Кружок "Что? Где? Когда?"
статья
Предварительный просмотр:
СЕТЕВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО. ПЛАТФОРМА ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ
В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Зверева Н.Д., педагог дополнительного образования детей
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат»
В.А. Сухомлинский
В настоящее время ведущим фактором экономического и социального развития общества становятся интеллектуальные и творческие ресурсы человека. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры, социальной жизни России в будущем. В связи с этим чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей в различных сферах деятельности. Именно талантливые дети обеспечат тот потенциал ресурсов, который позволит сделать качественный скачок
в экономической и социальной сфере. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обращает внимание на то, что «…необходимо создать специальную систему поддержки талантливых школьников и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребёнка, стимулирования и выявления достижений одарённых ребят».
В нашей школе уделяется большое внимание работе с одарёнными учащимися. Какими качествами обладают одарённые дети? Они – думающие, самостоятельные, уверенные, заинтересованные личности. У них есть жизненная цель.
Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению
с другими людьми. [1]
Одарённый ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.[1]
Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. [1]
В школе проводился опрос учащихся. Цель такой работы – определить заинтересованность детей во внеурочной деятельности.
Восьмиклассники. 80% детей посещают кружки спортивной направленности. 11% отдают предпочтение занятиям в кружках психологии, например: кружок «Я лидер» на базе ГБОУ школы №455. Остальные учащиеся выбрали на базе ЦДЮТТ кулинарию, моделирование одежды, танцевальный кружок, занятия музыкой.
Девятиклассники. 60% детей посещают кружки спортивной направленности. 20% догоняют школьные знания в группах подготовки к ОГЭ. Но 7% процентов детей посещают компьютерные кружки: программирование, Web сайты, администрирование, компьютерная графика. Беседуя с ними, заметили, что ребята обладают на наш взгляд, достаточными знаниями для того чтобы поделиться ими с другими.
Настал момент, когда можно заинтересованность отдельного ученика реализовать в исследовательском процессе, создании проекта, игры.
В процессе работы над проектами для учеников созданы необходимые условия, при которых обучающиеся: самостоятельно получают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские способности; системное мышление.
ИКТ-технологии, на наш взгляд, как ни какая другая технологии подходят для этих целей. Они ориентированы на самостоятельное освоение нового опыта учеником, развитие познавательных возможностей; представление процесса обучения как творческого поиска решения познавательных задач.
Важно, чтобы учащийся с первых шагов понял конкретную значимость своего проекта или исследования, возможность его использования не только
в прикладных целях, но и в практическом плане.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность учащихся в учебном процессе позволяет сделать образовательную среду инновационной.
Именно в такой образовательной среде создаются оригинальные и по-настоящему новые идеи. Например: ученик нашей школы Суворов Александр создал проект «Вирусы. Разрешите познакомиться». Работа была заслушана на заседании школьного методического совета. И это очень хорошо. Ученик приобрел опыт презентации работы для аудитории. А дальше?
При наличии сетевого сотрудничества на различных уровнях между организациями района, города можно было бы найти предложения для дальнейшего продвижения школьных проектов.
Если обратиться к первоисточникам, то «под пониманием сетевого взаимодействия в сфере образования можно считать социальное сотрудничество между образовательными организациями по реализации совместной деятельности нескольких образовательных организаций, организованное для обучения и воспитания, взаимообразованности, обмена опытом, проектирования, разработки, апробирования или внедрения учебно-методических комплексов, методик и технологий обучения, воспитания, новых механизмов управления в системе образования» [2]
Мы говорим не о дистанционном сотрудничестве. Мы говорим об очном представлении своей работы учеником. И из двух современных форм основной системы взаимодействия выбираем кооперацию, а не конкуренцию, так как ставим перед собой задачу – это создание условий информационного обмена между учениками. Согласитесь, что формирование коммуникативной культуры обеспечивается через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств.
Наверное, пришло время, когда к трем моделям взаимодействия: модель «Учитель-ученик», «Ученик-ученик», «Учитель – Учитель» в нашем районе можно добавить модель «Ученик - Учитель – Тьютер». Тьютер - это организатор конкурсов, фестивалей, конференций, например: фестиваль «Инновационное творчество юных школе», организатор конкурса проектов технической направленности и другие, в которых учащиеся могут презентовать свои работы. Тогда будем уверенны, что разработанный учеником проект будет заслушан не только в школе, но и на другом уровне. Это позволит обучающемуся повысить свою самооценку и получить отличный стимул для творчества и профессионального развития своих качеств.
Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Единственная известная мне роскошь - это роскошь человеческого общения». Конечно, живое общение бесценно, его ничто и никогда не заменит. Но вот создать условия для такого общения – это наша задача.
Интернет источники:
1 Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка [Электронный ресурс]- Режим доступа http://old.school.msk.ort.ru/i
2 Сетевое взаимодействие [Электронный ресурс]- Режим доступа http://iom.by/ru/
3 Ассоциация педагогов, работающих с интеллектуально одаренными детьми [Электронный ресурс]- Режим доступа http://www.petrogradnews.ru/news
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интеллектуальная игра по физике "Что? Где7 Когда"
Игра для учащихся 8- классов. В ходе игры они используют знания полученные на уроках физики. игра состоит из трех туров. В начале игры команды отвечают на поставленные вопросы. Вопросы интересны...