Зелёный берег Филиппа Ирапского
статья

Сергун Татьяна Александровна

«Вологодская земля — это Северная Фиваида, это святое место на Руси, отмеченное подвигами наших великих святых, первопроходцев, отшельников, монахов, которые осваивали эти земли, и осваивали их в первую очередь для того, чтобы душу свою спасти. Подвиг этих людей был настолько вдохновляющим, что потом здесь селились другие люди — так осваивалась наша земля. Сегодня на Вологодской земле очень много сохранившихся памятников этого духовного подвига — это монастыри, это древние храмы. И очень важно, чтобы с возрождением монастырей и храмов, которое сейчас происходит, возрождалась и душа людей, живущих на Севере»[1]. Возрождение в наших краях полноценной церковной жизни, несомненно произойдет, но к этому нужно стремиться.

Моя работа появилась на основе впечатлений об отдыхе в семейном лагере в местечке Зеленый Берег около стен Филиппо - Ирапской пустыни. Для меня пребывание здесь стало не просто отдыхом, но и возможностью внести свой вклад в восстановление святыни, приобщению к красоте природы. Для себя я открыла новую форму духовно – нравственного воспитания детей.



[1] Из обращения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (info@ruskline.ru («Русская народная линия») материал от  18.06.2018 «Вологодская земля — это Северная Фиваида, святое место на Руси»)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                      Автор: Сергун Татьяна Александровна,

  учитель истории и обществознания МАОУ «СОШ №4»

                                      г. Череповца Вологодской области

Зелёный берег Филиппа Ирапского

«Вологодская земля — это Северная Фиваида, это святое место на Руси, отмеченное подвигами наших великих святых, первопроходцев, отшельников, монахов, которые осваивали эти земли, и осваивали их в первую очередь для того, чтобы душу свою спасти. Подвиг этих людей был настолько вдохновляющим, что потом здесь селились другие люди — так осваивалась наша земля. Сегодня на Вологодской земле очень много сохранившихся памятников этого духовного подвига — это монастыри, это древние храмы. И очень важно, чтобы с возрождением монастырей и храмов, которое сейчас происходит, возрождалась и душа людей, живущих на Севере»[1]. Возрождение в наших краях полноценной церковной жизни, несомненно произойдет, но к этому нужно стремиться.

Моя работа появилась на основе впечатлений об отдыхе в семейном лагере в местечке Зеленый Берег около стен Филиппо - Ирапской пустыни. Для меня пребывание здесь стало не просто отдыхом, но и возможностью внести свой вклад в восстановление святыни, приобщению к красоте природы. Для себя я открыла новую форму духовно – нравственного воспитания детей.

Начну с предыстории. Мой сын посещал Воскресную школу  Архиерейского подворья Воскресенского собора г. Череповца патруль следопытов «Веселые бобрята».  По завершении учебного года от руководителя патруля Татьяны Николаевны Чекавинской и руководства Воскресной школы поступило предложение организовать семейный отдых в Кадуйском районе деревне Зелёный Берег. Поначалу мне, честно сказать, не очень понравилась перспектива снова быть с детьми, следить, воспитывать. Решающим фактором, утвердившим меня в решении поехать, стало место, куда предстояло отправиться - Свято-Троицкая Филиппо-Ирапская мужская пустынь, основанная преподобным Филиппом Ирапским. Интересуясь краеведением, я читала о Преподобном и его жизни, а теперь появилась возможность побывать в святых местах.    

И вот мы прибыли. Перед взором развёрнулась чудная картина: небольшая равнина, со всех сторон окружённая как бы стеной из сосен - великанов. Среди равнины, за белыми стенами - оградой, возвышается колокольня и церкви святой обители преподобного Филиппа, Ирапского чудотворца. (Приложение 1)

Неделя нашего нахождения на землях монастыря прошла познавательно, легко и незабываемо! Тема лагеря - «Ключи мудрости». Как много полезного подготовили ребята и девчонки - члены дружины юных разведчиков «Череповец» Архиерейского подворья Воскресенского монастыря! На общем сборе в первый день пребывания разведчики представили историческую страницу – инсценированный рассказ о св.Филиппе Ирапском, его жизни и деяниях. Так разведчики познакомили «бобрят» с историческим прошлым места, где мы оказались. (Приложение 2)

Мы живем в мире, полном соблазнов и пороков. Важно, чтобы дети знали о них и умели бороться с низменными инстинктами. Разведчики каждый день предлагали следопытам «прожить» с одним из них и найти способы преодоления. В конце дня «на костре» «бобрята» представляли свои сценки, зарисовки о том, как можно побороть зло и справиться с  пороками. Так, играя, дети узнавали о том, что такое зло, какое оно, как с ним бороться. (Приложение 3)

В нашем семейном лагере не было обслуживающего персонала. Готовили мамы, заготавливали дрова папы и сыновья, уборку в доме и палатках делали и девчонки, и мальчишки. Каждый был занят посильным делом. Не было человека, который не помыл за собой посуду, не убрал свою постель, не привел в порядок одежду и обувь. Так дети учились ответственности за поддержание порядка, выполнению простых домашних дел. (Приложение 4)

