"Вокальные упражнения на дыхание и звуковедение"
план-конспект урока

Павлюкова Ольга Валерьевна

Открытое занятие по вокалу

       «Вокальные упражнения на дыхание и звуковедение»

Педагога дополнительного образования Павлюковой Ольги Валерьевны

Дата проведения: 19.10.2022г.

 Наименование программы: «Весёлое путешествие в мир творчества»

 2 год обучения

 Раздел программы: Вокально- хоровые навыки.

Форма занятия: Показ, упражнения, тренинг.

Форма контроля:тренинг,опрос.

Тип занятия: комбинированный Номер группы, год обучения: I группа, 1-2год обучения

 

Цель:  Улучшение качества звука путем работы над дыханием и  основной формой звукообразования  – связным непрерывным пением.

 Задачи: - правильно оформить атаку звука в отношении силы, характера, высоты и уже потом брать спокойно и легко;

 формировать гласные, которые должны звучать округленно, ровно,  прикрыто, выровнено на всем диапазоне голоса; - использование высокой певческой позиции;

 - чувствовать опору звука, используя певческое нижне - диафрагмальное дыхание;

 - уметь петь на legato - плавное, непрерывное пение, при котором гласные плотно соединены между собой.

 Методы обучения: - наглядный (слуховой и зрительный); - словесный (рассказ, объяснение, диалог)

 Методические приёмы: - творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность;

 - побуждение к самоконтролю (оценка своего исполнения);

 - поощрение (с целью закрепления полученных навыков).

Психологические условия на уроке: - психологически-комфортная атмосфера;

 

 

- личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития; - учёт индивидуальных особенностей;

 - дифференцированный подход.

 Оборудование и материалы: - просторное светлое помещение;

 магнитофон.

 Методическое обеспечение занятия: - фонотека (фонограммы исполняемых песен).

 

                                   ПЛАН - КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

 I. Организационный этап.

 а) приветствие;

 б) сообщение темы занятия и его задач

 в) мотивация;

 г) объяснение темы

II. Основная часть.

 1. Разминка с использованием здоровье сберегающих технологий;

 2. дыхательные упражнения;

 3. Исполнение вокальных упражнений.

 5. Работа над приемами звукообразования и голосоведения в песне

 «Осень раскрасавица»

III. Заключительная часть. Подведение итогов.

 

Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока).

 

 

 

 

 

 

                                              Структура урока

  1. Организационный этап.

  Педагог: Здравствуйте!

 Тема нашего урока –«Вокальные упражнения на дыхание и звуковедение». Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его

исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью обучающегося певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях. Сегодня на занятии мы будем работать над правильным дыханием и звуковедением. Занимаясь по  вокалу, мы уже освоили некоторые вокально-певческие навыки, навыки певческой установки,  дикционной активности. вокальнопевческих приемов,

  Пение на legato( легато) - это умение связного, плавного пения, свободно льющегося голоса. Вокальные упражнения помогающие усвоить понятие «атака звука» ,пение на stakkato(отрывисто).

 

                                         Основная часть.

 Разминка с использованием здоровье сберегающих технологий .

«История про то,как Иван в Лес ходил»

 1.  Упражнение для положения корпуса, которое певец занимает во время пения «Певческая установка»  Упражнение: необходимо потянуться, поиграть всеми мышцами, распрямить плечи, высоко поднять голову (так называемый «столб достоинства»), почувствовать себя победителем.  Выполнение данного упражнения, его осознание, зафиксирует горделивую позу в мозгу, и мозг даст команду всем системам организма работать на его благополучие.

 2. Дыхательные упражнения. Упражнения этой дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом: восстанавливают нарушенное носовое дыхание, улучшают дренажную функцию бронхов, положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в

 

 

 кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани, повышают общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшают нервно — психическое состояние организма. Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.

 

 Упр. №1  Надуй шарик. «Надувая шарик» широко развести руки в стороны и сделать глубокий вдох, затем медленно сводить руки, соединяя ладони перед грудью и выдувая воздух – «ссс». Для правильного вдоха рекомендуются сравнения:

«Вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса», «вдохни глубоко, с удовольствием, как будто нюхаешь душистый красивый цветок». Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима небольшая задержка дыхания, затем очень экономный, продолжительный выдох.

