Современная образовательная парадигма на уроках английского языка
статья

Пуртова Елена Александровна

Цель статьи проанализировать современные тенденции обновления содержания и технологии преподавания английского языка в основной школе.

Современная образовательная парадигма предполагает широкое использование информационно-коммуникационных технологий с целью приобщения к самообразованию и совершенствованию языковых навыков. Работа учащихся на уроке иностранного языка носит характер общения с преподавателем, опосредованного с помощью электронных учебников, интерактивных компьютерных программ и аудиовизуальных средств. Сегодня существует большое многообразие ресурсов, которые позволяют расширить рамки образовательного процесса, оперировать большим объёмом учебного материала, повысить мотивацию учащихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор Пуртова Е.А.

Современная образовательная парадигма на уроках английского языка

Цель статьи проанализировать современные тенденции обновления содержания и технологии преподавания английского языка в основной школе.

Современная образовательная парадигма предполагает широкое использование информационно-коммуникационных технологий с целью приобщения к самообразованию и совершенствованию языковых навыков. Работа учащихся на уроке иностранного языка носит характер общения с преподавателем, опосредованного с помощью электронных учебников, интерактивных компьютерных программ и аудиовизуальных средств. Сегодня существует большое многообразие ресурсов, которые позволяют расширить рамки образовательного процесса, оперировать большим объёмом учебного материала, повысить мотивацию учащихся.

Ценность аутентичных видео- и аудиокурсов, Интернет-ресурсов, обладающих лингводидактическим потенциалом, в том, что они помогают моделировать реальные ситуации общения, создают условия для погружения в культурную среду носителей языка.

Вместе с тем, компьютерные программы и аудиовизуальные средства должны служить лишь вспомогательным инструментом для осуществления живого общения и взаимодействия учащихся и учителя в классе. Эффективное педагогическое взаимодействие возможно лишь при разумном сочетании нескольких, не противоречащих друг другу методов обучения. Задача оптимизации формулируется однозначно: в имеющихся условиях из методов целесообразно выбирать те, которые обеспечивают наибольшую эффективность обучения. Целостность и успешность образовательного процесса зависит от разумного и уместного сочетания современных и традиционных педагогических технологий [11, c. 77].

Современные педагогические технологии призваны решать ряд задач:

-способствовать более глубокому учету психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;

-заменить вербальный способ передачи знаний системно-деятельностным подходом;

-обеспечить возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения;

- сформировать у учащихся информационную культуру, информационную грамотность и компьютерную компетентность.

Исходя из понимания технологий в образовании как системы эффективных действий, направленных на достижение цели в заданных условиях обучения, Г.К. Селевко выделяет следующие критерии современных педагогических технологий [10, c. 84].

Концептуальностъ. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

Управляемость. Предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость. Подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами [8].

Современная образовательная/педагогическая технология построена на интерактивной форме взаимодействия, где ученик – активный участник процесса обучения, а учитель – консультант и наставник. Суть современного обучения – не передача школьникам готовых знаний, умений и навыков, а воспитание умений самообразования. При этом работа учащихся на уроке с использованием современных технических средств не теряет характер общения с учителем и другими учениками, а совершенствует коммуникацию посредством интерактивных компьютерных программ и аудиовизуальных средств.

Особую значимость приобретают современные технологии в обучении иностранному языку. Для активизации иноязычных речевых навыков необходимо создание искусственной языковой среды. Интерактивные технологии обеспечивают максимальное включение учащихся в процесс говорения на иностранном языке через обучение в сотрудничестве, ролевые и деловые игры, исследовательские проекты, инсценировки.

Современные технические средства оптимизируют деятельность учителя и учеников, позволяя достичь наилучших результатов за наименьшее количество времени. Мультимедийные презентации обеспечивают более яркую и качественную наглядность. Аутентичные аудио- и видео- ресурсы демонстрируют лингвострановедческие реалии страны изучаемого языка, особенности произношения и лексики, манеру вести диалог. Учащиеся, как правило, не используют иностранную речь в быту, поэтому погружение в среду изучаемого языка крайне необходимо для снятия языкового барьера и формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка, совершенствованию языковых навыков в дальнейшем.

К современным технологиям в обучения иностранным языкам Е. С. Полат относит обучение в сотрудничестве, дискуссии, мозговые атаки, ролевые игры проблемной направленности, метод ситуационного анализа (кейс-метод), метод проектов, «портфель ученика», обучение с применением компьютерных телекоммуникаций и глобальной сети Интернет [8, c. 154].

