"Вокальные упражнения на дыхание и звуковедение"
план-конспект урока
Открытое занятие по вокалу
«Вокальные упражнения на дыхание и звуковедение»
Педагога дополнительного образования Павлюковой Ольги Валерьевны
Дата проведения: 19.10.2022г.
Наименование программы: «Весёлое путешествие в мир творчества»
2 год обучения
Раздел программы: Вокально- хоровые навыки.
Форма занятия: Показ, упражнения, тренинг.
Форма контроля:тренинг,опрос.
Тип занятия: комбинированный Номер группы, год обучения: I группа, 1-2год обучения
Цель: Улучшение качества звука путем работы над дыханием и основной формой звукообразования – связным непрерывным пением.
Задачи: - правильно оформить атаку звука в отношении силы, характера, высоты и уже потом брать спокойно и легко;
формировать гласные, которые должны звучать округленно, ровно, прикрыто, выровнено на всем диапазоне голоса; - использование высокой певческой позиции;
- чувствовать опору звука, используя певческое нижне - диафрагмальное дыхание;
- уметь петь на legato - плавное, непрерывное пение, при котором гласные плотно соединены между собой.
Методы обучения: - наглядный (слуховой и зрительный); - словесный (рассказ, объяснение, диалог)
Методические приёмы: - творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность;
- побуждение к самоконтролю (оценка своего исполнения);
- поощрение (с целью закрепления полученных навыков).
Психологические условия на уроке: - психологически-комфортная атмосфера;
- личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития; - учёт индивидуальных особенностей;
- дифференцированный подход.
Оборудование и материалы: - просторное светлое помещение;
магнитофон.
Методическое обеспечение занятия: - фонотека (фонограммы исполняемых песен).
ПЛАН - КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
I. Организационный этап.
а) приветствие;
б) сообщение темы занятия и его задач
в) мотивация;
г) объяснение темы
II. Основная часть.
1. Разминка с использованием здоровье сберегающих технологий;
2. дыхательные упражнения;
3. Исполнение вокальных упражнений.
5. Работа над приемами звукообразования и голосоведения в песне
«Осень раскрасавица»
III. Заключительная часть. Подведение итогов.
Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока).
Структура урока
- Организационный этап.
Педагог: Здравствуйте!
Тема нашего урока –«Вокальные упражнения на дыхание и звуковедение». Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его
исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью обучающегося певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях. Сегодня на занятии мы будем работать над правильным дыханием и звуковедением. Занимаясь по вокалу, мы уже освоили некоторые вокально-певческие навыки, навыки певческой установки, дикционной активности. вокальнопевческих приемов,
Пение на legato( легато) - это умение связного, плавного пения, свободно льющегося голоса. Вокальные упражнения помогающие усвоить понятие «атака звука» ,пение на stakkato(отрывисто).
Основная часть.
Разминка с использованием здоровье сберегающих технологий .
«История про то,как Иван в Лес ходил»
1. Упражнение для положения корпуса, которое певец занимает во время пения «Певческая установка» Упражнение: необходимо потянуться, поиграть всеми мышцами, распрямить плечи, высоко поднять голову (так называемый «столб достоинства»), почувствовать себя победителем. Выполнение данного упражнения, его осознание, зафиксирует горделивую позу в мозгу, и мозг даст команду всем системам организма работать на его благополучие.
2. Дыхательные упражнения. Упражнения этой дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом: восстанавливают нарушенное носовое дыхание, улучшают дренажную функцию бронхов, положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в
кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани, повышают общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшают нервно — психическое состояние организма. Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.
Упр. №1 Надуй шарик. «Надувая шарик» широко развести руки в стороны и сделать глубокий вдох, затем медленно сводить руки, соединяя ладони перед грудью и выдувая воздух – «ссс». Для правильного вдоха рекомендуются сравнения:
«Вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса», «вдохни глубоко, с удовольствием, как будто нюхаешь душистый красивый цветок». Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима небольшая задержка дыхания, затем очень экономный, продолжительный выдох.
