Развитие способностей обучающихся
методическая разработка
Программа развития творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_tvorcheskih_sposobnostey_obuchayushchihsya.doc | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
смоленское областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Рославльский многопрофильный колледж»
Программа развития творческих способностей
обучающихся на уроках русского языка и литературы
Разработала преподаватель
русского языка и литературы
Дюбанова Н.В.
Рассмотрена на заседании ПЦК
общих гуманитарных
и социально-экономических дисциплин
Протокол № 2 от 24 октября 2019 года
Председатель ПЦК ____ (Дюбанова Н.В.)
Содержание
Введение с.3
Основная часть с.4-15
- Психологическое обоснование с.4-6
- Методико-педагогическое обоснование с.7-9
III. Описание системы работы:
1) диагностика;
2) планирование работы педагога по развитию творческих способностей обучающихся;
3) система работы по развитию творческих способностей. с.10-15
Заключение с.16
Список литературы с.17
Введение
В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Но часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению стандартных приёмов действия, типовых способов решения заданий. Это убивает интерес к обучению.
Задача учителя, преподавателя, на мой взгляд, состоит не только в том, чтобы дать обучающимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого, то есть раскрыть качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. На это направлены те упражнения, которые я предлагаю обучающимся на уроках (в том числе по развитию речи) и во время внеклассных мероприятий. Современное общество предъявляет по отношению к своим гражданам требование овладения навыками творческого мышления. Творчество перестает быть уделом единиц. Я должна реагировать на меняющиеся условия. Развитие творческих способностей обучающихся и воспитание активной личности – первостепенная задача современного образования.
В настоящее время педагоги все чаще обращают внимание на проблему развития творческих способностей. Следовательно, сегодня она является одной из наиболее актуальных.
Актуальность
В опыте разрешаются противоречия:
- между наличием негативно-пассивного отношения к предмету и необходимостью осознания значимости занятий;
- между системой знаний, умений и навыков, полученных обучающимися, и неспособностью применить их в нестандартной ситуации;
- между ориентацией нового содержания на развитие творческих способностей обучающихся и традиционными методами и формами, ориентированными на передачу готовых знаний.
Основная часть
I. Психологическое обоснование.
Обоснование предложенной системы работы можно найти в трудах психологов: Л.С.Выготского, Н.Бердяева, В.М.Теплова, А.Н.Лука, Я.А.Пономарева, В.Д.Шадрикова, Д.Б.Богоявленской, М.Е. Богоявленской, М.А.Холодной и других. Творчество – далеко не новый предмет для изучения.
В своей работе я придерживаюсь многоаспектного подхода к определению творчества: творчество – это и процесс, и продукт деятельности, и личностное качество, и среда, создающая условия для развития творческих способностей.
Все теории творчества, отличаясь по сути, пропагандируют одну основную идею: творчеству обучать можно и нужно, необходимо развивать творческие способности.
Что же такое способности? Сегодня способности понимаются психологами как свойства или качества индивидуальности, обусловливающие успешность деятельности или овладения ею, как индивидуальные качества, отличающие одного человека от другого и проявляющиеся в успешности деятельности. В книге «Основные современные концепции творчества и одаренности» под редакцией Д.Б.Богоявленской дается такое определение: «Способности есть свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности» (с.27).
Среди разных видов способностей психологи выделяют творческие. Под творческими способностями они понимают способность построения своего образа мира, своего мироощущения (в слове, в изображении, в музыке, в действии) и самого себя в этом мире.
Творчество (или креативность) – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Творческая деятельность, по мнению психологов, требует баланса трех видов способностей:
- способностей синтетических, выражающихся в способности произвести что-то помимо существующего, уже имеющегося, в способности генерировать необычные, интересные идеи.
- аналитических, под которыми понимается умение мыслить критически, а также анализировать и оценивать;
- способностей, которые обычно соотносятся с умением превращать теорию в практику, находить абстрактным идеям практическое применение.
