Рабочая программа по ОДНКНР 5 кл
рабочая программа
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Сахалинской области
Администрация Поронайского ГО
МБОУ СОШ пгт.Вахрушев
| СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1689746)
учебного курса
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
для 5 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Дзисяк Ольга Валерьевна
учитель русского языка и литературы
пгт Вахрушев 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее — ОДНКНР) для 5 классов образовательных организаций составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества, культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовно-нравственной культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовно-нравственные ценности.
Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии.
В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовно-нравственного развития народов России.
Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).
Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития, когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных предметов.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание важности наднационального и надконфессионального гражданского единства народов России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом развитии.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Целями изучения учебного курса являются:
- формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;
- создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;
- формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;
- идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
- овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося;
- приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
- развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;
- становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
- формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;
- обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
- воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России;
- содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
- формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
- расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;
- углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в развитии современного общества;
- формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством;
- воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;
- пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов;
- осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими;
- раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих светскость и духовность;
- формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом;
- получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах;
- развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" изучается в 5 классе не менее одного часа в неделе, общий объем составляет 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. В мире культуры.
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К.Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р.Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).
Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.
В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках,легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси,влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века)– золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.
Практическая часть программы
Темы индивидуальных учебных проектов:
- «Традиции моей семьи»
- «История семейной реликвии»
- «Мое родословное древо»
- «Значение религии в жизни человека и общества»
- «Памятники религиозной культуры в моем селе»
- «Памятники в моем городе»
- «Мое отношение к России»
- «С чего начинается Родина»
- «Герои России»
- «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»
- «Мой дедушка – защитник Родины»
- «Профессиональное древо моей семьи»
- «Профессиональная династия»
- «Спасти и сохранить»
- «Христианские святыни Верхотурской земли»
- «Христианские святыни России»
- «Мечети Свердловской области»
- «Мечети в России»
- «Иудаизм в России»
- «Буддийские монастыри»
- «Религия и искусство» электронный альбом
- «Библия – Книга Книг»
.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
1. Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности.
2. Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
3. Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
4. Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.
1. Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД);
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование);
- смысловое чтение;
- развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация);
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
3. Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия включают:
- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание);
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование);
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией(контроль и коррекция);
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка);
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов. Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно;
- осознание ценности человеческой жизни.
Учебно-тематический план.
№ | Наименование раздела | Часов |
1 | В мире Культуры | 2 |
2 | Нравственные ценности российского народа | 16 |
3 | Религия и культура | 10 |
4 | Как сохранить духовные ценности | 3 |
5 | Твой духовный мир | 2 |
6 | Проект | 1 |
Итого: | 34 |
Тематическое планирование по основам духовно-нравственной культуры народов России на 5 класс (34 ч).
