Классный час Профилактика правонарушений
классный час (7 класс)

Максимова Анна Сергеевна

Классный час Профилактика правонарушений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_profilaktika_pravonarusheniy_7b.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Таксимовская средняя общеобразовательная школа № 1

Им. А.А. Мезенцева»

Классный час (по профилактике правонарушений)

на тему:

«Правонарушения и ответственность»

                                                                                            Разработала:

Учитель русского языка и литературы

Максимова Анна Сергеевна

п. Таксимо
2022 год

«Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают».

Л.Н. Толстой

Цель: Познакомить детей с понятиями «проступок», «правонарушение», «преступление», «ответственность», с их значением в жизни человека.

Задачи:

  • Профилактика правонарушений несовершеннолетних.
  • Пропаганда правовых знаний.
  • Формирование законопослушного поведения студентов.
  • Развитие у учащихся чувства ответственности.
  • Развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию.

Оборудование: ноутбук, экран, проектор, бумага, ручки

Ход классного часа

1.Вступление.

Классный руководитель: Добрый день, уважаемые ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме - о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях. Тема нашего классного часа «Правонарушения и ответственность». 

Эпиграфом к нашему мероприятию взяты следующие слова Л.Н. Толстого (на доске):

«Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают».

Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК).

Тема «Правонарушения и ответственность» актуальна на сегодняшний день. Особенность преступности несовершеннолетних – её резкое «омоложение» в последние годы. К сожалению, общественно опасные деяния совершают дети 8-13 лет. Подростки зачастую не задумываются о своих проступках, ошибочно считая, что в этом нет ничего особенного. Даже совершая групповые правонарушения, они не отдают себе отчёт в том, что это противозаконно. Отвечая на вопрос, зачем ты это сделал, никто толком не отвечает. Чаще говорят: «Все пошли, и я пошёл». Часто подростки отвечают, что не знали, что этого делать нельзя, что это наказуемо. Но незнание закона не освобождает от ответственности.

2.Основная часть:

Классный руководитель: недавно мы присутствовали на общем классном часе с представителем полиции, посвященном беседе о правонарушениях.

Классный руководитель: Почему же подростки совершают преступления? Ведь сегодня, в наше мирное время, когда благосостояние народа значительно улучшилось, каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет. Почему? Как вы думаете? Каковы причины, приводящие несовершеннолетних к преступлению? Вот на этот вопрос мы с вами постараемся ответить в конце нашего занятия, чтобы знать, что приводит подростков к преступлению, и постараться этого избежать.

А сейчас мы с вами разбиваемся на группы и поработаем в группах.

Перед вами три понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление». Необходимо к этим понятиям найти определения.

(учащиеся ищут определения и записывают их на доске).

Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Классный руководитель: Всё верно.

Самые необдуманные поступки свойственны молодости, так как, к сожалению, не каждый подросток осознает, что совершает противоправные деяния, которые ведут к тяжелым и подчас неисправимым последствиям.

Попробуйте назвать эти поступки (учащиеся называют, классный руководитель поправляет и дополняет примеры)

- плохо учатся;
- курят и выпивают;

- дерутся, обижают маленьких;

- грубят сверстникам, и взрослым;
- лгут;
- разрисовывают стены;
- портят имущество;
- и многое другое.

Классный руководитель: Давайте проведем игру по разбору ситуаций. Каждая команда получает задание с записанной ситуацией. Разбирает эту ситуацию, разыгрывает ее, и отвечает на поставленные вопросы.

Ситуация № 1. Первокурсник Алеша не приезжает  в техникум с каникул, говорит, что не хочет посещать занятия. Как можно расценить поведение Алеши, как проступок, правонарушение или преступление?

(Проступок, так как Алеша ничего противозаконного не совершил)

- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал занятия в техникуме?

(Устав техникума, в котором прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса.)

- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

(Да.  Студент может получить дисциплинарное взыскание, классный руководитель или заведующий может вызвать в техникум родителей).

Ситуация № 2. Ученики Саша, Витя  и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку пива. В аллее около Дома Культуры ребята распили пиво. Как можно расценить их поведение?

