«Обучение школьников 5-11 классов основам декупажа»
методическая разработка
Данная методическая разработка «Обучение школьников основам декупажа» является частью учебно-методического комплекса дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Креативное рукоделие. Декупаж». В разработке представлены рекомендации по подбору художественных материалов и принадлежностей, методические рекомендации по обучению школьников основам декупажа, дидактические материалы для поэтапного ведения работы. Предлагаемый методический материал может быть полезен как педагогам дополнительного образования, так и учителям начальных классов.
Актуальность методики обучения декорирования предметов быта в техники декупаж обусловлена широкими возможностями этой техники и большой популярностью в декорировании, играет большую роль в художественно-эстетическом развитии школьников. Обучение декупажу активизирует творческую и познавательную деятельность обучающихся, развивает фантазию, оказывает положительное влияние на формирование их эстетической культуры в целом. Декупаж техника рисования в традиционной форме и с применением дополнительных материалов способствует выработке навыка аккуратной работы; развитию усидчивости и внимания, наблюдательности, зрительной памяти и глазомера, мелкой моторики рук, развитию художественно-образного мышления, фантазии.
Данная методическая разработка основана на положительном опыте обучения школьников основам Декупажа и предлагает обучение декорированию в этой технике различных предметов быта. Для усиления мотивации обучения основам декупажа важно создать ребенку ситуацию успеха, этого можно достигнуть путем раскрытия основных способов работы и различных техник, приёмов. Осознание того, что декупаж является модным направлением и востребованным способом декорирования делает занятия более привлекательными для детей, вызывает чувство удовлетворенности от работы, а творческие успехи служат стимулом к дальнейшему освоению данной популярной техники. В итоге дети создают яркие декоративные поделки, не только художественно-декоративные сувениры но и унитарные изделия т.е. с практической пользой. Создавая красоту своими руками, обучающиеся испытывают чувство гордости за свой труд.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Гимназия №11 Василеостровского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
«Обучение школьников 5-11 классов основам декупажа»
Автор-составитель
педагог дополнительного образования
Солоделова Анна Алексеевна
Санкт-Петербург
2022
Содержание
1. | Пояснительная записка | 2 |
2. | Материалы и принадлежности для декупажа | 4 |
3. | Методические рекомендации по обучению школьников основам декупажа | 5 |
3.1 | Тема: Декупаж свечи | 7 |
3.2 | Тема: Декупаж бутылок | 7 |
3.3 | Тема: Декупаж с техникой «состаривание» Декупаж и кракелюр. | 8 |
- Пояснительная записка
Данная методическая разработка «Обучение школьников основам декупажа» является частью учебно-методического комплекса дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Креативное рукоделие. Декупаж». В разработке представлены рекомендации по подбору художественных материалов и принадлежностей, методические рекомендации по обучению школьников основам декупажа, дидактические материалы для поэтапного ведения работы. Предлагаемый методический материал может быть полезен как педагогам дополнительного образования, так и учителям начальных классов.
Актуальность методики обучения декорирования предметов быта в техники декупаж обусловлена широкими возможностями этой техники и большой популярностью в декорировании, играет большую роль в художественно-эстетическом развитии школьников. Обучение декупажу активизирует творческую и познавательную деятельность обучающихся, развивает фантазию, оказывает положительное влияние на формирование их эстетической культуры в целом. Декупаж техника рисования в традиционной форме и с применением дополнительных материалов способствует выработке навыка аккуратной работы; развитию усидчивости и внимания, наблюдательности, зрительной памяти и глазомера, мелкой моторики рук, развитию художественно-образного мышления, фантазии.
Данная методическая разработка основана на положительном опыте обучения школьников основам Декупажа и предлагает обучение декорированию в этой технике различных предметов быта. Для усиления мотивации обучения основам декупажа важно создать ребенку ситуацию успеха, этого можно достигнуть путем раскрытия основных способов работы и различных техник, приёмов. Осознание того, что декупаж является модным направлением и востребованным способом декорирования делает занятия более привлекательными для детей, вызывает чувство удовлетворенности от работы, а творческие успехи служат стимулом к дальнейшему освоению данной популярной техники. В итоге дети создают яркие декоративные поделки, не только художественно-декоративные сувениры но и унитарные изделия т.е. с практической пользой. Создавая красоту своими руками, обучающиеся испытывают чувство гордости за свой труд.
Цель применения данной методики: обучение основам декорирования в техники декупажа посредством нестандартных подходов, раскрытия основных технических приемов. Развитие личности учащегося, его творческих способностей и индивидуальных дарований через занятия художественно-прикладным творчеством, создание условий для развития творческого потенциала, заложенного в ребёнке природой.
Задачи:
- знакомство с основными техническими приемами декупажа:
состаривание, кракелюр, грунтовка, тонирование.
- технологиям декорирования изделий из дерева, стекла, металла, картона, ткани;
- техническим навыкам конструирования и моделирования из различных материалов;
- знаниям по истории национальной культуры;
- современным техниками декорирования;
- основам знаний в области композиции, формообразовании, цветоведения в декоративно-прикладном искусстве;
- развивать креативные способности детей.
