За нравственный подвиг учителя. Конкурсная работа "Семейные традиции народов России"
план-конспект урока (5 класс)
Данная методическая разработка предназначена для учителей, реализующих программу ОДНКНР (5 класс), и классных руководителей с целью использования ее во внеклассной работе с обучающимися, а также для работы с родителями. Она представляет собой руководство к проведению цикла уроков, предусмотренных программой курса ОДНКНР. Цикл уроков нацелен на развитие нравственных качеств личности, воспитание толерантности, создаёт мотивацию для дальнейшего изучения курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynye_traditsii_narodov_rossii_ch.1.zip | 806.39 КБ |
semeynye_traditsii_musulman_rossii.zip | 2.28 МБ |
npu_urok_no3.docx | 194.17 КБ |
zanyatie-no-3.pptx | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Галицкая средняя общеобразовательная школа
Гороховецкого района
Владимирской области
Семейные традиции народов России.
Данная работа рассчитана на детей 11-12 лет (5 кл.) по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Князева Валентина Васильевна, учитель ОДНКНР
п. Галицы
2022
Тема занятия: «Семейные традиции - основа воспитания духовно-нравственных качеств личности».
Цель занятия: расширение представлений учащихся о семейных традициях – как основе прочности семьи и важности соблюдения добрых традиций, объединяющих родных и близких.
Задачи:
- обучающие - расширить представления учащихся о семейных традициях, формировать позитивный опыт семейных отношений,
- развивающие – раскрыть значение понятия «семейные традиции» на примере трудолюбия, гостеприимства, заботы к близким; развивать интерес к истории своей семьи и умение анализировать семейные традиции с позиции нравственности;
- воспитательные – воспитывать у учащихся навыки ответственного поведения в семье, ценностное, бережное отношение к семье, показать необходимость уважительного отношения к родным и близким.
Планируемые результаты
Предметные: расширение представлений о семейных традициях, развитие интереса к традициям своей семьи, формирование позитивного опыта семейных отношений.
Личностные: формирование действия самоопределения, развитие мотивов учебной деятельности; формирование адекватной, позитивной самооценки и самовосприятия, уважительное отношение к своей семье.
Познавательные: сформировать позитивный опыт семейных традиций и умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему урока, устанавливать причинно-следственные связи, произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме. Умение анализировать семейные ситуации с позиции нравственности.
Регулятивные: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивать свою деятельность, давать оценочную характеристику деятельности других, умение ставить коллективную цель и организовывать свою деятельность.
Коммуникативные: умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета, слушать других людей.
Тип занятия: получение новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая.
Необходимое техническое оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран.
Структура и ход урока:
- Организационный момент (1 мин)
- Самоопределение к деятельности (3 мин)
- Актуализация знаний (10 мин)
- Постановка учебной задачи (3 мин)
- Открытие учащимися новых знаний (20 мин)
- Закрепление усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний и умений (5 мин)
- Рефлексия (3 мин)
Ход занятия
1.Организационный момент (1 мин.)
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада приветствовать Вас на нашем уроке. С каким настроением вы пришли на урок? Вы готовы активно работать на уроке? Давайте определим ваше настроение цветочком – от яркого солнечного до темного нерадостного. Свои цветы прикрепите на вазу с другими цветами. (Приложение 1).
2. Самоопределение к деятельности (3 мин.)
Учитель: Хочу прочитать вам загадку:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... дети отвечают (семья).
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? дети отвечают (Семья)
3.Актуализация знаний (10 мин.)
Учитель: Действительно – семья. Что может быть для каждого человека важнее семьи? Семья - это те люди, которые всегда окружают нас любовью и заботой, которые всегда придут на помощь и поддержат в трудную минуту. Эти люди всегда рядом, они нас любят и это важно помнить. Давайте просмотрим небольшой видеоролик о семье. Внимательно посмотрите, чем заняты семьи, которые будут представлены в этом видео. (Смотрим ролик «Семья»). (Приложение 2).
Итак, ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос: Какой смысл заложен в сюжете, что нам хотел сказать автор? Какое название ему подходит? Чем заняты семьи в этом видеоролике?
Примерные ответы детей: занимаются спортом, сажают деревья, празднуют праздники, заботятся о старших, навещают бабушек и дедушек, отдыхают на море, читают книги и т.д. Давайте сформулируем тему нашего урока.
Работа в тетради – записываем тему урока «Семейные традиции - основа воспитания духовно-нравственных качеств личности».
4.Постановка учебной задачи (3 мин.)
На доске нарисована ромашка и на лепестках написаны согласные (т р д ц). Вам надо вписать гласные буквы (а и и я). Какое слово получилось? Традиция.
Учащимся даётся основное проблемное задание урока:
1.Давайте попробуем сформулировать, что обозначает слово «традиция»?
Примерные ответы детей: это то, что обычно делают все вместе, это совместный праздник или какое-то событие, это вместе сажать цветы или деревья и т.д.
2.Почему нужно уважать семейные традиции?
Примерные ответы детей: сохраняется память о предках, проявляется забота и уважение друг к другу, запоминаются важные памятные даты и т.д.
Фронтальная работа - построение проекта выхода из затруднения: учащимся предлагается для более точной формулировки ответов и принятия общего решения поработать с текстом учебника и словарём.
5.Открытие учащимися новых знаний (20 мин.)
Организация работы учащихся с текстом учебника (стр. 56, 58-59, работа с иллюстрациями с.57) и толковыми словарями С. И. Ожегова, В. И. Даля.
Групповая работа (работа в тетради): записываем ответ учащихся на задание – работа в группах:
В. И. Даль «Традиция – преданье, всё, что устно перешло от одного поколения на другое».
С. И. Ожегов «Традиция – то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту».
Дети зачитывают ответы, сравниваем.
Работа с текстами:
Учитель: Внимательно прочитайте предложенные тексты, подумайте и ответьте на вопрос «О чём в них говорится? Какая традиция есть в этой семье?»
1 текст - Василий Сухомлинский «Бабушка отдыхает».
