Модифицированная программа "Настольный теннис"
рабочая программа (6 класс)

Анна Владимировна Фабрикова

Программа «Настольный теннис» предназначена для проведения спортивных секций в системе дополнительного образования общеобразовательных и начальных профессиональных образовательных учреждений и является модификацией программы «Настольный теннис», допущенной государственным комитетом РФ по физической культуре и спорту, издательство «Советский спорт», 2004г. Авторы Г.В. Барчукова, В.А. Воробьёв, О.В. Матыцин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastolnyy_tennis.docx44.19 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Настольный теннис»

для детей в возрасте от 7 до 16 лет

срок реализации - 3 года

Составила: Фабрикова А.В.

Структура программы

Наименование раздела

страница

Пояснительная записка

2-5

Учебно-тематический план

6-9

Содержание занятий

Методическое обеспечение образовательной программы

10-15

Используемая литература

16

Приложения

Пояснительная записка

Направленность дополнительной образовательной программы

Программа «Настольный теннис» предназначена для проведения спортивных секций в системе дополнительного образования общеобразовательных и начальных профессиональных образовательных учреждений и является модификацией программы «Настольный теннис», допущенной государственным комитетом РФ по физической культуре и спорту, издательство «Советский спорт», 2004г. Авторы Г.В. Барчукова, В.А. Воробьёв, О.В. Матыцин

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

В основу программы положены нормативные требования по физической и технико-тактической подготовке, современные методические разработки по настольному теннису отечественных специалистов. Особенности организации занятий, календаря спортивных мероприятий, а также материально-технической базы могут вносить коррективы в работу по программе.

Цель программы: воспитание личности, умеющей думать, физически здоровой, способной в кратчайшие сроки добиваться поставленной цели, самореализующейся в условиях современного общества.

Задачи:

  • содействие гармоничному физическому и психическому развитию, разносторонней физической подготовке, укреплению здоровья обучающихся;
  • воспитание всех физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, выносливости;
  • воспитание силы воли посредством преодоления трудностей во время тренировочного и соревновательного процесса;
  • обучение технике и тактике настольного тенниса;
  • развитие умения выделять главное, анализировать происходящее и вносить коррективы в свои действия, постоянно контролировать себя.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих. Данная программа раскрывает учебно-методическую и технико-тактическую части игры в настольный теннис с учетом новых правил игры до 11 очков 2002 года.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы. Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 7 до 15 лет и составлена с учетом индивидуальных особенностей детей и стилевых особенностей современной игры. Количество детей в группах:

1 год обучения – от 12 до 15 человек;

2 год обучения - от 10 до 12 человек;

Каждый этап работы требует индивидуального подхода к каждому воспитаннику кружка.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы.

Данная программа состоит из трех частей, рассчитанных на три года обучения. Первый год обучения – 114 часов, второй год обучения – 228 часов. Всего программа рассчитана на 342 учебных часа.

Программа предусматривает следующие этапы подготовки игрока по настольному теннису:

1 год занятий – спортивно-оздоровительный, начально-подготовительный;

2 год занятий - учебно-тренировочный, соревновательный;

3 год занятий – спортивного совершенствования, соревновательный.

На спортивно-оздоровительном этапе зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, имеющие разрешение врача-педиатра. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами настольного тенниса. Задача этапа–привлечение как можно большего числа детей, просмотр их индивидуальных особенностей.

На этапе начальной подготовки ведется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, а также выбор спортивной специализации и выполнение нормативов для перехода на учебно-тренировочный этап. Задача этапа – тщательное наблюдение за успешностью обучения детей.

На учебно-тренировочном этапе воспитанники осваивают специальные приемы настольного тенниса: подача, атакующие удары, игра в защите. Задача этапа – отбор наиболее способных детей для участия в соревнованиях.

На этапе спортивного совершенствования проводятся углубленные тренировки со сложными приемами настольного тенниса и дальнейшим анализом выполненных действий. Задача этапа – участие воспитанников в соревнованиях, повышение уровня мастерства, выполнение спортивных разрядов.

Формы и режим занятий.

Продолжительность занятий:

  • 1 год обучения – 1 час 3 раза в неделю (3часа в неделю);
  • 2 год обучения - 2 часа 3 раза в неделю (6 часов в неделю);
  • 3 год обучения – 3 часа 3 раза в неделю (9 часов в неделю).

Продолжительность занятия 40 минут + свободная игровая деятельность до 10 минут.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Нормативы для перехода на учебно-тренировочный этап (общефизические).

Юноши

Вид упражнения

Возраст

7-8лет

9-10лет

11-12лет

13-15лет

1.

