Конспект Б, Бь
план-конспект
Конспект логопедического занятия «Звуки [Б] [Б’] и буква Б»
(фронтальное занятие, подготовительная группа)
Составили: Кутузова А.В.
Цель: формирование фонетико-фонематических средств языка на основе закрепления знаний детей о звуках [Б], [Б’]; знакомство с буквой Б.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- совершенствовать навык правильного артикулирования и произношения звуков [Б], [Б’] в слогах, словах и предложениях;
- учить характеризировать звуки [Б], [Б’] по акустическим и артикуляционным признакам с опорой на различные виды контроля;
- учить определять позицию звуков [Б], [Б’] в словах;
- познакомить с буквой Б;
- продолжать формировать навык звуко-слогового и звуко-буквенного
анализа на примере слов Бим и Бом;
- совершенствовать умение составлять предложение с заданными словами.
- закрепить понятия «наземный», «водный», «воздушный», «подземный»;
- активизировать словарь детей.
Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционную моторику и речевое дыхание;
- развивать фонематические слух и восприятие, связанные с ним, логические операции (анализ, синтез, обобщение);
- развивать память, внимание, мышление;
- развивать графомоторные навыки;
- развивать общую моторику и координацию движений в соответствии с музыкой и текстом.
Воспитательные:
- воспитывать детскую активность и самостоятельность на занятиях;
- воспитывать положительное отношение к коррекционно-образовательной деятельности.
Оборудование и наглядный материал:
магнитная доска и магниты, дидактические игры, предметные карточки для звукового анализа, схемы слов для звукового анализа, кубики-маркеры звуков (красного, зеленого, синего цветов), кассы букв, карандаши, листочки с заданием, мяч, музыкальный проигрыватель, картинки клоунов Бом и Бим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kutuzovoy_b_b.docx | 33.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия «Звуки [Б] [Б’] и буква Б»
(фронтальное занятие, подготовительная группа)
Составили: Кутузова А.В.
Цель: формирование фонетико-фонематических средств языка на основе закрепления знаний детей о звуках [Б], [Б’]; знакомство с буквой Б.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- совершенствовать навык правильного артикулирования и произношения звуков [Б], [Б’] в слогах, словах и предложениях;
- учить характеризировать звуки [Б], [Б’] по акустическим и артикуляционным признакам с опорой на различные виды контроля;
- учить определять позицию звуков [Б], [Б’] в словах;
- познакомить с буквой Б;
- продолжать формировать навык звуко-слогового и звуко-буквенного
анализа на примере слов Бим и Бом;
- совершенствовать умение составлять предложение с заданными словами.
- закрепить понятия «наземный», «водный», «воздушный», «подземный»;
- активизировать словарь детей.
Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционную моторику и речевое дыхание;
- развивать фонематические слух и восприятие, связанные с ним, логические операции (анализ, синтез, обобщение);
- развивать память, внимание, мышление;
- развивать графомоторные навыки;
- развивать общую моторику и координацию движений в соответствии с музыкой и текстом.
Воспитательные:
- воспитывать детскую активность и самостоятельность на занятиях;
- воспитывать положительное отношение к коррекционно-образовательной деятельности.
Оборудование и наглядный материал:
магнитная доска и магниты, дидактические игры, предметные карточки для звукового анализа, схемы слов для звукового анализа, кубики-маркеры звуков (красного, зеленого, синего цветов), кассы букв, карандаши, листочки с заданием, мяч, музыкальный проигрыватель, картинки клоунов Бом и Бим.
Ход коррекционно-образовательной деятельности
Учитель-логопед: | Дети: |
Приветствие в кругу «Мы здесь» | |
- Доброе утро, я рада вас видеть! Давайте поприветствуем друг друга в нашем кругу. | Дети с педагогом встают в круг, берутся за руки и «продевают» имена всех стоящих в кругу («и Маша здесь, и Саша здесь ... и все мы здесь!»). |
Игра «Назови виды транспорта» | |
- Сядет на место тот, кто мне скажет, какой вид транспорта: Лодка, корабль, яхта, теплоход, пароход — это… водный транспорт; дельтаплан, воздушный шар, самолет, вертолет — это… воздушный транспорт; поезд, трамвай, троллейбус — это… наземный транспорт; метро — это… подземный транспорт машина, грузовик, велосипед, самокат — это… наземный транспорт. | Дети отвечают на вопросы, правильно классифицируют виды транспорта по месту его передвижения – наземный, подземный, воздушный, водный |
2. Основная часть. | |
Знакомство с клоуном Бом (картинка на доске) | |
Загадка: В цирке он смешнее всех. У него - большой успех. Только вспомнить остаётся, Весельчак тот как зовётся. (Клоун) - Ребята, сегодня нас ждет встреча с удивительным клоуном. Был этот клоун не грустный, а какой…? (веселый), не злой, а какой…? (добрые). Звали его Бом. | Дети отгадывают загадку Дети подбирают слова с противоположным значением (антонимы) |