Пришла из школы маленькая Галинка. Открыла дверь, что-то хотела весело сказать маме. Но мама пригрозила Галинке пальцем и прошептала:
– Тихо, Галинка, бабушка отдыхает. Целую ночь не спала, болело сердце.
Галинка тихонько подошла к столу, положила портфель. Пообедала и села учить уроки. Читает книжку тихо, про себя, чтобы не разбудить бабушку.
Открылась дверь, пришла Оля, подружка Галинки. Она громко сказала:
– Галинка, слушай…
Галинка погрозила ей пальцем, как мама, и прошептала:
– Тихо, Оля, бабушка отдыхает. Целую ночь она не спала, болело сердце.
Сели девочки к столу и рассматривают рисунки.
А из закрытых бабушкиных глаз выкатились две слезинки.
Когда бабушка встала, Галинка спросила:
– Бабушка, почему вы во сне плакали?
Бабушка улыбнулась, приголубила Галинку. В ее глазах светилась радость.
Примерные ответы детей: Традиция – забота о старших.
Учитель: У каждого человека есть бабушки и дедушки. Это самые родные и близкие люди. Только бабушкины пирожки самые вкусные и сказки самые интересные. Только дедушка научит мастерить и расскажет много небылиц и прибауток. Именно о бабушках и дедушках было задание написать небольшое сообщение. (Дети зачитывают мини-сообщения о своих бабушках и дедушках.)
2 текст - А. Максимова "О семейном обеде".
Помнит ли кто-нибудь из вас, что такое семейный обед? Но не тот, когда, отварив пачку пельменей и вскипятив суп из концентратов, присядем мы на маленькой кухоньке, наскоро проглотим то, что бог послал, и вновь вернемся к своим делам. Нет! Хочется мне вспомнить о тех замечательных обедах по воскресеньям, когда вся наша многочисленная фамилия собиралась за овальным столом в доме семейного патриарха - нашей бабушки.
Ровно в три часа пополудни все садились за стол. Поправляли приборы, разложенные на крахмальной скатерти, щурились от солнечного луча, высверкнувшего на хрустальной грани бокалов, и внимательно обозревали стол. Каждый раз любовались мы бабушкиным искусством сервировки, старались до мельчайшей детали запомнить красоту натюрморта.
Главным украшением стола были знаменитые пироги, которые именовались бабушкиными. На узких деревянных листах возлежали пироги с рыбой, с мясом, с капустой. А на маленьком чайном столике их дополняли яблочные пироги с курагой.
Наши ноздри впитывали чудесные запахи, рот наполнялся слюной, и все постепенно начинали роптать: "Пора бы и начать!" И вот входила бабушка, раскрасневшаяся и радостная, садилась во главе стола. "Ну что, дети мои?! - обращалась она ко всем.
- Вроде бы все собрались, и я тому рада!" Это было что-то вроде команды. Сдвигались тарелки, стучали вилки, содержимое мисок, блюд, блюдец и селедочниц перекочевывало к нам в тарелки. Без сожаления нарушалась та красивая композиция, которой мы только что наслаждались.
Примерные ответы детей: Традиция - семейные обеды.
Учитель: ребята, сегодня на уроке мы попробуем с вами заполнить таблицу. (Приложение 3). О двух традициях мы с вами поговорили, записываем в таблицу.
Учитель: В 1829 году французский художник и конструктор Дагер изобрёл фотографию. С тех пор, наверно, и появилась традиция составлять и хранить семейные альбомы. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важна. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. К сожалению, в настоящее время фотографии «хранятся» на дисках, флешках, в памяти телефонов и гаджетов, а потом и вовсе исчезают из памяти. Поэтому традиция – сохранять, собирать фотографии в семейные альбомы очень важна и актуальна.
Примерные ответы детей: Традиция – семейный альбом.
Записываем в таблицу ещё одну традицию.
Учитель: Человек рождается на свет, растёт, и начинает задумывается: «Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?» Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. В настоящее время набирает большую популярность изучение своей родословной и составление своего генеалогического древа. Это ещё одна добрая важная традиция. Ведь это – память. А «Память - это наше богатство» - говорил Д. С. Лихачёв.
Я думаю, что мало, у кого дома составлено генеалогическое дерево. Попробуйте вместе с родителями и родственниками составить его, чтобы можно было сохранить его для ваших потомков. Пусть это станет хорошей доброй традицией в вашей семье.
Примерные ответы детей: Традиция – генеалогическое древо.
Записываем в таблицу ещё одну традицию.
Фронтальная самостоятельная работа.
Учитель: Итак, на сегодняшнем занятии мы познакомились с семейными традициями. Мы обсудили некоторые из них, на самом деле их намного больше. Это – традиция семейных чтений, сбора и хранения семейных реликвий, совместного отдыха, совместного труда.
Учащимся предлагается продолжить заполнение таблицы еще 2-мя видами семейных традиций (по выбору).
6.Закрепление усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний и умений (5 мин.).
Учитель: Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы:
- Для чего нужны семейные традиции?
Примерные ответы детей: (традиции нужны потому, что их соблюдают и берегут старшие; традиции нужны, потому что, они делают семью дружной; традиции нужны для того, чтобы вся семья собиралась вместе и т.д.)
- Существуют ли в ваших семьях семейные традиции?
Примерные ответы детей: (дети перечисляют семейные традиции, которые есть в их семьях).
- Есть ли в ваших семьях реликвии, которые передаются из поколения в
поколение?
Примерные ответы детей: (дети рассказывают о семейных реликвиях).
7.Рефлексия (3 мин.)
Учитель: В начале урока вы обозначили своё настроение. Теперь я попрошу обозначить ваше настроение в конце урока так же цветочком.
Изменилось ваше настроение? В какую сторону?
Ребята, на этом наше занятие заканчивается, спасибо за урок.
Ваше домашнее задание: придумать и нарисовать герб своей семьи.
Приложение 1.
Яркие солнечные.
Отрицательные эмоции.
Приложение 2.
Видеоролик.