Наиболее значимые современные педагогические технологии, реализуемые в том числе и на уроках иностранного языка, представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Современные педагогические технологии, реализуемые в том числе и на уроках иностранного языка

Технология

Описание

Технология развивающего обучения

В основе технологии – концепция Л.С. Выготского о психическом развитии человека, концепция развивающего обучения Л.В. Занкова, концепция учебной деятельности Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др. Принцип развивающего обучения по Л.В. Занкову – создание зоны ближайшего развития путем организации проблемного обучения на высоком уровне трудности с целью достижения более высокого развития школьников, в частности, младших. Технология основывается на принципе обучения, превышающем «среднюю норму» трудности, быстрыми темпами, при этом ведущая роль отводится теоретическим знаниям. В основе развивающего обучения школьников, по мнению В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, лежит теория формирования учебной

деятельности и ее субъекта в процессе усвоения теоретических знаний посредством выполнения анализа, планирования и рефлексии. Задача максимального включения младших школьников в учебно- познавательную деятельность согласуется с современными требованиями к преподаванию иностранного языка. Общеобразовательные школы постепенно перешли на обучение английскому языку со второго класса. На всех этапах языкового обучения прослеживается переход от объяснительно-иллюстративного подхода к активно-деятельностному, включение большего числа проблемных и творческих заданий.

Технология поэтапного формирования умственных действий

В основе технологии – концепция учебной деятельности Эльконина Д.Б., Давыдова В.В., Гальперина П.Я., Талызиной Н.Ф. и др., согласно которой знания, умения и навыки не могут быть усвоены и сохранены вне деятельности человека. П.Я. Гальперин выделяет шесть этапов усвоения: формирование мотивационной основы действия, составление схемы ориентировочной основы действия, формирование действий в материальной форме (выполнение требуемых действий с опорой на образцы), внешнеречевой этап (социализированная речь как опора для становящегося действия, этап внутренней речи, переход действий во внутренний план (интериоризация действий). Технология поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина является основополагающей для деятельностной методики обучения иностранному языку (М.А. Давыдова). Поступательное освоение материала на   основе   упражнений,  расположенных по мере усложнения от репродуктивных до продуктивных, способствует поэтапной интериоризации умений и навыков иноязычной речи. Последовательность усвоения действий, согласно Давыдовой М.А., сводится к следующему.

На основании знания состава действий и их организации структуры в заданной деятельности устанавливается последовательность усвоения действий.

При усвоении действий следует руководствоваться принципом градации сложностей. В соответствии с этим принципом эффект усвоения находится в обратно пропорциональной зависимости от количества одновременно усваиваемых действий. Наилучший эффект достигается, если усваивается только одно новое действие.

Усвоение каждого нового действия складывается из уяснения содержания знания о действии, из отработки действия до уровня умения или навыка и из контроля за процессами уяснения и отработки.

Технология коллективного взаимодействия (коллективного способа обучения)

Подробно описана Ривиным А.Г., Ефимовой Э.Л., Архиповым В.В., Соколовым А.С., Дьяченко В.К. и др. Представляет собой работу в парах сменного состава посредством организованного диалога. В ходе занятий ученик примеряет разные роли: ученика, обучаемого, и учителя, обучающего. Технология построена на принципе «все обучают каждого и каждый обучает всех». Технология имеет очень много общего с технологией обучения в сотрудничестве, позже описанной Р. Славиным, Дж. Хопкинсоном, Р. Джонсоном и др. Занятия на уроках иностранного языка сложно представить без парной или групповой работы. Заучивание диалогов, составление диалога по образцу, ключевым словам или на основе проблемного задания – неотъемлемая часть языкового обучения на всех этапах. В рамках технологии существуют и другие методики, позволяющие детям проверять изученный материал, тренироваться в парах: взаимные диктанты, разучивание стихотворений, работа по вопросникам и карточкам и т.д.

Технология  проблемного обучения

В 70-е годы активно обсуждалась возможность и целесообразность реализации проблемного обучения в школьном образовании. Большой вклад в теорию проблемного обучения внесли ученые И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М.И. Махмудов, В. Оконь и др. По мнению М.Н, Скаткина, проблемное обучение является эффективным средством активизации познавательной деятельности учащихся, развития у них творческого мышления. Отсутствие готовых образцов решения задач заставляет учеников самим искать решение проблемы, размышлять, самостоятельно добывать знания. Технология проблемного обучения предполагает организацию самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем под руководством учителя. При проблемном обучении учитель отходит от сообщения знаний в готовом виде, а старается вызвать у ученика желание найти решение проблемной задачи самостоятельно. Различают три формы проблемного обучения по степени познавательной самостоятельности учащихся: проблемное изложение, частично- поисковую деятельность и самостоятельную исследовательскую деятельность. Ситуация проблемной задачи активизирует формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций. Обучение становится видом исследовательской работы, максимально активизируя резервные возможности сознания, психики и мышления. Тематическое содержание школьных учебных курсов по английскому языку (семья, путешествие, книги, Великобритания, изобретения, хобби и мн. др.) позволяет оперировать большим количеством утверждений, цитат, вопросов проблемного характера, способных заинтересовать учеников и создать условные, проблемные и реальные ситуации общения в учебных условиях.

