Диагностики УУД
тест по психологии
В данной папке представлены методики для диагностики УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_samorazvitie_lichnosti.doc | 60.5 КБ |
lichnostnyy_oprosnik.docx | 69.51 КБ |
luskanova.docx | 19.54 КБ |
metodika_samorazvitie_lichnosti.doc | 60.5 КБ |
ginzburg.docx | 18.58 КБ |
metodika_vyyavleniya_kommunikativnyh_sklonnostey_uchashchihsya.docx | 17.81 КБ |
lesenka.docx | 58.04 КБ |
izuchenie_obshchey_samootsenki.docx | 14.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика «Самоанализ личности»
(О.И. Мотков, модифицирована Т.А. Мироновой)
Цель: оценка уровня проявления социально ценных качеств личности:
- активность нравственной позиции;
- коллективизм;
- гражданственность в труде;
- трудолюбие;
- волевые качества.
Каждый фактор представлен 4 вопросами. Он разбит на два подфактора по два вопроса в каждом. Большее количество баллов по фактору, подфактору указывает на более высокую степень проявления, степень оценки данного качества в личности. Самый высокий суммарный балл по фактору -20, по подфактору – 10, минимальный соответственно – 4 и 2.
Текст методики.
- Уважительно отношусь к большинству людей, к членам группы.
- Развиваю в себе способность видеть трудности других людей, активно помогать им.
- Готов (а) поступиться своими интересами ради интересов коллектива.
- Помогаю сверстникам, не ожидая взамен похвалы и наград.
- Хочу, чтобы мой труд приносил пользу обществу.
- Всегда бережно отношусь к предметам, сделанным руками человека.
- В любом деле стремлюсь к достижению наилучших результатов.
- Стремлюсь самостоятельно справляться с трудностями в работе.
- Часто изобретаю свой подход к делу.
- Люблю предлагать и осуществлять новые дела.
- Я – целеустремленный человек.
- Умею длительно работать с полной отдачей сил.
- Мне совестно, если я поленился помочь родителям или товарищу.
- Недовольство собой заставляет меня бороться со своими недостатками.
- Ответственно отношусь к делам группы, класса, переживаю за общий успех.
- Проявляю сочувствие ребятам, у которых что-то не получается.
- Выполняю любую, даже неприятную работу, если она приносит пользу людям.
- Бережно отношусь к окружающей природе, животным, растениям,
водоемам и т.д.
- Мне присуща тщательность, добросовестность в любом деле.
- Люблю самостоятельную, трудную работу.
- Любую работу стремлюсь сделать интересной и полезной для себя и для других.
- Нравится осваивать новые виды деятельности, новые умения, навыки.
- Я привык выделять в делах главное и не отвлекаться на постороннее.
- Умею сохранять выдержку и терпение в конфликтах с людьми.
Ключ.
1. Активность нравственной позиции – №№ 1, 2, 13, 14.
1а – уважение к людям, совестливость – 1, 13.
16 – стремление к нравственному самовоспитанию – 2, 14.
2. Коллективизм – №№ 3, 4, 15, 16.
2а – ответственность перед коллективом – 3, 15.
26 – чуткость и взаимопомощь – 4, 16.
3. Гражданственность в труде – №№ 5, 6, 17, 18.
За – осознание значимости своего труда для общества – 5, 17.
3б – бережное отношение к результатам труда, к природе – 6, 18.
4. Трудолюбие – № 7, 8, 19, 20.
4а – добросовестность – 7, 19.
46 – самостоятельность в преодолении трудностей — 8, 20.
5.Творческая активность – № 9, 10, 21, 22.
5а – стремление к улучшению процесса работы – 9, 21.
5б – стремление к новому, инициатива – 10, 22.
6. Волевые качества – №№ 11, 12, 23, 24.
6а – целеустремлённость – 11, 23.
6б – настойчивость и самообладание – 12,24.
Интервалы уровней проявления качества у школьников:
Низкий – 1,00-3,65.
Средний – 3,66-4,32.
Высокий – 4,33-5,00.
По вопросам каждого фактора и подфактора подсчитывается средняя арифметическая оценка. Сумма средних арифметических делится при подсчете данных класса на число членов класса. Все итоговые результаты рассматриваются в интервале баллов 1 до 5.
Учителю и родителям рекомендуется также провести анализ личности каждого ученика по этим же вопросам. По результатам исследований учителя дают самые строгие (низкие) оценки качеств личности учащихся, родители – несколько более высокие, а дети – самые высокие самооценки. Уровень самооценки учащихся постепенно снижается от 6 к 10 классу, сближаясь с оценками учителей.
Степень расхождения между оценками учителя и самооценками детей указывает на характер их взаимоотношений, влияет на психологический климат в классе. При большом расхождении (более 1 балла) отсутствуют отношения взаимного доверия и сотрудничества.
Методика «Самоанализ личности» не только позволяет раскрыть сильные и слабые стороны личности учащихся, но и активизировать углубленный самоанализ качеств (при углубленном варианте предъявления). Такое самопознание является начальным этапом самовоспитания нравственных и трудовых сторон личности.
Повторное предъявление методики через год показывает динамику изменений в проявлениях ценных качеств личности.
Инструкция:
Ребята, вам предлагается ответить на вопросы об особенностях вашей личности. Я буду читать номер вопроса и сам ответ, а в должны записать номер и напротив него – свой ответ.
Ответ выбирается по Шкале возможных ответов:
неверно | скорее неверно | когда как | в целом верно | верно |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Вы смотрите на шкалу возможных ответов и решаете, какой ответ вам больше всего подходит: или 1, или 2, или 3, или 4, или 5. Например, на первый вопрос вы выбрали ответ «скорее неверно». Тогда после первого номера вы ставите тире и пишете цифру 2. Таким образом нужно отвечать на все вопросы.