Приложение 3.
Таблица.
№ п/п | Название традиции | Для чего нужна | Есть в моей семье | Нужна моей семье |
1. | Забота о старших | Воспитание милосердия | Да/нет | Да/нет |
2. | Семейные обеды | Чувство единства | Да/нет | Да/нет |
3. | Семейный альбом | Сохранение истории семьи | Да/нет | Да/нет |
4. | Составление генеалогического древа | Память о своих предках | Да/нет | Да/нет |
5. | ||||
6. |
Приложение.
1 текст - Василий Сухомлинский «Бабушка отдыхает».
Пришла из школы маленькая Галинка. Открыла дверь, что-то хотела весело сказать маме. Но мама пригрозила Галинке пальцем и прошептала:
– Тихо, Галинка, бабушка отдыхает. Целую ночь не спала, болело сердце.
Галинка тихонько подошла к столу, положила портфель. Пообедала и села учить уроки. Читает книжку тихо, про себя, чтобы не разбудить бабушку.
Открылась дверь, пришла Оля, подружка Галинки. Она громко сказала:
– Галинка, слушай…
Галинка погрозила ей пальцем, как мама, и прошептала:
– Тихо, Оля, бабушка отдыхает. Целую ночь она не спала, болело сердце.
Сели девочки к столу и рассматривают рисунки.
А из закрытых бабушкиных глаз выкатились две слезинки.
Когда бабушка встала, Галинка спросила:
– Бабушка, почему вы во сне плакали?
Бабушка улыбнулась, приголубила Галинку. В ее глазах светилась радость.
2 текст - А. Максимова "О семейном обеде".
Помнит ли кто-нибудь из вас, что такое семейный обед? Но не тот, когда, отварив пачку пельменей и вскипятив суп из концентратов, присядем мы на маленькой кухоньке, наскоро проглотим то, что бог послал, и вновь вернемся к своим делам. Нет! Хочется мне вспомнить о тех замечательных обедах по воскресеньям, когда вся наша многочисленная фамилия собиралась за овальным столом в доме семейного патриарха - нашей бабушки.
Ровно в три часа пополудни все садились за стол. Поправляли приборы, разложенные на крахмальной скатерти, щурились от солнечного луча, высверкнувшего на хрустальной грани бокалов, и внимательно обозревали стол. Каждый раз любовались мы бабушкиным искусством сервировки, старались до мельчайшей детали запомнить красоту натюрморта.
Главным украшением стола были знаменитые пироги, которые именовались бабушкиными. На узких деревянных листах возлежали пироги с рыбой, с мясом, с капустой. А на маленьком чайном столике их дополняли яблочные пироги с курагой.
Наши ноздри впитывали чудесные запахи, рот наполнялся слюной, и все постепенно начинали роптать: "Пора бы и начать!" И вот входила бабушка, раскрасневшаяся и радостная, садилась во главе стола. "Ну что, дети мои?! - обращалась она ко всем.
- Вроде бы все собрались, и я тому рада!" Это было что-то вроде команды. Сдвигались тарелки, стучали вилки, содержимое мисок, блюд, блюдец и селедочниц перекочевывало к нам в тарелки. Без сожаления нарушалась та красивая композиция, которой мы только что наслаждались.
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Галицкая средняя общеобразовательная школа
Гороховецкого района
Владимирской области
Семейные традиции мусульман России.
Данная работа рассчитана на детей 11-12 лет (5 кл.) по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Князева Валентина Васильевна, учитель ОДНКНР
п. Галицы
2022
Тема занятия: «Семейные традиции мусульман России»
Цель занятия: расширение представлений учащихся о семейных традициях мусульман России, ознакомление с основными мусульманскими праздниками.
Задачи:
- обучающие - расширить представления учащихся о религиозных семейных традициях в исламе, представить семейные ценности в мусульманской семье;
- развивающие – раскрыть значение религиозных мусульманских праздников и как они влияют на воспитание детей в семье.
Планируемые результаты
Предметные: знакомство с религией – ислам, расширение представлений о семейных традициях в мусульманских семьях.
Личностные: формировать действия смыслообразования и самоопределения, развитие мотивов учебной деятельности; формирование адекватной, позитивной самооценки и самовосприятия, уважительное отношение к традициям других национальностей.
Познавательные: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему урока, устанавливать причинно-следственные связи, произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме.
Регулятивные: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивать свою деятельность, давать оценочную характеристику деятельности других, умение ставить коллективную цель и организовывать свою деятельность.
Коммуникативные: умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета, слушать других людей.
Тип занятия: получение новых знаний.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.
Необходимое техническое оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран.
Структура и ход урока:
- Организационный момент (1 мин)
- Самоопределение к деятельности (3 мин)
- Актуализация знаний (10 мин)
- Постановка учебной задачи (3 мин)
- Открытие учащимися новых знаний (20 мин)
- Закрепление усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний и умений (5 мин)
- Рефлексия (3 мин)
Ход занятия
1.Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада приветствовать Вас на нашем уроке. Сегодня мы с вами отправимся в заочное путешествие к мусульманам. Вы готовы к путешествию? Но сначала давайте определим ваше настроение яблоком – желтое, красное или зеленое. Свои яблочки прикрепите на яблоню. (Приложение 1).
2.Самоопределение к деятельности (3 мин)
Учитель: На прошлом занятии мы с вами говорили о семейных традициях. Давайте вспомним, что такое семейные традиции?
Примерные ответы детей: дают определение семейных традиций по конспекту прошлого занятия.
Учитель: Каждая семья имеет свои особенности, любит собираться в определенном месте и уделять время совместным увлечениям. Все это называется традициями. Они передаются от старших поколений младшим и служат незаменимым атрибутом для создания доверительной теплой атмосферы в доме. Именно через семейные обычаи можно ощутить связь поколений. Благодаря им в каждом семействе – большом и маленьком - существует своя непередаваемая атмосфера любви, понимания и душевного тепла.