Прибыв в Зеленый Берег, мы оказались среди лесов на берегу реки Андоги. Выжить в лесу сложно, но можно! Разведчики учили наших «малышей» элементарным навыкам выживания в лесу: ориентироваться на местности, разжечь костер, использовать подручный материал для изготовления необходимых инструментов, найти пищу, оказать первую медицинскую помощь. «Бобрята» запоминали, пробовали, повторяли. Каждый увез с собой на память ложечку из бересты. Теперь следопыты, вспомнив занятия со старшими товарищами, не пропадут в дикой природе. (Приложение 5)

Самым весёлым, на мой взгляд, был день «Русская ярмарка». С утра дети играли в русские народные игры, участвовали в ярмарочной торговле, вспоминали русские народные праздники и традиции. А с каким удовольствием мамы надевали сарафаны, а папы рядились в рубахи! Атмосфера веселья, радости окружала всех присутствующих. Так мы вернулись во времена Руси. (Приложение 6)

На протяжении всего пребывания мы находились в святых местах. Порой казалось, что преподобный Филипп смотрит на нас в окно монастырской стены. За время пребывания ни один из отдыхающих не заболел, хотя были и дожди, не было ни одной травмы, хотя каждый день дети с утра до вечера находились в движении. Сам Преподобный оберегал нас.

Печально, что сейчас святыня в плачевном состоянии. Но монастырь восстанавливается. Ребята и родители посильно помогали в возвращении былой обители: переносили стройматериалы, кормили домашних животных. Общее дело – залог успеха. Мне, как и остальным участникам работ, отрадно сознавать, что есть и моя доля в благом деле. (Приложение 7)

В завершение пребывания нам представилась возможность причаститься и помолиться в храме  Казанской Иконы Божией Матери. (Приложение 8). Уникально внутреннее убранство храма: из дерева выполнены рака с мощами Преподобного, Царские врата, Дияконские врата, иконостас, аналой, выносная свеча, главный подсвечник, верхние подсвечники, молебный столик, лавки. Даже окна отделаны деревом. Лампадки сделаны из березовой чаги. Все здесь в духе древних пустынников.  Здесь нет золота, благолепия, но сколько благодати и душевности. Филипп Ирапский уходил от богатства, и перед нами настоящий нестяжательский храм.

Оказалось, что не только мы были посетителями храма. Здесь и прихожане местных деревень, и паломники из других регионов России. Это ещё одно подтверждение тому, что обители жива, к ней тянутся люди.

Итоги нашего пребывания в монастыре нельзя переоценить. Дети и родители получили историческую информацию, «победили» пороки, получили навыки выживания и ухода, стали самостоятельнее и ответственнее, вспомнили русские народные традиции, сплотились, почувствовали себя частью коллектива, укрепили свои духовные силы, стали мудрее. Но самое, на мой взгляд, главное - оставили свой вклад в восстановлении святыни. Сегодня это сделали родители с детьми, потом приедут наши дети и  внуки, затем их дети и внуки, и обитель вернется! Преподобный Филипп Ирапский молится за наш край, за нас, его жителей. Уже тот факт, что восстановление монастыря ведется, уже чудо.  

Для меня эта поездка стала новым опытом духовно – нравственного воспитания детей и взрослых, пример того, что нужно не объявлять какие – то мероприятия духовно – нравственного направления, а, применив творческий подход, ненавязчиво, учить и воспитывать.  Это был не просто отдых, веселье, а настоящие уроки добра, взаимопомощи, трудничества.  Именно здесь я сумела прикоснуться к святыням русской культуры, узнать много нового и интересного для себя. Я смело могу завить, что это был замечательный, неповторимый, незабываемый, насыщенный, полезный, благодатный, душевный, самый - самый отпуск!  (Приложение 9)


[1] Из обращения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (info@ruskline.ru («Русская народная линия») материал от  18.06.2018 «Вологодская земля — это Северная Фиваида, святое место на Руси»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Филипп Миронович Лукин - патриарх народной музыки

1.Биография Филиппа Мироновича Лукина.Филипп Миронович Лукин - композитор, хоровой дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. Один из первых выпускников Чувашского музыкально-театрального техн...

Презентация на тему : Филипп Миронович Лукин - гордость Чувашии

Филипп Миронович Лукин-гордость Чувашской Республики....

Филипп Миронович Лукин - патриарх народной музыки

Филипп Миронович Лукин - патриарх народной музыки...

Открытое занятие Оформление стенной газеты «Зелёный свет» Конкурсант: Мышкина Ирина Дмитриевна. Возраст детей – 10-11 лет. Раздел общеобразовательной адаптационной программы «Зелёный свет» - «Красный, желтый, зеленый» Тема занятия: Оформление стенно

Цели занятия: оформить газету «Зеленый свет» по ПДД, стимулируя  социальную  активность  школьников в ходе совместной деятельности со взрослым. Задачи занятия:Обучающие: продолжать...

Открытое занятие Оформление стенной газеты «Зелёный свет» Конкурсант: Мышкина Ирина Дмитриевна. Возраст детей – 10-11 лет. Раздел общеобразовательной адаптационной программы «Зелёный свет» - «Красный, желтый, зеленый» Тема занятия: Оформление стенно

Цели занятия: оформить газету «Зеленый свет» по ПДД, стимулируя  социальную  активность  школьников в ходе совместной деятельности со взрослым. Задачи занятия:Обучающие: продолжать...

Презентация к уроку изложения "Булочник Филиппов"

Данная презентация создана для проведения изложения в 12 классе на тему "Булочник Филиппов"....

Биография Филиппа Бюше

Презентация  к уроку....