Рабочая программа по Настольному теннису
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Родниковская средняя общеобразовательная школа
Согласовано Зам.по ВР ____________ Рудачев Е.С. «_____» __________2022г. | Утверждаю Директор МБОУ Родниковской СОШ ________ Юферева А.А. Приказ ________________ от «_____» __________2022г. |
«_____»_________________
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа физкультурно-спортивной направленности
"Настольный теннис"
Возраст обучающихся: 7 - 15 лет
Педагог дополнительного образования:
Мехнин Денис Евгеньевич
2022-2023
Пояснительная записка
Программа по настольному теннису разработана для учащихся от 7 до 15 лет на основе нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации, в том числе новым Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования и действующих образовательных программ по физической культуре для общеобразовательных учреждений. Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Общая характеристика учебного предмета
Настольный теннис в нашей стране завоевал популярность, как и во всём мире, и особенно среди детей, подростков и юношей. Наличие постоянной борьбы, которая ведётся с помощью естественных движений, сопровождающихся волевыми усилиями, оказывает самое разностороннее воздействие на психическую, физиологическую и двигательную функции человека. Выполняя большое количество разнообразных движений в различном темпе, направлениях, с различным напряжением, человек получает благотворное воздействие на внутренние органы и системы организма.
Постоянное изменение обстановки в процессе игры обусловливает высокую анализаторную деятельность человека и необходимость выбора решения. В процессе игры человек получает высокую эмоциональную нагрузку и испытывает большую радость и удовлетворение.
Всё это делает настольный теннис эффективным средством физического воспитания. Занятия настольным теннисом помогают учащимся повысить уровень своего физического развития и укрепить здоровье.
В рабочей программе представлены основные разделы спортивной подготовки. Особое внимание уделяется планированию, построению и контролю процесса спортивной подготовки.
Основополагающие принципы:
- Комплексность - предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля).
- Преемственность - определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям высшего спортивного мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей уровня физической и технико-тактической подготовленности.
- Вариативность - предусматривает, в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, включение в тренировочный план разнообразного набора тренировочных средств и изменения нагрузок для решения одной или нескольких задач спортивной подготовки.
Актуальность. Настольный теннис доступен всем, играют в него как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой увлекательной игры покоряют многих любителей.
Выбор спортивной игры – настольный теннис - определился популярностью ее в детской среде, доступностью, широкой распространенностью в городе, учебно-материальной базой школы и, естественно, подготовленностью самого учителя.
Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков снять физическое и эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале, посредством занятий настольным теннисом. Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и физического здоровья детей.
Программа включает модное направление в спорте. Настоящая программа способствует формированию у учащихся знаний и умений в области настольного тенниса, которая заняла прочную лидирующую позицию среди подавляющего большинства видов оздоровительных занятий
Педагогическая целесообразность. Создание необходимых условий, содействующих формированию потребности в здоровом образе жизни через внедрение технологии личностно-ориентированного обучения во внеурочной деятельности.
Занятия настольным теннисом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений, скоростно-силовых качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья а также формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищами. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости удара и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.
Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную активность и интерес к игре.
Эти особенности настольного тенниса создают благоприятные условия для воспитания у обучающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.
Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих установок, настольный теннис, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма.
В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования «Настольный теннис», направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма.
Педагогическая целесообразность - позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта.
Целью данной программы является создание условий для развития физических качеств, оздоровления и укрепления организма обучающихся посредством занятий настольным теннисом.
Задачи:
Обучающие:
- приобретение теоретических и методических знаний;
- овладение основными приёмами современной техники и тактики игр;
Развивающие:
- формирование жизненно важных двигательных навыков и умений, применение их в различных условиях;
- повышение спортивной квалификации.
Воспитывающие:
- воспитание привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями;
- воспитание у занимающихся нравственных и волевых качеств;
- воспитание высокоразвитых волевых качеств, умения преодолевать физические трудности при выполнении сложных упражнений;
- воспитание гигиенических навыков и привычек соблюдения режима труда и отдыха, ухода за своим телом, одеждой и пр.;
- воспитание правильных взаимоотношений между учениками, строящихся на основе общности интересов в освоении двигательных действий.
- воспитание дружбы и высоконравственных отношений между мальчиками и девочками.
