Мастер – класс «Развитие чувства ритма у детей в процессе игры на музыкальных инструментах.»
материал
Все в нашей жизни подчиняется определенному ритму. Ритмы встречаются повсюду в окружающем нас мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass.doc | 53.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
«Развитие чувства ритма у детей в процессе игры на музыкальных инструментах.»
Китайская пословица гласит:
Расскажи мне – и я забуду
Покажи мне – и я запомню
Вовлеки меня – и я пойму, и ему-то научусь.
- Все в нашей жизни подчиняется определенному ритму. Ритмы встречаются повсюду в окружающем нас мире. Ритмы лежат в основе жизнедеятельности человека и природных явлений – биение сердца, дыхание, стук капель дождя по подоконнику. Разные ритмы встречаются в быту, в работе. Трудно представить себе область где бы человек не сталкивался с ритмом!
- Уважаемые коллеги, поднимайте руку те, кто относит себя к людям с хорошо развитым чувством ритма? Давайте проверим, немного поиграем.
- Игра с педагогами
Повтори ритм
(Звучит музыка вы ходите по залу в разных направлениях, услышав сигнал ритма, вы должны хлопками его повторить)
- Игра «Аблодисменты»
Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладони следующий должен точно, без ошибки его повторить и придумать следующий ритм, который передается таким же образом дальше.
Делаю вывод, что если вы справились с заданием, то вы правильно себя позиционируете, как люди с развитым чувством ритма.
- Что же такое ритм?
Ритм – один из центральных, основопологающих элементов музыки, передование долгих и коротких длительностей.
Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизвадить. В каждом произведении он свой, характерный.
Если чувство ритма несовершенно, у ребенка слабо развита речь, она не выразительна, трудно дается запоминание стихотворений, пение невпопад, исполнение танцевальных движений, да и ходьба под музыку выглядит неуклюже, неловко. Ребенок не уверен в себе.
Из всех музыкальных способностей чувство метроритма развивается сложнее всего. Поэтому очень важно начать развивать его как можно раньше. Одной из таких форм такой работы является игра на музыкальном инструменте.
- на начальном этапе, не требую от ребенка воспроизведения сложных ритмов. Первым делом учу их умению равномерно передавать пульсацию долей. Использую ритмические цепочки. Понятие долгие и короткие звуки заменяют условные знаки – соответственно большой и маленький кружки, выкладываем ритмические формулы, используя картинки с изображением животных, божьих коровок, могут быть грибочки и рыбки. Для поддержания интереса к этому виду деятельности я использую музыкальные клипы с детьми отрабатываем ритм формулы,а с вами мы сразу приступим к клипу.
(муз. клипы «Летние ритмы», «Шумовой аркестр».)
Обучаясь игре на музыкальных инструментах…..
Идеальным способом решения данной проблемы стало элементарное музицирование – система муз. воспитания детей, созданная современным немецким композитором Карлом Орфом и адаптированная Т. Э. Тютюнниковой
Суть этой технологии в неразрывном единстве речи, пения, движения, игры на детских муз. инструментах при свободном импровизационном и радостном общении с музыкой.
Особое место в музицировании занимают так называемые, телесные инструменты которые получили название звучащие жесты.Это первые инструменты человека; притопы, хлопки, шлепки по коленям, щелчки, удары ладонями по грудной клетке.
Обучаяст игре на музыкальных иструментах дети открывают для себя мир музыкальных звуков.
У детей улучшается качество пения, чище поют, улучшается качество музыкального ритма движений, а так же более четко воспроизводят ритм на музыкальных инструментах.
Звучащие жесты позволяют организовать импровизированное музицирование в любых условиях, приотсутствие каких либо инструментов; в семье, на отдыхе в гостях. Это инструменты, которые всегда с собой.
(Муз. игра с хлопками ( Наталья Смоленцева))
Детей так же можно вовлеч в музицирование с использованием простейших интрументов: это погремушки, бубны, колокольчики, можно киндоры, орешки, ритм. Палочки – шумовые т.к именно эти инструменты просты и доступны детям. Инструментов должно хватать на всех детей, малыши не могут ждать, пока на инструментах играют другие.
Ритмическая игра «Возьми отдай», с палочками»Летка-енка»
В своей работе применяю активные методы для развития чувство ритма у детей в процессе обучения игре на детский музыкальных инструментах
1. Слуховой: слушали и определяли звучание муз. инструментов
2. Наглядные : рассматривание картин знакомство с муз. инстументами (показ приемов игры)
3. Словесные: метод моделирования языка, позваляющий показать и дать ребенку почувствовать ритмические и звуковые отношения, динамику, тембер, форму рассказ, беседы (объяснение рассказ)
4. Практические: игорой метод, упражнение, метод активизации творческих проявлений, подразумивающий направляемое педагогом детское творчество, создание ситуации для него (повторение и закрепление примеров игры на муз. инструментах)
5. Стимулирующий : (выступление на утринике)
Я стремлюсь к развитию у детей желание играть на муз. инструментах. Вначале индивидуально, а затем подгруппой.
Важно, чтобы ребята почувствовали выразительные возможности новых инструментов, научились использовать разнообразие темборовых красок. Для многих детей игра на Д М И помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
Предлагаю вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития муз. и творческих способностей у детей.
(Всем участникам раздаются картонные нотки, различные по цвету: красные, желтые и синий.)
- Ритмическая игра «Добрый жук»
(участники с желтыми нотками.)
Вы должны на каждую фразу поочередно выполнять ритмические движения: звучащие жесты: хлопок, шлепок по коленям, притоп, два пальчика над головой.
