Конспект
план-конспект занятия (8 класс)
МАСТЕР - КЛАСС
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕНЫМИ ВОЗДЕЙСТВИЕМ ЗДОРОВЬЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 38.06 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР - КЛАСС
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕНЫМИ ВОЗДЕЙСТВИЕМ ЗДОРОВЬЯ
Разработчик:
учитель коррекционного класса
МБОУ «Чернореченская СОш №1»
Конькова Надежда Васильевна
п. Новочернореченский 2023
«Мастер – класс»
Цель: создание условий для обогащения профессионального опыта учителей школы по использованию сюжетно-ролевой игры в формировании умений детей ОВЗ взаимодействовать со сверстниками через организацию мастер-класса.
Задачи:
1. Систематизировать теоретический материал по вопросам формирования умений детей ОВЗ взаимодействовать со сверстниками;
2. Ознакомить педагогов с последовательностью развития сюжетно-ролевой игры в формировании умений детей ОВЗ взаимодействовать со сверстниками используя схематическую модель развития игры.
3. Практическая отработка проведения сюжетно-ролевой игры по формированию умений детей ОВЗ взаимодействовать со сверстниками.
Ход мероприятия
Уважаемые коллеги, добрый день!
Сегодня мы будем говорить о важности формирования такой способности школьников коррекционного класса как умение взаимодействовать со сверстниками, что является одним из целевых ориентиров ФГОС.
Взаимодействие детей в школе коррекционного класса – это сложный процесс непосредственных и опосредованных взаимных воздействий детей друг на друга, в результате которых происходят изменения в поведении, интеллекте и личности каждого ребенка.
Взаимодействие школьника коррекционного класса со сверстниками представляет собой информационное и предметное общение, в процессе которого формируется и реализуется любые взаимоотношения. Эффективности такого взаимодействия способствует эмоциональный контакт и удовлетворение потребности во взаимодействии.
Мы полагаем, что работа учителя в коррекционном классе по созданию условий для создания такого целевого ориентира как умение школьника ОВЗ продуктивно взаимодействовать друг с другом наиболее целесообразно в процессе организации сюжетно-ролевой игры, так как в ходе сюжетно-ролевой игры дети учатся вести диалог, отстаивать свое мнение, соотносить свои желания, стремления с интересами других – то есть им приходится активно взаимодействовать. Кроме того, дети ОВЗ любят играть в сюжетно-ролевые игры.
Мы предлагаем вам принять участие в сюжетно-ролевой игре «Кафе», которую впоследствии вы сможете организовать со своими школьниками.
Уважаемые педагоги! На примере сюжетно – ролевой игры «Кафе» я бы хотела вам показать, как данная игра способствует формированию умений взаимодействовать.
Первое с чего мы начинаем проведение игры, это с цели, цель должна стать нашим результатом. Например: цель должна звучать таким образом: создание условий для формирования умений взаимодействовать со сверстниками через сюжетно – ролевую игру «Кафе». Далее, мы определяем задачи, которые нам необходимо решить. В игре «Кафе» мною были определены следующие задачи:
- Задачи:
1. Способствовать формированию умений у учащихся с ОВЗ подготавливать обстановку для проведения игры.
2. Способствовать формированию взаимодействия учащихся с ОВЗ друг с другом используя ролевые диалоги в сюжетно - ролевой игре «Кафе».
3. Обогащать представление учащихся с ОВЗ о культуре поведения в общественных местах, используя вежливые слова: «Здравствуйте», «Спасибо», «До свидание».
Далее, у нас следует игровой замысел – мы определяем тему игры, во что и как будут играть учащиеся с ОВЗ.
Мы распределяем роли: в игре «Кафе» за основу были взяты следующие игровые роли: повар, официант и посетители. Количество ролей должно соответствовать количеству детей в классе. Учащимся необходимо дать возможность самим распределить роли, чтобы учащиеся взаимодействовали между собой, если же у учащихся не получается самостоятельно распределить роли, можно использовать карточки.
Роли распределены, мы вместе с учащимися приступаем к оснащению предметно – пространственной среды для игры, нами был использован игровой набор в виде ламинированных картинок ручной работы. включающий в себя: посуду, продукты, меню, бытовую технику.
Теперь приступаем к самому сюжету игры: учащиеся в роли посетителя приходят в кафе, обязательно приветствуют обслуживающий персонал, заказывают, согласно меню блюда, ребенок в роли официанта – приветствует посетителя, подает меню и принимает заказ, далее официант отдает заказ повару, повар готовит блюдо, приготовленное блюдо официант относит посетителю, после того как посетитель поел, он обязательно должен сказать «спасибо», а перед уходом «до свидание».
Уважаемые педагоги, не забывайте, что игра должна заканчиваться рефлексией. Рефлексия включает в себя задания, беседу, обсуждение, направленное на достижение цели и решению соответствующих задач.
Мы проиграли с вами игру. А теперь дорогие педагоги, я прошу вас сгруппироваться и пройти к столам. Я для вас приготовила данные схемы, но пустые. Каждой команде выдаются листы, педагоги должны договориться между собой, какую игру они выберут, составят план основываясь на образец схематической модели развития сюжетно – ролевой игры и опишут ее, время выполнения 5-7 мин. Каким образом, вы оформите свою сюжетно- ролевую игру, вы должны решить сами, но цель сюжетно – ролевой игры у всех будет одна. После выполнения задания, я предлагаю командам представить свою сюжетно - ролевую игру по поданной схеме.
