Программа "Коррекция эмоциональных состояний обучающихся 5-х классов"
рабочая программа (5 класс)
Цель данной программы - коррекция негативных эмоциональных переживаний, формирование эффективных навыков общения и адекватной самооценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.37 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
346400, г. Новочеркасск, ул. Александровская, 112-а
Принято Утверждаю
на заседании педсовета Директор МБОУ СОШ № 2
школы ___________ О.С. Цветкова
протокол № 1 Приказ от 29.08.2022 г. № 231
от 29 августа 2022 г.
Рабочая программа
коррекционно-развивающих занятий
«Коррекция и развитие эмоциональной сферы»
на 2022 - 2023 учебный год
Количество часов: 69
Программа разработана на основе программы: «Программа коррекционной работы психологического сопровождения для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Мартяшкина Н.В.)
педагог-психолог
МБОУ СОШ № 2
С.А. Шапошникова
г. Новочеркасск
2022
Пояснительная записка
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями «Закона об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также с учетом опыта работы образовательного учреждения по данной проблематике, программно-методического, информационного и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.
Умственная отсталость (УО) – это стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникшее на основе органического поражения центральной нервной системы. Следствием этого, по ряду причин присоединяются нарушения эмоционально-волевой сферы, личностных качеств и поведения.
Для обучающихся с умственной отсталостью характерны:
- низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов);
- замедленность и суженность объема всех видов восприятия, их недостаточная активность;
- недостаточное развитие памяти, замедленный темп усвоения всего нового, непрочность сохранения и неточность воспроизведения:
- очень низкая речевая активность, скудный запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря, отмечаются трудности понимания логико-грамматических конструкций;
- очень слабая и нестойкая и познавательная активность, интерес к учебной деятельности не выражен;
- недоразвитие эмоционально-волевой сферы, эмоциональная неустойчивость; отсутствие воли, повышенная внушаемость, тревожность, низкая самооценка);
- состояние нервной системы ослаблено- дети отказываются от выполнения уже начатой деятельности.
Цель программы: коррекция и развитие эмоциональной сферы, развитие всех психических процессов.
Задачи:
- Выявление уровня развития высших психических функций, запаса общих представлений об окружающем, коэффициента интеллекта, индивидуально-типологических свойств личности.
- Развитие психических процессов (восприятия, мышления, памяти, свойств внимания, воображения).
- Развитие коммуникативных навыков и обучение способам выражения эмоций.
- Коррекция эмоционально-волевой сферы (повышение самооценки, предупреждение агрессивности).
- Формирование положительной мотивации к обучению.
Целевая группа: младшие школьники с умственной отсталостью (7-10 лет).
Программа применима для работы для индивидуальной работы.
Продолжительность занятия - 40 мин., 2 раза в неделю в соответствии с утвержденным расписанием. Количество занятий -
Диагностическая работа:
- психолого-педагогическое обследование развития познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия);
- развития эмоционально-волевой сферы.
Диагностика проводится 3 раза в год. Диагностический материал: методики для определения внимания, памяти, мышления.
Содержание программы
Структура занятий включает в себя введение в занятие, основную часть, обсуждение занятия, релаксационные упражнения. Каждое занятие традиционное начинается с процедуры приветствия. Задачей вводной части является создание у учащихся положительного эмоционального фона. Используются дыхательные упражнения, разминка, упражнения на активизацию умственной деятельности.
Основной этап занятия носит коррекционно-развивающий характер и нацелен формирование и развитие основных функций, необходимых при усвоении учебного материала: развитии концентрации, устойчивости и распределения внимания, тренировки памяти. Используется совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия.
Задания и упражнения на развитие речевой и мыслительной деятельности. Задания данного блока требуют большого количества стимульного материала (карточки с картинками, словами и т.д.) и очень часто сопровождаются процессом рисования.
Заключительный этап включает в себя подведение итогов, обсуждение результатов работы и тех трудностей, которые возникли у детей при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопросы, чем они занимались и чему они научились.