 2.  Вокальные упражнения.

 Упр. №2 Для размягчения и снятия напряжения голосовых связок: Пение закрытым ртом на букву (м-м-м) При пении с закрытым ртом формируется согласная "м", губы при этом не должны плотно сжиматься, а просто быть в сомкнутом состоянии. Зубы разомкнуты настолько, насколько это возможно, и звук направляется в головной регистр. Он не должен быть звонким, что явится свидетельством зажатия каких - либо мышц. Навык приобретается в среднем регистре, а потом уже переносится вверх или вниз.

 а) «укачивание» - важно, чтобы зубы были разжаты, а сам звук направлялся на губы; для выработки  высокой позиции звука.

 б) пение интервала секунда, с постепенным повышением, а затем понижением по полтона.

 Упр. №3 На подвижность голосовых связок: воспроизведение последовательности звуков «ма-мэ-ми-мо-му» на одном дыхании, не изменяя высоту тона, после чего порядок гласных меняется и партия исполняется в последовательности

 «да-дэ-ди-до-ду» ,«ра –рэ –ри –ро -ру», «гра-грэ-гри-гро-гру» .

 

 

Упр.№4 Атака звука « И»

Упр.№5.stakkato на слог МА МА МА

 

 

 Упр. №6  Для выравнивания звука: Пропевание трезвучий  на слоги «рэн –зи-       хо- ри-ву» с поворотом головы.

 

 Упр №7 для выработки кантилены канон «Со вьюном я хожу»

 Упр. №8 для выработки свободы и подвижности артикуляционного аппарата пение скороговорок "Бык тупогуб, тупогубенький бычёк. У быка бела губа была тупа.»» «Трещал морозец на дворе, замёрз Трезорка в кануре»

Упр.№9 исполнение песни «Я на скрипочке играю»-закрепление понятий legato  и stakkato.

 

3. Исполнение ранее выученной песни  «Осень раскрасавица», работа над 3 куплетом.

 

Итак, музыкальные упражнения являются необходимым условием для выработки певческого голоса, в процессе которых происходит усовершенствование основных вокально-технических навыков голосообразования, так как они являются средством художественной выразительности. Они вырабатываются на упражнениях, а закрепляются при работе над художественным произведением.

 

4. Начальный этап работы над песней "Солнышко"

 а) слушание песни, беседа; Определение характера песни.

Определение  вокального жанра.

 б) работа над припевом, разучивание мелодической линии по фразам;

 в) работа над кантиленой;

 г) исполнение.

 

 

 

 

 

 

  1. Заключительная часть. Подведение итогов. Подведём итоги нашего занятия. Сегодня мы уделили внимание усовершенствованию голосового аппарата, работали над приёмами звукообразования и голосоведения в распевках и песнях. Познакомились с новыми понятиями. Назвать их. (понятие кантиленного пения;  типы звуковедения legato и stakkato).
  2. Теперь я попрошу Вас ребята ,выбрать на столе листочки и украсить ими наше дерево настроения.
  3. Вот какое красивое дерево у нас получилось! Молодцы,ребята! Я благодарю всех за внимание.До свидания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_vokalu.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

                               Открытое занятие по вокалу

       «Вокальные упражнения на дыхание и звуковедение»

Педагога дополнительного образования Павлюковой Ольги Валерьевны

Дата проведения: 19.10.2018г.

 Наименование программы: «Весёлое путешествие в мир творчества»

 2 год обучения

 Раздел программы: Вокально- хоровые навыки.

Форма занятия: Показ, упражнения, тренинг.

Форма контроля:тренинг,опрос.

Тип занятия: комбинированный Номер группы, год обучения: I группа, 1-2год обучения

 

Цель:  Улучшение качества звука путем работы над дыханием и  основной формой звукообразования  – связным непрерывным пением.