Муз. рук. – в таких играх используются звучащие жесты, вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно развивается координация движений.
- Поэтическое музицирование
(желтые озвучивают стихотворение)
Стихи увлекают своим ритмом и дети читают их с удовольствием, но как и при разучивании сказки образы стихотворений становятся яркими если при чтении добавить подпрыгивание на муз. инструментах. С ребенком спорить нельзя. Они могут быть самыми разнообразными.
Апрель.
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель (^-к)
По полям бегут ручьи (глисандо на метал.)
На дорогах лужи
Скоро выйдут муравьи (деревян. палочки, удары в барабаны)
После зимней стужи (погремушка, катание карандаша по столу)
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник (марак, удары ложк.)
Стали птицы песни петь (свистулька)
И расцвел подснежник (колокольчик)
Муз. рук. Совершенствуются навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой, развивается чувство ансамбля.
- Поем молча (участвуют синие нотки)
«Испорченная пластина»
Исполняется фрагмент песни «Кузнечик» одновременно сопровождается пение ритмичискими хлопками. Четкая строка поется в слух, не четкая про себя.
В траве сидел кузнечик, (вслух)
В траве сидел кузнечик (про себя-хлопки)
Совсем как огуречик (вслух)
Зелененький он был (про себя-хлопки)
Представте себе, представте себе (вслух)
Совсем как огуречик (про себя-хлопки)
Представте себе, представте себе (вслух)
Зелененький он был (про себя-хлопки)
Муз. рук. Такое ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.
- Игра на детских муз. инструментах
Я предлагаю вам аам муз. игру на координацию речи с движениями под музыку. (Оранженые нотки)
Муз. Игра «Оркестр»
(ксилофон, Металлофон, ложки, бубен)
Инструменты раскладываются по кругу, участники идут по кругу и говорят, выполняют движения по тексту
Шли мы, шли потом стали
(маршируют)
Инструменты в руки взяли
Инструменты в руки взяли
На них марш мы разыграли
(поднимают любой инструмент и играют ритмическое сопровождение к маршу.)
Побежали ,побежали
(кладут инструменты на пол и бегут по кругу)
И немножко мы устали
Инструменты в руки взяли, На них полечку сыграли
(поднимают играют польку)
По дорожке мы пошли
(кладут инструменты и ходят на всей сцене)
Инструменты мы нашли
Инструменты в руки взяли
Немножко вальс на них сыграли
(играют вальс)
По дорожке поскокали
(кладут инструменты и идут подскоками)
Ножки вновь у нас устали
Инструменты в руки взяли
Пляску русскую сыграли
(играют)
Муз. рук. Эта игра способствует слуховому вниманию, умения различать музыкальные жанры, чувства темпа в игре на музыкальных интрументах.
5)Релаксация
Муз. рук. ПРЕДСТАВТЕ ЧТО К КАЖДОМУ ИХ СУСТАВЧЕКУ ПРИВЯЗАНА НИТЬ. Сначало все нити натянуты и куклы стоят с прямыми спинами и высоко подтянутыми руками, т.к к кончикам их пальцев тоже привязаны нити. Но вот я поочередноначинаю отрезать ножницами нити, идущие от пальцев, и они свободно опускаются. Когда отрезаю ниточки от локтей свободно опускаются руки. Дальше отрезаю ниточку от головы, спины, колений. Наша марионетка совсем расслабилась и либо села на корточки, либо мягко опустилась на пол.
Муз. рук. Это упражнения учит детей расслаблению. Да и повалятся на полу большое удовольствие для детей.
Детям очень нравится играть на те же самые произведения, которые они слышат на занятиях в аудиозаписи в исполнении оркестра. Они искренне радуются каждому удачно исполненному произведению.
Большое удовольствие им доставляют «публичные» выступления на утренниках на открытых занятиях.
Бесспорна и воспитательная функция оркестра поскольку коллективное музицирование является также одной из форм общения. У детей появляется ответственность за правильное исполнения своей партии, сосредоточенность.
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возрата в процессе игры на детских музыкальных иструментах повышается качество знания. Ребенок становится не просто поссивным собирателем информации, а непосредственным участником событий.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический доклад на тему "Развитие музыкальности и чувства ритма у детей дошкольного возраста на уроках ритмики"
Методический доклад на тему "Развитие музыкальности и чувства ритма у детей дошкольного возраста на уроках ритмики" в котором дано описание целей и основных задач предмету "ритмика", раскрывается...
«Игры на развитие чувства ритма у детей подготовительной группы»
Развитие чувства ритма является одной из предпосылок условий реализации речевой деятельности.Хорошо развитое чувство ритма создаёт базу для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи: слоговой стр...
Развитие музыкальности и чувства ритма у детей дошкольного возраста на занятиях ритмикой
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыка и музыкальное воспитание играют особую роль во всестороннем, полноценном развитии ребенка. Развитие ...
мастер -класс "Использование технологии «Развитие исполнительских умений дошкольников в музыкально-дидактических играх» Гогоберидзе А.Г. для формирования чувства ритма у детей дошкольного возраста
презентация и текст...
Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма для детей подготовительной группы
quot;Весенние ритмы"...
Мастер-класс для родителей «Обучению детей старшего дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах»
Форма проведения: педагогическая мастерская.Участники: родители и дети старшего дошкольного возраста.Цель мастер-класса: обучение участников мастер-класса применению использования системы элементарног...
Консультация музыкального руководителя для педагогов и специалистов. Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах
Ритмы сопровождают нас повсюду. Трудно представить себе область, где бы человек ни сталкивался с ритмом....