Рабочая программа
рабочая программа
Рабочая прогармма по курсу ОРКСЭ 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_4_klass.docx | 57.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 г. N 1578-р.
Программа курса составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Федерации в 4 классе ОУ - 1 час в неделю, за год 34 часа.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Используются учебники: «Основы духовно- нравственной культуры России» М.Т.Студеникин М.-«Русское слово» 2012г. «Основы религиозных культур народов России»,А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров ,М-.-«Русское слово» 2012г.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа курса составлена с учётом базисного учебного плана школы в 4 классе - 1 час в неделю, за год 34 часа. Если проведение урока выпадает на праздничный день, то этот урок будет проведен в другой день за счет уплотнения программы. Программа включает два модуля: «Основы мировых религиозных культур» (17 часов) и Основы светской этики (17 часов)
Цель учебного курса ОРКСЭ:
- формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Требования к знаниям, умениям и навыкам:
В результате освоения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие понятия:
-каждая культура имеет собственный контекст и свою логику,
-ни одна культура не может быть лучше другой,
-каждая культура обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Метапредметные результаты:
Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета, высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера). Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог.
Предметные результаты:
Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; к пониманию основных норм светской и религиозной морали.
Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности. Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
Осознание ценности человеческой жизни.
Содержание тем «Основы религиозных культур народов России»
№п\п | Содержание тем учебного курса | Количество часов |
2. | Христианство | 9 |
3. | Ислам | 3 |
4. | Иудаизм | 2 |
5. | Буддизм | 2 |
6. | Итоговый урок | 1 |
Список литературы для ученика
1.Учебник «Основы религиозных культур народов России»,А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров ,М-.-«Русское слово» 2012г.
Список литературы для учителя
1.Учебник «Основы религиозных культур народов России»,А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров ,М-.-«Русское слово» 2012г.
2.Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.
3.Токарев С.А. Религии в истории народов мира. М., 2005.
Дополнительная литература для учителя (интернет- сайты)
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru;
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru.
Электронная гуманитарная библиотека - www.gumfak.ru:
Государственный музей истории религии - www.gmir.ru.
Календарно-тематическое планирование по предмету
«Основы религиозных культур народов России» на 2019 -2020 учебный год
№п\п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся | Вид контроля | Планируемые результаты | Дата проведения | |
план | факт | |||||||
Христианство 9 ч. | ||||||||
1. | Древние предания христиан | 1 | Комбинированный | Объяснять, в чем заключается свобода выбора человека | Текущий | Иметь: представления о христианских воззрениях на суть борьбы добра и зла в мире. Понимать: смысл грехопадения первых людей. | 21.01 | |
2. | Возникновение христианства | 1 | Комбинированный | Объяснять смысл искупительной жертвы Христа | Текущий | Знать: основные со- бытия земной жизни Иисуса Христа. Понимать и принимать нравственную суть христианства, выраженную в заповедях Христа. | 28.01 | |
3. | Христианская церковь | 1 | Комбинированный | Характеризовать основные различия между православием и католичеством | Текущий | Знать: основные события, связанные с жизнью и деятельностью первых христиан и распространением христианства. Иметь представления об устройстве Церкви. | 04.02 | |
4. | Христианство на Руси и в России | 1 | Комбинированный | Характеризовать важную роль Русской Православной церкви в становлении и развитии русской государственности | Текущий | Знать: основные этапы появления и развития христианства на Руси. Понимать важность христианской веры в повседневной жизни наших предков на протяжении многих веков | 11.02 | |
5. | Христианские святые. | 1 | Комбинированный | Характеризовать понятия о сути святости и святых, об основных элементах и устройстве право- славного храма. | Текущий | Знать основные факты, связанные с жизнью и деятельностью преподобного Серафима Саровского, благоверных Бориса и Глеба. | 18.02 | |
6. | Православный храм. | 1 | Комбинированный | Характеризовать об основных элементах и устройстве право- славного храма. Осознавать важную роль храма в жизни христианина. | Текущий | Уметь правильно вести себя в православном храме | 25.02 | |
7. | Христианские праздники и таинства | 1 | Комбинированный | Понимать суть церковного богослужения. Понимать смысл основных христианских таинств и осознавать их важность в жизни христианина | Текущий | Знать: основные праздники и особенности церковного календаря. | 03.03 | |