Технология концентрированного обучения

Технология концентрированного обучения разрабатывалась П. Блонским, В.Ф. Шаталовым, М.П. Щетининым, А. Тубельским. В основе технологии – известный в педагогической практике метод «погружения в предмет». Суть концентрированного обучения в обеспечении концентрации энергии и рабочего времени учащихся и педагогов на более глубоком изучении предмета. Это достигается за счет преодоления многопредметности: уроки объединяются в блоки, сокращается число параллельно изучаемых учебных дисциплин. Технология концентрированного обучения в преломлении к языковой подготовке реализуется через интенсивные методики преподавания иностранного языка (Г. Китайгородская, И. Шехтер, Г. Лозанов и др.), которые доказали свою эффективность и могут использоваться на языковых курсах. Рамки школьного языкового обучения не позволяют перекраивать программу и сокращать количество изучаемых предметов. В общеобразовательной школе можно говорить о частичном погружении в предмет, если в течение урока, на переменах, возможно, и во внеклассное время, общение детей между собой и с учителем организовано на иностранном языке, причем язык изучается в обстановке естественного общения. Этому во многом способствует применение информационных технологий, Интернет-ресурсов, демонстрирующих лингвострановедческие реалии, аутентичную речь, мимику, жесты носителей языка.

Технология проектного обучения

В основе проектной технологии лежат идеи Дьюи об организации практико-ориентированной учебной деятельности, воплощающей попытку приблизить процесс и задачи обучения к реальной жизненной ситуации. Проектная деятельность включает ряд этапов: исследовательский, технологический и заключительный. Разворачиваясь в несколько этапов, проектная деятельность реализует большой дидактический и воспитательный потенциал, поскольку строится на использовании методов поиска, анализа и обработки информации, моделирование реальной жизненной или профессиональной ситуации, что предполагает самоанализ собственной деятельности и продукта исследования в частности. Завершающий этап проектной деятельности называют также рефлексивным этапом (М.П. Горчакова-Сибирская, И.А. Колесникова, Н.В. Матяш, А.М. Новиков, Е.С. Полат и др.), поскольку презентация проекта предполагает не только его оценку преподавателем, экспертом или группой экспертов, но и самооценку успешности проекта, соотнесение его результатов с выбранными критериями, первоначальным замыслом. Групповые и индивидуальные проекты на уроках иностранного языка обладают большим лингводидактическим потенциалом, формируют ин- формационную культуру учащихся, позволяют аккумулировать и наращивать знания не только в области изучаемого языка, но и в других предметных областях.

Игровые технологии в обучении

М.М. Бернштейн, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Г.П. Щедровицкий и др. внесли значительный вклад в теорию и практику игрового обучения. Игровая форма обучения заключается в организации и проведении учебных игр. Это активная самостоятельная деятельность, направленная на усвоение конкретных знаний, умений и навыков и их применение в процессе достижения целей игры. Ролевая игра представляет собой игровой способ анализа конкретной ситуации, в основе которой лежат проблемы взаимоотношений и поведения людей. Этот метод направлен на развитие поведенческих умений как социального, так и профессионального характера. Деловая игра (Я. М. Бельчиков, М. М Бернштейн, Г.Грэм, Ф.Грэй, В.М.Ефимов, В.Ф.Комаров) – это сложная, синтетическая форма активного обучения, представляющая собой имитационно-игровое моделирование функционирования социально-экономических систем и/или их элементов и деятельности занятых в них людей. [8]. По утверждению Н.В. Борисовой, деловая игра представляет более широкие возможности в выборе объекта моделирования, отличается большей противоречивостью, как в содержании, так и в характере ролей, позволяет акцентировать внимание на развитие навыков социального взаимодействия. На уроке иностранного языка учебная игра занимает ведущее место. Игровая ситуация мотивирует учащихся к говорению, дает возможность непроизвольно усваивать языковой материал, помогает преодолеть языковой барьер в ситуации благоприятного психологического климата.

