Проект
проект
Проект
«Психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные)
сопровождения социально уязвимых учащихся в области воспитания»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 41.41 КБ |
obrazovatelnyy_proekt.pptx | 110.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные)
сопровождения социально уязвимых учащихся в области воспитания»
МБОУ «Златоруновская СОШ»
2020г
Оглавление
Оглавление…………………………………………………………………………..2
Обоснование необходимости реализации проекта. Актуальность………….3-4
Результаты анкетирования. Проблема …………………………………………5
Цели и задачи проекта ………………………………………………..…………..6
Целевая аудитория проекта ……………………………………………………..7-9
Мероприятия проекта …………………………………………………………10-11
Ожидаемые результаты…………………………………………………………12 Сроки реализации проекта. Ресурсы, поддерживающие реализацию проекта
………………………………………………………………………………………13
Финансирование ………………….………………………………………………14
Риски проекта………………………………………………………………………15
Приложение 1……………………………………………………………………..16
«Психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные)
сопровождения социально уязвимых учащихся в области воспитания»
I Обоснование необходимости реализации проекта
Актуальность
«К каждому ребенку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой. Не успех, а усилие заслуживает награды» (Д. Рескин)
Изменения, происходящие в России, затрагивают все сферы жизни и деятельности общества, особенно это касается школьного образования. Приоритетным направлением модернизации современного общего и специального образования в изменяющейся России выступает инклюзивное образование. В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761) отмечено, что в Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество.
А также в профессиональном стандарте педагог указана следующая профессиональная компетентность «Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся, среди которых и социально-уязвимые дети».
В условиях современного российского образования согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и Профессиональному стандарту педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель) от 18.10.2013 г. № 544 одной из ключевых компетенций педагога является готовность и способность работать с различными контингентами учащихся, среди которых и социально уязвимые дети». В соответствии с данными законами, для успешной воспитательной работы с социально уязвимыми детьми необходимо нашим педагогам освоить психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные). Современной школе нужен педагог, который должен отвечать современным требованиям, быть образованным специалистом, творческой личностью, осознавать и реализовывать новые технологии в образовании, добиваться высоких результатов в своей профессиональной деятельности.
Факты и случаи, излагаемые в средствах массовой информации, в газетах, по телевидению говорят о том, что во многих больших и малых городах и селах нашей страны увеличивается число социально уязвимых семей. Эти проблемные вопросы, которые сопровождают жизнь человеческого общества с давних времен и в наше современное время обозначены достаточно остро. Государство обеспокоено и пытается найти пути решения проблем, касающихся данной категории семей, особенно детей, живущих в таких семьях. В нашем небольшом поселке также существует данная проблема, которая требует участия в её разрешении большого числа заинтересованных лиц в защите прав детей. Школа также призвана стать одним из главных участников оказания помощи и содействия детям из социально уязвимых семей.
Таким образом, согласно ООП ООО Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Златоруновская средняя общеобразовательная школа», а также Профессиональному стандарту педагога коллектив нашей школы постепенно должен переходить не только в образовании, но и в воспитании к практике сопровождения социально уязвимых детей. Приведенное в качестве эпиграфа высказывание Д. Рескина как нельзя лучше отражают дух и суть инклюзивного образования. В связи с этим перед педагогами нашей школы встает задача освоения и применения психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных) необходимых для адресной работы с социально уязвимыми детьми в области воспитания.
II Результаты анкетирования. Проблема.
Результаты анкетирования педагогов МБОУ «Златоруновская СОШ».
Для получения общих представлений об уровне развития основных компонентов компетенции, позволяющей работать с социально уязвимыми детьми в области воспитания, нами был использован метод анкетирования.
Вопросы анкеты (см. приложение 1) составлялись таким образом, чтобы выявить установки, знания, умения и наличие у педагогов опыта трудовых действий, связанных с данной компетенцией. Анализ полученных данных позволяет сформировать представление об уровне развития в целом данной компетенции в нашем педагогическом коллективе и выявить наиболее проблемные зоны, над которыми предстоит дальнейшая работа.
Результаты проведенного анкетирования позволяют сделать следующие выводы о наиболее проблемных зонах в подготовке педагогов к работе с социально уязвимыми детьми:
- культура инклюзивного образования в области воспитания пока не сформирована, 92% педагогов считают уровень своих теоретических знаний для работы с социально-уязвимыми учащимися в области воспитания недостаточным;
- профессиональная установка на воспитательную работу с данной категорией детьми находится в стадии формирования, 19 педагогов считают себя мотивационно готовыми к работе с обучающимися данной категории.
На вопрос «Можете ли поделиться в коллективе своими разработками в воспитании социально-уязвимых детей?» педагоги ответили следующим образом: да – 3 педагога, нет – 20 человек.