2. Вокальные упражнения.
Упр. №2 Для размягчения и снятия напряжения голосовых связок: Пение закрытым ртом на букву (м-м-м) При пении с закрытым ртом формируется согласная "м", губы при этом не должны плотно сжиматься, а просто быть в сомкнутом состоянии. Зубы разомкнуты настолько, насколько это возможно, и звук направляется в головной регистр. Он не должен быть звонким, что явится свидетельством зажатия каких - либо мышц. Навык приобретается в среднем регистре, а потом уже переносится вверх или вниз.
а) «укачивание» - важно, чтобы зубы были разжаты, а сам звук направлялся на губы; для выработки высокой позиции звука.
б) пение интервала секунда, с постепенным повышением, а затем понижением по полтона.
Упр. №3 На подвижность голосовых связок: воспроизведение последовательности звуков «ма-мэ-ми-мо-му» на одном дыхании, не изменяя высоту тона, после чего порядок гласных меняется и партия исполняется в последовательности
«да-дэ-ди-до-ду» ,«ра –рэ –ри –ро -ру», «гра-грэ-гри-гро-гру» .
Упр.№4 Атака звука « И»
Упр.№5.stakkato на слог МА МА МА
Упр. №6 Для выравнивания звука: Пропевание трезвучий на слоги «рэн –зи- хо- ри-ву» с поворотом головы.
Упр №7 для выработки кантилены канон «Со вьюном я хожу»
Упр. №8 для выработки свободы и подвижности артикуляционного аппарата пение скороговорок "Бык тупогуб, тупогубенький бычёк. У быка бела губа была тупа.»» «Трещал морозец на дворе, замёрз Трезорка в кануре»
Упр.№9 исполнение песни «Я на скрипочке играю»-закрепление понятий legato и stakkato.
3. Исполнение ранее выученной песни «Осень раскрасавица», работа над 3 куплетом.
Итак, музыкальные упражнения являются необходимым условием для выработки певческого голоса, в процессе которых происходит усовершенствование основных вокально-технических навыков голосообразования, так как они являются средством художественной выразительности. Они вырабатываются на упражнениях, а закрепляются при работе над художественным произведением.
4. Начальный этап работы над песней "Солнышко"
а) слушание песни, беседа; Определение характера песни.
Определение вокального жанра.
б) работа над припевом, разучивание мелодической линии по фразам;
в) работа над кантиленой;
г) исполнение.
- Заключительная часть. Подведение итогов. Подведём итоги нашего занятия. Сегодня мы уделили внимание усовершенствованию голосового аппарата, работали над приёмами звукообразования и голосоведения в распевках и песнях. Познакомились с новыми понятиями. Назвать их. (понятие кантиленного пения; типы звуковедения legato и stakkato).
- Теперь я попрошу Вас ребята ,выбрать на столе листочки и украсить ими наше дерево настроения.
- Вот какое красивое дерево у нас получилось! Молодцы,ребята! Я благодарю всех за внимание.До свидания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_po_vokalu.docx | 19.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по вокалу
«Вокальные упражнения на дыхание и звуковедение»
Педагога дополнительного образования Павлюковой Ольги Валерьевны
Дата проведения: 19.10.2018г.
Наименование программы: «Весёлое путешествие в мир творчества»
2 год обучения
Раздел программы: Вокально- хоровые навыки.
Форма занятия: Показ, упражнения, тренинг.
Форма контроля:тренинг,опрос.
Тип занятия: комбинированный Номер группы, год обучения: I группа, 1-2год обучения
Цель: Улучшение качества звука путем работы над дыханием и основной формой звукообразования – связным непрерывным пением.
Задачи: - правильно оформить атаку звука в отношении силы, характера, высоты и уже потом брать спокойно и легко;
формировать гласные, которые должны звучать округленно, ровно, прикрыто, выровнено на всем диапазоне голоса; - использование высокой певческой позиции;
- чувствовать опору звука, используя певческое нижне - диафрагмальное дыхание;
- уметь петь на legato - плавное, непрерывное пение, при котором гласные плотно соединены между собой.
