ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА
статья

Скулкин Алексей Анатольевич

Данная статья посвящена педагогическим инновациям в реализации дистанционного обучения в условиях глобализационного кризиса; описаны ключевые задачи цифровой трансформации образования; выделены основные тенденции и перспективы развития цифровых технологий в обучении. В статье сделан вывод о необходимости создания общедоступного цифрового образовательного портала для всех уровней образования, что, несомненно, обеспечит открытость и качество подготовки специалистов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsifrovoe_obrazovanie_v_epohu_globalizma.docx519.12 КБ

Предварительный просмотр:

ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА

Глобализацию в широком смысле необходимо рассматривать как процесс всемирной интеграции во всех сферах: экономической, технологической, социальной, культурной и политической. Естественно, этот процесс отразился и на сфере образования, как инструменте трансляции существующих знаний, генерации новых знаний и воспитания индивидуума. Глобализацию образования в формате системной трансформации необходимо рассматривать как процесс создания мирового рынка образовательных услуг на базе единой унифицированной системы образования в интересах глобальной рыночной экономики. Как пример, тенденции глобализации инициировали создание единого европейского образовательного пространства высшего звена, известного как Болонский процесс. При этом воспитание "европейского сознания" в формате экологического гуманизма строится на формировании соответствующего контента гуманитарных учебных дисциплин, таких как философия, история, культурология, филология, лингвистика, литературоведение, психология и др.

В настоящее время глобализация, основанная на парадигме беспрепятственного перемещения людей, капитала, информации, товаров, услуг по всему миру, неожиданно, именно в контексте этой парадигмы, оказалась повинной в быстром распространении вирусных инфекции в мировом масштабе. Всемирная организация здравоохранения в начале марта 2020 года признала распространение коронавируса SARS-CoV-2, вызывающего опасное заболевание COVID-19, как пандемию - распространение нового заболевания в глобальном масштабе.

При этом основным способом сдерживания развития пандемии является сведение к минимуму физического контакта людей. Именно поэтому правительства многих стран приняли решения закрыть учебные заведения в попытке сдержать глобальную пандемию COVID-19. Так, по данным ЮНЕСКО, 188 государств закрыли учебные заведения, что затронуло 91,3% обучающихся во всем мире (1,58 миллиарда человек). В этих условиях цифровое образование оказалось чрезвычайно востребованным, поскольку оно не связано с присутствием обучающихся в одной аудитории.

Одним из самых популярных инструментов, который образовательные организации разных стран стали применять для осуществления учебной деятельности явилась платформа Zoom. Это облачная платформа для проведения онлайн видеоконференций и видео вебинаров в формате высокой четкости. По данным исследовательской фирмы Apptopia, в марте 2020 года около 343 тыс. чел. скачали приложение Zoom по всему миру, а в январе 2020 года эта цифра составляла всего 90 тыс. человеко-скачиваний во всем мире [1].

Алгоритм использования Zoom весьма прост: для этого достаточно, чтобы у педагога и обучающегося было устойчивой Интернет-соединение, технические средства поддержки (компьютер/ноутбук/планшет/телефон с камерой и микрофоном) и непосредственно программное обеспечение. В формате Zoom можно как создать свою собственную конференцию (или запланировать ее), так и войти в чужую. В текущих реалиях педагог создает конференцию и делится ссылкой с обучающимися.

На бесплатной учетной записи конференция в Zoom для более чем 2-х участников может длиться лишь 40 минут. После этого каждый вебинар будет требовать нового подключения каждые 40 минут, таким образом, будет происходить генерации новой ссылки для входа в конференцию. Стоит отметить, что Zoom во время карантина дарит несколько конференций длительностью более 40 минут в подарок.

Уже сейчас в Zoom есть различные дополнительные возможности: делать замену фона сзади пользователя; возможность демонстрации экрана, возможность передачи управления мышью и клавиатурой и тд. 