3.Актуализация знаний (10 мин)
Учитель: А вот в религиозных семьях существуют особые традиции. Если мы обратимся к православию, то здесь стоит отметить посещение церкви по воскресеньям или особым православным праздникам, соблюдение поста, чтение православной литературы и многое другое. Наше сегодняшнее занятие будет посвящено религии – Ислам и мусульманским традициям.
Организация работы учащихся с текстом учебника (стр. 99-101, 105-108, работа с иллюстрациями с. 106-107.
Слайд 1: тема урока «Традиции мусульманской семьи» - работа в тетради: записываем тему урока.
Слайд 2: Последователей Ислама называют мусульманами.
Слайд 3: Ислам — самая молодая и вторая по численности мировая религия. В 28 странах ислам является государственной или официальной религией. Основатель ислама — пророк Мухаммед (570—632). Священная книга — Коран.
Слайд 4: По арабски – «Ислам» – покорность.
Слайд 5: Итак, мусульманская семья.
4.Постановка учебной задачи (3 мин)
Сегодня на уроке мы попробуем ответить на вопрос: Что такое Ислам и какие ценности лежат в основе мусульманских семейных традиций.
Учитель: Коран уделяет семейной жизни больше внимания, чем любому другому предмету. Мусульманская семья включает в себя не только мужа и жену, их родителей и детей, но также и различных родственников. Если случается несчастье с любым из родственников или даже членом соседнего семейства, семья объединяется и оказывает поддержку в трудное время. Особое место отводится старикам: в мусульманских семьях на первом месте стоит возраст, и родители имеют преимущество перед детьми, которых учат быть уважительными. Большое значение придается обучению всех мусульманских детей. Воспитание начинается с рождения ребенка. Глава семьи шепотом произносит на ухо ребенку азан (призыв к молитве) с тем, чтобы первое услышанное им слово было "Аллах". Постепенно родители учат своих детей традициям, присущим религии и обществу в целом. Источником этого являются взятые из Корана и сунн обычаи и традиции, подкрепленные разросшейся семьей.
5.Открытие учащимися новых знаний (20 мин)
Одна из основных традиций, присутствующих во всех без исключения семьях — празднование значимых дат.
Слайд 6: Курбан – байрам – праздник жертвы (работа в тетради).
Учитель: Исторически сложилось, что все важные события необходимо встречать в кругу своей семьи, с самыми родными людьми. Пожалуй, одним из главных торжественных событий мусульман принято считать Курбан-байрам. Это один из главных праздников мусульман всего мира. Он отмечается по окончании хаджа (паломничества в Мекку) и обязательно сопровождается жертвоприношением животных. Праздник продолжается три дня. История праздника: В Коране история происхождения праздника Курбан-байрам связана с явлением пророку Ибрахиму ангела Джабраила. Ангел явился во сне и передал Ибрахиму веление Аллаха принести в жертву сына. После этого сна, Ибрахим отправляется в долину Мина. Сегодня на этом месте располагается город Мекка. Именно здесь Ибрахим начал необходимые приготовления. Сын знал о необходимости жертвы, и не сопротивлялся этому. И в самый последний момент, когда Ибрагим взмахнул нож над сыном, Аллах остановил испытание. Он повелел заменить жертву бараном. Так зародилась исламская традиция – выражать благодарность Аллаху, принося жертву в виде животного.
Слайд 7: Традиции праздника Курбан-байрам (работа в тетради – заполняем таблицу) Приложение 2.
- Утро начинается с ритуального омовения (называют гусля).
- Облачаются в самую нарядную и чистую одежду и произносят так называемый такбир (короткая хвала Аллаху специальными словами) – символ радости.
- После совершается утренний намаз (исламская молитва), читается он по пути к мечети. Перед этим нельзя употреблять пищу.
- В мечети начинается праздничная молитва о славе Аллаха и пророка Мухаммеда. В ней рассказывается история ритуала приношения жертвы и хаджа (о паломничестве в Мекку).
- По завершении молитвы отправляются на кладбище, где вспоминают всех ушедших.
- В этот день никто не остается без подарка: мясо дают нуждающимся, беднякам, а самый лучший кусок идет на праздничный стол для друзей и близких людей.
Обычно Курбан-байрам отмечают в кругу семьи, где гостями являются самые близкие люди, исключением может стать приглашённый мулла. Но издревле мусульмане славятся гостеприимством и радушием, поэтому некоторые хозяева стараются собрать под крышей своего дома как можно больше гостей.
Приехал долгожданный гость,
Давно он не был в нашем доме.
Его встречать нам довелось
С радушьем, в вежливом поклоне.
И угощенье принесли
С гостеприимством достархана
В казане бешбармак кипит
Из мяса жирного барана.
Пока варился наш обед,
Мы гостя дружно привечали,
Он был заботою согрет
И ароматной чашкой чая.
И вот на блюде бешбармак,
Баранья голова дымится…
Традиций знанье – не пустяк,
Мне это в жизни пригодится!
Слайд 8: Ураза – байрам - праздник разговения, отмечаемый в честь окончания поста в месяц рамадан.
Рамадан - месяц поста или уразы. Считается, что мусульмане обязаны держать уразу, чтобы быть ближе к Богу и познать себя. Пост (30 дней) заключается в полном воздержании в светлое время суток от приёма пищи, питья. Он обязателен для всех старше 12 лет за исключением тех, кто не может соблюдать пост по уважительным причинам.
В богословской терминологии в исламе Ураза-Байрам называется Идуль-фитр — праздник разговения. Это второй по важности праздник после Курбан-Байрам. В ночь перед праздником необходимо помолиться — читать дополнительные намазы, Коран, а утром — посетить праздничную молитву и проповедь. Ураза-байрам – семейный праздник, все домочадцы, родственники стараются собраться вместе, поскольку считается, что души умерших в этот день возвращаются к родным очагам. Этот праздник также считается подлинным праздником детей. На площадях и скверах устраиваются качели и карусели, выставляются настольные игры. В этот день конфеты, засахаренные фрукты и орехи, финики, пирожки, пирожные и т.д. являются обязательной едой. Праздник разговения отмечается очень радостно и с большими надеждами на счастливое будущее.
