Адаптированная дополнительная Общеобразовательная общеразвивающая программа «Моделирование авиамоделей»
рабочая программа

Жакупов Руслан Каиргельдынович

 

Адаптированная дополнительная Общеобразовательная  общеразвивающая программа «Моделирование авиамоделей» технической направленности для обучающихся с умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)  12-16 лет   срок реализации 1 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modelirovanie_aviamodeley.doc341.5 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области

«Исилькульская адаптивная школа-интернат»

                                                                          УТВЕРЖДАЮ                                              

                                                                          Директор КОУ

                                                                        «Исилькульская школа-интернат»

                                                                         ___________Е. Е. Маштакова

                                                                         Приказ №_____

                                                                         от «___» __________2022г.

Адаптированная дополнительная

 Общеобразовательная  общеразвивающая программа

 «Моделирование авиамоделей» 

технической направленности

для обучающихся с умственной отсталостью

 (интеллектуальными нарушениями)

 12-16 лет   срок реализации 1 год

Составитель: учитель  

Р.К. Жакупов_________

Рассмотрена на заседании

Методического совета

«___» __________2022  г., протокол №___

Согласовано:

заместитель директора    

 О. В. Куливец_____________

Исилькуль 2022г.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Адаптированная дополнительная образовательная общеразвивающая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья  «Авиамодельная лаборатория» имеет техническую направленность.  Форма реализации программы – очная. Целевая группа – обучающиеся 12 – 16лет. Срок реализации программы – 34 недели.

Программа «Авиамодельная лаборатория» предназначена для учащихся 12– 16 лет, и разработана на основе следующих документов:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599;
  • Приказом Министерством образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования СанПиН 2.4.4.3172-14».

        

Цель программы: создание условий для развития творческого потенциала ребёнка в процессе занятий авиационным моделированием и конструированием, технической и учебно-исследовательской деятельностью.

В ходе реализации программы решаются следующие задачи:

  • ознакомить с основными достижениями современной науки и техники, уровнем современной авиационной промышленности и производства, истории авиации;
  • развивать познавательную активность обучающихся в техническом творчестве, проектной и исследовательской деятельности;
  • формировать умения и навыки в изготовлении летающих моделей на основе технологии конструирования и моделирования;
  • развивать технологические, конструкторские навыки и способности;
  • воспитывать у обучающихся целеустремленность, самостоятельность, дисциплину, чувство ответственности, трудолюбие, взаимовыручку.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы. 

 Авиамоделирование – один из наиболее популярных и увлекательных видов технического моделирования. Актуальность данной программы в том, что занятия в техническом кружке способствуют повышению интереса детей к технике, к истории развития авиации, позволяют овладеть обучающимся определенными техническими знаниями.

Авиационное моделирование - это современные технологии, новейшие конструкционные материалы, где сочетается прочность конструкции при минимальном весе с отличными аэродинамическими характеристиками, и всё это воедино связанно со спортом.

Ценностными приоритетами в деятельности детского объединения являются: воспитание культуры здорового образа жизни, создание условий для творчества педагога и обучающегося, правильная организация свободного времени обучающегося. В процессе освоения образовательной программы обучающиеся знакомятся с процессом изготовления, сборки, регулировки, испытания и эксплуатации различных моделей.. На занятиях по развитию технического творчества обучающиеся соприкасаются со смежными образовательными областями: физикой, математикой, черчением, химией (использование рабочего чертежа моделей, разметка деталей моделей, состав и применение клеев,  красок, растворителей, законы аэродинамики, силы, действующие на модели в полете).

Сочетание групповой и индивидуальной форм работы в ходе освоения программы позволяет оптимально подобрать партнеров по команде, распределить их роли, создать условия общения обучающихся по интересам. Подведение итогов работы проходит в форме публичной презентации изготовленных изделий и образовательного события (участие в городских и областных соревнованиях, городских и областных конкурсах, выставках и т.д.), что  делает занятия авиамоделированием более актуальными и привлекательными для подростков.

Отличительные особенности  образовательной программы. Для организации образовательной деятельности в программе используются технология индивидуализации образования, технологии проектного обучения и образовательного события. В качестве технологии организации рефлексивного процесса и оценивания достижений обучающихся, используется технология портфолио.

Проектная деятельность предполагает выбор индивидуальных тем, что позволяет обучающимся продвигаться по индивидуальному образовательному маршруту. Индивидуальность в выборе собираемого устройства и подготовка к образовательным событиям требует взаимодействия обучающихся в группе на этапах выбора индивидуального задания, планирования деятельности, анализа необходимой для реализации проекта информации, схем, чертежей, технологических карт; рефлексии на этапах проекта, презентации и оценки результатов проектирования. Такая организация индивидуального проектирования вносит элементы соревновательности, располагает обучающихся общаться между собой, интересоваться продвижением в проекте, помогать друг другу при возникающих трудностях. Они активно учатся излагать свои мысли, оценивать свою деятельность, презентовать свои проекты, проводить авторские мастер-классы. За основу проектной деятельности взяты сложные классы моделей областных соревнований «Полет», «Космос», «Радуга на крыльях». Обучающиеся могут применять свои силы в разных классах моделей, что позволяет им заниматься в лаборатории в течение нескольких лет.