Рассматривая развитие способностей, психологи отмечают, что оно обусловлено следующими фактами:
- средой жизнедеятельности;
- социальными формами деятельности;
- индивидуальными особенностями личности.
Психологи убеждены, что каждый человек к чему-то и в какой-то мере способен. Наша психологическая наука исходит из концепции о диалектическом единстве природного и приобретенного в способностях. Выделяются творческие способности двух типов:
- актуальные (те, которые могут проявиться в какой-либо определенный момент, когда ребенок может что-то придумать, нарисовать, сочинить или принять оригинальное решение проблемы);
- потенциальные (те, которые заложены природой в личностном потенциале ребенка и которые до определенного времени не раскрыты).
Моя задача – помочь обучающимся актуализировать способности, развить их. Я сформулировала для себя следующие правила:
- служить примером для подражания, ведь творческие способности развиваются не тогда, когда я говорю детям о необходимости их развития, а тогда, когда я умею развивать их сама и показываю это ребятам при нашем общении;
- поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям; творческим личностям свойственно сомневаться в решениях, принимаемых другими людьми, но ребята не должны подвергать сомнению любое исходное положение, и каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения;
- разрешать делать ошибки: когда детей ругают за ошибки, они в результате боятся их делать и, следовательно, боятся рисковать, боятся думать независимо, не создают что-то новое, свое; в своей работе я избегаю критики, резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят;
- поощрять разумный поиск: как показывает практика, креативность не изнашивается с возрастом, а подавляется, причем в большинстве случаев преподавателями; позволяя своим студентам рисковать и даже поощряя их в этом, я помогаю им раскрыть творческий потенциал; к примеру, если студент пошел на разумный риск, работая над сочинением, где выразил собственное мнение, я поощряю его, даже если не удовлетворена результатом работы;
- включать в программу обучения разделы, которые позволили бы обучающимся демонстрировать их творческие способности, проводить проверку усвоения материала таким образом, чтобы у студентов была возможность применить и продемонстрировать их творческий потенциал; предлагаю ребятам вообразить себя в роли персонажа и попросить рассказать о себе, написать другую концовку рассказа и т.д.; вопросы, задания содержат такие формулировки:
- представьте, что…;
- сочините;
- изобретите;
- предложите гипотезу;
- порассуждайте;
- поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему;
- поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности: давая обучающимся задания, объясняю, что жду от них не только демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться; учу детей переживать радость творческого открытия, воспитываю потребность в творчестве;
- готовить к преодолению препятствий, встречающихся на пути творческой личности: творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, отстаивать собственное мнение, добиваясь признания;
- стимулировать дальнейшее развитие – внушать студентам незамысловатую идею: у творчества нет конца.
Я убеждена, что для творчества необходимо наличие шести источников:
- интеллектуальных способностей;
- знаний;
- личностных характеристик;
- мотивации;
- окружения;
- стилей мышления.
Внутренняя потребность в творческой деятельности рассматривается психологами и педагогами как объективная закономерность развития личности. По утверждению Л.С.Выготского, творчество – норма детского развития, склонность к творчеству вообще присуща любому ребенку. Однако, принимая участие в творческой деятельности, человек может действовать, руководствуясь определенным образцом (пассивно-подражательная деятельность), может из многих предложенных вариантов решения самостоятельно выбрать один (активно-подражательная), и, наконец, он может придумать, создать качественно новое (творческая деятельность). Каждый обучающийся на определенном этапе способен к какому-то из этих типов деятельности в большей или меньшей степени. И это должен учитывать педагог.