(это правонарушение, так как они распивали пиво в общественном месте на территории Дома Культуры). Это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах». Штраф в размере от 500 до 1500руб.

Ситуация № 3. Ученики старших классов Алеша, Ваня и Сергей поджидали первоклашек за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия этих студентов, как проступок, правонарушение или преступление? (Эти ребята совершили преступление). Это вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации. Наказывается: ограничением свободы; арестом; лишением свободы.

Классный руководитель: Ну, и, конечно же, стоит отметить в качестве одного из основных факторов совершения подростками правонарушений — чувство безнаказанности. Подросток может совершить проступок, еще не подозревая о его аморальности. Одним из средств борьбы с правонарушениями с целью обеспечения правомерного поведения является юридическая ответственность. 

Вопрос: Что вы понимаете под словом ответственность?

(Ответственность – это обязанность отвечать за свои действия и поступки, необходимость выполнять требования, предъявляемые обществом).

Вопрос: С какого возраста человек несет ответственность за свои поступки?

(Административная и дисциплинарная ответственность наступает с 16 лет. Гражданская ответственность – с 18 лет. Уголовная ответственность наступает с 16 лет).

Вопрос: Ребята, назовите преступления, уголовная ответственность за которые наступает с 14 лет? (Ученики знакомятся с содержанием Статьи 20 УК РФ, распечатка которой есть у каждого на парте и называют преступления).

Задание группам: Определить виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.

Виды ответственности:

А- административная ответственность.

Г – гражданско – правовая.

У- уголовная.

Д - дисциплинарная

Виды нарушений:

  1. Порвал учебник одноклассника (Г)
  2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)
  3. Избил одноклассника (У)
  4. Совершил кражу мобильного телефона (У)
  5. Совершил прогул в школу (Д)
  6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)
  7. Разбил мячом окно. (Г)
  8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)
  9. Похитил телефон. (У)

4.Выступление психолога школы.

Проводится тренинг по профилактике правонарушений среди учащихся.

5. Заключение:

Классный руководитель: Итак, каковы же, по вашему мнению, основные причины совершения правонарушений подростками? Что приводит к правонарушениям? Я попрошу вас сформулировать свой самый главный и самый важный вывод, к которому вы пришли на сегодняшнем занятии. (учащиеся делают выводы)

1 группа:

Мы пришли к выводу: чтобы не совершить правонарушение, нужно…

2 группа:

Сегодня мы поняли, что самое важное для подростка – это…

3 группа:

Каждый человек должен нести ответственность за свои поступки, чтобы…

Классный руководитель: Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, мы будем совершать только хорошие поступки, так как, совершая проступок, вы не только нарушаете Закон, но и причиняете боль своим родным и близким людям.

6.Рефлексия.

Я прошу оценить результаты сегодняшнего занятия с помощью разноцветных смайликов, которые есть у каждой группы. Красный смайлик означает, что классный час был для вас очень важным, полезным и интересным. Жёлтый смайлик означает, что материал важен, интересен, но многое вы уже знали. Зеленый смайлик означает, что на занятии вам было скучно, неинтересно и вообще, всё это не важно для вас.

(Оценка результатов занятия с помощью разноцветных смайликов).

Спасибо за работу!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по профилактике правонарушений "Мы в ответе за свои поступки"

   Данный классный час разработан для учащихся 7-8 классов с целью профилактики правонарушений, прапогандой правовых знаний,формирования навыков самостоятельного принятия. ответ...

Классный час "Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних"

Классный час разработан с цель юпредотвращения правонарушений...

Классный час: "Профилактика правонарушений среди подростков"

- о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях....

Программа профилактики правонарушений и безнадзорности «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних »

Программа профилактики правонарушений  и безнадзорности «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних », расчитанная на 3 года...

Классный час "Профилактика правонарушений". 9-11 классы

Упрощенный сценарий классного часа по профилактике правонарушений в старшей школе....

Классный час «Профилактика правонарушений: предупреждение подростковой преступности»

Классный час «Профилактика правонарушений: предупреждение подростковой преступности»...