Режим занятий. Занятия проводятся по звеньевой системе, 2 раза в неделю. Учебная нагрузка на группу –2 часов в неделю  (санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиН 2.4.4 3172-14).         «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» в части определения рекомендуемого режима занятий, а также требованиям к обеспечению безопасности обучающихся согласно нормативно-инструктивным документам Министерства образования РФ, органов управления образования администрации Омской области.

Ценностными приоритетами в деятельности являются:

  • воспитание культуры здорового образа жизни;
  • создание условий для творчества педагога и обучающегося;
  • возможность правильной организации свободного времени обучающегося.

     

Формы и методы работы с обучающимися.

Основной формой работы с обучающимися первого и второго года обучения являются фронтально-индивидуальные занятия со звеньями.

Для освоения программы используются разнообразные формы деятельности:

-    мини лекции;

-    рассказ, беседа;

-    объяснение;

-    показ;

-    упражнения,  практические занятия;

-    отработка навыков регулировки и запуска модели;

-    соревнования.

С  обучающимися,  испытывающими затруднения при освоении материала и отработке навыков, ведется индивидуальная работа.

           2.  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностные результаты:

- проявляет стабильный познавательный интерес и активность на учебных занятиях;

- берет на себя ответственность за результаты своего обучения;

- демонстрирует в своём поведении целеустремленность, самостоятельность, дисциплину,  трудолюбие, взаимовыручку;

- связывает свои перспективные планы и интересы с техническим творчеством.

Предметные результаты:

- знает назначение чертежей, схем, технических рисунков, использует их в практической деятельности, понимает информацию, представленную в форме таблицы;

- анализирует  и создаёт модель изучаемого объекта;

- запрашивает информацию у педагога, способен искать информацию в литературе и сети Интернет, самостоятельно находит ответы на вопросы путем логических рассуждений.

- устанавливает коммуникацию с участниками образовательной деятельности;

- задаёт вопросы, комментирует информацию,  умеет четко излагать мысли;

- способен вести «полемику», участвовать в дискуссии, отстаивает свою точку зрения;

- берет ответственность за собственное понимание и поведение, за выполнение задач и демонстрирует самостоятельность в трудовой деятельности и обучении

- способен организовать свое рабочее (учебное) место;

- имеет позитивный опыт и использует его на практике взаимодействуя с другими обучающимися и педагогом.

Результаты по профилю деятельности:

- знает историю авиации и освоения космоса;

- владеет специальной терминологией;

- различает виды и классы  авиамоделей, понимает их общее устройство;

- способен самостоятельно подбирать и использовать инструменты, материалы и оборудование, необходимые для изготовления моделей, выполнять простейшие операции на станках;

- использует правила и методы безопасной работы;

- способен проводить самостоятельные изыскания по техническому или исследовательскому проекту;

- способен оформлять необходимую проектную документацию;

- способен точно выполнять технологические операции изготовления,  выявлять и устранять дефекты моделей;

- способен выполнять правила запуска летающих моделей;

- готов участвовать в спортивно-технических соревнованиях по установленным правилам.

3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

(1 группа)

п/п

Тема занятия.

Краткое содержание темы.

Количество часов

Дата

Планируемая

Фактическая

Вводное занятие.

Техника безопасности. Знакомство с рабочим местом, инструментом. История авиа моделирования.

2

20.09

Кордовая двухмоторная электрическая модель самолета.

30

2.1

Виды моделей их характеристики.

Знакомство с основными видами авиамоделей и их особенностями.

2

27.09

2.2

Основные требования и параметры.

Знакомство с отличительными характеристиками кордовой двухмоторной электрической модели самолета

2

04.10

2.3

Изготовление фюзеляжа.

Изготовление фюзеляжа модели.

2

2

11.10

08.10

2.4

Изготовление крыла.

Изготовление крыла модели.

2

2

25.10

08.11

2.5

Изготовление хвостового оперения.

Изготовление хвостового оперения самолёта

2

15.11

2.6

Изготовление винтомоторной группы.

Изготовление винтомоторной группы.

2

2

22.11

29.11

2.7

Изготовление шасси.

Изготовление шасси.

2

06.12

2.8

Сборка модели.

Сборка модели.

2

2

03.12

20.12

2.9

Окраска модели.

Окраска модели.

2

27.12

2.10

Изготовление остекления.

Изготовление остекления.

2

17.01

2.11

Изготовление мелких деталей.

Изготовление мелких деталей.

2

24.01

Комнатные резиномоторные модели самолетов.

28

3.1

Основные параметры модели. Конструкция модели.

Основные параметры модели. Конструкция модели.

2

31.01

3.2

Изготовление фюзеляжа

Изготовление фюзеляжа

2

2

2

07.02

17.02

21.02

3.3

Изготовление стабилизатора.

Изготовление стабилизатора.

2

2

2

28.02

07.03

14.03

3.4

Изготовление крыла.

Изготовление крыла.

2

2

21.03

04.04

3.5

Изготовление киля.

Изготовление киля.

2

2

11.04

18.04

3.6

Изготовление винта

Создание макета винта и изготовление с использованием 3 d  принтера

2

25.04

3.7

Обтяжка модели.

Обтяжка модели.

2

16.05

3.8

Сборка модели. Пробные запуски моделей.