Тематика развивающих занятий для детей с умственной отсталостью легкой степени включает 3 основных блока:
- Самопознание. Что я знаю о себе:
- формирование способности к самопознанию: зачем нужно знать себя, свое тело, внутренний мир;
- умение определять личностные качества свои и других людей;
- формирование адекватной самооценки;
- навыки осуществления контроля за своей деятельностью, овладение контрольно-оценочными действиями;
2. Развитие коммуникативных навыков. Я и другие:
- становление умения владеть средствами общения;
- формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам;
- установление позитивных взаимоотношений с окружающими;
- способности выражения собственного мнения, формирование позитивного образа «Я»
3. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы:
- чувства идентификации, Выражение чувств. Отделение чувств от поведения.
- отработка навыков противостояния внешнему воздействию;
- формирование навыков выражения и отстаивания собственного мнения;
- поиск компромиссов, умение противостоять групповому воздействию.
Планируемый результат:
- повышение продуктивности внимания;
- гармонизация эмоционального состояния ребенка;
- овладение методам саморегуляции;
- развитие коммуникативных умений и навыков;
Диагностика: методика «Домик», методика Векслера, тест Люшера
Календарно-тематическое планирование занятий
№ занятия | Дата | Раздел | Тема | Содержание занятия | Кол-во часов |
1 четверть - 17 часов | |||||
1. | 01.09. 22 | Самопознание | Зачем нужно знать себя Диагностика | Диагностический материал | 1 |
2. | 06.09.22 | Зачем нужно знать себя | «Что я люблю делать» Рисунок «Место, где я себя хорошо чувствую» | 1 | |
3. | 08.09.22 | Мой волшебный мир | Упражнения: «Когда люди чувствуют себя» «Изобрази чувство» | 1 | |
4. | 13.09.22 | Я глазами других | «Учимся ценить индивидуальность» | 1 | |
5. | 15.09.22 | Я глазами других | «Здороваемся глазами» «Покажи эмоцию» | 1 | |
6. | 20.09.22 | Дружба начинается с улыбки | Упражнения: «Когда люди чувствуют себя» «Изобрази чувство» | 1 | |
7. | 22.09.22 | Дружба начинается с улыбки | Упражнения: «Когда люди чувствуют себя» «Изобрази чувство» | 1 | |
8. | 27.09.22 | Умеем ли мы вежливо общаться | Умеем ли мы вежливо общаться | «Учимся ценить индивидуальность» | 1 |
9. | 29.09.22 | Умеем ли мы вежливо общаться | Упражнение «Учимся ценить индивидуальность» | 1 | |
10. | 04.10.22 | Почему некоторые привычки бывают вредными | Упражнение «Ты и твои привычки» | 1 | |
11. | 06.10.22 | Взаимопонимание | Рисунок «Трудности взаимопонимания» | 1 | |
12. | 11.10.22 | Как реагировать на критику и оскорбления | Ролевая игра «Обвинения» Упражнение «Я- высказывание», «Ты-высказывание» | 1 | |
13. | 13.10.22 | Отказы | Обсуждение «Как мы реагируем на отказ» Упражнение «Вежливый отказ» | 1 | |
14. | 18.10.22 | Как вести себя в ситуации отказа | Отказы | Обсуждение «Как мы реагируем на отказ» Упражнение «Вежливый отказ» | 1 |
15. | 20.10.22 | Ограничения | Упражнение «Твое настроение» | 1 | |
16. | 25.10.22 | Ограничения | Упражнение – графическая беседа «Круг воли» | 1 | |
17 | 27.10.22 | Сотрудничество | Что я люблю делать» Рисунок «Место, где я себя хорошо | 1 | |
II четверть - 17 часов | |||||
18. | 08.11.22 | Развитие и коррекция эмоциональной сферы | Основные эмоциональные состояния | Упражнение «Чемодан» Упражнение «Узнавание эмоций» | 1 |
19. | 10.11.22 | Нейтральные эмоциональные состояния | «Когда люди чувствуют себя» | 1 | |
20. | 15.11.22 | Нейтральные эмоциональные состояния | Упражнение «Узнавание эмоций» | 1 | |
21. | 17.11.22 | Положительные эмоциональные состояния | Упражнение «Узнавание эмоций | 1 | |
22. | 22.11.22 | Отрицательные эмоциональные состояния | «Что я люблю делать» Рисунок «Место, где я себя хорошо чувствую» | ||
