Конкурсный урок
методическая разработка (5 класс)

Шатохина Елена Леонидовна

Данное занятие направлено на развитие познавательной активности обучающихся, т.к. в ходе изучения нового материала, обучающиеся знакомятся с новыми понятиями, с помощью практической работы, делают соответствующие выводы. Данные понятия являются обязательными для изучения в школьном курсе математики. Это занятие развивает интерес и положительную мотивацию к процессу изучения предмета математики, ребенок выступает в роли исследователя, первооткрывателя. Занятие на уровне знаний пятиклассника позволяет раскрыть перед ребенком математические понятия в более простой и доступной форме.

Данное занятие развивает творчество детей, т.к. ставит ребёнка в такую ситуацию, когда он вынужден создавать, что-то новое, своё. Большую роль при подготовке и проведении занятия играет использование компьютера в целях наглядности и технической реализации оформления итогов исследований обучающихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по математике 688.98 КБ
PDF icon Презентация к уроку1.99 МБ
Файл рабочий лист179.92 КБ
Файл буклет2.46 МБ

Предварительный просмотр:

Конкурсный урок

муниципального этапа Всероссийского конкурса

pelikan1

Аннотация урока: Данное занятие направлено на развитие познавательной активности обучающихся, т.к. в ходе изучения нового материала, обучающиеся знакомятся с новыми понятиями, с помощью практической работы, делают соответствующие выводы. Данные понятия являются обязательными для изучения в школьном курсе математики. Это занятие развивает интерес и положительную мотивацию к процессу изучения предмета математики, ребенок выступает в роли исследователя, первооткрывателя. Занятие на уровне знаний пятиклассника позволяет раскрыть перед ребенком математические понятия в более простой и доступной форме.

Данное занятие развивает творчество детей, т.к. ставит ребёнка в такую ситуацию, когда он вынужден создавать, что-то новое, своё. Большую роль при подготовке и проведении занятия играет использование компьютера в целях наглядности и технической реализации оформления итогов исследований обучающихся.

Предмет: Математика

Класс: 5 класс

Тема урока: Треугольник и его виды.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы занятия: словесная, наглядная, практические, проблемный.

Цели урока: - вспомнить, что такое треугольник, его элементы;

- рассмотреть различные виды треугольников;

- научить определять вид треугольника;

- научить строить различные треугольники.

Задачи урока:

- Исследовать свойства треугольников

- Научиться определять виды треугольников

- Научиться работать с чертёжным инструментом.

Формируемые результаты

Предметные: научить обучающихся классифицировать треугольники по видам их углов и по количеству равных сторон.

Личностные: вызвать интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения, формировать умение работать в коллективе и находить согласованные решения.

Метапредметные: 

создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.

Познавательные УУД: формировать умение по использованию математических знаний для решения математических задач и оценки полученных результатов.

Регулятивные УУД: формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты.

Коммуникативные УУД: формирование умений совместно с другими детьми в группе сверять полученные результаты с образцом;

формирование умений оформлять свои мысли в устной форме, умения работать в группе, в диалоге в процессе поиска решения и формирования ответов на вопросы урока.

Планируемые результаты: обучающиеся научаться классифицировать треугольники по видам их углов и по количеству равных сторон и изображать треугольники.

Основные понятия: Треугольник, остроугольный треугольник, прямоугольный треугольник, тупоугольный треугольник, равнобедренный треугольник, равносторонний треугольник, правильный треугольник, разносторонний треугольник.

План урока:

I.        Организационный момент. Этап мотивации к учебной деятельности. (2 мин).

II.        Актуализация знаний. Определение темы занятия (3 мин).

  1. Постановка цели. Постановка учебной задачи ( 2 мин)
  2. Формирование новых знаний и способов действия (8 мин)
  3. Первичная проверка понимания материала (5мин).
  4.  Физкультминутка (2 мин)
  5. Первичное закрепление новых знаний (5мин)
  6.  Включение новых знаний в систему знаний. Контроль усвоения (5 мин)
  7. Домашнее задание (3 мин)
  8. Итоги занятия (2 мин).
  9. Рефлексия учащихся (3 мин).