Однако, Zoom уже начал работу над новыми функциями с учетом отзывов пользователей, полученных после перехода многих компаний на удаленную работу. Одна из таких функций — инструмент, который отчасти напоминает о потребительских приложениях вроде Instagram и Snapchat и предоставляет фильтр, обрамляющий лицо пользователя в улучшенном освещении или с отретушированными недостатками. Еще одна функция, которая находится в стадии разработки, была изобретена преподавателем, который читал лекции с использованием Zoom. Эта функция будет позволять отображать видео всех обучающихся так, как если бы они были сняты с одного и того же ракурса. Таким образом, педагог может наблюдать, как обучающиеся реагируют на лекцию, и кто из них внимательно слушает — как будто все они физически присутствуют в аудитории.

Zoom — далеко не единственный сервис, который выиграет от нового тренда. Аналитики указывают на другие продукты других компаний, таких сервис для хранения, обмена и синхронизации файлов Dropbox, сервис для подписания документов электронной подписью DocuSign и инструмент для оповещения о чрезвычайных ситуациях Everbridge. Популярность подобных облачных компаний, очевидно, будет расти по мере того, как весь мир постепенно будет переходить к онлайн-коммуникациям. Но мало кто из них оценивается так же высоко, как Zoom, чьи акции выросли с 70 долларов в январе до 150 долларов 31 марта 2020 года. По данным на 23 марта, платформу по всему миру загружали 2,13 млн раз против 56 тысяч в день двумя месяцами ранее [2].

Цифровые технологии создают новые возможности для построения образовательного процесса и решения широкого комплекса образовательных задач – как «вечных», не разрешимых средствами традиционного образования, так и принципиально новых. К перспективам развития цифрового образования можно отнести следующее [3], [4]:

  • использование искусственного интеллекта, который выступает основой для:
  • сервисов, обеспечивающих проектирование и реализацию индивидуальных образовательных траекторий;
  • адаптивных систем обучения, автоматически настраивающихся на индивидуальные учебные траектории и другие особенности конкретного обучающегося;
  • самообучающихся электронных консультантов.
  • имплементация в учебный процесс технологий дополненной и виртуальной реальности, которые позволяют конструировать цифровые и экранные многомерные модели объектов, обеспечивая:
  • создание реалистичной компьютерной игровой среды на всех этапах образовательного процесса;
  • возможности для изучения искусственно созданных микро- и макрообъектов и виртуального экспериментирования с ними;
  • формирование профессиональных умений и навыков в условиях реального производственного процесса;
  • формирование навыков и компетенций для работы на опасных производствах и в экстремальных ситуациях.
  • использование технологий цифрового двойника, цифрового следа и Big Data, которые позволяют создать систему персонализованного мониторинга эффективности обучения и динамики развития обучающегося;
  • применение технологии чат-бот, которая используется для обеспечения интерактивной связи с обучающимся в процессе дистанционного обучения;  
  • использование технологии электронной идентификации и аутентификации (распознавания лица, голоса), которые могут быть использованы для верификации обучающихся при удалённом контроле знаний;
  • применение технологий блокчейна, которые подходят для организации синхронного и асинхронного взаимодействия преподавателя и обучающихся в цифровой образовательной среде учебного заведения.

Несмотря на оптимистические тенденции развития цифрового образования, по данным аналитического центра «НАФИ» [5], педагоги дали низкие оценки качеству электронных учебных материалов, предлагаемых учащимся для дистанционного обучения. Только 40% охарактеризовали качество как «отличное» или «хорошее», 43% – только как «удовлетворительное», 9% – как «плохое». Чаще плохие оценки качеству материалов давали преподаватели вузов. Прогнозы большинства российских педагогов и преподавателей вузов относительно того, как переход на дистанционное обучение повлияет на уровень подготовки учащихся, негативны. 66% считают, что качество знаний учащихся снизится, 28% – что оно останется без изменения, 6% заявили об улучшении качества знаний.

        Всемирный банк обращает внимание на проблемы, с которыми сталкиваются страны, том числе и РФ, при переходе к системе удаленного образования, а также обозначает вызовы для всех затронутых групп – обучающиеся, педагоги, родители и лица, принимающие решения [6].