Сборка модели. Пробные запуски моделей.

2

23.05

                                           

(2 группа)

п/п

Тема занятия.

Краткое содержание темы.

Количество часов

Дата

Планируемая

Фактическая

Вводное занятие.

Техника безопасности. Знакомство с рабочим местом, инструментом. История авиа моделирования.

2

15.09

Кордовая двухмоторная электрическая модель самолета.

30

2.1

Виды моделей их характеристики.

Знакомство с основными видами авиамоделей и их особенностями.

2

22.09

2.2

Основные требования и параметры.

Знакомство с отличительными характеристиками кордовой двухмоторной электрической модели самолета

2

29.09

2.3

Изготовление фюзеляжа.

Изготовление фюзеляжа модели.

2

2

06.10

13.10

2.4

Изготовление крыла.

Изготовление крыла модели.

2

2

20.10

27.10

2.5

Изготовление хвостового оперения.

Изготовление хвостового оперения самолёта

2

10.11

2.6

Изготовление винтомоторной группы.

Изготовление винтомоторной группы.

2

2

17.11

24.11

2.7

Изготовление шасси.

Изготовление шасси.

2

01.12

2.8

Сборка модели.

Сборка модели.

2

2

08.12

15.12

2.9

Окраска модели.

Окраска модели.

2

22.12

2.10

Изготовление остекления.

Изготовление остекления.

2

12.01

2.11

Изготовление мелких деталей.

Изготовление мелких деталей.

2

19.01

Комнатные резиномоторные модели самолетов.

30

3.1

Основные параметры модели. Конструкция модели.

Основные параметры модели. Конструкция модели.

2

26.01

3.2

Изготовление фюзеляжа

Изготовление фюзеляжа

2

2

2

02.02

09.02

16.02

3.3

Изготовление стабилизатора.

Изготовление стабилизатора.

2

2

2

02.03

09.03

16.03

3.4

Изготовление крыла.

Изготовление крыла.

2

2

06.04

13.04

3.5

Изготовление киля.

Изготовление киля.

2

2

20.04

27.04

3.6

Изготовление винта

Изготовление винта

2

2

04.05

11.05

3.7

Обтяжка модели.

Обтяжка модели.

2

18.05

3.8

Сборка модели. Пробные запуски моделей.

Сборка модели. Пробные запуски моделей.

2

25.05

Содержание изучаемого курса.

  1. Вводное занятие.

 Цель, задачи и содержание работы в учебном году. Правила зимних и летних соревнований. Требования к качеству изготовления моделей. Знакомство с достижениями старших моделистов на областных соревнованиях. Демонстрация радиоуправляемой модели самолёта.   (Беседа).

   Правила поведения в мастерской. Охрана труда и пожарная безопасность. (Беседа с использованием инструкций по ТБ).

  1. Кордовая двухмоторная электрическая модель самолета.

Виды кордовых двухмоторных электрических моделей, их характеристики. Основные требования и параметры модели. Техника пилотирования. Оценка модели во время соревнований. (Беседа, демонстрация моделей, чертежей).

Практическая работа. Изготовление чертежа модели. Изготовление деталей модели, создание макетов деталей, распечатка на 3 D принтере, спайка деталей, сборка модели, окраска, регулировка. (Работа в мастерской). Запуск моделей. Отработка навыков управления моделью. (Занятия в спортзалах).

  1. Комнатные резиномоторные модели самолетов.    

         Конструкция модели. Основные параметры модели: вес, габариты, площадь несущая, профиль крыла, материал обтяжки несущих поверхностей. Технология изготовления. Материалы, применяемые в изготовлении. Подбор структуры материала. Инструмент, необходимый для работы. (Демонстрация материалов, моделей, правил работы инструментом).

Практическая работа. Изготовление деталей модели. Создание макетов деталей, распечатка на 3D принтере. Спайка деталей. Сборка модели. Изготовление резиномотора. (Работа в мастерской).  Регулировка и пробные запуски моделей. (Занятия в спортзалах).

4. КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

Способом определения результативности освоения обучающимися программы служит мониторинг образовательной деятельности. Процедура мониторинга осуществляется в середине и в конце периода обучения на основе контрольных опросов, педагогического наблюдения и диагностических методик определения уровня развития ключевых и специальных компетентностей обучающихся (приложение).

В течение реализации программы, по мере изучения тем, педагог методом наблюдения, оценки качества выполнения проектных заданий, собеседования с обучающимися подводит предварительные итоги.

На итоговых учебных занятиях по разделам программы и на заключительном занятии в конце учебного года обучающиеся представляют результаты своей деятельности. Педагог организует рефлексию и оценку, совместно с обучающимися на основе критериев анализирует качество выполненной работы в процессе проведения образовательного события. По итогам тестирования педагог заполняет тест-карту каждого обучающегося.

Формами подведения итогов реализации программы служат итоговые (контрольные) учебные занятия (тестирование), образовательные события (спортивно-технические выставки, соревнования, защита проектов).