Программа рассчитана на детей и подростков от 7 до 15 лет.
Количество учащихся в группах: 12 человек,
Учебно-тренировочная нагрузка - 2 раза в неделю по 1 часу.
Форма организации детей на занятии: групповая, игровая, индивидуально-игровая, в парах.
Форма проведения занятий: индивидуальное, практическое, комбинированное, соревновательное.
Форма и способы проверки результативности учебно-тренировочного процесса:
Основной показатель работы секции по настольному теннису - выполнение программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественно- качественных показателях технической, тактической, физической, интегральной, теоретической подготовленности, физического развития.
Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений. Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебно-тренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год.
В конце учебного года (в мае месяце) все учащиеся группы сдают по общей физической подготовке контрольно-переводные зачеты. Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.
Ожидаемые результаты
К концу 1 года обучения учащиеся:
Будут знать:
- будут знать, что систематические занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье;
- узнают, как правильно распределять свою физическую нагрузку;
- узнают правила игры в настольный теннис;
- правила охраны труда и поведения на занятиях и в повседневной жизни;
- Знать правила проведения соревнований;
Будут уметь:
- Провести специальную разминку для теннисиста
- Овладеют основами техники настольного тенниса;
- Овладеют основами судейства в теннисе;
- Смогут составить график соревнований в личном зачете и определить победителя;
Разовьют следующие качества:
- улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость;
- улучшат общую выносливость организма к продолжительным физическим нагрузкам;
- повысятся адаптивные возможности организма - противостояние условиям внешней среды стрессового характера;
- Разовьют коммуникабельность обучающихся в результате коллективных действий.
Содержание материала
Знания о физической культуре
Физическая культура в современном обществе. История развития настольного тенниса, и его роль в современном обществе. Оборудование и спортинвентарь для настольного тенниса. Правила безопасности игры. Правила соревнований.
Способы двигательной деятельности
Выбор ракетки и способы держания. Жесткий хват, мягкий хват, хват «пером». Разновидности хватки «пером», «малые клещи», «большие клещи».
Удары по мячу накатом. Удар по мячу с полулета, удар подрезкой, срезка, толчок.
Игра в ближней и дальней зонах. Вращение мяча.
Основные положения теннисиста. Исходные положения, выбор места. Способы перемещения. Шаги, прыжки, выпады, броски. Одношажные и двухшажные перемещения.
Подача (четыре группы подач: верхняя, боковая, нижняя и со смешанным вращением). Подачи: короткие и длинные. Подача накатом, удары слева, справа, контрнакат (с поступательным вращением). Удары: накатом с подрезанного мяча, накатом по короткому мячу, крученая «свеча» в броске.
Тактика одиночных игр.
Игра в защите.
Основные тактические комбинации.
При своей подаче: а) короткая подача; б) длинная подача. При подаче соперника: а) при длинной подаче — накат по прямой; 6) при короткой подаче — несильный кистевой накат в середину стола.
Применение подач с учетом атакующего и защищающего соперника.
Основы тренировки теннисиста. Специальная физическая подготовка. Упражнения с мячом и ракеткой. Вращение мяча в разных направлениях.
Тренировка двигательных реакций. Атакующие удары (имитационные упражнения) и в игре.
Передвижения у стола (скрестные и приставные шаги, выпады вперед, назад и в стороны).
Тренировка удара: накатом у стенки, удары на точность.
Игра у стола. Игровые комбинации. Подготовка к соревнованиям (разминка общая и игровая).
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Виды программного материала | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Теория | 8 | 8 | Просмотр выполненных игры. | |
2 | Общефизическая подготовка | 6 | 6 | Просмотр выполненных игры. | |
3 | Специальная физическая подготовка | 6 | 6 | Просмотр выполненных игры. | |
4 | Обучение техническим приёмам | 20 | 20 | Просмотр выполненных игры. | |
5 | Интегральная подготовка | 15 | 15 | Просмотр выполненных игры. | |
6 | Обучение тактическим действиям и двухсторонняя игра | 21 | 21 | Просмотр выполненных игры. | |
7 | Итого: | 76 |
Содержание учебного плана
Теория
Тема 1. Физическая культура и спорт в России. Состояние и развитие настольного тенниса в России.