Интерактивные технологии

Интерактивные технологии обучения – это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и обучающегося, а также обучающихся друг с другом. Диалоговое общение направлено на достижение взаимопонимания, взаимодействия, принятие совместного решения значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование одного мнения над другим. В условиях интерактивного занятия происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Это помогает формировать участнику взаимодействия собственное мнение, отношение, отрабатывать навыки поведения в той или иной ситуации, создавать систему своих ценностей. Более того, поскольку знания не даются в готовом виде, активно стимулируется их самостоятельный поиск всеми участниками запланированного общения. Задачи, которые решают интерактивные технологии, согласуются  с  основной  целью  языкового  школьного

образования: развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, что оправдывает частое применение интерактивных технологий на уроках иностранного языка.

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии предполагают деятельность образовательного учреждения по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Выделяют три основных критерия здоровьесберегающих технологий:

санитарно-гигиенические;

психолого-педагогические;

физкультурно-оздоровительные.

Санитарно-гигиенические – личная гигиена, обстановка и гигиенические условия в кабинете, в спортивном или танцевальном зале. К психолого- педагогическим критериям относится психологический климат на занятии. Эмоциональный комфорт, доброжелательная обстановка повышают работоспособность, помогают раскрыть способности каждого ребенка. Для урока иностранного языка чрезвычайно важно создание благоприятного психологического климата. Отсутствие языкового барьера и боязни сделать ошибку является необходимым условием развития иноязычных речевых навыков.

Физкультурно-оздоровительные критерии – организация занятия с учетом моментов оздоровления, от которых во многом зависят функциональное состояние обучающихся в процессе деятельности, возможность длительно поддерживать умственную и физическую работоспособность  на  высоком  уровне  и  предупреждать преждевременное наступление утомления. Для этой цели на уроке иностранного языка необходимо соблюдать принцип разнообразия видов деятельности. В классах начального звена рекомендуется проводить физкультминутки.

Информационные технологии

Информационные технологии (по Г.К. Селевко) – это технологии, использующие специальные технические информационные средства (ПК, аудио, кино, видео) [39]. Разработкой и внедрением в учебный процесс новых информационных технологий активно занимаются также такие исследователи, как Полат Е.С., Дмитреева Е.И., Новиков С.В, Цветкова Л.А. и др.

Современные информационные технологии представляют собой реализацию принципа наглядности на более высоком уровне, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения, увеличивают долю самостоятельной работы учащегося. Организация слуховой и зрительной наглядности чрезвычайно важна на уроке иностранного языка. Для формирования навыков аудирования и говорения необходима демонстрация аутентичной речи, манеры общения носителей языка. Существует множество учебных видео и образовательных ресурсов, способствующих формированию социокультурной, компенсаторной, учебно- познавательной компетенций учащихся. Современные технические средства, электронные ресурсы и программы способны создать искусственную языковую среду, без которой сложно овладеть всеми видами речевой деятельности на иностранном языке.

В современных условиях проблемы информации, появление информационных технологий в образовании и производстве в большей мере требуют от обучающегося умения учить самого себя, быть самому себе преподавателем, уметь находить ответы на интересующие вопросы в источниках информации, в том числе электронных, уметь организовывать собственную деятельность и деятельность других.

При освоении любой деятельности человек приобретает новые умения и навыки: в игре – воображение, в труде – планирование, а в учебной деятельности – учить себя (умение учиться).

Умение учиться знаменует революционное событие в психическом развитии: с этого момента ребенок из обучаемого, ведомого взрослым, получает возможность стать хозяином, субъектом собственного развития - человеком, обучающим себя, меняющим самого себя сознательно и целенаправленно [1, с. 26].

Д. Б. Эльконин в 60-м году, характеризуя учебную деятельность, отмечал, что особенность учебной деятельности заключается в том, что ее целью и результатом является не изменение предмета, с которым человек действует, а изменение самого себя как субъекта деятельности [15, с. 214].

Любая другая деятельность направлена на получение внешних результатов. Например, в игре научится взаимодействовать с другими субъектами по определенным правилам, в исследовательской деятельности сделать открытие.

В учении цель совершенно иная. В данном случае и цель, и результат заключены не во внешнем продукте, а в изменении самого себя как субъекта деятельности. Иными словами, учебную деятельность надо понимать как деятельность по самоизменению субъекта [16, с. 42]. Учитель не создает учебную деятельность непосредственно. На практике учебная деятельность формируется в ходе решения цепочки учебных задач. Именно учебная задача является основой обучения в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова [17, c. 69]. В своей работе мы ориентировались на простую идею: «не учитель создает опыт для ученика своим объяснением, а опыт возникает в учебной деятельности – а именно в ходе решения цепочки учебных задач». Именно учебная задача является основой обучения в системе развивающего обучения Даниила Борисовича Эльконина - Василия Васильевича Давыдова.