Результаты анкетирования педагогов Златоруновской школы (было опрошено 23 педагога) показали, что большая часть педагогов имеет трудности в воспитательной работе с социально уязвимыми детьми.
III Цели и задачи проекта
Цель: формирование у творческой группы навыков воспитательной работы с социально уязвимыми детьми через психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные)
Задачи:
1.освоить новые психолого-педагогические технологии в воспитании учащихся данной категории.
2.разработать методическую копилку в области воспитания социально уязвимых детей.
3.применить разработанную методику на практике.
4.поделиться опытом работы с коллегами нашей школы.
IV Целевая аудитория проекта
В апробацию и внедрение проекта образовательного учреждения включены:
- обучающиеся и воспитанники МБОУ «Златоруновская СОШ»;
- педагогический коллектив школы;
- обучающиеся и педагоги других образовательных учреждений;
- органы исполнительной власти и местного самоуправления;
- родители
Кадровое обеспечение:
- администрация (директор, заместитель директора по УВР, ВР)
- педагог-психолог
- классные руководители
- учителя, логопед, дефектолог
- руководители кружков и секций
- медработник
Основные функции педагогического коллектива в работе с детьми из неблагополучных семей:
Администрация школы:
- создание условий для работы социально-психологической службы
- планирование, принятие управленческих решений, координация действий учителей, классных руководителей, педагога-психолога и других в работе с социально уязвимыми семьями
- анализ и контроль результативности работы
- работа общешкольного родительского комитета
Преподаватели, руководители кружков и секций:
- создание на занятиях благоприятных условий для усвоения учебного
материала
- эмоциональная поддержка, создание ситуации успеха детям из
социально уязвимых семей
- организация поддерживающих занятий
Педагог-психолог:
- проводить консультационную работу с педагогами и родителями по установлению отношений партнерства и сотрудничества
- разрабатывать рекомендации по составлению плана совместных действий педагога-психолога, классных руководителей по преодолению недостатков воспитания в социально уязвимой семье, прогнозировать позитивные результаты работы; анализировать результаты выполнения рекомендаций
- проводить диагностику личностного развития ребенка из социально уязвимой семьи.
Классный руководитель
- создавать благоприятную обстановку в группе вокруг ребенка из социально уязвимой семьи
- установить отношения партнерства и сотрудничества с семьей
- планировать работу с социально уязвимыми семьями
- создать банк данных о семьях, детях из социально уязвимых семей, обучающихся в группе
- создавать и реализовывать индивидуальную работу по воспитанию детей из данной категории
- работать с учащимися класса по повышению социального статуса
ребенка из социально уязвимой семьи
- вовлекать ребенка в кружки и секции по интересам.
Медицинский работник:
- организация периодических медицинских осмотров,
- профилактическая иммунизация.
Контингент участников:
Дети и подростки из социально уязвимых семей
Кого же относят к социально уязвимым детям?
Федеральный закон N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации" дает нам разъяснения:
- Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации:
- дети, оставшиеся без попечения родителей;
- дети-инвалиды;
- дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
- дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
- дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
- дети-жертвы насилия;
- дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
- дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением…; проживающие в малоимущих семьях;
- дети с отклонениями в поведении;
- дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи
V План предполагаемых мероприятий по реализации проекта
Сроки реализации | Мероприятия |
Аналитический этап | |
Октябрь 2 неделя 2020 г | 1.Создание проблемно-творческой группы по теме проекта. |
Октябрь 4 неделя 2020 г | 2.Проведение круглого стола по теме внедрения психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных) в области воспитания социально уязвимых детей (обсуждение дальнейших действий). |
Ноябрь 1 неделя 2020 г | 3.Организация работы по реализации проекта. Проведение анкетирования, выявление проблем по теме проекта. |
Ноябрь 2 неделя 2020г | 4.Работа по проекту: анализ анкет, определение цели и задач проекта. |
Ноябрь 3 неделя 2020г | 5.Разработка плана мероприятий для реализации проекта. |
Декабрь 1 неделя 2020г | 6. Оформление проекта: подготовка презентации, документации |
Декабрь 2 -3 неделя 2020 г | 7. Подготовка к защите проекта. Представление проекта. |
Основной этап | |