Ход урока

1. Организационный момент. Этап мотивации к учебной деятельности

Слайд 1 Здравствуйте, ребята. Здравствуйте гости нашего урока. Меня зовут Елена Леонидовна, я учитель математики Кривицко-Будской ООШ.

Слайд 2

- Девочки, мальчики какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?

- Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.

- Пожелайте друг другу удачного урока. Улыбнитесь друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке

2. Актуализация знаний. Определение темы занятий.  Слайд 3

Устная работа на повторение пройденного материала, фронтальная работа                  https://avatars.mds.yandex.net/i?id=b3e4b56068e9cf0cf7fa1cbf873c4f1e35de983f-8183963-images-thumbs&n=13

Какие фигура изображены на слайде? (многоугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат)

- В чём их различие?

- В чём их сходство?                                                                                

- Какие элементы есть у многоугольника? ( вершины, стороны, углы)

- Какая фигура лишняя?

3. Постановка цели. Постановка учебной задачи.  Слайд 4

- Давайте ненадолго отправимся в путешествие. https://avatars.mds.yandex.net/i?id=438b1b79c809ee9a29901d53db5ad8d91a320ab3-8331517-images-thumbs&n=13

В Атлантическом океане есть самое ужасное место, по форме напоминающее геометрическую фигуру, о которой мы сегодня будем говорить. Это место, расположено между Бермудскими островами, государством Пуэрто-Рико, полуостровом Флорида. Загадочность этого места заключается в том, что в нём бесследно исчезают корабли и самолёты, и никто не может найти этому объяснение.

- Кто догадался, какой геометрической фигуре посвятим наш урок?

- Треугольнику.

- Тема нашего урока «Треугольник» Слайд 5.

Действительно, говорила я о «Бермудском треугольнике» («Дьявольским треугольником», треугольником проклятых») запишите тему урока в тетрадь.  

 

Чем будем заниматься сегодня на уроке?  (мы будем изучать и строить треугольники)

Какова цель нашего урока? (Цель урока: рассмотреть различные виды треугольников; научить определять вид треугольника; научить строить различные треугольники) Слайд 6.

4. Формирование новых знаний и способов действия

Сегодня мы будем в роли исследователей. Вот мы и займемся выведением новых знаний

Исследовательская работа 1. Слайд 7.

1) отметьте три точки, лежащие на одной прямой

2) последовательно соедините их отрезками ( т.е. не прерывно, следуя один за другим)

3) получился треугольник?

4) отметьте три точки не лежащие на одной прямой

5) последовательно соедините эти точки

6) получился треугольник?

Слайд 8. Сделайте вывод: Треугольник – это … (геометрическая фигура состоящая из трёх точек, не лежащих на одной прямой, и трёх соединяющих их отрезков.

Вместо слова «треугольник» употребляют знак ∆. Запишем ∆АВС.

Ребята как называются эти три точки, не лежащие на одной прямой. (вершины)

А как называются отрезки соединяющие эти вершины? (стороны)

Сколько их? Всегда их три?

Запишем в тетради названия сторон: АВ. АС. ВС.

Что еще есть у треугольника? (три угла)

Вывод: три стороны, три вершины, три угла – всё это называют элементы треугольника.

Слайд 9.    Исследовательская работа 2

А теперь рассмотрим свойства треугольника:

У вас в руках листочек бумаги формы четырёхугольника. Не меняя длины сторон, можете ли вы изменить его форму? (Да).

А если взять треугольник? Попробуйте.

Слайд 10   Треугольник – «жесткая» фигура. Если заданы три его стороны, то форму треугольника уже изменить не нельзя, не разрушив его. Это свойство широко используется на практике.

1- делая садовую калитку обязательно прибивают планку(доску), иногда две планки, чтобы получить треугольники. Это придаёт калитке прочность, иначе е перекосит.

2- стропила зданий имеют вид треугольника. Это придаёт крепость и устойчивость.

3- при строительстве любых мостов в их конструкциях также присутствуют треугольники

Исследовательская работа 3

Слайд 11

- Ребята, где в жизни мы встречаемся с такой геометрической фигурой как треугольник?

