится принимать решение о соблюдении режима дня. Кто себя узнает в герое рассказа?
(чтение подготовленными учениками, можно и разыграть сценку)
Ученик: «Я устал, мне всё надоело. Каждый день одно и то же. Я чувствую себя роботом. Встаю в 7 утра, одеваюсь, завтракаю, иду в школу. После школы возвращаюсь домой, обедаю, делаю уроки, играю в компьютере, раздеваюсь, ложусь спать. На следующий день просыпаюсь, одеваюсь…
Мама: - Артём, пора вставать. Ты не можешь лежать в постели целый день. Вставай, застилай постель. Что с тобой случилось?
Артём: - Нечего делать.
М.: - Ты бы мог помочь мне. Сходи в магазин.
А.: - Не хочу.
М.: - Тогда пойди погуляй.
А.: - И там нечего делать».
Учитель:- Почему Артём устал? Почему он считал себя роботом? Роботы мы или нет?
- Какими, на ваш взгляд, должны быть главные режимные моменты?
(работа по иллюстрациям на экране по режимным моментам – слайд 6)
5.Учитель:- Задумывались ли вы, какие решения доверяют вам принимать родители, а какие они принимают сами?
Мы с вами проводили анкетирование. На вопросы отвечали ваши родители и вы. Наверное, вам интересно узнать, как соотносятся ваши ответы. А как вы думаете, каковы результаты: мнения родителей и детей совпали, не совпали или и тех ответов, и других поровну?
(на экране – слайд с таблицей по результатам анкетирования)
По таблице видны результаты анкетирования. Семьи, в которых мнения родителей и детей совпали, - идеальные, там царит дружба и взаимопонимание. Где ответов поровну – тоже всё хорошо и можно надеяться, что в будущем всё будет прекрасно. А с несовпадениями предстоит ещё работа как с детьми, так и с родителями. Но я верю и надеюсь, что мы преодолеем все трудности.
6.Учитель: – А сейчас послушайте историю об одной женщине. Будьте внимательны, вас ожидает задание.
«Высоко в горах жила девочка. Она играла на свежем воздухе, на зелёных лугах.(слайд 7) Прошло время, девочка стала взрослой. Собрала она однажды узелок и сказала родителям, что хочет пойти посмотреть море. У неё не было заветнее желания, чем однажды в жизни погрузить своё тело в морскую воду и почувствовать на губах свежее солёное дыхание моря. (слайд 8)
Девушка отправилась в путь. Она шла всё дальше и дальше, потому что у неё была цель: она хотела искупаться в море и почувствовать на губах морское дыхание. Путь, который девушка выбрала для себя, должен был привести её к морю.
Но вот девушка оказалась на перекрёстке, тропинки расходились в разные стороны. (слайд 9) Молодая женщина не знала, куда идти, и села посреди перекрёстка, чтобы отдохнуть. Так она сидела долгое время и никак не могла решить, по какой тропинке идти дальше. Люди, проходившие мимо, спрашивали её, почему она сидит на этом месте. Девушка отвечала, что она на пути к морю, но её путь окончился тут, и она не знает, как быть дальше. Люди приглашали её идти с ними, но девушка была непреклонна: она хотела к морю. Но всё-таки два раза она покидала перекрёсток. Первый раз она пошла с людьми в маленькую деревню и помогала крестьянам убирать урожай.
(слайд 10) Всё было хорошо, но у девушки была цель – море, - и она ушла, возвратилась на перекрёсток.(слайд 11) Второй раз она ушла вместе с женщиной в деревню, так как сама боялась принять решение, по какой тропинке идти. В деревне ей понравилось: женщина помогала шить рубашки, брюки. (слайд 12) Но всё время у неё была тоска по морю. Снова женщина вернулась на свой перекрёсток, отыскала старое место и уютно устроилась.(слайд 13) Долгое время женщина сидела неподвижно. Волосы её поседели, спина согнулась под тяжестью времени. А она всё не знала, какой же ей выбрать путь. Иногда ночью ей казалось, что море зовёт её к себе.
И вот наступила ночь, когда женщина решила взобраться на гору. Путь был трудным, но женщина взбиралась всё выше и выше. И вот, наконец, она на самой вершине. Оглянувшись, она увидела перекрёсток, увидела четыре тропинки. По двум из них она ходила, но они оканчивались в деревнях. Четыре дороги расходились от горы, окружали её, а потом соединялись в одну дорогу, которая вела к морю. Старуха сидела высоко на скале и видела внизу море.(слайд 14) Она даже чувствовала волны, которые бились о берег. Но слышать было нелегко, так как далеко была она от моря. И здесь, на вершине, она поняла, что у неё не хватит сил, чтобы вернуться назад и выбрать какой-нибудь путь, который бы её привёл к морю. Она не выбрала ни один, не прошла ни одного до конца. И вдруг она осознала, что никогда не почувствует на губах дыхание моря и никогда на своём теле не ощутит морской воды».