В условиях повсеместного внедрения компьютерной техники классическое разделение в педагогике средств обучения на реальные и идеальные средства обучения, можно расширить, добавив виртуальные средства. В связи с этим, имеем следующую классификацию средств обучения:

Рисунок 1 -  Классификация средств обучения

К реальным /материальным/ средствам обучения относятся учебники, учебно-методические пособия, дидактические и наглядные материалы.

Учебники и учебные пособия играют существенную роль в методической системе обучения. Роль, функции и требования к классическим учебникам и учебным пособиям в организации учебного процесса в высшей школе рассмотрены в работах П.Г.Буга, Н.И. Тупальского, Г.Г.Хамова.

К идеальным /абстрактным/ средствам обучения относятся ранее приобретенные знания и умения школьников, которые используются для усвоения нового учебного материала.

К виртуальным средствам обучения относятся программные продукты учебного назначения, использование которых обуславливает виртуальную деятельность учеников [5, c. 54].

Современная школа все активнее использует компьютерные и информационные технологии. Лекционно-семинарная форма обучения потеряла свою результативность – практика показала, что почти 50% времени на уроке тратиться впустую, на всевозможные организационные моменты. Преподаватель должен выступать не в роли вещателя, который только излагает факты, а в роли консультанта, советчика и коллеги обучаемого. Положительные стороны такого обучения в том, что учащиеся начинают самостоятельно мыслить, активно участвуют в учебном процессе, высказывают свои точки зрения, пытаются моделировать реальные ситуации.

Дистанционные формы обучения возникли с развитием информационных технологий. Они позволяют школьнику самому выбрать место и время для занятия. Дает возможность получить углубленные знания в интересуемых разделах наук. Уменьшает расходы семьи на образование. Дистанционное образование усиливает индивидуальные возможности обучения.

Е.С. Полат дает следующие определения: «Дистанционное обучение — это взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» [9, c. 119].

«Дистанционное обучение — это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством» [13]. Э.М. Хабибулина дает определение: «Дистанционное обучение — это обучение на расстоянии с применением различных технических средств (мультимедийных устройств, Интернета, спутниковых каналов связи), позволяющих слушателям и преподавателям общаться удаленно и интерактивно» [13]. «Дистанционное образование – это образование, реализация которого происходит посредством дистанционного обучения.

Как правило, в дистанционной форме обучения применяются электронные учебники. Достоинствами этих учебников, на наш взгляд, являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний. С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Кроме того, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний - компьютерное тестирование.

Практика использования электронных учебников показала, что школьники качественно усваивают изложенный материал, о чем свидетельствуют результаты тестирования. Таким образом, развитие информационных технологий дает широкую возможность для изобретения новых методов и методик в образовании и тем самым повысить его качество» [6].

Выпускник этого тысячелетия должен обладать такими качествами личности: самостоятельно мыслить; самостоятельно приобретать знания и применять их на практике; уметь работать с информацией (получать, обрабатывать, передавать, хранить, находить и т.д.); быть общительным, умение работать в группе; должен уметь творчески мыслить и генерировать различные идеи; ориентироваться в окружающем мире и меняться для адаптации в новом обществе; должен самостоятельно интеллектуально и нравственно расти, повышать свой культурный уровень.

Отсюда вытекает основное направление развития образования как личностно-ориентированного. И появляется новая парадигма образования ученик-учебник-учитель взамен традиционной учитель-учебник-ученик.

Таблица 2 –Достоинства информационно компьютерных технологий (ИКТ) в воспитательном процессе: [4]

Процесс

Результат

воспитания

разнообразный, насыщенный

предъявления воспитательной информации

оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперированием большими объемами информации

наглядности

красота и эстетика оформления воспитательных и обучающих мероприятий

адаптации ребенка

формирование информационной культуры и ориентация в современном информационном пространстве

эффективности

результативность воспитательных мероприятий

качества

повышение качества педагогического труда

диагностики и мониторинга

осуществление более качественного мониторинга и диагностики воспитательного и обучающего процесса

педагогического труда

повышение и улучшение качества

В конце XX – начале XXI века разнообразие современных образовательных технологий как за рубежом, так и в нашей стране обусловлено уровнем развития информационных технологий, которые предоставляют новые технические возможности для реализации исторически сложившихся педагогических замыслов и идей. Изменения в структуре образования привели к возникновению таких систем, как открытое образование, непрерывное образование, которые позволяют реализовывать идею индивидуального образовательного маршрута в течении всей жизни. С момента создания единого образовательного пространства такие структурные изменения коснулись и российских вузов. Зарубежная идея создания открытых ресурсов обеспечила динамику развития системы открытого образования в России.