Методы обучения: - наглядный (слуховой и зрительный); - словесный (рассказ, объяснение, диалог)
Методические приёмы: - творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность;
- побуждение к самоконтролю (оценка своего исполнения);
- поощрение (с целью закрепления полученных навыков).
Психологические условия на уроке: - психологически-комфортная атмосфера;
- личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития; - учёт индивидуальных особенностей;
- дифференцированный подход.
Оборудование и материалы: - просторное светлое помещение;
магнитофон.
Методическое обеспечение занятия: - фонотека (фонограммы исполняемых песен).
ПЛАН - КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
I. Организационный этап.
а) приветствие;
б) сообщение темы занятия и его задач
в) мотивация;
г) объяснение темы
II. Основная часть.
1. Разминка с использованием здоровье сберегающих технологий;
2. дыхательные упражнения;
3. Исполнение вокальных упражнений.
5. Работа над приемами звукообразования и голосоведения в песне
«Осень раскрасавица»
III. Заключительная часть. Подведение итогов.
Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока).
Структура урока
- Организационный этап.
Педагог: Здравствуйте!
Тема нашего урока –«Вокальные упражнения на дыхание и звуковедение». Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его
исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью обучающегося певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях. Сегодня на занятии мы будем работать над правильным дыханием и звуковедением. Занимаясь по вокалу, мы уже освоили некоторые вокально-певческие навыки, навыки певческой установки, дикционной активности. вокальнопевческих приемов,
Пение на legato( легато) - это умение связного, плавного пения, свободно льющегося голоса. Вокальные упражнения помогающие усвоить понятие «атака звука» ,пение на stakkato(отрывисто).
Основная часть.
Разминка с использованием здоровье сберегающих технологий .
«История про то,как Иван в Лес ходил»
1. Упражнение для положения корпуса, которое певец занимает во время пения «Певческая установка» Упражнение: необходимо потянуться, поиграть всеми мышцами, распрямить плечи, высоко поднять голову (так называемый «столб достоинства»), почувствовать себя победителем. Выполнение данного упражнения, его осознание, зафиксирует горделивую позу в мозгу, и мозг даст команду всем системам организма работать на его благополучие.
2. Дыхательные упражнения. Упражнения этой дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом: восстанавливают нарушенное носовое дыхание, улучшают дренажную функцию бронхов, положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в
кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани, повышают общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшают нервно — психическое состояние организма. Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.
Упр. №1 Надуй шарик. «Надувая шарик» широко развести руки в стороны и сделать глубокий вдох, затем медленно сводить руки, соединяя ладони перед грудью и выдувая воздух – «ссс». Для правильного вдоха рекомендуются сравнения:
«Вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса», «вдохни глубоко, с удовольствием, как будто нюхаешь душистый красивый цветок». Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима небольшая задержка дыхания, затем очень экономный, продолжительный выдох.
2. Вокальные упражнения.
Упр. №2 Для размягчения и снятия напряжения голосовых связок: Пение закрытым ртом на букву (м-м-м) При пении с закрытым ртом формируется согласная "м", губы при этом не должны плотно сжиматься, а просто быть в сомкнутом состоянии. Зубы разомкнуты настолько, насколько это возможно, и звук направляется в головной регистр. Он не должен быть звонким, что явится свидетельством зажатия каких - либо мышц. Навык приобретается в среднем регистре, а потом уже переносится вверх или вниз.
а) «укачивание» - важно, чтобы зубы были разжаты, а сам звук направлялся на губы; для выработки высокой позиции звука.
б) пение интервала секунда, с постепенным повышением, а затем понижением по полтона.