8. | Католичество. | 1 | Комбинированный | Характеризовать суть понятия «чистилище». Понимать причины начала Реформации и осознавать суть недовольства протестантов Католической церковью. Характеризовать основные особенности протестантского вероучения. | Текущий | Иметь представление об устройстве Католической церкви и ее распространении в мире, унии и униатской церкви. Знать: обрядовые и другие отличия католичества от православия. Знать: имена крупнейших протестантских лидеров | 10.03 | |
9. | Протестанты. | 1 | Комбинированный | Текущий | 17.03 | |||
Ислам -3ч. | ||||||||
10. | Пророк Мухаммад и возникновение ислама. | 1 | Комбинированный | Осознавать значение Хиджры и важную роль этого события в истории ислама. Понимать смысл понятия «шариат», значение Корана и Сунны в жизни мусульман | Текущий | Знать основные события жизни и деятельности пророка Мухаммада. Иметь представления о воззрениях мусульман на устройство мира, на суть борьбы добра и зла в мире. | 31.03 | |
11. | Во что верят мусульмане | 1 | Комбинированный | Текущий | 07.04 | |||
12. | Мусульманские обряды и обычаи | 1 | Комбинированный | Характеризовать основные особенности мусульманского календаря. | Текущий | Знать основные мусульманские праздники. Иметь представление об устройстве мечети | 14.04 | |
Иудаизм -2ч. | ||||||||
13. | Иудаизм - древняя религия евреев. Во что верят иудеи | 1 | Комбинированный | Понимать значение дарования десяти заповедей пророку Моисею и их роль в истории иудаизма. Характеризовать особенности положения еврейского народа в мире. | Текущий | Знать основные сюжеты ветхозаветных преданий иудаизма. Знать основную при чину появления еврейского населения в России | 21.04 | |
14. | Обряды и обычаи иудеев. | 1 | Комбинированный | Характеризовать особенности иудейского календаря. | Текущий | Знать основные иудейские праздники. Иметь представление об иудейской общине и роли в ней раввина, о синагоге | 28.04 | |
Буддизм-2ч. | ||||||||
15. | Кто такой Будда? Во что верят буддисты | 1 | Комбинированный | Понимать значение просветления Будды в истории буддизма. Объяснять суть четырех благородных истин буддизма. Характеризовать счастливые и несчастливые перерождения | Текущий | Знать: основные этапы деятельности Будды. Иметь представление о медитации, суть и нравственное значение основных норм буддийского вероучения. Иметь представление о способах достижения нирваны, трех драгоценностях буддизма | 25.04 | |
16. | Направления и обряды буддизма | 1 | Комбинированный | Характеризовать основные направления буддизма и их особенности. Понимать роль бодхисатв и обладание буддистами шестью качествами в махаяне. | Текущий | Знать: основные праздники и обряды буддизма. Иметь представление о роли монашества и монастырей в буддизме | 16.05 | |
17. | Итоговый урок. Защита презентаций по курсу. | 1 | Сообщения учащихся, выразительное чтение, пересказ, презентация, беседа, работа с иллюстрациями. | Текущий | Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу, проведение их актуализации. Обобщение и систематизация знаний по курсу. | 23.05 |
Планирование составлено на основе программы обучения. Учебник: А.Н.Сахарова, К.А.Кочегарова «Основы религиозных культур народовРоссии»
4 класс – М» «Русское слово». 2011 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Основы духовно- нравственной культуры России» М.Т.Студеникина
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования имеется обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Изучение основ духовно-нравственной культуры народов России предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни. Базовый учебный план отводит в 4 классе на предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 17 часов. Курс «Основы светской этики» небольшой, однако и он требует итогового повторения, на которое отводится заключительный урок
Издательство «Русское слово» в рамках комплекта «Начальная инновационная школа» выпустило учебник «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы светской этики» для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 2010 г. учебник успешно прошел экспертизу Российской академии наук и Российской академии образования и получил гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ».
На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и многое другое. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни.
Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникновения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнать о происхождении тех или иных правил поведения, уяснить смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий. Тем самым курс готовит младших школьников к восприятию отечественной истории и культуры в основной школе.
В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения.
Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери». Ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи».
На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника — это его ответственная и добросовестная учеба.
Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности.
На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством, предметом «Окружающий мир». Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним.
Курс этики считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных религиях россиян, о религии, распространенной на той территории, где находится школа. Они знакомятся с обрядами, узнают подробности о религиозных праздниках и традициях верующих.
2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно- нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.
