Рабочая программа по внеурочной деятельности для 9 класса. Основы финансовой грамотности
рабочая программа (9 класс)
Знания, полученные при изучении этого материала, будут применяться в дальнейшей жизни каждого учащегося.
Программу можно изменять и дополнять в зависимости от потребностй коллектива.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности»
для 9 а класса
срок реализации рабочей программы 01.09.2022 – 25.05.2023
Санкт-Петербург
2022 год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 9 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Основные документы, используемые при составлении рабочей программы:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;
• Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577);
• Авторская программа по финансовой грамотности. 8–9 классы общеобразоват.орг. Авторы программы: Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. М.: «ВИТА-ПРЕСС» -
Цели и планируемые результаты.
Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности у учащихся 9 классов, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, налоговый орган, пенсионная система и др.
Планируемые результаты обучения
Требования к личностным результатам освоения курса:
— сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
— готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:
— сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
— владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;
— владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;
— сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;
— умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки;
Требования к предметным результатам освоения курса:
— владение понятиями: деньги, виды денег, покупательная способность денег, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банковские карты, финансовое мошенничество, финансовое планирование, форс-мажор, страхование,
Раздел 11. Управление денежными средствами семьи
Тема 1. Происхождение денег.
Дискуссия «Деньги: что это такое?» Аналитическая работа «Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?»
Тема 2. Источники денежных средств семьи.
Практическая работа «Какие бывают источники доходов?» Круглый стол «От чего зависят личные и семейные доходы?»
Тема 3. Контроль семейных расходов.
Дискуссия «Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?»
Тема 4. Построение семейного бюджета
Круглый стол «Что такое семейный бюджет и как его построить?» Практическая работа «Как оптимизировать семейный бюджет?»
Раздел 12. Способы повышения семейного благосостояния
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций.
Мини-исследование «Для чего нужны финансовые организации?» Практическая работа «Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций?»
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния.
Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?» Деловая игра «Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах?» Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться большему).
Раздел 13. Риски в мире денег
Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.
Правовая консультация «ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца». Правовая консультация «ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы». Познавательная беседа «Чем поможет страхование?»
Тема 8. Риски в мире денег.
Практическая работа «Какие бывают финансовые риски?» Познавательная беседа «Что такое финансовые пирамиды?» Осуществление проектной работы.
Раздел 14. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем
Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи.
Мини-проект «Что такое банк и чем он может быть вам полезен?» Круглый стол «Польза и риски банковских карт?»
Тема 10. Собственный бизнес.
Выступления учащихся «Что такое бизнес?» Мини-проект «Как создать свое дело?»
Тема 11. Валюта в современном мире.
Познавательная беседа «Что такое валютный рынок и как он устроен?» Решение экономических задач «Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?» Осуществление проектной работы.
Раздел 15. Человек и государство: как они взаимодействуют
Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи.
Дискуссия «Что такое налоги и зачем их платить?» Работа с документами «Какие налоги мы платим?»
Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости.
Решение экономических задач «Что такое пенсия и как сделать ее достойной?» Конференция по курсу «Финансовая грамотность».
Поурочно - тематическое планирование
№№ пп | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Деньги. Виды денег. | 1 |
2 | Банки. История развития банков. | 1 |
3 | Денежные переводы, счета и вклады. Тест. | 1 |
4 | Кредитные продукты. | 1 |
5 | Виды кредитов и их свойства. | 1 |
6 | Безналичные переводы и платежи, способы их осуществления. Электронные деньги. | 1 |
7 | Что такое кредитная история. | 1 |
8 | Микрофинансовые организации. | 1 |
9 | Инфляция. Причины и последствия. | 1 |
10 | Что такое страхование, как оно работает. | 1 |
11 | Мошенничество на финансовых рынках. | 1 |
12 | Права потребителя. Федеральный Закон "О защите прав потребителей". | 1 |
13 | Личный и семейный бюджет | 1 |
14 | Цели планирования составление плана. | 1 |
15 | Информационное общество. Портал государственных услуг. | 1 |
16 | Подоходный налог. Налог на имущество. | 1 |
17 | Государственное пенсионное страхование. Негосударственные пенсионные фонды. | 1 |
18 | Современные деньги России и других стран. | 1 |
19 | Практическая работа. Деньги. Тест. | 1 |
20 | Структура доходов семьи. | 1 |
21 | Зарплата как источник дохода. | 1 |
22 | Безработица: почему она возникает и какой бывает. Пособие по безработице . | 1 |
23 | Структура семейных расходов. | 1 |
24 | Как составить финансовый план семьи – семейный бюджет. | 1 |
25 | Практическая работа. Составление бюджета семьи. Зачёт. | 1 |
26 | Что такое финансовое мошенничество. | 1 |
27 | Пенсионное законодательство Российской Федерации. | 1 |
28 | Банки и их функции. | 1 |
29 | Банковский кредит и условия его предоставления. | 1 |
30 | Банковские карты. Виды банковских карт. | 1 |
31 | Налог. Какие налоги вам предстоит платить. | 1 |
32 | Информационное общество. Портал государственных услуг. | 1 |
33 | Практическая работа. Финансовая грамотность. зачёт. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"
Основной целью программы «Волшебный компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (5 класс) "АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР"
Театральная деятельность или драматизация в наибольшей степени способствует снятию языкового барьера у школьников. Она способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения, доставляет...
Авторская программа внеурочной деятельности по математике "Основы финансовой грамотности" 5-9 классс
Авторская программа внеурочной деятельности по математике "Основы финансовой грамотности" 5-9 классс...
Авторская программа внеурочной деятельности по матемаматике "Основы финансовой грамотности " 10-11 класс
Авторская программа внеурочной деятельности по матемаматике "Основы финансовой грамотности " 10-11 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (ФГОС ООО) «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Курс внеурочной деятельности (ФГОС ООО) «Основам духовно-нравственной культуры народов России» относится к духовно-нравственному направлению развития личности. Рабочая программа курса сост...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС "ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС "ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по теме "Основы финансовой грамотности".
Рабочая программа по внеурочной деятельности по теме "Основы финансовой грамотности" для 9 класса....