Содержание: Понятие «физическая культура». Физическая культура как составная часть общей культуры. Значение физической культуры для укрепления здоровья, физического развития. Роль физической культуры в воспитании молодежи.
История развития настольного тенниса в мире и нашей стране. Достижения теннисистов России на мировой арене. Количество занимающихся в России и в мире.
Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена. Влияние физических упражнений на организм спортсмена.
Содержание: Мотивация к регулярным занятиям спортом. Спортивно-эстетическое воспитание. Воспитание чувства ответственности перед коллективом. Инициативность, самостоятельность и творческое отношение к тренировкам.
Понятия об утомлении и переутомлении. Причины утомления. Субъективные и объективные признаки утомления. Переутомление. Перенапряжение. Восстановительные мероприятия в спорте. Проведение восстановительных мероприятий после напряженных тренировочных нагрузок.
Гигиенические требования к занимающимся спортом. Профилактика заболеваемости травматизма в спорте.
Содержание: Понятия о гигиене. Гигиена тела. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Понятия о рациональном питании и общем расходе энергии. Гигиенические требования к питанию обучающихся. Значение витаминов и минеральных солей, их нормы. Режим питания. Пищевые отравления и их профилактика. Режим дня спортсмена. Значение сна, утренней гигиенической гимнастики для юного спортсмена. Вредные привычки – курение, употребление спиртных напитков. Профилактика вредных привычек.
Простудные заболевания у спортсменов. Причины и профилактика. Закаливание организма спортсмена. Предупреждение инфекционных заболеваний, источники инфекций и пути их распространения. Травматизм в процессе занятий настольным теннисом; оказание первой доврачебной помощи при несчастных случаях, приёмы искусственного дыхания, транспортировка пострадавшего. Профилактика спортивного травматизма. Временные ограничения и противопоказания к тренировочным занятиям и соревнованиям.
Основы техники и техническая подготовка
Содержание: Основные сведения о технике игры, о её значении для роста спортивного мастерства. Средства и методы технической подготовки. Классификация и анализ техники изучаемых приёмов игры.
Обучающиеся должны знать:
- Гигиенические требования к обучающимся
- Режим дня спортсмена
- Естественные основы по защите организма и профилактике заболеваний
- Историю развития настольного тенниса в России и терминологию избранной игры
Уметь:
- Составлять режим дня и руководствоваться им. Закалять свой организм
- Подготовить место для занятий
- Соблюдать технику безопасности на занятиях
- Оказать первую доврачебную помощь пострадавшему
- Проявлять стойкий интерес к занятиям
Общефизическая подготовка
- Строевые упражнения
- Упражнения для рук, кистей рук и плечевого пояса
- Упражнения для ног, стоп ног и тазобедренного сустава
- Упражнения для шеи и туловища
- Упражнения для всех групп мышц
- Упражнения для развития силы
- Упражнения для развития быстроты
- Упражнения для развития гибкости
- Упражнения для развития ловкости
- Упражнения типа «полоса препятствий»
- Упражнения для развития общей выносливости
Обучающиеся должны знать:
- Технику безопасности при выполнении упражнений (ОФП)
- Технику выполнения упражнений, последовательность, периодичность
Уметь:
- Выполнять строевые упражнения на месте и в движении
- Выполнять комплекс разминки самостоятельно
Специальная физическая подготовка
- Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести
- Упражнения для развития игровой ловкости
- Упражнения для развития специальной выносливости
- Упражнения для развития скоростно-силовых качеств
- Упражнения с отягощениями
Обучающиеся должны знать:
- Технику безопасности при выполнении упражнений (СФП)
- Технику выполнения упражнений, последовательность, периодичность
Уметь:
- Выполнять упражнения самостоятельно и при помощи партнёра,
- с изменением скорости, амплитуды, с отягощениями и без них.
- Развивать специальные способности (гибкость, быстроту, ловкость)
Интегральная подготовка
Основные технические приемы:
1.Исходные положения (стойки)
а) правосторонняя
б) нейтральная (основная)
в) левосторонняя
2.Способы передвижений
а) бесшажный
б) шаги
в) прыжки
г) рывки
3.Способы держания ракетки
а) вертикальная хватка-«пером»
б) горизонтальная хватка-«рукопожатие»
4. Подачи
а) по способу расположения игрока
б) по месту выполнения контакта ракетки с мячом
5. Технические приемы нижним вращением
а) срезка
б) подрезка
6. Технические приемы без вращения мяча
а) толчок
б) откидка
в) подставка
7. Технические приемы с верхним вращением
а) накат
б) топс- удар
Обучающиеся должны знать:
- Технику безопасности при выполнении технических упражнений
- Основные приёмы техники выполнения ударов.