Особенности курса
Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Курс призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно, оценивать собственное поведение и поведение других учеников.
На уроках этики учащиеся выясняют, что такое дружба и порядочность, правда, истина и ложь, добро и зло. Также ученики получают элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.
При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни.
Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный материал — это сказки и былины, фрагменты из детской литературы.
Обсуждение произведений художественной литературы, сказок, их инсценировка — все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоционального восприятия.
Как правило, ученики способны самостоятельно проанализировать те или иные ситуации этих произведений на предмет добра и зла, сделать простейшие выводы.
При изучении основ светской этики следует выполнять общедидактические требования, применяемые ко всем урокам в начальной школе. В процессе обучения ребенка поощряют словом, не сковывают его инициативу, помогают найти такое занятие, такую форму работы, которые ему по нраву и по силам. Не надо бояться детских ошибок, как ученику, так и учителю. Ведь ошибка одного ученика может породить полезные мысли у других учеников. До многого ребенок может додуматься сам, в этом случае не нужно мешать ему думать, не надо объяснять материал, доступный для понимания. Полезнее, если ученик сначала выполнит какое- либо предметное действие, а потом уже сделает обобщение или вывод.
Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников — это работа с текстом учебника (учебного пособия). В процессе чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала; при интерпретации во время беседы происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим формам работы можно отнести пересказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фактов, подготовку небольших докладов — выступлений детей. Или же ученикам можно дать задание показать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты. Иногда ученику приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок, разработать собственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и проанализировать их.
У учеников вырабатываются коммуникативные умения: формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.
Ученики получают право выбора содержания и форм учебной деятельности, вариативности, последовательности действий. Так постепенно происходит формирование личностного смысла учения, получения новых знаний.
В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения.
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема | Содержание |
Введение в предмет | Народы России, их духовно- нравственная культура. Учебник «Основы светской этики», его структура. Истоки вежливых слов. Значение вежливости |
Россия — Родина моя | Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские.Наша Родина — Россия, ее географическое положение, природа, население. Радушие и доброжелательность россиян. Россия — многонациональное государство. Национальность и раса.Древние города России, их памятники культуры |
Этика и этикет | Понятия этика, мораль (нравственность).Назначение этики, ее категории. Понятиеэтикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристика |
Вежливость | Понятия вежливость, уважение.Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи. Умение слушать друг друга |
Добро и зло | Понятия добро и зло. Слова с корнемдобро. Тема добра и зла в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать — начало доброго отношения к людям. Благожелательность. Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления доброты |
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
К результатам освоения программы курса следует отнести:
Личностные результаты
• Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
• формирование семейных ценностей;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты
• Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
• понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
• первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре;
• становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
• осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты•
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Список литературы для ученика
1.«Основы духовно- нравственной культуры России» М.Т.Студеникин М.-«Русское слово» 2012г.
Список литературы для учителя
1.«Основы духовно- нравственной культуры России» М.Т.Студеникин М.-«Русское слово» 2012г.
2.Безгина О.Ю. Этикет старших дошкольников. М., 2005.
3.Васильева-Гангнус Л.В. Правила этикета: краткий справочник. М., 2006.
1.«Основы духовно- нравственной культуры России» М.Т.Студеникин М.-«Русское слово» 2012г.
2.Безгина О.Ю. Этикет старших дошкольников. М., 2005.
3.Васильева-Гангнус Л.В. Правила этикета: краткий справочник. М., 2006.
