Конспект Б, Бь
план-конспект

Кутузова Анна Владимировна

Конспект логопедического занятия «Звуки [Б] [Б’] и буква Б»

(фронтальное занятие, подготовительная группа)

Составили: Кутузова А.В.

Цель: формирование фонетико-фонематических средств языка на основе закрепления знаний детей о звуках [Б], [Б’]; знакомство с буквой Б.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • совершенствовать навык правильного артикулирования и произношения звуков [Б], [Б’] в слогах, словах и предложениях;
  • учить характеризировать звуки [Б], [Б’] по акустическим и артикуляционным признакам с опорой на различные виды контроля;
  • учить определять позицию звуков [Б], [Б’] в словах;
  • познакомить с буквой Б;
  • продолжать формировать навык звуко-слогового и звуко-буквенного

анализа на примере слов Бим и Бом;

  • совершенствовать умение составлять предложение с заданными словами.
  • закрепить понятия «наземный», «водный», «воздушный», «подземный»;
  • активизировать словарь детей.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать артикуляционную моторику и речевое дыхание;
  • развивать фонематические слух и восприятие, связанные с ним, логические операции (анализ, синтез, обобщение);
  • развивать память, внимание, мышление;
  • развивать графомоторные навыки;
  • развивать общую моторику и координацию движений в соответствии с музыкой и текстом.

Воспитательные:

  • воспитывать детскую активность и самостоятельность на занятиях;
  • воспитывать положительное отношение к коррекционно-образовательной деятельности.

Оборудование и наглядный материал:

магнитная доска и магниты, дидактические игры, предметные карточки для звукового анализа, схемы слов для звукового анализа, кубики-маркеры звуков (красного, зеленого, синего цветов), кассы букв, карандаши, листочки с заданием, мяч, музыкальный проигрыватель, картинки клоунов Бом и Бим.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kutuzovoy_b_b.docx33.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия «Звуки [Б] [Б’] и буква Б»

(фронтальное занятие, подготовительная группа)

Составили: Кутузова А.В.

Цель: формирование фонетико-фонематических средств языка на основе закрепления знаний детей о звуках [Б], [Б’]; знакомство с буквой Б.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • совершенствовать навык правильного артикулирования и произношения звуков [Б], [Б’] в слогах, словах и предложениях;
  • учить характеризировать звуки [Б], [Б’] по акустическим и артикуляционным признакам с опорой на различные виды контроля;
  • учить определять позицию звуков [Б], [Б’] в словах;
  • познакомить с буквой Б;
  • продолжать формировать навык звуко-слогового и звуко-буквенного

анализа на примере слов Бим и Бом;

  • совершенствовать умение составлять предложение с заданными словами.
  • закрепить понятия «наземный», «водный», «воздушный», «подземный»;
  • активизировать словарь детей.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать артикуляционную моторику и речевое дыхание;
  • развивать фонематические слух и восприятие, связанные с ним, логические операции (анализ, синтез, обобщение);
  • развивать память, внимание, мышление;
  • развивать графомоторные навыки;
  • развивать общую моторику и координацию движений в соответствии с музыкой и текстом.

Воспитательные:

  • воспитывать детскую активность и самостоятельность на занятиях;
  • воспитывать положительное отношение к коррекционно-образовательной деятельности.

Оборудование и наглядный материал:

магнитная доска и магниты, дидактические игры, предметные карточки для звукового анализа, схемы слов для звукового анализа, кубики-маркеры звуков (красного, зеленого, синего цветов), кассы букв, карандаши, листочки с заданием, мяч, музыкальный проигрыватель, картинки клоунов Бом и Бим.

Ход коррекционно-образовательной деятельности

Учитель-логопед:

Дети:

  1. Организационный момент.

Приветствие в кругу «Мы здесь»

- Доброе утро, я рада вас видеть!

Давайте поприветствуем друг друга в нашем кругу.

Дети с педагогом встают в круг, берутся за руки и «продевают» имена всех стоящих в кругу («и Маша здесь, и Саша здесь ... и все мы здесь!»).

Игра «Назови виды транспорта»

- Сядет на место тот, кто мне скажет, какой вид транспорта:

Лодка, корабль, яхта, теплоход, пароход — это… водный транспорт;

дельтаплан, воздушный шар, самолет, вертолет — это… воздушный транспорт;

поезд, трамвай, троллейбус — это…  наземный транспорт;

метро — это…  подземный транспорт

машина, грузовик, велосипед, самокат — это… наземный транспорт.

Дети отвечают на вопросы, правильно классифицируют 

виды транспорта по месту его передвижения – наземный, подземный, воздушный, водный

2. Основная часть.

Знакомство с клоуном Бом (картинка на доске)

Загадка:

В цирке он смешнее всех.

У него - большой успех.

Только вспомнить остаётся,

Весельчак тот как зовётся.

(Клоун)

- Ребята, сегодня нас ждет встреча с удивительным клоуном.

Был этот клоун не грустный, а какой…? (веселый), не злой, а какой…?  (добрые).

Звали его Бом. 

Дети отгадывают загадку

Дети подбирают слова с противоположным значением (антонимы)

- Наш клоун каждый день выступают в цирке, но сегодня у него необычный день. Сегодня день Рождения Бома, я хочу сообщить вам замечательную новость: мы с вами тоже приглашены на праздник к Бому.

