Проект
проект

Проект

«Психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные)

сопровождения социально уязвимых учащихся в области воспитания»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx41.41 КБ
Файл obrazovatelnyy_proekt.pptx110.41 КБ

Предварительный просмотр:

                    Проект

«Психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные)

сопровождения социально уязвимых учащихся в области воспитания»

                   МБОУ «Златоруновская СОШ»

2020г

                            Оглавление

Оглавление…………………………………………………………………………..2

Обоснование необходимости реализации проекта. Актуальность………….3-4

Результаты анкетирования.   Проблема …………………………………………5

Цели и задачи проекта ………………………………………………..…………..6

Целевая аудитория  проекта ……………………………………………………..7-9

Мероприятия проекта …………………………………………………………10-11

Ожидаемые результаты…………………………………………………………12 Сроки реализации проекта. Ресурсы, поддерживающие реализацию проекта

………………………………………………………………………………………13

Финансирование  ………………….………………………………………………14

Риски проекта………………………………………………………………………15

Приложение 1……………………………………………………………………..16

     

   

   «Психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные)

сопровождения социально уязвимых учащихся в области воспитания»

I Обоснование необходимости реализации проекта

Актуальность

      «К каждому ребенку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой. Не успех, а усилие заслуживает награды»                                                                       (Д. Рескин)    

         Изменения, происходящие в России, затрагивают все сферы жизни и деятельности общества, особенно это касается школьного образования. Приоритетным направлением модернизации современного общего и специального образования в изменяющейся России выступает инклюзивное образование.   В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761) отмечено, что в Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество.

         А также в  профессиональном стандарте педагог указана следующая  профессиональная компетентность «Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся, среди которых и социально-уязвимые дети».  

          В условиях современного российского образования согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и Профессиональному стандарту педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель) от 18.10.2013 г. № 544 одной из ключевых компетенций педагога является готовность и способность работать с различными контингентами учащихся,  среди которых и социально уязвимые дети».    В соответствии с данными законами, для успешной воспитательной работы с социально уязвимыми детьми необходимо нашим педагогам освоить психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные). Современной школе нужен педагог, который должен отвечать современным требованиям, быть образованным специалистом, творческой личностью, осознавать и реализовывать новые технологии в образовании, добиваться высоких результатов в своей профессиональной деятельности.

       Факты и случаи, излагаемые в средствах массовой информации, в газетах, по телевидению говорят о том, что во многих больших и малых городах и селах нашей страны увеличивается число социально уязвимых семей. Эти проблемные вопросы, которые сопровождают жизнь человеческого общества с давних времен и в наше современное время обозначены достаточно остро. Государство обеспокоено и пытается найти пути решения проблем, касающихся данной категории  семей, особенно детей, живущих в таких семьях. В нашем небольшом поселке также существует данная проблема, которая требует участия в её разрешении большого числа заинтересованных лиц в защите прав детей.                                                                                                                                               Школа также призвана стать одним из главных участников оказания помощи и содействия детям из социально уязвимых  семей.

        Таким образом, согласно ООП ООО Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Златоруновская средняя общеобразовательная школа», а также  Профессиональному стандарту педагога коллектив нашей школы  постепенно должен переходить не только в образовании, но и в воспитании к практике сопровождения социально уязвимых детей. Приведенное  в качестве эпиграфа  высказывание Д. Рескина как нельзя лучше отражают дух и суть инклюзивного образования. В связи с этим перед педагогами нашей школы встает задача освоения и применения психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных) необходимых для адресной работы с социально уязвимыми детьми в области воспитания.

II Результаты анкетирования. Проблема.

Результаты анкетирования педагогов МБОУ «Златоруновская СОШ».

       Для получения общих представлений об уровне развития основных компонентов  компетенции, позволяющей работать  с социально уязвимыми детьми в области воспитания, нами  был  использован метод анкетирования.