Дальность отскока мяча, м

3,5-4,5

4,55-5,55

5,6-6,45

6,46-7,45

2.

Бег по восьмерке, с

43-32,6

32,7-27

26,7-21

20,8-16,2

3.

Бег вокруг стола, с

34-23,7

23,6-20,2

20,1-18,2

18,1-15,7

4.

Перенос мячей, с

54-45

44,5-35

34,8-31

30,8-26

5.

Отжимание от стола

25-35

36-45

46-55

56-67

6.

Прыжки со скакалкой за 45с

65-75

76-94

95-114

115-127

7.

Прыжки в длину с места, см

103-113

114-152

154-190

191-215

8.

Бег 60м

13,8-12

11,9-10,95

10,9-10,14

10,1-9,14

Девушки

Вид упражнения

Возраст

7-8лет

9-10лет

11-12лет

13-15лет

1.

Дальность отскока мяча, м

3,4-4,4

4,45-5,40

5,44-6,20

6,23-6,92

2.

Бег по восьмерке, с

47-37

36,7-31

30,7-25

24,7-17,8

3.

Бег вокруг стола, с

34-24

23,9-22,1

22-20,1

20-17,6

4.

Перенос мячей, с

54-45

44,6-37

36,8-33

32,8-28

5.

Отжимание от стола

10-20

21-30

32-40

41-52

6.

Прыжки со скакалкой за 45с

65-75

76-94

95-114

115-127

7.

Прыжки в длину с места, см

103-113

114-152

137-155

156-180

8.

Бег 60м

14-13,1

13,0-11,5

11,45-10,55

10,5-9,9

Специальные упражнения техники настольного тенниса для первого и второго этапов.

  1. Набивание мяча ладонной стороной ракетки.
  2. Набивание мяча тыльной стороной ракетки.
  3. Набивание мяча поочередно ладонной и тыльной стороной ракетки.
  4. Атакующие удары справа направо.
  5. Атакующие удары слева налево.
  6. Атакующие удары справа налево.
  7. Атакующие удары слева направо.
  8. Игра толчком.
  9. Отработка техники подачи.

Специальные упражнения техники настольного тенниса для третьего и четвертого этапов.

  1. Игра накатами по диагонали.
  2. Игра накатами по линии.

1 год обучения

Тема учебного занятия

Количество часов

Физическая культура и спорт в России

2

Состояние и развитие настольного тенниса в России

2

Воспитание волевых качеств спортсмена

2

Профилактика травм

2

Специальные термины

2

Основы тактики игры

3

Основы техники игры

4

Правила игры в настольный теннис

6

Упражнения на быстроту и ловкость

7

Упражнения на гибкость

5

Силовые упражнения

6

Упражнения на выносливость

6

Упражнения с ракеткой и шариком

4

Техника подачи толчком

4

Игра толчком справа и слева

4

Атакующие удары по диагонали

4

Атакующие удары по линии

4

Игра в защите

4

Тактические схемы

7

Игра с тренером

2

Выполнение подач разными ударами

3

Игра в разных направлениях

3

Игра на счет разученными ударами

4

Игра с коротких и длинных мячей

3

Групповые игры

4

Отработка ударов накатом

6

Отработка ударов срезкой

6

Поочередные удары левой и правой стороной ракетки

3

Сдача нормативов

2

Итого

114

2 год обучения

Атакующие удары справа разной силы и направления

9

Атакующие удары слева разной силы и направления

9

Удары подставкой

9

Удары срезкой справа

9

Удары срезкой слева

9

Удары накатом справа

9

Удары накатом слева

9

Чередование ударов различных стилей

7

Упражнения на быстроту и ловкость

11

Упражнения на гибкость

9

Силовые упражнения

10

Упражнения на выносливость

10

Специальные физические упражнения

10

Передвижение

7

Комбинации

10

Подача различными ударами

15

Прием подачи

15

Игра топ-спином

15

Упражнения в парной игре

15

Отработка игры в защите

13

Переход от защиты к атаке

10

Игра с тренером

8

Итого за год

228

3 год обучения

Подача срезкой

19

Подача накатом

19

Подача боковым вращением

19

Техника приема подач разных видов

19

Тактика быстрой атаки после подачи

19

Тактика атаки после толчка

19

Тактика атаки после подрезки

19

Тактика атаки после наката

19

Контроль игры срезками

19

Топ-спин справа

19

Топ-спин слева

19

Техника выполнения ударов по высокому мячу

19

Стиль игры топ-спин + атакующий удар

19

Стиль игры быстрый атакующий удар + топ-спин

19

Стиль игры подрезка + атакующий удар

8

Соревновательная практика

24

Специальные физические упражнения

44

Итого за год

342

  1. Подача накатом.
  2. Игра подрезками.
  3. Игра топ-спинами.
  4. Подача подрезками.
  5. Игра боковыми вращениями.