 Задачи: - правильно оформить атаку звука в отношении силы, характера, высоты и уже потом брать спокойно и легко;

 формировать гласные, которые должны звучать округленно, ровно,  прикрыто, выровнено на всем диапазоне голоса; - использование высокой певческой позиции;

 - чувствовать опору звука, используя певческое нижне - диафрагмальное дыхание;

 - уметь петь на legato - плавное, непрерывное пение, при котором гласные плотно соединены между собой.

 Методы обучения: - наглядный (слуховой и зрительный); - словесный (рассказ, объяснение, диалог)

 Методические приёмы: - творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность;

 - побуждение к самоконтролю (оценка своего исполнения);

 - поощрение (с целью закрепления полученных навыков).

Психологические условия на уроке: - психологически-комфортная атмосфера;

 

- личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития; - учёт индивидуальных особенностей;

 - дифференцированный подход.

 Оборудование и материалы: - просторное светлое помещение;

 магнитофон.

 Методическое обеспечение занятия: - фонотека (фонограммы исполняемых песен).

 

                                   ПЛАН - КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

 I. Организационный этап.

 а) приветствие;

 б) сообщение темы занятия и его задач

 в) мотивация;

 г) объяснение темы

II. Основная часть.

 1. Разминка с использованием здоровье сберегающих технологий;

 2. дыхательные упражнения;

 3. Исполнение вокальных упражнений.

 5. Работа над приемами звукообразования и голосоведения в песне

 «Осень раскрасавица»

III. Заключительная часть. Подведение итогов.

 

Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока).

                                              Структура урока

  1. Организационный этап.

  Педагог: Здравствуйте!

 Тема нашего урока –«Вокальные упражнения на дыхание и звуковедение». Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его

исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью обучающегося певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях. Сегодня на занятии мы будем работать над правильным дыханием и звуковедением. Занимаясь по  вокалу, мы уже освоили некоторые вокально-певческие навыки, навыки певческой установки,  дикционной активности. вокальнопевческих приемов,

  Пение на legato( легато) - это умение связного, плавного пения, свободно льющегося голоса. Вокальные упражнения помогающие усвоить понятие «атака звука» ,пение на stakkato(отрывисто).

 

                                         Основная часть.

 Разминка с использованием здоровье сберегающих технологий .

«История про то,как Иван в Лес ходил»

 1.  Упражнение для положения корпуса, которое певец занимает во время пения «Певческая установка»  Упражнение: необходимо потянуться, поиграть всеми мышцами, распрямить плечи, высоко поднять голову (так называемый «столб достоинства»), почувствовать себя победителем.  Выполнение данного упражнения, его осознание, зафиксирует горделивую позу в мозгу, и мозг даст команду всем системам организма работать на его благополучие.

 2. Дыхательные упражнения. Упражнения этой дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом: восстанавливают нарушенное носовое дыхание, улучшают дренажную функцию бронхов, положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в

 кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани, повышают общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшают нервно — психическое состояние организма. Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.

 Упр. №1  Надуй шарик. «Надувая шарик» широко развести руки в стороны и сделать глубокий вдох, затем медленно сводить руки, соединяя ладони перед грудью и выдувая воздух – «ссс». Для правильного вдоха рекомендуются сравнения:

«Вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса», «вдохни глубоко, с удовольствием, как будто нюхаешь душистый красивый цветок». Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима небольшая задержка дыхания, затем очень экономный, продолжительный выдох.

 2.  Вокальные упражнения.

 Упр. №2 Для размягчения и снятия напряжения голосовых связок: Пение закрытым ртом на букву (м-м-м) При пении с закрытым ртом формируется согласная "м", губы при этом не должны плотно сжиматься, а просто быть в сомкнутом состоянии. Зубы разомкнуты настолько, насколько это возможно, и звук направляется в головной регистр. Он не должен быть звонким, что явится свидетельством зажатия каких - либо мышц. Навык приобретается в среднем регистре, а потом уже переносится вверх или вниз.

 а) «укачивание» - важно, чтобы зубы были разжаты, а сам звук направлялся на губы; для выработки  высокой позиции звука.

 б) пение интервала секунда, с постепенным повышением, а затем понижением по полтона.

