«Обучение школьников 5-11 классов основам декупажа»
методическая разработка
Данная методическая разработка «Обучение школьников основам декупажа» является частью учебно-методического комплекса дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Креативное рукоделие. Декупаж». В разработке представлены рекомендации по подбору художественных материалов и принадлежностей, методические рекомендации по обучению школьников основам декупажа, дидактические материалы для поэтапного ведения работы. Предлагаемый методический материал может быть полезен как педагогам дополнительного образования, так и учителям начальных классов.
Актуальность методики обучения декорирования предметов быта в техники декупаж обусловлена широкими возможностями этой техники и большой популярностью в декорировании, играет большую роль в художественно-эстетическом развитии школьников. Обучение декупажу активизирует творческую и познавательную деятельность обучающихся, развивает фантазию, оказывает положительное влияние на формирование их эстетической культуры в целом. Декупаж техника рисования в традиционной форме и с применением дополнительных материалов способствует выработке навыка аккуратной работы; развитию усидчивости и внимания, наблюдательности, зрительной памяти и глазомера, мелкой моторики рук, развитию художественно-образного мышления, фантазии.
Данная методическая разработка основана на положительном опыте обучения школьников основам Декупажа и предлагает обучение декорированию в этой технике различных предметов быта. Для усиления мотивации обучения основам декупажа важно создать ребенку ситуацию успеха, этого можно достигнуть путем раскрытия основных способов работы и различных техник, приёмов. Осознание того, что декупаж является модным направлением и востребованным способом декорирования делает занятия более привлекательными для детей, вызывает чувство удовлетворенности от работы, а творческие успехи служат стимулом к дальнейшему освоению данной популярной техники. В итоге дети создают яркие декоративные поделки, не только художественно-декоративные сувениры но и унитарные изделия т.е. с практической пользой. Создавая красоту своими руками, обучающиеся испытывают чувство гордости за свой труд.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_dekupazhu_aas.docx | 40.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Гимназия №11 Василеостровского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
«Обучение школьников 5-11 классов основам декупажа»
Автор-составитель
педагог дополнительного образования
Солоделова Анна Алексеевна
Санкт-Петербург
2022
Содержание
1. | Пояснительная записка | 2 |
2. | Материалы и принадлежности для декупажа | 4 |
3. | Методические рекомендации по обучению школьников основам декупажа | 5 |
3.1 | Тема: Декупаж свечи | 7 |
3.2 | Тема: Декупаж бутылок | 7 |
3.3 | Тема: Декупаж с техникой «состаривание» Декупаж и кракелюр. | 8 |
- Пояснительная записка
Данная методическая разработка «Обучение школьников основам декупажа» является частью учебно-методического комплекса дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Креативное рукоделие. Декупаж». В разработке представлены рекомендации по подбору художественных материалов и принадлежностей, методические рекомендации по обучению школьников основам декупажа, дидактические материалы для поэтапного ведения работы. Предлагаемый методический материал может быть полезен как педагогам дополнительного образования, так и учителям начальных классов.
Актуальность методики обучения декорирования предметов быта в техники декупаж обусловлена широкими возможностями этой техники и большой популярностью в декорировании, играет большую роль в художественно-эстетическом развитии школьников. Обучение декупажу активизирует творческую и познавательную деятельность обучающихся, развивает фантазию, оказывает положительное влияние на формирование их эстетической культуры в целом. Декупаж техника рисования в традиционной форме и с применением дополнительных материалов способствует выработке навыка аккуратной работы; развитию усидчивости и внимания, наблюдательности, зрительной памяти и глазомера, мелкой моторики рук, развитию художественно-образного мышления, фантазии.
Данная методическая разработка основана на положительном опыте обучения школьников основам Декупажа и предлагает обучение декорированию в этой технике различных предметов быта. Для усиления мотивации обучения основам декупажа важно создать ребенку ситуацию успеха, этого можно достигнуть путем раскрытия основных способов работы и различных техник, приёмов. Осознание того, что декупаж является модным направлением и востребованным способом декорирования делает занятия более привлекательными для детей, вызывает чувство удовлетворенности от работы, а творческие успехи служат стимулом к дальнейшему освоению данной популярной техники. В итоге дети создают яркие декоративные поделки, не только художественно-декоративные сувениры но и унитарные изделия т.е. с практической пользой. Создавая красоту своими руками, обучающиеся испытывают чувство гордости за свой труд.
Цель применения данной методики: обучение основам декорирования в техники декупажа посредством нестандартных подходов, раскрытия основных технических приемов. Развитие личности учащегося, его творческих способностей и индивидуальных дарований через занятия художественно-прикладным творчеством, создание условий для развития творческого потенциала, заложенного в ребёнке природой.
Задачи:
- знакомство с основными техническими приемами декупажа:
состаривание, кракелюр, грунтовка, тонирование.
- технологиям декорирования изделий из дерева, стекла, металла, картона, ткани;
- техническим навыкам конструирования и моделирования из различных материалов;
- знаниям по истории национальной культуры;
- современным техниками декорирования;
- основам знаний в области композиции, формообразовании, цветоведения в декоративно-прикладном искусстве;
- развивать креативные способности детей.