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание обучающихся;
- воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
- добиться максимальной самостоятельности
Данная методическая разработка рекомендуется для работы с детьми школьного возраста (10-17 лет).
- Материалы и принадлежности для Декупажа
Для более успешного освоения техники декупажа занятия по обучению нужно вести с использованием качественных материалов. Для проведения предлагаемых занятий потребуются следующие материалы и принадлежности:
- Кисти. Для декупажа применяют кисти: № 2, 3 - для прорисовки мелких деталей и № 5,6,7,8 - для работы с клеем и грунтовки и тонирования. Они должны быть мягкими, упругими. После окончания работы кисти необходимо промывать, придавая волосяному пучку правильную форму.
- Различного размера губки используют для грунтовки изделия.
- Палитры. Палитра может быть специальной пластиковой или белая фарфоровая тарелка.
- Емкость для воды. Лучше всего иметь две банки с водой: одна для промывания кисти, другая для добавления в краски.
- Салфетка для протирки кистей. Это может быть тряпочка из мягкой хлопковой ткани или нетканого полотна. С помощью салфетки можно быстро осушить кисть, собрать с нее лишнюю воду.
- Краски. Для декупажа используют акриловые краски.
- В качестве грунта используют акриловую краску белого цвета. Закрепляют работу акриловым лаком.
- Кракелюрные однокомпонентные и двухкомпонентные лаки для состаривания и придания интересной фактуры изделию.
- Салфетки для декупажа или декупажные карты.
- Методические рекомендации по обучению школьников основам декупажа
Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала (словесным методом) с демонстрацией уже декорированных вещей, репродукцией, посещение выставок, музеев, а также практическую деятельность, являющуюся основной.
На занятиях обучающиеся должны усвоить зависимость создаваемого ими образа от материала, его физических качеств и особенностей. Некоторым детям оказывается дополнительная индивидуальная помощь. Предусмотрено последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнять обучающимся.
Обучающиеся будут знать:
-Многочисленные примеры декоративной трактовки форм в истории декоративного искусства самых с ранних времен.
-Зависимость создаваемого ими образа от материала, его физических качеств и особенностей.
-Материал, его свойство и технологии.
-Понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства.
-виды декорирования различных предметов;
-декорирование в традициях народной культуры;
-историю возникновения и развития таких техник декорирования как Декупаж, Кракле, Мраморирования, Скрапбукинг, Квилинг и многие другие.
-национальную культуру, историю декорирования у разных народов, обычаи и традиции в изготовлении предметов и поделок.
-технологию изготовления изделий из папье-маше, и других подручных материалов;
-свойства различных видов материалов тканей, бумаги, дерева, металла, стекла, свечного геля, мыльной основы, эфирных и базовых масел.
- варианты композиционного размещения декоративных элементов.
В результате обучающиеся будут уметь:
-выполнять декоративные изделия по готовым схемам, рисункам, эскизам;
-создавать предметы декоративного искусства.
-декорировать формы, предметы и элементы интерьера.
-использовать линию ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи.
-применять процесс стилизации природных форм в декоративные.
-объяснять взаимосвязь формы украшаемого изделия и орнамента.
-применять различные виды декорирования.
- навыки работы с различными материалами и в различных техниках.
-учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа предметов декоративно-прикладного искусства.
-применять полученные знания на практике.
-экономно расходовать материалы;
-качественно с технологической точки выполнять изделия;
-многочисленные примеры декоративной трактовки форм в истории декоративного искусства самых с ранних времен.
-понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства.
На занятиях необходимо:
- создание атмосферы доброжелательности: диалогичность обучения, личный пример педагога в показе технических и эстетических приемов, акцентирование внимания обучающихся на удачных местах выполненных работ;
- использование репродуктивного метода обучения, применяя следующие формы работы: объяснение, упражнения, повторение наглядного изображения объекта, неоднократное повторение последовательности выполнения того или другого практического задания;
- проведение занятий в форме мастер-класса, творческой мастерской, экспериментальной мастерской;
- создание единого творческого настроя педагога и обучающихся: обсуждение работ, создание выставок.
Занятия по обучению технике декупажа целесообразно организовать по принципу от простого к сложному. Задания нужно подбирать с учетом постепенного возрастания трудности их выполнения, чтобы у детей не возникло отторжения. Во время занятий необходимо создать атмосферу творческого вдохновения. На занятиях используется следующая последовательность тем по изучению декупажа:
- «Декупаж свечи»;
- «Декупаж бутылки или вазы»;
- «Декупаж с использованием кракелюрных лаков»;
Эксперименты с необычными материалами вносят разнообразие в процесс освоения приемов работы. Занятия становятся более привлекательными для детей, вызывают чувство удовлетворенности от работы и служат стимулом к дальнейшему обучению.
В ходе занятий с целью недопущения и предупреждения травм педагогу следует обратить внимание на важные моменты в работе с материалами и инструментами.
3.1. Тема: Декупаж свечи
Методические рекомендации: если дети еще не имеют навыков декупажа, то первые занятия рекомендуется проводить с темы «Декупаж свечи».