Учитель: - Сумела ли женщина принять решение? Так почему же её мечта осталась мечтой?
(она не действовала)
- А что такое, по-вашему, действие? Что значит действовать?
(по словарю С.Ожегова: «Действие – проявление какой-нибудь энергии, деятельности. Поступки, поведение.» «Действовать – совершать действия, быть в действии»)- слайд 15)
- Как бы вы поступили на месте женщины? Какой вывод можно сделать из этого рассказа?
7. Учитель: – Вы теперь понимаете, что такое действовать. Тогда давайте попробуем разобрать такую ситуацию.
- Об учителе математики 7 –А класса нельзя сказать ничего плохого. Во время объяснения самого сложного материала проявляет исключительное терпение.
Каждые два дня он вызывает к доске и даёт решать одну или две задачи. Когда ученик решит или не знает, как решать, он может вернуться за парту. Тогда учитель вынимает из своей чёрной папки календарь и ставит туда оценку, при этом не говорит ни слова.
Так было и сегодня утром, а так как был конец семестра, то учитель вызвал сразу двух учеников: Рината и Настю, которые сидели вместе за первой партой. Снова учитель не сказал ни слова, хотя Ринат плохо успевал по математике и хотел бы узнать, получил ли он хоть сегодня хорошую оценку.
Но учитель, как всегда, молча захлопнул свою книжку, положил её на стол и вёл урок дальше. И всё это было бы не так интересно, если бы сегодня в 7 – А не было двух уроков математики.
Поэтому вышло так, что в конце урока учитель не взял свои вещи, а оставил их на столе, а после перемены снова вошёл в класс.
Но в это время что-то случилось: пропала тетрадь с оценками. Сначала это заметила Настя, ещё до того, как учитель снова вошёл в класс. Едва она успела об этом сообщить остальным, как учитель уже стоял в классе. Он задержался на мгновение, посмотрел на всех вопросительно и продолжил, как будто ничего не случилось. В конце урока он собрал остальные вещи, класс замер в ожидании, и уже у двери повернулся и сказал: «В ближайшие 10 минут я буду в учительской. Тот, кто взял тетрадь, может ко мне подойти», - и покинул класс.
Учитель:
- У этой истории нет конца. Сейчас я предлагаю вам работу по группам.
(слайд 16)
I группа должна додумать свой конец.
II группа Как бы вы поступили на месте Насти? Рината?
III группа Как бы вы отреагировали на месте учителя?
(ответы детей)
- Как вы понимаете, что значит принимать верное решение и верно действовать?
(работа на плакате маркером – записываются опорные слова)
- Помогать принимать верное решение в жизни вам будут памятки. Обращайтесь к ним чаще – и ошибок будет меньше. Прочитайте их - и возьмите на заметку эти советы.
(распечатки памяток лежат на столах)
Памятка
- В большинстве случаев сначала надо подумать, в чём проблема и какие есть варианты, на которые можно решиться или между какими вариантами нужно выбрать.
- Чтобы быть деятельным, нужно своё решение претворить в жизнь. При этом что хочешь сделать, надо точно запланировать.
Учитель:- Ребята, было ли у вас так, что решили одно, а сделали по-другому? Иногда хочется одновременно – делать это и не делать то.
Вот сейчас и попробуем решить такие ситуации. А поможет вам в этом ещё и иллюстрация.
- Ваша мама просит вас побыть дома с младшим братом, т.к. она плохо себя чувствует, а отец задержится на работе допоздна. Вы уже давно планировали провести это время с друзьями. Как вы поступите?
(слайд 17)
- В школе вы случайно слышите, как двое учеников говорят гадости об одном из ваших друзей. Что вы предпримете?
(слайд 18)
- Вы обещали своей подруге помочь по алгебре накануне контрольной работы. Но в этот день другая подруга приглашает вас в кино на фильм, который вам очень хочется посмотреть. Скажете ли вы, что не можете, потому что заняты? Или пойдёте в кино?