II. Методико-педагогическое обоснование темы
Педагогические исследования проводились также по проблеме творческого развития обучающихся. Обоснование предложенной системы работы можно найти в трудах И.Я.Лернера, В.А.Сухомлинского, А.Н.Окунева. И.Я.Лернер выделил следующие элементы творческих способностей:
- видение новой проблемы в знакомой ситуации;
- перенос знаний и умений в нестандартную ситуацию;
- видение новых (скрытых) функций известных объектов;
- видение всех взаимосвязей структуры объекта;
- видение альтернативных и вариативных способов решения задачи;
- комбинирование известных способов действий и создание на этой основе нового способа;
- построение принципиально нового способа решения, отличающегося от известных.
Согласно исследованиям, обучение творчеству – это вооружение обучающихся умением осознавать проблему, намеченную преподавателем, а позднее – формулировать ее самому. Это развитие способностей выдвигать гипотезы и соотносить их с условиями задачи, осуществлять поэтапную или итоговую проверку решения несколькими способами; способностей переноса знаний и действий в нестандартную ситуацию или создания нового способа действий.
Уроки русского языка и литературы, пожалуй, как никакие другие, открывают возможности для развития креативных способностей. Стратегическим принципом развивающего обучения русскому языку является принцип развития творческих лингвистических способностей. Он вытекает из объективной закономерности усвоения родного языка, отмеченной ещё А.А.Потебней: «…язык есть средство не выражать готовую мысль, а создавать её». На уроках русского языка необходимо развивать творческую активность обучающихся в рамках этого предмета (способствовать сознательному овладению богатством родного языка и развитию речи), а также стимулировать развитие личности студента и неослабевающее стремление к творчеству.
Т.И.Тамбовкина, рассматривая возможности развития творческой активности на уроках русского языка, отмечает, что одним из видов психической деятельности является наблюдательность. Она не возникает сама по себе, её нужно кропотливо и систематически развивать. Целенаправленно организованное языковое наблюдение на уроках русского языка побуждает обучающихся к творческой активности.
Литературное развитие студентов можно осуществлять только в русле творчества. В.А.Сухомлинский писал: «Любовь к творчеству не может быть воспитана без творчества». Уроки литературы прежде всего требуют атмосферы креативности, так как акт постижения искусства немыслим без личностного включения, без творческой направленности. Эти уроки позволяют развивать творческие способности: создаётся новое, личностное, преображенное, своё.
В процессе обучения русскому языку и литературе студенты овладевают необходимым лингвистическим минимумом и адекватными этим знаниям умениями. Согласно последним исследованиям дидактов, уровни знаний и умений являются низшими в развитии ребенка. К высшим уровням специалисты относят личностное отношение к предмету и опыт творческой деятельности: «Творческая деятельность - создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего».
Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости.
Особенностью творческой деятельности студентов является то, что в результате этой деятельности они создают новые для себя ценности, важные для формирования личности как общественного субъекта. Обучение творчеству главным образом осуществляется на проблемах, уже решенных обществом.
По мнению дидактов, способности выступают и как предпосылки усвоения знаний, умений и навыков, и как результат и критерий уровня обучаемости. Применительно к ситуации обучения творческие способности проявляются в решении творческих задач, но оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей, выступает не эпизодическое решение отдельных творческих познавательных задач, а планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:
- познавательные задачи должны строиться преимущественно на междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию психических свойств личности, лежащих в основе развития творческих способностей – памяти, внимания, мышления, воображения;
- задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон;
- система познавательных задач должна вести к формированию следующих важнейших характеристик творческих способностей: беглости мысли (количество идей, возникающих за единицу времени); гибкости ума (способность переключаться с одной мысли на другую); оригинальности (способность находить решения, отличающиеся от общепринятых; любознательности (чувствительность к проблемам в окружающем мире); умения выдвигать и разрабатывать гипотезы.
В своей работе я использую следующие методы для развития творческих способностей обучающихся:
- эвристический;
- проблемный;
- модельный.
Именно эти методы обучения позволяют педагогу предоставить обучающимся больше самостоятельности и творческого поиска.