Особого внимания заслуживают новые зарубежные технологии, внедряемые сегодня в процесс школьного обучения, в том числе и языкового.

Мобильное обучение ("m-learning"). Более десяти лет назад в англоязычной научно-педагогической литературе появилось словосочетание "мобильное обучение". Данная современная технология подробно описана в статье М.Б. Файн «Мобильное обучение в образовательном процессе: зарубежный опыт». Под мобильным обучением понимают процесс использования портативных, беспроводных, удобных и доступных мобильных устройств в образовании, с целью оптимизации и поддержки обучения [12]. Суть оптимизации посредством мобильного обучения состоит в максимальной активизации деятельности ученика через привычные для него технические средства.

Мобильное обучение следует отличать от электронного. Электронное обучение предполагает использование широкого спектра информационных технологий, Интернет-ресурсов и технических средств, в то время, как мобильное обучение обеспечивает постоянный доступ к обучающему материалу посредством мобильного телефона. Мобильное обучение представляет собой непрерывный процесс, сопровождающий обучающего в режиме ежедневного обращения. Вместе с тем, мобильное обучение – это не просто перенос учебных материалов на экран мобильного телефона, а использование инновационных образовательных мобильных материалов, которые осваиваются учащимся через учебный микроблог, новостную ленту, курскасты и др. В США были проведены многочисленные исследования и опросы, выявляющие целесообразность новой технологи. По результатам этих исследований, применение мобильных технологий особенно целесообразно для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Среди существенных преимуществ обучающиеся отметили доступность учебных материалов, облегченность коммуникаций и консалтинга, наличие высококачественного мобильного образовательного контента. Преподаватели же отметили, что данный формат обучения изменяет отношение студентов к собственному образованию, позволяет им развивать аналитическое мышление, навыки самоорганизации, саморазвития, профессионального становления, умения критического анализа полученных знаний и эффективного применения их на практике [14].

Несмотря на выводы зарубежных исследователей и практикующих учителей о том, что мобильное обучение обладает высоким дидактическим потенциалом, применение этой технологии в российских школах вызывает много споров. Более того, наличие мобильных устройств на уроках воспринимается учителями негативно. В большинстве школ пользоваться мобильными телефонами запрещено. Целесообразность заимствования этого новшества в современных школах остается под вопросом. В системе профессионального образования применение элементов мобильного обучения возможно в лишь разумном сочетании традиционных и некоторых элементов инновационных мобильных форм (учебный микроблог, новостная лента, создание групп и форумов).

Технология Flipped Classroom («перевернутый класс») – это разновидность смешанного обучения, которая была реализована в 2000 году педагогами Джонатаном Бергманом и Аароном Сэмсом. Технология использовалась в средней школе, сначала с целью оказания помощи пропускающим занятия учащимся. Перевернутый класс (урок) — это модель обучения, при которой учитель предоставляет материал для самостоятельного изучения дома, а на очном занятии проходит практическое закрепление материала. Технология FLIP расшифровывается как:

F – flexible environment (гибкие условия работы: индивидуальный гибкий подход, подбор материала для особенной группы учеников).

L – learning culture (информационная культура: учитель больше не является единственным источником информации, учитель выступает в роли куратора).

I – intentional content (намеренное распределение материала: учитель разделяет информацию и материалы для ее отработки, включая те задания, которые  ученик будет искать и выполнять самостоятельно).

P – professional educator (педагог-профессионал: несмотря на то, что педагог «незаметен» при работе с данной технологией, большого мастерства требует организация этого процесса, осуществление обратной связи и контроля, техническая разработка материалов, предоставление сопровождения).

Поначалу Д. Бергман и А. Сэмс создавали презентации материалов своих уроков с дикторским сопровождением, а затем, авторские видеоролики. Педагоги сделали вывод о том, что подход предварительной онлайн подачи теоретического материала высвобождает аудиторные часы, которые полезно задействовать для более тщательной проработки учебного материала уже при личном контакте на занятиях [2, c. 36].

В настоящее время уже можно говорить о возникшей на их опыте современной образовательной технологии смешанного обучения – модели «перевернутого обучения».