Ответы на поставленные вопросы учащийся записывает на «Бланке ответов». Данные по классу представляются в виде таблицы, данные по школе в целом – в виде аналогичной таблицы.
Бланк ответов
Тест | Варианты ответов | Неверно 1 Скорее неверно 2 Когда как 3 В целом верно 4 Верно 5 | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
Самоанализ личности
Показатель | Активность нравственной позиции | Коллективизм | Гражданственность в труде | Трудолюбие | Творческая активность | Волевые качества | Итоговый | Уровни | ||||||||||||||
Класс | Уважение к людям | Стремление к нравственному самовоспитанию | Общий балл | Ответственность перед коллективом | Чуткость и взаимопомощь | Сумма баллов | Осознание значимости своего труда для общества | Бережное отношение к результатам труда, к природе | Сумма баллов | Добросовестность | Самостоятельность в преодолении трудностей | Сумма баллов | Стремление к улучшению процесса работы | Стремление к новому, инициатива | Сумма баллов | Целеустремлённость | Настойчивость | Сумма баллов | Высокий | Средний | Низкий | |
Предварительный просмотр:
Личностный опросник «ОТКЛЭ»
Н.И. Рейнвальд
Предлагаемый опросник позволяет исследовать пять основных свойств личности, наиболее компактно выражающих структуру личности с точки зрения, ее общественной сущности и главных индивидуально- психологических особенностей: организованность, трудолюбие, коллективизм, любознательность, эстетическое развитие.
Инструкция Уважаемый товарищ! Вы участвуете в исследовании индивидуальных особенностей личности, которое проводится с целью помочь Вам разобраться в себе и наметить пути самовоспитания. Прочитав вопрос, ответьте на него «да», либо «нет», либо «не знаю». Представляя свое поведение в той или иной ситуации, старайтесь быть объективным: опросник имеет контрольную шкалу.
- С вечера я планирую свои дела на будущий день.
- Черновую работу (мытье посуды, вскапывание огорода и т.д.) выполняю с неохотой.
- Жизнь класса проходит мимо меня.
- Прочитываю к занятию не только основную, но и часть дополнительной литературы.
- Я люблю петь.
- Я всегда радуюсь успехам других людей.
- Люблю наводить порядок у себя дома.
- Возражаю, когда меня выбирают на руководящие должности.
- У меня не хватает времени следить за книжными новинками.
- Встретившись с произведением искусства (книгой, музыкой, спектаклем и т.д.), магу расчувствоваться до слез.
- Часто мне не удается сделать то, что я наметил.
- Свои обещания я всегда выполняю.
- Мне постоянно приходится кому-нибудь помогать.
- Из источников информации предпочитаю телевидение и кино.
- Мое тело откликается на танцевальную музыку.
- Считаю, что готовиться ко всем урокам невозможно.
- Могу несколько часов подряд заниматься эффективно физической работой, физическими упражнениями.
- Никогда не упускаю возможности побывать в театре, музее.
- Трудную задачу предпочитаю списать у соседа, о не решить сам.
- Бывает, что во время театрального действия, я ем конфеты, мороженое.
- На моем рабочем столе обычно порядок.
- Главное для меня – сделать работу в срок, а качество – как выйдет.
- Несдержанность и повышенный тон простительны, если отстаиваешь свою правоту.
- Иногда я говорю вслух не то, что думаю.
- Принимаю участие в художественной самодеятельности.
- Я, как правило, затягиваю ответ на полученное письмо.
- Ухаживаю за животными.
- У меня постоянно возникают идеи о том, что можно сделать в классе.
- Занимаясь умственной работой, могу жертвовать развлечениями, отдыхом.
- Несколько раз в жизни мне пришлось солгать.
- Вернувшись, домой в грязной обуви, я сразу же привожу ее в порядок.
- В период вынужденной бездеятельности (ожидание чего-либо, болезнь и т.д.) нахожу себе занятие.
- Если человек со связями, я стараюсь завязать с ним дружбу.
- Случается, что на занятии я высказываю спорную точку зрения, выражаю расхождение с мнением учащихся, преподавателя.
- Меня волнует игра актеров на сцене.
- Иногда я только делаю вид, что понимаю собеседника, чтобы не показаться неумным.
- Часто у меня не хватает терпения довести начатое дело до конца.
- Выполнение общественных обязанностей в классе приносит мне удовлетворение.
- Уровень моих умственных достижений вполне достаточен.
- Во время танца для меня главное – просто двигаться.
- Не откладываю на завтра, то, что могу сделать сегодня.
- Правила поведения в общественных местах я выполняю.
- На собрании предпочитаю молчать, хотя имею свою точку зрения.
- Мои интересы требуют терпения, усидчивости.
- Есть полотна живописи, перед которыми я простоял не одну минуту.
- Занятость общественной, домашней работой, спортом и т.п. неблагоприятно сказывается на моей учебе.
- Плохо выполненная работа не дает мне спокойно отдыхать.
- Я всегда радуюсь, получая трудное задание.
- Ради собственного маленького открытия часами, неделями решаю одну и ту же проблему.
- Я тщательно слежу за своей внешностью.
- Ситуация, когда на один день выпадает три урока, к которым надо готовиться, не застает меня врасплох, так как подготовку к ним я планирую заранее.
- Если мой товарищ отстает в учебе, работе, нахожу возможность, чтобы помочь ему.
- Если на воскреснике меня не обеспечили орудиями труда, я использую подручные средства.
- Не пропускаю ни одного мероприятия в культурной жизни города.
- Если передают классическую музыку, а не эстрадную, я выключаю приемник.