- Наш клоун каждый день выступают в цирке, но сегодня у него необычный день. Сегодня день Рождения Бома, я хочу сообщить вам замечательную новость: мы с вами тоже приглашены на праздник к Бому. - Итак, друзья, собираемся в путь. Какие чувства вы испытываете, узнав эту новость, какие эмоции будут на ваших лицах | Дети изображают радость, улыбку, удовольствие |
Ребята, давайте покажем клоуну, как мы делаем гимнастику | |
Очень любит наш ротик улыбаться («Улыбка»), А подвижный язычок работой заниматься. Наш язык лопатку сделал, раз – два («Лопатка»), А потом качаться начал. Красота. («Качели»). Горку надо сделать не спеша («Горка»), Чаю сладкого напиться. «Чашка» нам нужна. | Дети выполняют упражнения |
- Ребята, какой первый звук в слове Бом. Давайте произнесём звук [б] - Что делают губы (зубы, язык, горлышко), когда мы произносим звук [б]? - Какой это звук? - Каким цветом обозначается? | Дети: б-б-б-б… Дети произносят: - губы сомкнуты, язычок спокойно лежит во рту, зубы разомкнуты, - звук [б] согласный, звонкий, твердый - Обозначается этот звук Синим цветом |
Игра «Поймай звук» | |
- Я буду называть вам звуки, а вы, как только услышите звук [б], хлопните в ладоши Т, б, л, б, п, в, б - А теперь в слогах: Ба, то, ла, бу, ва, бо - В словах: бант, кран, баран, сапоги, дудка, барабан, верба | Дети хлопают в ладоши, как только услышат звук [б]. |
Игра «Будь внимательным» (малой подвижности) | |
- Ребята, я буду называть слова, когда услышите звук [б] в начале слова, поднимите левую руку влево, в середине слова – две руки вверх, в конце слова – правую руку вправо. Бант, собака, бутылка, рубашка, труба, дуб, рыба | Дети выполняют упражнение |
Приехал на машине (сигнал машины бь, бь, бь…), друг Бома, Бим, поздравить его с днем Рождения | |
- Ребята, послушайте, как сигналит машина: бь, бь, бь.., повторите - Это Бим приехал! - Какой звук [б’]? - Каким цветом обозначается? | Дети повторяют звук [б’] - звук [б’] мягкий, звонкий, согласный - Обозначается этот звук зеленым цветом |
Игра «Поймай звук» | |
- Я буду называть вам звуки, а вы, как только услышите звук [б’], поднимите зеленый кубик Ть, бь, ль, бь, пь - А теперь в слогах: Бе, тя, ли, бя, ве, би - В словах: белка, бегемот, паук, билет, тюльпан | Дети поднимают зеленый кубик, как только услышат звук [б’]. |
Игра «Повтори, не ошибись» (с мячом) | |
- Повтори за мной слоги: Ба-би-бу Бо-бы-ба Бы-би-бу | Дети по очереди повторяют слоги |
Упражнение «Найди и обведи» | |
- Ребята, наши клоуны совсем не знают как различать твердый звук [б] от мягкого [б’], давайте поможем им, у вас на столе лежат картинки, с твердым [б] проведите дорожку от картинок до Бома, а для Бима проведите дорожку от картинок с мягким [б’] | Дети выполняют задание |
Физкультминутка «Барабанщик» | |
- Ребята, вы отлично потрудились, давайте потанцуем с нашими друзьями клоунами Игра «Барабанщик» | Выполняют движения в соответствие с текстом песни. |
Знакомство с буквой «Б» | |
- Ребята, твердый звук [б] и мягкий звук [б’] на письме обозначаются буквой «Б» (показываем букву). - на что похожа буква «Б» - Давайте построим из пальцев букву «Б» - Указательный с большим Мы в кольцо соединим Остальные мы дугой Над кольцом объединим - А теперь напишем букву «Б» в воздухе. Приготовили левую (правую) руку на парту, локоть правой (левой) руки поставили и пишем только кистью «Б» | Дети выполняют упражнение |
Упражнение «Выложи букву» | |
- Чтобы нам запомнить букву «Б», давайте ее попробуем выложить из камушек | Дети выполняют задание |
Упражнение «Выложи слово» (касса) | |
- Ребята, наши клоуны забыли, как правильно писать их имена Бом, Бим, давайте им поможем. Выложите их имена из букв | Дети выкладывают слова |
Упражнение «Составь схему» | |
- Ребята, у нас есть две звуковые схемы, для Бома и для Бима, Помогите клоунам определить чья это схема - Сколько звуков в каждом слове? - Чем отличаются имена Бом и Бим? | Дети подбирают схемы к словам Бом и Бим - В каждом слове по три звука - В слове Бом первый звук твердый, а в слове Бим – мягкий и гласным звуком |
Упражнение «Придумай предложение» | |
- Дети придумайте предложение со словами Бим и барабан, Бом и баклажан | Бим играет на барабане Бом съел баклажан |
Игра «Наоборот» | |
- Ребята, я вам буду говорить слова, а вы мне отвечайте наоборот (с мячом): маленький – большой, черный – белый, медленно – быстро, дедушка – бабушка, порядок – беспорядок, сказка – быль, бедный – богатый - на какие звуки начинаются все словах, которые вы мне называли? - А на какую букву? | Дети по очереди отвечают (подбирают антонимы) - Звуки [б’], [б] - Букву «Б» |
Рефлексия (дети становятся в круг) | |
- с какими звуками и буквой мы сегодня познакомились? - Какие задания вам понравились? - Какое задание было самым трудным? - Теперь положим, друг другу руки на плечи, как настоящие друзья, немного похвалим себя и попрощаемся | - Мы познакомились со звуками [б] и [б’] и буквой «Б» Ответы детей - Раз, два, три Мы сегодня молодцы! Всем-всем, до свидания! |