При традиционных формах обучения обучающийся, приобретая и усваивая в учебном процессе некоторую информацию, становится способным воспроизвести указанные ему способы решения задач, упражнений и т.п. Однако он не принимает участие в творческом поиске путей решения поставленной проблемы и, следовательно, не приобретает опыта такого поиска. Чем больше отличается от знакомой подлежащая решению проблема, тем труднее для обучающегося сам процесс поиска, если он не имеет специального опыта. Поэтому нередки случаи, когда выпускники средней школы, успешно овладевшие материалом школьной программы, не справляются с вузовскими конкурсными заданиями, которые требуют нестандартного подхода к их решению. Выдвижение новой гипотезы в связи с новой проблемой требует особых видов деятельности, решающим образом зависящих от способностей исследователя. Эти способности формируются в деятельности самих обучающихся. Для решения ряда проблем приходится рассматривать традиционные пути под совершенно новым, неожиданным углом зрения. Чтобы формировать творческий опыт, необходимо конструировать специальные педагогические ситуации, требующие и создающие условия для творческого решения.
III. Описание системы работы
- Диагностику уровня развития творческих способностей предлагаю проводить при помощи следующих методик:
- «Креативное поле» Д.Б.Богоявленской;
- методика прогрессивной матрицы Дж.Равена;
- диагностика вербальной креативности С.Медника.
Промежуточную диагностику творческой активности каждого студента проводим при помощи следующих методов:
- наблюдения;
- беседы;
- анкетирования;
- тестов.
Не секрет, что всем обучающимся присуща различная степень творческой активности. Есть несколько уровней (по Е.В.Коротаевой):
- нулевой уровень.
Обучающимся не свойственны агрессия или демонстративный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в творческую работу, ожидая привычного давления со стороны учителя. Занимаясь с этой группой ребят, не забываю о том, что они медленно включаются в работу: творческая активность возрастает постепенно. Не предлагаю им заданий, требующих быстрого перехода от одного вида деятельности к другому. Иногда разрешаю таким студентам выполнять лишь часть творческого задания. Деятельность преподавателя в группе с преобладанием обучающихся нулевого уровня направлена на создание особой эмоциональной атмосферы уроков, настраивающей на включение студентов в учебный процесс. Тогда рождается цепочка: состояние комфортности, открытости → отсутствие страха → чувство уверенности → ожидание встречи с данным педагогом → ожидание уроков, которые ведет преподаватель. Так создаются предпосылки для перехода на более высокий уровень развития творческой активности.
- относительно-активный уровень творческой активности.
Для обучающихся этого уровня характерна заинтересованность только в определенной творческой ситуации, связанной с интересной темой (содержанием) урока или необычными приемами. Таким образом, включение в деятельность связано с эмоциональной привлекательностью, но не подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями. Такие студенты с желанием приступают к выполнению творческого задания, но при затруднении теряют к нему интерес. Эпизодически они могут удивлять меня быстрым правильным ответом, но это не становится системой. В этой ситуации «удержать» внимание обучающихся помогут вопросы, которые задают сами студенты. Можно ввести правило: в конце урока студенты должны задавать не менее 5 вопросов по теме урока. Это несложное задание помогает студентам вычленять главное и «включаться» в тему на протяжении всего урока.
- исполнительно-активный уровень.
Ребят этой группы характеризует умение соподчинять эмоциональные, интеллектуальные и волевые усилия определенной учебной цели. Они достаточно осознают учебную задачу, с желанием включаются в творческую деятельность, зачастую предлагают оригинальные пути решения и работают преимущественно сами. В эту группу входят и те, кто мыслит озарениями. Такие обучающиеся начинают скучать, если задание простое, постепенно привыкают ограничивать себя рамками и отвыкают искать нестандартные решения. Вот почему проблема активизации творческой деятельности таких обучающихся достаточно актуальна. Можно применять все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации. На ребят этого уровня, например, можно возложить роль «наблюдателей», которые следят за темпом урока, или роль «мудрецов», которые подводят итог занятию.
- творческий уровень.