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание обучающихся;
- воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
- добиться максимальной самостоятельности
Данная методическая разработка рекомендуется для работы с детьми школьного возраста (10-17 лет).
- Материалы и принадлежности для Декупажа
Для более успешного освоения техники декупажа занятия по обучению нужно вести с использованием качественных материалов. Для проведения предлагаемых занятий потребуются следующие материалы и принадлежности:
- Кисти. Для декупажа применяют кисти: № 2, 3 - для прорисовки мелких деталей и № 5,6,7,8 - для работы с клеем и грунтовки и тонирования. Они должны быть мягкими, упругими. После окончания работы кисти необходимо промывать, придавая волосяному пучку правильную форму.
- Различного размера губки используют для грунтовки изделия.
- Палитры. Палитра может быть специальной пластиковой или белая фарфоровая тарелка.
- Емкость для воды. Лучше всего иметь две банки с водой: одна для промывания кисти, другая для добавления в краски.
- Салфетка для протирки кистей. Это может быть тряпочка из мягкой хлопковой ткани или нетканого полотна. С помощью салфетки можно быстро осушить кисть, собрать с нее лишнюю воду.
- Краски. Для декупажа используют акриловые краски.
- В качестве грунта используют акриловую краску белого цвета. Закрепляют работу акриловым лаком.
- Кракелюрные однокомпонентные и двухкомпонентные лаки для состаривания и придания интересной фактуры изделию.
- Салфетки для декупажа или декупажные карты.
- Методические рекомендации по обучению школьников основам декупажа
Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала (словесным методом) с демонстрацией уже декорированных вещей, репродукцией, посещение выставок, музеев, а также практическую деятельность, являющуюся основной.
На занятиях обучающиеся должны усвоить зависимость создаваемого ими образа от материала, его физических качеств и особенностей. Некоторым детям оказывается дополнительная индивидуальная помощь. Предусмотрено последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнять обучающимся.
Обучающиеся будут знать:
-Многочисленные примеры декоративной трактовки форм в истории декоративного искусства самых с ранних времен.
-Зависимость создаваемого ими образа от материала, его физических качеств и особенностей.
-Материал, его свойство и технологии.
-Понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства.
-виды декорирования различных предметов;
-декорирование в традициях народной культуры;
-историю возникновения и развития таких техник декорирования как Декупаж, Кракле, Мраморирования, Скрапбукинг, Квилинг и многие другие.
-национальную культуру, историю декорирования у разных народов, обычаи и традиции в изготовлении предметов и поделок.
-технологию изготовления изделий из папье-маше, и других подручных материалов;
-свойства различных видов материалов тканей, бумаги, дерева, металла, стекла, свечного геля, мыльной основы, эфирных и базовых масел.
- варианты композиционного размещения декоративных элементов.
В результате обучающиеся будут уметь:
-выполнять декоративные изделия по готовым схемам, рисункам, эскизам;
-создавать предметы декоративного искусства.
-декорировать формы, предметы и элементы интерьера.
-использовать линию ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи.
-применять процесс стилизации природных форм в декоративные.
-объяснять взаимосвязь формы украшаемого изделия и орнамента.
-применять различные виды декорирования.
- навыки работы с различными материалами и в различных техниках.
-учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа предметов декоративно-прикладного искусства.
-применять полученные знания на практике.
-экономно расходовать материалы;
-качественно с технологической точки выполнять изделия;
-многочисленные примеры декоративной трактовки форм в истории декоративного искусства самых с ранних времен.
-понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства.
На занятиях необходимо:
- создание атмосферы доброжелательности: диалогичность обучения, личный пример педагога в показе технических и эстетических приемов, акцентирование внимания обучающихся на удачных местах выполненных работ;
- использование репродуктивного метода обучения, применяя следующие формы работы: объяснение, упражнения, повторение наглядного изображения объекта, неоднократное повторение последовательности выполнения того или другого практического задания;
- проведение занятий в форме мастер-класса, творческой мастерской, экспериментальной мастерской;
- создание единого творческого настроя педагога и обучающихся: обсуждение работ, создание выставок.
Занятия по обучению технике декупажа целесообразно организовать по принципу от простого к сложному. Задания нужно подбирать с учетом постепенного возрастания трудности их выполнения, чтобы у детей не возникло отторжения. Во время занятий необходимо создать атмосферу творческого вдохновения. На занятиях используется следующая последовательность тем по изучению декупажа:
- «Декупаж свечи»;
- «Декупаж бутылки или вазы»;
- «Декупаж с использованием кракелюрных лаков»;
Эксперименты с необычными материалами вносят разнообразие в процесс освоения приемов работы. Занятия становятся более привлекательными для детей, вызывают чувство удовлетворенности от работы и служат стимулом к дальнейшему обучению.
В ходе занятий с целью недопущения и предупреждения травм педагогу следует обратить внимание на важные моменты в работе с материалами и инструментами.