Критерии оценки деятельности обучающегося заранее известны, открыты и согласованы с обучающимися:

  • Минимальный уровень  (удовлетворительно) - трудно сформировать общее представление о способностях обучающегося (отрывочные задания из разных категорий, не полностью выполненные задания, невозможно определить прогресс в обучении и уровень знаний).
  • Средний уровень (хорошо) - обучающийся демонстрирует солидные знания и умения, но отсутствует элемент творчества и оригинальности
  • Максимальный уровень (отлично) -  свидетельствует о больших приложенных усилиях, очевидном личном прогрессе и творческом отношении обучающегося  к предмету.

Материально-техническое обеспечение программы.

В кабинете находятся сверлильный, токарный, наждачный станки, 6 столов ученических и стол педагога, 6 стульев,  столярные и слесарные верстаки, приспособление для резки пенопласта, 3D принтер, паяльные станции.

В кабинете находятся стеллажи и шкафы для хранения различных материалов, инструментов. Для хранения незаконченных работ у каждой группы детей отведен определенный шкаф. Крупногабаритные модели подвешиваются на высоко натянутую проволоку. Модели пилотажные и воздушного боя находятся на стеллажах на стене. Чертежная доска для изготовления чертежей крупных моделей.

Перечень инструментов и материалов, необходимых для реализации  программы (в расчете на количество обучающихся в одном звене)

№ п/п

Наименование

Ед. изм.

Количество

Инструменты и оборудование

1

Нож

Шт.

8

2

Ножницы

Шт.

8

3

Шило

Шт.

4

4

Наковальня

Шт.

4

5

Струбцина

Шт.

4

6

Отвертка

Шт.

4

7

Молоток

Шт.

4

8

Набор сверл

Шт.

1

9

Набор напильников

Шт.

1

10

Ножовка по дереву

Шт.

4

11

Ножовка по металлу

Шт.

4

12

3D принтер

Шт.

1

13

Паяльные станции

Шт.

10

14

Радиоуправляемый планер

Шт

1

15

Пассатижи

Шт.

4

16

Круглогубцы

Шт.

2

17

Кусачки

Шт.

2

18

Зубило

Шт.

2

19

Динамометр

Шт.

1

20

Тиски

Шт.

8

21

Рубанок

Шт.

4

22

Наждачная бумага

Кв. м.

2

Список материалов

1

Картон и чертежная бумага

Кв. м.

3

2

Древесина и фанера

Кв. м.

4

3

Пенопласт

Кв. м.

2

4

Жесть

Кв. м.

0.2

5

Листовой дюралюминий

Кв. м.

0.2

6

Оргстекло

Кв. м.

0.1

7

Проволока

М.

4

8

Бумага (белая и цветная)

Кв. м.

4

9

Клеи (ПВА, «Момент», ЭПО, «Циакрин»)

Кг.

3

10

Микалентная и папиросная бумага

Кв. м.

2

11

Гвозди, винты, гайки, шайбы, шурупы

Кг.

1

12

Нитрокраски, гуашь

Кг.

2

13

Растворители

Кг.

1

14

3D-нить

рулон

1

       Для мотивации обучающихся, развития у них интереса к техническим видам творчества, и в частности к авиамоделизму  рекомендуется учащимся  работа с журналами «Моделист – конструктор», «Техника молодежи», «Самолеты мира».

Основные характеристики моделей, изготавливаемых в результате реализации данной программы, взяты педагогом из Положений о районных и областных соревнованиях по авиамодельному спорту «Радуга на крыльях», «Космос», «Полет» и Положений Федерации авиамодельного спорта России.

         Педагогические технологии:

Технология индивидуализации образования предполагает организацию открытой насыщенной образовательной среды:

  • использование ресурсов и возможностей открытого образовательного пространства для организации деятельности, подготовки и проведения образовательных событий,
  • организацию рефлексивного процесса средствами портфолио.

Использование технологии образовательного события, имеющего опору на какой-либо культурный образец: игра, конференция, экскурсия, соревнование, выставка и т. д. позволяет сделать образовательную деятельность возрастосообразной и актуальной для целевой группы обучающихся, создать потенциальную возможность для осуществления практических социальных и допрофессиональных проб.

В условиях индивидуализации каждый обучающийся в образовательной деятельности детского объединения движется по своей образовательной траектории и поэтому невозможно оценивать всех по единым критериям и в одно время. Способом определения результативности в таких условиях является введение в образовательный процесс методик, направленных на развитие рефлексивных умений обучающихся и разработка на их основе системы самооценивания обучающихся – портфолио. Портфолио является средством углубления и оформления познавательных интересов, развития интеллектуальных и рефлексивных способностей, комплексной проверки уровня усвоения учебного материала, укрепления желания учиться, и создания ситуации успеха.

Здоровьесберегающие технологии, используемые в программе, имеют две составляющие:

  • технологии здоровьесберегающей организации образовательной деятельности и её здоровьесберегающая направленность на восстановление сил, затраченных в процессе обучения, устранения напряженности и, в то же время, обеспечения развивающего воздействия;
  • воспитательные технологии, направленные на формирование ценностно-смысловых установок по отношению к своему здоровью, на освоение обучающимися принципов и практики здорового образа жизни, культуры здоровья, потребности грамотной заботы о своем здоровье, мотивации на ведение здорового образа жизни.