       Вопросы анкеты (см. приложение 1) составлялись таким образом, чтобы выявить установки, знания, умения и наличие у педагогов опыта трудовых действий, связанных с данной компетенцией. Анализ полученных данных позволяет сформировать представление об уровне развития в целом данной компетенции в  нашем  педагогическом коллективе и выявить наиболее проблемные зоны, над которыми предстоит дальнейшая работа.

      Результаты проведенного анкетирования позволяют сделать следующие выводы о наиболее проблемных зонах в подготовке педагогов к работе с социально уязвимыми детьми:

 - культура инклюзивного образования в области воспитания  пока не сформирована, 92%  педагогов считают уровень своих теоретических знаний для работы с социально-уязвимыми учащимися в области воспитания недостаточным;

 - профессиональная установка на воспитательную работу с данной категорией  детьми находится в стадии формирования, 19  педагогов считают себя мотивационно готовыми к работе с  обучающимися  данной категории.

     На вопрос «Можете ли поделиться в коллективе своими разработками в воспитании социально-уязвимых детей?» педагоги ответили следующим образом: да – 3 педагога, нет – 20 человек.

      Результаты анкетирования педагогов Златоруновской школы (было опрошено 23 педагога)  показали, что   большая часть   педагогов имеет трудности в  воспитательной работе с социально уязвимыми   детьми.

     

   

III Цели и задачи проекта

Цель: формирование у творческой группы навыков воспитательной работы с социально уязвимыми детьми через психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные)

Задачи:

1.освоить новые  психолого-педагогические технологии  в воспитании учащихся данной категории.

2.разработать методическую копилку в  области   воспитания социально уязвимых детей.

3.применить разработанную методику на практике.

4.поделиться опытом работы с коллегами нашей школы.

IV Целевая аудитория  проекта

В апробацию  и внедрение  проекта образовательного учреждения включены:

  • обучающиеся и воспитанники МБОУ «Златоруновская СОШ»;
  • педагогический коллектив школы;
  • обучающиеся и педагоги других образовательных учреждений;
  • органы исполнительной власти и местного самоуправления;
  • родители

Кадровое обеспечение:

-     администрация (директор, заместитель директора по УВР, ВР)

-     педагог-психолог

-     классные руководители

-     учителя, логопед, дефектолог

-     руководители кружков и секций

-     медработник

Основные функции педагогического коллектива в работе с детьми из неблагополучных семей:

Администрация школы:

  • создание условий для работы социально-психологической службы
  • планирование,   принятие   управленческих   решений,   координация действий учителей, классных руководителей, педагога-психолога и других в работе с социально уязвимыми семьями
  •  анализ и контроль результативности работы
  • работа общешкольного родительского комитета

Преподаватели, руководители кружков и секций:

  • создание на занятиях благоприятных условий для усвоения учебного

материала

  • эмоциональная   поддержка,   создание   ситуации   успеха   детям   из

социально уязвимых  семей

  • организация поддерживающих занятий

Педагог-психолог:

  •  проводить консультационную работу с педагогами и родителями по установлению отношений партнерства и сотрудничества
  •  разрабатывать   рекомендации   по   составлению   плана   совместных действий   педагога-психолога, классных руководителей     по     преодолению     недостатков     воспитания     в социально уязвимой  семье,   прогнозировать   позитивные   результаты работы; анализировать результаты выполнения рекомендаций
  • проводить     диагностику     личностного     развития     ребенка     из  социально уязвимой  семьи.  

Классный руководитель

  •  создавать благоприятную обстановку в группе вокруг ребенка из социально уязвимой  семьи
  •  установить     отношения     партнерства     и     сотрудничества     с семьей
  •  планировать работу с социально уязвимыми  семьями
  • создать   банк   данных   о      семьях,   детях   из социально уязвимых семей, обучающихся в группе
  •  создавать и реализовывать индивидуальную работу по воспитанию детей из данной категории
  •  работать с учащимися класса по повышению социального статуса

ребенка из социально уязвимой  семьи

  •  вовлекать ребенка  в кружки и секции по интересам.

