Картотека игр по речевому развитию
картотека
Развитие речевой активности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_na_razvitie_rechevoy_aktivnosti.docx | 16.46 КБ |
Предварительный просмотр:
- «Соедини слова»
Цель: развить навыки творческого конструирования образов, воображение.
Задание: предложите ребенку соединить пары слов при помощи предлога или падежа.
Например: хвост – кот (хвост у кота), пирог – капуста (пирог с капустой).
Можно попросить ребенка составить рассказ, используя одно из словосочетаний.
- «Угадай, что в ящике»
Цель: развитие произвольной поисковой активности в форме вопросов.
Ход проведения. Перед ребенком ставится ящик с помещенным внутрь предметом (предметом простой конфигурации, довольно часто встречающимся детям в обычной жизни: яблоко, карандаш, и т.д.).
Ребенка спрашивают: «Ты хочешь узнать, что лежит в ящике? Чтобы узнать, какой предмет находится в ящике, нужно задавать вопросы. Если ребенок действует методом перебора вариантов, предлагается перечень вопросов, представляющих собой алгоритм поиска ответа: «Спроси у меня – для чего нужен этот предмет? Что с ним делают? Из чего он сделан? Какой формы? Какого размера? Какого цвета?»
- «Придумай рассказ»
Цель: развивать воображение, речевую активность.
Задание: предложить ребенку придумать рассказ или сказку о каком-либо домашнем животном. Воспитателю надо обратить внимание на скорость придумывания, необычность, оригинальность сюжета, разнообразие персонажей, эмоциональность образов рассказа или сказки.
- «Неоконченные рассказы»
Цель: развивать воображение, речевую активность, коммуникативные качества речи: правильность, логичность речи.
Задание: предложить ребенку закончить рассказ.
«На реке»
Юра и Толя шли неподалеку от берега реки.
Интересно, - сказал Толя, - как совершаются подвиги? Я все время думаю о подвиге. А я об этом даже не думаю, - сказал Юра. И вдруг мальчики остановились: с реки донеслись…
- «Что произойдет?»
Цель: развивать воображение, речевую активность, коммуникативные качества речи: богатство и уместность речи.
Задание: предложить ребенку ответить подробно на предложенный вопрос.
Например: Что произойдет, если оживут все сказочные герои? Что произойдет, если все животные начнут говорить человеческим голосом? Что произойдет, если дождь будет лить, не переставая?
- «Хорошо – плохо»
Цель: развивать связную речь, воображение, логичность речи.
Ход проведения: педагог задает тему обсуждения. Дети рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо, например, в погодных явлениях.
Воспитатель: город.
Ребенок: хорошо, что я живу в городе: можно ездить на автобусе, в метро, есть цирк, театры, музеи; плохо – душно, пыльно, не увидишь живой коровы или петуха…
- «Кто знает, пусть продолжает»
Цель: развивать умение подбирать и употреблять в речи слова с обобщающим значением, соотносить родовые и видовые понятия.
Вариант 1:
Воспитатель называет родовое понятие – слово с обобщающим значением, а дети – слова, относящиеся к данному роду, с конкретным значением.
Воспитатель: мебель.
Ребенок: кровать, диван, кресло, стол.
Вариант 2:
Взрослый называет видовое понятие, а ребенок – обобщающее слово.
Воспитатель: огурец, редис, картофель, горох.
Ребенок: овощи.
Кто ошибается, выполняет задание-фанты. Выигрывает тот, кто не ошибается.
- «Сценарий»
Цель: развивать образное и воссоздающее воображение детей, связную речь, активизировать словарь.
Ход проведения: воспитатель записывает слова, которые по очереди называют участники. Затем дети придумывают историю, в которой должны фигурировать все названные предметы. Сочинительство должно быть групповым. Так как это сценарий, в нем должно быть много действий, динамики. Полученная, в результате, история(сценарий) может быть разыграна.
- «Продолжи фразу и покажи»
Цель: развивать логическое мышление, творческие способности, богатство и чистоту речи.
Ход проведения:
- Если вам на глаза попались спички? (Ответы детей, которые педагог обобщает выводом: спички детям не игрушка).
- Если плачет ваш друг, что вы будете делать? (Утешу, поглажу, загляну в глаза, постараюсь успокоить).
- «Воображаемое путешествие»
Цель: развивать умение общаться в предполагаемых обстоятельствах, коммуникативные качества речи, воображение.
Ход проведения:
Воспитатель: сейчас мы отправимся в путешествие. Я буду описывать место, где мы окажемся, а вы должны представить это место и делать (говорить) то, что вам подскажет воображение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ И ОТ-СЛЕЖИВАНИЯ ДИНАМИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, 1999 г. Диплом II ст. на республиканском конкурсе
В данном докладе подробно описывается система диагностики и отслеживания динамики в речевом и познавательном развитии детей с ОНР. Указываются основные организационные принципы, описываются диагностич...
Инновационный проект "Определение механизма и формы речевой симптоматики, уровня речевого развития, составления профиля индивидуального маршрута ребёнка, через реализацию авторизованной, иллюстративной методики обследования дошкольников 4-7 лет"
Методика предполагает выявление нарушений по разработанным диагностическим заданиям по 10-ти разделам и включение нарушенных звеньев в индивидуальный коррекционный план....
«Определение уровня речевого развития и программы коррекции речевых нарушений учащихся начальной школы»
Презентация подготовленная логопедом МАОУ СОШ №1...
Конспект занятия к рабочей программе «Коррекция речевого развития детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (I уровень речевого развития)»
Конспект занятия...
Речевое развитие детей на разных речевых этапах
Презентация для молодых воспитателей....
Картотека игр. Игры на развитие грамматической стороны речи Картотека игр на развитие лексической стороны речи
В данной картотеке собраны игры по развитию лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста. Материал будет полезен практикующим логопедам,студентам,а также родителям....
Профилактика задержки речевого развития. Использование Монтессори - материалов для профилактики задержки речевого развития.
В данной статье рассматривается актуальный вопрос: задержка речевого развития и способы ее профилактики. Приводится ряд эффективных способов, способствующих развитию слухового внимания, слуховой...