Слайд 9: Традиции праздника Ураза-байрам (работа в тетради – заполняем таблицу) Приложение 2.
1.делают добрые дела
2.обмениваются вкусными праздничными угощениями с соседями
3.собирают вместе своих родственников и дарят им подарки
4.посещают могилы предков и раздают милостыню
Учитель: Мы познакомились, ребята, с праздниками мусульман, которые связаны с религией, имеют исторические религиозные корни и значение. Но есть у этих народов и другие праздники, которые считаются народными и к религии не имеют отношения. Это праздник Навруз Байрам.
Слайд 10: Навруз Байрам - пробуждение новой жизни. Произношение названия праздника меняется в зависимости от географического положения. Ноуруз, Навруз, Нуруз, Наурыз, Нооруз – это все он, день весеннего равноденствия - означает «Новый день». Навруз Байрам - один из самых древних праздников на Земле - он символизирует начало новой жизни. Это сугубо народный праздник, связанный с пробуждением природы, наступлением тепла и началом сельскохозяйственных работ, отмечается в день весеннего равноденствия и символизирует на Востоке окончание зимы и обновление природы.
Слайд 11: Традиции праздника Навруз Байрам (работа в тетради – заполняем таблицу) Приложение 2.
Учитель: Традиции праздника очень интересны и отличаются в зависимости от географической принадлежности народа. Приготовления обычно начинаются заранее Нужно вспомнить всех родственников и близких, посетить кладбища, почистить могилы.
Как и во многих мусульманских и православных праздниках, в этот день нельзя работать. Поэтому всю уборку, стирку и другие домашние дела необходимо завершить накануне. Также по традиции нужно постирать всю одежду и украсить дом веточками яблони и, если найдется, граната. С ветками цветов выходят и на улицу. В некоторых народах в первый день разжигают огонь. Это могут быть костры, свечи, факелы. Так, по поверьям, люди получают дополнительную силу для защиты своего жилища. Говорят, что если семь раз перепрыгнуть через горящий костер и через проточную воду, то можно очиститься от всех прошлогодних грехов. Не запрещены в этот день и гадания. Молодые девушки, как водится, гадают на жениха, а пожилые – на успехи в делах, здоровье и урожай.
Навруз - это событие семейное. При наступлении торжественного момента все должны находиться дома за праздничным столом. Вся семья непременно собирается вместе, чтобы встречать Навруз. Традиции предусматривают присутствие на праздничном столе, кроме кушаний, семи предметов. При этом их названия должны обязательно начинаться на букву «с». В их перечень входит рута (это травянистое многолетнее растение) (сэпанд), зелень пророщенных зерен (сабэн), чеснок (сир), яблоки (сиб), уксус (сэрке), тимьян (сатар), дикие оливки (синджид). Посреди стола обязательно находится большой каравай, именуемый сангаком, имеется здесь и сосуд с водой, в которой плавает зеленый лист, а также тарелки, на которых лежат крашеные яйца. До наступления праздника нужно расплатиться со всеми долгами, убрать жилище и вокруг него, а также приготовить специальные праздничные блюда. Сладкое, которое непременно должно быть на столе, раздается детям. Это, как правило, заранее приготовленные восточные сладости – халва, пахлава, шербет, фрукты, сухофрукты, мед и многое другое. А во главе обязательно присутствуют проросшие зерна пшеницы.
Также наутро после праздника каждый хозяин с нетерпением ждет первого гостя. Каким будет его нрав – таким и будет следующий год. Счастье, если гостем станет тихий добрый мужчина с хорошей репутацией и приятной улыбкой. О таких говорят «счастливая нога», то есть человек, принесший в дом удачу. Есть еще добрый обычай, связанный с природой. В день праздника принято сажать деревья – инжир, каштан или любое другое. А если в саду есть сухое дерево, ни в коем случае его не срубать, а дать ему еще один шанс. Также, если кто-то начинает строительство дома, советуют закладывать фундамент именно в день равноденствия, тогда хозяевам будет сопутствовать удача.
6.Закрепление усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний и умений (5 мин)
Учитель: Ребята, сегодня мы узнали об основных мусульманских праздниках, которые отмечаются во многих мусульманских семьях. Давайте внимательно посмотрим на таблицу, которую мы с вами заполнили в течение урока и ответим на вопросы.
1.Какую особенность или закономерность вы можете отметить в традициях этих праздников?
Примерные ответы детей: все традиции очень добрые, связаны со всей семьей: и дети, и взрослые, и бабушки-дедушки.
2.Что общего в традициях мусульманских праздников?
Примерные ответы детей: во всех мусульманских традициях присутствует праздничный стол и угощение, посещение могил близких и подношение бедным, чтение молитвы и посещение мечети.
3.Что общего в традициях мусульманских и православных праздников, которые мы с вами отмечаем в своих семьях?
Примерные ответы детей: праздничный стол и угощения для всех, дарение подарков, посещение могил близких и наведение там порядка, одевать чистую нарядную праздничную одежду.
В заключение урока, хочу обратить ваше внимание ещё на один слайд. Это ещё традиции, которые присутствуют в мусульманских семьях. Они не относятся к какому-то определенному празднику – они просто существуют в мусульманских семьях и, на мой взгляд, кое-что из этого неплохо бы перенять и нам с вами.
Слайд 12:
Самая главная традиция мусульманской семьи - это быть добрым к окружающим, уважать старших и быть богобоязненным. Быть богобоязненным – значит не совершать плохих поступков.
Еще одна очень хорошая традиция – учиться всему, что нужно современному мусульманину. По мусульманскому обычаю - перед едой и после нее мы читаем молитву.
Слайд 13: Наставление детям:
В отношениях со своими родителями будьте терпеливы, благодарны, сострадательны, уважительны, добры и послушны.
Слушайте, когда говорят родители. Не прерывайте их и не спорьте с ними.
Обращаться к родителям по имени невежливо.