№ п/п | Тема урока | Дата | Основное содержание | Планируемые результаты | Домашнее задание | ||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Величие многонациональной российской культуры. | Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника. Рассматривание и анализ иллюстративного материала «Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?». Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Словесный портрет выдающегося деятеля культуры России». | Научиться рассказывать об учёных, деятелях литературы и искусства России разных исторических эпох и времён, их вкладе в многонациональную культуру России. | П: осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из иллюстраций учебника. К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Р: понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний. | Формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру, желания выполнять учебные действия, приобретать новые знания. | Стр.7-11 | |
2. | Человек – творец и носитель культуры. | Чтение и обсуждение текста учебника «Человек – творец и носитель культуры». Конструирование схем: «Человек – носитель культуры», «Человек – творец культуры» (на основе иллюстративного материала). Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Что такое этика?». Учебный диалог обсуждение высказывания Аристотеля об этике. Совместная деятельность в группах: «Объяснение значения пословиц и поговорок разных народов». Работа с рубриками «Жил на свете человек» и «Для любознательных» (составление плана пересказа текстов). | Иметь общие представления о том, что в процессе своей жизни человек усваивает культуру и сам вносит вклад в неё, и это зависит от его таланта, способностей, упорства. | П: ориентироваться в своей системе знаний, перерабатывать полученную информацию, выполнять учебно-познавательные действия. К: доносить свою позицию до других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи. Р: осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, умения проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность. | Стр.12-17 | |
3-4. | Береги землю родимую, как мать любимую | Объяснение значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических чувствах. Чтение текста «Нюргун Боотур – стремительный» и составление словесного портрета героя. Оценка образца словесного портрета, представленного учителем. Совместная деятельность в парах: чтение и обсуждение башкирской легенды об Урал-батыре. Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных средств. Учебный диалог «Обсудим вместе»: сравнение эпических героев. | Научиться анализировать древние предания, священные книги, пословицы и поговорки разных народов России о защите Родины, приводить примеры героизма и патриотизма, представленные в эпических образах. | П: выполнять учебно-познавательные действия, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу. К: доносить свою позицию до других, уметь слушать собеседника. Р: составлять план и последовательность действий. | Формирование самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. | Стр.19-24 | |
5-6. | Жизнь ратными подвигами полна. | Работа с информацией, представленной в тексте. Выделение главной мысли рассказа-дополнения учителя. Работа с рубрикой «Картинная галерея»: описание героя картины. Чтение и оценка информации из текстов об участии в Великой Отечественной войне представителей разных народов России. | Научиться рассказывать о героических страницах истории нашей страны, приводить примеры участия церковнослужителей в организации защиты Отечества. | П: выполнять учебные задачи, высказывать предположения, читать, извлекая нужную информацию. К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. Р: определять цели и задачи усвоения новых знаний, оценивать правильность выполнения своих действий. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности. | Стр.25-35 | |
7. | В труде – красота человека. | Чтение и определение главной мысли текста. Объяснение значения пословиц (поговорок). Совместная деятельность в парах: чтение и анализ текста татарской сказки «Звёздочка Зухра». Чтение и анализ текста «Микула Селянинович». Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «Почему Микула Селянинович стал героем народных былин?». Анализ сказки К. Ушинского «Два плуга?», выделение главной мысли. | Осознать, что трудолюбие как нравственное качество человека является основой трудовой деятельности. | П: искать и выделять необходимую информацию, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. Р: оценивать качество и уровень усвоения материала. | Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | Стр.36-40 | |
8. | Плод добрых трудов славен | Учебный диалог: обсуждение высказывания буддийского монаха Шантидевы. Определение главной мысли текстов учебника. Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Владимир Мономах о трудолюбии». Формулирование вывода по материалам урока. | Научиться определять главную мысль произведений фольклора о трудолюбии, отношении к труду. | П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное. К: формировать навыки речевых действий, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. Р: планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия. | Формирование умения анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. | Стр.41-42 | |
9-10. | Люди труда. | Чтение и работа с текстами учебника: Обсуждение проблемы: «Как может проявляться любовь к Родине в мирное время?». Учебный диалог: «Является ли учеба трудом? Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?». Анализ и оценка ситуаций из жизни сверстников. | Научиться выяснять, какие качества должны быть у человека, чтобы его труд был успешным, анализировать ситуации из жизни сверстников. | П: понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить, делать обобщения, выводы. К: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли. Р: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения. | Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания, умения, желания выполнять учебные действия. | Стр.43-48 | |