Медицинский работник:

  •   организация периодических медицинских осмотров,
  •   профилактическая иммунизация.

Контингент участников: 

Дети и подростки из социально уязвимых  семей

       Кого же относят к социально уязвимым детям?

Федеральный закон N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка 
в Российской Федерации" дает нам разъяснения:

  • Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации: 
  • дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • дети-инвалиды;
  • дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
  • дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
  • дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
  • дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
  • дети-жертвы насилия;
  • дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
  • дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением…; проживающие в малоимущих семьях;
  • дети с отклонениями в поведении;
  • дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи

V План предполагаемых мероприятий по реализации проекта

Сроки реализации

Мероприятия

Аналитический этап

Октябрь  2 неделя 2020 г

1.Создание проблемно-творческой группы по теме проекта.

Октябрь  4 неделя 2020 г

2.Проведение круглого стола по теме внедрения психолого-педагогических технологий  (в том числе инклюзивных)  в области воспитания социально уязвимых детей (обсуждение дальнейших действий).

Ноябрь  1 неделя 2020 г

3.Организация работы по реализации проекта. Проведение анкетирования, выявление проблем по теме проекта.

Ноябрь 2 неделя  2020г

4.Работа по  проекту:  анализ анкет, определение цели и задач  проекта.

Ноябрь 3 неделя 2020г

5.Разработка плана мероприятий для реализации проекта.

Декабрь 1 неделя 2020г

6. Оформление  проекта: подготовка презентации, документации

Декабрь 2 -3 неделя 2020 г

7. Подготовка к защите проекта. Представление проекта.

Основной этап

Январь 4 неделя  2020 г

Февраль 3 неделя

Февраль 4 неделя – март

Апрель 1неделя

Апрель 2 неделя

Май 2 неделя

Июнь 2020г

8.Семинар на тему  «Современные подходы в работе с социально уязвимыми детьми в рамках воспитательного процесса. Преемственность в работе социального педагога, психолога, учителей» - обмен опытом.

9.Тренинг творческой группы «Как организовать воспитательную работу с детьми данной категории?». Создание памятки в виде буклета

 (разработка единых требований по работе с детьми данной категории).

10.Разработка методической копилки (в электронном виде) для воспитательной работы с социально уязвимыми детьми для педагогов нашей школы.

11.Выявление группы учащихся МБОУ «Златоруновской СОШ» из данной категории для дальнейшей воспитательной работы. Работа с классными руководителями, социальным педагогом. Составление банка данных детей из группы риска.

12.Создание  центра сопровождения «Содружество»  социально уязвимых  детей  (в различные мероприятия, занятия, встречи, соревнования и т.д.) Апробация современных подходов в  воспитательной работе  детей начальной школы (1Б).

13. Проведение с учащимися и родителями  ролевой игры «Зеркало» по развитию навыков эффективного общения. Открытое мероприятие.

14.Презентация опыта  по воспитательной работе с социально уязвимыми детьми коллегам нашей школы.

Мероприятия заключительного этапа

Мониторинг

Конец мая 2020г

В течение реализации проекта

Июнь 2020г.

Анкетирование детей,  учителей по теме проекта;  фотоотчёт.

Анализ результатов реализации проекта.

Освещение результатов работы по проекту в СМИ, на школьном сайте, педсовете, районном МС.

Определение перспективы проекта

V Ожидаемые результаты:

  •  Использование новых воспитательных технологий позволит адаптироваться социально уязвимым детям в обществе,  социальном пространстве;  восполнит недостаток внимания к детям данной категории со стороны семьи в общении, заботе, в вовлечении в позитивную деятельность: игровую, трудовую, спортивную и т.д.
  • Повысит уровень профессиональной  компетенции  педагогов  и  специалистов  в  области  воспитания (в том числе инклюзивных) социально уязвимых детей. 
  • Появится  методическая копилка, которая окажет  методическую помощь педагогам нашей школы при воспитательной работе с социально уязвимыми  детьми.