На рисунке 2 продемонстрированы ключевые отличия традиционной формы организации учебного процесса от модели «перевернутый класс». Для перевернутого обучения характерно использование водкастов (видеофайл по запросу), подкастов (аудиолекция), и преводкастинга (pre-vodcasting). Подкаст (Podcast) – это звуковой файл (аудиолекция), который его создатель рассылает по подписке через интернет.

image1

Рисунок 2 -  Модель обучения по технологии «перевернутый класс»

Получатели могут скачивать подкасты на свои устройства, как стационарные, так и мобильные, или слушать лекции в режиме онлайн. Водкаст (Vodcast) – «видео по запросу», видеофайл (видеолекция), размещенная в сети Интернет. В рамках модели «Перевернутый класс» выполнение домашней работы включает в себя просмотр видеолекции или прослушивание аудиофайла, чтение учебных текстов, рассмотрение поясняющих рисунков, а также прохождение тестов на начальное усвоение темы. Работа в классе посвящается разбору сложной теоретической части и вопросов, возникших у учащихся в процессе домашнего просмотра лекций (не более 25-30% времени). Затем в классе учащиеся решают практические задачи на закрепление нового материала. После занятия в классе дома выполняются тесты на понимание и закрепление пройденной темы.

Такие технологии, как MOODLE, Google Classroom, Videonotes и др. позволяют размещать видеолекции для домашнего просмотра в сети Интернет и в России. Использование технологии перевернутого класса на уроках иностранного языка можно рассматривать в старших классах. В школьных учебных курсах отдельные грамматические темы изучаются неоднократно. В силу специфики английской грамматики периодически повторяются видо-временные формы глагола, степени сравнения прилагательных. Для самостоятельного изучения целесообразно предлагать темы на повторение материала, изученного в рамках предыдущего курса. Ранее не изученные грамматические правила и лингвистические явления лучше разбирать в классе, проводя параллель с родным языком, используя разные способы семантизации лексики, включая учеников в сов- местную поисково-познавательную деятельность, подводя к правильному ответу, контролируя процесс интериоризации языковых умений в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий.

Облачные технологии.

Облачные технологии в образовании являются новой парадигмой, предполагающей распределение, удаленную обработку, хранение определенной информации [6]. Сущность их заключается в хранении большого числа разнообразных учебных материалов в облачных хранилищах. Зарубежные исследователи усматривают преимущество облачных технологий в отсутствии необходимости устанавливать на своем персональном компьютере или на съемных носителях огромное количество разнообразных программ. Использование облачных технологий также позволяет школьным учреждениям экономить материальные ресурсы на приобретении оборудования и постоянном обновлении программного обеспечения. Несмотря на указанные экономически выгодные преимущества, облачные технологии не имеют смысла без соответствующего технического оснащения каждого класса и доступа к сети Интернет.

Описанные выше технологии имеют как очевидные достоинства, так и недостатки. Во-первых, обязательным условием их применения является стабильный доступ к сети Интернет и наличие аппаратуры, позволяющей, к примеру, качественно принимать и просматривать видеолекции дома или в классе. Нельзя с полной уверенностью заявлять о том, что все ученики имеют сегодня такую возможность. Во-вторых, экономия времени, о которой говорят сторонники «перевернутого обучения» может оказаться весьма сомнительной. Чтобы добиться полного понимания нового материала всеми учащимися, наверняка придется возвращаться к объяснению отдельных моментов в классе еще раз, особенно если тема касается аспектов грамматики английского языка. В- третьих, существует множество тем, объяснение которых сопряжено с совместным эвристическим нахождением решения в классе, что гораздо эффективнее, нежели просмотр и восприятие готовых ответов индивидуально. В-четвертых, последовательность упражнений во многих учебниках английского языка разработана с учетом теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Совместная работа в классе позволяет учителю контролировать правильность выполнения действия в материализованной и громкоречевой форме не только по конечному результату, но и по способу получения речевого навыка.

Достижения зарубежной школы требуют пристального внимания и изучения, но не должны являться предметом прямого заимствования. Даже в эпоху единого образовательного пространства должны учитываться национальные особенности, менталитет обучающихся, условия обучения и устоявшиеся образовательные традиции.

Таким образом, на сегодняшний день закономерным этапом развития образовательных технологий является процесс синтеза технологий в единую интегральную технологию, идея описания которой принадлежит В.В. Гузееву. Согласно автору, разнообразные технологии, включающие как традиционные, так и инновационные методы обучения, интегрируются в единую систему, отличительными признаками которой являются: идея планирования результатов обучения; проблемное обучение; блочно-модульное структурирование учебного материала (с укрупнением дидактических единиц); групповые формы деятельности учащихся; психологизация образовательного процесса и компьютеризация обучения. На смену интегральным технологиям приходят технологии следующего поколения, которые, по утверждению В.В. Гузеева, основаны на глобальном взаимодействии развивающихся личностей посредством всемирных информационных сетей и телекоммуникаций с использованием интерактивных методов, и современных средств обучения [3, c. 95].

