Классный час Священный хлеб блокады
классный час (7 класс)

Максимова Анна Сергеевна

Классный час Священный хлеб блокады

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyashchennyy_hleb_blokady_7b.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Таксимовская средняя общеобразовательная школа № 1

Им. А.А. Мезенцева»

Классный час

«Священный хлеб блокады»

                                                                                            Разработала:

Учитель русского языка и литературы

Максимова Анна Сергеевна

п. Таксимо
2022 год

Классный час 7 класс

Тема: Священный хлеб блокады.

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи: 

  • Познакомить ребят с понятием блокада;
  • Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;
  • Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

Ход мероприятия:к

 Слайд 1 Ломоть хлеба… Белый или черный, но все равно неповторимого аромата и вкуса. Немереный, несчитанный ломоть – доступный и обеденный. Но никогда не забудется 125 – блокадных грамм – драгоценный, помещавшийся на ладони кусочек, в котором была жизнь, сила и тепло.

В музее истории Санкт – Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.

Слайд 2 8 Сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длинной в 900 дней и ночей. В кольце блокады Ленинграда оказалась 2 млн. 877 тыс. человек.

Слайд 3 Блокада…. Далеко как это слово

От наших мирных светлых дней.

Произношу его и вижу снова –

Голодных умирающих детей.

Как опустели целые кварталы,

И как трамваи мёрзли на путях,

И матерей, которые не в силах

Своих детей на кладбище нести.

Слайд 4 На жителей города обрушился голод. Единственным продуктом питания был хлеб, который выдавали по карточкам, но и его не хватало.

Блокадная карточка с суровой надписью «при утере не возобновляется». Она была дороже денег, картин живописцев, шедевров искусства.

2 сентября было первое снижение норм выдачи хлеба и других продуктов. Потом произошло еще 4 снижения норм выдачи хлеба.

Наступил самый голодный 35-дневный период блокады. С 20 ноября 1941 года суточный паек хлеба ленинградцев составлял 125-250 граммов. Крупу выдавали по 300 г, масла - 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Хлеб был сырой и состоял на две трети из примесей, его готовили из древесной целлюлозы и пшеничной пыли с мельницы. Он смешивался с горьким хлопковым маслом. Люди пекли печенье из столярного клея и сдирали со стен обои, чтобы съесть клейстер. Судьба человека и судьба хлеба неразрывно связаны. Хлебом определяется жизнь человека, но именно человек отвечает за жизнь хлеба. Посмотри на фотографию. Это он. Не из папье-маше, не из пластика или бетона. Живой хлеб на живой руке блокадного пекаря Анны Гороховой.

В большинстве домов в результате артобстрелов и бомбежек были выбиты стекла, окна приходилось забивать фанерой, даже днем в комнатах было темно.

В ноябре ленинградцы начали умирать от голода, цинги и дистрофии. Крайняя степень истощения и голодная смерть стали в Ленинграде обычным явлением: умирали по дороге на работу, дома, у станка, целыми семьями. Первыми умирали пожилые люди, мужчины уходили раньше женщин, потом подростки. Всего за время блокады в городе умерло свыше 641 тысячи жителей, а десятки тысяч истощенных ленинградцев умерли во время эвакуации.

Далеко за кольцом блокады есть продовольствие – мука, мясо, масло. Как их доставить?

Лишь одна дорога связывала блокадный город с Большой землёй. Шла она по воде, а с наступлением холодов – по тонкому, неокрепшему льду Ладожского озера.  Эта дорога спасла от голода многих ленинградцев. (На таких машинах перевозили хлеб по льду озера.)

30 км нужно проехать по льду, чтобы оказаться на западном берегу. Недалеко от трассы замаскированы зенитные установки, проволочные и минные заграждения, чтобы защищать дорогу от фашистских солдат.

Прогибается, трещит лёд под колёсами машин с продовольствием. Что если не выдержит? Не все машины доезжали до берега, многие проваливались под лёд вместе с продуктами. Много трудностей и опасностей подстерегало шофёров. Днём и ночью ожидали колонны с грузом фашистские бомбардировщики, вела прицельный огонь вражеская артиллерия.  Бывало, что моторы застывали в пути, приходилось их разогревать.

 Но колонны шли и шли. Машины могли взять не больше 20-30 мешков муки. Но даже столько мешков поначалу грузить было опасно: лёд мог не выдержать и проломиться. Поэтому грузили только по 12 мешков. Конечно, это было мало. Стали водители думать, как взять груза побольше. И придумали. Прицепили к машине лёгкие конные сани и положили на них ещё по 7 мешков. Так и доставили муку в город.

