Доклад «Развитие у студентов умений и навыков профессиональной деятельности на уроках производственного обучения »
материал

Курдюмова Ольга Александровна

Доклад на тему: «Развитие у студентов умений и навыков  профессиональной деятельности на уроках производственного обучения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное областное бюджетное

профессионально образовательное учреждение

«Елецкий лицей сферы бытовых услуг»

ДОКЛАД

Тема: «Развитие у студентов умений и навыков  профессиональной

деятельности на уроках производственного обучения »

                                                                                                Подготовила:

                                                                                            мастер п\о

                                                                                                       Курдюмова О.А.

Елец 2022 г.

                                                                                       «Не в количестве  знаний

                                                                                       заключается образование,

                                                                                       но в полном понимании и

                                                                                       искусном применении

                                                                                       всего того, что знаешь»

                                                                                                            А. Дистервег

        Цели образования предполагают не только формирование специалиста, отвечающего требованиям потребности       на рынке труда,  но и формирование разноуровневой личности, способной к самостоятельному определению способов деятельности. Качество образовательного процесса зависит от степени самостоятельности и активности обучающегося. Для этого необходимо, чтобы обучающиеся воспринимали учебный материал и находили ему применение  на уроках производственного обучения.

        Производственное обучение формирует  у учащихся профессиональные умения и  навыки, которые они потом применяют на практике. Оно является частью учебного процесса и включает в себя совместную деятельность мастера производственного обучения и  обучающегося. В профессиональную деятельность мастера входит: создание  у обучающихся развернутого представления о поставленных задачах трудового процесса, способах и средствах выполнения этого задания. Мастеру также необходимо контролировать и анализировать учебную деятельность студентов с целью развития у студентов профессиональных умений и навыков.        Цель урока производственного обучения заключаются в том, что студенты на основе полученных технологических знаний освоили приемы и  способы, действия и операции, необходимые для формирования у студентов навыков выполнения производственных работ по профессии. Студентам не достаточно просто запомнить и изучить учебный материал, они должны понять его, переработать и выполнить.

Процесс формирования навыков и умений имеет общие признаки:

-первый признак – объединение многих элементарных движений в единое целое.

-второй признак – постоянное устранение лишних движений и уменьшение напряженности при выполнении операций;

-третий признак – перенос внимания с процесса на результат труда;

-четвертый признак – формирование ритма выполнения действий. Благодаря ритмичности человек, который обладает навыками,  работает долгое время без усталости.

-пятый признак – заключается в приобретении широких возможностей произвольно менять темп работы, замедляя или ускоряя его.

Процесс формирования     навыков кроме общих признаков  охватывает  и  некоторые этапы:

Предшествующий этап – на этом этапе человек получает знания о действии, орудия и условиях труда. На этом этапе создается основа действий.

Аналитический - этап освоения отдельными элементами действий.

Синтетический – этап, объединяющий все элементы в единое целое.

Этап закрепления и автоматизации действий – этап, на котором внимание с процесса переключается на результат работы.

Важнейшим условием формирования навыков является многократное повторение выполняемой операции. В результате, которого повторение действия трансформируются, утрачивают сознательную целенаправленность, способ их выполнения автоматизируется, превращаясь из умения в навык. Трансформация умений в навыки возможно при поэлементном освоении сложного действия, в поэтапной отработки каждого умения и навыков.

Законы формирования навыков

  1. Закон эффекта (Торндайк 1921г.) – для развития навыков необходимо знать результат каждого повторения и иметь желание при следующем повторении его улучшить.
  2. Закон изменения скорости – быстрое, при первых построениях, улучшение продуктивности навыков.
  3. Закон неравномерности развития навыков – улучшение навыков чередуется с временным ухудшениями под влиянием ряда причин, влияющих на продуктивность.

На сегодняшний день задача формирования у студентов готовности к творческому развитию актуальна для мастеров производственного обучения и педагогов.  Приоритетным направлением работы мастера производственного обучения является создание комфортных условий для самореализации, научить  студентов самостоятельно принимать,  в том числе нестандартные решения. Соответствие человека требованиям профессии является гарантией востребованности на рынке труда, что является залогом профессионального и личностного благополучия. Одна из основных задач производственного обучения – помочь студентам в полной мере освоить на практике умения и  навыки проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешная реализация этой задачи    во многом зависит от использования методов и приемов.

Заключение

Подготовка специалистов, отвечающих современным требования, зависит от дальнейшего совершенствования профессиональных навыков. На этапе профессионального самоопределения развитие творческих способностей студентов происходит в условиях дифференцированного и индивидуального обучения. Студенты, обладающие способностью к обучения, вовлеченные в учебную деятельность, где проявляются их самостоятельность, и отрабатываются умения и навыки. Навык возникает как автоматизированное действие и затем функционирует как автоматизируемый способ его выполнения.  То, что данное действие стало навыком, означает, что студент в результате упражнений приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью.

Список литературы:

1. Аронов М.Ф. Формирование основ профессионального мастерства. М.:  2004.

2. Катханов К.Н. Педагогические основы производительного труда. М.: Высшая школа, 1997.

3. Мошкова И.Н. Психология производственного обучения. M.: Высшая школа, 1990.

4. Скакун В.А. Преподавание курса «Организация и методика производственного обучения» М.: Высшая школа, 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие технического творчества обучающихся по профессии "автомеханик" на уроках производственного обучения

методические рекомендации для мастеров производственного обучения по профессии "автомеханик"...

Современный урок производственного обучения. Доклад.

Доклад создан с учетом требований ФГОС СПО III поколения. Ориентирован для мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин ОО СПО....

План урока производственного обучения по профессии "Токарь- универсал" «Выполнение производственных работ 2-3 разряда. Изготовление детали «Ключ для трехкулачкового патрона»

План урока производственного обучения по профессии "Токарь - универсал". Урок - игра. Мотивация -  после окончания училища учащиеся должны уметь изготавливать на токарном станке отдельные детали,...

Доклад "Развитие устной речи учащихся коррекционных школ на уроках трудового обучения"

Развитие речи — одна из центральных задач всей системы коррекционной работы в школе VIII вида. Помимо характерных нарушений в произношении, лексике, грамматике, дети с нарушением интеллекта имеют барь...

Воспитание студентов из специальных (коррекционных) школ на уроках производственного обучения

В статье говорится о воспитании студентов из специальных (коррекционных) школ на уроках производственного обучения...