11-12. | Бережное отношение к природе. | Актуализация и использование имеющихся знаний: ответ на вопрос «Как древние люди относились к природе?». Анализ информации, представленной в рассказе-обобщении учителя. Совместная работа в группах: анализ информации, представленной в текстах. Анализ иллюстраций. Обсуждение и формулирование вывода по материалам урока. | Научиться бережно и рационально относиться к природе; иметь представление о том, как люди в древние времена одушевляли предметы и явления окружающего мира. | П: ориентироваться в своей системе знаний. К: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи. Р: анализировать собственную работу, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, оценивать результаты работы. | Формирование навыков анализа и сопоставления, навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы, установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Стр.49-55 | |
13-18 | Семья – хранитель духовных ценностей. Сказки бабушки моей… | Учебный диалог на основе иллюстративного материала. Коммуникативная деятельность: «Послушаем друг друга» (традиции в моей семье). Чтение и анализ текста стихотворения «Бабушкины сказки». Обсуждение проблемы: «Отражение в фольклоре народов России семейных ценностей». Анализ информации, представленной в материалах рубрики «Картинная галерея». Составление описательного рассказа по картине. Совместная деятельность в группах: чтение и анализ народной сказки. Учебный диалог: обсуждение темы, идеи и главной мысли народных сказок. Чтение текстов и анализ главной мысли. Учебный диалог: «Любовь – главная семейная ценность». Анализ текстов и иллюстраций в учебнике: семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Оценка информации, представленной в рассказе учителя о Петре и Февронии Муромских: «О каких семейных ценностях повествует история Петра и Февронии?». Совместная деятельность в парах: чтение и выделение главной мысли притчи «Хлебец с маслом». Самооценка выполненной работы. Учебный диалог: «В чем состоит ценность человеческого общения». Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, рассказывание о традициях своей семьи. | Научиться понимать, что семья – первая «школа», где ребёнок получает уроки нравственности, знать историю своей семьи, её обычаи и традиции; научиться рассказывать о семейных ценностях в православии, исламе, буддизме и иудаизме. | П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебника; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, обсуждать проблемные вопросы. К: формировать навыки речевых действий, формулировать собственные мысли; уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Р: оценивать качество и уровень усвоения материала. | Формирование положительного отношения к процессу познания, проявление внимания, желания больше узнать, применение правил делового сотрудничества, сравнение разных точек зрения, умение считаться с мнением другого человека. | Стр.56-83 | |
19. | Роль религии в развитии культуры. | Актуализация имеющегося опыта и знаний: высказывания на тему: «О каких религиозных праздниках мы уже знаем? Что мы можем рассказать о православном храме, мечети, синагоге и пагоде? Восприятие и анализ информации, представленной в рассказе учителя. Разыгрывание сценок: «Коляда», «Святки». | Научиться объяснять роль религии в развитии культуры и общества, уметь называть религиозные праздники, культовые сооружения. | П: самостоятельно находить информацию в материалах учебников, выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы. К: формировать навыки речевых действий, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. Р: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, желание приобретать новые знания, умения. | Стр.84- | |
20-22. | Культурное наследие христианской Руси. | Обсуждение вопросов «Что мы знаем о христианской вере? Когда Древняя Русь приняла христианство?» (по имеющемуся опыту). Чтение и обсуждение текста учебника «Откуда на Русь пришло христианство?». Учебный диалог («Обсудим вместе»): анализ информации, представленной в текстах учебника Чтение и выделение главной мысли текста о Ярославе Мудром. | Иметь представление о том, как Древняя Русь приняла христианство; научиться рассказывать о влиянии церкви на образование и культуру; уметь называть исторических личностей, оказавших влияние на развитие культуры Руси. | П: обсуждать проблемные вопросы, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация). К: формировать навыки речевых действий, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Р: принимать и сохранять учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала. | Формирование положительного отношения к процессу познания, проявление внимания, желания больше узнать. | Стр.85-98 | |
23-24. | Культура ислама. | Чтение и обсуждение текста учебника «Возникновение ислама». Учебный диалог «Золотой век исламской культуры». Анализ информации, представленной в рассказе учителя о великом персидском и таджикском поэте Фирдоуси. Чтение и обсуждение текста учебника о мечети. Рассматривание иллюстраций, оценка информации. | Научиться рассказывать о возникновении религии ислама, раскрывать роль ислама в развитии мировой культуры; иметь представление об искусстве, литературе и архитектуре ислама. | П: осознавать познавательную задачу, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, выявлять известное и неизвестное. К: правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу. Р: контролировать процесс и результаты деятельности. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, положительного отношения к процессу познания, желания приобретать новые знания, умения. | Стр.99-108 | |