Эта дорога сохраняла людям жизнь, поэтому и назвали её Дорогой жизни. По ней вывозили из осаждённого города слабых, обессиленных людей. (Хлеб – в Ленинград, а детей – в тыл.) Правда, не всех из них даже на Большой земле удавалось спасти.

На втором километре Дороге жизни, у деревни Ковалево, находится памятный комплекс, посвященный детям блокадного Ленинграда. На 14 метров уходит в высоту стебель «Цветка». С одной стороны тропы установлены каменные страницы. На них выбиты строки из дневника ленинградской школьницы Тани Савичевой. Слайд 8-9

В осаждённом Ленинграде

Эта девочка жила.

В ученической тетради

Свой дневник она вела.

В дни войны погибла Таня,

Таня в памяти жива:

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир её слова:

«Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941года.  Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года.»

А в ночи пронзает небо

Острый свет прожекторов.

Дома нет ни крошки хлеба,

Не найдёшь полена дров.

От коптилки не согреться

Карандаш дрожит в руке,

Но выводит кровью сердце

В сокровенном дневнике:

 «Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года.  Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года».  

Отшумела, отгремела

Орудийная гроза,

Только память то и дело

Смотрит пристально в глаза.

К солнцу тянутся берёзки,

Пробивается трава,

А на скорбном Пискарёвском

Остановят вдруг слова:

 «Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года».

Светлый день встречайте, люди,

Люди, вслушайтесь в дневник:

Он звучит сильней орудий,

Тот безмолвный детский крик:

 «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!»

Слайд 10Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться. Трагедия семьи Тани Савичевой типична для блокадного Ленинграда: сколько погибло от голода людей, сколько вымерло семей!

Сегодня дневник выставлен в Музее истории Ленинграда, а его копия в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища.  

900 дней и ночей был оторван город на Неве от Большой земли. Легче его жителям стало после наступления советских войск в январе 1943 года, когда в фашистской обороне был пробит коридор шириной 8-11 километров. По нему пошли поезда и машины с продуктами.

Всем стало ясно: Ленинград выстоит и победит. Вражеский замысел задушить защитников города голодом не удался.

Полностью от блокады Ленинград был освобождён только в январе 1944 года. Несмотря на лужи и туман, необычные для этого времени года, многие жители вышли на площади и улицы к репродукторам, чтобы услышать по радио долгожданную радостную весть.

По привычке горожане жались к стенам домов, обходили участки улиц с надписями: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна», но вспомнив, что немецкие войска от города отброшены, улыбались. Ведь обстрелов больше не было.

Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тыс. человек. Поколения, пережившие голод и невзгоды войны, знают цену куску хлеба.

Заключительное слово учителя

Цена… каждый это понимает по-своему. Для одних, это бумажная карточка с цифрами, для других истинная стоимость, которую очень трудно и даже стыдно переводить в деньги. Почем колоски с зерном, собранные детскими руками в голодные послевоенные годы на изрытых снарядами полях?

Во что оценить блокадную пайку?

Да, сегодняшний кусок хлеба не замешан в крови.

Но почему же, желая о чем-то очень важном, мы сегодня повторяем старую как мир фразу. Это хлеб наш насущный. Может потому, что, хотя не хлебом единым жив человек, хлеб все-таки мы ставим на первое место?

Потому что хлеб – это хлеб!

«что может быть слаще хлеба,

Что может быть горше хлеба?

Что нужнее хлеба?

Что нам дороже хлеба?

Все начинается с хлеба

Кончается все людьми.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час для 7 класса Священный хлеб Блокады"

Классный час для 7 класса Священный хлеб Блокады"...

Сценарий классного часа для 5 класса "Священный хлеб блокады"

Материал предназначен для проведения классного часа, посвященного блокаде Ленинграда. Также может быть использован на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга....

Сценарий литературно-музыкальной композиции: "Священный хлеб блокады Ленинграда"

Цель: Сохранение исторической памяти о мужестве и трагедии мирного населения Блокадного Ленинграда.   Данный материал рассчитан на учащихся 5-11 классов....

Классный час "Священный хлеб блокадного Ленинграда"

Классный час посвящен блокаде Ленинграда....

Сценарий общешкольной акции "Хлеб блокады-2020".

Цель: гражданско-патриотическое воспитание школьников.Задачи: напомнить о беспрецедентной для 20 века блокаде Ленинграда, направленнойна уничтожение голодом миллионов жителей; вызвать у учас...

Классный час "Блокадный хлеб", посвященный дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

Цель: Сохранение исторической памяти о мужестве и трагедии мирного населения блокадного Ленинграда через интерактивные символы памяти...

Классный час " Священный хлеб блокады"

laquo;Священный хлеб блокады» Классный час Цель: формирование патриотизма, российской идентичности у школьников, чувства гордости за свою Родину и её вооруженные силы, за наш нар...