Если Ваши родители просят о чем-то, чего Вы не можете выполнить, вежливо извинитесь.
Помогайте им без просьб.
Когда родители достигнут преклонного возраста, не забывайте, что к ним нужно относиться с большим терпением и добротой.
7.Рефлексия (3 мин)
В начале урока вы обозначили своё настроение. Теперь я попрошу обозначить ваше настроение в конце урока так же яблоком.
Изменилось ваше настроение? В какую сторону?
Ребята, на этом наше занятие заканчивается, спасибо за урок.
Ваше домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к любому мусульманскому празднику.
Приложение 1.
Приложение 2.
№ п/п | Праздники мусульман. | Традиции праздника. |
1. | Курбан - байрам | 1.ритуальное омовение (гусля) 2.одевают самую чистую и нарядную одежду 3.читают такбир – символ радости 4.совершается утренний намаз (исламская молитва) 5.посещение мечети 6.посещение кладбища 7.застолье в доме и подношение бедным |
2. | Ураза - байрам | 1.делают добрые дела 2.обмениваются вкусными праздничными угощениями с соседями 3.собирают вместе своих родственников и дарят им подарки 4.посещают могилы предков и раздают милостыню |
3. | Навруз Байрам | 1. посетить кладбища, почистить могилы 2. постирать одежду и украсить дом веточками яблони или граната 3. семья непременно собирается вместе 4.праздничный стол 5. принято сажать деревья – инжир, каштан или любое другое |
Приложение.
1. История праздника Курбан - байрам: В Коране история происхождения праздника Курбан-байрам связана с явлением пророку Ибрахиму ангела Джабраила. Ангел явился во сне и передал Ибрахиму веление Аллаха принести в жертву сына. После этого сна, Ибрахим отправляется в долину Мина. Сегодня на этом месте располагается город Мекка. Именно здесь Ибрахим начал необходимые приготовления. Сын знал о необходимости жертвы, и не сопротивлялся этому. И в самый последний момент, когда Ибрагим взмахнул нож над сыном, Аллах остановил испытание. Он повелел заменить жертву бараном. Так зародилась исламская традиция – выражать благодарность Аллаху, принося жертву в виде животного.
2. Стихотворение.
Приехал долгожданный гость,
Давно он не был в нашем доме.
Его встречать нам довелось
С радушьем, в вежливом поклоне.
И угощенье принесли
С гостеприимством достархана
В казане бешбармак кипит
Из мяса жирного барана.
Пока варился наш обед,
Мы гостя дружно привечали,
Он был заботою согрет
И ароматной чашкой чая.
И вот на блюде бешбармак,
Баранья голова дымится…
Традиций знанье – не пустяк,
Мне это в жизни пригодится!
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Галицкая средняя общеобразовательная школа
Гороховецкого района
Владимирской области
Семейные традиции буддистов России.
Данная работа рассчитана на детей 11-12 лет (5 кл.) по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Князева Валентина Васильевна, учитель ОДНКНР
п. Галицы
2022
Тема занятия: «Семейные традиции буддистов России»
Цель занятия: расширение представлений учащихся о семейных традициях буддистов, знакомство с религией буддизм и основными буддистскими праздниками.
Задачи:
- обучающие - расширить представления учащихся о семейных традициях в буддистских семьях, сформировать позитивное отношение к другим религиям и их традициям,
- развивающие – раскрыть значение понятия «буддизм», показать необходимость уважительного отношения к людям других конфессий и их обычаям и традициям.
Планируемые результаты
Предметные: расширение представлений о религии «буддизм», о значении семейных традиций в буддистских семьях, развитие интереса к семейным традициям других народов.
Личностные: освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.
Познавательные: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему урока, устанавливать причинно-следственные связи, произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме.
Регулятивные: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивать свою деятельность, давать оценочную характеристику деятельности других, умение ставить коллективную цель и организовывать свою деятельность.
Коммуникативные: умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета, слушать других людей.
Тип занятия: получение новых знаний.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.
Необходимое техническое оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран.
Структура и ход урока:
- Организационный момент (1 мин)
- Самоопределение к деятельности (3 мин)
- Актуализация знаний (10 мин)
- Постановка учебной задачи (3 мин)
- Открытие учащимися новых знаний (20 мин)
- Закрепление усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний и умений (5 мин)
- Рефлексия (3 мин)
Ход занятия
1.Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада приветствовать Вас на нашем уроке. Мы продолжаем наше знакомство с религиями и традициями, которыми богаты другие народы, населяющие нашу огромную страну. Но прежде чем мы приступим к уроку - давайте определим ваше настроение цветом из радуги – от красного до фиолетового. Свой цвет прикрепите на радугу. (Приложение 1).
2.Самоопределение к деятельности (3 мин)
Учитель: Ребята, мы живем с вами в центре России, во Владимирской области. Город Владимир традиционно считают православным центром Золотого кольца. Население Владимирской области, как и в целом России, многонационально. В области проживают представители 152 национальностей. Из них почти 96% - русские. Среди других народностей наиболее многочисленны украинцы (12,5 тысяч), татары (7,3 тысяч), армяне (6,2 тысяч), белорусы (3,9 тысяч). А как живётся здесь представителям других конфессий? Есть ли эти диаспоры этих религий в нашей области? Оказывается, есть. Их около 20. В том числе, во Владимире организована буддийская община, развивается Буддийский центр. Его задача - быть максимально полезным для людей, дать знания, которые люди смогут применять в повседневной жизни.
3.Актуализация знаний (10 мин)
Учитель: Продолжая тему традиций сегодня мы поговорим с вами о такой религии, как буддизм и традициях, которые существует в этой религии и семьях, которые исповедуют эту религию.
Организация работы учащихся с текстом учебника (стр. 120-122, работа с иллюстрациями с.124-125).
Слайд 1: тема урока «Буддизм. Семья и традиции» - работа в тетради: записываем тему урока.
Слайд 2: Буддизм – религиозно - философское учение без веры в Бога.