Уметь:
- Выполнять эти технические элементы на учебно-тренировочных занятиях
- Соблюдать технику безопасности при выполнении технических элементов
Обучение тактическим действиям и двухсторонняя игра
Техника нападения.
Техники передвижения. Бесшажный способ передвижения(без переноса ОЦТ; с незначительным переносом ОЦТ; с полным переносом ОЦТ).Ш аги( одношажный, приставной, скрестный).Прыжки(с двух ног,с двух ног на одну, с одной ноги на другую). Рывки ( с правой ноги, с левой ноги, с поворотом туловища, с наклоном туловища)
Техники подачи. Подброс мяча..Траектория и направление полета мяча. Точки пересечения плоскостей вращения мяча .Прием подач. Формы распознавания подач соперника. Игра в нападении. Накат слева, справа.
Техника защиты.
Техники передвижения. Сочетание способов передвижения с техническими приемами игры в защите. Срезка,подрезка.
Обучающиеся должны знать:
Основные приёмы тактических действий в нападении и при противодействии в защите
Уметь:
- Выполнять элементы тактики на учебно-тренировочных занятиях
- Соблюдать технику безопасности при выполнении элементов тактики
Подвижные игры:
- на стимулирование двигательной активности обучающихся
- на разностороннее развитие и совершенствование основных движений детей
Эстафеты с элементами настольного тенниса (на развитие):
- скоростно-силовых качеств
- быстроты действий
- общей выносливости
- силы
- гибкости
- ловкости
- Игровые спарринги:
- 1 х 1, 1 х 2, 2 х 2
Обучающие должны знать:
- Технику безопасности при выполнении игровых упражнений
- Основные правила настольного тенниса
Уметь:
- Выполнять основные технические и тактические игровые приёмы
Календарно-тематическое планирование
№ уро ка | Дата проведения | Тема урока | Кол- во часов | Форма занятия | Форма контроля |
Физическая культура в современном обществе. | 1 | Изучение нового материала | Текущий | ||
История развития настольного тенниса, и его роль в современном обществе. | 1 | Изучение нового материала | Текущий | ||
Оборудование и спортинвентарь для настольного тенниса. | 1 | Изучение нового материала | Текущий | ||
Правила безопасности игры. Правила соревнований. | 1 | Изучение нового материала | Текущий | ||
Выбор ракетки и способы держания. | 1 | Изучение нового материала | Текущий | ||
Жесткий хват, мягкий хват, хват «пером». | 1 | Изучение нового материала | Текущий | ||
Разновидности хватки «пером», «малые клещи», «большие клещи». | 1 | Изучение нового материала | Текущий | ||
Удары по мячу накатом. | 1 | Совершенствование | Текущий | ||
Удар по мячу с полулета, удар подрезкой, срезка, толчок. | 1 | Совершенствование | Текущий | ||
Игра в ближней и дальней зонах. | 1 | Совершенствование | Текущий | ||
Вращение мяча. | 1 | Совершенствование | Текущий | ||
Основные положения теннисиста. | 1 | Совершенствование | Текущий | ||
Исходные положения, выбор места. | 1 | Совершенствование | Текущий | ||
Способы перемещения. Шаги, прыжки, выпады, броски. | 1 | Совершенствование | Текущий | ||
Одношажные и двухшажные перемещения. | 1 | Совершенствование | Текущий | ||
16-17 | Подача (четыре группы подач: верхняя, боковая, нижняя и со смешанным вращением). | 2 | Совершенствование | Текущий | |
18-19 | Подачи: короткие и длинные. | 2 | Совершенствование | Текущий | |
20-21 | Подача накатом, удары слева, справа, контрнакат (с поступательным вращением). | 2 | Совершенствование | Текущий | |
22-23 | Подача накатом, удары слева, справа, контрнакат (с поступательным вращением). | 2 | Совершенствование | Текущий | |
24-25 | Удары: накатом с подрезанного мяча, накатом по короткому мячу, крученая «свеча» в броске. | 2 | Совершенствование | Текущий | |
Тактика одиночных игр | 1 | Совершенствование | Текущий | ||
Игра в защите | 1 | Совершенствование | Текущий | ||
28-29 | Основные тактические комбинации. При своей подаче: а) короткая подача;б) длинная подача. | 2 | Совершенствование | Текущий | |