В перспективе планируется сетевое взаимодействие с педагогами нашего района в области воспитательной работы (в том числе инклюзивного) с социально уязвимыми  детьми.

           

                         

VI Сроки реализации проекта

    Январь 2020г. – июнь 2020г.

Ресурсы, поддерживающие реализацию проекта

Нормативно-правовой ресурс

         Работа проектной группы  на базе школы основывается  на имеющихся документах,   законодательно-правовых актах  Российской Федерации, гарантирующих право на образование всем детям, а также основных нормативных документах:

  1. Конвенция о правах ребенка;
  2. Конституция Российской Федерации;
  3.  ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г (с изм. от 19.12.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  4. Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
  5. Программа  развития  МБОУ «Златоруновская СОШ»
  6. Устав МБОУ «Златоруновская СОШ»  (утвержден постановлением администрации Ужурского района от 01.02.2016 г № 48)

Мотивационный ресурс

        Все участники образовательной деятельности  имеют высокий уровень мотивационной готовности к  работе в инновационном режиме, желание повышать свой профессиональный уровень.

Материально-техническая база учреждения

Школа располагает специализированными учебными кабинетами, компьютерным классом, библиотекой с выходом в Интернет, кабинетом технологии для девочек и мастерской для мальчиков, медицинским кабинетом, спортивным залом и спортивной площадкой с полосой препятствий, столовой на 84 места. Учреждение имеет в наличии комплексы УМК, комплекты наглядных пособий, комплекты цифровых образовательных ресурсов, создана локальная сеть.  Наименование оборудования :количество компьютеров -  всего 35, принтеры – 21,  мультимедийные проекторы -18, интерактивные доски -  7.

VII  Финансирование проекта

Источником финансирования деятельности проекта являются собственные.

Рабочей группе необходима 1 упаковка офисной бумаги и заправка  принтера для оформления  буклета.

 Бюджет проекта

Материалы для работы

Кол-во

Цена

Сумма (в рублях)

1.

Офисная бумага А 4

1 упаковка

300 р.

300 р.

2.

Краска для принтера

1шт.

400 р.

400 р.

Итого

700р.

VIII Риски проекта:

       Сильная сторона проекта – использование новых воспитательных технологий позволит адаптироваться социально уязвимым детям в обществе; повысит уровень  воспитательной работы педагогов творческой группы с социально уязвимыми детьми.

Слабые стороны проекта – не сможем заинтересовать детей

                   

     

                                 

                                                                                     

 

 Приложение 1

Вопросы анкеты

Ответы анкеты

1.Что такое инклюзивное воспитание?

2. Назовите группу детей, которые относятся  социально-уязвимым. Перечислите эти группы.

3. Как бы Вы оценили актуальный уровень своих специальных теоретических знаний, необходимых для работы с социально-уязвимыми учащимися в области воспитания.

«Хорошо» -

«Удовлетворительно» -

«Не знаю» -

4. Можете ли поделиться в коллективе своими разработками в воспитании социально-уязвимых детей?

5. Актуально  ли для  Вас владение методикой в области инклюзивного воспитания?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Златоруновская СОШ» 20 20 г. «Психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные) сопровождения социально уязвимых детей в области воспитания»

Слайд 2

Актуальность Приоритетным направлением модернизации современного общего и специального образования в изменяющейся России выступает инклюзивное образование. В Профессиональном стандарте педагог одной из ключевых компетенций педагога является готовность и способность работать с различными контингентами обучающихся, среди которых и социально уязвимые дети». В нашей стране растёт число социально уязвимых детей . Современной школе нужен педагог, который должен отвечать требованиям, быть образованным специалистом, творческой личностью, осознавать и реализовывать новые технологии в образовании, добиваться высоких результатов в своей профессиональной деятельности.