                6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Для педагога: 

  1.  Апшева А.М. Психолого-педагогическое сопровождение дополнительного образования обучающихся. Опыт и практические рекомендации. – М.: МДЭБЦ, 2011. – 180 с.
  2. Асмолов А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник. 1997. № 9. С. 6—8.
  3. Вульфсон С.И. Уроки профессионального творчества: Учеб. Пособие для студ. Сред. Спец. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  4. Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. – М.: 5 за знания, 2008.
  5. Ермаков А.М. Простейшие авиамодели. М. Просвещение. 1984.
  6. Журнал «Дополнительное образование и воспитание».  
  7. Журналы «Моделист-конструктор», «Крылья Родины», «Самолеты мира».
  8. Золотарёва А.В. Дополнительное образование обучающихся: Теория и методика социально-педагогической деятельности. Ярославль: Академия развития, 2004 – 304 с.
  9. Зюзько М.В. Психологические консультации для начинающего учителя. М. Просвещение. 1995.
  10. Иванов Д.А. Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании: Проблемы, понятия, инструментарий: Учебно-методическое пособие. — Омск, 2003.
  11. Ковалева Т.М. «Основные схемы тьюторского сопровождения» (материалы лекции) Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. Педагогический университет «Первое сентября» [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.1september.ru/courses/15/006/
  12. Никулин С.К. Системный подход в развитии научно-технического творчества учащихся в учреждениях дополнительного образования России. М. Глобус. 2005.
  13. Сборник дополнительных образовательных программ технического творчества. БОУ ДОД «Омская областная СЮТ». 2011.
  14. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2009. – 132 с. (Школьное образование)
  15. Уваров С.Н., Кунина М.В. Основы творческо-конструкторской деятельности. — М.: Академический Проект, 2005. — 80 с. — (Педагогические технологии).
  16. Фомина А.Б. Социокультурная и социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования детей / А. Б. Фомина. – М.: Перспектива, 2009. – 272 с.
  17. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: Практическое пособие / Авт.-сост. В.Г. Гульчевская, Е.А. Чекунова, О.Г. Тринитатская, А.В. Тищенко. – М: АРКТИ, 2010. – 56с. (Школьное образование)  

Нормативные документы:

  1. Конвенция о правах ребенка [электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ 
  2. Конституция РФ [электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.constitution.ru/ 
  3. Концепция развития дополнительного образования детей [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70733280/
  4. Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» с 2016 года по 2021 [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/media/files/MOoSmsOFZT2nIupFC25Iqkn7qZjkiqQK.pdf 
  5. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dopedu.ru/attachments/article/661/Profstandart_pdo_dopedu.pdf 
  6. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420207400 
  7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (2015 – 2025) [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dop-obrazovanie.com/ 
  8. Федеральные государственные образовательные стандарты. Сайт министерства образования и науки РФ [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/ 
  9. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/ 
  10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Сайт министерства образования и науки РФ [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/
  11. Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам» [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html
  12. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. N 09-3242. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mixnevoduc.edusite.ru/DswMedia/metodrekomendacii5.pdf

Для обучающихся и родителей: 

  1. "Юный техник" Авиамоделирование / телеканал Просвещение [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=ccCwj2MenYo
  2. 10 самых больших летающих игрушек в мире. [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=-VYbMoPt7j0
  3. Авиамоделирование. [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=ZMSKEcEEBKk
  4. Аллан Фром. Азбука для родителей. Лениздат. 1991.
  5. Дэвид Дональд. Военные винтовые самолёты. Тв. Омега. 2002.
  6. Журнал «Крылья Родины» [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kr-magazine.ru/ 
  7. Журнал «Техника молодежи» [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://technicamolodezhi.ru/ 
  8. Журналы «Моделист-конструктор» [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.modelist-konstruktor.ru/ 
  9. Заворотов В.А. «От идеи до модели». М.: «Просвещение». 2005г.
  10. Кемпбелл Ф. «Я делаю модели», перев. с англ., Минск: «Белфакс». 2007г.
  11. Марина З.А. «Техническое моделирование». СПб. «Кристалл». 2006 г.
  12. Маркуша А. Вам взлет. Детгиз. М. 2005г.
  13. Павлов  А.П. Твоя первая модель. М.: «Просвещение». 2006 г.
  14. Порцевский К.А. Моя первая книга о космосе. М.: РОСМЭН, 2008.
  15. Приложение к журналу «Юный техник» [электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://www.akc.ru/rucont/itm/179866/ 
  16. Рибиза  Ф. «Космос у тебя дома». М.: «Детская литература» 2004г.
  17. Рожков В.Н. Авиамодельный кружок – М.: Просвещение, 1986г.
  18. С чего начать? – Авиамоделирование. [электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://aviamodeling.narod.ru/termins.htm 
  19. Синикчиянц А.М. Отечества крылатые сыны. М., 2002.
  20. Тарасов В.В. Самоделки школьника. М.: «Просвещение». 2003г.
  21. Тимофеева М.С. Твори, выдумывай, пробуй. СМ.: «Просвещение» 2006г.

                     7. СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ.

1. Возрастные особенности целевой группы обучающихся, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной программы (подростковый возраст).

2. Тестовые задания для промежуточной и итоговой аттестации.

3. Промежуточная и итоговая диагностика результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы.

4. Оценка отношения подростка к группе. Диагностика успешности воспитательной работы.

Приложение 1.