Учебный план.

Общая направленность трехлетней подготовки теннисистов следующая:

- постепенный переход от обучения приемам игры и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психологических возможностей;

- планомерное прибавление вариативности приемов и широты взаимодействия с партнерами;

- переход от общеподготовительных средств к наиболее специальным.

- увеличение соревновательных упражнений в процессе подготовки.

Соотношение нагрузки и видов упражнений на разных этапах обучения.

1 год занятий

Спортивно-оздоровительный этап: общефизическая подготовка (20ч), правила игры в настольный теннис (5ч), теоретическая подготовка (10ч) базовая техника игры в настольный теннис(20ч).

Этап начальной подготовки: основы тактики (7ч), игровая практика (40ч)

2 год занятий

Учебно-тренировочный этап: Специальная физическая подготовка (25ч), техника настольного тенниса (30). Индивидуальная и парная игровая практика (47ч)

3 год занятий

Этап спортивного совершенствования: Специальная физическая подготовка (22ч), тактика и техника (38ч), игровая практика (34ч), соревновательная практика (8ч)

Тематическое планирование

Методическое обеспечение программы

Выполнение дидактических принципов обучения

  1. Принцип научности.
  • Соблюдена логика изложения материала.
  • Содержание учебного материала не содержит фактических ошибок, соответствует развитию современных научных знаний.
  • В процессе изложения педагог не обходит научные проблемы, спорные вопросы.
  1. Принцип проблемности
  • педагог использует проблемное содержание материала.
  • На занятии проводится поиск решения учебной задачи совместно с педагогом.
  • В ходе занятия учащиеся ищут решение проблемной задачи самостоятельно.
  1. Принцип наглядности
  • при обучении соблюдается мера в наглядном представлении изучаемого материала, не теряется главное его содержание
  • наблюдения учеников систематизированы, соотношения причин и следствий могут быть ими установлены.
  • Речь педагога информативна, понятна.
  1. Принцип активности и сознательности.
  • всем участникам учебного процесса понятны цели и задачи предстоящей работы.
  • Хорошо налажено взаимообучение, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно.
  • Учение опирается не авторитет педагога, а на доказательства и логику.
  1. Принцип доступности
  • на занятии выполняется правило постепенного усложнения учебного материала
  • на учебном занятии используются те методы обучения, которые соответствуют данному возрасту детей и их развитию.
  • При первичном знакомстве с новым материалом изучается главное, а в дальнейшем вводятся новые факты, расширяются и углубляются знания.
  1. Принцип систематичности и последовательности.
  • структура занятия хорошо продумана педагогом, не оставляется без внимания ни один вопрос.
  • Обеспечивается преемственность обучения.
  • Реализуется логика формирования учебных знаний: объект изучения – теория – инструментарий - следствия-границы применения знаний.
  1. Принцип завершенности обучения.
  • применяемые методы обучения соответствуют его содержанию.
  • Переход от первого уровня усвоения знаний ко второму и третьему осуществляется с обязательной фиксацией факта усвоения.
  • Применяются аналогии, сравнения, сопоставления, противопоставления.
  1. Принцип развития учебной деятельности.
  • степень осознания учеником познавательной задачи, актуализации мотивов ее решения.
  • Степень восприятия и понимания новой информации.
  • Вхождение ученика в зону ближайшего развития и перенос освоенных способов деятельности в новые условия.
  1. Принцип воспитательного воздействия занятия.
  • положительное влияние профессиональных, личностных, харизматических качеств педагога.
  • Требования педагога не вызывают негативной реакции у учеников, в течение занятия доминируют и развиваются положительные чувства и эмоции.
  • На всех этапах занятия эффективно организована учебно-познавательная деятельность учащихся.

Требования к проведению учебного занятия

Несмотря на многообразие типов занятий, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения.

Педагог должен сформулировать тему и цель занятия.

Каждое занятие должно быть обучающим, развивающим и воспитывающим.

На занятии должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся.

Педагог должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности детей.

Педагог должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на занятии.

Соблюдать санитарно-гигиенические нормы.

Требования, предъявляемые к различным типам занятий.

Комбинированное занятие.