Задачи: познакомить обучающихся с техникой декупаж и материалами и инструментами.
Материалы: свеча белая широкая, высота не менее 5 см. Салфетки для декупажа, ложка, нагревательный элемент (свеча).
Техника выполнения: сначала выбираем сюжет для декорирования на салфетке. Затем вырезаем его или вырываем аккуратно руками. Накладываем его на свечу, предварительно сняв лишние белые слои салфетки, оставив слой с изображением. Далее нагреваем ложку над свечой и круговыми движениями приглаживаем салфетку к свече до полного приклеивания.
3.2. Тема: «Декупаж бутылки или вазы»
Методические рекомендации: Нужно объяснить и показать обучающимся, основные приёмы грунтовки. Затем закрепляют навыки техники декупаж.
Задачи: познакомить обучающихся с декорированием бутылки или вазы в технике декупаж, материалами и инструментами.
Материалы: акриловая краска белая в качестве грунта. Губки поролоновые и кисти для нанесения грунта. Салфетки для декупажа, клей пва, вода, баночка для воды, кисть мягкая и широкая синтетика. Лак акриловый.
Техника выполнения: загрунтовать вазу поролоновой губкой или большой кистью смоченные в акриловой белой краской. Необходимо получить ровную однородную фактуру поверхности. После полного высыхания грунта, приклеить, выбранный на салфетке сюжет разбавленным водой клеем ПВА. Необходимо аккуратно приклеивать салфетку от центра к краям, не допуская пузырьков и неровностей. Клеить нужно осторожно, чтобы не порвать салфетку. После полного высыхания салфетки можно добавить некоторые детали кистью акриловыми красками. Далее изделие покрывается лаком.
3.3. Тема: «Кракелюр в декупаже». «Декорирование деревянной доски»
Методические рекомендации: использование кракелюрного лака в декупаже – интересный прием. Для создания интересных эффектов состаривания и потрескавшейся поверхности используется кракелюрный лак. Кракелюрный лак бывает однофазный и двухфазный. В этом случае мы используем однофазный кракелюрный лак. Необычный прием с применением кракелюрного лака придаёт изделию особое состояние старинной вещи. Детям нравится экспериментировать с разными приёмами, они погружаются в игровую волшебную атмосферу подобных занятий.
Задачи: познакомить обучающихся с техникой нанесения кракелюрного лака, познакомить с приемом декорирования с помощью кракелюрного лака в декупаже.
Материал: Кракелюрный лак, деревянная доска, кисть для приклеивания салфеток, емкость с водой, палитра, акриловые краски, клей ПВА,губка, акриловый лак.
Техника выполнения: Грунтуем деревянную доску белой акриловой краской с помощью губки. Приклеиваем понравившийся сюжет из декупажной карты или салфетки. После полного высыхания наносим однофазный кракелюрный лак. После того как лак растрескался и высох втираем с помощью салфетки или мягкой тряпки в трещены подобранный колер (темнее сюжета на приклееной салфетке) Получается эффект состаривания. Готовое изделие покрываем лаком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Вундеркиндами рождаются, а успешными - становятся ( Дни Науки как средство мотивации к обучению школьников 5-11 классов)"
Данный проект реализуется в нашей школе с 01.01.2013 года. Актуальность проекта: для инновационного развития экономики Московской области требуются новые кадры, обладающие навыками и умениями, обеспеч...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/01/picture-550622-1422818933.jpg)
Программа курса “Английская грамматика в тестах” для профильно-ориентированного (гуманитарного) обучения школьников 10-11 классов, изучающих английский язык, разработана учителем английского языка Барчук Л.В. (2010-2011г.)
Программа курса “Английская грамматика в тестах” посвящена повторению к углубленному изучению грамматики с целью успешной сдачи ЕГЭ, ОГЭ....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/03/picture-748753-1454530613.jpg)
Основы развивающего обучения в школе. Технологии реализации индивидуального подхода в обучении школьников.
(Выступление на ММО учителей информатики ЗМР)...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/16/picture-879853-1494957523.jpg)
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 5-6 КЛАССОВ ИЗОБРАЖЕНИЮ ПЕЙЗАЖА
Для того чтобы добиться положительных результатов работы, необходимо так руководить изобразительной деятельностью школьника, чтобы он на каждом этапе видел свои успехи. Это может быть до...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/27/picture-394130-1538045090.jpg)
Методика изучения мотивации обучения школьников 5-11 классов
Методика М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/08/picture-654799-1599572723.jpg)
Организация занятий с использованием современных телекоммуникационных технологий для обучения школьников в актированные дни на основе смешанной технологии обучения
Города Крайнего Севера, в то числе Нижневартовск ежегодно зимой сталкиваются с проблемой актированных дней, когда дети не посещают учебные занятия в школе из-за низкой температуры воздуха. В связи с э...
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/14/picture-665843-1689361639.jpg)
Описание учебно-методического комплекса «Методические материалы по химии для заочного обучения школьников 7–11 классов»
ВВЕДЕНИЕУчебно-методический комплекс (УМК) «Методические материалы по химии для заочного обучения школьников 7–11 классов» направлен на решение актуальных задач организации дополните...