 (проводят коллективное исследование)

C:\Users\admin\Desktop\49e06a376b21f275e1387fa6056b1e2f.jpg

На этом занятии мы откроем и узнаем много нового и интересного. А сейчас мы вытащим из тайников памяти кое-что ценное которое пригодится нам сегодня на уроке. А для этого проведем маленький устный опрос. Слайд 12

Какие геометрические фигуры изображены на рисунке ( углы)

Что такое угол?

Какие виды углов вы знаете?

Определите вид угла, изображённого на рисунке

https://matem1234.ru/wp-content/uploads/2020/04/12-2.jpg     

Слайд 13  На доске изображены различные треугольники                  

В чем они схожи, чем отличаются друг от друга? (цветом, размером, формой)

Разбейте их на группы

Сколько групп у вас получилось? три

По какому признаку вы это делаете?  ( по углам или по сторонам)

Как вы считаете можно ли эти треугольники объединить в другие группы?

По какому признаку это можно сделать? ( по форме , размеру)

Давайте посмотрим на углы у изображенных треугольников. Что можно о них сказать? ( у треугольника углы острые, тупые, и прямые)

Как вы думаете, мы могли бы различать треугольники по виду их углов? (да)

Есть ли на рисунке треугольники все углы у которых острые? (есть)

 Как вы бы назвали такие треугольники? (остроугольные)

Посмотрите на оставшиеся треугольники, что вы можете заметить в этих треугольниках? (у треугольника есть прямой или тупой угол)

Как бы вы назвали такие треугольники? (прямоугольные, тупоугольные)

Слайд 14.  Задание 1. Начертите в тетради три угла – острый, прямой, тупой. А сейчас представьте, что вы волшебники. Ваша волшебная палочка – карандаш. Получите из углов треугольники. Давайте попробуем дать этим треугольникам название.

Давайте сформируем определения: Слайд 15  

  1. Если все углы треугольника острые, то его называют остроугольным треугольником
  2. Если один из углов треугольника прямой, то его называют прямоугольным треугольником.
  3. Если один из углов треугольника тупой, то его называют тупоугольным треугольником  

Познакомимся со второй группой треугольников и попробуем выяснить, по какому признаку её можно выделить. Перед вами (Рабочий лист) задание 1 с изображением различных треугольников. (карточки с изображением равностороннего, равнобедренного, разностороннего треугольника).

Слайд 16 https://fsd.intolimp.org/html/2017/02/09/i_589c684f4cbcf/img_phpAqANVq_vidy-treugolnikov_1.jpg 

 Ваша задача выполнить следующие действия (слайд с алгоритмом действий)

2. Измерь стороны треугольника

3. Запиши результаты измерений в тетрадь.

4. Сделайте вывод. Что интересного вы видите?

Давайте попробуем дать названия этим треугольникам.

- Как можно назвать треугольник, у которого все стороны равны? (Равносторонний)

- Как можно назвать треугольник, у которого все стороны разные? (Разносторонний)

- Как можно назвать треугольник, у которого все две стороны равны? (Равнобедренный)

У нас появилась еще одна группа. По какому признаку она определилась? ( по числу сторон)

Слайд 17 Вывод: Определение треугольников (равносторонний, равнобедренный, разносторонний)

Теперь всё большое семейство треугольников можно разделить на две группы.

От величины угла – тупоугольный, прямоугольный, остроугольный

От числа сторон – разносторонний, равнобедренный, равносторонний.

Слайд 18

5. Первичная проверка понимания материала Слайд 19

Рабочий лист . Задание №2. Элементы треугольника

Подберите правильные названия к элементам треугольника:

Стороны треугольника

Вершины треугольника

АО

АВ

ВО

А

В

О

 https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7734/20200110173757/OEBPS/objects/m_math_5_28_4/5d42ec40916c2988188051fa.jpg 

Задание №3. Определите вид треугольника в зависимости от вида его углов и количества сторон.

  1. http://fb.ru/misc/i/gallery/10699/353690.jpg   2.  http://tofmal.ru/projects/trigan/pic/page2/prtr.png 3.  http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/610982/img3.jpg
  1. http://otvet.imgsmail.ru/download/79ce538a2bb30e3b775e9de15b0dab2f_i-1082.jpg   5.