- Итак, друзья, собираемся в путь. Какие чувства вы испытываете, узнав эту новость, какие эмоции будут на ваших лицах

Дети изображают радость, улыбку, удовольствие

Ребята, давайте покажем клоуну, как мы делаем гимнастику

Очень любит наш ротик улыбаться («Улыбка»),

А подвижный язычок работой заниматься.

Наш язык лопатку сделал, раз – два («Лопатка»),

А потом качаться начал. Красота. («Качели»).

Горку надо сделать не спеша («Горка»),

Чаю сладкого напиться. «Чашка» нам нужна.

Дети выполняют упражнения

  - Ребята, какой первый звук в слове Бом. Давайте произнесём звук [б]

 - Что делают губы (зубы, язык, горлышко), когда мы произносим звук [б]?

- Какой это звук?  

- Каким цветом обозначается?

Дети: б-б-б-б…

Дети произносят:

- губы сомкнуты, язычок спокойно лежит во рту, зубы разомкнуты,

- звук [б] согласный, звонкий, твердый

- Обозначается этот звук Синим цветом

Игра «Поймай звук»

- Я буду называть вам звуки, а вы, как только услышите звук [б], хлопните в ладоши Т, б, л, б, п, в, б

- А теперь в слогах:

Ба, то, ла, бу, ва, бо

- В словах: бант, кран, баран, сапоги, дудка, барабан, верба

Дети хлопают в ладоши, как только услышат звук [б].

Игра «Будь внимательным» (малой подвижности)

- Ребята, я буду называть слова, когда услышите звук [б] в начале слова, поднимите левую руку влево, в середине слова – две руки вверх, в конце слова – правую руку вправо.

Бант, собака, бутылка, рубашка, труба, дуб, рыба

Дети выполняют упражнение

Приехал на машине (сигнал машины бь, бь, бь…), друг Бома, Бим, поздравить его с днем Рождения

- Ребята, послушайте, как сигналит машина: бь, бь, бь.., повторите

- Это Бим приехал!

- Какой звук [б’]?  

- Каким цветом обозначается?

Дети повторяют звук [б’]

- звук [б’] мягкий, звонкий, согласный

- Обозначается этот звук зеленым цветом

Игра «Поймай звук»

- Я буду называть вам звуки, а вы, как только услышите звук [б’], поднимите зеленый кубик

Ть, бь, ль, бь, пь

- А теперь в слогах:

Бе, тя, ли, бя, ве, би

- В словах: белка, бегемот, паук, билет, тюльпан

Дети поднимают зеленый кубик, как только услышат звук [б’].

Игра «Повтори, не ошибись» (с мячом)

- Повтори за мной слоги:

Ба-би-бу

Бо-бы-ба

Бы-би-бу

Дети по очереди повторяют слоги

Упражнение «Найди и обведи»

- Ребята, наши клоуны совсем не знают как различать твердый звук [б] от мягкого [б’], давайте поможем им, у вас на столе лежат картинки, с твердым [б] проведите дорожку от картинок до Бома, а для Бима проведите дорожку от картинок с мягким [б’]

Дети выполняют задание

Физкультминутка «Барабанщик»

- Ребята, вы отлично потрудились, давайте потанцуем с нашими друзьями клоунами

Игра «Барабанщик»

Выполняют движения в соответствие с текстом песни.

Знакомство с буквой «Б»

- Ребята, твердый звук [б] и мягкий звук [б’] на письме обозначаются буквой «Б» (показываем букву).

- на что похожа буква «Б»

- Давайте построим из пальцев букву «Б»

- Указательный с большим

Мы в кольцо соединим

Остальные мы дугой

Над кольцом объединим

- А теперь напишем букву «Б» в воздухе. Приготовили левую (правую) руку на парту, локоть правой (левой) руки поставили и пишем только кистью «Б»

Дети выполняют упражнение

Упражнение «Выложи букву»

- Чтобы нам запомнить букву «Б», давайте ее попробуем выложить из камушек

Дети выполняют задание

Упражнение «Выложи слово» (касса)

- Ребята, наши клоуны забыли, как правильно писать их имена Бом, Бим, давайте им поможем. Выложите их имена из букв

Дети выкладывают слова

Упражнение «Составь схему»

- Ребята, у нас есть две звуковые схемы, для Бома и для Бима,

Помогите клоунам определить чья это схема

- Сколько звуков в каждом слове?

- Чем отличаются имена Бом и Бим?

Дети подбирают схемы к словам Бом и Бим

- В каждом слове по три звука

- В слове Бом первый звук твердый, а в слове Бим – мягкий и гласным звуком

Упражнение «Придумай предложение»

- Дети придумайте предложение со словами Бим и барабан, Бом и баклажан

Бим играет на барабане

Бом съел баклажан

Игра «Наоборот»

- Ребята, я вам буду говорить слова, а вы мне отвечайте наоборот (с мячом): маленький – большой, черный – белый, медленно – быстро, дедушка – бабушка, порядок – беспорядок, сказка – быль, бедный – богатый

- на какие звуки начинаются все словах, которые вы мне называли?

- А на какую букву?

Дети по очереди отвечают (подбирают антонимы)

- Звуки [б’], [б]

- Букву «Б»

Рефлексия (дети становятся в круг)

- с какими звуками и буквой мы сегодня познакомились?

- Какие задания вам понравились?

- Какое задание было самым трудным?

- Теперь положим, друг другу руки на плечи, как настоящие друзья, немного похвалим себя и попрощаемся

- Мы познакомились со звуками [б] и [б’] и буквой «Б»

Ответы детей

- Раз, два, три

Мы сегодня молодцы!

Всем-всем, до свидания!