3.1. Тема: Декупаж свечи
Методические рекомендации: если дети еще не имеют навыков декупажа, то первые занятия рекомендуется проводить с темы «Декупаж свечи».
Задачи: познакомить обучающихся с техникой декупаж и материалами и инструментами.
Материалы: свеча белая широкая, высота не менее 5 см. Салфетки для декупажа, ложка, нагревательный элемент (свеча).
Техника выполнения: сначала выбираем сюжет для декорирования на салфетке. Затем вырезаем его или вырываем аккуратно руками. Накладываем его на свечу, предварительно сняв лишние белые слои салфетки, оставив слой с изображением. Далее нагреваем ложку над свечой и круговыми движениями приглаживаем салфетку к свече до полного приклеивания.
3.2. Тема: «Декупаж бутылки или вазы»
Методические рекомендации: Нужно объяснить и показать обучающимся, основные приёмы грунтовки. Затем закрепляют навыки техники декупаж.
Задачи: познакомить обучающихся с декорированием бутылки или вазы в технике декупаж, материалами и инструментами.
Материалы: акриловая краска белая в качестве грунта. Губки поролоновые и кисти для нанесения грунта. Салфетки для декупажа, клей пва, вода, баночка для воды, кисть мягкая и широкая синтетика. Лак акриловый.
Техника выполнения: загрунтовать вазу поролоновой губкой или большой кистью смоченные в акриловой белой краской. Необходимо получить ровную однородную фактуру поверхности. После полного высыхания грунта, приклеить, выбранный на салфетке сюжет разбавленным водой клеем ПВА. Необходимо аккуратно приклеивать салфетку от центра к краям, не допуская пузырьков и неровностей. Клеить нужно осторожно, чтобы не порвать салфетку. После полного высыхания салфетки можно добавить некоторые детали кистью акриловыми красками. Далее изделие покрывается лаком.
3.3. Тема: «Кракелюр в декупаже». «Декорирование деревянной доски»
Методические рекомендации: использование кракелюрного лака в декупаже – интересный прием. Для создания интересных эффектов состаривания и потрескавшейся поверхности используется кракелюрный лак. Кракелюрный лак бывает однофазный и двухфазный. В этом случае мы используем однофазный кракелюрный лак. Необычный прием с применением кракелюрного лака придаёт изделию особое состояние старинной вещи. Детям нравится экспериментировать с разными приёмами, они погружаются в игровую волшебную атмосферу подобных занятий.
Задачи: познакомить обучающихся с техникой нанесения кракелюрного лака, познакомить с приемом декорирования с помощью кракелюрного лака в декупаже.
Материал: Кракелюрный лак, деревянная доска, кисть для приклеивания салфеток, емкость с водой, палитра, акриловые краски, клей ПВА,губка, акриловый лак.
Техника выполнения: Грунтуем деревянную доску белой акриловой краской с помощью губки. Приклеиваем понравившийся сюжет из декупажной карты или салфетки. После полного высыхания наносим однофазный кракелюрный лак. После того как лак растрескался и высох втираем с помощью салфетки или мягкой тряпки в трещены подобранный колер (темнее сюжета на приклееной салфетке) Получается эффект состаривания. Готовое изделие покрываем лаком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Вундеркиндами рождаются, а успешными - становятся ( Дни Науки как средство мотивации к обучению школьников 5-11 классов)"
Данный проект реализуется в нашей школе с 01.01.2013 года. Актуальность проекта: для инновационного развития экономики Московской области требуются новые кадры, обладающие навыками и умениями, обеспеч...
Программа курса “Английская грамматика в тестах” для профильно-ориентированного (гуманитарного) обучения школьников 10-11 классов, изучающих английский язык, разработана учителем английского языка Барчук Л.В. (2010-2011г.)
Программа курса “Английская грамматика в тестах” посвящена повторению к углубленному изучению грамматики с целью успешной сдачи ЕГЭ, ОГЭ....
Основы развивающего обучения в школе. Технологии реализации индивидуального подхода в обучении школьников.
(Выступление на ММО учителей информатики ЗМР)...
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 5-6 КЛАССОВ ИЗОБРАЖЕНИЮ ПЕЙЗАЖА
Для того чтобы добиться положительных результатов работы, необходимо так руководить изобразительной деятельностью школьника, чтобы он на каждом этапе видел свои успехи. Это может быть до...
Методика изучения мотивации обучения школьников 5-11 классов
Методика М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина...
Организация занятий с использованием современных телекоммуникационных технологий для обучения школьников в актированные дни на основе смешанной технологии обучения
Города Крайнего Севера, в то числе Нижневартовск ежегодно зимой сталкиваются с проблемой актированных дней, когда дети не посещают учебные занятия в школе из-за низкой температуры воздуха. В связи с э...
Описание учебно-методического комплекса «Методические материалы по химии для заочного обучения школьников 7–11 классов»
ВВЕДЕНИЕУчебно-методический комплекс (УМК) «Методические материалы по химии для заочного обучения школьников 7–11 классов» направлен на решение актуальных задач организации дополните...