Ребята этого уровня умеют и любят работать творчески, без давления со стороны учителя. Удовлетворение получают не от достижения цели, а от самого процесса. Их активность не нуждается в стимулирующих приемах.
Моя задача – не только вовлечь в творческую деятельность обучающихся четвертой группы, но и помочь всем студентам открыть в себе способности, о которых они раньше и не подозревали. Все приемы должны быть направлены на развитие у ребят самой потребности в творческой деятельности, стремления к самоактуализации через различные виды творчества.
- Планирование работы по развитию творческих способностей с учетом данных диагностики, принципов педагогической деятельности и условий формирования творческих способностей обучающихся.
При разработке методики формирования творческих способностей преподаватель должен учитывать:
а) общий уровень развития коллектива;
б) возрастные особенности формирования креативной сферы;
в) личностные особенности обучающихся;
г) специфические черты и особенности учебного предмета.
Условия формирования творческих способностей:
а) положительные мотивы учения;
б) интерес обучающихся;
в) творческая активность;
г) положительный микроклимат в коллективе;
д) сильные эмоции;
е) предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.
Принципы деятельности:
а) креативность обучения (реализация творческих возможностей преподавателя и обучающихся);
б) опора на субъективный опыт обучающихся (один из источников обучения);
в) актуализация результатов обучения (применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков);
г) индивидуализация и дифференциация обучения (индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся);
д) системность обучения;
е) творческое взаимодействия обучающихся и преподавателя в процессе обучения.
Задачи преподавателя:
а) пополнение запаса знаний обучающихся по русскому языку и литературе;
б) развитие общеучебных умений и навыков;
в) развитие креативного мышления;
г) развитие творческой самостоятельности студентов;
д) воспитание творческой личности.
Все уроки по развитию творческих способностей выстраиваются с учетом творческой активности обучающихся. Планируемая педагогическая ситуация продумывается с опорой на достижения обучающихся, на то, что они умеют и знают, с учетом их творческих возможностей.
Систему работы можно представить в виде схемы:
Работа на уроках Работа на уроках
русского языка литературы
обычные уроки уроки по творческие
с заданиями, развитию речи лаборатории
развивающими
творческие
способности
традиционные нетрадиционные
3.Работа по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы.
Задания на обычных уроках русского языка, способствующие формированию и развитию творческих способностей.
1.Эвристическая задача - лучший способ мгновенно возбудить внимание и учебный интерес, приблизить возможность открытия. При письменном выполнении задания преподаватель видит, какие орфографические правила трудны для данного студента: именно они выделяются при составлении упражнения. В дальнейшем полученные педагогом сведения послужат своего рода стартовой площадкой для индивидуальной работы со студентом по орфограммам.
2. В ряде случаев уместны корректирование и редактирование текста, который содержит опечатки. Подобные упражнения обеспечивают концентрацию внимания, а также самопроверку – при непременном контроле со стороны преподавателя. Внимание активизируется творческим заданием, предполагающим обоюдную готовность преподавателя и студента к нестандартным творческим решениям. Обучающиеся выписывают слова, в написании которых сомневаются или которые, по словам педагога, «ты написал бы иначе». На первом этапе анализируются печатные или письменные тексты (периодика, плохо отредактированные книги, непроверенные работы товарищей), на втором – устные (телепередачи, тексты песен). Со временем ребята начинают видеть мир сквозь «языковые очки»: в произносимом и записанном тексте искать грамматические закономерности, оценивать собственную возможность следовать им.
3. Этимологические экскурсы неизменно привлекают и концентрируют внимание как потенциальный фактор ассоциаций. На уроках я часто знакомлю ребят со сведениями из истории слов. Ребята узнают, что порох – слово из ряда прах, порхнуть, а яства вовсе не являются, а предназначены для того, чтобы ясти. Разнокорневые паронимы давить – довлеть оказываются, к удивлению ребят, словами с совершенно различным значением – отсюда и различие гласных в корне. Пробуждается живой интерес к слову, к его структуре.