Январь 4 неделя 2020 г Февраль 3 неделя Февраль 4 неделя – март Апрель 1неделя Апрель 2 неделя Май 2 неделя Июнь 2020г | 8.Семинар на тему «Современные подходы в работе с социально уязвимыми детьми в рамках воспитательного процесса. Преемственность в работе социального педагога, психолога, учителей» - обмен опытом. 9.Тренинг творческой группы «Как организовать воспитательную работу с детьми данной категории?». Создание памятки в виде буклета (разработка единых требований по работе с детьми данной категории). 10.Разработка методической копилки (в электронном виде) для воспитательной работы с социально уязвимыми детьми для педагогов нашей школы. 11.Выявление группы учащихся МБОУ «Златоруновской СОШ» из данной категории для дальнейшей воспитательной работы. Работа с классными руководителями, социальным педагогом. Составление банка данных детей из группы риска. 12.Создание центра сопровождения «Содружество» социально уязвимых детей (в различные мероприятия, занятия, встречи, соревнования и т.д.) Апробация современных подходов в воспитательной работе детей начальной школы (1Б). 13. Проведение с учащимися и родителями ролевой игры «Зеркало» по развитию навыков эффективного общения. Открытое мероприятие. 14.Презентация опыта по воспитательной работе с социально уязвимыми детьми коллегам нашей школы. |
Мероприятия заключительного этапа | |
Мониторинг Конец мая 2020г В течение реализации проекта Июнь 2020г. | Анкетирование детей, учителей по теме проекта; фотоотчёт. Анализ результатов реализации проекта. Освещение результатов работы по проекту в СМИ, на школьном сайте, педсовете, районном МС. Определение перспективы проекта |
V Ожидаемые результаты:
- Использование новых воспитательных технологий позволит адаптироваться социально уязвимым детям в обществе, социальном пространстве; восполнит недостаток внимания к детям данной категории со стороны семьи в общении, заботе, в вовлечении в позитивную деятельность: игровую, трудовую, спортивную и т.д.
- Повысит уровень профессиональной компетенции педагогов и специалистов в области воспитания (в том числе инклюзивных) социально уязвимых детей.
- Появится методическая копилка, которая окажет методическую помощь педагогам нашей школы при воспитательной работе с социально уязвимыми детьми.
В перспективе планируется сетевое взаимодействие с педагогами нашего района в области воспитательной работы (в том числе инклюзивного) с социально уязвимыми детьми.
VI Сроки реализации проекта
Январь 2020г. – июнь 2020г.
Ресурсы, поддерживающие реализацию проекта
Нормативно-правовой ресурс
Работа проектной группы на базе школы основывается на имеющихся документах, законодательно-правовых актах Российской Федерации, гарантирующих право на образование всем детям, а также основных нормативных документах:
- Конвенция о правах ребенка;
- Конституция Российской Федерации;
- ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г (с изм. от 19.12.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
- Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
- Программа развития МБОУ «Златоруновская СОШ»
- Устав МБОУ «Златоруновская СОШ» (утвержден постановлением администрации Ужурского района от 01.02.2016 г № 48)
Мотивационный ресурс
Все участники образовательной деятельности имеют высокий уровень мотивационной готовности к работе в инновационном режиме, желание повышать свой профессиональный уровень.
Материально-техническая база учреждения
Школа располагает специализированными учебными кабинетами, компьютерным классом, библиотекой с выходом в Интернет, кабинетом технологии для девочек и мастерской для мальчиков, медицинским кабинетом, спортивным залом и спортивной площадкой с полосой препятствий, столовой на 84 места. Учреждение имеет в наличии комплексы УМК, комплекты наглядных пособий, комплекты цифровых образовательных ресурсов, создана локальная сеть. Наименование оборудования :количество компьютеров - всего 35, принтеры – 21, мультимедийные проекторы -18, интерактивные доски - 7.
VII Финансирование проекта
Источником финансирования деятельности проекта являются собственные.
Рабочей группе необходима 1 упаковка офисной бумаги и заправка принтера для оформления буклета.
Бюджет проекта
№ | Материалы для работы | Кол-во | Цена | Сумма (в рублях) |
1. | Офисная бумага А 4 | 1 упаковка | 300 р. | 300 р. |
2. | Краска для принтера | 1шт. | 400 р. | 400 р. |
Итого | 700р. |
VIII Риски проекта:
Сильная сторона проекта – использование новых воспитательных технологий позволит адаптироваться социально уязвимым детям в обществе; повысит уровень воспитательной работы педагогов творческой группы с социально уязвимыми детьми.
Слабые стороны проекта – не сможем заинтересовать детей
Приложение 1
Вопросы анкеты | Ответы анкеты |
1.Что такое инклюзивное воспитание? | |
2. Назовите группу детей, которые относятся социально-уязвимым. Перечислите эти группы. | |
3. Как бы Вы оценили актуальный уровень своих специальных теоретических знаний, необходимых для работы с социально-уязвимыми учащимися в области воспитания. | «Хорошо» - «Удовлетворительно» - «Не знаю» - |
4. Можете ли поделиться в коллективе своими разработками в воспитании социально-уязвимых детей? | |
5. Актуально ли для Вас владение методикой в области инклюзивного воспитания? |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Приоритетным направлением модернизации современного общего и специального образования в изменяющейся России выступает инклюзивное образование. В Профессиональном стандарте педагог одной из ключевых компетенций педагога является готовность и способность работать с различными контингентами обучающихся, среди которых и социально уязвимые дети». В нашей стране растёт число социально уязвимых детей . Современной школе нужен педагог, который должен отвечать требованиям, быть образованным специалистом, творческой личностью, осознавать и реализовывать новые технологии в образовании, добиваться высоких результатов в своей профессиональной деятельности.