- Часто я убегаю на занятия, не успев позавтракать.
- Домашний труд меня обременяет.
- Не выношу критических замечаний.
- Учебника мне вполне достаточно, чтобы подготовиться к занятию.
- Я всегда перехожу улицу в положенном месте.
- Могу пропустить занятия без всяких оснований.
- Иногда я выбрасываю мелкий мусор из окна.
- Во время ссоры не выбираю выражений, могу употребить грубое слово.
- Когда товарищи обмениваются интересной научной информацией, как правило, только слушаю.
- Я собираю пластинки с классической музыкой.
- В моей жизни были ситуации (моменты), которые мне не хочется вспоминать.
- Могу несколько часов подряд эффективно заниматься умственной работой.
- Если отвечающий на уроке не может связать двух слов, мне смешно.
- Не зная ответа на вопрос, надеясь на подсказку.
- Мне нравится гулять с громко включенным магнитофоном, транзистором.
- Если наступит полоса невезения в учебе, у меня пропадает охота заниматься.
- Я всегда бываю согласен стой оценкой, которую мне дает преподаватель.
- Постоянно имею какие-нибудь общественные поручения.
- Я люблю учиться.
- Собираю книги по искусству, репродукции.
- Каждую вещь я сразу кладу на место.
- Выполнение черновой работы считаю унижением личности.
- Могу поддержать разговор на любую тему.
- На занятии меня так и тянет задать по теме вопрос преподавателю.
- Всем подаркам предпочитаю цветы.
- Когда приходится пропускать уроки, мне как-то не по себе.
- Люблю возиться с растениями.
- Пожилые люди раздражают меня своей ворчливостью, медли-тельностью.
- При любых обстоятельствах предпочитаю работу развлечениям.
- Красиво сделанная вещь наталкивает меня на создание чего-то подобного.
- Мой стиль – ликвидировать пробелы в знаниях в период под-готовки к экзамену.
- Люблю оттягивать работу в надежде на то, что мне помогут.
- Если меня покритикуют – в долгу не останусь.
- Мне достаточно, общего знакомства явлениями, пусть другие докапываются до их сути.
- Не успевая выполнить то, что наметил, нахожу себе оправдание.
- Я прихожу минут за десять до начала занятий.
- Люблю длительные перерывы в занятиях, работе.
- Я соглашусь на бесплатную дополнительную работу после выполнения задания.
- Жизнь кажется мне серой и скучной.
- Когда я присутствую на концерте, у меня возникает желание тоже стать исполнителем.
- Я делаю утреннюю зарядку.
- Меня тяготит необходимость тратить время на неинтересную, хотя и нужную черновую работу.
- Уважаю людей, которые могут доставать фирменные вещи.
- Я часто увлекаюсь новым делом, но вскоре остываю.
- У меня не хватает терпения досмотреть фильм, снятый по произведению классической литературы.
- Если я основательно готовлюсь к уроку истории (обществоведения), то остальные уроки остаются неподготовленными.
- Взявшись за работу, делаю ее как можно лучше.
- Люблю подшутить над отвечающим товарищем: подсказать невпопад, строить гримасу и т.п.
- Новую информацию предпочитаю черпать у других людей, а не из книг.
- Иногда я щелкаю семечки, ем что-нибудь на уроке, в кино, трамвае.
- Порой я убегаю на занятия, не успев застелить постель.
- При выполнении хозяйственных дел, например, во время похода, я чувствую себя неуверенно.
- Если на субботнике не подготовлен фронт работ, я беру это на себя.
- Храню вырезки, выписки из газет, журналов.
- Читаю книгу, я, как правило, пропускаю описание природы.
- Общественные поручения выполняю без напоминания.
- Во время сельхозработ думаю об отдыхе, стараясь побыстрее выполнить задание.
- Если я вижу в классе беспорядок (грязная доска, мусор, стулья не на месте и пр.), то тут же устраняю его.
- Во время подготовки к занятиям товарищи обращаются ко мне с просьбой объяснить непонятное.
Обработка данных и интерпретация
Организованность | Трудолюбие | Коллективизм | Любознательность | Эстетическое развитие |
1 – да 6 – да-ложь 11 – нет 16 – нет 21 – да 26 – нет 31 – да 36 – нет-ложь 41 – да 46 – нет 51 – да 56 – нет 61 – нет 66 – нет-ложь 71 – нет 76 – да 81 – да 86 – нет 91 – да 96 – да 101 – нет 106 –нет 111 – да | 2 – да 7 – да 12 – да-ложь 17 – да 22 – нет 27 – да 32 – да 37 – нет 42 – да-ложь 47 – да 52 – да 57 – нет 62 – нет 67 – да 72 – да-ложь 77 – нет 82 – да 87 – нет 92 – нет 97 – нет 102 – да 107 – нет 112 - нет | 3 – нет 8 – нет 13 – да 18 – да-ложь 23 – нет 28 – да 33 – нет 38 – да 43 – нет 48 – да-ложь 53 – да 58 – нет 63 – нет 68 – нет 73 – да 78 – да-ложь 83 – нет 88 – нет 93 – да 98 – нет 103 – нет 108 – да 113 – да | 4 – да 9 – нет 14 – нет 19 – нет 24 – нет-ложь 29 – да 34 – да 39 – нет 44 – да 49 – да 54 – да-ложь 59 – нет 64 – нет 69 – нет 74 – да 79 – да 84 – да-ложь 89 – нет 94 – нет 99 – нет 104 – нет 109 – да 114 –да | 5 – да 10 – да 15 – да 20 – нет 25 – да 30 – нет-ложь 35 – да 40 – нет 45 – да 50 – да 55 – нет 60 – да-ложь 65 – да 70 – нет 75 – да 80 – да 85 – да 90 – нет-ложь 95 – да 100 – нет 105 – нет 110 – нет 115 – да |
- Проставляются плюсы при совпадении ответов со шкалой лжи.