4.Составление опорных сигналов. Чтобы закрепить языковую закономерность и окончательно освоить её, не боясь ошибки в дальнейшем, обучающийся должен «увидеть» правило в системе небольшого количества ярких и запоминающихся знаков, схем. Этому и служит прием составления схем. Я не даю их в готовом виде, так как их использование малопродуктивно. Ребята составляют их сами. Индивидуальные опорные схемы должны соответствовать следующим требованиям:
1) информационная насыщенность;
2) яркость и контрастность;
3) минимум текста и графических обозначений;
4) закрепление примерами;
5) возможность текстовой интерпретации.
Составляемые обучающимися схемы нуждаются в контроле педагога. Правила становятся не безразличной схемой, а обращенной к личности студента системой зримых и запоминаемых объектов. Их составление развивает творческие способности.
5.Индивидуальная работа над ошибками. Ряд обучающихся делает ошибки в определенных местах, в определенных словах, причем нередко это объясняют невнимательностью, что не всегда справедливо.
6.Толкование языковых терминов. Например, я задаю вопрос: «Почему прилагательное так называется, как вы думаете, ребята?»
7.Игра позволяет сделать многие понятия «живыми», создает творческие ситуации на уроке.
8.Опора на языковой текст. Без него невозможно научить подростков по-настоящему чувствовать язык, видеть средства его выразительности.
Творческие лаборатории
Структура уроков при развивающем обучении предполагает организацию творческой, поисковой лингвистической деятельности обучающихся с различным уровнем учебных и лингвистических способностей. Дифференцированный подход помогает в условиях классно-урочной системы обучения реализовать творческие возможности всех обучающихся.
Работа по развитию творческих способностей учащихся на уроках литературы.
Творческое чтение. Метод творческого чтения текста был предложен Н.И.Кудряшовым. Он предполагает, что педагог стимулирует, организует творческое чтение текста обучающимися. Первое знакомство с произведением, обогащение словаря, сведения, которые создают благоприятный фон для наиболее полноценного восприятия, - вот что я приношу своим подопечным на первом этапе работы по изучению текста. Иногда бывает соблазн все рассказать самой, прочесть, даже «авансом» ответить на возможные вопросы. А между тем этот этап должен быть творческим не только для преподавателя, но и для студента. Если же мы начнем изучение конкретного произведения с пересказа того, что услышал и прочел студент на первом уроке знакомства с текстом, то элемент творчества в этом процессе будет минимален, да и преподаватель останется в полном неведении по поводу того, как воспринят студентом текст художественного произведения. Творческое чтение предполагает, что в каждом отдельном случае будет найден способ проникнуть в лабораторию читателя, и в зависимости от того, каково его восприятие текста, будут построены последующие уроки.
Проблемные вопросы при анализе произведений позволяют увести от шаблона, от изложения содержания заученными фразами, заставляют взглянуть на проблему по-новому.
При изучении пьесы «На дне» можно предложить студентам подумать над вопросами:
-В чем «правда» Луки? Кому она выгодна?
-В чем «правда» Бубнова? Чью философию напоминает вам она?
Чтобы ответить на эти и подобные вопросы, нужно прежде всего внимательно прочитать текст произведения, обдумать и решить серьезную и непростую проблему, а затем отстоять свое мнение на уроке: ведь получили эту литературную задачу все, и у каждого свое решение. Так создается творческая атмосфера на уроке, возникает заинтересованное обсуждение важных литературных и мировоззренческих вопросов – те споры, в которых рождается истина. И студент из ответчика, со страхом ожидающего, когда его спросят, превращается в соратника, равноправного с преподавателем искателя истины, и вместе они думают на уроке, мучатся, ищут, радуются открытиям. Не случайно, говоря об обычном занятии, мы употребляем совсем, казалось бы, не «учебные» слова: мучиться, искать, радоваться и др. В том-то и дело, что эти слова, по моему мнению, должны стать определяющими для любого урока, тем более для урока литературы. Характер знаний, получаемых на нем, таков, что они должны быть не только продуманы, осмыслены, восприняты разумом, но и прочувствованы, восприняты эмоционально.