Данный тип занятия имеет наиболее сложную структуру, включающую в себя следующие элементы:

Организационную часть; (Заключается в проверке наличия воспитанников на занятии, готовности учебного кабинета к занятию)

Проверку знаний ранее изученного материала; Заключается в выявлениее путем опроса знаний пройденного ранее материала, умений и навыков воспитанников, подготовке детей к восприятию нового материала. При проверке знаний применяют: индивидуальный устный опрос, опрос по карточкам, письменный опрос, опрос у доски, решение задач и другие способы опроса. Для вовлечение большего числа воспитанников в опрос часто письменный опрос сочетают с индивидуальным устным. При опросе педагогу целесообразно активизировать внимание группы путем рецензирования, исправления и дополнения ответов, продолжения их, приведения примеров, а также давать возможность детям задавать вопросы педагогу и отвечающим. Это позволит вовлечь большее число воспитанников в проверку знаний и способствует активному повторению пройденного материала.

Изложение нового материала. Изложение нового материала начинается объяснения содержания новой темы, увязки ее с ранее пройденным. При изложении нового материала на комбинированном занятии применяются такие методы как: рассказ, беседа, объяснение и значительно реже лекция. Обычно один метод является ведущим, а другие привлекаются для активизации процесса обучения. Возможно применение различных дидактических приемов: информирование о плане сообщения нового материала; интересное нестандартное его изложение, создание проблемных ситуаций, обращение к жизненному опыту воспитанников, демонстрация фрагментов фильмов, запись материала на доске или использование наглядных пособий.

Первичное закрепление новых знаний. Обязательная часть комбинированных занятий. Формы и методы закрепления материала должны стимулировать мыслительную деятельность воспитанников. Закрепление в форме: беседа (педагог задает вопросы практического характера, интересно формулирует их, дает задание заметить и исправить ошибку отвечающего, продолжить ответ, привести свой пример, задать вопрос отвечающему, прокомментировать ответ). Самостоятельная работа учащихся под руководством педагога (решение задач, чтение таблиц, диаграмм, составление технологических карт, работа с карточками-заданиями, со справочной и нормативной литературой, изучение и комментирование иллюстраций в учебнике и других пособиях). При закреплении материала педагог выясняет, насколько правильно дети поняли новый материал, выявляет ошибки в его понимании и исправляет их. Как правило закрепление нового материала проводится в конце занятия ,но можно проводить его и параллельно с сообщением новых знаний (после каждого фрагмента нового материала) в зависимости от содержания, сложности и важности нового материала.

применение их на практике.

Занятие сообщения и усвоения новых знаний.

Основная цель данного типа занятия – дать воспитанникам знания по новому разделу предмета. Он состоит из:

Организационной части.

Изложения нового материала. Основная часть этого типа занятия. Проводится методом: объяснения, рассказа или лекции. Начинают изложение материала с постановки изучаемых вопросов, то есть раскрытия плана изучения нового материала, увязки его с предыдущими темами. Для активизации познавательной деятельности воспитанников объяснение или лекцию целесообразно сочетать с беседой, основывающейся на знаниях, полученных при изучении материала на предыдущих занятиях и на их жизненном опыте. Для повышения эффективности учебного процесса необходимо использовать создание проблемных ситуаций, широкое применение технических средств обучения, слайдов, плакатов.

Закрепления его. Проводится чаще всего путем беседы в форме опроса. Вопросы для беседы не должны повторять вопросов плана изложения нового материала. Целесообразно, чтобы они были более простыми и предполагали достаточно короткие ответы.

Занятие повторения и обобщения полученных знаний

Занятие такого типа проводится после изучения темы или раздела предмета. Его элементами являются:

Постановка проблем и выдача заданий.

Выполнение воспитанниками заданий и решение задач.

Анализ ответов и оценка результатов работы.

Исправление ошибок.

Подведение итогов.

Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков.

Данный тип занятия включает :

Организационную часть.

Определение и разъяснение цели занятия.

Воспроизведение воспитанниками знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.

Сообщения содержания занятия и инструктаж о его выполнении.

Самостоятельную работу воспитанников над заданием под руководством педагога.

Обобщение и оценка выполненной работы.

Основным методом обучения на таком занятии является самостоятельная работа воспитанников, труд. Воспитанники решают задачи, выполняют расчеты, самостоятельно работают с книгой и другими материалами.

Занятие применения знаний, умений и навыков.

Данный тип занятия отличается от предыдущих своей структурой и методами обучения. Занятие этого типа включает:

Организационную часть.

Определение и разъяснение целей занятия.

Установление связей с ранее изученным материалом.

Инструктаж по выполнению работы.

Самостоятельную работу воспитанников, оценку ее результатов.