1. На данный момент очень мало образовательных систем (даже среди самых высококлассных), которые имеют хорошую техническую поддержку для быстрого перехода к дистанционному обучению. Успех более вероятен в странах, где дистанционное образование широко использовалось до пандемии.

2. Переход на дистанционное обучение требует огромных затрат. Безусловно, важно обеспечить инфраструктурный потенциал. Но гораздо больший вызов представляет поддержка учителей; предоставление высококачественных и актуальных цифровых учебных материалов; развитие у учеников цифровых навыков для эффективного использования технологий в целях обучения; внедрение вспомогательных систем управления данными и информацией.

3. Переход на дистанционное обучение вызывает обеспокоенность в связи с социальным расслоением. На практике онлайн-обучение приносит непропорционально большую пользу учащимся с изначально более выгодным положением (например, при расслоении по линии богатые – бедные; проживающие в городе – проживающие в сельской местности; с хорошими показателями успеваемости – с плохими показателями успеваемости).

4. Большинство учащихся будет испытывать трудности при переходе к дистанционному образованию. Это означает, что для большинства школьников и студентов такой вид образования принесет меньше пользы. Этот аспект особенно актуален для детей в бедных районах, с ограниченным доступом в Интернет или вовсе без доступа. Преимущество также будут иметь учащиеся с уже имеющимся опытом дистанционного обучения.

5. При переходе на дистанционное обучение нужно иметь в виду, что поначалу учащиеся будут показывать более слабые результаты. Это объясняется недостатком опыта взаимодействия с инструментами и процессами обучения, недостатком благоприятных условий для онлайн-обучения на дому. Через некоторое время и учащиеся, и учителя столкнутся с вызовом отсутствия мотивации.

6. Перед учебными заведениями встанет вопрос выбора, каким предметам обучать онлайн, а какие оставить ученикам для самостоятельного освоения. Некоторые предметы, школьные и студенческие мероприятия и подходы будет сложно перенести в онлайн-среду.

7. Только некоторые учителя будут способны осуществить быстрый и эффективный переход к онлайн-модели обучения, поскольку процессы преподавания удаленно и в классах значительно отличаются друг от друга. В этой связи учителям понадобится поддержка и дополнительное обучение.

8. В условиях дистанционного обучения родители играют ключевую роль в поддержке свои детей. Даже при самых благоприятных обстоятельствах большинство родителей плохо подготовлены к тому, чтобы осуществлять эффективную поддержку. Особенно в тех случаях, когда они сами не обладают достаточными техническими навыками. У родителей может быть несколько детей, посещающих учебные заведения, поэтому они столкнутся с проблемой распределения доступных устройств между ними (например, в семье из пяти человек может быть всего 2 компьютера, которые одновременно необходимы как для удаленной работы обоим родителям, так и обучающимся).

Таким образом, становится очевидным тот факт, что несмотря на принятую Правительством РФ программу «Цифровая экономика Российской Федерации» [7], наша страна оказалась неготовой к переходу на дистанционное обучение [8], [9]. Это объясняется тем, что в стране на данный момент отсутствует возможность полноценной организации учебного процесса вне формата классной системы в ее обычном понимании с очным присутствием обучающихся на занятиях. В настоящее время подавляющее большинство образовательных организаций работает в режиме организации дистанционного обучения.

Цифровизация экономики — это не просто перевод данных и процессов из «аналоговой» эпохи в цифровой вид.  Поэтому цифровизация системы образования не может ограничиться созданием цифровой копии привычных учебников, оцифровкой документооборота и предоставлением всем образовательным орагнизациям доступа к скоростному Интернету.

В соответствии с проектом цифровизации экономики, необходимо «модернизировать систему образования, профессиональной подготовки, привести образовательные программы в соответствие с нуждами цифровой экономики. Необходимо широко внедрить цифровые инструменты учебной деятельности и целостно включить их в информационную среду, обеспечить возможность обучения граждан по индивидуальному учебному плану в течение всей жизни, в любое время и в любом месте» [10].