- Суммируется количество плюсов по шкале лжи: если сумма плюсов равна 8 и более, то анкета не обрабатывается, так как ответы считаются необъективными.
- Проставляются баллы за совпадение по шкалам свойств личности.
- Суммируется количество баллов по каждой шкале.
- Строится профиль по пяти личностным свойствам.
Например такой профиль:
Организованность. Первая шкала включает вопросы об уровне потребности направлять свои интересы на реализацию целей, на достижение эффективности деятельности, о склонности организовывать режим дня, рабочее место, о легкости (трудности) своевременного переключения с одного вида деятельности на другой, о склонности планировать труд и отдых.
Трудолюбие. Вторая шкала включает вопросы, выявляющие отношение личности к процессу трудовой деятельности, об активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда, об ответственном отношении к труду, творческом подходе, заинтересованности в достижении наилучшего результата, об осознании красоты и общественной полезности своей деятельности.
Коллективизм. Третья шкала включает вопросы об уровне потребности организовывать взаимоотношения и совместную деятельность с другими людьми, что проявляется в осознанном подчинении личных интересов общественным интересам, в товарищеском сотрудничестве, готовности к взаимодействию и взаимопониманию, взаимопомощи, доброжелательности и тактичности, интересе к проблемам и нуждам друг друга.
Любознательность. Четвертая шкала включает вопросы о потребности познания, интересе к окружающему миру, к новым знаниям, об активном познавательном отношении к отдельным фактам, стремлении познать взаимосвязи окружающего мира.
Эстетическое развитие. Пятая шкала включает вопросы об эстетическом вкусе и эстетическом отношении к действительности, об уровне потребности человека находить, чувствовать, создавать прекрасное в жизни и искусстве, оценивать явления и факты, окружающего мира по законам гармонии и красоты.
Условием успешного применения опросника являются доверительные отношения экспериментатора с испытуемыми, наличие у последних готовности к самовоспитанию. Исключается разглашение анкетных данных.
Предварительный просмотр:
Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой
В ходе опроса более 200 школьников 6—8-летнего возраста было отобрано 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Анкета Н.Г. Лускановой, модифицированная Е.И. Даниловой для учащихся начального звена, дает возможность определить уровень школьной мотивации детей. Наличие у ребенка стремления выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять активность. При низком уровне мотивации наблюдается снижение успеваемости. Анкетирование рекомендуется проводить школьному психологу. Вопросы зачитываются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны записать те ответы, которые им подходят.
Инструкция
«Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите номер этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса».
Обработка результатов
Проводится как количественная, так и качественная обработка результатов.
Количественный анализ
Для дифференцирования детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:
• ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;
• нейтральный (средний) ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;
• ответ, свидетельствующий об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.
Максимально возможная оценка равна 30 баллам.
Было установлено 5 основных уровней школьной мотивации.
5-й уровень. 25-30 баллов (максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной активности). Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
4-й уровень. 20-24 балла (хорошая школьная мотивация). Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3-й уровень. 15-19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
роках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.
1-й уровень. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5—6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.
Все эти количественные оценки сопоставлялись с другими показателями психического развития ребенка, а также сравнивались с такими объективными показателями, как: успеваемость по различным предметам, положение ребенка в группе и особенности его взаимоотношений с детьми и педагогом, поведенческие характеристики, динамика состояния здоровья и проч. Подобное сопоставление и позволило выделить указанные пять групп школьников.
Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:
1. Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети (или ребенок) должны написать те ответы, которые им подходят.
2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы.
Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети в большей степени ориентируются на нормы и правила, поскольку видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы детей на вопросы анкеты, но такой способ анкетирования затруднен в первом классе, так как дети еще плохо читают.
Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивация может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение — положительной динамики в обучении и развитии.
Подсчитывается процент подростков с разными уровнями школьной мотивации. За 100% принимается общее число подростков каждого класса.
Качественный анализ
Анализируется выбор ребенка по каждому из 10 вопросов анкеты.
Первые четыре вопроса показывают эмоциональное отношение ребенка к школе. Выбор третьего варианта ответа на них может свидетельствовать о высокой тревожности, выбор второго варианта — о психологической защите.
О перегрузке учащихся свидетельствует выбор третьего варианта ответа на вопрос 5 («Как ты относишься к домашнему заданию?»).
Конфликтные отношения учащихся с классным руководителем выявляет вопрос 8 («Как ты относишься к своему классному руководителю?»). О возможных проблемах свидетельствует выбор второго и особенно третьего вариантов ответа.
Для выделения детей группы риска по эмоциональному самоощущению в учебном коллективе анализируются ответы на вопросы 9 («Есть ли у тебя друзья в классе?») и 10 («Как ты относишься к своим одноклассникам?»). О полной изоляции или отвержении ребенка может свидетельствовать выбор третьего варианта ответов на оба эти вопроса. При различных комбинациях второго и третьего вариантов ответов можно предполагать либо частичную изоляцию ребенка в классе, либо его включенность в малую замкнутую группу из 2-х или 3-х человек. При комбинации «третий вариант ответа на 9-й вопрос — первый вариант ответа на 10-й» можно предположить, что сам ребенок стремится к общению, однако по какой-то причине ему не удается установить контакт с одноклассниками, т.е. фактически он является отвергаемым. Обратная комбинация ответов на эти вопросы может свидетельствовать о том, что ребенок, хотя и имеет обширные контакты в классе, не удовлетворен самим коллективом. Негативные ответы (третьи варианты) на вопросы 2 («С каким настроением ты идешь утром в школу?») и 3 («Если бы вам сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил?») в совокупности с промежуточным или негативным ответом на вопрос 7 («Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям?») при прочих положительных ответах (первые варианты) и при достаточно высоком общем уровне развития ребенка могут свидетельствовать о скрытом неблагополучии в отношении к школе.