(слайд 19)
(
- Итог урока
Учитель: - Мы каждый день принимаем решения. Некоторые из них будничны, другие жизненно важны. Каждое принимаемое нами решение влечёт за собой определённые последствия. И на нас лежит ответственность как за эти последствия, так и за то влияние, которое они оказывают на нашу личность. Я хочу, чтобы вы всегда помнили слова великих людей прошлого: «Жить – это не значит дышать: это значит действовать» (Ж.Ж.Руссо); «Делай всё, или ты ничего не сделаешь» (А. Барбюс).(слайд 20) Свобода и ответственность неразрывно связаны между собой. Настоящая свобода всегда сопровождается ответственностью; всегда преследует реальные результаты, а не фантазии; всегда стремится к тому, чтобы сделать других счастливыми; всегда приводит к большей свободе и никогда к её ограничению; её результатом всегда является ДОБРО.(слайд 21)
И поэтому наш сегодняшний урок я хочу закончить с вами той песней, к которой мы обращались на уроке.
(звучит 3 куплет песни «Дорогою добра»)
(слайд 22)
Ах, сколько будет разных сомнений и соблазнов.
Не забывай, что эта жизнь не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
«Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!»
Анкета для родителей
1.Выполняют ли Ваши дети постоянный режим дня? Да, нет, не всегда, иногда
2.Согласованы ли у Вас в семье требования взрослых к детям? Да, нет, не всегда, иногда.
3.Как Вы поддерживаете у своих детей хорошие стремления? Хвалю, даю деньги, не замечаю, иногда замечаю, обращаю внимание на хорошее.
4.Знаете ли Вы друзей своих детей? да, нет, не всех.
5.Чем занимаются Ваши дети в свободное от уроков время? Помогают по дому, смотрят телевизор, читают, не знаю, гуляют на улице, смотрят кино, «сидят» в компьютере.
6. Знаете ли Вы интересы своих детей?
да, нет, не все, не интересуюсь, нет времени интересоваться.
7.Имеют ли Ваши дети постоянные обязанности по дому? Да, нет, не всегда, не все.
8.Какие отношения у Вас в семье между родителями и детьми? Ровные, спокойные, требовательные, не терпящие возражения.
Анкета для детей
1.Выполняешь ли ты постоянный режим дня? Да, нет, не всегда, иногда
2.Согласованы ли в семье требования взрослых к детям? Да, нет, не всегда, иногда.
3.Как родители поддерживают у тебя хорошие стремления? Хвалят, дают деньги, не замечают, иногда замечают, обращают внимание на хорошее.
4.Знают ли родители твоих друзей? да, нет, не всех.
5.Чем занимаешься в свободное от уроков время? Помогаю по дому, смотрю телевизор, читаю, не знаю, гуляю на улице, смотрю кино, «сижу» в компьютере.
6. Знают ли родители твои интересы?
да, нет, не все, не интересуются, нет времени интересоваться.
7.Имеешь ли ты постоянные обязанности по дому? Да, нет, не всегда, не все.
8.Какие отношения в семье между родителями и детьми? Ровные, спокойные, требовательные, не терпящие возражения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по формированию у обучающихся умения решать основные виды логарифмических неравенств
В работе рассмотрены основные виды логарифмических неравенств, даны методические рекомендации по обучению учащихся решению логарифмических неравенств разными способами....
Дистанционный курс:"Решаем тесты ЕГЭ (часть А)"(теория и практика)
Дорогие друзья! Приглашаю вас принять участие в изучении нового дистанционного курса. Он содержит учебный материал для фундаментальной подготовки к экзаменам. Курс поможет вам самостоятельно по...
КАК РЕШАТЬ ЗАДАЧУ?
Многие ученики любят решать задачи, но очень немногие умеют их решать. «С чего начать ?», думает каждый, приступая к решению задачи. Это очень важный вопрос в решении. Недаром говорит мудр...
КАК РЕШАТЬ ЗАДАЧУ?
Многие ученики любят решать задачи, но очень немногие умеют их решать. «С чего начать ?», думает каждый, приступая к решению задачи. Это очень важный вопрос в решении. Недаром говорит мудр...
Конспект экологического классного часа на тему "Думай глобально - решай локально"
Материалы данного конспекта могут быть использованы для проведения нетрадиционных уроков по биологии при изучениии экологичисеких тем, для внеклассных мероприятий: занятий кружка, факультатива, электи...
«Образовательный портал «РЕШУ ЕГЭ» и «РЕШУ ОГЭ»
laquo;Образовательный портал «Решу ОГЭ»Дистанционная обучающая система для подготовки к государственным экзаменам «РЕШУ ЕГЭ» и «РЕШУ ОГЭ» создана творческим объеди...
Классный час «Слушай. Думай. Решай» профилактика курения.
Сформировать у учеников устойчивое негативное отношение к курению....