Возрастные особенности целевых групп обучающихся, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной программы

Подростковый возраст

Краткая психолого-педагогическая характеристика

Основные формы деятельности в контексте образования

Ведущая деятельность

Основные психологические новообразования

– интимно-личностное общение со сверстниками является своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей, формой освоения этих отношений. Отношения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей генеалогической семьи

- чувство взрослости, становление Я-концепции как интегративной системы представлений о себе;

- развитие нравственного саморегулирования;

- формирование зрелых форм учебной мотивации, при которой учение приобретает личностный смысл;

- гипотетико-дедуктивное мышление как условие формирования научного

мировоззрения;

- развитие новых форм общения и придания особой значимости общению;

- опыт совместного действия в сообществе сверстников и значимых взрослых, объединённых на основе совместного замысла деятельности;

- опыт личностно и социально значимого решения и поступка.

-  общение: формирование групп и сообществ по интересам и реализация совместных интересов, в развитой форме;

-  совместная социально-значимая деятельность, установление статусных отношений в совместной деятельности и сообществах по интересам;

- познание и учение: тематически ориентированный устойчивый познавательный интерес; освоение основных схем моделирования законов объективного мира; освоение собственной эмоциональной сферы и телесных изменений;

-  творчество: освоение целостного авторского действия; освоение эстетической формы как способа выражения эмоциональной сферы и отношения к действительности (в том числе через воображаемые сюжеты и ситуации); освоения нормы конструирования как моделирования свойств  реальных и воображаемых объектов;

- игра: игра на основе освоенных знаний о мире, в том числе игра в гендерные отношения и социальные статусы на основе присвоенных культурных образцов;

- труд: усвоение позитивных установок к труду и различным продуктивным технологиям.

Основные возрастные задачи

Основные образовательные условия и процессы

Основные образовательные формы:

-  развитие воображения как способности проектирования образов внешнего мира и своих действий в этом внешнем мире;

- развитие способности удерживать свою позицию и точку зрения,

кооперироваться с иными позициями и носителями иных точек зрения;

-  овладение свободой и самодеятельностью

создать условия, в которых возможно:

двигаться в познании окружающего мира по собственной индивидуальной образовательной траектории; приобрести опыт собственной проектной работы; рассматривать своё видение мира из других позиций, что связано с выстраиванием позиционных коопераций в учебном процессе;

экспериментировать с собственным действием, возможность пробовать различные учебные интересы (меняя пред-профиль своего обучения) организация продуктивной внутривозрастной и межвозрастной коммуникации, а позднее — продуктивного социально-представленного «проектного» действия; формирование навыков управления собой и своими состояниями, самопозиционирования, управления микроколлективом

клубы по интересам; практикоориентированные объединения как социального, так и профессионального характера; исследовательские лаборатории (практикумы);

учебные социальные проекты, массовые движения, проектные сессии (в том числе, в формате интенсивных школ).

Приложение 2

          ПРОМЕЖУТОЧНАЯ  И ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА.

Результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы.

Показатели

(оцениваемые

параметры)

Критерии

Степень выраженности

оцениваемого качества

Возможное число баллов

Методы диагнос-тики

  1. Теоретическая подготовка.

1.1. Теоретические

знания по основным

разделам учебно-

тематического плана

программы

Соответствие теорети-

ческих знаний ребенка

программным требованиям

Минимальный  уровень  —  ребенок овладел менее чем 1/2 объема знаний,   предусмотренных    программой

1

Средний уровень — объем усвоенных знаний составляет более 1/2

5

Максимальный уровень — освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период

10

1.2. Владение

специальной

терминологией

Осмыслен-ность и правильность использования специальной терминологии

Минимальный уровень — ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины

1

Средний уровень — сочетает специальную терминологию с бытовой

5

Максимальный   уровень   —   специальные   термины  употребляет осознанно, в полном соответствии

с их содержанием)

10

  1. Практическая подготовка.

2.1. Практические

умения и навыки,

предусмотренные

программой              

(по основным

разделам учебно-

тематического плана

программы)

Соответствие практических умений и навыков   программным

требованиям

Минимальный уровень — ребенок

овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков

1

Средний уровень — объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2

5

Максимальный уровень —  овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период

10

2.2. Владение

специальным

оборудованием

и оснащением.

Отсутствие затруднений в использовании

специального   оборудования и оснащения

Минимальный уровень умений - ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием

1

Средний уровень — работает с оборудованием с помощью педагога

5

Максимальный уровень — работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей

10

2.3. Творческие

навыки

Креативность в выполнении   практических

заданий

Начальный (элементарный) уровень развития креативности — ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие   практические   задания педагога

1

Репродуктивный уровень — в основном выполняет задания на основе образца

5

Творческий уровень — выполняет практические задания с элементами творчества

10

3. Общеучебные умения и навыки.

Учебно-интеллектуаль-ные

умения

3.1. Умение

подбирать

и анализировать

специальную

литературу

3.2. Умение пользоваться     компьютерными    источниками

информации

3.3.  Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу

(писать рефераты, про-

водить самостоятельные учебные исследования)

Самостоятельность

в подборе и анализе

литературы

Минимальный уровень умений - ребенок    испытывает   серьезные затруднения при работе с литературой,  нуждается  в  постоянной помощи и контроле педагога

1

Средний  уровень   —   работает  с литературой с помощью педагога или родителей

5

Максимальный уровень — работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей

10

Самостоятельность  в пользовании компьютерными источниками

информации

Уровни — по аналогии с п. 3.1.