 Упр. №3 На подвижность голосовых связок: воспроизведение последовательности звуков «ма-мэ-ми-мо-му» на одном дыхании, не изменяя высоту тона, после чего порядок гласных меняется и партия исполняется в последовательности

 «да-дэ-ди-до-ду» ,«ра –рэ –ри –ро -ру», «гра-грэ-гри-гро-гру» .

Упр.№4 Атака звука « И»

Упр.№5.stakkato на слог МА МА МА

 Упр. №6  Для выравнивания звука: Пропевание трезвучий  на слоги «рэн –зи-       хо- ри-ву» с поворотом головы.

 Упр №7 для выработки кантилены канон «Со вьюном я хожу»

 Упр. №8 для выработки свободы и подвижности артикуляционного аппарата пение скороговорок "Бык тупогуб, тупогубенький бычёк. У быка бела губа была тупа.»» «Трещал морозец на дворе, замёрз Трезорка в кануре»

Упр.№9 исполнение песни «Я на скрипочке играю»-закрепление понятий legato  и stakkato.

 

3. Исполнение ранее выученной песни  «Осень раскрасавица», работа над 3 куплетом.

 

Итак, музыкальные упражнения являются необходимым условием для выработки певческого голоса, в процессе которых происходит усовершенствование основных вокально-технических навыков голосообразования, так как они являются средством художественной выразительности. Они вырабатываются на упражнениях, а закрепляются при работе над художественным произведением.

 

4. Начальный этап работы над песней "Солнышко"

 а) слушание песни, беседа; Определение характера песни.

Определение  вокального жанра.

 б) работа над припевом, разучивание мелодической линии по фразам;

 в) работа над кантиленой;

 г) исполнение.

 

  1. Заключительная часть. Подведение итогов. Подведём итоги нашего занятия. Сегодня мы уделили внимание усовершенствованию голосового аппарата, работали над приёмами звукообразования и голосоведения в распевках и песнях. Познакомились с новыми понятиями. Назвать их. (понятие кантиленного пения;  типы звуковедения legato и stakkato).
  2. Теперь я попрошу Вас ребята ,выбрать на столе листочки и украсить ими наше дерево настроения.
  3. Вот какое красивое дерево у нас получилось! Молодцы,ребята! Я благодарю всех за внимание.До свидания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для педагогов вокально-эстрадных объединений по теме «Вокальные упражнения»

В работе даются теоретические основы работы с вокалистом над вокальными упражнениями. Для педагогов не имеющих музыкального образования и опыта работы описывается методика работы над правильностью исп...

Методическое пособие для педагогов вокально-эстрадных объединений по теме «Вокальные упражнения»

В работе даются теоретические основы работы с вокалистом над вокальными упражнениями. Для педагогов не имеющих музыкального образования и опыта работы описывается методика работы над правильностью исп...

Методическое пособие для педагогов вокально-эстрадных объединений по теме «Вокальные упражнения»

В работе даются теоретические основы работы с вокалистом над вокальными упражнениями. Для педагогов не имеющих музыкального образования и опыта работы описывается методика работы над правильностью исп...

Методическое пособие для педагогов вокально-эстрадных объединений по теме «Вокальные упражнения»

В работе даются теоретические основы работы с вокалистом над вокальными упражнениями. Для педагогов не имеющих музыкального образования и опыта работы описывается методика работы над правильностью исп...

Вокальные упражнения. Постановка дыхания

Дыхание - основа звучания голоса. Редкий голос хорошо звучит без опоры на правильное дыхание. Так получается, что люди в жизни учатся практически всему - ходить, говорить, читать, водить автомобиль. П...

Вокальные упражнения. Постановка дыхания

Дыхание - основа звучания голоса. Редкий голос хорошо звучит без опоры на правильное дыхание. Так получается, что люди в жизни учатся практически всему - ходить, говорить, читать, водить автомобиль. П...

«Работа над певческим дыхание. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков»

Наглядный показ  приемов укрепления певческого дыхания, вокальные упражнения (распевки) с помощью которых разогреваются мышцы и голосовой аппарат, отрабатываются вокально-технические навыки, кото...