23. | 24.11.22 | Отрицательные эмоциональные состояния | Упражнения: «Когда люди чувствуют себя» «Изобрази чувство» | 1 | |
24. | 29.11.22 | Эмоции в нашей жизни | Упражнения: «Когда люди чувствуют себя» «Изобрази чувство» | 1 | |
26. | 01.12.22 | Чувство гнева | Упражнения: «Кто Я» «Мое отражение» | 1 | |
27. | 06.12.22 | Чувство злости | Упражнение «Розовый куст» | 1 | |
28. | 13.12.22 | Чувство обиды | Упражнение «Мое отражение» | 1 | |
29. | 15.12.22 | Чувство вины | Упражнение «Трудный разговор» | 1 | |
30. | 20.12.22 | Чувство стыда | Упражнения: «Цветик семицветик», «Автопилот» | 1 | |
31. | 22.12.22 | Чувство грусти | Что я люблю делать» Рисунок «Место, где я себя хорошо» | 1 | |
32. | 26.12.22 | Чувство радости | Упражнения: «Когда люди чувствуют себя» «Изобрази чувство» | 1 | |
III четверть – 22 часа | |||||
33. | 10.01.23 | Формирование позитивного отношения к своей семье | Диагностический материал | 1 | |
34. | 12.01.23 | Развитие позитивного отношения к своему классу | «Что я люблю делать» Рисунок «Место, где я себя хорошо чувствую» | 1 | |
35. | 17.01.23 | Отработка механизмов саморегуляции. | Упражнения: «Когда люди чувствуют себя» «Изобрази чувство» | 1 | |
36. | 19.01.23 | Отработка механизмов саморегуляции. | Упражнения: «Когда люди чувствуют себя» «Изобрази чувство» | ||
37. | 24.01.23 | Повышение самооценки | «Учимся ценить индивидуальность» | 1 | |
38. | 26.01.23 | Развитие эмпатии. | «Здороваемся глазами» «Покажи эмоцию» | 1 | |
39. | 31.01.23 | Формирование позитивного отношения к своей семье | Упражнения: «Когда люди чувствуют себя» «Изобрази чувство» | 1 | |
40. | 02.02.23 | Развитие позитивного отношения к своему классу | Упражнения: «Когда люди чувствуют себя» «Изобрази чувство» | 1 | |
41. | 06.02.23 | Отработка механизмов саморегуляции | «Учимся ценить индивидуальность» | 1 | |
42. | 07.02.23 | Развитие навыков общения | Упражнение «Учимся ценить индивидуальность» | 1 | |
43. | 09.02.23 | Развитие навыков бесконфликтного общения | Упражнение «Ты и твои привычки» | 1 | |
44. | 14.02.23 | Обучение детей отреагированию эмоций в конфликте | Ролевая игра «Обвинения» Упражнение «Я- высказывание», «Ты-высказывание» | 1 | |
45. | 16.02.23 | Развитие умения договариваться друг с другом | Обсуждение «Как мы реагируем на отказ» Упражнение «Вежливый отказ» | 1 | |
46. | 21.02.23 | Формирование адекватных форм поведения. | Обсуждение «Как мы реагируем на отказ» Упражнение «Вежливый отказ» | 1 | |
47. | 28.02.23 | Развитие навыков бесконфликтного общения. | Рукопожатие» «Мир птиц» | 1 | |
48. | 02. 03.23 | Актуализация позитивного эмоционального опыта. | Упражнение «Что мы чувствуем в трудных ситуациях общения». | 1 | |
49. | 07.03.23 | Как справиться с плохим настроением | Упражнение «Что мы чувствуем в трудных ситуациях общения» | 1 | |
50. | 09.03.23 | Самопринятие. | «Что мы чувствуем в трудных ситуациях общения» «Мир птиц» | 1 | |
51. | 14.03.23 | Самоуважение. | «Звук-чувство» «Когда люди чувствуют себя» | 1 | |
52. | 16.03.23 | Самоуважение. | «Звук-чувство» «Когда люди чувствуют себя» | 1 | |
53. | 21.03.23 | Как справиться со злостью, агрессией | «Куда девать свою злость» «Слова гнева» | 1 | |
54. | 23.03.23 | Как справиться со злостью, агрессией | «Звук-чувство» «Когда люди чувствуют себя» | 1 | |
IV четверть – 13 ч. | |||||
55. | 04.04.23 | Развитие умения договариваться друг с другом | «Изобрази чувство» Рисунок «Я и другие» | 1 | |
56. | 06.04.23 | Мои эмоции в конфликтной ситуации | Изобрази чувство» Рисунок «Я и другие» | 1 | |
57. | 11.04.23 | Мои эмоции в конфликтной ситуации | «Дорисуй и раскрась» Рисунок «Я уважаю старших» | 1 | |
58. | 13.04.23 | Обучение отреагированию эмоций в конфликте | «Дорисуй и раскрась» Рисунок «Я уважаю старших» «Закончи предложение» | 1 | |
59. | 18.04.23 | Формирование адекватных форм поведения | «Дорисуй и раскрась» «Последовательные картинки» Рисунок «Мой выбор» | 1 | |