Проблема Результаты анкетирования педагогов В Златоруновской школе было опрошено 23 педагога и это показало, что большая часть педагогов имеет трудности в воспитательной работе с социально уязвимыми детьми.
ЦЕЛЬ: формирование у творческой группы навыков воспитательной работы с социально уязвимыми детьми через психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные).
ЗАДАЧИ: Освоить новые психолого-педагогические технологии в воспитании учащихся данной категории. Разработать методическую копилку в области воспитания социально уязвимых детей. Применить разработанную методику на практике. Поделиться опытом работы с коллегами нашей школы.
Целевая аудитория проекта В апробацию и внедрение проекта образовательного учреждения могут быть включены: обучающиеся и воспитанники МБОУ « Златоруновская СОШ»; педагогический коллектив школы; обучающиеся и педагоги других образовательных учреждений; органы исполнительной власти и местного самоуправления; родители. Кадровое обеспечение: - администрация (директор, заместители директора по УВР,ВР) - педагог-психолог, логопед, дефектолог - классные руководители - учителя - руководители кружков и секций - медработник
Кого же относят к социально уязвимым детям? Федеральный закон N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" дает нам разъяснения: дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети-жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением…; проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи
МЕРОПРИЯТИЯ Семинар на тему «Современные подходы в работе с социально уязвимыми детьми в рамках воспитательного процесса. Преемственность в работе социального педагога, психолога, учителей» - обмен опытом. Тренинг творческой группы «Как организовать воспитательную работу с детьми данной категории?». Создание памятки в виде буклета (единые требования по работе с детьми данной категории). Разработка методической копилки (в электронном виде) для воспитательной работы с социально уязвимыми детьми для педагогов нашей школы.
МЕРОПРИЯТИЯ Составление банка данных детей. Создание центра сопровождения «Содружество » социально уязвимых детей. Проведение с воспитанниками и родителями ролевой игры «Зеркало» по развитию навыков эффективного общения. Открытое мероприятие. Презентация опыта по воспитательной работе с социально уязвимыми детьми коллегам нашей школы .
Материально-техническая база учреждения Школа располагает специализированными учебными кабинетами, компьютерным классом, библиотекой с выходом в Интернет, кабинетом технологии для девочек и мастерской для мальчиков, медицинским кабинетом, спортивным залом и спортивной площадкой с полосой препятствий, столовой на 84 места. Учреждение имеет в наличии комплексы УМК, комплекты наглядных пособий, комплекты цифровых образовательных ресурсов, создана локальная сеть. Наименование оборудования :количество компьютеров - всего 35, принтеры – 21, мультимедийные проекторы -18, интерактивные доски - 7.
Риски проекта Сильная сторона проекта – использование новых воспитательных технологий позволит адаптироваться социально уязвимым детям в обществе. Повысит уровень воспитательной работы педагогов творческой группы с социально уязвимыми детьми. Слабые стороны проекта – не сможем заинтересовать детей и родителей.
Ожидаемые результаты Повысит уровень профессиональной компетенции педагогов и специалистов в области воспитания (в том числе инклюзивных) социально уязвимых детей. Появится методическая копилка для педагогов МБОУ « Златоруновская СОШ» Использование новых воспитательных технологий позволит адаптироваться социально уязвимым детям в обществе, социальном пространстве; восполнит недостаток внимания к детям данной категории со стороны семьи в общении, заботе, в вовлечении в позитивную деятельность.
В перспективе планируется сетевое взаимодействие с педагогами нашего района в области воспитательной работы (в том числе инклюзивного) с социально уязвимыми детьми.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Январь 2020 – июнь 2020
Мониторинг Анкетирование детей, учителей по теме проекта; фотоотчёт
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Педагогический пасьянс", участие в проекте в составе группы "Интеллект". Тематика проекта - Эффективные педагогические методы и приемы, технологии обучения и воспитания школьников
Проект "Педагогический пасьянс"...
Аннотация к проекту «Деньги решают все?». Руководитель проекта учитель истории Черноморченко М.А. Проект выполнили ученицы 11 класса Тян А., Тян К..
Материалы проекта ставят и пытаются решить проблемы места и роли денег в современном обществе....
Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.
Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...
Проект? Проект… Проект!
Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....
Проект? Проект… Проект!
Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...