Ответ: 1. Остроугольный и равносторонний

  1. Прямоугольный и разносторонний
  2. Остроугольный и равнобедренный
  3. Тупоугольный и равнобедренный
  4. Прямоугольный и равнобедренный

Задание 4. Сколько всего треугольников на рисунке? Какие виды треугольников имеются на рисунке? (16.  Прямоугольные, равнобедренные)

Задание Рабочий лист № 4, каждый ученик работает индивидуально. Затем задания обсуждаются вместе с классом. (Проверка с помощью слайда21)

Проверьте свою работу. Слайд 20

6. Физкультминутка  Слайд 21 

Давайте немножко отдохнем

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=2217ff9e7e56c2aaecfb26f442d8e591a2c1d58c-6846484-images-thumbs&n=13

 7. Первичное закрепление изученного материала (10 мин).

 Молодцы, все хорошо поработали! Пересядьте на свои места. Сейчас мы немного отдохнем и послушаем сказку-вопрос.

Текст сказки перед каждым учащимся на столе.

Сказка-вопрос Слайд 22

Собрались представители всех видов треугольников на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе своего короля. Долго спорили и никак не могли прийти к единому мнению. И вот один старый треугольник сказал: «Давайте отправимся все в царство треугольников. Кто придет первым, тот и будет королем». Все согласились. Рано утром отправились все в далекое путешествие. На пути путешественников повстречалась река, которая сказала: «Переплывут меня только те, у кого все углы острые». Часть треугольников остались на берегу, остальные благополучно переплыли и отправились дальше. На пути им встретилась высокая гора, которая сказала, что даст пройти только тем, у кого хотя бы две стороны равны. Преодолевшие второе препятствие продолжили путь. Дошли до большого обрыва, где был узкий мост. Мост сказал, что пропустит тех, у которого все стороны равны. По мосту прошел только один треугольник, который первым добрался до царства и был провозглашен королем.

Вопросы:

  1. Кто стал королем? (равносторонний остроугольный)
  2. Кто был основным соперником? (равнобедренный)

2. Кто первым вышел из соревнования? ( тупоугольный)

8. Включение новых знаний в систему знаний.  Контроль и самопроверка знаний. Слайд 23

Самостоятельная работа со взаимопроверкой

Задание 1. Верны ли утверждения?

1.остроугольный треугольник – это треугольник, у которого все углы острые;         да

2.тупоугольный треугольник – это треугольник, у которого есть тупой угол;            да

3.прямоугольный треугольник – это треугольник, у которого все углы прямые;        нет

4.периметр треугольника – это сумма длин всех его сторон                                           да

5.равнобедренный треугольник – это треугольник, у которого все стороны равны    нет

6.тупоугольный треугольник – это треугольник, у которого все углы тупые;             нет

7.треугольник, у которого все три стороны разные, называется разносторонний       да

10. Итоги занятия Слайд 24

Оцените, пожалуйста, себя, как вы занимались на уроке, для этого:

1.  Посчитайте в рабочих листах количество «+»

«5» - 7  верных ответов

«4» - 6 верных ответов

«3» - 5-4 верных ответов

2. Нарисуйте в тетрадях (звёздочка – «5», квадрат – «4», треугольник – «3», круг – «плохо»).

11. Домашнее задание Слайд 25

1. Домашнее задание будет интересным и потребует от вас фантазии и воображения. По вашему желанию вы можете сочинить рассказ, сказку или стихотворение о треугольниках или из различных видов треугольников составить картинку: это
может быть животное или геометрический рисунок.

2. Рабочий лист по математике. Выполнить приведенные в файлах задания

12. Рефлексия учащихся Слайд 26

        

  • Какую задачу мы ставили?
  • Удалось ли решить поставленную задачу?
  • Где можно применить новое знание?
  • Что на уроке у вас хорошо получилось?
  • Над чем ещё надо поработать?
  • Вот и подошёл к концу наш урок математики.

