Доклад «Развитие у студентов умений и навыков профессиональной деятельности на уроках производственного обучения »
материал
Доклад на тему: «Развитие у студентов умений и навыков профессиональной деятельности на уроках производственного обучения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное областное бюджетное
профессионально образовательное учреждение
«Елецкий лицей сферы бытовых услуг»
ДОКЛАД
Тема: «Развитие у студентов умений и навыков профессиональной
деятельности на уроках производственного обучения »
Подготовила:
мастер п\о
Курдюмова О.А.
Елец 2022 г.
«Не в количестве знаний
заключается образование,
но в полном понимании и
искусном применении
всего того, что знаешь»
А. Дистервег
Цели образования предполагают не только формирование специалиста, отвечающего требованиям потребности на рынке труда, но и формирование разноуровневой личности, способной к самостоятельному определению способов деятельности. Качество образовательного процесса зависит от степени самостоятельности и активности обучающегося. Для этого необходимо, чтобы обучающиеся воспринимали учебный материал и находили ему применение на уроках производственного обучения.
Производственное обучение формирует у учащихся профессиональные умения и навыки, которые они потом применяют на практике. Оно является частью учебного процесса и включает в себя совместную деятельность мастера производственного обучения и обучающегося. В профессиональную деятельность мастера входит: создание у обучающихся развернутого представления о поставленных задачах трудового процесса, способах и средствах выполнения этого задания. Мастеру также необходимо контролировать и анализировать учебную деятельность студентов с целью развития у студентов профессиональных умений и навыков. Цель урока производственного обучения заключаются в том, что студенты на основе полученных технологических знаний освоили приемы и способы, действия и операции, необходимые для формирования у студентов навыков выполнения производственных работ по профессии. Студентам не достаточно просто запомнить и изучить учебный материал, они должны понять его, переработать и выполнить.
Процесс формирования навыков и умений имеет общие признаки:
-первый признак – объединение многих элементарных движений в единое целое.
-второй признак – постоянное устранение лишних движений и уменьшение напряженности при выполнении операций;
-третий признак – перенос внимания с процесса на результат труда;
-четвертый признак – формирование ритма выполнения действий. Благодаря ритмичности человек, который обладает навыками, работает долгое время без усталости.
-пятый признак – заключается в приобретении широких возможностей произвольно менять темп работы, замедляя или ускоряя его.
Процесс формирования навыков кроме общих признаков охватывает и некоторые этапы:
Предшествующий этап – на этом этапе человек получает знания о действии, орудия и условиях труда. На этом этапе создается основа действий.
Аналитический - этап освоения отдельными элементами действий.
Синтетический – этап, объединяющий все элементы в единое целое.
Этап закрепления и автоматизации действий – этап, на котором внимание с процесса переключается на результат работы.
Важнейшим условием формирования навыков является многократное повторение выполняемой операции. В результате, которого повторение действия трансформируются, утрачивают сознательную целенаправленность, способ их выполнения автоматизируется, превращаясь из умения в навык. Трансформация умений в навыки возможно при поэлементном освоении сложного действия, в поэтапной отработки каждого умения и навыков.
Законы формирования навыков
- Закон эффекта (Торндайк 1921г.) – для развития навыков необходимо знать результат каждого повторения и иметь желание при следующем повторении его улучшить.
- Закон изменения скорости – быстрое, при первых построениях, улучшение продуктивности навыков.
- Закон неравномерности развития навыков – улучшение навыков чередуется с временным ухудшениями под влиянием ряда причин, влияющих на продуктивность.
На сегодняшний день задача формирования у студентов готовности к творческому развитию актуальна для мастеров производственного обучения и педагогов. Приоритетным направлением работы мастера производственного обучения является создание комфортных условий для самореализации, научить студентов самостоятельно принимать, в том числе нестандартные решения. Соответствие человека требованиям профессии является гарантией востребованности на рынке труда, что является залогом профессионального и личностного благополучия. Одна из основных задач производственного обучения – помочь студентам в полной мере освоить на практике умения и навыки проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от использования методов и приемов.
Заключение
Подготовка специалистов, отвечающих современным требования, зависит от дальнейшего совершенствования профессиональных навыков. На этапе профессионального самоопределения развитие творческих способностей студентов происходит в условиях дифференцированного и индивидуального обучения. Студенты, обладающие способностью к обучения, вовлеченные в учебную деятельность, где проявляются их самостоятельность, и отрабатываются умения и навыки. Навык возникает как автоматизированное действие и затем функционирует как автоматизируемый способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что студент в результате упражнений приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью.
Список литературы:
1. Аронов М.Ф. Формирование основ профессионального мастерства. М.: 2004.
2. Катханов К.Н. Педагогические основы производительного труда. М.: Высшая школа, 1997.
3. Мошкова И.Н. Психология производственного обучения. M.: Высшая школа, 1990.
4. Скакун В.А. Преподавание курса «Организация и методика производственного обучения» М.: Высшая школа, 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие технического творчества обучающихся по профессии "автомеханик" на уроках производственного обучения
методические рекомендации для мастеров производственного обучения по профессии "автомеханик"...
Современный урок производственного обучения. Доклад.
Доклад создан с учетом требований ФГОС СПО III поколения. Ориентирован для мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин ОО СПО....
План урока производственного обучения по профессии "Токарь- универсал" «Выполнение производственных работ 2-3 разряда. Изготовление детали «Ключ для трехкулачкового патрона»
План урока производственного обучения по профессии "Токарь - универсал". Урок - игра. Мотивация - после окончания училища учащиеся должны уметь изготавливать на токарном станке отдельные детали,...
Доклад. Профориентация учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках производственного обучения.
Профориентация обучающихся с ОВЗ....
Доклад "Развитие устной речи учащихся коррекционных школ на уроках трудового обучения"
Развитие речи — одна из центральных задач всей системы коррекционной работы в школе VIII вида. Помимо характерных нарушений в произношении, лексике, грамматике, дети с нарушением интеллекта имеют барь...
Воспитание студентов из специальных (коррекционных) школ на уроках производственного обучения
В статье говорится о воспитании студентов из специальных (коррекционных) школ на уроках производственного обучения...
Доклад на тему: "Развитие творческих способностей, обучающихся на уроках производственного обучения".
Основные методы и приемы формирования познавательных интересов....