Если ребенок дает третий вариант ответа на вопрос 7 и при этом у него выявлены высокие показатели по факторам социального стресса, фрустрации потребности в достижении успеха и страха несоответствия ожиданиям окружающих анкеты Филлипса, следует предложить его родителям принять участие в работе тренинга родительской эффективности, а также оказать психологическую поддержку самому ребенку.
Школьная мотивация зависит не только от уровня умственного развития учащихся класса. Хотя часто, чем выше интеллектуальное развитие учащихся класса, тем выше уровень мотивации, возможны и случаи обратной зависимости: чем выше уровень умственного развития, тем ниже школьная мотивация вследствие возникающих конфликтных отношений с отдельным педагогом или педагогическим коллективом в целом при полном отсутствии познавательного интереса. Низкая школьная мотивация наблюдается также при неудовлетворении в школе каких-либо внутренних потребностей ученика, например, лидерских притязаний в классном коллективе. Также достаточно часто встречается ситуация, особенно в начальной школе, когда даже не слишком успешные в учебе дети, имеющие невысокий уровень умственного развития, показывают высокую школьную мотивацию. Большое значение имеет личность классного руководителя и его отношения с классом.
При изучении степени адаптации ребенка к начальной школе особенно важно проанализировать ответы детей на 5, 8, 9, 10 вопросы (именно они включены в сводную таблицу).
Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой
1. Как ты чувствуешь себя в школе?
1) Мне в школе нравится.
2) Мне в школе не очень нравится.
3) Мне в школе не нравится.
2. С каким настроением ты идешь утром в школу?
1) С хорошим настроением.
2) Бывает по-разному.
3) Чаще хочется остаться дома.
3. Если бы тебе сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем
ученикам, как бы ты поступил?
1) Пошел бы в школу.
2) Не знаю.
3) Остался бы дома.
4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки?
1) Мне не нравится, когда отменяют уроки.
2) Бывает по-разному.
3) Мне нравится, когда отменяют уроки.
5. Как ты относишься к домашним заданиям?
1) Я хотел бы, чтобы домашние задания были.
2) Не знаю, затрудняюсь ответить.
3) Я хотел бы, чтобы домашних заданий не было.
6. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?
1) Нет, не хотел бы.
2) Не знаю.
3) Да, я хотел бы, чтобы в школе были одни перемены.
7. Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям?
1) Рассказываю часто.
2) Рассказываю редко.
3) Вообще не рассказываю.
8. Как ты относишься к своему классному руководителю?
1) Мне нравится наш классный руководитель.
2) Не знаю, затрудняюсь ответить.
3) Я хотел бы, чтобы у нас был другой классный руководитель.
9. Есть ли у тебя друзья в классе?
1) У меня много друзей в классе.
2) У меня мало друзей в классе.
3) У меня нет друзей в классе.
10. Как ты относишься к своим одноклассникам?
1) Мне нравятся мои одноклассники.
2) Мне не очень нравятся мои одноклассники.
3) Мне не нравятся мои одноклассники.
Сводная таблица с результатами анкетирования
«Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой»
_______________________________________________________________________
№ п/п | Ф.И.О. учащегося | Ответы на вопросы анкеты | Уровень мотивации | |||||||||||||
5 | 8 | 9 | 10 | Сумма баллов | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||||
1 | ||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||
12 | ||||||||||||||||
13 | ||||||||||||||||
14 | ||||||||||||||||
15 | ||||||||||||||||
16 | ||||||||||||||||
17 | ||||||||||||||||
18 | ||||||||||||||||
19 | ||||||||||||||||
20 | ||||||||||||||||
21 | ||||||||||||||||
22 | ||||||||||||||||
Кол-во 2-3 ответов | ||||||||||||||||
% учащихся |
_________________________________________________________________
_____________________
Предварительный просмотр:
Методика «Самоанализ личности»
(О.И. Мотков, модифицирована Т.А. Мироновой)
Цель: оценка уровня проявления социально ценных качеств личности:
- активность нравственной позиции;
- коллективизм;
- гражданственность в труде;
- трудолюбие;
- волевые качества.
Каждый фактор представлен 4 вопросами. Он разбит на два подфактора по два вопроса в каждом. Большее количество баллов по фактору, подфактору указывает на более высокую степень проявления, степень оценки данного качества в личности. Самый высокий суммарный балл по фактору -20, по подфактору – 10, минимальный соответственно – 4 и 2.
Текст методики.
- Уважительно отношусь к большинству людей, к членам группы.
- Развиваю в себе способность видеть трудности других людей, активно помогать им.
- Готов (а) поступиться своими интересами ради интересов коллектива.
- Помогаю сверстникам, не ожидая взамен похвалы и наград.
- Хочу, чтобы мой труд приносил пользу обществу.
- Всегда бережно отношусь к предметам, сделанным руками человека.
- В любом деле стремлюсь к достижению наилучших результатов.
- Стремлюсь самостоятельно справляться с трудностями в работе.
- Часто изобретаю свой подход к делу.
- Люблю предлагать и осуществлять новые дела.
- Я – целеустремленный человек.
- Умею длительно работать с полной отдачей сил.
- Мне совестно, если я поленился помочь родителям или товарищу.
- Недовольство собой заставляет меня бороться со своими недостатками.
- Ответственно отношусь к делам группы, класса, переживаю за общий успех.
- Проявляю сочувствие ребятам, у которых что-то не получается.