Рефлексия:
- Как вы считаете, действительно ли сюжетно-ролевая игра способствует формированию умений взаимодействовать?
- Сложным ли для вас оказалось данное задание?
- Какие знания или умения вы получили на данном мастер – классе?
- Будите ли вы использовать данную модель в организации своих игр?
- Что на ваш взгляд можно включить в данную модель?
Самоанализ мероприятия «Мастер – класс»
Тема: Использование сюжетно-ролевой игры в формировании умений детей ОВЗ взаимодействовать со сверстниками.
I. Общие сведения
1. Педагогический совет в форме мастер - класса.
Форма организации: групповая.
Продолжительность мастер-класса: 20 минут.
Возрастная категория: 8 класс
Дата проведения: 21.02.23г.
Мероприятие провела : учитель коррекционного класса Конькова Надежда Васильевна
Цель мероприятия: создание условий для обогащения профессионального опыта учителям школы по использованию сюжетно-ролевой игры в формировании умений детей с ОВЗ взаимодействовать со сверстниками через организацию мастер-класса.
Мероприятие направлено на решение таких задач:
1. Систематизировать теоретический материал по вопросам формирования умений детей ОВЗ взаимодействовать со сверстниками;
2. Ознакомить педагогов с последовательностью развития сюжетно-ролевой игры в формировании умений детей с ОВЗ взаимодействовать со сверстниками используя схематическую модель развития игры.
3. Практическая отработка проведения сюжетно-ролевой игры по формированию умений детей с ОВЗ взаимодействовать со сверстниками.
В результате проведенного мастер-класса цель была достигнута с помощью следующих методов и приемов: словесные (беседа), практические (сюжетно – ролевая игра, а так же составление и описание сюжетно - ролевой игры по схематической модели. Приемы (создание игровой обстановки, вопросы, показ образца действия).
Психологическое обоснование выбора данного вида и содержания деятельности:
Данный вид деятельности позволяет нам поделиться своим педагогическим опытом с участниками образовательного процесса, для того чтобы участники могли использовать данную мной схематическую модель развития сюжетно – ролевых игр в своей работе.
II. Анализ подготовки мероприятия
Организатором данного «Мастер класса» была учитель коррекционного класса Конькова Надежда Васильевна.
Мероприятие готовилось следующим образом: подбирался необходимый материал для оснащения предметно – пространственной среды для проведения сюжетно – ролевой игры, составлялся конспект.
Методика подготовки мероприятия: мероприятие планировалось заранее, тщательно обдумывался сценарий «Мастер – класса». В завершении мероприятия была проведена рефлексия, где участники оценили данную работу.
III. Ход мероприятия
Перед участниками данного мероприятия была раскрыта цель и задачи предстоящей деятельности в полном объёме. Работа проходила содержательно, интересно и организовано. В ходе «Мастер – класса, участники с интересом играли в сюжетно – ролевую игру «Кафе», отвечали на поставленные вопросы, самостоятельно распределяли роли, с интересом проигрывали сюжет.
Мастер-класс состоял из двух частей:
Первая часть – теоретическая. Вниманию коллег было представлено сообщение по использованию сюжетно – ролевой игры для формирования умений детей с ОВЗ взаимодействовать со сверстниками, где я рассказала коллегам об актуальности данной темы в образовательной области. Мною была запланирована подача данной информации в устной форме, потому что следующий этап работы был представлен - практический, заключающийся в проигрывании сюжетно – ролевой игры «Кафе». Для ознакомления с опытом работы вниманию педагогов была представлена последовательная схематическая модель развития сюжетно – ролевой игры способствующей формированию взаимодействия детей в системе ребенок – ребенок.
С целью заинтересовать участников в создании своей модели сюжетно – ролевой игры, мною было предложено поиграть в игру и выполнить задание, по описанию своей выбранной игры опираясь на мною составленную схематическую модель развития игры. Данная схематическая модель дает возможность каждому участнику самостоятельно составить и описать игру таким образом, чтобы она способствовала формированию умений взаимодействовать детям друг с другом. Думаю, что мне удалось достичь своей поставленной цели, так как участники с увлечением играли в сюжетно – ролевую игру, взаимодействовали между собой и выполняли предложенные задания.
В практической части мною была представлена пошаговая схематическая модель развития игры по формированию умений взаимодействовать детей друг с другом, на примере сюжетно – ролевой игры «Кафе» Работа по составлению игры по схематической модели была организована по желанию участников. Участники попробовали самостоятельно освоить приемы работы по созданию своей выбранной сюжетно – ролевой игры.
IV. Общая оценка воспитательного мероприятия
Делая выводы, я могу отметить то, что в процессе «Мастер класса» мои взаимоотношения со слушателями носили характер сотрудничества и взаимопонимания. Занятие проходило в организованной и доброжелательной обстановке. Все поставленные задачи удалось реализовать.
Тема мастер-класса дала участникам возможность узнать новое, побывать в роли детей и по данной схематической модели создать и описать свою сюжетно – ролевую игру, которая будет способствовать формированию умений у детей взаимодействовать друг с другом. Этапы мастер-класса имели логическую последовательность. Психологическая атмосфера была доброжелательной. Практическая часть прошла на позитиве, все справились с заданием на отлично. В целом, мне мастер - класс понравился, результатом я довольна. Я, надеюсь, что участники заинтересовались моей темой, и будут использовать мой материал в своей работе.
Таким образом, задачи мною решены, цель достигнута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...