Картотека игр по речевому развитию
картотека
Развитие речевой активности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.46 КБ |
Предварительный просмотр:
- «Соедини слова»
Цель: развить навыки творческого конструирования образов, воображение.
Задание: предложите ребенку соединить пары слов при помощи предлога или падежа.
Например: хвост – кот (хвост у кота), пирог – капуста (пирог с капустой).
Можно попросить ребенка составить рассказ, используя одно из словосочетаний.
- «Угадай, что в ящике»
Цель: развитие произвольной поисковой активности в форме вопросов.
Ход проведения. Перед ребенком ставится ящик с помещенным внутрь предметом (предметом простой конфигурации, довольно часто встречающимся детям в обычной жизни: яблоко, карандаш, и т.д.).
Ребенка спрашивают: «Ты хочешь узнать, что лежит в ящике? Чтобы узнать, какой предмет находится в ящике, нужно задавать вопросы. Если ребенок действует методом перебора вариантов, предлагается перечень вопросов, представляющих собой алгоритм поиска ответа: «Спроси у меня – для чего нужен этот предмет? Что с ним делают? Из чего он сделан? Какой формы? Какого размера? Какого цвета?»
- «Придумай рассказ»
Цель: развивать воображение, речевую активность.
Задание: предложить ребенку придумать рассказ или сказку о каком-либо домашнем животном. Воспитателю надо обратить внимание на скорость придумывания, необычность, оригинальность сюжета, разнообразие персонажей, эмоциональность образов рассказа или сказки.
- «Неоконченные рассказы»
Цель: развивать воображение, речевую активность, коммуникативные качества речи: правильность, логичность речи.
Задание: предложить ребенку закончить рассказ.
«На реке»
Юра и Толя шли неподалеку от берега реки.
Интересно, - сказал Толя, - как совершаются подвиги? Я все время думаю о подвиге. А я об этом даже не думаю, - сказал Юра. И вдруг мальчики остановились: с реки донеслись…
- «Что произойдет?»
Цель: развивать воображение, речевую активность, коммуникативные качества речи: богатство и уместность речи.
Задание: предложить ребенку ответить подробно на предложенный вопрос.
Например: Что произойдет, если оживут все сказочные герои? Что произойдет, если все животные начнут говорить человеческим голосом? Что произойдет, если дождь будет лить, не переставая?
- «Хорошо – плохо»
Цель: развивать связную речь, воображение, логичность речи.
Ход проведения: педагог задает тему обсуждения. Дети рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо, например, в погодных явлениях.
Воспитатель: город.
Ребенок: хорошо, что я живу в городе: можно ездить на автобусе, в метро, есть цирк, театры, музеи; плохо – душно, пыльно, не увидишь живой коровы или петуха…
- «Кто знает, пусть продолжает»
Цель: развивать умение подбирать и употреблять в речи слова с обобщающим значением, соотносить родовые и видовые понятия.
Вариант 1:
Воспитатель называет родовое понятие – слово с обобщающим значением, а дети – слова, относящиеся к данному роду, с конкретным значением.
Воспитатель: мебель.
Ребенок: кровать, диван, кресло, стол.
Вариант 2:
Взрослый называет видовое понятие, а ребенок – обобщающее слово.
Воспитатель: огурец, редис, картофель, горох.
Ребенок: овощи.
Кто ошибается, выполняет задание-фанты. Выигрывает тот, кто не ошибается.
- «Сценарий»
Цель: развивать образное и воссоздающее воображение детей, связную речь, активизировать словарь.
Ход проведения: воспитатель записывает слова, которые по очереди называют участники. Затем дети придумывают историю, в которой должны фигурировать все названные предметы. Сочинительство должно быть групповым. Так как это сценарий, в нем должно быть много действий, динамики. Полученная, в результате, история(сценарий) может быть разыграна.
- «Продолжи фразу и покажи»
Цель: развивать логическое мышление, творческие способности, богатство и чистоту речи.
Ход проведения:
- Если вам на глаза попались спички? (Ответы детей, которые педагог обобщает выводом: спички детям не игрушка).
- Если плачет ваш друг, что вы будете делать? (Утешу, поглажу, загляну в глаза, постараюсь успокоить).
- «Воображаемое путешествие»
Цель: развивать умение общаться в предполагаемых обстоятельствах, коммуникативные качества речи, воображение.
Ход проведения:
Воспитатель: сейчас мы отправимся в путешествие. Я буду описывать место, где мы окажемся, а вы должны представить это место и делать (говорить) то, что вам подскажет воображение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ И ОТ-СЛЕЖИВАНИЯ ДИНАМИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, 1999 г. Диплом II ст. на республиканском конкурсе
В данном докладе подробно описывается система диагностики и отслеживания динамики в речевом и познавательном развитии детей с ОНР. Указываются основные организационные принципы, описываются диагностич...

Инновационный проект "Определение механизма и формы речевой симптоматики, уровня речевого развития, составления профиля индивидуального маршрута ребёнка, через реализацию авторизованной, иллюстративной методики обследования дошкольников 4-7 лет"
Методика предполагает выявление нарушений по разработанным диагностическим заданиям по 10-ти разделам и включение нарушенных звеньев в индивидуальный коррекционный план....
«Определение уровня речевого развития и программы коррекции речевых нарушений учащихся начальной школы»
Презентация подготовленная логопедом МАОУ СОШ №1...

Конспект занятия к рабочей программе «Коррекция речевого развития детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (I уровень речевого развития)»
Конспект занятия...

Картотека игр. Игры на развитие грамматической стороны речи Картотека игр на развитие лексической стороны речи
В данной картотеке собраны игры по развитию лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста. Материал будет полезен практикующим логопедам,студентам,а также родителям....

Профилактика задержки речевого развития. Использование Монтессори - материалов для профилактики задержки речевого развития.
В данной статье рассматривается актуальный вопрос: задержка речевого развития и способы ее профилактики. Приводится ряд эффективных способов, способствующих развитию слухового внимания, слуховой...