- Выполняю любую, даже неприятную работу, если она приносит пользу людям.
- Бережно отношусь к окружающей природе, животным, растениям,
водоемам и т.д.
- Мне присуща тщательность, добросовестность в любом деле.
- Люблю самостоятельную, трудную работу.
- Любую работу стремлюсь сделать интересной и полезной для себя и для других.
- Нравится осваивать новые виды деятельности, новые умения, навыки.
- Я привык выделять в делах главное и не отвлекаться на постороннее.
- Умею сохранять выдержку и терпение в конфликтах с людьми.
Ключ.
1. Активность нравственной позиции – №№ 1, 2, 13, 14.
1а – уважение к людям, совестливость – 1, 13.
16 – стремление к нравственному самовоспитанию – 2, 14.
2. Коллективизм – №№ 3, 4, 15, 16.
2а – ответственность перед коллективом – 3, 15.
26 – чуткость и взаимопомощь – 4, 16.
3. Гражданственность в труде – №№ 5, 6, 17, 18.
За – осознание значимости своего труда для общества – 5, 17.
3б – бережное отношение к результатам труда, к природе – 6, 18.
4. Трудолюбие – № 7, 8, 19, 20.
4а – добросовестность – 7, 19.
46 – самостоятельность в преодолении трудностей — 8, 20.
5.Творческая активность – № 9, 10, 21, 22.
5а – стремление к улучшению процесса работы – 9, 21.
5б – стремление к новому, инициатива – 10, 22.
6. Волевые качества – №№ 11, 12, 23, 24.
6а – целеустремлённость – 11, 23.
6б – настойчивость и самообладание – 12,24.
Интервалы уровней проявления качества у школьников:
Низкий – 1,00-3,65.
Средний – 3,66-4,32.
Высокий – 4,33-5,00.
По вопросам каждого фактора и подфактора подсчитывается средняя арифметическая оценка. Сумма средних арифметических делится при подсчете данных класса на число членов класса. Все итоговые результаты рассматриваются в интервале баллов 1 до 5.
Учителю и родителям рекомендуется также провести анализ личности каждого ученика по этим же вопросам. По результатам исследований учителя дают самые строгие (низкие) оценки качеств личности учащихся, родители – несколько более высокие, а дети – самые высокие самооценки. Уровень самооценки учащихся постепенно снижается от 6 к 10 классу, сближаясь с оценками учителей.
Степень расхождения между оценками учителя и самооценками детей указывает на характер их взаимоотношений, влияет на психологический климат в классе. При большом расхождении (более 1 балла) отсутствуют отношения взаимного доверия и сотрудничества.
Методика «Самоанализ личности» не только позволяет раскрыть сильные и слабые стороны личности учащихся, но и активизировать углубленный самоанализ качеств (при углубленном варианте предъявления). Такое самопознание является начальным этапом самовоспитания нравственных и трудовых сторон личности.
Повторное предъявление методики через год показывает динамику изменений в проявлениях ценных качеств личности.
Инструкция:
Ребята, вам предлагается ответить на вопросы об особенностях вашей личности. Я буду читать номер вопроса и сам ответ, а в должны записать номер и напротив него – свой ответ.
Ответ выбирается по Шкале возможных ответов:
неверно | скорее неверно | когда как | в целом верно | верно |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Вы смотрите на шкалу возможных ответов и решаете, какой ответ вам больше всего подходит: или 1, или 2, или 3, или 4, или 5. Например, на первый вопрос вы выбрали ответ «скорее неверно». Тогда после первого номера вы ставите тире и пишете цифру 2. Таким образом нужно отвечать на все вопросы.
Ответы на поставленные вопросы учащийся записывает на «Бланке ответов». Данные по классу представляются в виде таблицы, данные по школе в целом – в виде аналогичной таблицы.
Бланк ответов
Тест | Варианты ответов | Неверно 1 Скорее неверно 2 Когда как 3 В целом верно 4 Верно 5 | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
Самоанализ личности
Показатель | Активность нравственной позиции | Коллективизм | Гражданственность в труде | Трудолюбие | Творческая активность | Волевые качества | Итоговый | Уровни | ||||||||||||||
Класс | Уважение к людям | Стремление к нравственному самовоспитанию | Общий балл | Ответственность перед коллективом | Чуткость и взаимопомощь | Сумма баллов | Осознание значимости своего труда для общества | Бережное отношение к результатам труда, к природе | Сумма баллов | Добросовестность | Самостоятельность в преодолении трудностей | Сумма баллов | Стремление к улучшению процесса работы | Стремление к новому, инициатива | Сумма баллов | Целеустремлённость | Настойчивость | Сумма баллов | Высокий | Средний | Низкий | |
Предварительный просмотр:
Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе
из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»
(Личностные УУД)
Цель: изучение мотивационной сферы учащихся на этапе перехода в среднее звено школы как показателя одной из составляющих личностных УУД.
Регистрация данных: групповая форма проведения.
Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка.
Инструкция: «Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые справедливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни».
Анкета
Дата Ф.И. Класс______
1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...
а) получить хорошую отметку;
б) наш класс был лучшим;
в) принести больше пользы людям;
г) получать впоследствии много денег;
д) меня уважали и хвалили товарищи;
е) меня любила и хвалила учительница;
ж) меня хвалили родители;
з) мне покупали красивые вещи;
и) меня не наказывали;
к) я больше знал и умел.
2. Я не могу учиться лучше, так как...
а) у меня есть более интересные дела;
б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;
в) мне мешают дома;
г) в школе меня часто ругают;
д) мне просто не хочется учиться;
е) не могу заставить себя делать это;
ж) мне трудно усвоить учебный материал;
з) я не успеваю работать вместе со всеми.
3. Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что...