60. | 20.04.23 | Формирование навыков общения | «Мяч по кругу» «Дорисуй и раскрась» Рисунок «Мой выбор» | 1 | |
61. | 25.04.23 | Формирование адекватных форм поведения | «Представление» «Принятие решения» Обсуждение ситуация принятия решения | 1 | |
62. | 27.04.23 | Формирование адекватных форм поведения | «Представление» «Принятие решения» Обсуждение ситуация принятия решения | 1 | |
63. | 02.05.23 | Развитие навыков бесконфликтного общения | «Представление» «Принятие решения | 1 | |
64. | 04.05.23 | Обучение отреагированию эмоций в конфликте | «Представление» «Принятие решения | 1 | |
65. | 11.05.23 | Развитие умения договариваться друг с другом | Упражнение «Трудный разговор» | 1 | |
66. | 16.05.23 | Развитие навыков бесконфликтного общения | Упражнение «Трудный разговор» | 1 | |
67. | 18.05.23 | Развитие навыков бесконфликтного общения | Упражнение «Трудный разговор» | 1 | |
68. | 23.05.23 | Диагностика | Диагностический материал | 1 | |
69. | 25.05.23 | Итоговое занятие | Закрепление материала | 1 |
Список использованной литературы:
- Локалова Н.П., «Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов». - М.: «Ось-89», 2006
- Пылаева Н.М., Ахутина Т.А. «Школа внимания. Методика развития коррекции внимания у детей 5-7 лет».- М.: ИНТОР, 1997.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. «Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога». – М.: АРКТИ, 2000.
- Семаго Н.Я. «Коррекционная педагогика и специальная психология: актуальные проблемы, основные направления развития и перспективы научного поиска». - Москва, Изд. АПК и ПРО, 2003, С. 48-58
- Чистякова М.И. Психогимнастика/Под ред. М.И.Буянова.- М.Просвещение,1990.-128с.
- Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая образовательная программа (коррекционного обучения и психокоррекции) «Дельфин» Государственного образовательного бюджетного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Новгородский областной центр психолого-медико-социального сопровождения», 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/23/picture-19343-1485198732.jpg)
Диагностика негативных эмоциональных состояний обучающихся методом sandplay.
В статье приводятся критерии оценки эмоциональных состояний школьников методом песочной терапии....
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/10/picture-46554.jpg)
Влияния занятий физической культурой и спортом на психо-эмоциональное состояние подростков
Результат исследовательской работы учителя физической культуры...
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/07/picture-83497.jpg)
Психологическая программа для эмоциональной саморегуляции обучающихся 1-11 классов
Цель: предоставление социально-психологической поддержки обучающимся в процессе социального становления в целях профилактики аутоагрессивного поведения. Задачи:* предотвращать суицидальное ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/26/picture-964725-1509048566.jpg)
«Влияние цвета на эмоциональное состояние обучающихся».
Доклад на методическом объединении учителей....
Формирование навыков саморегуляции эмоциональных состояний обучающихся
Школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуа...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/17/picture-1373941-1660756068.jpg)
Эмоциональное состояния и поведение обучающихся с потенциальным риском суицида
В статье подробно рассматриваются маркеры эмоционального состояния и поведения обучающихся с потенциальным риском суицида, а тка же даны советы родителям. что необходимо делать при обнаружении э...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/29/picture-979819-1511951827.jpg)
Организация мониторинга психоэмоционального состояния обучающихся 5-6 классов
Организация мониторинга психоэмоционального состояния обучающихся 5-6 классов...