1

5

10

Самостоятельность

в учебно-

исследовательской

работе

Уровни — по аналогии с п. 3.1.

1

5

10

Учебно-коммуникативные умения

 3.4.Умение

слушать и слышать

педагога

3.5.Умение

выступать

перед аудиторией

3.6.Умение вести

«полемику»,

участвовать

в дискуссии

Адекватность восприятия информации, иду-

щей от педагога

Минимальный уровень - нуждается в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения.

Средний уровень - нуждается в дополнительных разъяснениях;

Максимальный уровень – воспринимает информацию  с первого предъявления.

1

5

10

Свобода   владения   и

подачи обучающимся

подготовленной информации

Минимальный уровень - не способен донести свою мысль до других даже с помощью наводящих вопросов.

Средний уровень - способен донести свою мысль до других с помощью наводящих вопросов.

Максимальный уровень - может самостоятельно донести до других свою мысль.

1

5

10

Самостоятельность   в

построении дискуссионного  выступления,

логика в построении

доказательств

Миним. Ур. - испытывает затруднения при формулировании вопроса или ответа.

Средний ур. - формулировки вопроса или ответа не всегда понятны и требуют уточнений.

 Максимальный ур.- формулирует корректные вопросы и развёрнутые ответы.

1

5

10

Учебно-организационные

умения и навыки

3.7.  Умение

организовать свое

рабочее (учебное)

место

3.8.  Навыки соблюдения

в процессе

деятельности

правил безопасности

3.9.  Умение

аккуратно

выполнять работу

Способность самостоятельно  готовить свое

рабочее место к деятельности и убирать

его за собой

Миним. уровень – ребенок не в состоянии постоянно поддерживать порядок на рабочем месте, может оставить рабочее место не убранным.

1

Средний уровень –  по окончании занятия ребенок  убирает за собой рабочее место, но в процессе работы к порядку не стремиться.

5

Максимальный уровень – и во время работы, и после неё ребёнок старается содержать рабочее место в чистоте.

10

Соответствие реальных навыков   соблюдения

правил   безопасности

программным   требованиям

Минимальный уровень — ребенок

овладел менее чем 1/2 объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой

1

Средний уровень — объем усвоенных навыков составляет более 1/2

5

Максимальный уровень — освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за

конкретный период

10

Аккуратность и ответственность  в  работе

Минимальный уровень – требуется постоянное напоминание о соблюдении аккуратности.

Средний уровень – не имеет достаточных навыков в точности и чистоте выполнения работы.

Максимальный уровень – работает старательно, точно и чисто, исполнительный.

1

5

10

4.1. Достижения на уровне детского объединения

Участие и победы в выставках, конкурсах, фестивалях, соревнованиях и т.д.

Минимальный уровень – участие не во всех мероприятиях, проводившихся в детском объединении

1

Средний уровень – участие во всех  делах и мероприятиях, проводившихся в детском объединении, призовое место в одном из них.

5

Максимальный уровень – активное участие и завоевание нескольких призовых мест в мероприятиях, проводившихся детским объединением.

10

4.2. Достижения на уровне школы (по линии дополнительного образования), на уровне УДО

Участие и победы в выставках, конкурсах, фестивалях, соревнованиях и т.д.

Минимальный уровень -  участие в одном из мероприятий.

1

Средний уровень – участие в нескольких мероприятиях.

5

Максимальный уровень – призовое место в одном или нескольких мероприятиях.

10

4.3. На уровне района, города

Уровни по аналогии с п. 2.4.

1

5

10

4.4. На  региональном уровне

Уровни по аналогии с п. 2.4.

1

5

10

4.5. На Всероссийском и международном уровне.

Уровни по аналогии с п. 2.4.

1

5

10

Результаты заносятся в таблицу.

Подсчитывается процентное количество обучающихся объединений , соответствующее результатам освоения программы ( по ступеням сложности).

Минимальный уровень - от 1 до 4 баллов, средний уровень –от 4 до 8 баллов, максимальный уровень –от 8 до 10 баллов.

Сводные результаты комплексной диагностики достижения планируемых результатов

обучающихся __ группы ____ года обучения.

  Ф.И.О.

обучающегося                      

Теоретическая подготовка

Практическая  подготовка

Общеучебные умения и навыки

Предметные достижения

Среднее кол-во баллов

№ задания

№ задания

№ задания

уровни

 1      

    2

      1

     2

      3

      1

      2

     3

  4

 

5

     6

  7

  8

  9

1

2

3

4

5

 

Степень выраженности  оцениваемых показателей (оцениваемых параметров):

1. За выполненные задания:     Минимальный уровень – 1 балл,

                                                       средний уровень – 5 баллов,

                                                       максимальный уровень – 10 баллов.

2.Среднее количество баллов: Минимальный уровень - от 1 до 4 баллов,

                                            средний уровень –от 4 до 8 баллов,

                                            максимальный уровень –от 8 до 10 баллов.

Итого: минимальный уровень -  __ обучающихся,

              средний уровень –___ обучающихся,

              максимальный уровень –____ обучающихся.