30-31 | Основные тактические комбинации При подаче соперника: а) при длинной подаче — накат по прямой; 6) при короткой подаче — несильный кистевой накат в середину стола. | 2 | Совершенствование | Текущий | |
32-33 | Применение подач с учетом атакующего и защищающего соперника. | 2 | Совершенствование | Текущий | |
34-35 | Основы тренировки теннисиста. Специальная физическая подготовка. | 2 | Совершенствование | Текущий | |
36-37 | Основы тренировки теннисиста. Специальная физическая подготовка. | 2 | Совершенствование | Текущий | |
38-39 | Упражнения с мячом и ракеткой. Вращение мяча в разных направлениях. | 2 | Совершенствование | Текущий | |
40-41 | Тренировка двигательных реакций. Атакующие удары (имитационные упражнения) и в игре. | 2 | Совершенствование | Текущий | |
42-44 | Передвижения у стола (скрестные и приставные шаги, выпады вперед, назад и в стороны). | 3 | Совершенствование | Текущий | |
45-47 | Тренировка удара: накатом у стенки, удары на точность. | 3 | Совершенствование | Текущий | |
48-60 | Тренировка удара: накатом у стенки, удары на точность. | 12 | Совершенствование | Текущий | |
Игра у стола. Игровые комбинации. | 1 | Совершенствование | Игра у стола | ||
Игра у стола. Игровые комбинации. | 1 | Совершенствование | Игра у стола | ||
Игра у стола. Игровые комбинации. | 1 | Совершенствование | Игра у стола | ||
64-66 | Соревнования | 1 | Совершенствование | Игра у стола | |
67-68 | Соревнования | 1 | Совершенствование | Игра у стола | |
69-70 | Соревнования | 1 | Совершенствование | Игра у стола |
Методическое обеспечение программы
- Методические рекомендации «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях МО в рамках введения ФГОС начального общего образования»
- Амелин А.Н., Современный настольный теннис. М.: ФиС, 2012 г.
- Барчукова Г., Настольный теннис. М, 2014 г.
- Байгулов Ю.П., Романин А.Н. Основы настольного тенниса. М.: ФиС, 2011.
- В.Д. Ковалёв, «Спортивные игры». Москва 2014 г.
- Иванов B.C., Теннис на столе. М, 2015 г.
- Физическая культура: Образовательная программа для учащихся начального и среднего профессионального образования.— Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр 2012 г.
Спортинвентарь: стол для настольного тенниса, ракетка, мяч, сетка,
Список использованной литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения . М.: Просвещение, 2011
- Примерные программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение, 2011
- Внеурочная деятельность школьников . Методический конструктор. М.: Просвещение2011
- Г.Б. Барчукова, В.А. Воробьев. Настольный теннис: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. М.: Советский спорт, 2014год.
- А.Н. Амелин. Современный настольный теннис. М.: Ф и С, 2012год.
- Ю.П.Байгулов. Основы настольного тенниса. М.: Ф и С, 2011год.
- О.В. Матыцин. Настольный теннис. Неизвестное об известном. М.: РГАФК,2014год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по настольному теннису
В рабочей программе представлены основные разделы спортивной подготовки теннисистов 1-го года обучения, изложенные на основе новейших данных в области теории физической культуры и спорта. Особое внима...
рабочая программа по настольному теннису
рабочая программа по настольному теннису 1-4 кл.,5-8 кл., 9-11кл....
Рабочая программа по настольному теннису
В рабочей программе представлены основные разделы спортивной подготовки теннисистов спортивно-оздоровительного этапа, изложенные на основе новейших данных в области теории физической культуры и с...
Рабочая программа по настольному теннису
Рабочая программа по настольному теннису в 8-11 классах...
Рабочая программа секции "Настольный теннис"
Содержание...
Рабочая программа по настольному теннису 3 года обучения
Рабочая программа по настольному теннису...
Рабочая программа секции "Настольный теннис"
Рабочая программа секции "Настольный теннис"...