Буддизм — пятая по численности мировая религия, которую исповедуют 521 млн человек. По данным ЮНЕСКО, 543 год до н.э. — дата возникновения буддизма.
Слайд 3: Семья для буддистов – это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается не страхом наказания, а доверием и взаимным уважением.
Слайд 4: Бу́дда - буквально — «пробудившийся», «просветлённый» в буддизме — титул существа, обретшего «состояние духовного совершенствования»
4.Постановка учебной задачи (3 мин)
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с семейными традициями еще одной мировой религии – буддизм.
Слайд 5: Трипитака — «три корзины мудрости», священная книга буддизма. Это - свод буддийских канонов. «Три корзины мудрости» - это винайя-питака – правила для буддистов высшего ранга; сутра-питака – речи Будды; абхидхарма-питака – каноническое буддистское учение. Из книги буддизма следует, что жизнь в буддистской семье полна любви, радости и смеха. Существует древняя традиция одаривания: дарить пищу, подарки, гостеприимство и помощь. Дарящий получает от этого огромное удовольствие. Сегодня мы подробнее узнаем о семейных ценностях и традициях буддизма.
5.Открытие учащимися новых знаний (20 мин)
Учитель: Один из самых красочных праздников буддистов – Зула Хурал. Это Праздник тысячи лампад.
Слайд 6: Зула Хурал - Праздник тысячи лампад.
Учитель: Праздник Зула Хурал продолжается три дня. Он посвящен уходу в нирвану Цзонхавы – родоначальника реформы тибетского буддизма. Главное действие – зажигание лампад, торжественный молебен и красочная процессия с зажженными свечами. Атрибут этих дней – ритуальная каша, сваренная из кусочков теста.
В калмыцких семьях Зул-хурал – это ещё и праздник Нового года в домашнем кругу. Существует давняя традиция считать этот день единым днем рождения всех калмыков, и в день Зул калмыки прибавляют год к своему возрасту. Перед праздником вычищают дом, готовят самые вкусные и любимые блюда. Утром варят ароматный калмыцкий чай. Вечером при появлении первых звёзд, проводят обряды возжигания огня в маленьких «ладьях жизни» из теста с чтением молитв для продления жизни каждого члена семьи. После ритуала наступало время веселья.
(Работа в тетради – заполняем таблицу) Приложение 2.
Учитель: Ещё один значимый праздник в буддизме – Сагаалган, переводится как "Белый месяц". Это праздник белой молочной пищи, почитания старших, символ обновления человека и природы, открытости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий. Этот праздник отмечается первого числа первого весеннего месяца по лунному календарю.
Слайд 7: Сагаалган – Белый месяц.
Слайд 8:
В праздник белого месяца
как у нас повелось –
Людям надо бы встретиться,
чтоб светлее жилось.
Чтоб убавилось горя,
чтоб тучнели стада.
Чтобы небо над взгорьем
голубело всегда.
Праздник Белого месяца,
праздник вечного месяца.
Только доброе ценится,
только в светлое верится. (Б. С. Дугаров)
Учитель: Ребята, внимательно прочитайте стихотворение. Скажите, какие чувства возникают при чтении этих строчек?
Примерные ответы детей: радость, доброта, много света и белого цвета.
Действительно, стихотворение светлое, радостное, отсюда можно сделать вывод, что и праздник Сагаалган – праздник радостный. А какие традиции сопутствуют этому празднику.
(Работа в тетради – заполняем таблицу) Приложение 2.
Праздник длится 15 дней и каждый день посвящен одному из чудес Будды. В канун Сагаалгана проводится обряд очищения: тщательно убирают дом, чистят одежду и утварь. Верующие съезжаются в буддистский храм, где совершается обряд очищения от грехов и несчастий уходящего года. Дома украшают домашний алтарь, ставят перед изображением духов лучшие угощения: мясные и молочные продукты, печенье, сахар, конфеты. После этого обтираются кусочками теста, приготовленного только из муки и воды, и лепят из него фигурку человека, который «вбирает» в себя все болезни, беды и несчастия.
Слайд 9: Золгохо – древний обряд приветствия, который подчеркивает торжественный настрой и символизирует связь и преемственность поколений, уважение к близким, родственникам, пожелание успешного вхождения в новый год. Утром в семьях начинаются поздравления с праздником. Первым полагается поздравлять самого старого члена семьи. Затем отправляются с поздравлениями к остальной родне, где также начинают с поздравления старейшего. Младший подходит к старшему, протягивает ему руки ладонями вверх, показывая тем самым, что он готов принять от него всё хорошее. Старший, в свою очередь, кладёт свои руки ладонями вниз на ладони младшего, как бы говоря ему, что готов это ему отдать. Потом они обмениваются подарками.
Учитель: Еще один буддисткий праздник - Международный день Весак – день полной луны, является самым главным праздником для буддистов. День рождения Будды (Будда Пурнима), считается одним из главных в буддийском календаре. Он символизирует рождение, просветление и уход в паринирвану Гаутамы Будды.
Слайд 10: Международный день Весак – рождение, просветление,
уход в нирвану Будды.
Учитель: (Работа в тетради – заполняем таблицу) Приложение 2.
В день Весак Будда опускается на землю и дарит свое благословение верующим, поэтому люди стараются сделать как можно больше добрых поступков, чтобы его заслужить. Делают подношения монахам, жертвуют деньги и вещи на благотворительность, помогают тем, кто нуждается в помощи, помогают страждущим: людям в возрасте, больным и инвалидам. В этот день никто на должен чувствовать себя одиноким. Верующие воздерживаются от любого рода жестокостей, к примеру, запрещается работа в сельском хозяйстве, так как она может, по случайности, повлечь за собой гибель каких-либо насекомых. Есть ограничение и в еде — предпочитают вегетарианскую пищу — никакой рыбы и мяса, в некоторых странах в период празднования закрывают все магазины, которые продают мясные продукты и алкоголь. На волю отпускают домашних животных, как правило, птиц и насекомых.