Информационные технологии и Интернет-ресурсы – эффективное средство развития социокультурной компетенции, мощный инструмент приобретения знаний. Использование информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, позволяет оперировать большим объёмом учебного материала, способствует повышению мотивации учащихся. Вместе с тем, компьютерные программы и аудиовизуальные средства должны служить лишь вспомогательным инструментом для осуществления живого общения и взаимодействия учащихся и учителя в классе.

Несмотря на огромное разнообразие технологий обучения на сегодняшний день, универсальной технологии не существует. Каждая педагогическая технология – комплексна и зависит от условий обучения. Обобщая многочисленные классификации технологий в сфере языкового образования, следует сделать вывод о том, что современные образовательные технологии в обучении иностранному языку можно условно объединить в две комплексные группы: интерактивные технологии (дискуссии, мозговые атаки, ролевые игры проблемной направленности, метод ситуационного анализа (кейс-метод), метод проектов) и информационные технологии (медиатехнологии или обучение с применением компьютерных телекоммуникаций и глобальной сети Интернет).

Список литературы

  1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
  2. Борисова, Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: учебное пособие [Текст] / Н.В. Борисова. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2017. — 146 с.
  3. Гладких В.И., Турчина В.Ф., Фролова М.Я. Роль индивидуального подхода в повышении эффективности урока. – Краснодар: Краснодар. кн. изд- во, 1964.
  4. Загвязинский, В.И. Теория обучения современная интерпретация [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. / В.И. Загвязинский - М.: Издательство центр «Академия», 2019. -192 с.
  5. Изотов, И.В. Основные технологии построения учебного процесса с использованием мультимедийных средств обучения [Текст] / И. В. Изотов // Интеграция образования. — 2009. — № 2. — С. 51–54.
  6. Мицкевич А.А., Глинская Н.Е. История происхождения и становления понятия «технологий обучения» в отечественной и зарубежной педагогике // Гуманитарные научные исследования. 2011. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2011/10/104
  7. Пальмер Г. Устный метод обучения иностранным языкам. — М.: Министерство Просвещения РСФСР. – 1961. – 167 с.
  8. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2018. – 368 с.
  9. Полат, Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения [Текст] / Е.С. Полат, М.В. Моисеева А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. // М.: Академия, 2016.
  10.  Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1. М.: НИИ школьных технологий, 2016. – 816 с.

  1. Трайнев В.А., Трайнев И.В. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): Учебное пособие. — 2- е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2009. — 280 с.
  2.  Файн М.Б. Мобильное обучение в образовательном процессе: зарубежный опыт // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. Ч. 3  [Электронный  ресурс].  URL:  http://web.snauka.ru/issues/2015/01/43006  
  3.  Хабибулина, Э.М. Дистанционное обучение: основные термины, принципы и модели. 16 ноября 2011 г. [Электронный ресурс] / социальная сеть работников образования nsportal.ru - Режим доступа: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie- nauki/library/2011/12/07/distantsionnoe-obuchenieosnovnye-terminy-printsipy-I
  4.  Щерба Л.В. Преподавание языков в школе: Общие вопросы методики. — М.: Академия, 2002. – С. 34-73.
  5.  Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. [Текст] / Д. Б. Эльконин // М.: Педагогика, 1989. 560с.
  6.  Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии [Текст] / Под ред. Д.И.Фельдштейна. // - М.: Межд-ая пед. академия, 1995. - С.160-165.
  7.  Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1962. — 287 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии на уроках английского языка

Для  повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков английского языка использую новые образователь...

Применение современных образовательных технологий на уроках английского языка

В данном материале описаны поэтапно несколько образовательных технологий и их актуальность в учебном процессе.Использование технологии разноуровневого и дифференцированного обучения....

О применении современных образовательных технологий на уроках английского языка.

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса о...

Современные образовательные технологии на уроках английского языка

Статья о применении СОТ на уроках английского...

Применение современных образовательных технологий на уроках английского языка

Данная работа представляет собой текст выступления на заседании МО учителей английского языка. В выступлении обобщается опыт использования современных образовательных технологий на уроках англий...

«Современные образовательные технологии на уроках английского языка по УМК «Английский в фокусе 5–9»

«Современные образовательные технологии на уроках английского языка по УМК «Английский в фокусе 5–9» – Подоляко Ольга Евгеньевна, почётный работник общего образования Российской Федерации, автор ...

Пояснительная записка педагогического опыта работы учителя английского языка о применении современных образовательных технологий на уроках английского языка.

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образов...