Урок окончен. Спасибо за внимание. Слайд 27


hello_html_m3f198c8.gif

Разносторонний

Равнобедренный

Равносторонний

Остроугольный

да

да

да

Тупоугольный

да

да

нет

Прямоугольный

да

да

нет


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

РАБОЧИЙ ЛИСТ ПО МАТЕМАТИКЕ

Фамилия, имя: ________________________________________________ Класс _______

 Тема: Треугольники и его виды

Задание № 1

 

  • Измерь стороны треугольника
  • Запиши результаты измерений.
  • Сделайте вывод.
Задание №2. Элементы треугольника

Подберите правильные названия к элементам треугольника:

Стороны треугольника

Вершины треугольника

 https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7734/20200110173757/OEBPS/objects/m_math_5_28_4/5d42ec40916c2988188051fa.jpg 

C:\Users\admin\Desktop\урок 5 класс треугольники\triangle-classification-1-thumb.png

Самостоятельная работа со взаимопроверкой

Задание №3. Определите вид треугольника в зависимости от вида его углов и количества сторон.

  1. http://fb.ru/misc/i/gallery/10699/353690.jpg   2.  http://tofmal.ru/projects/trigan/pic/page2/prtr.png 3.  http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/610982/img3.jpg
  1. http://otvet.imgsmail.ru/download/79ce538a2bb30e3b775e9de15b0dab2f_i-1082.jpg   5.

Ответ: 1. _______________________________________________

  1. __________________________________________________
  2. ____________________________________________________
  3. ________________________________________________
  4. __________________________________________________

Задание 4. Верны ли утверждения?

1. Остроугольный треугольник – это треугольник, у которого все углы острые       ____________

2. Тупоугольный треугольник – это треугольник, у которого есть тупой угол          _________

3. Прямоугольный треугольник – это треугольник, у которого все углы прямые;       _______

4. Периметр треугольника – это сумма длин всех его сторон                                           _______

5. Равнобедренный треугольник – это треугольник, у которого все стороны равны    ________

6. Тупоугольный треугольник – это треугольник, у которого все углы тупые;             _________

7. Треугольник, у которого все три стороны разные, называется разносторонний       _________

Сказка-вопрос

Собрались представители всех видов треугольников на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе своего короля. Долго спорили и никак не могли прийти к единому мнению. И вот один старый треугольник сказал: «Давайте отправимся все в царство треугольников. Кто придет первым, тот и будет королем». Все согласились. Рано утром отправились все в далекое путешествие. На пути путешественников повстречалась река, которая сказала: «Переплывут меня только те, у кого все углы острые». Часть треугольников остались на берегу, остальные благополучно переплыли и отправились дальше. На пути им встретилась высокая гора, которая сказала, что даст пройти только тем, у кого хотя бы две стороны равны. Преодолевшие второе препятствие продолжили путь. Дошли до большого обрыва, где был узкий мост. Мост сказал, что пропустит тех, у которого все стороны равны. По мосту прошел только один треугольник, который первым добрался до царства и был провозглашен королем.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсный урок музыки в 5 классе по теме: "В чём сила музыки" и анализ урока

Данный урок проводился на районном  конкурсе "Учитель года". Урок проводился по методу художественно-педагогической драматургии. В анализе чётко и подробно описано строение урока, а также все при...

Конкурсный урок литературы «Урок милосердия» по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор»

Технологическая карта урока литературы  «Урок милосердия»  по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор»...

Конкурсный урок по геометрии по теме "Правильные многоугольники". Конспект урока. Презентации.

Конспект урока с использованием групповых технологий, метода проектов, практической работы, межпредметных связей....

Разработка конкурсного урока: "Времен связывающая нить :урок в школьном музее. Обобщающий урок по Великой Отечественной войне.

Конкурсная работа по Великой Отечественной войне: "Времен связывающая нить: урок в школьном музее". Урок проходит на базе школьного музея "Отечество" (музей Великой Отечественной войны) в форме брейн-...

Конкурсный урок регионального этапа конкурса «Мой лучший урок» Тема: «Женские образы в литературе и в живописи»

Урок прекрасного. (Урок развития речи) «Женская красота в русской литературе и живописи»...

Конкурсный урок "Лучший специалист в системе физического воспитания Калужской области" конспект урока по физической культуре в 10 классе

Тема урока: Развитие физических (двигательных) качеств  на уроке физической культуры в 10 классе, с использованием  здоровьесберегающих и информационных технологий....