                                 Приложение 3

ОЦЕНКА ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКА К ГРУППЕ.

        Анкета позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы. По каждому пункту анкеты испытуемые должны выбрать наиболее подходящую им альтернативу в соответствии с предлагаемой инструкцией.

                      АНКЕТА

1.        Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто:
А —знает больше, чем я;

Б — все вопросы стремится решать сообща;

 В — не отвлекает внимание преподавателя.

2.        Лучшими преподавателями являются те, которые:
А — используют индивидуальный подход;

Б — создают условия для помощи со стороны других;

 В — создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказываться.

3.        Я  рад, когда мои друзья:

А знают больше, чем я, и могут мне помочь;

Б умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов;

В помогают другим, когда представится случай.

4.        Больше всего мне нравится, когда в группе:
А — некому помогать;

Б — не мешают при выполнении задачи;

В — остальные слабее подготовлены, чем я.

5.        Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:
А я могу получить помощь и поддержку со стороны других;  

Б — мои усилия достаточно вознаграждены,

В — есть возможность проявить инициативу, полезную для всех.

6.        Мне нравятся коллективы, в которых:

А — каждый заинтересован в улучшении результатов всех;

Б — каждый занят своим делом и не мешает другим;

В — каждый человек может использовать других для решения своих задач.

7.        Учащиеся оценивают «плохо» таких преподавателей, которые:

А создают дух соперничества между учениками,

Б — не уделяют учащимся достаточного внимания,

В — не создают условия для того, чтобы группа помогала неуспевающим учащимся.

8.        Больше всего удовлетворение в жизни дает:

А — возможность работы и учебы, когда тебе никто не мешает;

Б возможность получения новой информации от других людей;

В возможность сделать полезное другим людям.

9.        Основная роль учителя должна заключаться:

А — в воспитании людей с развитым чувством долга, перед другими;

Б — в подготовке приспособленных к самостоятельной жизни людей;

В в подготовке людей, умеющих извлекать помощь от общения с другими людьми.

10.        Если перед группой стоит какая-то проблема, то я:

А — предпочитаю, чтобы другие решали эту проблему;

Б предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь на других;

В — стремлюсь «нести свой вклад в общее решение проблемы.

11.        Лучше всего я бы учился, если бы учитель:
А имел ко мне индивидуальный подход;

Б создавал условия для получения мной помощи со стороны других;

В — поощрял инициативу учащихся, направленную на достижение общего успеха.

12.        Нет ничего хуже того, что:

А ты не в состоянии самостоятельно добиться успеха;

Б чувствуешь себя ненужным в группе;

В — тебе не помогают окружающие.

13.        Больше всего я ценю:

А — личный успех, в котором есть доля заслуги моих друзей;

Б — общий успех, в котором есть и моя заслуга;

 В — успех, достигнутый ценой собственных усилий.

14. Я хотел бы:

А — работать в коллективе, в котором применяются основные приемы и методы совместной работы,

Б — работать индивидуально с преподавателем,

В работать со сведущими в данной области людьми.

                    КЛЮЧ

для   обработки   анкеты   «Тип  восприятия  индивидом  группы»

Индивидуалистическое восприятие  группы.

Коллективистическое восприятие  группы.

Прагматическое восприятие  группы.

1

В

Б

А

2

А

В

Б

3

Б

В

А

4

Б

А

В

5

Б

В

А

6

Б

А

В

7

Б

А

В

8

А

В

Б

9

Б

А

В

10

Б

В

А

11

А

В

Б

12

А

Б

В

13

В

Б

А

14

Б

А

В

Сумма

        Тип 1. Индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов. Этот тип восприятия индивидом группы можно назвать «индивидуалистическим».

        Тип 2. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для индивида выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в групповую деятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы. Этот тип восприятия индивидом своей группы может быть назван «коллективистическим».

        Тип 3. Индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее «полезности» для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации. Данный тип восприятия индивидом группы можно назвать «прагматическим».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа : "Моделирование конструирование". 5-6 класс

Техническое моделирование ,конструирование на уроках технологии. 5-6 калассы....

Программа : "Моделирование конструирование". 5-6 класс

Техническое моделирование ,конструирование на уроках технологии. 5-6 калассы....

Рабочая программа "Моделирование и конструирование" (для работы с одареными обучающимися)

Рабочая программа "Моделирование и конструирование" разработана для поддержки и работы с одаренными обучающимися. Цель данной программы - подготовка учащихся к этапам олимпиады...

Установка и настройка программы моделирования LEGO DIGITAL DESIGNER 4.3

Краткая инструкция по установке и первоначальной настройке программы LEGO DIGITAL DESIGNER 4.3...

Воспитательная программа «Моделирование оптимальной воспитательной системы учреждения дополнительного образования»

Программа  «Моделирование оптимальной воспитательной системы учреждения дополнительного образования» Советского районного Центра развития творчества детей и юношества «Созвездие» на 2014/2019 год...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «МОДЕЛИРОВАНИЕ И КОНСТРУИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ»

Программа «Моделирование и конструирование одежды» дает учащимся предпрофессиональные знания в области моделирования и конструирования одежды. Особый упор сделан на техническую сторону это...

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Моделирование авиамоделей»

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА  «Моделирование авиамоделей»...