Статья "ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УМЕНИЙ СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗЫ-РАССУЖДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ"
статья
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УМЕНИЙ СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗЫ-РАССУЖДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_anisimova_i.a_marchku_l.n._1.docx | 22.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УМЕНИЙ СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗЫ-РАССУЖДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Анисимова И.А.,
Студент 2 курса магистратуры КГПУ им. В.П. Астафьева, г.Красноярск
Марчук Л.Н.,
Студент 2 курса магистратуры КГПУ им. В.П. Астафьева, г.Красноярск
Аннотация. В статье представлена методика обследования умений составлять рассказы–рассуждения детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Данное обследование позволило выявить особенности сформированности умений составлять рассказы-рассуждения у старших дошкольников с речевыми нарушениями. Полученные результаты имеют значение для совершенствования подходов развития монологической речи детей.
Ключевые слова: дети, старший дошкольный возраст, общее недоразвитие речи, диагностическое обследование, рассказ-рассуждение.
Abstract. The article is devoted to the diagnosis of the ability to compose reasoning stories by children of senior preschool age with ONR level III. The present study made it possible to determine the features of the ability to compose reasoning stories in older preschoolers. The results obtained are of practical importance for improving the methods of development of coherent monological speech of children with level III ONR.
Keywords: narrative reasoning, diagnostic study, older preschool children, general underdevelopment of speech, levels of speech development.
Одним из самых распространенных нарушений речевого развития у детей является общее недоразвитие речи (далее – ОНР). Дети с данной речевой патологией имеются проблемы формирования и развития всех звеньев речевой системы, в том числе составления монологических рассказов. (повествований, описаний, и рассуждений). Многие исследователи Т.Б. Филичева [1], Н.В. Семенова [3], А. З Зак. [2], уделяли особое внимание формированию и развитию у дошкольников рассказов-рассуждений. Они считали, что данный тип речи неразрывно связан с познавательным развитием ребенка.
Одним из основных этапов формирования и развития умений составлять рассказы-рассуждения старшими дошкольниками с ОНР III уровня, является диагностическое обследование. Разработанная нами, процедура обследования включает два блока специальных заданий. Целью первого блока является выявление особенностей умений составлять сложноподчиненные предложения на основе решения логических задач. Целью второго блока является изучение особенностей умений составлять рассказы – рассуждения в различных коммуникативных ситуациях
Задания, включенные в диагностическое обследование разработаны на основе работ А.З. Зака [2] и Н.В. Семеновой [3] и адаптированы с учетом возраста детей их интересов и особенностей их речевого нарушений (ОНР III уровня). Для определения уровня сформированности рассказов-рассуждений у детей нами определены следующие критерии: содержательность; последовательность; лексико-грамматическое оформление; самостоятельность. По каждому критерию дошкольники получают от 1 до 3 баллов. В зависимости от количества набранных баллов, количественные показатели умений сформиованности рассказов-рассуждений распределяются по трем уровням: достаточный, близкий к достаточному, недостаточный. Данная система оценки заимствована из диагностики умений составлять рассказы –рассуждения Судаковой В. Е. [4]:
По результатам анализа составленных детьми рассказов-рассуждений и получены следующие результаты:
Уровни | 1 блок | 2 блок |
Достаточный | - | - |
Близкий к достаточному | 1 ребенок | - |
Недостаточный | 4 ребенка | 5 детей |
Показатели сформированности умений составлять рассказы-рассуждения
Из данных таблицы видно, что у большинства детей умения составлять рассказы - рассуждения находятся на недостаточном уровне. Дети пользуются простейшими формами сложноподчиненных предложений и не могут составить рассказ –рассуждение, отвечающий предложенным критериям. Качество составленных высказываний зависит от личного опыта, владения языковыми средствами, а также от уровня развития логического мышления. Полученные результаты нацеливают на необходимость формирования умений составлять рассказы-рассуждения с учетом дифференциации содержания работы по двум направлениям: 1) развитие логико-мыслительных операций; 2) развитие лексико-грамматических средств.
Представленная методика обследования позволяет раскрыть особенности умений составлять рассказы-рассуждения детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и является основой для разработки эффективной системы логопедической работы по формированию умений составлять рассказы-рассуждения детьми с данным речевым нарушением.
Библиографический список
1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие. М.: Айрис-пресс, 2008. 224 с.
2. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6−7 лет. М.: Новая школа, 1996. 406 с.
3. Семенова Н.В. Обучение высказываниям типа рассуждений детей седьмого года жизни: автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.07 / Моск. пед. гос. ун-т. М.: 2001. 16 с. 4. Судакова, В.Е. Этапы обучения речи-рассуждению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи : Теория и практика общественного развития / В.Е. Судакова., 2013 –– № 1 –– С. 135 ––135.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Предлагаю небольшую статью о своей работе над исправлением нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....
Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Поле чудес»
В конспекте представлена интеграция образовательных областей художественно-эстетического и речевого развития....
Статья "Развитие связной речи и формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в психолого-педагогических исследованиях"
Статья опубликование в сборнике научных трудов "Специальное образование XXI века: от ранней помощи до профессиональной подготовки". В статье раскрываются идеи влияния формирования навыков тв...
Статья "Развитие связной речи и формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в психолого- педагогических исследованиях"
В статье рассматривается взаимосвязь специальной комплексной, систематической и длительной психолого-педагогической и логопедической коррекции на формирование творческого рассказывания у детей с ОНР с...
Статья "Развитие связной речи и формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в психолого- педагогических исследованиях"
В статье рассматривается взаимосвязь специальной комплексной, систематической и длительной психолого-педагогической и логопедической коррекции на формирование творческого рассказывания у детей с ОНР с...
Статья "Развитие связной речи и формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в психолого- педагогических исследованиях"
В статье рассматривается взаимосвязь специальной комплексной, систематической и длительной психолого-педагогической и логопедической коррекции на формирование творческого рассказывания у детей с ОНР с...
Курсовая работа на тему "ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ В ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЕ"
Актуальность проблемы формирования звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня обусловлена тем, что данный навык является основным при дал...