а) я хорошо знаю учебный материал;
б) мои товарищи будут мной довольны;
в) я буду считаться хорошим учеником;
г) мама будет довольна;
д) учительница будет рада;
е) мне купят красивую вещь;
ж) меня не будут наказывать;
з) я не буду тянуть класс назад.
4. Если я получаю плохую отметку, мне больше всего не нравится то, что...
а) я плохо знаю учебный материал;
б) это получилось;
в) я буду считаться плохим учеником;
г) товарищи будут смеяться надо мной;
д) мама будет расстроена;
е) учительница будет недовольна;
ж) я весь класс тяну назад;
з) меня накажут дома;
и) мне не купят красивую вещь.
Обработка результатов
Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выборов и получить объективные результаты.
Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает:
- Внешний мотив – 0 баллов.
- Игровой мотив – 1 балл.
- Получение отметки – 2 балла.
- Позиционный мотив – 3 балла.
- Социальный мотив – 4 балла.
- Учебный мотив – 5 баллов.
Варианты ответов | Количество баллов по номерам предложений | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
а б в г д е ж з и к | 2 3 4 4 3 3 3 0 0 5 | 3 3 0 4 1 3 4 3 – – | 5 3 3 3 3 0 0 4 – – | 5 2 3 3 3 3 4 0 0 – |
Баллы суммируются, и по оценочной таблице выявляется итоговый уровень мотивации учения.
Уровни мотивации | Сумма баллов итогового уровня мотивации |
I | 41 - 48 |
II | 33 - 40 |
III | 25 - 32 |
IV | 15 - 24 |
V | 5 - 14 |
Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода учащихся из начальных классов в средние:
I – очень высокий уровень мотивации учения;
II – высокий уровень мотивации учения;
III – нормальный (средний) уровень мотивации учения;
IV – сниженный уровень мотивации учения;
V – низкий уровень мотивации учения.
Качественный анализ результатов диагностики направлен на определение преобладающих для данного возраста мотивов. По всей выборке обследуемых учащихся подсчитывается количество выборов ими каждого мотива, а затем определяется процентное соотношение между ними.
Варианты ответов | Количество баллов по номерам предложений | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
а б в г д е ж з и к | О П С С П П П В В У | П П В С И П У П – – | У П П П П В В С – – | У О П П П П С В В – |
Условные обозначения мотивов:
У – учебный мотив;
С – социальный мотив;
П – позиционный мотив;
О – оценочный мотив;
И – игровой мотив;
В – внешний мотив.
Вывод об успехе и эффективности образовательного процесса возможен в том случае, если в выборах учащихся явно преобладают познавательный и социальный мотивы. Таким образом, оценка эффективности образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:
- количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
- количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
- количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СКЛОННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
(составлена на основе материалов пособия Р.В.Овчаровой «Справочная книга школьного психолога»)
Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся.
Ход проведения.
Учащимся предлагается следующая инструкция: «Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только «да» или «нет». Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак «+», если отрицательный, то «–». Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро».
Вопросы:
1. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
2. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
3. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
4. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?
5. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
6. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?
7. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
8. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
9. Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?
10. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
11. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
12. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
13. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
14. Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?
15. Принимаете ли Вы участие в общественной работе?
16. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
17. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
18. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
19. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
20. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Лист ответов
1 6 11 16
2 7 12 17
3 8 13 18
4 9 14 19
5 10 15 20
Обработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По лученному
таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей подростка:
низкий уровень – 0,1–0,45,
ниже среднего – 0,46–0,55;
средний уровень – 0,56–0,65;
выше среднего – 0,66–0,75;
высокий уровень – 0,76–1.
Характеристики коммуникативных склонностей:
1. Высокий уровень. Такие люди - прекрасные коммуникаторы. В общении с другими они ведут себя непринуждённо, легко осваиваются в новом коллективе, заводят знакомства, включаются в новые компании.
2. Средний уровень. В целом, такие люди - хорошие коммуникаторы. Они стремятся к контактам с другими людьми, при необходимости готовы проявить инициативу в процессе общения, оказать помощь и поддержку тем, кто в ней нуждается. Охотно могут поддержать беседу. Без особого труда осваиваются в новом коллективе. В общении с другими такие люди чувствуют себя достаточно уверенно.
3. Низкий уровень. О таких, как правило, говорят, что это -«человек в себе». Это стеснительные люди, которые любят проводить время наедине с самими собой. Они не стремятся к расширению круга своих знакомств, предпочитая близких людей. При этом нередко они отличаются искренностью и глубиной переживаний. В компании такие люди чувствуют себя достаточно скованно и небезопасно. Склонны переживать из-за неудач в общении, неумения выстроить отношения эффективно для себя. При желании они могут развить в себе коммуникативные навыки.
2017-2018 учебный год 1 полугодие
Класс | Высокий уровень | Выше среднего уровень | Средний уровень | Ниже среднего уровень | Низкий уровень |
5А (24 учащихся) | 4(16,7%) | 8(33,3%) | 6(25%) | 3(12,5%) | 3(12,5%) |
2017-2018 учебный год 2 полугодие
Класс | Высокий уровень | Выше среднего уровень | Средний уровень | Ниже среднего уровень | Низкий уровень |
5А (24 учащихся) | 4(16,6%) | 9(37,5%) | 8(33,5%) | 1(4,1%) | 2(8,3%) |
2018-2019 учебный год 1 полугодие
Класс | Высокий уровень | Выше среднего уровень | Средний уровень | Ниже среднего уровень | Низкий уровень |
6А (24 учащихся) | 5(20,9%) | 9(37,5%) | 6(25%) | 2(8,3%) | 2(8,3%) |
2018-2019 учебный год 2 полугодие
Класс | Высокий уровень | Выше среднего уровень | Средний уровень | Ниже среднего уровень | Низкий уровень |
6А (24 учащихся) | 6(25%) | 9(37,5%) | 8(33,5%) | 0( 0%) | 1(4,1%) |
Предварительный просмотр:
«Лесенка»
Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.