Основной метод обучения на занятии: самостоятельная работа воспитанников. Занятие применения знаний умений и навыков проводится при завершении изучения темы или разделов предмета. На нем, как правило, не проводится проверка знаний теоретического материала и навыков практической работы, как это уже делалось на предшествующих занятиях.

Инструкция по планированию учебного занятия

Основные этапы учебного занятия

  1. Организация начала занятия, постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы, плана занятия.
  2. Проверка имеющихся у детей знаний, умений, навыков для подготовки к изучению новой темы.
  3. Ознакомление с новыми знаниями, умениями, показ образца формирования.
  4. Упражнения на освоение и закрепление ЗУН по образцу, на перенос в сходную ситуацию творческого характера.
  5. Подведение итогов занятия, формулирование выводов.

Превратить занятия в живое, заинтересованное решение проблем помогает:

  1. Подача педагогом учебного материала на высоком уровне, а организация работы детей на доступном для них уровне, на пределе их возможностей и в приемлемом для них темпе.
  2. Четкое, структурное, поэтапное объяснение учебного материала или обучение практической операции.
  3. Установка не запоминание учебной информации, а на смысл и практическую значимость полученных знаний.
  4. Обязательная организация «обратной связи», которую можно осуществить по ходу объяснения новой темы, после ее изучения и как итоговую проверку.
  5. Создание оптимальных условий для самообразования, развития творческого потенциала ребенка, а также реализация индивидуального подхода на каждом учебном занятии (выяснение целей и возможностей, творческого потенциала каждого ребенка на основе знания способностей, потребностей и склонностей).

В целях улучшения реализации учебной программы необходимо соединить учебно-тренировочные занятия с выполнением ежедневных самостоятельных заданий по плану, чем будет осуществляться индивидуальный подход к каждому ученику.

В течение всего курса обучения сохраняется преемственность образования, как по структуре, так и по содержанию учебного материала.

Работа по программе строится с учетом близких и дальних перспектив.

Порядок изучения тем в целом и отдельных блоков, определяется педагогом в зависимости от местных условий деятельности объединения.

Теоретические и практические занятия проводятся с привлечением наглядных материалов, использованием новейших педагогических методик, на пришкольных, спортивных площадках и в спортивных залах образовательных учреждений. Необходимы также подсобные помещения: раздевалки, душ, комнаты для хранения инвентаря.

Необходимо содействовать активному вовлечению в образовательный процесс родителей учеников, организовывая родительские собрания и совместные мероприятия.

При подборе средств и методов для проведения практических занятий, педагог должен использовать упражнения из различных видов спорта (для повышения эмоциональной окраски занятий). Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспитательными и оздоровительными целями занятия.

Приведенный перечень практических занятий является примерным и может быть изменен педагогом, в зависимости от условий работы объединения.

По завершению каждого учебного года проводятся контрольно-переводные испытания: прыжок в длину с места, челночный бег 3х10 м, подтягивание на перекладине, бег 6 минут.

В течение учебного года проводятся соревнования по изученным видам спорта внутри группы, внутри образовательного учреждения и т.д.

  1. Литература
  2. Г.В. Барчукова, В.А. Воробьев. Настольный теннис: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. М.: Советский спорт, 2004
  3. А.Н. Амелин. Современный настольный теннис. М.: ФиС, 1982
  4. Ю.П. Байгулов. Основы настольного тенниса. М.:М.: ФиС, 1979
  5. Г.С. Захаров. Настольный теннис: Теоретические основы. Ярославль, Верхнее-Волжское книжное издательство, 1990
  6. О.Н. Шестеренкин. Методика технической подготовки игроков в настольный теннис. Диссертация, РГАФК, М.:160с., 2000
  7. О.В.Матыцин, Настольный теннис. Неизвестное об известном, М.:РГАФК, 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой

Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...

Модифицированная образовательная программа по настольному теннису для групп спортивно-оздоровительной и начальной подготовки

                  Программа по настольному теннису разработана в соответствии с Законом Российской федерации «Об образовании», нормативными док...

Конспект занятия по настольному теннису по теме "Совершенствование техники защиты в настольном теннисе"

Конспект занятия общеметодологической направленности по теме "Совершенствование техники защиты в настольном теннисе". Занятие построено с соблюдением всех требований к занятиям этого типа. После консп...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС»

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА«НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ МОДИФИЦИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА ПО НАСТОЛЬНОМУ ТЕННИСУ."

Программа пропагандирует здоровый образ жизни и служит средством профилактики и коррекции здоровья. Особое внимание уделяется формированию правильной осанки, воспитанию и развитию основных физических ...