25-26. | Иудаизм и культура. | Чтение и обсуждение текста учебника «Как всё начиналось». Практическая работа: нахождение на карте Палестины и других мест, связанных с ранней историей иудаизма. Беседа-повторение пройденного по вопросам: «Что такое Ветхий Завет? Частью какой книги он является? Какие религии признают Ветхий Завет священной книгой?». Анализ информации, представленной в материале рубрики «Жил на свете человек» и «Картинная галерея», составление повествования по сюжету картины. Беседа по тексту и иллюстрациям учебника «Дом окнами на Восток». Игра-экскурсия «Иудейская история в произведениях живописи». | Научиться рассказывать о возникновении религии иудаизма, о священной книге иудеев – Торе и Ветхом Завете; анализировать информацию учебника, представленную в виде текстов и репродукций картин. | П: выполнять учебно-познавательные действия, ориентироваться в своей системе знаний. К: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, отвечать на поставленный вопрос. Р: анализировать собственную работу, выделять и осознавать то, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить, оценивать результаты работы. | Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы. | Стр.109-119 | |
27-28. | Культурные традиции буддизма. | Обсуждение проблемы: какие народы РФ исповедуют буддизм (на основе имеющихся знаний). Анализ информации, представленной в рассказе учителя «Буддизм в России», составление плана пересказа. Практическая работа с картой: нахождение мест, связанных с ранней историей буддизма. Анализ и оценка информации, представленной в текстах учебника. Составление плана пересказа текста «Буддийский монастырь». | Научиться рассказывать о возникновении религии буддизма, о народах России, исповедующих буддизм; раскрывать влияние буддийских монастырей и монахов на развитие культуры. | П: ставить и формулировать проблемы, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, делать обобщения, выводы. К: формировать умение работать в малых группах. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, адекватно оценивать свои достижения. | Формирование навыков анализа и сопоставления, взаимопроверки, способность к самооценке своих действий. | Стр.120-127 | |
29. | Забота государства о сохранении духовных ценностей. | Оценка информации, представленной в рассказе учителя «Забота государства о сохранении духовных ценностей». Чтение и обсуждение главной мысли текстов учебника. Составление плана пересказа текста «Храм Христа Спасителя»; чтение и выделение главной мысли текста «Охраняется государством». Конструирование вывода по теме. | Иметь представления о том, как государство заботится о сохранении духовной культуры и её развитии; рассказывать о восстановлении на территории России памятников религиозной культуры. | П: уметь извлекать информацию, проверять её и находить дополнительную, используя справочную литературу. К: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с ними. Р: оценивать качество и уровень усвоения материала. | Формирование умения оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач, умения осознавать трудности и стремиться к их преодолению. | Стр.129-134 | |
30-31. | Хранить память предков. | Учебный диалог: обсуждение статьи Д. Лихачева «Память». Оценка информации, представленной в рассказе-объяснении учителя. Выделение главной мысли рассказа. Чтение и анализ текста учебника «Творить благо». Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, выскажем свое мнение: можем ли мы принять участие в благотворительности? Составление портрета героя художественного полотна (И. Репин. Портрет С.И. Мамонтова). Учебный диалог (обсудим вместе): оценим жизненные истории. | Научиться понимать, что без памяти нет нравственности, совести, уважать труд, обычаи, веру предков. | П: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. К: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Р: принимать и сохранять учебную задачу, расширять и углублять знания. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. | Стр.136-141 | |
32-33. | Что составляет твой духовный мир. | Анализ информации, представленной в объяснении учителя «Что такое этикет и зачем он нужен?». Практическая работа «Учимся быть образованными». Учебный диалог: обсудим вместе, заполним устно таблицу, дополним ее. Совместная деятельность в группах: анализ информации, представленной в дидактических текстах К.Д. Ушинского. Составление описательного рассказа по картине П. Федотова «Свежий кавалер». Сюжетная игра «Разговор с младшим братишкой (сестренкой) об этикете». | Научиться называть составляющие духовного мира человека, знать и соблюдать правила хорошего тона – этикет. | П: выполнять учебно-познавательные действия, преобразовывать информацию из одной формы в другую. К: планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться. Р: прогнозировать результаты и уровень усвоения знаний. | Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы, положительного отношения к процессу познания. | Стр.143-154 | |
34 | Защита творческих проектов. | Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей | Научиться представлять и защищать свои творческие проекты, оценивать свою работу и работы одноклассников. | П: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме. К: формировать навыки речевых действий, выступать с подготовленным сообщением, отвечать на вопросы. Р: расширять и углублять знания по выбранной теме. | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, познавательного интереса к предмету исследования, способности к адекватной самооценке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...