Слайд 3

Проблема Результаты анкетирования педагогов В Златоруновской школе было опрошено 23 педагога и это показало, что большая часть педагогов имеет трудности в воспитательной работе с социально уязвимыми детьми.

Слайд 4

ЦЕЛЬ: формирование у творческой группы навыков воспитательной работы с социально уязвимыми детьми через психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные).

Слайд 5

ЗАДАЧИ: Освоить новые психолого-педагогические технологии в воспитании учащихся данной категории. Разработать методическую копилку в области воспитания социально уязвимых детей. Применить разработанную методику на практике. Поделиться опытом работы с коллегами нашей школы.

Слайд 6

Целевая аудитория проекта В апробацию и внедрение проекта образовательного учреждения могут быть включены: обучающиеся и воспитанники МБОУ « Златоруновская СОШ»; педагогический коллектив школы; обучающиеся и педагоги других образовательных учреждений; органы исполнительной власти и местного самоуправления; родители. Кадровое обеспечение: - администрация (директор, заместители директора по УВР,ВР) - педагог-психолог, логопед, дефектолог - классные руководители - учителя - руководители кружков и секций - медработник

Слайд 7

Кого же относят к социально уязвимым детям? Федеральный закон N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" дает нам разъяснения: дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети-жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением…; проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи

Слайд 8

МЕРОПРИЯТИЯ Семинар на тему «Современные подходы в работе с социально уязвимыми детьми в рамках воспитательного процесса. Преемственность в работе социального педагога, психолога, учителей» - обмен опытом. Тренинг творческой группы «Как организовать воспитательную работу с детьми данной категории?». Создание памятки в виде буклета (единые требования по работе с детьми данной категории). Разработка методической копилки (в электронном виде) для воспитательной работы с социально уязвимыми детьми для педагогов нашей школы.

Слайд 9

МЕРОПРИЯТИЯ Составление банка данных детей. Создание центра сопровождения «Содружество » социально уязвимых детей. Проведение с воспитанниками и родителями ролевой игры «Зеркало» по развитию навыков эффективного общения. Открытое мероприятие. Презентация опыта по воспитательной работе с социально уязвимыми детьми коллегам нашей школы .

Слайд 10

Материально-техническая база учреждения Школа располагает специализированными учебными кабинетами, компьютерным классом, библиотекой с выходом в Интернет, кабинетом технологии для девочек и мастерской для мальчиков, медицинским кабинетом, спортивным залом и спортивной площадкой с полосой препятствий, столовой на 84 места. Учреждение имеет в наличии комплексы УМК, комплекты наглядных пособий, комплекты цифровых образовательных ресурсов, создана локальная сеть. Наименование оборудования :количество компьютеров - всего 35, принтеры – 21, мультимедийные проекторы -18, интерактивные доски - 7.

Слайд 11

Риски проекта Сильная сторона проекта – использование новых воспитательных технологий позволит адаптироваться социально уязвимым детям в обществе. Повысит уровень воспитательной работы педагогов творческой группы с социально уязвимыми детьми. Слабые стороны проекта – не сможем заинтересовать детей и родителей.

Слайд 12

Ожидаемые результаты Повысит уровень профессиональной компетенции педагогов и специалистов в области воспитания (в том числе инклюзивных) социально уязвимых детей. Появится методическая копилка для педагогов МБОУ « Златоруновская СОШ» Использование новых воспитательных технологий позволит адаптироваться социально уязвимым детям в обществе, социальном пространстве; восполнит недостаток внимания к детям данной категории со стороны семьи в общении, заботе, в вовлечении в позитивную деятельность.

Слайд 13

В перспективе планируется сетевое взаимодействие с педагогами нашего района в области воспитательной работы (в том числе инклюзивного) с социально уязвимыми детьми.

Слайд 14

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Январь 2020 – июнь 2020

Слайд 15

Мониторинг Анкетирование детей, учителей по теме проекта; фотоотчёт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...