Слайд 11: В этот день принято зажигать фонарики – символ просветления. Праздник с нетерпением ожидают все! «Для того чтобы изменить мир, необходимо изменить природу человека» - (записать в тетрадь), — это выражение Будды, стало основной концепцией праздника!
6.Закрепление усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний и умений (5 мин)
Учитель: (Открыть ссылку http://vladimir.buddhism.ru/). Ребята, сегодня мы познакомились с некоторыми буддистскими праздниками. Хочу обратить ваше внимание, что в г. Владимире действует на общественных началах буддийский центр Алмазного пути традиции Карма Кагью. Центр поддерживает дружеские связи с другими буддийскими организациями, участвует в религиозных и общественных мероприятиях (знакомство с сайтом).
А теперь попробуйте ответить на вопрос: Зачем нужно знать и изучать традиции других народов? Как это может пригодиться в жизни?
Примерные ответы детей: чтобы не попасть в неловкую ситуацию, когда посещаем другие города или семьи, где исповедуют другую религию; чтобы нечаянно не оскорбить религиозные чувства других людей; чтобы вызвать к себе уважительные чувства, если будем знать традиции других народов
Слайд 12: «Уважать обычаи и традиции других народов» - давнее правило морали. Многонациональная культура укрепляла дружбу и добрососедство. Она учила понимать и уважать друг друга независимо от национальности, вероисповедания и убеждений.
Необходимость знать обычаи других народов особенно актуальна ныне, когда в больших городах представители разных народов живут даже не на соседних улицах, а в одном доме, когда оживились международные связи, когда люди стали больше путешествовать, когда информация мгновенно распространяется по миру.
Познавать культуру, традиции, особенности быта других национальностей - это очень интересно. Общение с людьми других национальностей обогащает нас самих! И, конечно, когда мы бываем в чужой стране или в национальной республике в России, то нужно знать хотя бы основные правила поведения, которые диктуются этой культурой и традициями.
Слайд 13: Веками взаимопонимание и взаимопомощь людей разных национальных культур были основой исторического развития России.
7.Рефлексия (3 мин)
В начале урока вы обозначили своё настроение. Теперь я попрошу обозначить ваше настроение в конце урока так же лепестком цветика-семицветика.
Изменилось ваше настроение? В какую сторону?
Ребята, на этом наше занятие заканчивается, спасибо за урок.
Ваше домашнее задание: подготовьте небольшое сообщение об одном из буддийских монастырей России.
Приложение 1.
Приложение 2.
№ п/п | Праздники буддистов. | Традиции праздника. |
1. | Зула Хурал – праздник тысячи лампад. |
|
2. | Сагаалган – белый месяц. |
|
3. | Международный день Весак – день полной луны. |
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Буддизм – религиозно - философское учение без веры в Бога Буддизм — пятая по численности мировая религия, которую исповедуют 521 млн человек. По данным ЮНЕСКО, 543 год до н.э. — дата возникновения буддизма. FokinaLida.75@mail.ru
Семья для буддистов – это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается не страхом наказания, а доверием и взаимным у в аже н ие м . FokinaLida.75@mail.ru
Будда буквально — «пробудившийся», «просветлённый» в буддизме — титул существа, обретшего «состояние духовного совершенствования» FokinaLida.75@mail.ru
Трипитака — «три корзины мудрости», священная книга буддизма. Это - свод буд д ийск и х канонов. FokinaLida.75@mail.ru
Зула Хурал – Праздник тысячи лампад FokinaLida.75@mail.ru
Сагаалган – Белы й месяц FokinaLida.75@mail.ru
В праздник белого месяца как у нас повелось – Людям надо бы встретиться, чтоб светлее жилось. Чтобы убавилось горя, чтобы тучнели стада. Чтобы небо над взгорьем голубело всегда. Праздник Белого месяца, праздник вечного месяца. Только доброе ценится, только в светлое верится. Б. С. Дугаров FokinaLida.75@mail.ru
Поздравление с праздником Золгохо – древний обряд приветствия FokinaLida.75@mail.ru
Ме ж дун а ро д ны й ден ь Веса к – день полной луны. Рождение, просветление, уход в нирвану Будды FokinaLida.75@mail.ru
Зажигать фонарики – символ просветления – одна из традиций праздника . FokinaLida.75@mail.ru
«Уважать обычаи и традиции других народов» - давнее правило морали. Многонациональная культура укрепляет дружбу и добрососедство. Она учит понимать и уважать друг друга независимо от национальности, вероисповедания и убеждений. FokinaLida.75@mail.ru
Веками взаимопонимание и взаимопомощь людей разных национальных культур были основой исторического развития России. FokinaLida.75@mail.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Защита Отчества – многонациональная традиция народа России
Урок посвящён теме Защиты Отечества в годы Великой Отечественной войны и раскрывает один из её важнейших аспектов - многонациональное единство страны. Перед учащимися ставятся проблемные воп...
ПРОТОКОЛ заседания конкурсной комиссии регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики на соискание премии «За нравственный подвиг учителя»
ПРОТОКОЛзаседания конкурсной комиссии регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики на соискание премии «За нравственный подвиг учителя»...
урок-проект "Культура и традиции народов России"
Урок-проект по географии 8 класс...
Внеклассное мероприятие по географии «Культура и традиции народов России»
Цели:- формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к другим людям;- воспитывать чувство уважения друг к другу, к традициям и культуре народов России;- развивать крити...
Методическая разработка внеклассного занятия " Быт и традиции народов Поволжья" в рамках проекта" Национальные традиции народов России" для учащихся 7-9 классов
Это внеклассное занятие проводилось в рамках общешкольного внеклассного интегрированного проекта " Национальные традиции народов России" и предназначено для учащихся 7-9 классов с интеллектуальной нед...
Система духовно-нравственного воспитания на уроках и во внеурочной деятельности школьников 5-8 классов «Дар любви» (представлена на региональный этап конкурса "За нравственный подвиг учителя 2019г"
Система духовно-нравственного воспитания на уроках и во внеурочной деятельности школьников 5-8 классов «Дар любви» (была представлена на региональный этап конкурса "За нравствен...