№п\п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся | Вид контроля | Планируемые результаты усвоения материала | Дата проведения | |
план | факт | |||||||
1. | Введение в предмет | 1 | Вводный | Формулирование понятий «духовно-нравственная культура», «этика», «этикет», «народ», «нравственность» и др. Фиксация информации в различных знаковых системах. | Ознакомить с основными общечеловеческими нормами поведения, правилами, принятыми в обществе. | 03.09 | ||
2. | Россия - Родина моя | 1 | Комбинированный | Объяснять значение Родины в жизни человека | Текущий | Расширить первичное представление о Родном Крае, о Родине. | 10.09 | |
3. | Этика и этикет | 1 | Комбинированный | Характеристика практических ситуаций проявления этикета в обыденной жизни. | Текущий | Овладение навыками культурного поведения, формирования нравственной культуры учащихся; | 17.09 | |
4. | Вежливость | 1 | Комбинированный | Характеризовать правила вежливости и этикеты | Текущий | Воспитание вежливого поведения доброжелательного отношения окружающим, | 24.09 | |
5. | Добро и зло | 1 | Комбинированный | Формирование представлений о нравственной ответственности человека за содеянное. | Текущий | Воспитание доброты и милосердия, доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела | 01.10 | |
6. | Дружба и порядочность | 1 | Комбинированный | Формировать нравственные качества личности: умение дружить, беречь дружбу, дружески общаться в коллективе. | Текущий | Воспитывать среди учащихся доброжелательность, уважение друг к другу | 08.10 | |
7. | Честность и искренность | 1 | Комбинированный | Формирование умения критически осмысливать свои поступки, учиться сравнивать, сопоставлять, анализировать. | Текущий | Вырабатывать потребность быть честным и объективным в оценке своих действий и поступков. Воспитание нравственных принципов собственного развития | 15.10 | |
8. | Гордость и гордыня | 1 | Комбинированный | Объяснять понятия гордость и гордыня; реализация межпредметных связей с окружающим миром, литературным чтением, русским языком | Текущий | Формирование эмоционально положительной концепции развития личности: «Я могу, способен, значу»; умение раскрывать авторский замысел художественного произведения, выявлять в нем этические понятия гордость и гордыня. | 22.10 | |
9. | Обычаи и обряды русского народа | 1 | Комбинированный | Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. | Текущий | Пробуждение у учащихся интереса к народным праздникам. Воспитание уважения к традициям других народов | 29.10 | |
10. | Терпение и труд. | 1 | Комбинированный | Характеризовать основы самообслуживающегося труда; выполнять порученное дело. | Текущий | Формировать у учащихся положительное отношение к труду как высшей ценности в жизни человека. Вооружать учащихся основными трудовыми умениями и навыками | 12.11 | |
11. | Семья. | 1 | Комбинированный | Формирование умения соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи. Разыгрывая жизненные ситуации усваивать образцы поведения членов семьи. | Текущий | Познакомить детей с понятием семья, с правилами семейной этики. Развивать у детей чувство взаимопомощи, стремление совершать добрые дела, помочь ребенку увидеть свое место в семье. | 19.11 | |
12. | Семейные традиции. | 1 | Комбинированный | Раскрыть понятие семейные традиции, познакомить учеников с наиболее распространенными семейными традициями, формирование таких этических понятий как любовь, забота, уважение к родителям и близким людям | Текущий | Развитие у учащихся интереса к истории семьи, семейным традициям, воспитание чувства гордости за свою семью. | 26.11 | |
13. | Сердце матери. | 1 | Комбинированный | Знакомство детей с системой общечеловеческих норм принципов и правил поведения в обществе. Помочь детям получить новые сведения о своих мамах. Раскрыть положение: «Мама — Творец человека. | Текущий | Обучение детей ценить и дорожить великим даром общения. Воспитание у учащихся чуткого, внимательного и уважительного отношения к своим близким, к маме | 03.12 | |
14. | Правила твоей жизни. | 1 | Комбинированный | Разъяснять правила общения друг с другом, формировать умение оценивать свои поступки и поступки товарищей. Закрепить знания о Правилах дорожного движения, Правилах поведения в обществен- ном транспорте | Текущий | Развитие умения замечать, кому нужна помощь, не дожидаясь подсказки взрослых. Формирование навыков выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге с целью предупреждения детского дорожно- транспортного травматизма | 10.12 | |
15. | Праздники народов России | 1 | Комбинированный | Анализ нового материала; чтение стихов, пословиц; разыгрывание сценок; работа в группах выполнение заданий в парах. | Текущий | Систематизировать и обогатить знания детей о праздниках и традициях, обрядах разных народов России. Развивать культуру поведения на праздниках | 17.12 | |
16. | Защитники отечества. | 1 | Комбинированный | Работа с учебником, с иллюстрациями, с репродукцией картины В. Васнецова «Богатыри»; с фотографиями Могилы Неизвестного Солдата, памятника Г.К.Жукову; чтение стихов и былин. | Текущий | Познакомить детей с легендарными личностями, которые в разное историческое время внесли свой героический вклад в борьбу с врагом. | 24.12 | |
17. | Защита проектов | 1 | Комбинированный | Составление тестового задания, выполнение заданий тестового характера, ответы на вопросы, соотнесение пословицы с темой. | Текущий | Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу, проведение их актуализации. Обобщение и систематизация знаний по курсу этики и этикета | 14.01 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...