Упр. №3 На подвижность голосовых связок: воспроизведение последовательности звуков «ма-мэ-ми-мо-му» на одном дыхании, не изменяя высоту тона, после чего порядок гласных меняется и партия исполняется в последовательности
«да-дэ-ди-до-ду» ,«ра –рэ –ри –ро -ру», «гра-грэ-гри-гро-гру» .
Упр.№4 Атака звука « И»
Упр.№5.stakkato на слог МА МА МА
Упр. №6 Для выравнивания звука: Пропевание трезвучий на слоги «рэн –зи- хо- ри-ву» с поворотом головы.
Упр №7 для выработки кантилены канон «Со вьюном я хожу»
Упр. №8 для выработки свободы и подвижности артикуляционного аппарата пение скороговорок "Бык тупогуб, тупогубенький бычёк. У быка бела губа была тупа.»» «Трещал морозец на дворе, замёрз Трезорка в кануре»
Упр.№9 исполнение песни «Я на скрипочке играю»-закрепление понятий legato и stakkato.
3. Исполнение ранее выученной песни «Осень раскрасавица», работа над 3 куплетом.
Итак, музыкальные упражнения являются необходимым условием для выработки певческого голоса, в процессе которых происходит усовершенствование основных вокально-технических навыков голосообразования, так как они являются средством художественной выразительности. Они вырабатываются на упражнениях, а закрепляются при работе над художественным произведением.
4. Начальный этап работы над песней "Солнышко"
а) слушание песни, беседа; Определение характера песни.
Определение вокального жанра.
б) работа над припевом, разучивание мелодической линии по фразам;
в) работа над кантиленой;
г) исполнение.
- Заключительная часть. Подведение итогов. Подведём итоги нашего занятия. Сегодня мы уделили внимание усовершенствованию голосового аппарата, работали над приёмами звукообразования и голосоведения в распевках и песнях. Познакомились с новыми понятиями. Назвать их. (понятие кантиленного пения; типы звуковедения legato и stakkato).
- Теперь я попрошу Вас ребята ,выбрать на столе листочки и украсить ими наше дерево настроения.
- Вот какое красивое дерево у нас получилось! Молодцы,ребята! Я благодарю всех за внимание.До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие для педагогов вокально-эстрадных объединений по теме «Вокальные упражнения»
В работе даются теоретические основы работы с вокалистом над вокальными упражнениями. Для педагогов не имеющих музыкального образования и опыта работы описывается методика работы над правильностью исп...
Методическое пособие для педагогов вокально-эстрадных объединений по теме «Вокальные упражнения»
В работе даются теоретические основы работы с вокалистом над вокальными упражнениями. Для педагогов не имеющих музыкального образования и опыта работы описывается методика работы над правильностью исп...
Методическое пособие для педагогов вокально-эстрадных объединений по теме «Вокальные упражнения»
В работе даются теоретические основы работы с вокалистом над вокальными упражнениями. Для педагогов не имеющих музыкального образования и опыта работы описывается методика работы над правильностью исп...
Методическое пособие для педагогов вокально-эстрадных объединений по теме «Вокальные упражнения»
В работе даются теоретические основы работы с вокалистом над вокальными упражнениями. Для педагогов не имеющих музыкального образования и опыта работы описывается методика работы над правильностью исп...
Вокальные упражнения. Постановка дыхания
Дыхание - основа звучания голоса. Редкий голос хорошо звучит без опоры на правильное дыхание. Так получается, что люди в жизни учатся практически всему - ходить, говорить, читать, водить автомобиль. П...
Вокальные упражнения. Постановка дыхания
Дыхание - основа звучания голоса. Редкий голос хорошо звучит без опоры на правильное дыхание. Так получается, что люди в жизни учатся практически всему - ходить, говорить, читать, водить автомобиль. П...
«Работа над певческим дыхание. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков»
Наглядный показ приемов укрепления певческого дыхания, вокальные упражнения (распевки) с помощью которых разогреваются мышцы и голосовой аппарат, отрабатываются вокально-технические навыки, кото...