Часто предлагаю описать или нарисовать цепь образов, зрительных и слуховых ассоциаций, возникших при прочтении рассказа или стихотворения («Кинолента видений»).
Регулярно провожу на уроках литературы работу по развитию воображения, ассоциативного мышления и, конечно, развитию речи обучающихся. Например, ребятам предлагается описать картину так, чтобы это увидели другие. Например, закат солнца, роса на траве и т.д. Или описание должно быть таким, чтобы читатели почувствовали запах свежего хлеба, аромат ветки сирени.
Написание сценария фильма – этот жанр предполагает членение действия на сцены, прорисовку этих сцен, придумывание диалогов, монологов. Написание киносценария также способствует развитию творческих способностей. Это творческая, интересная работа.
Выразительное чтение, инсценировки произведений развивают творческие способности, обеспечивают самостоятельное вхождение подростков в мир искусства.
Заключение
Данная тема создаёт большое поле для дальнейшей работы, для совершенствования системы, с тем чтобы включить в систему работы внеклассную работу по предмету.
Сущность опыта: развитие творческих способностей обучающихся и воспитание активной творческой личности на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого, выявление и использование в учебной деятельности индивидуальных особенностей студентов.
Результативность: заметно повысился интерес к знаниям у большинства учащихся, что способствует развитию творческого мышления, лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков. Развитие творческих способностей обучающихся повышает качество обученности по русскому языку и литературе, а также по другим предметам.
Трудоемкость заключается в переосмыслении своего педагогического опыта с позиций развития творческих способностей учащихся.
Список литературы
- Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. Исследование творчества в науке и обучение творчеству. - М: Научное творчество, 2014.
- Бернштейн С.М. Психология научного творчества // Вопросы психологии - № 3 – 2012.
- Бехтерев В.Л. Объективная психология. – М., 1998.
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002.
- Брумлинский А.В. Воображение и творчество // Проблемы научного и технического творчества. Материал к симпозиуму. – М., 2013.
- Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. - М: Педагогический поиск, 2011.
- Воробьёв Г.Г. Школа будущего начинается сегодня. - М: Научное творчество, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие способностей обучающегося в процессе его взаимодействия с различными информационными ресурсами в естественно-математическом образовании.
Любому обществу нужны одаренные творческие люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Одним из направлений Н...
«Развитие способностей обучающегося в математическом образовании в процессе его взаимодействия с различными информационными ресурсами»
Информационные ресурсы – это документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, депозитариях, музейных храненьях и др.).Активнымиинформационными рес...
Развитие способностей обучающихся коррекционных образовательных учреждений VIII вида на занятиях по информационно-коммуникационным технологиям в ГОАУ ЯО ЦДЮТТ
В методической разработке представлен материал из опыта занятий с детьми, обучающимися в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида, по освоению ими информационно-коммуникац...
Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования (по выявлению и развитию способностей обучающихся)
Программа и проект направлены на выявление и поддержку талантливых и одарённых детей ДШИ....
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся «Мои способности»
моделирование такой учебной деятельности, которая позволит через предмет Информатика выявить и развить интеллектуальные и творческие способности обучающихся для их самореализации....
Программы по экологическому воспитанию по выявлению способностей: «Система внеклассных мероприятий, направленных на определение уровня развития способностей обучающихся к природоохранной деятельности».
Программы по экологическому воспитанию по выявлению способностей:«Система внеклассных мероприятий, направленных на определение уровня развития способностей обучающихся к природоохранной деятельн...
ПРОГРАММА по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы «Мир моих способностей»
Выяление способностей и развития у обучающихся к творческой и познавательной деятельности...