Рисунок «лесенки» для изучения самооценки
Инструкция (групповой вариант)
У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.
Инструкция (индивидуальный вариант)
При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности. У ребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.
Обработка результатов и интерпретация
При анализе полученных данных исходите, из следующего:
Ступенька 1 – завышенная самооценка.
Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).
Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»).
Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка
У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.
Ступенька 4 – заниженная самооценка
Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».
Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка
Младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).
Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».
Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь ребенку. Приведем примеры ответов ребят, из которых сразу становится понятно, в каком направлении оказывать им помощь: «Я поставлю себя на нижнюю ступеньку (рисует кружок на пятой ступеньке), потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много ошибок в тетрадях». Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка. Например, если это первоклассник, то необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний, формирования учебных навыков. Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований к неуспевающему школьнику. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка.
«Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в дневнике, а учительница меня ставит в угол». Первое, что необходимо сделать, – это выявить причину неуспешности школьника (его учебы, плохого поведения) и вместе со школьным педагогом-психологом, родителями начать работу по созданию успешной учебной ситуации. Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка процесса деятельности и отношения ученика к выполнению учебной работы.
Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению учебы, а лишь формируют негативное отношение ребенка к школе. Искать положительное в деятельности ученика, указывать даже на незначительные успехи, хвалить за самостоятельность, старание, внимательность – основные способы повышения самооценки школьников. «Я дерусь с ребятами, они меня не принимают в игру» (ставит себя на шестую ступеньку)». Проблема несформированности межличностных отношений – одна из острейших в современном начальном образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде.
Ступенька 7 – резко заниженная самооценка
Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов.
Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в обучении и общении ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с учителями, одноклассниками – наиболее частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).
Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним.
Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника.
Степень определения самооценки
Уровень нравственной мотивации | 2017/2018 уч. год | 2018/2019 уч. год | 2019/2020 уч. год | |||
кол-во участников | кол-во участников | кол-во участников | ||||
Результаты стартовой диагностики | Результаты итоговой диагностики | Результаты стартовой диагностики | Результаты итоговой диагностики | Результаты стартовой диагностики | Результаты итоговой диагностики | |
завышенная самооценка | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 |
адекватная самооценка | 8 | 11 | 11 | 13 | 13 | 14 |
заниженная самооценка | 3 | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 |
низкая самооценка | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
резко заниженная самооценка | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Результат по методике «Лесенка»
2017/2018 учебный год
2018/2019 учебный год
2019/2020 учебный год
Предварительный просмотр:
Изучение общей самооценки (методика Г.Н. Казанцевой)
ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕЙ САМООЦЕНКИ С ПОМОЩЬЮ ПРОЦЕДУРЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
Методика предложена Г. Н. Казанцевой и направлена на диагностику уровня самооценки личности. Методика построена в форме традиционного опросника.
Инструкция. Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него - один из трех вариантов ответа: «да» (+), «нет» (—), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует Вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь.
ТЕКСТ ОПРОСНИКА.
1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.
3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).
4. У меня отсутствует уверенность в себе.
5. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).
6. Временами я чувствую себя никому не нужным.
7. Я все делаю хорошо (любое дело).
8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).
9. В любом деле я считаю себя правым.
10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.
12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.
13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.
14. Мне кажется, что для успешного выполнения поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.
15. Я редко жалею о том, что уже сделал.
16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.
17. Думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.
18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.
19. Мне чаще везет, чем не везет.
20. Я всегда чего-то боюсь.
Обработка результатов. Подсчитывается количество согласий (ответы «да») с положениями под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от –10 до +10. Результат от –10 до –4 – свидетельствует о низкой самооценке; от –3 до +3 – об адекватной самооценке; от +4 до +10 – о высокой самооценке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика одарённости
Материал для педагогов для диагностики одарённости...
Актуальные направления диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей работы учителей-дефектологов Центра диагностики и консультирования Санкт-Петербурга
В данной презентации изложены основные направления и содержание диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей деятельности сотрудников кабинета специальной педагогичекой диагн...
Психолого-педагогическое сопровождение и диагностика обучающихся как факторы саморазвития и самоопределения личности по программе-инициативе «Наша новая школа» «По проведению комплексной диагностики психофизического и социально-личностного развития
В последнее время в системе образования России усилиями учёных и практиков сложилась особая культура поддержки и помощи ребёнку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождени...
Диагностика специальных способностей ребенка, принимаемого в хореографический коллектив. Диагностика формирования знаний и умений учащихся по теме ПДД.
Правильный отбор детей для обучения танцу и успешное решение задач учебно-воспитательной работы возможны только при тщательном изучении их анатомо-физиологических и психологических особенностей....
Результаты диагностики уровня сформированности гражданско-патриотических качеств у студентов техникума, на основании исследования отношения студентов 1 курса техникума к патриотическим ценностям по модифицированной методике диагностики личностного рос
Презентация для выступления "Особенности диагностики уровня сформированности гражданско-патриотических качеств у студентов техникума"...
Диагностика творческих способностей обучающихся (Е.П. Ильин) и диагностика мотивации учебной деятельности Н.Г. Лускановой
Диагностика творческих способностей обучающихся (Е.П. Ильин) и диагностика мотивации учебной деятельности Н.Г. Лускановой...
Диагностика: Способ скриннинговой диагностики компьютерной зависимости
Выявление уровня компьютерной (телефонной) зависимости у подростков...