Цифровую трансформацию образования можно определить, как системное обновление в быстро развивающейся цифровой образовательной среде требуемых образовательных результатов, содержания образования, организационных форм и методов учебной работы, оценивания образовательных результатов, направленное на (1) подготовку обучающихся к жизни и деятельности в условиях цифровой цивилизации; (2) использование потенциала цифровых технологий для повышения эффективности образовательного процесса (рис. 1) [4].

Рисунок 1. Цифровая трансформация как системное обновление составляющих

образовательного процесса в цифровой среде [4].

Международные организации, которые пытаются классифицировать компетенции, необходимые современному человеку, говорят о важности цифровой, информационной и научной грамотности. Эти виды грамотности часто пересекаются и дополняют друг друга.

Если учесть, что развитие цифровых технологий вытесняет из производства прежде всего работников «рутинного» труда, то конвейер массового образования, который готовит специалистов по одной программе, становится неактуальным. К тому же эксперты уверены, что цифровая экономика требует от человека развития навыков самоорганизации, планирования, самомотивации [11] — а этому способствует индивидуализация образования. 

        Очевидно, что кризис в образовании, вызванный пандемией COVID-19, демонстрирует уязвимости в системах образования, а также стимулирует государства и общества к инновациям и развитию инклюзивности. В долгосрочной перспективе перед ведомствами, ответственными за выработку государственной политики в сфере образования, встанут дополнительные задачи:

1. Улучшить систему безопасности для получения возможности прохождения экзаменов онлайн. Одна из сложностей будет заключаться в организации экзаменов особой важности (например, вступительные экзамены в вузы), которые обычно не предполагают доступ к дополнительным ресурсам и предусматривают строгую систему идентификации тестируемого.

2. Экспериментировать с различными временными рамками и моделями преподавания. Изучение вопроса о том, каким образом учащиеся получают знания в различных обстоятельствах времени и места, поможет странам раскрыть потенциал удаленного обучения.

3. Наделить учителей полномочиями для извлечения максимальной отдачи от системы цифрового образования. Учителя будут иметь возможность испытать разные модели преподавания для выработки методов, содействующих более эффективному процессу обучения [12].

        Таким образом, суть цифровой трансформации образования — достижение необходимых образовательных результатов и движение к персонализации образовательного процесса на основе использования цифровых технологий [4]. Поддержка существующих положительных тенденций в развитии образования на основе цифровых технологий необходима для повышения уровня образования населения и обеспечения преемственности знаний на протяжении всей жизни. Стремительные изменения в обществе требуют модернизации системы образования и внедрения технологий непрерывного образования в условиях цифровой трансформации образования на всех уровнях [13].

В условиях активного включения большинства участников образовательных отношений в образовательный процесс с применением дистанционных образовательных технологий большое значение приобретают технические характеристики оборудования, используемого участниками, и пропускная способность и надежность используемых каналов связи. Огромное значение приобретает объем передаваемой информации. Как показала практический опыт на начало апреля 2020 года [8], [9], именно характеристики оборудования, на котором размещены информационные ресурсы и объем передаваемой информации являются критически уязвимыми звеньями в этом процессе на данный момент. Для обеспечения непрерывного и всеобщего образования необходимо развернуть национальную электронную образовательную платформу и обеспечить свободный доступ к ней всем обучающимся.

Список литературы

1. Главный сервис на время пандемии: как Zoom попал в тройку самых скачиваемых приложений. URL: https://forbes-ru.turbopages.org/s/forbes.ru/milliardery/395573-glavnyy-servis-na-vremya-pandemii-kak-zoom-popal-v-troyku-samyh-skachivaemyh (дата обращения: 21.04.2020)

2.Акции растут на «удаленке». Эксперт online. URL: https://expert.ru/2020/04/3/aktsii-rastut-na-udalenke/ (дата обращения: 21.04.2020)

3. Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. – М.: Издательство «Перо», 2019. – 72 с.

4. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / Уваров А. Ю., Гейбл Э., Дворецкая И. В. [и др.]; под редакцией А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. - Москва: Издательский дом Высшей шк. экономики, 2019. - 342 с.

5. Система образования оказалась не готова к переходу на дистанционное обучение в условиях пандемии. URL: https://nafi.ru/analytics/sistema-obrazovaniya-okazalas-ne-gotova-k-perekhodu-na-distantsionnoe-obuchenie-v-usloviyakh-pandemi/ (дата обращения: 23.04.2020)

6. Remote Learning and COVID-19. URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/266811584657843186/pdf/Rapid-Response-BriefingNote-Remote-Learning-and-COVID-19-Outbreak.pdf (дата обращения: 12.04.2020)

7. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 N 1632-р <Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации">

8. В Минобре объяснили, почему не выдерживают системы дистанционного обучения. URL: https://www.1obl.ru/news/o-lyudyakh/v-minobre-obyasnili-pochemu-ne-vyderzhivayut-sistemy-distantsionnogo-obucheniya-/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews (дата обращения: 21.04.2020)

9. Обвал онлайн-сервисов произошел в первый день дистанционного обучения в Воронеже. URL: https://vestivrn.ru/news/2020/04/06/voronezhcy-pozhalovalis-na-massovyi-sboi-v-rabote-servisov-onlain-obucheniya/ (дата обращения: 23.04.2020)

10. Пилявский В.П. Управление мотивацией к учебе у обучающихся с низким уровнем учебной самостоятельности. Свидетельство о депонировании объекта интеллектуальной собственности #758-776-48 в АО «Национальный Реестр интеллектуальной собственности». URL: 7. https://ipchain.ru/network/sight/object/?id=59913084e830e55266b54d40d6d48b02e582ae66da523e53488a0e4663cb6299&channel=prom (дата обращения: 19.04.2020)

11. Никулина Т.В. Информатизация и цифровое образование: понятия, технологии, управление / Т.В. Никулина, Е.Б. Стариченко // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 108.

12. Education responses to covid-19: Embracing digital learning and online collaboration. URL: https://read.oecd-ilibrary.org/view/?ref=120_120544-8ksud7oaj2&title=Education _responses_to_Covid-19_Embracing_digital_learning_and_online_collaboration (дата обращения: 23.04.2020)

13. Pilyavsky V. P., Krasovsky I. N., Shendrikova S. P., Nazrieva M. V. Mechanism of the Innovation Development in the University/ Advances in Economics, Business and Management Research, volume 128 International Scientific Conference "Far East Con" (ISCFEC 2020)  p. 2132-2140.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 6 классе "Образование в эпоху расцвета Средневековья"

Урок разработан для 6 классов общеобразовательных школ изучающих Всеобщую историю по учебнику Ведюшкина В.А. «История средних веков», 6 класс. М.: Просвещение, 2007-2012.Целью урока являет...

Выступление на педсовете-Цифровое образование в условиях цифровой экономики(Цифровые компетенции в каждую семью)

Цифровая школа- это проводник цифровых компетенций в каждую семью, это адекватный механизм преодоления ограничений и расширение возможностей граждан вне зависимости от территории проживания, состояния...

«Цифровое образование: особенности разработки и создания цифровых образовательных материалов»

Формирование современной цифровой образовательной среды является одним из приоритетных национальных проектов. Изменения, которые ожидают систему образования в ближайшее время, касаются не только обор...

Городской семинар: «Цифровое образование для цифровой экономики»

В наши дни мир стремительно меняется, а значит надо менять подходы к построению собственного учения, делая акцент на развитии сетевой компетенции.     Педагоги Фирсова А.М., Будникова К...

Интегрированный урок по истории и математике в рамках проведения «Недели Петра Великого», посвященный 350-летию со дня рождения Петра I. Тема: Наука и образование в эпоху Петра I. 8 класс.

Методическая цель: формирование на уроке системы универсальных знаний, умений и навыков; опыта самостоятельной деятельности учащихся, посредством  работы с информацией ( раздаточный материал...